Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития'

Стратегия инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3646
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА УСЛУГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGY / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATION / INNOVATIVE PRODUCTION / INNOVATIVE PRODUCT / AN INNOVATIVE FORM OF SERVICE / INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболотько Алексей Александрович

В статье рассматривается проблема формирования стратегии инновационного развития, состоящая из трех частей: максимальная генерация инноваций, скорость освоения инноваций и создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта. Предложено создание инновационного сектора экономики как механизма реализации такой стратегии. В нем формируются инновационные процессы, в результате которых создаются инновации как результат инновационного процесса, инновационные продукты как результат процесса инновационного производства и инновационная форма услуг (управление, продвижение и сопровождение инновационного продукта) как результат процесса инновационного менеджмента, инновационного маркетинга и инновационного сопровождения. В результате получаем единую стратегию инновационного развития российской экономики и ее отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation strategy

The formation problem of innovation development strategy, which consists of three parts: the maximum generation of innovation, development speed of innovation and the creation of an attractive offer for the consumer product innovation is considered in the paper. The creation of an innovative sector of the economy as a mechanism for implementing such a strategy is proposed. The innovative processes are formed in this sector, they are a precondition for the creation the innovations as a result of the innovative process, innovative products as a result of innovative production, and innovative form of services (management, promotion and support of innovative product) as a result of the innovation management process, marketing and innovation innovative support. The result is a unified innovative development strategy of the Russian economy and its sectors.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития»

www.hjournal.ru

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЗАБОЛОТЬКО АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

аспирант кафедры экономических наук, Ярославский Государственный Университет им. П. Г. Демидова,

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема формирования стратегии инновационного развития, состоящая из трех частей: максимальная генерация инноваций, скорость освоения инноваций и создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта. Предложено создание инновационного сектора экономики как механизма реализации такой стратегии. В нем формируются инновационные процессы, в результате которых создаются инновации как результат инновационного процесса, инновационные продукты как результат процесса инновационного производства и инновационная форма услуг (управление, продвижение и сопровождение инновационного продукта) как результат процесса инновационного менеджмента, инновационного маркетинга и инновационного сопровождения. В результате получаем единую стратегию инновационного развития российской экономики и ее отраслей.

Ключевые слова: стратегия инновационного развития; инновационный сектор экономики; инновация; инновационное производство; инновационный продукт; инновационная форма услуг; инновационные процессы.

INNOVATION STRATEGY

ZABOLOTKO ALEXEY, A.,

post-graduate student, Department of Economics, Yaroslavl State University Demidov P. G., e-mail: [email protected]

The formation problem of innovation development strategy, which consists of three parts: the maximum generation of innovation, development speed of innovation and the creation of an attractive offer for the consumer product innovation is considered in the paper. The creation of an innovative sector of the economy as a mechanism for implementing such a strategy is proposed. The innovative processes are formed in this sector, they are a precondition for the creation the innovations as a result of the innovative process, innovative products as a result of innovative production, and innovative form of services (management, promotion and support of innovative product) as a result of the innovation management process, marketing and innovation innovative support. The result is a unified innovative development strategy of the Russian economy and its sectors.

Keywords: innovative development strategy; innovative economy; innovation; innovative

production; innovative product; an innovative form of service; innovation processes.

JEL: O31.

Самое главное в инновационном развитии — это выработать его стратегию. В России экономику можно считать многострадальной. Кризис 1990 года, августовский 1998 года, ноябрьский 2008 года выработал у отраслей и

© А. А. Заболотько, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

предприятий не то, чтобы иммунитет, а, наоборот, неспособность стратегически мыслить и вырабатывать долгосрочные стратегии. Вся деятельность ограничивается краткосрочными проектами и бюджетной помощью. В этом заключается основная проблема безрезультативности программ, нацеленных на инновационное развитие. Необходимо прививать долгосрочный образ экономической мысли в нашей хозяйственной деятельности, т.е. формировать долгосрочную стратегию инновационного развития в виде создания инновационного сектора экономики системно, последовательно и продолжительно. Данный подход должен лечь на плечи не только государства, но и групп инновационных предприятий отрасли и каждого такого предприятия в отдельности, т.е. начать необходимо с долгосрочной стратегии. «Реальный бизнес возможен лишь в том случае, если учитываются длинные технологические и кооперационные связи» (Лисин и Узяков, 2002. С. 12).

