Секция «Инновационная экономика и управление»
УДК 338.24
ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ ИНОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
И. О. Князева, Д. В. Макаренко, А. В. Агалакова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Knio95@mail.ru
Рассматривается взаимосвязь стратегий инновационного развития наукоемкого предприятия и инструментов маркетинга инноваций, основные проблемы вывода на рынок инновационной продукции.
Ключевые слова: инструменты маркетинга, маркетинг инноваций, стратегия инновационного развития.
INSTRUMENTS OF MARKETING AS MAKING THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE
I. O. Knyazeva, D. V. Makarenko, A. V. Agalakova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: Knio95@mail.ru
Article considers interrelation of strategy of innovative development of the knowledge-intensive enterprise and instruments of marketing of innovations. Also are considered the main problems of a conclusion to the market of innovative production.
Keywords: instruments of marketing, marketing of innovations, strategy of innovative development.
В зависимости от целей, характера и масштабов деятельности, компании могут реализовы-вать различные инновационные стратегии. Н. С. Соменкова трактует термин «инновационная стратегия» следующим образом: «совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций» [1].
Сама по себе инновационная стратегия немыслима без применения маркетинга. Маркетинг находит свое применение на всех стадиях жизненного цикла продукта. В настоящий момент особое внимание уделяется наукоемким предприятиям, существование которых немыслимо без инновационной деятельности. Инновационная сфера деятельности предприятий, в свою очередь, активно использует маркетинг в целях производства своего продукта. На рынке инновационной продукции имеет место такой вид маркетинга, как маркетинг инноваций. В. С. Миронова приводит следующее определение маркетинга инноваций: «деятельность по определению и продвижению товаров и (или) технологий, которые обладают существенно новыми свойствами» [2].
Рынок инновационных продуктов несколько отличен от рынка традиционных товаров, что должно учитываться при разработке маркетинговой политики компании. К факторам успеха инновационного продукта относятся две составляющие: техническая, определяющая высокую полезность инновационного продукта, и маркетинговая, учитывающая критерии выбора товара потребителем. Взглянув на инновационный продукт глазами потребителя, представив его ожидания относительно данного товара, производитель настраивается на направление, в котором ему стоит двигаться в целях достижения успеха.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2
Многие компании стараются действовать в рамках классических инструментов маркетинга, что на рынке инновационной продукции не всегда является действенным. Главная проблема выведения на рынок инновационной, незнакомой для рынка продукции - риск непринятия ее покупателями. С данной проблемой могут столкнуться любые предприятия, но для рынка инновационной продукции это особенно актуально. При выведении инновационного продукта на рынок (существующий или новый рынок) ситуация осложняется из-за особенностей нового продукта или рынка. Инновационный продукт может «провалиться», если не будет должной подготовки «своего» потребителя и адекватной стратегии выведения такого продукта на рынок. Сложно спрогнозировать, найдутся ли потребители для нового продукта, и какова будет их реакция.
Большинство имеющихся российских разработок в инновационной области не пытаются выйти на открытый рынок, а ищут финансирование за счет грантов, государственных и коммерческих венчурных фондов. Применение традиционных инструментов позиционирования на рынках не всегда возможно из-за уникальности и технологической сложности множества инновационных продуктов и отсутствия многих элементов классического рынка (например, прямых конкурентов). Кроме того, из-за дороговизны и необычности продуктов особое значение приобретает бренд компании, его репутация. Помимо этого фактора значимо создание так называемого «целостного продукта» [3] и необходимость послепродажного сервиса. Выведение инновационных продуктов на рынок, требующее учета покупательского поведения и сокращения риска дорогостоящего приобретения, нуждается в применении интерактивной бизнес-модели, когда стадии проектирования, разработки, производства и маркетинга осуществляются одновременно (параллельно). Именно такой подход используется в отношении инновационных продуктов.
Библиографические ссылки
1. Соменкова Н. С. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 1. С. 160-162.
2. Миронова В. С. Ценообразование : учеб. пособие. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та,
2008.
3. Савченко И. В., Митясова Е. А. Комплекс маркетинга на рынке корпоративных 1Т-решений // Индустриальный и Ь2Ь маркетинг. 2010. № 4. С. 22-40.
© Князева И. О., Макаренко Д. В., Агалакова А. В., 2018