Научная статья на тему 'Стратегия инновационного прорыва Российской экономики'

Стратегия инновационного прорыва Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракаева Е. У.

Острейшая, судьбоносная проблема для России начала XXI в. выбор и последовательная реализация долгосрочной стратегии, опирающейся на внутренние источники роста. С каждым годом становится все более очевидным, что упование на благоприятную конъюнктуру мировых рынков опасно, что эта конъюнктура в любой момент может резко измениться, как не раз бывало в прошлом. Тогда потоки мировой нефтегазовой ренты иссякнут, страна лицом к лицу окажется с обветшавшим основным капиталом, неконкурентной продукцией обрабатывающих отраслей, засильем ТНК во многих секторах экономики, с лишенной стратегического видения правящей и деловой элитой [4, с. 59].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного прорыва Российской экономики»

2. Государственное регулирование рыночной экономики, /под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М.: Экономика, 2000. С. 146.

3. Кетова Н. Становление рынка труда в аграрной сфере. // АПК : Экономика, управление. 1994. № 4. С. 47-52.

4. Некоторые подходы к экономической оценке производственного потенциала сельскохозяйственного производства на разных уровнях. - Нальчик: ЗАО «Насып», 2004. 162 с.

5. ПигуА.С. Экономическая теория благосостояния. Том 2. - М.: Прогресс, 1985. 456 с.

КАРАКАЕВА Е.У.

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА

* РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ л_

I--

о (О

X Острейшая, судьбоносная проблема для России начала XXI в. - выбор и последователь-^ ная реализация долгосрочной стратегии, опирающейся на внутренние источники роста. С а, каждым годом становится все более очевидным, что упование на благоприятную конъюнктуру мировых рынков опасно, что эта конъюнктура в любой момент может резко измениться, 1Л как не раз бывало в прошлом. Тогда потоки мировой нефтегазовой ренты иссякнут, страна | лицом к лицу окажется с обветшавшим основным капиталом, неконкурентной продукцией I- обрабатывающих отраслей, засильем ТНК во многих секторах экономики, с лишенной страте-|\ гического видения правящей и деловой элитой [4, с. 59]. Пока не поздно, пока «гром не гря-□ нул» нужно круто менять курс, приняв в качестве главного ориентира стратегию прорыва, ГУ инновационного обновления экономики. И сделать это должно, прежде всего, государство, ^ ответственно выполняя свою стратегически-инновационную функцию - главную функцию капитана огромного, потрепанного бурями и кризисами корабля в бушующем океане.

1. Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономическим, на-

р

учно-техническим, социальным и нравственным императивом для современной Рос-

о. сии, ее политической, деловой, интеллектуальной элиты:

| - экономическим императивом, так как только на основе радикального инновационно-^ го обновления критически устаревших основных фондов и выпускаемой продукции о возможно обеспечить конкурентоспособность российской экономики, высокие устой° чивые темпы экономического роста, увеличения доходов предприятий, государства и ф населения. Это тем более необходимо, что в условиях глобализации и развертывающе-о гося научно-технологического переворота планка конкурентоспособности на мировом о (а значит, и на внутреннем) рынке в ближайшие десятилетия существенно поднимется,

и тот, кто отстанет, потеряет позиции, окажется под контролем мощных ТНК; о - научно-техническим императивом - ибо только на основе освоения и распростране-о ния кластера базисных и волны реализующих и улучшающих инновации современно° го пятого и перспективного шестого технологических укладов возможно сохранить и со реструктуризировать научно-технический потенциал страны, обеспечить ей достой-о ное место в глобальном научном и технологическом пространстве. Без растущего £ спроса со стороны реальной экономики и энергичной поддержки государства, без И интенсивной интеграции академической и отраслевой науки, вузов и обновляющего-£ ся производства Россия надолго потеряет некогда лидировавшие в мире, а ныне стат реющие научные школы, когорты активных изобретательских и инженерных кадров, '! постоянно подпитывавшихся талантливой, устремленной к техническому творчеству о молодежью, на десятилетия окажется на дальней периферии мирового научно-техни-^ ческого прогресса;

