Научная статья на тему 'СТРАТЕГИРОВАНИЕ: РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ'

СТРАТЕГИРОВАНИЕ: РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярошевич Н.Ю.

Эволюционная трансформация производительных сил и производственных отношений, развитие информационных и цифровых технологий в управлении приводят к формированию сложных экономический систем - производственных сетей, технологических и цифровых платформ, меняют принципы и методы работы на рынке. Статья направлена на обоснование и теоретическое позиционирование новой концепции стратегического управления в управленческой науке. Методологической базой исследования является парадигмальный подход. Исследование проводилось с использованием библиометрического и семантического анализа, формализации и систематизации. В результате обоснован и определен этап развития новой исследовательской парадигмы - стратегирования как системы управленческих знаний, соответствующей процессам информатизации, цифровизации и уровню индустриализации производства. Результаты исследования представляют собой научный анагенез фазы становления жизненного цикла парадигмы стратегирования и могут стать триггером появления новой теории в стратегическом управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIZING: THE DEVELOPMENT OF A SCIENTIFIC PARADIGM

The evolutionary transformation of productive forces and industrial relations, the development of information and digital technologies in management, lead to the formation of complex economic systems - production networks, technological and digital platforms, changes the principles and methods of work in the market. The article is aimed at substantiation and theoretical positioning of the new concept of strategic management in management science. The methodological basis of the study is a paradigmatic approach. The study was conducted using bibliometric and semantic analysis, formalization and systematization. As a result, the stage of development of a new research paradigm - strategizing, as a system of managerial knowledge, corresponding to the processes of informatization, digitalization and the level of industrialization of production was substantiated and defined. The results of the study are a scientific anagenesis of the phase of formation of the life cycle of the paradigm of strategizing and can become a trigger for the emergence of a new theory in strategic management.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИРОВАНИЕ: РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ»

Менеджмент, предпринимательство, инжиниринг: модели, обзоры, эксперименты

Management, Entrepreneurship, Engineering: Models, Reviews, Experiments

УДК 334.021

JEL code М20, L20

Н. Ю. Ярошевич1

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Стратегирование: развитие научной парадигмы

Аннотация. Эволюционная трансформация производительных сил и производственных отношений, развитие информационных и цифровых технологий в управлении приводят к формированию сложных экономический систем - производственных сетей, технологических и цифровых платформ, меняют принципы и методы работы на рынке. Статья направлена на обоснование и теоретическое позиционирование новой концепции стратегического управления в управленческой науке. Методологической базой исследования является парадигмальный подход. Исследование проводилось с использованием библиометрического и семантического анализа, формализации и систематизации. В результате обоснован и определен этап развития новой исследовательской парадигмы - стратегирования как системы управленческих знаний, соответствующей процессам информатизации, цифровизации и уровню индустриализации производства. Результаты исследования представляют собой научный анагенез фазы становления жизненного цикла парадигмы стратегирования и могут стать триггером появления новой теории в стратегическом управлении. Ключевые слова: трансформация экономики; стратегическое управление; стратегирование; механизм управления; парадигма. Дата поступления статьи: 24 февраля 2022 г.

Для цитирования: Ярошевич Н. Ю. Стратегирование: развитие научной парадигмы // e-FORUM. 2022. Т. 6, № 1.

N. Yu. Yaroshevich1

!Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

Strategizing: the development of a scientific paradigm

Abstract. The evolutionary transformation of productive forces and industrial relations, the development of information and digital technologies in management, lead to the formation of complex economic systems - production networks, technological and digital platforms, changes the principles and methods of work in the market. The article is aimed at substantiation and theoretical positioning of the new concept of strategic management in management science. The methodological basis of the study is a paradigmatic approach. The study was conducted using bibliometric and semantic analysis, formalization and sys-tematization. As a result, the stage of development of a new research paradigm - strategizing, as a system of managerial knowledge, corresponding to the processes of informatization, digitalization and the level of industrialization of production was substantiated and defined. The results of the study are a scientific anagenesis of the phase of formation of the life cycle of the paradigm of strategizing and can become a trigger for the emergence of a new theory in strategic management.

Key words: transformation of the economy; strategic management; strategizing; management mechanism; paradigm. Paper submitted: February 24, 2022

For citation: Yaroshevich N. Yu. Strategizing: the development of a scientific paradigm. e-FORUM. 2022. Vol. 6, no. 1.

