ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Оригинальная статья УДК 303.4:378
Стратегирование цифровой трансформации высшего образования
И. В. Шацкая
МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия; [email protected]; https://orcid. ощ/0000-0001-5292-3382
Аннотация: Одной из основных глобальных тенденций является масштабное проникновение цифровых технологий во все сферы экономики, включая сферу высшего образования. Важнейшей задачей здесь видится осмысленное внедрение цифровых технологий в образовательных организациях и осознанная, а не хаотичная, трансформация модели образования в цифровую плоскость. Целью исследования являлось изучение явления цифровизации образования в контексте его влияния на развитие кадрового потенциала экономики, а также стратегирование цифровой трансформации высшего образования. Исследование основывалось на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, при помощи которых были сформулированы основные элементы стратегирования цифровой трансформации высшего образования. В работе использовали совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции. Были предложены концептуальные основы стратегирования цифровой трансформации высшего образования в России. Провели OTSW-анализ, в результате которого сделан вывод о том, что цифровая трансформация высшего образования сопровождается рядом сложностей. Среди них сложности, связанные с проникновением цифровых технологий в образовательное пространство, и сложности, провоцируемые социально-психологическими рисками и ущербом, который наносит цифровизация личности. Результативное стратегирование цифровой трансформации высшего образования требует соблюдения методологии, предусматривающей преодоление всех ее этапов.
Ключевые слова: стратегирование, цифровая трансформация, высшее образование, стратегическое управление, цифровой университет
Цитирование: Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 571-583. Ьйр8://ёо1. 0^/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583
Поступила в редакцию 10.11.2022. Прошла рецензирование 16.11.2022. Принята к печати 21.11.2022.
original article
Strategizing the Digital Transformation of Higher Education
Irina V. Shatskaya
MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5292-3382
Abstract: Nowadays, digitalization is affecting all sectors of global economy, including higher education. This process should be conscious and well-structured. This study featured the digitalization phenomenon in higher education, namely its impact on human resources and the strategizing of digital transformation.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
© 2022. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии CC BY 4.0
571
THEORY AND PRACTICE
2022. Vol 2. No 4
The author used the theory of strategy and strategizing methodology developed by Professor V.L. Kvint to design the strategy of the digital transformation in the sphere of higher education in Russia. Other methods and approaches included analysis, synthesis, comparison, generalization, and scientific abstraction. The study resulted in a conceptual framework for strategizing the digital transformation of higher education in Russia. The OTSW analysis proved that the digital transformation of higher education is currently experiencing various difficulties. Most of them are associated with the penetration of digital technologies into academic environment, the socio-psychological risks, and the personality digitalization. The Russian system of higher education needs effective digital strategizing and a clear methodology to overcome all these difficulties. Keywords: strategizing, digital transformation, higher education, strategic management, digital university
Citation: Shatskaya IV. Strategizing the Digital Transformation of Higher Education. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(4):571-583. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583
Received 10 November 2022. Reviewed 16 November 2022. Accepted 21 November 2022. I.V. Shatskaya
MIREA - shatskayaimirea.ru; https://orcid.org/0000-0001-5292-3382
2022^11^100 if$0»: 2022^11^160 2022^11^210
ВВЕДЕНИЕ
Образование - один из важнейших социальных институтов, который на основе трансляции общекультурных и профессиональных знаний обеспечивает формирование у обучающихся общественно значимых навыков. Важно, чтобы содержание образования, которое служит одним из факторов экономического и социального прогресса, полностью соответствовало современному состоянию науки и фундаментальным тенденциям в экономике и социуме.
Одной из глобальных тенденций является масштабное проникновение цифровых технологий во все сферы экономики и общественной жизни. Цифровизация не обошла стороной
и образование. Важнейшей задачей здесь видится осмысленное внедрение цифровых технологий в образовательных организациях и осознанная, а не хаотичная, трансформация модели образования в цифровую плоскость для достижения целевых показателей, сформулированных в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Иными словами, требуется стратегический подход к цифровой трансформации образования.
