Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТМИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ'

СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТМИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ / CONFLICTOLOGY / CONFLICT THEORY / CONFLICT MANAGEMENT / CONFLICT IN THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимченко А.А., Мирославская М.Н.

В статье рассматривается процесс управления конфликтами, который должен осуществляться во взаимосвязи с политикой и стратегическими мероприятиями. Данные мероприятия в дальнейшем позволят повысить результативность деятельности предприятия. В современных условиях работы на предприятии способность оперативно реагировать на конфликт и находить пути его разрешения является показателем эффективности стратегии управления конфликтами. Необходимо понимать, что последствия разрешения различных конфликтных ситуаций влияют на функционирование предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY AND POLICY OF THE ORGANIZATION IN THE SPHERE OF CONFLICT MANAGEMENT AND ITS IMPACT ON THE FINANCIAL STABILITY OF THE ORGANIZATION

The article discusses the process of conflict management, which should be carried out in conjunction with policy and strategic activities. These activities will further improve the performance of the enterprise. In modern conditions of work at the enterprise ability to react operatively to the conflict and to find ways of its resolution is an indicator of effectiveness of strategy of conflict management. It should be understood that the consequences of resolving different conflict situations affect the functioning of the enterprise.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТМИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

Ижевск, 2006.-418 с.

8. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. -М.: Гардарики, 2005. - 528 с.

9. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта/ Ю.А. Канатаев. - М.: ВАХЗ, 2015. - 379 с.

10. Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 552 с.

11. Орлова, Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать // Справочник кадровика. - 2014. - №8.

УДК 331.104.22

Тимченко А.А. студент магистратуры Мирославская М.Н., к.э.н.

доцент кафедра Р1

Балтийский государственный технический университет

«ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Россия, г. Санкт-Петербург СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТМИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ

УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматривается процесс управления конфликтами, который должен осуществляться во взаимосвязи с политикой и стратегическими мероприятиями. Данные мероприятия в дальнейшем позволят повысить результативность деятельности предприятия. В современных условиях работы на предприятии способность оперативно реагировать на конфликт и находить пути его разрешения является показателем эффективности стратегии управления конфликтами. Необходимо понимать, что последствия разрешения различных конфликтных ситуаций влияют на функционирование предприятия.

Ключевые слова: Конфликтология, теория конфликта, конфликт, управление конфликтами, конфликт в организации.

Timchenko A.A. master's student Baltic State Technical University "VOENMEH" named after D.F. Ustinov Russia, Saint Petersburg STRATEGY AND POLICY OF THE ORGANIZATION IN THE SPHERE OF CONFLICT MANAGEMENT AND ITS IMPACT ON THE FINANCIAL STABILITY OF THE ORGANIZATION

Abstract:

The article discusses the process of conflict management, which should be carried out in conjunction with policy and strategic activities. These activities will further improve the performance of the enterprise. In modern conditions of work at the enterprise ability to react operatively to the conflict and to find ways of its resolution is an indicator of effectiveness of strategy of conflict management. It should be understood that the consequences of resolving different conflict situations affect the functioning of the enterprise.

Keywords: Conflictology, Conflict theory, conflict management, conflict in the organization.

Известно, что конфликт - это стрессовая ситуация, при которой происходит столкновение полярных мнений. В данной ситуации, мы стремимся нивелировать конфликт или же проигнорировать его.

Как показывает практика, вероятность возникновения конфликтных ситуаций на предприятии очень велика, так как человеческий фактор является основополагающим в процессе зарождения конфликта. Следовательно, к столкновению интересов, а значит и к конфликтной ситуации, приводит взаимодействие людей в условиях работы в организации.

Ранее, конфликт на предприятии считался негативным явлением. В настоящее время, современные авторы считают, что конфликтные ситуации на предприятии могут быть полезны, то есть могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.

Позитивные функции Негативные функции

1. Сплочение коллектива в конфликтной ситуации; 2. Снятие напряженности между оппонентами; 3. Получение новой информации об оппоненте; 4. Диагностика возможностей оппонентов; 5. Снятие синдрома «покорности» у подчиненных; 6. Стимулирование коллектива к развитию. 1.Ухудшение социально-психологического климата в коллективе, потеря кадров, снижение уровня дисциплины; 2. Большие материальные, а также эмоциональные затраты на участие в конфликте; З.Чрезмерное погружение в ситуацию конфликта в ущерб рабочему процессу; 4. Формирование представления о группе оппонентов как о врагах; 5.Снижение эффективности работы коллектива после окончания.

Проблема заключается в том, что конфликтная ситуация достаточно сильно повлиять на работу предприятия. Так как в ходе разрешения конфликта, степень удовлетворения потребностей некоторых членов коллектива может снизиться, что, в свою очередь, может негативно повлиять на достижение стратегической цели предприятия. Поэтому одним из важных факторов является то, что конфликт не должен носить разрушительный

характер.

Необходимо определить механизмы взаимодействия между стратегией управления и стратегией управления конфликтами на предприятии. Под стратегией мы понимаем совокупность правил, которыми руководство предприятия пользуется в своей деятельности, которые, в свою очередь, служат ориентиром для принятия управленческих решений. Другими словами, это определенные подходы к управлению и организационные действия, которые используются для достижения целей и осуществлению задач, поставленных перед руководством предприятия.

