Научная статья на тему 'Стратегия импортозамещения как системообразующий элемент российской региональной экономики'

Стратегия импортозамещения как системообразующий элемент российской региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENT POLICY / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / THE TERRITORIAL BRANCH OF IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / PRIORITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев Николай Александрович

Сущность и природа стратегии импортозамещения способствовали установлению взаимосвязи между ней и возможностями социально-экономической трансформации территорий, что позволило автору сформулировать авторскую трактовку стратегии импортозамещения, представляющую собой особую форму государственной политики в сфере промышленности и стратегическую последовательность действий, направленных на защиту отечественного товаропроизводителя посредством замещения импортируемой промышленной продукции товарами собственного производства. Посредством систематизации и обобщения научных подходов к сущности и природе стратегии импортозамещения была установлена связь между ней и возможностями социально-экономической трансформации территорий, то есть реализация импортозамещения должна сопровождаться глубокой трансформацией социально-экономической среды в результате максимального использования имеющегося потенциала развития территории. Вместе с этим, стремление страны к импортозамещению не может сопровождаться полным отказом от импорта, чтобы создать во всех отраслях экономически эффективное производство. Наличие существующего ограничения доступных ресурсов делает такие действия невозможными. А также перечень отраслей для импортозамещения не может быть исчерпывающим, поскольку в каждой стране есть производства, уровень развития которых недостаточен, либо вообще его не существует, а спрос на продукцию такого производства существует. Стремление по развитию производства какой-либо продукции при недостаточных ресурсах и/или мощностях на внутренней территории может способствовать возникновению большей зависимости от импорта, поскольку предприятиям необходимо проводить закупки все большего количества сырья и материалов для производства расширенного ассортимента продукции, которая нужна для производства конкретного товара. Как следствие, себестоимость производимой продукции формируется на уровне более высоком, чем у зарубежных поставщиков. Поэтому принимая решение об импортозамещении следует с осторожностью подходить к выбору отраслей и ориентироваться на те сферы деятельности, в которых государство имеет весомое отраслевое преимущество, или у нее есть потенциал получения таких преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A SYSTEM ELEMENT OF THE RUSSIAN REGIONAL ECONOMY

The essence and the nature of the import substitution strategy helped to establish the relationship between it and the possibilities of social and economic transformation of the territory, which allowed the author to formulate the author's interpretation of the strategy of import substitution, which is a special form of state policy in the sphere of industry and strategic sequence of actions aimed at protecting domestic producers by substituting imported industrial own production of goods. By systematization and generalization of scientific approaches to the essence and nature of the strategy of import substitution was a link between it and the possibilities of social and economic transformation of the territories, it is the realization of import substitution must be accompanied by a profound transformation of the socio-economic environment resulting in maximum utilization of the existing potential of the territory. At the same time, the desire of the country to import substitution may not be accompanied by the complete abandonment of the import to create in all fields of cost-effective production. The presence of the existing constraints of available resources makes such action impossible. As well as a list of industries for import substitution can not be exhaustive, since each country has production, the level of which is insufficient, or in general it does not exist, and the demand for the products of such production exists. The desire to develop the production of any product with insufficient resources and / or facilities of inland may contribute to a greater dependence on imports, as businesses need to conduct the procurement of the increasing quantity of raw materials for the production of an expanded range of products, which is necessary for the production of a particular product. As a consequence, the cost of production is formed at a level higher than that of foreign suppliers. Therefore, taking a decision on import substitution should be cautious in the selection of sectors and focus on those areas of activity in which the state has a weighty sectoral advantage, or it has the potential of obtaining such benefits.

Текст научной работы на тему «Стратегия импортозамещения как системообразующий элемент российской региональной экономики»

УДК 332.025.1

СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2016

Киселев Николай Александрович, аспирант кафедры экономических и финансовых дисциплин Московский гуманитарный университет, Москва (Россия)