Как утверждал Ян Тинберген, «следует помнить, однако, что в отношении научных исследований и разработок время упреждения весьма велико: исследования должны планироваться за долго до того, как понадобятся их результаты» (Тинберген, 1980. С. 61). Таким образом, необходима стратегия инновационного развития, когда уровень государственных интересов в экономике развивается в балансе с социальным уровнем. Далее Я. Тинберген определяет, что новая стратегия развития должна разрабатываться с учетом пяти основных компонентов: удовлетворение потребностей (индивидуальных, коллективных,

материальных, нематериальных), искоренение нищеты (поражающей тех, кто по разным причинам менее приспособлен к участию в производстве), развитие на собственной основе («в развитии страны полностью необходимо использовать силы, творческие способности и мудрость ее граждан, а также ее собственные ресурсы, культурное и природное наследие» (Тинберген, 1980. С. 93)), осуществление общественной власти (приоритеты, устанавливаемые правительством) и пятое, сбалансирование развитие окружающей среды (укрепление собственной основы развития). Данные компоненты стратегии являются краеугольными камнями в развитии любой государственной системы. В части инновационного развития выделим компоненты стратегии, такие как образование, развитие на собственной основе и осуществление общественной власти, т.е. триединство ума, возможностей и законодательной инициативы, которые являются, по мнению автора, основными компонентами инновационности. Поэтому реализация инновационных действий происходит на основе знаний и информации, на собственной основе возможностей, которые проявляются в стремлении организовать инновационное предприятие, достигнуть успеха или вывести отрасли в лидеры рынка. Это все, естественно, происходит с поддержкой государства в рамках законодательства, правил и регламентов. Стратегия инновационного развития будет более эффективной только при диверсификации групп предприятий, рынка и потребителя, т.е. при формировании инновационного сектора экономики. Основная государственная стратегия инновационного развития - это формирование инновационного сектора экономики и поддержка его инновационных процессов, насыщая результатами данных процессов инновационную форму рынка, создавая потребность в них для потребителя таких результатов. Таким образом, задачей стратегии инновационного развития является формирование инновационного сектора экономики.

В данном направлении разрабатывалась стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020». В ней рассматриваются три варианта инновационной стратегии: «вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, ...вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, ... вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях»1. Но в связи с кризисом 2008 года данную

1 См.: Инновационная Россия-2020 / Минэкономразвития. 2010, ^ 22-23. (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/doc20101231_016).

стратегию было необходимо скорректировать и появилась «Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика». В ней мы уже просматриваем вдумчивое формирование диалектического подхода, выявление основы развития общества, взаимосвязей экономики и социальной политики, т.е. «настоящая Стратегия базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике»2. Но этого мало, поскольку, реализовывая стратегию инновационного развития в системе политики выравнивания (по Яну Тинбергену), в т.ч. повышение производительности, необходимо сосредоточиться в инновационном секторе экономики на уровне инновационной формы рынка на трех составляющих: получение инноваций, инновационного продукта и инновационной формы услуг, — это и есть основные элементы стратегии инновационного развития. В данном случае мы создаем инновацию и инновационную технологию, формируем инновационное производство, а при помощи инновационных технологий формируем модернизированное производство. Таким образом, во-первых, разделяется квалификация и компетенция, согласно формам рынка, которые классифицируются, как инновационная, модернизированная и стандартная. Во-вторых, мы переносим конкуренцию во внутриотраслевую форму предложения инновационного продукта, т.е. мы заставляем конкурировать сами продукты (инновационные, модернизированные и стандартные) друг с другом между формами рынка. В-третьих, мы создаем предложение инновационного продукта, формируя под него последующий спрос через мультипликацию его через стандартное производство в стандартный продукт. Далее, необходима государственная система регулирования работы с инновациями и инновационным продуктом, помимо рыночных механизмов.

