Научная статья на тему 'Стратегия и политика стран-наблюдателей Арктического совета в Арктике: проблемы и достижения'

Стратегия и политика стран-наблюдателей Арктического совета в Арктике: проблемы и достижения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
532
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Arctic Council / Arctic / Russia / Germany / France / Great Britain / Italy / Spain / Netherlands / Poland / China / India / South Korea / Japan / Singapore / the Northern Sea Route / research

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавель В. П.

Арктический совет, Арктика, Россия, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Швейцария, Китай, Индия, Республика Корея, Япония, Сингапур, Северный морской путь, научные исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и политика стран-наблюдателей Арктического совета в Арктике: проблемы и достижения»

Журавель В.П?

СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА СТРАН-НАБЛЮДАТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА

В АРКТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Ключевые слова: Арктический совет, Арктика, Россия, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Швейцария, Китай, Индия, Республика Корея, Япония, Сингапур, Северный морской путь, научные исследования.

Key words: Arctic Council, Arctic, Russia, Germany, France, Great Britain, Italy, Spain, Netherlands, Poland, China, India, South Korea, Japan, Singapore, the Northern Sea Route, research.

Вступление

Согласно учредительной Декларации Арктического совета, статус наблюдателя в нем могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

Следует также отметить, что кандидаты на получение статуса наблюдателя Арктического совета должны соответствовать строгим критериям отбора. И важнейший из них - признание суверенитета, суверенного права и юрисдикции арктических государств в Арктике. Они также обязаны признать, что на Северный Ледовитый океан распространяется обширная правовая база, включая, морское право, которая составляет прочную основу для ответственного управления этой акваторией. Им также вменяется в обязанность уважать ценности, интересы, культуру и традиции коренных народов и других жителей Арктики. Одним из критериев отбора кандидатов является их готовность вносить финансовый вклад в работу коренных народов Арктики. Примечательно, что наблюдатели Арктического совета могут максимально полно пользоваться своим статусом лишь в тесной кооперации с арктическими государствами или постоянными участниками Совета.

Арктическая стратегия и политика европейских стран-наблюдателей Арктического совета

В настоящее время статус страны-наблюдателя в Арктическом совете имеют Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Швейцария, Китай, Индия, Республика Корея, Япония и Сингапур. Свою причастность к арктическим вопросам они подкрепляют научными исследованиями в Арктике, своими стратегиями и политикой в регионе.

Основой для разработки их арктической стратегии стала Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. К настоящему времени Конвенцию ратифицировали 168 государств, в том числе и все страны-наблюдатели в Арктическом совете.

В последнее десятилетие резко возросла активность Германии в арктическом регионе. Круг интересов германского государства к Арктике определяется следующими основными факторами: 1) её ролью в изменении климата на планете; 2) необходимостью защиты арктической экосистемы и среды обитания коренных народов; 3) перспективами доступа к минеральным ресурсам (в т.ч. углеводородным, а также цветным и редкоземельным металлам) с точки зрения усиления энергетической и сырьевой безопасности страны; 4) возможностью использования Северного морского пути и Северно-Западного прохода; 5) спросом на немецкие технологии, машины и оборудование при освоении Арктики. Представляется, что именно долгосрочные хозяйственно-политические интересы являются определяющими в нынешней немецкой арктической стратегии. Другие цели подчинены им и служат важными сопровождающими факторами, призванными показать особую заботу немецкого государства о защите хрупкой экосистемы Арктики и важнейшую роль в этом ФРГ, в том числе с точки зрения её уникального полутора векового потенциала научных арктических исследований .

Научными исследованиями Антарктического, Арктического регионов и Северного моря занимаются Институт полярных и морских научных исследований им. Альфреда Вегенера, основанный летом 1980 г. со штаб-квартирой в Бремерхафене. Кроме того, в состав Центра Гельмгольца также входят Потсдамский исследовательский центр, Биологический институт Гельголанд (BAH) и Уоддский морской вокзал Зильт. При их проведении используется исследовательские судна Polarstern, Heincke, Uthörn, Mya II и Aade.

