Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА / STRATEGY / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / INSTRUMENTS OF MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Д.В., Князева И.О., Агалакова А.В.

Рассматривается текущее положение машиностроительной отрасли на российском рынке, а также применение стратеги инновационного развития машиностроительного предприятия и инструментов маркетинга инноваций. Проведен анализ непосредственного влияния инструментов маркетинга на развитие стратегии инновационного развития, способствующее повышению конкурентоспособность выпускаемой машиностроительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND INSTRUMENTS OF MARKETING OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

In article the current position of machine-building branch in the Russian market and also application strategists of innovative development of machine-building enterprise and instruments of marketing of innovations is considered. The analysis of direct influence of instruments of marketing on the development of strategy of innovative development promoting increase competitiveness of the turned-out machine-building products is carried also out.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.2

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Д. В. Макаренко*, И. О. Князева, А. В. Агалакова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dar_makarenko@mail.ru

Рассматривается текущее положение машиностроительной отрасли на российском рынке, а также применение стратеги инновационного развития машиностроительного предприятия и инструментов маркетинга инноваций. Проведен анализ непосредственного влияния инструментов маркетинга на развитие стратегии инновационного развития, способствующее повышению конкурентоспособность выпускаемой машиностроительной продукции.

Ключевые слова: стратегия, стратегия инновационного развития, инструменты маркетинга.

STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND INSTRUMENTS OF MARKETING OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

D. V. Makarenko*, I. O. Knyazeva, A. V. Agalakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dar_makarenko@mail.ru

In article the current position of machine-building branch in the Russian market and also application strategists of innovative development of machine-building enterprise and instruments of marketing of innovations is considered. The analysis of direct influence of instruments of marketing on the development of strategy of innovative development promoting increase competitiveness of the turned-out machine-building products is carried also out.

Keywords: strategy, strategy of innovative development, instruments of marketing.

Машиностроение - это важнейшая комплексная область обрабатывающей промышленности. Задачей машиностроения является производство всевозможных машин и оборудования, так называемых средств производства. Именно этим и обусловлено то внимание, которое уделяется развитию машиностроения.

В современных экономических условиях функционирование и дальнейшее развитие машиностроительных предприятий напрямую зависит от их инновационной активности.

Однако, как свидетельствуют статистические данные последних лет, промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере. Важным является принятие активных мер по его преодолению и стимулированию инновационной деятельности. В данных условиях особое значение приобретает оценка экономической эффективности инноваций, а также выявление специфики и особенностей развития инновационной деятельности в отечественном машиностроении.

На сегодняшний день ни у кого уже не вызывает сомнений, что инновационная деятельность считается одной из основ развития общества. Как показывает опыт развитых стран, государство и общество должны оказывать помощь инноваторам. В зависимости от инновационных целей, характера и масштабов деятельности компании могут реализовывать различные инновационные стратегии.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2

Стратегия инновационного развития является элементом инновационной деятельности и атрибутом ее результативности и эффективности. Это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Любая стратегия имеет общие принципы, выделяют четыре различные группы таких принципов:

- принципы, используемые при оценке результатов деятельности предприятия в настоящем и в перспективе;

- принципы, по которым складываются отношения предприятия с его внешней средой и определяющие: какие виды продукции и технологии предприятие будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами;

- принципы, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации;

- принципы, по которым предприятие ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами [1].

Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют следующие.

1. Целевую ориентацию, т. е. организация непрерывного протекания инновационного процесса, как системы, которая должна способствовать преодолению негативных аспектов при передаче информации по стадиям инновационного цикла.

2. Системность инновационной деятельности, т. е. наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними.

3. Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций, учитывающая тенденции их изменения.

4. Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений.

5. Экономичность, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать оптимальной результативности инновационного процесса путем сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий, своевременного реагирования на запросы потребителей и т. п.

6. Иерархичность, т. е. обеспечение иерархического взаимодействия между элементами инновационной деятельности на вертикальных и горизонтальных уровнях системы [2].

Сегодня специфика ведения бизнеса такова, что главным фактором преуспевания предприятия на рынке являются постоянные нововведения.

Разработке стратегии инновационного развития машиностроительного предприятия предшествует выявление стадии жизненного цикла и этапов инновационного развития согласно логико-процессной модели для определения направлений ее осуществления.

Развитие инновационной деятельности машиностроительных предприятий требует другого управленческого мышления и специфических подходов к ее организации и ведению.

Практически вся производимая отечественная машиностроительная продукция является не конкурентоспособной на мировом рынке и потребляется на внутреннем. Глобализация и повышение открытости мировых рынков требует от машиностроительных предприятий повышения эффективности работы, такое повышение эффективности возможно за счет:

- немедленного введения антикризисных мер;

- частичной и не постоянной таможенной защиты внутреннего рынка на время технического перевооружения, для восстановления ценовой конкурентоспособности предприятий отрасли;

- мотивация технического перевооружения и модернизации производства, для снижения издержек, уменьшения сроков производства продукции и повышения качества;

- увеличение финансирования НИОКР, покупка по необходимости зарубежных технологий для разработки и освоения новой продукции и укрепления позиции на внутреннем и внешнем рынках [3].

Эксперты считают, что для России есть два направления развития: инновационный и энергосырьевой. Для инновационного развития необходима разработка и производство продукции с улучшенными характеристиками и замещением импортных машин. Такое развитие может увеличить стоимость производства до 14 805 млрд руб. в 2025 г. Для энергосырьевого развития должна произойти полная модернизация машиностроительного комплекса. На данный момент спрос на продукцию отрасли удовлетворяется за счет технологий предыдущего поколения и им-портозамещения, потом - благодаря частичной замене импортных технологий на отечественные. Для второго сценария увеличение производства прогнозируется до 9 623 млрд руб. в 2025 г. [4].

Невозможно не исключать, что в рамках ведения бизнеса необходимо перестроить методику ведения бизнеса, т. е. отказаться от советской и прейти к рыночной, улучшив финансовую устойчивость за счет оптимизации продуктового портфеля. Для этого следует использовать методы промышленного маркетинга, который имеет отличительные черты по сравнению с потребительским.

В целом, в отрасли машиностроения Российской Федерации необходимо масштабное обновление основных фондов для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, также большего регулирования со стороны государства воспроизводственного процесса с целью повышения инвестиционной активности не только отечественной, но и зарубежной для разработки и внедрения новых востребованных НИОКР. Реализация поставленных задач возможна с помощью стратегии развития машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Библиографические ссылки

1. Дрок Т. Е. О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 232-235. URL: https://moluch.ru/archive/ 69/11849/ (дата обращения: 12.03.2018).

2. Гарифуллин Р. Ф. Стратегии инновационного развития предприятия машиностроения [Электронный ресурс] // Вопр. инновационной экономики. 2011. С. 27-33. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/strategii-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiya-mashinostroeniya (дата обращения: 12.03.2018).

3. Коньшакова С. А., Кураленко О. Г. Перспективы развития инновационного машиностроения России [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1155-2012-03-21-06-00-56 (дата обращения: 12.03.2018).

4. Машиностроение: инновации и конкурентоспособность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.nasledie.ru/fin/6_2/6_2_4/article.php?art=3 (дата обращения: 12.03.2018).

© Макаренко Д. В., Князева И. О., Агалакова А. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.