- социальным императивом, так как только на основе роста продаж инновационных

§ товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках можно обеспечить высокую за-

(Т) нятость квалифицированного труда, достойный уровень доходов для работающих и

пенсионеров, понесших крупные потери в результате антисоциальных рыночных реформ 90-х годов, необходимые ресурсы для реализации масштабных социальных программ. Лишь при реализации стратегии инновационного прорыва ст. 7 Конституции РФ, гласящая, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, из красивой фразы превратится в реальную действительность; - нравственный императив, так как поколение 90-х годов, получив в наследство от предыдущих поколений мощный, технологически развитый, хотя и стареющий экономический и научно-технический потенциал, за сравнительно короткий срок бездарно растратило значительную часть этого наследства, что привело к структурной и технологической деградации экономики, предельной социальной поляризации, и залезло в долг будущим поколениям, хищнически используя природные ресурсы и наращивая внешний и внутренний долги, потеряв значительную часть цивилизаци-онных ценностей. Только на основе реализации стратегии инновационного прорыва ^ возможно добиться перелома сложившихся весьма опасных тенденций, передать следующим поколениям возрождающуюся страну, занимающую достойное место среди [] локальных цивилизаций четвертого поколения [1, с. 148]. ®

2. Россия имеет реальные предпосылки для реализации стратегии инновационного прорыва, перехода на путь инновационного развития на основе избранных приоритетов. ^ Какие это предпосылки? И

Во-первых, пока еще сохраняющийся мощный, многогранный интеллектуальный, научно- ^ технический потенциал, полученный в наследство от предыдущих поколений, - передовые научные и конструкторские школы, высокотехнологичные предприятия оборонно-промыш- о ленного комплекса, запас эффективных технологий двойного назначения, значительный фонд отечественных изобретений. Правда, этот потенциал быстро стареет и истощается, и если его не привести в ближайшее время в действие, он может быть безвозвратно или надолго утерян. □ Во-вторых, образовательный потенциал - наличие значительного количества разносто- ^ ронне подготовленных, творчески мыслящих и инициативных ученых, конструкторов, инже- О неров, программистов, менеджеров, экономистов. Это и есть исходная кадровая основа для 0 базисных инноваций. Однако и она недолговечна. Значительная часть талантливой молоде- Ей жи эмигрирует либо идет в сферы коммерческой деятельности. Направленная на стандар- § тизацию, переход на тестовую систему, реформа образования ослабит творческую способ- ^ ность выпускников российских школ и вузов находить неожиданные эффективные решения Ц нестандартных задач. >

В-третьих, высокий уровень обеспеченности страны разнообразными природными ре- 2 сурсами избавляет от необходимости тратить крупные средства на их импорт, более того дает ^ дополнительные возможности (включая мировую природную ренту) для инновационного $ обновления экономики. Но для этого нужно не копить, не откладывать средства «на черный о день» в виде валютных резервов Центробанка и стабилизационного фонда правительства, а о направлять весомую их часть на инновационное преобразование экономики, иначе «черный день» наступит быстрее и будет более разрушительным. £5

В-четвертых, Россия занимает выгодное геостратегическое положение. Она является яд- £5 ром пока еще не полностью распавшейся евразийской цивилизацией и может стать центром ^ инновационной трансформации СНГ, совместных выступлений с инновационной продукцией § как на внутренних рынках этих стран, так и на мировых рынках. Развивая научно-техноло- о гическое сотрудничество с быстро развивающимися экономиками Китая и Индии, страна мо- о-жет получить крупные рынки для инновационной продукции. Находясь на выгодных транс- | портных путях Восток-Запад, Север-Юг, развивая международные транспортные коридоры, о страна может получать растущий объем доходов (включая мировую транспортную ренту) для ® инновационной трансформации экономики.