В нашем понимании, управление конфликтами - это целенаправленное воздействие на конфликтную ситуацию и ее изменение с целью развития социальной системы, к которой имеет отношение данная конфликтная ситуация. Значимость управления конфликтами заключается в том, что последствия конфликтной ситуации влияют на взаимодействие между членами коллектива, следовательно, и на качество его работы при решении поставленных задач в рамках стратегического менеджмента предприятия.

Существует несколько эффективных стратегий управления конфликтными ситуациями для предотвращения конфликтов в ходе рабочего процесса.

1. Стратегия предотвращения конфликта:

а) устранить реальную причину конфликта;

б) привлечь в качестве арбитра третье лицо, которое не заинтересовано в поддержке ни одной из сторон конфликта, и быть готовым подчиниться его решению;

в) создать благоприятные условия для того, чтобы одна из конфликтующих сторон отказалась от предмета конфликта в пользу другой.

2. Стратегия подавления конфликта. Применяется к беспредметным конфликтам и в ситуации конфликта в необратимо деструктивной фазе:

а) целенаправленно сократить количество участников конфликта;

б) разработать свод правил и предписаний, которые будут регулировать взаимоотношения между членами коллектива, потенциально являющихся инициаторами конфликта;

в) создавать, а также постоянно поддерживать условия, которые затруднят или будут препятствовать непосредственному взаимодействию между членами коллектива, потенциально являющиеся инициаторами конфликта.

3. Стратегия отсрочки. Данная стратегия представляет собой комплекс временных мер, которые помогают ослабить конфликт, для того, чтобы в дальнейшем создать условия для его разрешения:

а) создать условия для изменения отношения одного конфликтующего по отношению к другому;

б) изменить представления конфликтующей стороны о конфликте (о взаимоотношениях членов коллектива, связанных с конфликтной ситуацией, об условиях конфликтной ситуации и т. п.);

в) изменить значимость, форму и/или характер объекта конфликта в представлении участника конфликтной ситуации, что поможет повысить или снизить ценность объекта конфликтной ситуации, и, следовательно, сделать его недостижимым или ненужным;

В практике управления конфликтами в ходе рабочего процесса известны две стратегии:

1. Стратегия преодоления конфликтов, т.е. их разрешения.

2. Стратегия предотвращения конфликтов.

Стратегия преодоления (разрешения) конфликтов направлена на устранение уже возникшей конфликтной ситуации, которая, в свою очередь, привела к противостоянию между членами коллектива, а также на восстановление здорового психологического климата в коллективе. В стратегию разрешения конфликтов входят: диагностика конфликтной ситуации, выбор методов и способов ее разрешения и практическую деятельность по устранению конфликта.

Стратегия предотвращения конфликтов направлена на реализацию различных мер для создания условий, в которых конфликт, в принципе не должен возникнуть. При использовании данной стратегии, руководство уделяет особое внимание вопросам организации процесса управления и производственного процесса для того, чтобы заранее предусмотреть и устранить возможные причины конфликтов.

При проведении преобразований работы предприятия, целесообразно использовать обе данных стратегии, однако, их использование затрудняется из-за существования противоречия между изменениями и стабильностью. Так как из-за изменений могут возникнуть конфликты, стратегия предотвращения конфликтов может казаться несовместимой с ними. Однако при планировании изменений в работе предприятия данная стратегия все же может оказаться полезной.

Также, нам хотелось бы отметить важность роли руководителя как личности. Руководитель должен обладать рядом личностных качеств, которые могут охарактеризовать его как специалиста достаточно компетентного для решения поставленных перед предприятием задач, как хорошего организатора, который способен правильно организовать трудовой процесс, а также как человека, обладающего высокой культурой поведения и навыками ведения деловых отношений.

Желания руководителя работать на благо предприятия и его способности выполнять общие функции управления являются залогом эффективного управления конфликтами на предприятии. Для выполнения этой задачи, руководителю необходимо обладать профессиональными знаниями.

Следовательно, руководитель и его личностные качества являются основополагающим фактором эффективного управления конфликтами на производстве. Ведь руководитель должен иметь авторитет в коллективе и служить примером для подражания, что напрямую зависит от его

личностных качеств. Важно подчеркнуть, что руководитель управляет конфликтной ситуацией с помощью своих действий, а также используя свое положение в коллективе - свой авторитет.

Несомненно, в настоящее время существует множество различных приемов разрешения конфликтов, при помощи которых руководитель может решать и регулировать конфликтные ситуации. При этом грамотный руководитель сможет избежать ухудшения психологического климата в коллективе, а также сохранить свой авторитет. Личность руководителя, его принципы и поведение имеют огромное значение в эффективном управлении конфликтами.

Заключение. Цель исследования была достигнута, так как нами были рассмотрены политика и основные стратегии управления конфликтами, было определено влияние конфликтных ситуаций на управление предприятием в рамках стратегического менеджмента, а также, нами была рассмотрена значение личности руководителя как элемента эффективного управления конфликтами предприятия.

Использованные источники: 1. Кошелев А.Н., Н.Н. Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2015.

2. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов, Менеджер, № 11.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб: Питер, 2016. - С. 575.

4. Ратников В.П. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. - М.: Юнити-Дана, 2011. - С. 239-240.

5. Терешина Е.А. История конфликтологии. / Учебное пособие. - Проспект, 2017. - С. 237.

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. / Учебно-практическое пособие. - Проспект, 2017. - С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.