В соответствии с теорией стратегии и методологией стратегирования академика В. Л. Квинта «стратегия - это система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечивает
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации»1. Стратегирование цифровой трансформации образования (на примере системы высшего образования) следует рассматривать как неразрывную совокупность процессов управления, обеспечивающих продвижение цифровой трансформации образования к заданному результату.
Методология стратегирования В. Л. Квинта предполагает необходимость выявления, исследования и разработки следующих основных элементов: «стратегические возможности (тренды), стратегические интересы, стратегические приоритеты, конкурентные преимущества, миссию, видение и эффективность»2.
Целью исследования являлось изучение явления цифровизации образования в контексте его влияния на развитие кадрового потенциала экономики, а также стратегирование цифровой трансформации высшего образования. В соответствии с целью были поставлены задачи, связанные с исследованием содержания явления цифровизации образования, обзором особенностей цифровизации образования в России и формулированием компонентов, которые образуют концепцию стратегии цифровой трансформации высшего образования.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретико-методологической основой исследования стали научные достижения отечественных и зарубежных ученых в области концепции цифровой трансформации образования. Для обоснования достигнутых результатов использовалась совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции.
Исследование основано на теории стратегии и методологии стратегирования ака-
демика, доктора экономических наук, профессора В. Л. Квинта, при помощи которых сформулированы основные элементы страте-гирования цифровой трансформации высшего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Явление цифровизации затронуло всю планету и только усиливается. Ведущие университеты разных стран, включая Россию, создают в своей структуре специальные подразделения, отвечающие за управление цифровыми процессами. Цифровая трансформация образования предполагает перевоплощение классической образовательной организации в цифровую. Целью модели «Цифрового университета» как результата трансформационного процесса в системе высшего образования является формирование у обучающихся ключевых компетенций цифровой экономики и опережающего технологического развития России3. В перспективе выпускники «Цифрового университета» смогут реализовать потенциал инновационной деятельности страны и конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных предприятий на глобальном рынке инноваций. Проектирование моделей «Цифрового университета» - это задача, сформулированная в направлении «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с Программой к 2024 г. образовательным организациям предписывается выпускать 120 тыс. человек по направлениям подготовки, связанным с информационно-коммуникационными тех-нологиями4. Кроме того, 800 тыс. выпускников в год должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне. К 2024 г. у 40 % населения России должны быть сформированы цифровые навыки.
1 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
2 Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 57-65. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65
3 Шацкая И. В. Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития России. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2021. 340 с.
4 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"».
THEORY AND PRACTICE
2022. Vol 2. No 4
Цифровой университет
Создание сетевой образовательной среды, формирование на ее основе совместной открытой системы обмена знаниями, компетенциями, иными ресурсами
Разработка единой среды цифровых сервисов, адаптивных к целям образовательной организации и стратегии ее развития
Рис. 1. Приоритетные задачи реализации модели «Цифрового университета» Fig. 1. Priority tasks for implementing the Digital University Model
Приоритетные задачи модели «Цифрового
, 5
университета» представлены на рисунке 1 .
В международной научной среде не выработано единого понимания модели «Цифрового университета», хотя многие публикации (как отечественные, так и зарубежные) содержат схожее описание процесса цифровой трансформации образовательной организации. Некоторые авторы настаивают на необходимости объединения потенциала цифровых образовательных платформ и интеллектуальных обучающих систем в ходе трансформации, а также на участии в ней всех основных и вспомогательных процессов в деятельности образовательной организации6. Также не сформирован унифицированный подход к классификации компонентов «Цифрового университета». Ш. Макнейл и Б. Джонстон выделяют четыре компонента: образовательное пространство, цифровое участие, информационная грамотность и разработка учебных программ
7
и курсов .
Ни одно из этих понятий не является новым, но их объединение и анализ взаимосвязи помогут обеспечить целостность в понимании модели «Цифрового университета». Министерством науки и высшего образования России сформулирована собственная концепция модели «Цифрового университета». В ней уточняются обязательные направления реализации цифровой трансформации образовательными организациями, в том числе «системы управления на основе данных; цифровые образовательные технологии; индивидуальные образовательные траектории; компетенции цифровой экономики»8.