В-пятых, разговоры о том, что Россия не имеет достаточных средств для инновационно- о го прорыва, являются обманом, вольным или невольным. В России сейчас имеется избыток ^

капитала, который не находит инновационно-производительного применения и в крупных ^ масштабах вывозится за границу. Инвестиции в основной капитал составили в 2003 г. около § 72 млрд долл.; однако нужно придать им инновационный характер. Капитал 25 российских ^

миллиардеров по оценке американского журнала «Форбс» превышает 72 млрд долл.; значительная его часть находится за рубежом. Валютный резерв Центробанка превысил его, он размещен, в основном в долларах и в американских ценных бумагах, обслуживает американскую, а не российскую экономику [6]. К этому следует добавить стабилизационный фонд правительства: неиспользованные остатки средств в региональных бюджетах, крупные ресурсы предприятий и коммерческих банков, в малой степени вкладываемых в инвестиции в основной капитал; значительные средства на руках у населения. Экономика перенасыщена свободным капиталом, не хватает желания и умения использовать его для инновационного обновления производства.

3. Реализация стратегии инновационного прорыва требует квалифицированного выбора стратегических приоритетов и выработки эффективного механизма их осуществления.

Обречена на неудачу попытка охватить все поле научно-технологического прогресса, распылив силы и средства. Необходимо выбрать сравнительно узкое поле стратегий иннова-^ ционного прорыва, исходя из четких критериев: технологических потребностей экономики, _л определения эффективных рыночных ниш; технологического уровня, перспективной кон-

□ курентоспособности инновационных продуктов и технологий; наличия отечественных за® делов - фундаментальных разработок, крупных изобретений, конверсионных технологий;

уровня социально-экономической эффективности инновационных продуктов и технологий ^ [3, с. 183]. Включаемые в перечень национальных инновационных приоритетов стратегии и проекты должны быть подвергнуты инновационно-технологической экспертизе, конкурсно-^ му отбору и общественному обсуждению.

;> Потребуется разработка действенного механизма реализации избранных приоритетов в рамках национальной инновационной системы. Этот механизм должен включать следующее: разработку, периодическую корректировку и продление долгосрочных прогнозов социально-экономического и инновационно-технологического развития страны с учетом

□ мировых тенденций; выбор приоритетов, разработку федеральных, региональных и межре-^ гиональных стратегических планов и целевых программ, реализующих выбранные приори-О теты; весомую государственную поддержку (прямую и косвенную) базисных инноваций в 0 производстве и инноваций в нерыночном секторе; защиту интеллектуальной собственности ти и создание достаточных стимулов для ее использования, особенно изобретений. Госу-

0 дарство не может отказаться от прямой поддержки базисных инноваций, ограничившись ф созданием правового поля (кстати, до сих пор нет ни одного федерального закона в области § инноваций и инновационной политики) и финансированием оборонных инвестиций [5, с. > 79]. Государство должно активно выполнять одну из важнейших своих функций - иннова-

5 ционно-стратегическую.

1 4. Для реализации стратегии инновационного прорыва необходима консолидация здорово вых сил общества. Что это за силы?

^ Во-первых, это научно-техническая интеллигенция - ученые, конструкторы, инженеры, ^ изобретатели, главной функцией которых является производство новых знаний и их вопло-о щение в инновации. Эта часть общества в наибольшей мере пострадала в результате резкого

2 сокращения государственной поддержки и предпринимательского спроса. Но она в послед-2 нее время активизируется. Формируются основы новой научной парадигмы, появляются зна-^ чимые изобретения. Состоявшийся в ноябре 2003 г. съезд инженеров России показал при-о знаки оживления инженерного корпуса. Интеграция науки, вузов и производства, активная о государственная научно-образовательная политика, заинтересованность органов власти в ^ научно-техническом обосновании и реализации стратегических инновационных приорите-| тов помогут передаче этому социальному слою роли инициатора инновационных прорывов. о Во-вторых, это растущий слой предпринимателей, как крупных, так и мелких, которые

6 начинают понимать, что без науки, без инноваций невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выжить и победить в конкурентной борьбе, что целью предпринимаем тельства в рыночной экономике является не максимальная текущая прибыль, а устойчивое

перспективное положение на рынке, возможность получать инновационную сверхприбыль, о осваивать новые и расширять существующие рыночные ниши.

о В-третьих, это часть государственных служащих, которые видят свое призвание и свой 00 долг в повышении конкурентоспособности отечественной экономики и ее устойчивом росте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.