Введение

Трансформация экономики находит отражение в эволюции современных концепций управления. В ответ на вызовы трендов третьего тысячелетия, индустриализации и цифровизации формируются новые: на смену теории конкурентных преимуществ приходит теория динамических способностей, теория оценки экономического потенциала трансформируется в теорию интеллектуального потенциала, а теория фирмы -в теорию экосистем и сетей.

Наиболее проблемным научным полем становится формирование современной парадигмы стратегического управления, соответствующей иным формам организации бизнеса (от фирмы к экосистемам, технологическим платформам, цепочкам стоимости), взаимодействий, иным принципам и механизмам развития. На смену разработке стратегии приходит стратегирование.

Целью статьи является обоснование существования современной парадигмы стратегического управления - стратегирования. Развитие новой парадигмы определяется

не только доказательством присутствия соответствующего пула публикаций в современном научном поле, определением фазы ее жизненного цикла, но и позиционированием ее в контексте эволюции теорий стратегического управления.

Таким образом, формируются следующие исследовательские задачи:

1) провести библиометрический анализ понятия «стратегирование» и раскрыть его семантическое значение в современной экономической науке;

2) определить место парадигмы стратегирования в контексте эволюции концепции стратегического управления;

3) сравнить стратегирование и стратегическое управление, используя ключевые параметры механизма управления; смоделировать механизм стратегирования.

Библиометрический и семантический анализ понятия «стратегирование»

Впервые понятие «стратегирование» появилось в 1970 г. в работе J. L. Bower [1], который определил стратегирование как «множественные, одновременные, взаимосвязанные и последовательные действия менеджеров на различных уровнях организационной иерархии» [1, р. 12].

В рамках проведения библиометрического анализа обратимся к существующему массиву научных публикаций, характеризующих выбранный объект исследования. Раскрывая семантическое значение понятия, нельзя обойти современное знание, представленное в основном в статьях научных журналов. Этим и определена актуальность выбора указанных методов для изучения понятия «стратегирование».

Поскольку термин «стратегирование» используется российскими и зарубежными авторами, нами были выбраны следующие базы данных научных публикаций: для российского сегмента - база данных «Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU» и ее проект Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); для зарубежного сегмента выбраны наиболее престижные и официально признанные в России базы данных Scopus (Elsevier) и Web of Science (Clarivate Analytics)1.

Поиск в соответствующих базах данных проводили по следующим запросам (табл. 1).

Таблица 1. Конфигурация использованных поисковых запросов в базах данных

База данных Текст запроса Настойки запроса

eLIBRARY стратегирование Поиск с учетом морфологии. Поиск в названиях, аннотации, ключевых словах

Scopus strategizing Поиск по строгому соответствию. Поиск по TITLE-ABS-KEY. Предметные области: Business, Management and Accounting, Social Sciences, Economics, Econometrics and Finance

Web of Science strategizing Поиск по заглавию (Title), аннотации (Abstract), ключевым словам (Keyword) Предметные области: Business, Management and Accounting, Social Sciences, Economics, Econometrics and Finance

1 Здесь и далее, если не оговорено иное, под базой данных Web of Science будет подразумеваться ее основная коллекция Web of Science Core Collection, в которую входит коллекция Emerging Sources Citation Index (ESCI), но не входит российский проект Russian Science Citation Index (RSCI).

Сбор данных проводился по состоянию на 20 февраля 2022 г. и был разбит на два периода: первый - публикации с 1960 до 2000 г. в Scopus, второй - во всех базах данных начиная с 2000 г., что соответствует появлению данного термина в Web of Science и eLIBRARY (табл. 2, рис. 1).