Стратегия инновационного развития делится на три части. Первая часть стратегии инновационного развития экономики — максимальная генерация инноваций, т.е. максимальное количество их создания посредством процесса инновационного в инновационном секторе экономики и заполнение ими уровня инновационной формы рынка, т.е. рынка инноваций.

Данная часть стратегии должна придерживаться следующих целей: эффективная социальная политика, промышленная политика и высокий уровень человеческого капитала. Остальные задачи решаются при решении вышеназванных трех, т.к. при этом, как следствие, возникает сильное государство, растет благосостояние людей, улучшается качество институциональной системы. До тех пор, пока отрасль не сформирует внутри себя необходимость и потребность внедрять инновации и работать с инновационным производством, она не сможет быть лидером, конкурентоспособной и финансово устойчивой.

Например, постоянно проводятся исследования, почему одна стратегия эффективнее другой, почему одни товары на пике продаж, а другие нет, почему одни инновации могут быть внедрены, а другие остаются неиспользованными. Ответ пытались найти «эксперты американской консультационной фирмы «Артур Д. Литтл» в рамках исследовательского проекта под названием «Прорывы». Они пришли к выводу, что истории успехов весьма специфичны. Но помимо технологической и коммерческой новизны новшества объединяло одно важное обстоятельство — создание организационных и экономических условий для их «выращивания», целенаправленное управление процессом нововведений в фирме» (Грачев, Соболевская, Кузин и Стерлин, 1991. С. 50). Поэтому необходимо выработать такую стратегию инновационного развития, чтобы она не отторгалась инновационным предприятием, его коллективом. Чтобы новые идей, предложения, инициативы, поступающие снизу, всегда вписывались в принятую стратегию инновационного развития такого предприятия.

Вторая часть стратегии инновационного развития экономики — скорость

2 См.: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика" / Группа. 2012, с. 3. (http://www.2020strategy.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

освоения инноваций. Инновационная форма рынка, как правило, необходима для того, чтобы быстрее осваивать инновации. Знать какие задачи решать и к каким целям двигаться для достижения результатов. Например, в 1947 году был изобретен транзистор в Bell Laboratories. Все понимали, что он заменит вакуумную лампу, и изделия из него будут компактнее и легче, но никто, ничего не делал, чтобы достичь данного результата. Все в США предполагали, что данная инновация приживется на рынке только к 1970-м годам. Категорическое заблуждение! Надо было просто брать и делать, внедрять, производить. Этим воспользовался Акиа Морито президент Sony, компанию которую никто не знал за пределами Японии, поехал в США и приобрел лицензию на новый транзистор у Bell Labs за смехотворную сумму. Два года спустя Sony выпустила транзисторный приемник, который был легче аналога в пять раз и дешевле в три раза, а через три года в США рынок дешевых радиоприемников принадлежал Sony. Поэтому необходимо, чтобы каждая инновация была быстрее освоена в инновационном производстве и преобразовалась в инновационный продукт.

Третья часть стратегии инновационного развития экономики — создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта. Какую ценность инновационный продукт создает для потребителя, в чем он полезен. За что потребитель платит, за товар ли или за право им обладать? Необходимо формировать предложение для потребителя, создавая потребность в инновационных продуктах.

Вывод: для реализации стратегии инновационного развития

необходима максимальная генерация инноваций, скорость освоения инноваций и создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта.

Также необходимо усиливать инновационную стратегию в корпоративном плане. «В существующей системе стратегий выведение на рынок новых продуктов и услуг на основе внедрения продуктовых и технологических инноваций относится к стратегиям роста. Это означает, что в корпоративном плане стратегии инноваций не придается приоритетного значения. Данную стратегию принято отождествлять с производственно-хозяйственным, а не корпоративным менеджментом» (Трифилова, 2005. С. 71). Это необходимо для того, чтобы стратегия инновационного развития предполагала постановку общих задач и целей как для инновационного предприятия, так и для всей группы инновационных предприятий всей отрасли.