Аннотация. Сущность и природа стратегии импортозамещения способствовали установлению взаимосвязи между ней и возможностями социально-экономической трансформации территорий, что позволило автору сформулировать авторскую трактовку стратегии импортозамещения, представляющую собой особую форму государственной политики в сфере промышленности и стратегическую последовательность действий, направленных на защиту отечественного товаропроизводителя посредством замещения импортируемой промышленной продукции товарами собственного производства. Посредством систематизации и обобщения научных подходов к сущности и природе стратегии импортозамещения была установлена связь между ней и возможностями социально-экономической трансформации территорий, то есть реализация импортозамещения должна сопровождаться глубокой трансформацией социально-экономической среды в результате максимального использования имеющегося потенциала развития территории. Вместе с этим, стремление страны к импортозамещению не может сопровождаться полным отказом от импорта, чтобы создать во всех отраслях экономически эффективное производство. Наличие существующего ограничения доступных ресурсов делает такие действия невозможными. А также перечень отраслей для импортозамещения не может быть исчерпывающим, поскольку в каждой стране есть производства, уровень развития которых недостаточен, либо вообще его не существует, а спрос на продукцию такого производства существует. Стремление по развитию производства какой-либо продукции при недостаточных ресурсах и/или мощностях на внутренней территории может способствовать возникновению большей зависимости от импорта, поскольку предприятиям необходимо проводить закупки все большего количества сырья и материалов для производства расширенного ассортимента продукции, которая нужна для производства конкретного товара. Как следствие, себестоимость производимой продукции формируется на уровне более высоком, чем у зарубежных поставщиков. Поэтому принимая решение об импортозамещении следует с осторожностью подходить к выбору отраслей и ориентироваться на те сферы деятельности, в которых государство имеет весомое отраслевое преимущество, или у нее есть потенциал получения таких преимуществ.

Ключевые слова: государственная политика, территориальная отраслевая стратегия импортозамещения, опережающее развитие

STRATEGY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A SYSTEM ELEMENT OF THE RUSSIAN

REGIONAL ECONOMY

© 2016

Kiselyev Nikolay Alexandrovich, post-graduate student ^air of economic and financial disciplines Moscow University for the Humanities, Moscow (Russia)

Abstract. The essence and the nature of the import substitution strategy helped to establish the relationship between it and the possibilities of social and economic transformation of the territory, which allowed the author to formulate the author's interpretation of the strategy of import substitution, which is a special form of state policy in the sphere of industry and strategic sequence of actions aimed at protecting domestic producers by substituting imported industrial own production of goods. By systematization and generalization of scientific approaches to the essence and nature of the strategy of import substitution was a link between it and the possibilities of social and economic transformation of the territories, it is the realization of import substitution must be accompanied by a profound transformation of the socio-economic environment resulting in maximum utilization of the existing potential of the territory. At the same time, the desire of the country to import substitution may not be accompanied by the complete abandonment of the import to create in all fields of cost-effective production. The presence of the existing constraints of available resources makes such action impossible. As well as a list of industries for import substitution can not be exhaustive, since each country has production, the level of which is insufficient, or in general it does not exist, and the demand for the products of such production exists. The desire to develop the production of any product with insufficient resources and / or facilities of inland may contribute to a greater dependence on imports, as businesses need to conduct the procurement of the increasing quantity of raw materials for the production of an expanded range of products, which is necessary for the production of a particular product. As a consequence, the cost of production is formed at a level higher than that of foreign suppliers. Therefore, taking a decision on import substitution should be cautious in the selection of sectors and focus on those areas of activity in which the state has a weighty sectoral advantage, or it has the potential of obtaining such benefits.

Keywords: government policy, the territorial branch of import substitution strategy, priority development

Постановка проблемы

Стратегия импортозамещения представляет собой особую форму проведения структурно-экономической трансформации региональных экономических систем, которая ориентирована на «догоняющее развитие». Такая концепция общегосударственного развития обеспечивает устранение дифференциации развития отдельных территориальных образований и преодоление отраслевых и воспроизводственных диспропорций, что может при определенных условиях выступать как источник экономической трансформации территорий на основе системных преобразований и экономической реконструкции [3]. Условиями реализации стратегии импортозамещения являются правильный выбор источников роста, формирование институциональной среды,

изучение динамики факторов внешней среды.

Дискуссия о важности и значимости государственной политики, направленной на реализацию импортоза-мещения, проводится уже давно (С.Ю. Глазьев [1], С.С. Губанов [2], И.Х. Джанхотов [3] и др.) и, несомненно, что сегодня данное направление не просто не теряет своей актуальности, а, наоборот, становится неизбежной. Вместе с этим, мировой опыт показывает, что модель импортозамещения в чистом виде не может быть долговечной и может серьезно ухудшить кризисную ситуацию [6].