Цифровизация образовательных организаций - адекватный современным трендам образования инструмент накопления человеческого потенциала в интересах инновационного развития экономики России. Поэтому деятельность «Цифрового университета» следует рассматривать как совокупность процессов, создающих ценность для инновационной экономики (рис. 29).
5 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р...
6 Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 2. С. 89-96. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96
7 MacNeill S., Johnston B. The digital university in the modern age: A proposed framework for strategic development // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013. Vol. 7. № 4.
8 Голышкова И. Н. Анализ ключевых составляющих модели «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 3. С. 53-61. https://doi. org/1010.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61
9 MacNeill S., Johnston B. The digital university.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
Рис. 2. Матрица процессов в модели «Цифрового университета», создающих ценность Fig. 2. Matrix of value processes in the Digital University Model
к 03
Выстраивание отношений ме>вду субъектами образовательной деятельности в целях передачи или обмена информацией, образовательным и научным опытом, совместной реализации цифровых проектов
Переориентация деятельности
структурных подразделений на
совместную работу в едином цифровом
пространстве. о
Реинжиниринг бизнес-процессов на
основе внедрения цифровых технологий <п>
н а> К
м
Повышение цифровой компетентности у и научно-педагогических работников и обучающихся. Формирование у обучающихся образовательных
Люди
В рамках стратегирования цифровой трансформации образования целесообразно провести OTSW-анализ10,11,12. Согласно методологии стратегирования В. Л. Квинта OTSW-анализ «соответствует процессу формирования стратегического видения, приоритетов объекта, так как более эффективно подготавливает ...
к неожиданно возникающим возможностям или 13 тз
угрозам» . В контексте данного исследования OTSW-анализ предусматривает выявление приоритетов в управлении цифровой трансформацией высшего образования.
1. Opportunities (возможности):
- реализация государственных мер по стимулированию цифровой трансформации образования;
- внедрение концепции цифровой дидактики (научной дисциплины об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде) в интересах полноценной индивидуализации образовательного процесса
и расширения форм реализации образовательной деятельности;
- развитие системы образовательного консультирования, профориентации и навигации по системе цифровой компетентности;
- создание стандартизированных технологий оценки качества цифровой трансформации образования и цифровой компетентности;
- подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров в целях практической реализации модели «Цифрового университета»;
- государственное координирование деятельности по проектированию внедрения цифровых технологий в образовании;
- возрастание общественных и государственных требований к доступности и качеству образования;
- появление интегрированных сетевых образовательных программ, которые могут быть реализованы как образовательными организациями, так и корпорациями и др.
10 Шацкая И. В. Стратегирование развития непрерывного образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 1-11. https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-1-11
11 Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина [и др.] // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
12 Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко [и др.]. М.: Перо, 2019. 98 с.
13 Квинт В. Л. Концепция стратегирования.
THEORY AND PRACTICE
2022. Vol 2. No 4
2. Threats (угрозы):
- нарастающий характер изменения требований экономики к профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций и запоздалый характер настройки образовательного процесса на эти требования;
- риск превращения образования в конвейер для «штамповки» идентичных специалистов, который усиливается при встраивании цифровых средств в традиционную систему обучения при отсутствии адекватной педагогической базы;
- отождествление понятий «информация» и «знание» при переходе системы образования в цифровой формат;
- низкий уровень цифровой культуры населения и его неготовность к широкому использованию цифрового образовательного контента;
- социальная инерция, т. е. фрагментарная неготовность общества и его институтов к изменениям, которые несет в себе цифровая трансформация образования;
- подмена цифровой трансформации оцифровкой, т. е. перевод традиционных для образовательной организации процессов в цифровой формат без изменения ее стратегических целей и задач, а также отсутствие стратегического выравнивания;
- бессистемность и торопливость в осуществлении цифровой трансформации образования;
- игнорирование или недооценка содержательно-смысловых показателей качества цифровой трансформации образовательного процесса и др.