Основные статистические показатели библиометрического анализа по БД за указанный период представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные статистические показатели биометрического анализа по базам данных за период 2000-2022 гг.1

Показатель eLIBRARY Scopus Web of Science

Всего документов 1 107 5 463 287

Средний ежегодный темп прироста количества статей, % 119 113 158

Среднее число лет, прошедшее с момента публикации 3,4 4,8 2,8

Среднее количество цитирований одного документа 5,1 11,3 1,4

Среднее количество цитирований одного документа в год 0,4 1,7 0,36

Среднее количество ссылок в одном документе 15,0 24,6 14,4

Всего различных авторов 1 382 10 111,2 429,4

Количество авторов на один документ 1,8 2,4 2,12

Количество статей с единоличным авторством 221,4 1529,6 57,4

700 600 500 400 300 200 100 0

/

OOOOOOOOOOi-i-^^H^H^H^H^H^H^H^HtNEá OOOOOOOOOOOgOOOOOOOOOO

(SNíSNMtSMNMfSN^MfNtSNMNtSíSfNN

а - количество публикаций в год

1200 1000 800 600 400 200

и

—•— Scopus

Web of Science — eLIBRARY

—•— Scopus

Web of Science — eLIBRARY

©OOOOOOOO*—ir^*—i^4*—i*—i*—i < CN ooooooooooSooooooooop

б - динамика публикаций по указанной тематике

Рис. 1. Статистика публикаций, посвященных исследованию промышленных рынков, в базах данных Scopus, Web of Science, eLIBRARY

1 Составлено и рассчитано автором по данным выборки из указанных баз данных.

Менеджмент, предпринимательство, инжиниринг: модели, обзоры, эксперименты

Management, Entrepreneurship, Engineering: Models, Reviews, Experiments

Главный вывод, который можно сделать по итогам анализа: в международном пространстве публикаций по тематике «стратегирование» значительно больше, и они появляются значительно чаще (с 2011 г. выходило в среднем по 113 публикации в Scopus и 158 в Web of Science, в российском сегменте - 119 публикаций в год).

Представленный динамический анализ публикаций, содержащих понятие «стратегирование», говорит о возрастающей актуальности и популярности исследуемого объекта как в зарубежном, так и в российском сегменте. Это позволяет автору сделать вывод о рождении и становлении парадигмы, а фазу ее жизненного цикла определить как «начало становления»1.

Далее проведем семантический анализ существующих определений понятия «стратегирование» в публикациях за 1970-2022 гг. (табл. 3). Отбор публикаций проводился не только по количеству цитирований в указанных базах данных, но и по наличию в публикации именно авторского определения. Мы оставили за собой право отобрать наиболее существенные публикации в контексте определения места стратегирования в современном управленческом знании.

Таблица 3. Эволюция определения понятия «стратегирование» в публикациях 1970-2022 гг.

Год публикации

Авторы

Количество цитирований

Определение понятия «стратегирование»

1970

J. L. Bower

3 256

Стратегирование - множественные, одновременные, взаимосвязанные и последовательные действия менеджеров на различных уровнях организационной иерархии [1, р. 12]

1983

R. A. Burgelman 3 541

Стратегирование - кооперация деятельности менеджеров разных уровней по развитию, формированию, отбору жизнеспособных предпринимательских инициатив для реализации их в корпоративной стратегии [3, р. 223]

1991

1997

O. E.

Williamson

D. J. Teece, G. Pisano, A. Shuen

J. A. Nickerson, R. V. Bergh

Стратегирование - целенаправленное формирование ры-11 297 ночной власти или экономия от организационной эффективности [4, р. 75]

Стратегирование - участие в ведении бизнеса, которое 44 974 выводит конкурентов из равновесия, повышает затраты конкурентов и исключает новых участников [5, р. 509]

65

1999

Стратегирование - создание конкурентных способностей и эффективной организации, а не попытки сдерживать или побеждать конкурентов с помощью хитроумных уловок [6, р. 6]

B. L. Kedia, A. Mukherji

458

Стратегирование - это создание соответствующих условий, с помощью которых общая стратегия, процесс, культура и структура могут быть согласованы для достижения организационной эффективности [7, р. 236]

1 Фаза становления соответствует самой длительной фазе существования парадигмы. Она характеризуется тщательной проверкой положений, которые находят отражение в активной научной дискуссии в рамках парадигмального поля исследований [2].

Продолжение табл. 3

Год публикации Авторы Количество цитирований Определение понятия «стратегирование»

2002 H. Hâkansson, D. Ford 2 252 Стратегирование парадоксально по своей природе: стратегический выбор влияет на отношения, но отношения влияют на стратегический выбор фирмы [8, р. 135]

2003 L. E. Gadde, L. Huemer, H. Hâkansson 709 Стратегирование - «целенаправленные действия фирмы по влиянию на свое положение в сети, частью которой она является» [9, р. 341]. Задача стратегирования для компании заключается в определении и установлении соответствующих уровней и сбалансированности ее вовлеченности в отношения с отдельными партнерами

2006 P. Jarzabkowski, E. Fenton 322 Стратегирование - динамическая социальная, плюралистическая практика взаимодействий внешних и внутренних стейхолдеров. Стратегирование - разработка стратегически процессов, которые позволят реализовать множество противоречивых стратегических целей [10, р. 636]

2007 R. Gottschall 1 Стратегирование - динамический синхронный процесс экономии и разработки стратегии [11, р. 5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 S. Paroutis, A. Pettigrew 220 Стратегирование состоит из текущей деятельности и взаимодействия различных и распределенных групп людей, которые необходимы для разработки, поддержания и обновления стратегии многопрофильной фирмы [12, р. 112]

2009 S. V. Bucher, J. Rüegg-Stürm 2 Стратегирование - это управление сопротивлением изменениям и преодолением различных институциональных давлений [13, р. 7]

T. M. Welbourne 3 Стратегирование - это замкнутый и непрерывный процесс [14, р. 42]

J. Kuisma, T. Järvensivu - Стратегирование - это динамичный процесс согласования различных целей и потребностей участников сети [15, р. 5]

2010 H. Chou, J. Zolkiewski 9 Стратегирование - процесс изменений структуры взаимозависимости с целью облегчить достижение своих целей в производственной сети [16, р. 2]

2011 M. Kornberger, S. Clegg 323 Стратегирование - «разработка (обычно общей) картины будущего, которая определит ближайшие направления действий» [17, р. 139]

2012 А. Г. Зельднер 65 Стратегирование - инкрементный процесс, эволюционно отражающий изменения (формальных и неформальных) институтов и эффективность работы всей институциональной системы в процессе достижения поставленных целей [18, с. 13]

Менеджмент, предпринимательство, инжиниринг: модели, обзоры, эксперименты

Management, Entrepreneurship, Engineering: Models, Reviews, Experiments

Окончание табл. 3

Год публикации

Авторы

Количество цитирований

Определение понятия «стратегирование»

2014

Э. Б. Сафина

Стратегирование следует рассматривать с двух позиций: как динамическую систему стратегического планирования, основанную на управлении изменениями, и как процесс запланированного поэтапного корректирования и регулирования динамики развития социально-экономической системы [19, с. 46]

K. Matzler, J. Füller, B. Koch, J. Hautz, K. Hutter

58

Стратегирование - это повышение эффективности за счет обучения, чтобы постоянно способствовать как горизонтальному, так и вертикальному синергетическому росту в группе [20, р. 44]

2016

P. V. Freytag, K. B. Munksgaard, A. H. Clarke, T. M. Damgaard

Стратегирование - это понимание текущей ситуации, описывающее интерпретацию прошлого и перспективы на будущее [21, с. 7]

2019

S. Laari-Salmela, T. Mainela, V. Puhakka

14

Под стратегированием подразумеваются постоянные усилия, которые следуют рутинам упреждающего принятия мер для определения будущего направления развития фирмы и реагирования на изменения в сети [22, р. 201]

А. Птуха

Стратегирование - «это в чистом виде управление своим будущим - своим или своей компании. И что же в качестве приза? Все просто - рост быстрее рынка, своевременный отказ от отмерших ветвей, интеграция и консолидация лучших решений и бизнес-проектов - мечта, да и только!» [23, с. 62]

2020

S. Grand

Стратегирование - это видимый и аргументированный фронт более деликатной и скрытой работы с неопределенностью [24, р. 166]

2021

А. А. Никонова

Стратегирование - это процессная система обоснования и формулирования стратегических решений, проектирующих будущий образ социально-экономической системы (СЭС) с позиций системных принципов планирования и управления сложными системами и направленных на изменение состояния системы.

Стратегирование - это многоаспектный, многопроцессный и многообъектный итеративный процесс принятия долгосрочных решений и рефлексивного анализа последствий реализации, меняющей качественно систему и отдельные ее звенья [25, с. 205]

2022

J. M. Bryson, B. C. Crosby, D. Seo

Стратегирование - взаимосвязанный ансамбль стратегического мышления, действия и получения знаний. Стра-тегирование - это групповой процесс изменений организационной экосистемы [26, с. 127]

3

9

1

7

Резюмируя представленные определения, можно выделить следующие особенности существования стратегирования как новой парадигмы стратегического управления.

Во-первых, объектом стратегирования выступает особый объект управления - сложная экономическая система (сеть), обладающая сложившейся иерархией, институцио-

и и и \J \J

нальной средой взаимодействия, общей культурой.

Во-вторых, стратегирование - это совещательная форма консолидированного принятия решений сторонами, заинтересованными в общем положительном результате.

В-третьих, стратегирование формирует управление не только как видение будущего, но и как активное управление им, направленное на устранение неопределенности.

В-четвертых, стратегирование - процесс долгосрочного матричного управления, реализуемого как в вертикальном (в рамках иерархии), так и в горизонтальном направлении (интеграции интересов стейхолдеров соответствующего уровня иерархии).

В-пятых, стратегирование - динамический адаптационный процесс стратегического управления, реализуемый в форме консолидированного знания.

Таким образом, результаты представленного библиометрического и семантического анализа, а также выделенные особенности позволяют автору обоснованно заявить о становлении новой парадигмы стратегического управления - стратегирования.

Позиционирование парадигмы стратегирования в контексте эволюции концепций стратегического управления

Дальнейшее обоснование существования парадигмы стратегирования строится в рамках ее позиционирования в контексте эволюции концепций стратегического управления. Сопоставление концепций проводится по следующим параметрам: исторический период, технологический уклад; описание базовых характеристик исторического этапа развития производительных сил и производственных отношений; перечисление школ и их представителей, формирующих соответствующую концепцию стратегического управления; базовое определение стратегии (табл. 4). При этом проведенное выше библиометрическое исследование позволяет определить место новой парадигмы стратегического управления в эволюционном процессе.

Эволюция концепций стратегического управления и развитие парадигмы стратеги-рования безусловно являются адаптационной и эволюционной реакцией на происходящие в обществе и технологиях изменения. Именно трансформация понятия стратегии отражает усложняющийся характер объекта управления (предприниматель, организация, сложная экономическая система - гибрид, сеть, технологическая платформа), его взаимодействий, которые складываются во внутренней и внешней среде. Так, стратегия из типового плана-бюджета становится стратегированием, т. е. механизмом формирования (определения) ориентиров, приоритетов для развития сложных экономических систем.

Таблица 4. Эволюция концепций и развития понятия стратегия

Концепции стратегиче ского управления

Период

Технологиче ский уклад

Базовые характеристики исторического этапа развития производительных сил и производственных отношений

Школы и их представители

Определение понятия «стратегия»

Концепция бюджетирования и контроля

Концепция

долгосрочного

планирования

С 80-х гг. Третий Затратный подход к организации про- Школа научной организации тру- Стратегия - лучший способ

XIX в. (до 1920 г.), изводства, развитие массового про- да и менеджмента: Ф. У Тейлор, выполнять какую-то работу, по 50-е гг. четвертый изводства, ориентация на показатели Г. Л. Гант, Г. Эмерсон, В. Поляков. лучший способ управлять всей

XX в. эффективности производства: произ- Административная школа управле- организацией

водительность труда, рентабельность ния: А. Файоль, М. Вебер, Ч. Барнард

С 50-х Четвертый Укрупнение бизнеса, появление

по 60-е гг. транснациональных компаний, даль-

XX в. нейшее развитие технологий. Вы-

сокий темп экономического роста, высокая степень предсказуемости и одновременно низкая конкуренция на рынках

Школа количественного подхода: Стратегия «представляет собой

Р. Аккоф, М. Сасиени. не более чем теоретическую

Школа дизайна: Э.Лернед, Р.Крис- разработку специалиста в дан-

тенсен, К. Эндрюс, У. Гуф, М. Минц- ной отрасли, демонстрируя

берг.

Школасоциальных систем: Дж. Марч, Г. Саймон, А. Этциони и др.

концептуальную схему, в основе построения которой лежит фундаментальное убеждение в том, что тщательная проработка и формализация - сама суть модели стратегического процесса» [27, с. 26]

Концепция

стратегического

планирования

60-70-е гг. Четвертый Рост неопределенности на внешних XX в. рынках, развитие конкуренции на ос-

новных рынках сбыта, ускорение на-учно-технического процесса

Школа планирования: И. Ансофф, Д.С.Львов, Ф. Котлер, М. Портер и др.

Школа менеджмента человеческих ресурсов: М.Бир, Д. Гест, М. А. Деванна, Дж. Дуглас, С. Клейн, П. Лоуренс, Р. Миллес, Д. К. Миллс, А. Спектор, Дж. Стори, Ч. Фомбрун, Д. Хант, К. Хендри, Э. Штейн и др.

Стратегия - результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбитого на отдельные шаги, схематически изображенного в виде контрольных таблиц и поддерживаемого соответствующими моделями

Окончание табл. 4

Концепции стратегического управления

Период

Технологический уклад

Базовые характеристики исторического этапа развития производительных сил и производственных отношений

Школы и их представители

Определение понятия «стратегия»

Теория

стратегического менеджмента

С 70-х гг. Пятый Продолжается дальнейший рост не-

XX в. определенности, увеличивается ско-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по 2000 г. рость технологических и социаль-

ных изменений, внедрение цифровых технологий в процессы управления (сбыт, управление данными, биз-нес-процессами и т. п.)

Школа предпринимательства: П. Дру-кер, И. Шумпетер, А.Коул, К. Найт, Д. С. Львов.

Когнитивная школа: М. Лайлс, Р.К.Регер, Э.Хафф, Г.Томас, Г.Саймон.

Школа управления на базе информационных технологий: Д. Белл, М. Кастельс, М. Маклюэн, Е. Масу-да, Ф.Махлуп, Дж. Нейсбитт, Т. Сто-унер, Э. Тоффлер, П. Эбурдин и др.

Стратегия - технология управления компанией, определяющая ее долгосрочное развитие в условиях повышенной нестабильности внешней среды и обеспечивающая своевременное ее реагирование. Стратегия представляет собой замкнутый процесс корректировки целей под воздействием внешнего окружения

Концепция 2000-2020 гг. Пятый Монополизация бизнеса, снижение Школа обучения: Р. Лапьер, Ч. Линд- Стратегия - это технология

интерактивного уровня общей конкуренции, разви- блом, Г. Рэпп, С.Уинтер. развития предприятия на осно-

стратегического тие элементов новой конкуренции, Школа власти: А.Макмиллан, Д. Сар- ве использования творческого

менеджмента формирование сложных интегриро- разин, Э.Петигрю, Дж.Боуэр. потенциала всего коллектива

ванных структур, развитие цифровых Школа культуры: Д. Джонсон,

и технологических платформ, интер- Дж. Спендер, К. Рот, Д. Дике, Ф. Ри-

нет-торговля гер

Парадигма С 2020 Шестой Глобальная трансформация общества Школа окружающей среды: М.Ханн, Стратегирование - определе-

стратегирования по 2070 г.* и процессов управления, смена цен- Дж. Фриемен, У. Эстли, К. Оливер. ние долгосрочных ориентиров

ностных ориентиров, зеленая эконо- Школа конфигурации: П. Хандавал- в сложных экономических си-

мика, экономика знаний, ноономи- ла, Д. Миллер, П. Фризен, Р. Майлз стемах, построенных в услови-ка, технологическая трансформация, ях приоритетов внешней кон-развитие новой конкуренции фигурации рынков

Примечание. *Последняя дата является условной, возможны изменения в обе стороны.

Дальнейшее обоснование развития новой парадигмы строится путем сравнения с основными параметрами механизма стратегического управления и стратегирования.

Сравнение стратегического управления и стратегирования в контексте параметров механизма управления

Изученный пул публикаций и проведенное выше исследование позволяет автору провести сравнительный анализ содержания основных этапов механизма стратегического управления и стратегирования. В качестве базы сравнения мы выбрали параметры механизма стратегического управления, представленные в работах Д. Аакера [28], О. С. Виханского [29], М. Робсона и Ф. Уллаха [30], а также соответствующие национальному стандарту РФ по стратегическому и инновационному менеджменту1 (табл. 5).

Таблица 5. Сравнительный анализ трактовок содержания этапов механизма стратегического управления и стратегирования

Этап механизма управления Стратегическое управление Стратегирование

Стратегический анализ Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации Выявление трендов, структурно-институциональный анализ производственной, предпринимательской сети

Разработка Определение миссии, стратегический Консолидированное принятие стратеги-

стратегии целей на уровне высшего руководства ческого вектора развития

Стратегическое планирование Выбор стратегии, формирование стратегического плана Формирование системы консолидированных стандартов (технологических, управленческих), баз знаний

Реализация Система производственных и функцио- Непрерывный процесс управления изме-

стратегии нальных планов нениями и адаптации к ним

Стратегический Контроль и корректировка стратегиче- Взаимоконтроль, стандарты корпоратив-

контроль ских целей ной культуры и стандартов

Таким образом, механизм управления стратегированием существенно отличается от принятого в стратегическом управлении. Эта разница формируется в рамках особой институциональной среды функционирования сложных экономических систем (или производственных сетей) как объекта управления в парадигме стратегирования и подтверждает гипотезу автора о существовании новой парадигмы стратегического управления - стратегирования.

Апеллируя к определению парадигмы как «особого способа организации знания; определенной системы знаний, задающих характер видения мира; система предварительных ориентиров, условий и предпосылок в процессе построения и обоснования различных теорий», данному Т. Куном [31], а также к результатам проведенного исследования, мы может определить парадигму стратегирования как систему управленческих знаний, соответствующих процессам информатизации, цифровизации и уровню

1 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 01.09.2011. М.: Стандартинформ, 2011. 24 с.

индустриализации производства, основанных на эволюции структурных, институциональных и управленческих теорий.

Проведенное исследование позволяет автору выделить ключевые особенности стра-тегирования и визуализировать их в модели механизма стратегирования (рис. 2).

Выявление трендов. Структурный и институциональный анализ

Взаимоконтроль, общие культурные стандарты управления информацией и знаниями

Консолидированное принятие стратегического вектора развития

i

Непрерывный процесс управления изменениями и адаптации к ним

Формирование системы консолидированных стандартов

Рис. 2. Механизм стратегирования

Механизм стратегирования представляет собой замкнутый процесс, направленный не только на адаптацию к изменениям внешней среды, а скорее на формирование новой культуры и стандартов управления информацией и знаниями [32].

Заключение

Проведенное исследование позволяет автору обоснованно заявить о существовании новой парадигмы стратегического управления - стратегирования. Большой пул публикаций зарубежных и российских авторов в научных журналах, индексируемых популярными базами данных, и ежегодное увеличение их числа является существенным аргументом в пользу представленного выше тезиса. Семантический анализ более 25 определений понятия «стратегирование» позволил выделить значимые характеристики, отличающие его от общепринятого содержания стратегического управления.

Появление парадигмы стратегирования является эволюционной и адаптационной реакцией на трансформацию производительных сил и производственных отношений, активное развитие сетевых форм взаимодействий организаций, использование информационных и цифровых технологий в управлении.

Сравнительный анализ параметров механизма стратегического управления и стратегирования позволил выявить значимые отличия в части сложности объекта управления, структурных, институциональных и технологических особенностях. Это позволяет дать определение парадигмы стратегирования как системы управленческих знаний, соответствующих процессам информатизации, цифровизации и уровню индустриализации производства, основанных на эволюции структурных, институциональных и управленческих теорий.

Менеджмент, предпринимательство, инжиниринг: модели, обзоры, эксперименты

Management, Entrepreneurship, Engineering: Models, Reviews, Experiments

Таким образом, парадигма стратегирования на данный момент находится на стадии становления и представляет собой актуальное научное исследовательское поле, развитие которого будет проходить в следующих областях:

• в адаптации методологии стратегирования как современной парадигмы стратегического управления к различным сложным экономическим объектам;

• в адаптации методов стратегического управления к таким объектам, к поиску и интеграции методов смежных неоинституциональных и экономических теорий;

• в использовании для решения поставленных в рамках стратегирования задач по развитию информационных и цифровых технологий.

Апеллирование к парадигме стратегирования позволит исследователю выстраивать трансформацию методологии управления сложными экономическими системами.

1. Bower J. L. Managing the resource allocation process: a study of corporate planning and investment. Boston: Harvard Business School, 1970. 363 р.

2. Котенко В. П. Парадигма как методология научной деятельности // Библиосфера. 2006. № 3. С. 21-25.

3. Burgelman R. A. A process model of internal corporate venturing in the diversified major firm // Administrative science quarterly. 1983. Vol. 28, iss. 2. Р. 223-244. DOI 10.2307/2392619.

4. Williamson O. E. Comparative economic organization: the analysis of discrete structural alternatives // Administrative science quarterly. 1991. Vol. 36, iss. 2. P. 269-296. DOI 10.2307/2393356.

5. Teece D. J., Pisano G., Shuen A. Dynamic capabilities and strategic management // Strategic management journal. 1997. Vol. 18, iss. 7. P. 509-533. DOI 10.1002/(SICI)1097-0266(199708)18:7<509::AID-SMJ882>3.0.C0;2-Z.

6. Nickerson J. A., Bergh R. V. Economizing in a context of strategizing: governance mode choice in Cournot competition // Journal of economic behavior and organization. 1999. Vol. 40, iss. 1. P. 1-15. DOI 10.1016/S0167-2681(99)00039-6.

7. Kedia B. L., Mukherji A. Global managers: developing a mindset for global competitiveness // Journal of world business. 1999. Vol. 34, iss. 3. P. 230-251. DOI 10.1016/S1090-9516(99)00017-6.

8. Hákansson H., Ford D. How should companies interact in business networks? // Journal of business research. 2002. Vol. 55, iss. 2. P. 133-139. DOI 10.1016/S0148-2963(00)00148-X.

9. Gadde L. E., Huemer L., Hákansson H. Strategizing in industrial networks // Industrial marketing management. 2003. Vol. 32, iss. 5. P. 357-364. DOI 10.1016/S0019-8501(03)00009-9.

10. Jarzabkowski P., Fenton E. Strategizing and organizing in pluralistic contexts // Long range planning. 2006. Vol. 39, iss. 6. P. 631-648. DOI 10.1016/j.lrp.2006.11.002.

11. Gottschall R. The cadence of economizing and strategizing: dynamic strategy loops (November 24, 2007). URL: https://ssrn.com/abstract=1074023. DOI 10.2139/ssrn.1074023.

Источники

Менеджмент, предпринимательство, инжиниринг: модели, обзоры, эксперименты

Management, Entrepreneurship, Engineering: Models, Reviews, Experiments

12. Paroutis S., Pettigrew A. Strategizing in the multi-business firm: strategy teams at multiple levels and over time // Human relations. 2007. Vol. 60, iss. 1. P. 99-135. DOI 10.1177/0018726707075285.

13. Bucher S. V., Rüegg-Stürm J. Strategizing as protective interrupting: preliminary insights from two case studies on strategic change within hospitals // 24th European Group for Organizational Studies (EGOS) Colloquium. Amsterdam, 2008. Р. 1-40.

14. Welbourne T. M. Extreme strategizing // Leader to leader. 2009. Iss. 52. P. 42-48. DOI 10.1002/ltl.329.

15. Kuisma J., Jarvensivu T. Creating network strategy: longitudinal study of an advertising agency network // Naples Forum on Service: service-dominant logic, service science, and network theory. Salerno, 2009. P. 1-27.

16. Chou H., Zolkiewski J. Understanding the dynamics of interfirm relationships: a longitudinal perspective on network position // Handling plurality of relationship forms in networks: from clans to clubs, from cliques to communities: the 25th IMP conference proceedings. Marseille, 2009. P. 3-5.

17. Kornberger M., Clegg S. Strategy as performative practice: the case of Sydney 2030 // Strategic organization. 2011. Vol. 9, iss. 2. P. 136-162. DOI 10.1177/1476127011407758.

18. Зельднер А. Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономические науки. 2012. № 8. С. 7-15.

19. Сафина Э. Б. Стратегическое планирование территорий как стратегирование процесса управления изменениями // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). C. 42-51.

20. Matzler K., Füller J., Koch B., Hautz J. Hutter K. Open strategy - a new strategy paradigm? // Strategy and Leadership / ed. by K. Matzler et al. Wiesbaden: Springer Gabler, 2014. P. 37-55. DOI 10.1007/978-3-658-04057-4_3.

21. Freytag P. V., Munksgaard K. B., Clarke A. H., Damgaard T. M. Organizing and strategizing in changing networks: contributions to theory, methodology and management // Industrial marketing management. 2016. Vol. 58. P. 4-10. DOI 10.1016/j.indmarman.2016.06.009.

22.Laari-Salmela S., Mainela T., Puhakka V. Resolving the start-up identity crisis: strategizing in a network context // Industrial marketing management. 2019. