STRA TEGY OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
¡onov Amir Chagbanovich, PhD of Economics, Professor, Chair of Management and Marketing, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol branch), Stavropol E-mail: amir.ionov. 1964 @ maii.ru
Dovgotko Natalia Anatolievna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Medvedeva Lyudmila Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Ryazantsev Ivan Ivanovich, PhD of Economics, Associate Professor, E-mail: [email protected]
Chair of Economic Theory and Agribusiness Economy, Stavropol State Agrarian University, Stavropol
The article discusses the problems of environmental management in the world and Russia; it is characterized by interrelation of environmental and socio-economic development of modern countries. A fundamental importance of integrating environmental factors in determining the ways of Russian development in the conditions of crisis. The directions of the current tax system of the Russian Federation towards the "green economy". Keywords: environmental management; environmental security; development strategy; economic mechanism of environmental management; the green economy; environmental taxes.
CO
i-H
О eu
-О Q-LQ CK b-X
LjJ
u
о eu
m
СТРА ТЕГИ Я ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕС КО ГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье обсуждаются проблемы природопользования в мире и России, характеризуется взаимосвязь состояния окружающей среды и показателей социально-экономического развития современных стран. Показана принципиальная важность учета экологического фактора в определении путей развития России в условиях кризиса. Предложены направления развития действующей налоговой системы РФ в сторону "зеленой экономики".
Ключевые слова: рациональное природопользование; экологическая безопасность; стратегия развития; экономический механизм природопользования; зеленая экономика, экологические налоги.
Как известно, обеспечение экономического роста сегодня, как, впрочем, и на протяжении последнего столетия, связано с ростом загрязнения и деградации окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов и природных экологических систем. В последнее десятилетие в научной и широкой литературе все чаще отмечаются признаки нарастающего в мировых масштабах эколого-экономичес-кого кризиса, который, однако, не учитывается должным образом ни в политике, ни в прогнозных материалах государств и международных организаций. Так, по прошествии времени с момента проведения конференции ООН по проблеме развития и окружающей среды в Рио-де Жанейро (1992), саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002), саммита по климату в Копенгагене (2009), конференции в в Рио-де Жанейро (2012, "Рио+20") и, наконец Конференции по климату в Париже (2015), можно констатировать, что экологическая ситуация в мире продолжает обостряться, а действующие экономические механизмы природопользования в различных странах остаются низкоэффективными.
Говоря о деградации природной среды и нарушении экологической безопасности, отметим, что научные исследования и подсчеты отражают весьма негативную ситуацию. Например, по данным ООН, каждый час на планете уничтожается более 3000 акров тропических лесов, 1700 акров производительных почв становятся пустыней вследствие их нерационального использования, почти 900 млн. человек в настоящее время проживают в засушливых экологически неблагоприятных регионах нашей планеты. Почти во всех стра-нахмира серьезную тревогу вызывает чрезмерное загрязнение вред-
УДК 33:502.1 71 (470.638) ВАК РФ 08.00.01
© ИоновА.Ч., 2016 ©Довготько Н.А., 2016 © Медведева Л.И., 2016 © Рязанцев ИИ, 2016
ИОНОВ Амир Чагбанович,
доктор экономических наук, профессор, кафедра Менеджмента и маркетинга, Белгородский университет кооперации, экономики и права (Ставропольский филиал), Ставрополь amir.ionov. 19б4@ maii.ru
Kj^ С Ё
93
> <
X
■X.