В соответствии с исторически сформировавшейся точкой зрения импортозамещение - это процесс, проводимый на уровне экономики государства в целом, при котором происходит производство необходимой для

внутренних потребителей товаров отечественными производителями (тех, кто осуществляет деятельность внутри страны) [2]. Данный процесс можно назвать реактивным или упреждающим:

- если процесс реактивный, то проводится вытеснение иностранных производителей с сегментов рынка, которые выбраны в качестве точек роста стратегии;

- если процесс упреждающий, то проводится выпуск продукции в рамках импортозамещения таким образом, чтобы ограничить или не допустить иностранные предприятия-конкуренты на товарные рынки внутри государства.

И первый, и второй процесс импортозамещения можно осуществить при помощи усиленного регулирования органов государственной власти и/или опираясь преимущественно на рыночные механизмы:

- первый вариант реализации связан с государственным вмешательством в предпринимательскую деятельность при помощи административных запретов, действующих на иностранных производителей;

- второй вариант связан со справедливым результатом конкурентной борьбы, в процессе которой внутренние товаропроизводители доказывают потребителям, что их продукция дешевле и качественнее, чем у внешних производителей.

Анализ научных подходов к реализации стратегии импортозамещения [7-11] показал отсутствие в их числе точек зрения, касающихся ее возможности воздействия на пространственную трансформацию экономики региона.

Все вышеизложенное требует изменения подхода к данному вопросу, и выводит на первый план значение стратегии импортозамещения, выступающей в качестве системообразующего элемента российской региональной экономики. что позволяет автору уточнить сложившееся представление о данной экономической категории. По нашему мнению стратегия импортозамещения представляет собой системообразующий элемент национальной и региональной экономики, выступающий в виде особой формы промышленной политики и экономической стратегии государства, которые направлены на защиту отечественного товаропроизводителя посредством замещения импортируемой промышленной продукции товарами собственного производства, реализация которой сопровождается глубокой трансформацией социально-экономической среды территории в результате максимального использования имеющегося потенциала развития.

Целевые ориентиры государственной политики пространственной направленности в рамках стратегии импортозамещения подразумевают, прежде всего, отраслевую модернизацию, которая проводится на базе экономико-математического моделирования и учитывает имеющиеся отраслевые детерминанты и приоритеты. Основополагающим в данном процессе представляется создание базового фундамента формирования территориальной отраслевой стратегии импортозамещения [5].

Данный термин предлагается автором для обозначения пространственного аспекта означает устойчивого каркаса для зон опережающего развития. То есть, территориальная отраслевая стратегия импортозаме-щения представляет собой функциональную стратегию опережающего социально-экономического развития конкретной территории, характеризующаяся последовательностью действий по распределению и формированию и развитию ее потенциала в рамках реализации импортозамещающих мероприятий и направленная на достижение приоритетных целей, обозначенных в государственной экономической (промышленной) политике.

Процесс территориальной отраслевой стратегии им-портозамещения представлен на рисунке 1.

Формирование такой стратегии можно назвать необходимым условием модернизационных преобразований региональной экономики. Причем процесс реализации

импортозамещения для каждой территории (региона) должен базироваться на концепции, в соответствии с которой отдельные составляющие региональной экономической системы последовательно соединяются в единый комплекс логических причинно- следственных связей, лежащих в основе значимых отраслей экономики.

Кроме того, точками роста реализации импортоза-мещения на конкретных территориях может быть, как совокупность предприятий в рамках одной отрасли, так и совокупность смежных отраслей промышленности, развитие которых происходит в тесной взаимосвязи, и которые могут выполнять в региональной экономике региона функции инновационных преобразователей.

То есть, следует выделить ведущие территориально- отраслевые комплексы, которые представляют собой предприятия, которые вносят наибольший вклад в развитие территории и способны передавать импульсы развития другим отраслям и организациям при помощи рыночных связей, кадровых перестановок, ресурсного обеспечения, способствуя таким образом сбалансированному развитию отрасли, территории, региона, государства в целом.

Отмечая позитивные результаты, которые можно получить в процессе реализации стратегия импортоза-мещения, необходимо выявить и возможные недостатки данной концепции развития [4]. Прежде всего, такое развитие экономики представляет собой особую форму неопротекционизма, которая противоречит сформировавшимся принципам и правилам свободной международной торговли и внешнеэкономической деятельности. Протекционизм, выступающий в качестве меры защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, может привести к тому, что предприятия, задействованные в импортозамещении, очень часто функционируя неэффективно, тем не менее, обеспечивают себе получение прибыли за счет своего монопольного положения и взвинчивания цен на свою продукцию. То есть, перед утверждением и введением тех или иных протекционистских барьеров и/или тарифных механизмов необходимо тщательно взвесить и оценить последствия использования, для того чтобы не допустить неэффективного ограничения конкурентной борьбы.

Помимо этого, стратегия импортозамещения способна привести к увеличению количества коррупционных проявлений, так как данная государственная политика, осуществляющаяся посредством субсидирования конкретных экономических отраслей и производств, подразумевает увеличение значения чиновничьего аппарата, что приводит к росту вседозволенности.

Территория опережающего развития

Непроизводсг Ч венная сфдза \

54 . Регулирование

Госуд а рственн а я политика

сС

а/

Регулирование ' ^ ^

Ресурсы

> Кадры

^Инновации Потенциал /

Рисунок 1. - Процесс формирования территориальной отраслевой стратегии импортозамещения

Аналогичные научные подходы применяются для международного разделения труда, которое подразуме-

вает специализацию государств на производстве отдельной продукции, а полученные в результате межнациональной интеграции увеличение производительности труда и ускорение обмена инновациями способствует поступательному росту страны и повышению уровня жизни ее населения.

Если же импортозамещение в конкретной отрасли не может предоставить экономические преимущества, а может даже принести убытки, то от стимулирования данной отрасли необходимо отказаться. При этом выбор приоритетных направлений импортозамещения необходимо ограничить несколькими наиболее важными производствами (отраслями), так как распыление на большой перечень задач может серьезно усложнить реализацию импортозамещения.

Существует мнение, что процесс выбора подходящих для импортозамещения отраслей связан с выделением таких сегментов экономики, которые обладают большим потенциалом роста и реализующие современные актуальные инновационные разработки, которые можно использовать и постепенно улучшать условия и возможности развития потенциала экономики.

Выводы и предложения

Представляется, что эффективная реализация стратегия импортозамещения возможна при наличии научно-обоснованной национальной концепции. Претворение в жизнь указанной концепции должно проводиться по трем направлениям.

- Во-первых, необходимо обеспечить охват замещения импортной продукции, аналоги которой производятся на внутреннем рынке в недостаточном количестве. Для этого следует провести модернизацию существующих производств так, чтобы можно было увеличить выпуск импортозамещающих товаров.

- Во-вторых, необходимо обеспечить охват замещения импортной продукции, которая внутри государства не производится, но выпуск которой необходимо освоить. В данном направлении следует обеспечить внедрение новых современных импортозамещающих производств.

- В-третьих, следует сформировать перечень продукции, которые не производятся на территории государства и выпуск которых экономически невыгоден или невозможен из-за объективных причин, например, технологических. Подобную продукцию следует отнести к критическому импорту, причем основополагающей задачей здесь является сокращение потребления таких товаров и проведение поиска стран-партнеров, которые могут выпускать такую продукцию и характеризуются лояльным отношением к стране импортозамещения.

Якобсон, С. В. Санович // Общественные науки и современность. 2009. N 4. С. 21-34

8. Малюк Л.И., Павлов А.Ю. Импортозамещение - стратегия развития россии в условиях глобализации экономики // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 370-374.

9. Демченко С.Г. Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий - адекватный ответ на западные санкции: методологический подход // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 10-16.

10. Рыжкова Ю.А., Русакова Ю.И., Батова В.Н. Влияние санкций на экономическую безопасность Российской Федерации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 356362.

11. Булатова А.И., Абелгузин Н.Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 26-37.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. // РЭЖ. - 2011. - №6. - С.73.

2. Губанов С.С. Державный прорыв: неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. Москва: Книжный мир , 2012 - 223 с.

3. Джанхотов И.Х. Приоритеты при обосновании направления развития депрессивного региона // Экономические науки. - 2006. - №3(1). - С. 72-74

4. Кондратьев А. Импортозамещение: две стороны одной монеты. URL: http://businessofrussia.com/dec-2014/item/975-kondratyev.html

5. Мониторинг и анализ технологического развития России и мира. ЦМАКП, ноябрь 2014. 30 с.

6. Фролова, О. Импортозамещение в производственных цепях поставок продукции российского машиностроения: стратегия и уровни [Текст] / О. Фролова // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 4, Ч. 1. С. 53-58

7. Якобсон, Л. И. Смена моделей российского третьего сектора: фаза импортозамещения [Текст] / Л. И._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.