3. Strengths (сильные стороны):
- внимание со стороны политического руководства России к вопросам цифровой трансформации образования, подкрепленное реализацией федеральных и региональных программ в области модернизации систем среднего профессионального и высшего образо-
вания при участии предприятий реального сектора экономики;
- улучшение оснащения образовательных организаций в системе СПО и ВО технологическим оборудованием, отвечающим современным требованиям высокотехнологического производственного процесса;
- интенсивное наращивание технологических ресурсов образовательной среды;
- стремление государства сохранять максимальный контроль над целями, содержанием и результатами образования;
- активное научно-педагогическое осмысление новых технологий в образовании, включая цифровые;
- взросление «цифрового поколения», т. е. поколения обучающихся, которые имеют особые социально-психологические характеристики, позволяющие им быстрее других адаптироваться к возможностям цифровой образовательной среды;
- формирование новых требований к содержанию образования в части его практикоо-риентированности, а также повышение роли деятельностного содержания образования и др.
4. Weaknesses (слабые стороны):
- отсутствие четкой концепции и принятой на высшем уровне унифицированной модели «Цифрового университета»;
- неравномерность государственной поддержки цифровой трансформации образования;
- недостаточное финансирование цифровой трансформации образования и отсутствие развитой системы привлечения к ней частных инвестиций;
- феномен «цифровой беспризорности», т. е. ответственность за процесс социализации и воспитания детей, подростков и молодежи перекладывается с семьи и образовательных институтов на электронные устройства с доступом к сети Интернет;
- стихийный характер сетевой социализации молодежи (превалирует сегодня над личным
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
или командным взаимодействием) как фактор формирования личностной идентификации подрастающего поколения;
- отсутствие унифицированной цифровой (или хотя бы прошедшей оцифровку) системы карьерного планирования и четкого целеполагания, а также выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом интересов работодателя, в результате чего обучение превращается в бессмысленное накопление разрозненных знаний;
- низкое качество технических ресурсов, обеспечивающих цифровизацию образования, что препятствует ускоренному формированию цифровой образовательной среды;
- социально-психологические риски цифро-визации, например, «контентная слепота» у обучающихся, т. е. неспособность осознать структурно-содержательные аспекты изучаемой информации в угоду ее визуальной составляющей и др.
На основании проведенного OTSW-анализа можно сделать вывод о том, что процесс цифровой трансформации, хотя и неизбежен из-за перемещения цивилизации к новому витку технологического уклада, сопряжен со многими сложностями, которые можно условно разделить на две категории:
- сложности, связанные с внедрением цифровых технологий в образование, которые усиливаются в результате финансовой, технологической и морально-психологической неготовности образовательных организаций к их активному вовлечению во все процессы своей деятельности;
- сложности, провоцируемые социально-психологическими рисками, которые несет цифровизация каждому человеку, включая
приобретение им таких психологических характеристик, как «контентная слепота», «цифровая беспризорность», «цифровая деменция» и др.
Обобщенные результаты анализа глобальных трендов цифровой трансформации образования свидетельствуют о высокой заинтересованности государства в разрешении этих и других сложностей цифровой трансформации.
Проведенный OTSW-анализ позволяет перейти к следующим этапам стратегирования цифровой трансформации образования, а именно к выявлению, исследованию и разработке стратегических возможностей, интересов и приоритетов, конкурентных преимуществ, миссии, видения и эффективности, т. е. компонентов, которые вместе образуют концепцию стратегии14.
Следует подчеркнуть, что стратегия разрабатывается не для решения проблем, а для реализации выявленных в результате анализа глобальных, национальных, региональных и отраслевых трендов возможностей, которые сформулированы в матрице OTSW-анализа15.
Стратегические интересы в методологии стра-тегирования - это «интересы объекта стратеги-
рования, которые он хочет достичь в результате
16
реализации стратегии» .