о
ш т S
о
X
о
со
94
ДОВГОТЬКО Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент
ndo vgotko@yan dex. ru
МЕДВЕДЕВА Людмила Ивановна, кандидат экономических наук, доцент [email protected]
РЯЗАНЦЕВ Иван Иванович,
кандидат экономических
наук, доцент
/'-гуагап се у@таИ. г и
Кафедра Экономической теории и экономики АПК, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
ными выбросами атмосферного воздуха. Так, за последние 100 лет концентрация углекислого газа - одного из основных парниковых газов - в атмосфере увеличилась на 12-18 %; на 10-20 % возросла запыленность атмосферы; на 7-10 % снизилась освещенность Земли; на 2% уменьшился озоновый слой, защищающий людей от о радиационного излучения солнца [7]. Весьма опасным явлением для экологических систем является и то обстоятельство, что происходит интенсивное таяние ледового щита в Гренландии, горных ледников в Альпах, Андах, Гималаях, шельфовых ледников в Антарктиде, что влечет за собой сокращение запасов пресной воды. Если обратить внимание на запасы лесных ресурсов, то негативным является тот факт, что площадь тропических лесов только за последние 10 лет сократилась на 20-30%, а леса Сибири, Канады, дельты Амазонки ежегодно сокращаются на 20 миллионов гектаров. В свою очередь, пахотные земли теряют 24 миллиарда тонн плодородного слоя, особенно интенсивно это происходит в Индии, Китае, странах СНГ из-за устаревших методов обработки и вследствие этого 70-80 % мировых пастбищ уже превратились в пустыню. В целом же социально-экономические и экологической потери мировой экономики оцениваются в 40 млрд долл. [6]
Очевидность необходимости разработки и реализации новой эколого-экономический модели развития в мире и отдельных странах подчеркивается в концептуальных документах правительственных и иных структур. Например, в этой связи на конференции в Рио-де-Жанейро в 2012 году ("Рио+20") заявлено о создании многостороннего партнерства в 150 странах, 2015 населенных пунктах (областях, районах, городах) и 20150 общинах по всему миру для достижения "Будущего, которое мы хотим" [4]. На данной конференции состоялась специальная сессия по расширению и тиражированию лучших партнерских практик в области устойчивого эко-лого-экономического развития, а основное внимание было сосредоточено на трех тематических блоках: энергетика, устойчивое развитие городов и сельских поселений и проблемы воды. Отметим, что кризисные явления последних лет заставили многие международные организации начать поиск инновационных моделей обеспечивающих гармоничное развитие природы и человека. Одной из таких моделей является предложенная ООН концепция "зеленого роста", сущностью которой является качественное изменение моделей производства и потребления, интеграция "зеленых принципов" в систему стратегического планирования и бюджетирования, экологизация бизнеса и инфраструктуры [2].
Итак, именно "зеленая" экономика была воспринята международным сообществом как адекватный механизм современного экономического роста. В этих условиях для обеспечения эффективного развития национальных экономик важнейшее значение имеют вопросы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. Не является исключением и Россия, где около 15% территории страны по экологическим показателям находится в критическом состоянии; почти 60% городского населения проживает в местах с высоким уровнем загрязнения воздуха; более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества питьевой воды; низким остается уровень использования и обезвреживания отходов производства и потребления; проблема накопленного ущерба [8].
Следует отметить, что на уровне правительства РФ в последние годы предпринимаются определенные шаги в развитии программ рационального природопользования. Например, для обеспечения
достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития по решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, Правительством РФ утверждены "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" [5]. В данном документе определяется ряд мер по совершенствованию государственного управления по предотвращению, ограничению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду как в целом в РФ, так и ее регионах. Принята и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [3]. В ней поставлена задача достижения россиянами уровня доходов и качества жизни, вполне сопоставимых с показателями развитых экономик, но речь идет, в том числе, и о высоких стандартах экологической безопасности, например, доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, должна снизиться с 43% в 2007 г. до 14 % в 2020.
На наш взгляд, весьма важным документом, регулирующим природопользование и охрану окружающей среды в РФ, должна стать обсуждаемая в правительстве Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. Стратегия содержит общие положения о мерах и механизмах, направленных на достижение планируемого результата реализации государственной политики в области обеспечения экологической безопасности; оценку текущего состояния экологической безопасности, а также основных проблем, вызовов и угроз, тенденций и возможных сценариев развития ситуации в области обеспечения экологической безопасности. Ожидается, что реализация основных положений Стратегии приведет к улучшению состояния окружающей среды на территории России,в частности, к 2025 г. численность населения в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязне-
ния атмосферного воздуха сократится с 19,2 млн человек до 10 млн человек. Выбросы от стационарных источников и автомобильного транспорта на душу населения снизятся с 0,212 т/человек до 0,150 тонн/человек в 2025 г. Объём выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта сократится со 45,7 т С02 - эквивалента/млн руб., до 35,0 т С02-эквивалента / млн руб. в 2025 г. Планируется также, что в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, доля защищенного населения увеличится с 72% до 90% [9]. В зависимости от развития экономической ситуации в стране и в мире, а также от международной политической ситуации настоящая Стратегия может реализовываться по одному из трех сценариев - пессимистический и реалистический и оптимистический, и как следствие по-разному будет развиваться ситуация в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Так, пессимистический сценарий предусматривает значительное сокращение финансирования государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на обеспечение экологической безопасности Российской Федерации. В целом переход на путь экологически устойчивого развития приведет к снижению как абсолютных, так и удельных показателей воздействия на окружающую среду. Отрадно, что в российской экономике, хотя и медленно, но все же растут затраты на охрану окружающей среды, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 - Затраты на охрану окружающей среды (в фактически действовавших ценах, млн руб.) [1]
Затраты на охрану окружающей среды, млн руб. 2011 2012 2013 2014
Объем затрат: - на охрану окружающей среды 412014 445817 479384 536311
- на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 88362 89236 93251 112412
- на сбор и очистку сточных вод 197073 186445 204351 223439
- на обращение с отходами 44172 41022 51612 61823
- на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 23435 36498 33486 36105
- на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий 13381 28091 28082 34189
- прочие 45591 64525 68602 68343
Объем затрат на охрану окружающей среды, в % к ВВП 0,7 0,7 0,7 0,8
СО
1-й
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
95
> <
X
■X.