В стратегии необходимо среднее и долгосрочное планирование и контроль над выполнением результатов. Цель государственной стратегии инновационного развития — это формирование инновационного сектора экономики со всеми его инновационными процессами: 1. Формирование инновационного процесса во всех производственных, научных, образовательных структурах, т.е. получение инноваций в любом месте, на любом уровне. 2. Формирование процесса инновационного производства на всех производственных предприятиях любых отраслей, т.е. получение инновационного продукта. 3. Формирование процесса инновационного менеджмента, инновационного маркетинга и сопровождения инновационного продукта на инновационной форме рынка, т.е. получение инновационной формы услуг, таких как управление, продвижение и использование инновационного продукта.

Принцип же реализации стратегии инновационного развития один: создание благоприятных условий для решения задач стратегии инновационного развития на государственном, коммерческом и научном уровне. Это изменение структуры потребления, создание единой инновационной инфраструктуры, формирование инновационных производств.

В формировании стратегии инновационного развития необходимо изменять структуру потребления, т.е. формирование инновационного сектора экономики предполагает особую работу с инновациями, прежде всего: 1. Разделить инновации на природного происхождения: использование геотермальной, солнечной энергии,

термоядерной и энергии морских приливов, биоэнергии, геном, гравитация, время, пространство и т.д. На искусственного происхождения: двигатели и механизмы искусственно созданные и работающие при помощи искусственно созданных как приспособлений, так и источников энергии. 2. Создать единую государственную бесплатную базу для самостоятельных национальных разработок и исследований, включая национальную информационную базу инноваций. 3. Создать систему распределения и внедрения в инновационное производство инноваций с предоставлением информации о разработках, исследованиях и конечном продукте (описательная часть) правительственной комиссии по инновациям. Как следствие, создать на каждом производстве экспериментальные цеха и лаборатории за бюджетный счет в части государственной программы инновационного развития: «программа исследований создания инноваций и инновационных производств на каждом производственном инновационном предприятии».

Таким образом, в рамках стратегии инновационного развития создается единая инновационная инфраструктура, единая база исследований и разработок. В инфраструктуру будут входить: 1) все лаборатории и экспериментальные цеха на инновационных предприятиях с государственным финансированием, вошедшие в единую структуру инновационного производства; 2) все государственные и общественные институты, где произошел перевод фундаментальных исследований в область прикладных; 3) все преференции для использования инноваций на частных предприятиях. Это будет достигаться следующими действиями: во-первых,

созданием специальной комиссии для отбора инноваций и внедрением их там, с какого предприятия они пришли или на каком были произведены; во-вторых, подбором и внедрением инноваций, имеющих «повсеместный характер», как для экономики и любого инновационного производства, так и для населения, отдельных индивидуумов; в-третьих, исключением применения так называемых «нулевых» инноваций, не несущих социальную пользу.

В рамках стратегии инновационного развития, относительно инновационного продукта, необходимо больше внимания уделить его получению, т.е. формированию инновационных производств. Поскольку, если мы сосредоточимся на формировании только рынка инноваций, то рискуем не получить конечный результат в виде конечного инновационного продукта. Поскольку с ускоренными тенденциями развития экономики, обмена, заимствований, собственных разработок мы выравниванием и насыщаем уровень рынка инноваций, но не затрагиваем уровень рынка инновационного продукта, где создаются инновационные производства и осваиваются инновации. Таким образом, необходимо обеспечить практическое применение инноваций через инновационное производство, т.е. формировать инновационную форму рынка на ее втором уровне — рынок инновационного продукта (инновационное производство).

В рамках стратегии инновационного развития, относительно отрасли, ей в большей степени необходимо отталкиваться от самого рынка, его инновационной, модернизированной и стандартной форм, чтобы все многообразие хозяйственной деятельности можно было понять, спрогнозировать и воздействовать на него. Потому что инновационный сектор является поставщиком инновационных технологий для модернизированного сектора и поставщиком инновационного продукта для стандартного сектора, что является диффузией и мультипликацией, соответственно, развивая все уровни рынка. «Сегодня рынок уже не реагирует на весьма действенные в прошлом стратегии. Просто стало слишком много товаров, компаний и вообще маркетинговой шумихи» (Райс и Траут, 2001. С. 15). Стратегия инновационного развития предполагает увеличение в отраслях концентрации инноваций и инновационных продуктов. Необходимо сосредоточиться на стратегии формирования внутригосударственной инновационной формы рынка. Сосредоточить в нем инновационные предприятия, убрав границы доступа к информации по инновациям и инновационным технологиям, в части патентов, ноу -хау, свидетельств на полезные модели с государственным регулятором прав на