С учетом выявления стратегических возможностей и интересов важным становится определение стратегических приоритетов цифровой трансформации образования, под которыми понимаются стратегические направления развития, необходимые для реализации страте-гии17. В методологии В. Л. Квинта приоритеты -это «консолидирующий эпицентр завершенной версии стратегии, в котором ярко проявляется весь практический смысл стратегии»18. Через стратегические приоритеты происходит реа-
14 Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.
15 Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов...
16 Там же.
17 Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 127-139. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139
18 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
ТИАМ РНАСТЮЕ
2022. Уо1 2. N0 4
лизация интересов субъектов стратегирования. В стратегию включаются «только и исключительно - приоритеты, обеспеченные эффективно осуществимыми инновационными, уникальны-
19 -г,-
ми конкурентными преимуществами» . К таким
20
приоритетам следует отнести :
1. Формирование цифровой образовательной среды, т. е. совокупности цифровых средств обучения, электронных образовательных ресурсов, онлайн-курсов и др.;
2. Модернизацию образовательного, научного и иных процессов в деятельности образовательной организации в интересах подготовки молодых профессионалов для цифровой экономики, а также для ускорения их адаптации к жизни в условиях цифрового общества;
3. Адаптацию цифровых технологий, используемых в модели «Цифрового университета», для максимально эффективного решения образовательных, научных, инновационных и иных задач образовательной организации, а также социальных и экономических задач государства.
Обобщение сформулированных выше стратегических приоритетов подводит к тому, что важнейшим субъектом стратегирования цифровой трансформации образования становится личность. Анализ процесса цифровизации, которому посвящены сегодня многочисленные исследования, в том числе цифровизации образования, позволяет выявить ряд противоречий. С одной стороны, происходит расширение доступа к образовательным услугам и переход на гибкий мобильный формат обучения. Одновременно с этим в образовательный процесс проникают новые технологии, такие как и AR, которые расширяют возможности образовательного процесса, повышают его наглядность и увеличивают способности к практической отработке
образовательного материала. Например, имитация «работы» студентов-медиков в виртуальной операционной. С другой стороны, цифровизация провоцирует утрату у обучающихся навыков глубинного чтения, замену их клиповым мышлением. В научной литературе можно встретить термины «цифровая наркомания» и «цифровая деменция» по отношению к человеку при оценке вреда, который наносит ему цифровая среда. Выводы в контексте перечисленных проблем делает Л. М. Андрюхина с соавторами. По мнению ученых, избежать вреда, который несет человеку цифровизация образования, можно при условии, что ведущее место в цифровиза-ции будет отводиться не цифровым технологиям, а педагогике и педагогу21. Аналогичного вывода придерживается К. Зирер, который отмечает, что: «Главным фокусом ответственности образования всегда было развитие человека. Человек в педагогике - это одновременно и начальная точка отсчета, и конечный результат. Этот подход должен быть применен и к цифровизации образования»22.
В ответ на некоторые из перечисленных вызовов цифровой трансформации учеными сформирована новая научная дисциплина об организации обучения в цифровой образовательной среде - цифровая дидактика, развитие которой, с одной стороны, открывает новые возможности для более глубокого понимания процесса обучения, а с другой - обеспечивает формирование более эффективной образовательной среды23.
Нерешенным остается целый набор вопросов, связанных с повышением эффективности цифровой трансформации как для непосредственных участников образовательного процесса, так и для общества и государства. Решение многих вопросов попадает в сферу ответствен-
19 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1.
20 Дидактическая концепция цифрового профессионального образования.
21 Цифровизация профессионального образования.
22 Зирер К. Цитирование по: Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина [и др.] // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
23 Петрова Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 141-144.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
ности образовательных организаций. Очередной задачей стратегировании цифровой трансформации образования становится поддержание конкурентных преимуществ, формирование которых является прерогативой каждой образовательной организации. Процесс стратегиро-вания имеет упорядоченную структуру и включает категории, зависящие от обеспеченности образовательной организации эффективно осуществимыми и уникальными конкурентными преимуществами24. Жизнеспособные конкурентные преимущества становятся движущей силой стратегии, поскольку обеспечивают реализацию стратегических приоритетов образовательной организации. Реализация каждого последующего приоритета заставляет образовательную организацию заниматься поиском новых уникальных атрибутов, отличающих ее на рынке образовательных услуг. Такой отлаженный замкнутый механизм гарантирует образовательной организации отрыв от конкурентов за счет ускорения и ассиметрии (в методологии В. Л. Квинта - двух победных и труднопредсказуемых для конкурентов характеристик стратегии)25.