о
ш т s
О X
о
со
96
Какие же первоочередные шаги России необходимо предпринять в направлении экологизации экономики? Полагаем, что Россия, добиваясь быстрого завоевания высоких экономических позиций на основе интенсивного перехода на инновационный тип развития, и ориентируясь на предложенные мировой наукой и практикой экологические сценарии, может в будущем решать как свои внутренние экологические проблемы,так и экологические проблемы глобального масштаба. Кроме того, считаем, что без применения целостного экономического механизма природопользования невозможно достичь действительно безопасных показателей развития страны.
Напомним, что основными действующими элементами экономического механизма природопользования в РФ в настоящее время являются природоресурсные налоги и платежи за использование природных ресурсов. Так, в 2014 году поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами составили 2598,0 млрд руб., причем в общем объеме поступлений платежей 99% составляет налог на добычу полезных ископаемых [1].
На наш взгляд, что при сохранении общей суммы налогов (соблюдения принципа фискальной нейтральности) целесообразно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, что позволит, с одной стороны, снизить темпы разрушительного изымания ресурсов из природной среды, а, с другой стороны, стимулировать природопользователей к использованию энерго- и материалосберегающих технологий.
Итак, происходящие в современном мире в целом и в России, в частности, неблагоприятные эколого-экономические процессы могут нарушить баланс их развития, если в процессе природопользования и при изменении экономической структуры не будет придаваться должного значения экологическому фактору. В этих целях для обеспечения экологической безопасности в РФ необходимо создание определенных институциональныхусловий и, прежде все-
го, речь идет о создании соответствующего федерального и регионального законодательств, способствующих адекватной административной и экономической поддержке сферы природопользования. В свою очередь, широкое применение экономического стимулирования природопользователей, природо-сберегающихтехнологий, экологических налогов и платежей позволит, в конечном счете, сформировать экологоориентированную модель развития экономики России.
Литература:
1. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php7part =75 (дата обращения: 10.07. 2016)
2. Зеленая экономика. Новая парадигма развития страны / С.Н. Бобылев, B.C. Вишняков, И.И. Комаров и др./ под общ. ред. А.В.Шевчука. - М.: СОПС, 2014.-248 с.
3. Концепция долгосрочного развития РФ на период до 2020 года. URL: http: www.ifap.ru/ofdocs/ rus/rus006.pdf (дата обращения 25. 07. 2016)
4. Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 [Электронный ресурс]. URL: http: greenlight-int.org>events / 2012.ustoychivomu.no (дата обращения 21. 07. 2016)
5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]. URL: http: referent.rul/197847 (дата обращения 21. 07. 2016) 6.Оценка современной экологической ситуации в мире [Электронный ресурс]. URL: http: uchebnikionline.com>rps/regionalna.maniv.sviti.htm (дата обращения 22. 07. 2016)
7.Современная экологическая ситуация в мире и РФ [Электронный ресурс]. URL: http:ekolog.org>books/9/3_1.htm (дата обращения 30.07.2016)
8. Шевчук A.B. Государственная экологическая политика на современном этапе развития страны / в сб. трудов 13-ой Международной научно-практической конференции Российского общества экологической экономики (РОЭЭ-2015) "Теория и практика экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды". - М., 2015. - С. 7-19.
9. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http: ecostaff.ru>... ekologicheskoj-bezopasnosti. 2025-goda (дата обращения 25. 07. 2016).
THE MAIN TRENDS IN MARKETING INSURANCE SERVICES
Kikicheva Yuliya Sergeevna, PhD of Economics, Chair of State, Municipal Finance and Financial Engineering, Graduate School of Business, Southern Federal University, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]