1 Журавель Валерий Петрович - к.п.н., доцент, в.н.с., руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. E-mail: zhvalery@mail.ru

2 Белов В.Б. Стратегия Германии в Арктике // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 96-104.

Так, Polarstern с момента его ввода в эксплуатацию 9 декабря 1982 года покрыл более 1,5 млн. морских миль (по состоянию на 2014 год). Это около 2,7 млн. км. Он по-прежнему является одним из самых мощных полярных исследовательских судов. Он функционирует в среднем 310 дней в году. В период с ноября по март исследовательское судно обычно пересекает Антарктику, а в летние месяцы ученые проводят исследования в арктических водах.

Исследовательское судно Heincke национальными и международными океанографами используется Хейнке в основном для биологических, геофизических и гидрографических исследовательских проектов, находясь в море в среднем 230 дней в году.

Результаты исследования показывают сложность процессов контроля за изменением климата в Арктике и указывают на значительные пространственные и временные различия в распределении морского льда. Чтобы противодействовать дальнейшему потеплению Арктики и потере морского льда, сокращение антропогенных выбросов СО2 в атмосферу является непременным условием.

14 июня 2016 г. Франция утвердила национальную дорожную карту по Арктике. Особое место в ней занимают вопросы изучения глобального потепления, арктической атмосферы, динамики вечной мерзлоты, процессов, происходящих в морских экосистемах, жизнедеятельности коренных народов и устойчивого развития в арктическом регионе1.

Один из разделов посвящен исследованиям и научному сотрудничеству. В дорожной карте закреплены 10 основных научных приоритетов Франции. Это: изменчивость глобальной и арктической атмосферы: амплификация, взаимодействие и последствия; гидрологический цикл и материковый лед; меняющийся океан: от физической среды до морских экосистем; геодинамика и ресурсы; динамика вечной мерзлоты в контексте глобального потепления; динамика арктических наземных экосистем в контексте глобального потепления; коренные общества и глобальные изменения; разработка комплексной программы по континууму Земля-море в Арктике; загрязнения: источники, циклы и воздействие; устойчивое развитие в Арктическом регионе: влияние, реализация, управление.

Будучи ядерной державой, Франция считает своим долгом участвовать в обеспечении безопасности Арктики. Она активно участвует в военном сотрудничестве с Данией, Канадой, Норвегией, США в проведении военных учений «Холодный ответ», организуемых каждый второй год странами-членами НАТО на территории Норвегии.

Арктическая политика Франции отличается тем, что Париж делает ставку на инструменты «мягкой силы», активно привлекает некоммерческие и общественные организации для формирования выгодного стране образа и направления международной политики в арктическом регионе. Кроме того, Париж активно выступает за расширение прав стран-наблюдателей Арктического совета, а также лоббирует продвижение ЕС в качестве наблюдателя этой региональной организации.

Президент Республики Э. Макрон 27 августа 2018 г. в обращении к послам Франции за рубежом отметил важность сотрудничества с Россией в развитии Арктического региона.

В 2013 году правительство Великобритании опубликовало свою первую структуру политики в области Арктики: «Адаптация к изменению». В нем излагается подход Великобритании к Арктике, основанный на трех принципах уважения, сотрудничества и надлежащего руководства. 5 апреля 2018 г. Соединенное Королевство презентовало вторую арктическую стратегию «За пределами льда. Политика Великобритании в отношении Арктики», в которой арктические проблемы рассматриваются в контексте выхода страны из Европейского союза2. В 2017 году Великобритания и Норвегия обновили свое Соглашение высокого уровня 2011 г. об укреплении сотрудничества в области полярных исследований и культурного наследия путем расширения и улучшения существующего двустороннего меморандума о взаимопонимании. В сентябре 2017 года с Канадой подписала 10-летний Меморандум о взаимопонимании, который расширит двустороннее сотрудничество в дополнительных областях исследований, технологий и инноваций.