На следующем этапе стратегирования следует разработать миссию и видение.
В миссии содержится информация о том, «в какой сфере функционирует объект, в каком регионе, причины создания, а также обоснованность существования объекта, то есть чем данный объект стратегии уникален и ценен для потребителя». Видение позволяет кратко объяснить социальную ответственность объекта стратегии26. Как отмечает И. В. Новикова, «видение, в отличие от миссии, направлено внутрь объекта стратегирования» и отражает информацию для всех участников разработки и реализации стратегии о том, какие именно интересы будут удовлетворены27.
В соответствии с данным толкованием миссией цифровой трансформации образования следует считать создание эффективной модели «Цифрового университета», принимающей во внимание глобальные, национальные и отраслевые тренды, обеспечивающей воспроизводство человеческого потенциала, формирующей кадровый потенциал экономики, содействующей духовно-нравственному и профессиональному развитию граждан, их воспитанию и социализации и обеспечивающей расширение их карьерных перспектив и роста социального благополучия.
Под видением будет пониматься создание с использованием технологий цифровой экономики условий для профессионально-творческого обновления и личностного развития граждан для достижения высоких стандартов уровня и качества жизни населения России и ее экономического роста в результате активного использования формируемого образовательными организациями кадрового потенциала экономики.
На основании миссии и видения можно сформулировать цель и задачи цифровой трансформации образования.
Цель цифровой трансформации образования - создание образовательной системы, которая будет отвечать потребностям цифровой экономики и одновременно с этим обеспечивать полноценное использование совокупного потенциала цифровой трансформации.
Задачи цифровой трансформации образования включают:
1. Проведение образовательной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности образовательных услуг образовательных организаций, реализующих модель «Цифрового университета»;
2. Персонализацию образования, основанную на построении индивидуальных образователь-
24 Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент.
25 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1.
26 Квинт В. Л. Концепция стратегирования.
27 Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов.
ТИАМ РНАСТЮЕ
2022. Уо1 2. N0 4
ных траекторий и отслеживании индивидуальных и командных достижений обучающихся;
3. Автоматизацию и ускорение процесса формирования у обучающихся профессиональной компетентности, адекватной потребностям рынка труда, на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий-работодателей;
4. Обеспечение доступности образовательных программ и иных возможностей, предоставляемых образовательной организацией (например, результатов интеллектуальной деятельности или специализированного программного обеспечения для реализации научных исследований), для заинтересованных лиц, проживающих на отдаленных и труднодоступных территориях и др.
Следующим этапом стратегирования является определение критериев и оценка показателей эффективности формируемой стратегии. Согласно методологии стратегирования В. Л. Квинта следует различать экономическую и общественную эффективность: «исследование только экономических показателей не может
отражать все интересы заинтересованных участ-
28
ников стратегии» .
В число показателей эффективности формируемой стратегии следует включить показатели, характеризующие как образовательную деятельность, так и учебно-методическую, в том числе с учетом внедрения в обучение цифровых технологий, и информационно-консалтинговую29. Кроме того, к показателям эффективности следует отнести целевые показатели из раздела «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в том числе
- «создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики
России»30.
Решение вопроса, связанного с разработкой результирующих показателей цифровой трансформации образования, требует серьезного научного осмысления. Но уже сейчас в профессиональном сообществе появляются методики анализа результативности цифровой трансформации. Например, Институт образования НИУ ВШЭ использует методику, базирующуюся на расчете интегральных индексов, содержащих следующую группу показателей: оснащенность цифровым оборудованием, использование цифровых технологий, инструментов и сервисов, доступность цифровых учебных материалов и др.31. Отдельные показатели оценки использования цифровых технологий в образовании сформулированы в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», который действует в рамках Национального проекта «Образование»32. Речь идет о показателях, характеризующих уровень материально-технического обеспечения цифро-визации. Однако данные методики не учитывают влияние цифровой трансформации на личность, общество и государство, сконцентрировавшись на количественных показателях, отражающих процедурные аспекты внедрения цифровых технологий в образовании. Эффективное стра-тегирование цифровой трансформации требует
28 Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов.
29 Шацкая И. В. Стратегирование развития непрерывного образования.
30 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р.
31 Свиридова В. В. Мониторинг уровня цифровой трансформации образования: показатели и технологии // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. С. 17-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-17-26
32 Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
разработки широкого набора показателей, иллюстрирующих ее результативность и эффект для всех заинтересованных в ней сторон.
Заключительным этапом стратегирования является принятие стратегии и ее внедрение в жизнь. Цифровая трансформация образования будет тем эффективнее, чем более будут востребованы цифровые образовательные услуги человеком, обществом и государством.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:
- раскрыть содержание цифровой трансформации образования на примере сферы высшего образования;
- провести анализ возможностей, угроз, сильных и слабых сторон происходящей в нашей стране цифровой трансформации образования. На его основании сделать вывод
ЛИТЕРАТУРА
Голышкова И. Н. Анализ ключевых составляющих модели «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 3. С. 53-61. https:// doi.org/1010.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61 Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко [и др.]. М.: Перо, 2019. 98 с. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственныйуни-верситет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/ 978-5-8353-2562-7 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1.
СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с. Квинт В. Л. Стратегия развития стратегии //
Журнал Бюджет. 2022. Т. 230. № 2. С. 44-46. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.
Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» // E-Management. 2020.
_ СТРАТЕГИРОВАНИЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
о том, что цифровая трансформация сопровождается определенными трудностями, в частности непринятием цифровых технологий образовательными организациями, относительно низкой цифровой культурой населения, отсутствием последовательных, системных мер в управлении цифровизаци-ей образовательного пространства и оцифровкой цифрового контента; - сформулировать основные элементы стратегии цифровой трансформации высшего образования в России. Стратегия цифровой трансформации высшего образования, сочетающая прогноз, миссию, видение, приоритеты, цели и задачи, является важным атрибутом формирования и развития человеческого потенциала. Чем методологически четче будут разработаны необходимые элементы стратегии, тем выше эффективность сформулированной стратегии.
Т. 3. № 2. С. 89-96. https://doi.org/10.26425/ 2658-3445-2020-2-89-96 Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 57-65. https://doi.org/ 10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65 Петрова Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 141-144. Свиридова В. В. Мониторинг уровня цифровой трансформации образования: показатели и технологии // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. С. 17-26. https://doi. org/10.21686/1818-4243-2022-3-17-26 Хворостяная А. С. Стратегическая архитектура цифровой промышленной платформы // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 109-113.
STRATEGIZING:
THEORY AND PRACTICE
2022. Vol 2. No 4
Shatskaya IV Strategizing the Digital Transformation.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583
Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина [и др.] // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116-147. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 127-139. https://doi.org/ 10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139
Шацкая И. В. Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития России. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2021. 340 с.
Шацкая И. В. Модернизация системы образования в России // Вестник Института эконо-
REFERENCES
Golyshkova IN. Analysis of key components of the "Digital university" model. E-Management. 2020;3(3):53-61. (In Russ.) https://doi. org/1010.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61
Bilenko PN, Blinov VI, Dulinov MV, Esenina EYu, Kondakov AM, Sergeev IS. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow: Pero, 2019. 98 p. (In Russ.)
Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
Kvint VL. Kontseptsiya strategirovaniya. T. 1 [The concept of strategizing. Vol. 1.]. St. Petersburg: SZIU RANKhiGS; 2019. 132 p. (In Russ.)
Kvint VL. Strategiya razvitiya strategii [Strategizing the development strategy]. Zhurnal Byud-zhet [Magazine Budget]. 2022;230(2):44-46. (In Russ.)
Kvint VL, Bodrunov SD. Strategirovanie trans-formatsii obshchestva: znanie, tekhnologii, noonomika [Strategic transformation of society:
мики Российской академии наук. 2014. № 4. С.148-155.
Шацкая И. В. О стратегических перспективах развития корпоративного образования в России (на основе методологии стратеги-рования) // Экономика России: новые вызовы и перспективы: Сборник научных трудов Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет». М., 2022. С. 255-266. Шацкая И. В. Стратегирование развития непрерывного образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 1-11. https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-1-11 MacNeill S., Johnston B. The digital university in the modern age: A proposed framework for strategic development // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013. Vol. 7. № 4.
knowledge, technology, and noonomy]. St. Petersburg: INIR im. S.Yu. Vitte; 2021. 351 p. (In Russ.)
Kuzina GP. The concept of a digital transformation of a traditional university to a "Digital university". E-Management.2020;3(2):89-96.(InRuss.)https:// doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96 Novikova IV. Strategizing of the human resources development: Main elements and stages. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(1):57-65. (In Russ.) https://doi.org/ 10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65 Petrova EV. Tsifrovaya didaktika: proektirovanie protsessa obucheniya i ego soprovozhdenie [Digital didactics: designing the learning process and its support]. Modern Pedagogical Education. 2018;(4):141-144. (In Russ.) Sviridova VV. Monitoring the level of digital transformation in education: Indexes and technologies. Open Education. 2022;26(3): 17-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/ 1818-4243-2022-3-17-26 Khvorostyanaya AS. Digital industrial platform strategic architecture. "Strategizing: Theory
Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583
СТРАТЕГИРОВАНИЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 4
and practice": Collection of selected research articles and proceedings of the Fourth International Researchto-Practice Conference; 2021; Moscow. Moscow: National University of Science and Technology MISiS; 2022. p. 109— 113. (In Russ.) Andryukhina LM, Sadovnikova NO, Utkina SN, Mirzaahmedov AM. Digitalisation of professional education: prospects and invisible barriers. Education and Science Journal. 2020;22(3):116-147. (In Russ.) https://doi.org/ 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147 Shatskaya IV. Competitive advantages as an element of the strategy of an educational organization (based on the V.L. Kvint's methodology). Journal of Modern Competition. 2021;15(4):127-139. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139 Shatskaya IV. The concept of strategic personnel management for innovative development of Russia. St. Petersburg: SZIU RANKhiGS; 2021. 340 p. (In Russ.) Shatskaya IV. Modernization of education system in Russia. The Bulletin of the Institute
of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2014;(4):148-155. (In Russ.)
Shatskaya IV. O strategicheskikh perspektivakh razvitiya korporativnogo obrazovaniya v Ros-sii (na osnove metodologii strategirovaniya) [The strategic prospects for the development of corporate education in Russia: the strategizing methodology]. Ehkonomika Rossii: novye vyzovy i perspektivy: Sbornik nauchnykh trudov Instituta tekhnologiy upravleniya FGBOU VO "MIREHA - Rossiyskiy tekh-nologicheskiy universitet" [Russian Economy: New Challenges and Prospects: Proceedings of the Institute of Management Technologies, Russian Technological University]; 2020; Moscow. Moscow: Sputnik; 2022. p. 255-266. (In Russ.)
Shatskaya IV. Strategizing and lifelong education development. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(1):1-11. (In Russ.) https://doi. org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-1-11
MacNeill S, Johnston B. The digital university in the modern age: A proposed framework for strategic development. Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013;7(4).
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Шацкая Ирина Вячеславовна, д-р. экон. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института технологий управления, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия; [email protected]; https://orcid.org/ 0000-0001-5292-3382
CONFLICTS OF INTEREST: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.
ABOUT AUTHOR: Irina V. Shatskaya, Dr.Sc. (Econ.), Associate Professor, Deputy Director for Scientific Work at the Institute of Management Technologies, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5292-3382