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

правообладательство. Убрать сертификацию, ГОСТы и регламенты, пока не появится первый инновационный экземпляр, т.е. инновация, с обязательным выкупом по себестоимости данной разработки государством, если она не востребована рынком. Необходимо дать полную амнистию всем тем, кто занимается процессом инновационным, т.е. получением инноваций. В последующих инновационных процессах, таких как — инновационное производство и инновационная форма услуг, следует применять все регламенты, ограничения и законодательные формы. В противном случае, не создав преференцию для создания инноваций, мы ее никогда не получим, т.к. заинтересованность у производителя и предложение потребителю будут отсутствовать. Тогда превращение инновации в стандартный товар массового спроса может не произойти. Возможно, такой как, например, интернет, компьютер, сотовый телефон и т.п. «Для развития производительных сил и подъема российских производств в ближайшее десятилетие необходимо, чтобы российское производство ориентировалось не на экспорт, а на обеспечение внутреннего рынка» (Нигматулин, 2009. С. 29) инновационным продуктом, если продолжить, по мнению автора. И это должно быть инновационное производство, которое использует инновации для создания такого продукта. Подведем итог: единая стратегия инновационного развития российской экономики и ее отраслей - это развитие инновационного сектора экономики, с практическим наполнением его уровней инновационной формы рынка внутри государства, т.е. формированием инноваций, инновационных продуктов и инновационной формы услуг, при повсеместном создании инновационных производств внутри государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грачев М. В., Соболевская А. А., Кузин Д. В. и Стерлин А. Р. (1991). Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под. ред. д. экон. н. А. А. Дынкина. М.: ЭКОНОМИКА, 127 с., с. 50.

Инновационная Россия-2020 / Минэкономразвития. 2010, c. 22-23. (http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016).

Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика" / Группа, 2012, с. 3. (http://www.2020strategy.ru).

Лисин В. С. и Узяков М. Н. (2002). Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования: Монография — учеб. пособие. М.: ТЕИС, 215 с., с.12.

Нигматулин Р. И. (2009). Кризис и модернизация России — тринадцать теорем. Московский Комсомолец, 28 августа, с. 29.

Райс Э. и Траут Дж. (2001). Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 256 с., с. 15.

Тинберген Я. (1980). Пересмотр международного порядка. М.: Пер. с англ. «Прогресс», с. 61, 93.

Трифилова А. А. (2005). Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, с. 71.

REFERENCES

Grachev M. V., Sobolevskay A. A., Kuzin D. V. and Sterlin A. R. (1991). Capitalist governance: Lessons 1980 / Ed. by A. A. Dynkin. M: Economics, 127 p., p. 50. (in Russian).

Innovative Russia-2020 / Ministry of Economic Development, pp. 22-23. (http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016). (in

Russian).

The final report on the expert work results on the issues of social-economic strategy of Russia until 2020 "Strategy 2020: New Growth Model - a new social policy" /

Group, 2012, p. 3. (http://www.2020strategy.ru). (in Russian).

Lisin V. S. and Uzyakov M. N. (2002). Branch in the system of linkages: Opportunities for analysis and forecasting: monograph - textbook. M.: TEIS, 215 p., p. 12. (in Russian).

Nigmatulin R. I. (2009). The crisis and the modernization of Russia - thirteen theorems. Moskovsky Komsomolets, August 28, p. 29. (in Russian).

Rice E. and Trout J. (2001). Positioning: The Battle for recognition / transl. from English Y. N. Kapturevsky. St. Petersburg: Piter, 256 p., p. 15. (in Russian).

Tinbergen J. (1980). Revision of the international order. M.: "Progress", p. 61, 93. (in Russian).

Trifilova A. A. (2005). Evaluating the effectiveness of innovative development company. M.: Finance and Statistics, p. 71. (in Russian).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.