Италия свои интересы в Арктике видит в области энергетики, науки, туризма, в развитии инфраструктуры добычи полезных ископаемых, судоходства и навигации3.

В 2018 г. Россия и Италия широко отметили 90-летие спасения советским ледоколом «Красин» арктической экспедиции с участием итальянского исследователя генерала Умберто Нобиле.

Свои особые планы в Арктике имеют и другие европейские страны-наблюдатели АС: Испания, Нидерланды, Польша и Швейцария4. Усилия всех этих четырех стран направлены в первую очередь на изучение изменений арктического климата и состояния арктической природной среды. Испания стремится развивать арктический туризм. Нидерланды накопили богатый опыт оффшорной добычи углеводородов, который может найти применение в северных морях. Польша прилагает усилия по объединению вокруг себя европейских стран-наблюдателей в Арктическом совете. Швейцария только присматривается к своему новому статусу, определяет интерес к рабочим группам Совета5. Во многом благодаря учреждению Швейцарского полярного института, увеличению финансирования, росту объёмов научно-исследовательских работ в Арктике Швейцария стала страной-наблюдателем в Арктическом совете в 2017 г. Участие в его работе для швейцарцев очень важно. Деятельность в её рабочих группах будет способствовать более

1 Рубинский Ю.И. Арктические интересы и политика Франции // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 166-174.

2 В Великобритании рассказали о планах по освоению Арктики. 5 апреля 2018. - https://ria.ru/world/20180405/1517963014.

html

3 Лагутина М.Л. К стратегии Итальянской республики в Арктике // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 155-165; Шерифис Р.Ф. Италия в Арктике: национальная стратегия в действии // Арктические ведомости. 2016. - № 3. - С. 40-44.

4 Антюшина Н.М. Страны-новички Арктического совета открывают для себя Крайний Север // Арктика и Север. 2016. -№ 24. - С. 80-95.

5 Журавель В.П. Арктический вектор Швейцарии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - М., 2019. -№ 1. - С. 120-125; Тодоров А.А. Интересы Швейцарии в Арктике // Российская Арктика. 2018. - № 1. - С. 4-6.

глубокому пониманию арктических проблем и улучшению взаимодействия с коллегами по АС. В статусе нейтрального государства Швейцарская конфедерация, с учётом богатого и позитивного опыта, может выступать посредником в рассмотрении проблем региональной и международной безопасности, что в условиях нынешней напряжённости, чрезвычайно важно для сохранения Арктики регионом мира и стабильности. Успех Швейцарии в арктических вопросах во многом связан с масштабом и активностью её сотрудничества с Россией. Её ежегодное с 2016 г. участие в российском научно-образовательном проекте «Арктический плавучий университет» позволил расширить тематику арктических научных исследований, установить и закрепить международное арктическое сотрудничество с целым рядом стран -Россией, Германией, Францией, Италией, Китаем, Канадой, Болгарией, Нигерией, Кубой и Нидерландами. Данный уникальный опыт может послужить основой для проведения ею крупномасштабных исследований в Арктике и Антарктике.

Для арктических европейских государств характерно значительное расширение повестки дня и форм работы на арктическом направлении. Трансформация их политики направлена значительное повышение своей роли в Арктике, на дальнейшее расширение масштабов наблюдения за климатом, проведение мониторинга и оценки состояния природной среды и экологических систем, биологического разнообразия, изменений условий жизни местных народностей, состояния арктических морей и изучения возможностей судоходства в водах с ледовым покрытием.

Арктическая стратегия и политика азиатских стран-наблюдателей Арктического совета

Возрастает роль в Арктике и азиатских стран - Китая, Индии, Республика Корея, Японии и Сингапура, которые в 2013 г. вошли в состав Арктического совета в качестве наблюдателей1.

Присоединение к работе Совета они рассматривают как одно из ключевых достижений своей дипломатии последних лет и как символический репутационный капитал, благодаря которому они условно становятся в один ряд с такими ведущими мировыми арктическими державами как Россия, США, Канада и Норвегия.

Для азиатских стран-наблюдателей Арктического совета характерно:

- признание требований Оттавской декларации к странам наблюдателям в АС;

- стремление показать свое право на самостоятельное изучение Арктики, стать заметными игроками на арктическом поле;

- подкрепление своих арктических амбиций соответствующей финансово-экономической и научно-технологической базой;

- использование своего участия в деятельности рабочих групп Арктического совета для оценки обстановки и процессов происходящих в Арктике, расстановку сил в нем и свое место в основных направлениях его деятельности и развития;

- стремление получить доступ к богатым природным ресурсам Арктического региона. Так, Китай импортирует нефть и газ из более 30 стран: 56% китайского импорта нефти приходится на Ближний Восток, 27% - на Африку, 13,5% - на Азию и АТР, 3,5% - на Латинскую Америку. 80% нефти, которая составляет 42% первичного энергобаланса Японии, поступает с Ближнего Востока по небезопасному южному маршруту. Республика Корея импортирует более 50% углеводородов из Саудовской Аравии, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов; Катара, Индонезии и Малайзии. Сингапур занимает 9 место в мире по импорту нефти.

- заинтересованность в арктических транспортных коммуникациях, стремление сократить расходы на грузоперевозки в Европу и обратно при эксплуатации Северного морского пути (СМП) по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал;

- расширение эксплуатации своих крупнейших портов, которые оснащены современным оборудованием для погрузки и разгрузки морских грузов, а также большими складскими помещениями и хранилищами для нефти и других грузов. В Китае это Далянь, Циндао. Согласно китайским прогнозам, к 2020 г. по СМП пойдет до 15% китайского внешнеторгового грузопотока, в основном в виде контейнерных перевозок, что соответствует примерно 800 млрд. евро2.

В Республике Корея это Пусана, Ульсана, последний располагает 59 причалами для наливных грузов. В Японии это Хоккайдо с его портами, главным портом базирования предлагается сделать Томакоман, суммарный оборот морских перевозок за год в нем составляет 43 млн. тонн грузов3.

Сингапур является самым крупным в мире контейнерным портом, и лишь недавно он уступил первое место в мире Шанхаю в качестве ведущего мирового контейнерного терминала4.

Из этих стран только Китай имеет свою арктическую стратегию. 26 января 2018 г. пресс-канцелярия Госсовета Китайской Народной Республики опубликовала «Белую книгу» по Арктике5. В ней Пекин сформулировал политиче-

1 Журавель В.П. Россия и азиатские страны Арктического совета: проблемы взаимодействия // Арктика: история и современность: Труды Второй международной научной конференции. 19-20 апреля 2017 г., г. Санкт-Петербург. Ч. I / Отв. ред. Н.И. Ди-денко. - СПб.: Медиапапир, 2017. - С. 179-190.

2 Гриняев С.Н. Экономическое, технологическое и морское сотрудничество в Арктике // Право и инвестиции. 2015. - № 1-2. -

С. 77.

3 Журавель В.П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // Арктика и Север. 2016. -№ 24. - С.128, 134.

4 Журавель В.П., Данилов А.П. Сингапур на пути в Арктику// Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 148.

5 Баранов В.П., Журавель В.П. Арктический вектор Китая (к выходу «Белой книги» Китая по Арктике // Вестник Академии военных наук. - М., 2018. - № 2. - С. 84-92.

ские цели и основные принципы деятельности страны в отношении арктических государств на длительный период. Предпринята попытка представить «новый взгляд» на роль и предназначение Китая в Арктике, где он назвал себя «государством, расположенным вблизи Арктики», одним из континентальных государств, наиболее близких к Полярному кругу. Понятно, что этим самым китайские власти, пытаются закрепить статус КНР как заинтересованной арктической стороны. Отмечается, что политические цели Китая в отношении Арктики заключаются в понимании, защите, развитии и участии в управлении Арктикой, с тем, чтобы защитить общие интересы всех стран и международного сообщества в Арктике и содействовать устойчивому развитию региона.

Индия приоритетными в Арктическом регионе считает для себя расширение не только экономического и научного, но и политико-стратегического сотрудничества с «северянами» на двусторонней основе1. Стратегия Республики Корея в Арктике направлена на привлечение к реализации арктических проектов широкого круга управленческих, исследовательских и деловых структур2. Японию интересует возможность использования СМП, проведение научных исследований арктических морей3. Сингапур позиционирует себя в Арктике в качестве одной из ведущих морских

4

держав мира .

Как показывает анализ, азиатские страны готовы в рамках работы в рабочих группах АС предложить России, другим странам «арктической восьмёрки» передовые инновации и технологии по нефтедобыче на шельфе с большой глубины и в суровых климатических условиях, опыт организации связи в арктических условиях, планирования и создания портов, управления морскими процессами, предупреждения разливов нефти и ликвидации последствий аварий, участвовать в страховании рисков, которые, как известно, при хозяйственном освоении Арктики будут высокими. Они заинтересованы в продвижении продукции своей судостроительной промышленности, готовы поставлять морские нефтяные платформы и специальные суда, такие как ледоколы, морские суда и газовозы ледового класса. Все это и многое другое может соответствовать нашим долгосрочным интересам5.

Пекин, Токио и Дели все активнее говорят об Арктике как «общем достоянии» человечества, выступая за интернационализацию СМП, что для нас является неприемлемым. Они выступает за создание новой международной структуры в Арктике, которая формировалась бы, на их взгляд, не по географическому принципу, а по наличию экономических интересов в регионе.

По существующему законодательству, права азиатских стран в Арктике ограничены. Они не могут претендовать на какие-либо арктические территории, не ставя под сомнение Конвенцию ООН по морскому праву. Но они вместе с Россией, на наш взгляд, могут занять передовые позиции в Арктическом экономическом совете, где будут реали-зовываться крупные экономические бизнес-проекты.

Заключение

Все страны-наблюдатели Арктического совета особое внимание уделяют изучению климата в Арктике, вопросам сохранения экологии в регионе, проводят работы по разработке новых технологий при добыче углеводородов на шельфе.

Большая вовлеченность стран Азии в Арктический регион может внести вклад в глобальное управление Арктикой в таких ключевых областях, как устойчивое развитие, обеспечение безопасности на море, охрана окружающей среды. На наш взгляд, нахождение в Арктическом совете крупных азиатских государств может привести к снижению общего градуса напряжённости в связи с последствиями разногласий между Россией и Западом по поводу ситуации в Сирии и Украине. Эти страны не присоединились к санкциям против России, но мы должны видеть и то, что они стремятся быстро, порой агрессивно занять освободившуюся от США и стран Европейского союза нишу.

Строя отношения с арктическими азиатскими странами, нам важно осознавать, что процесс освоения российских арктических пространств с целью закрепления их статуса, развития инфраструктуры, разработки и добычи запасов природных ресурсов потребует привлечения масштабных инвестиций, в том числе и иностранных. Но здесь мы не должны переходить красную черту, сохраняя и соблюдая свои национальные интересы.

1 Шаумян Т.Л., Журавель В.П. Индия и Арктика: охрана окружающей среды, экономика и политика // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 175-184.

2 Толстокулаков И.А.Национальная арктическая стратегия Республики Корея // У карты Тихого океана. Информационно-аналитический бюллетень. 2016. - № 45 (243). - С. 25-32.

3 Гутенев М.Ю. Арктическая политика Токио: история и современность // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2017. - Т. 23, № 9. -С. 75-83; Курмазов А.А. Арктическая политика Японии и интересы России // Проблемы Дальнего Востока. - М., 2015. - № 3. -С. 58-67; Стрельцов Д.В. Политика Японии в Арктике // Сравнительная политика. 2017. - Т. 8, № 1. - С. 93-103.

4 Журавель В.П., Данилов А.П. Сингапур на пути в Арктику // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 145-154.

5 Хонг Серюн. Северо-Восточная Азия (Китай, Южная Корея, Япония) в российских проектах освоения Арктики // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. - № 1. - С. 189-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.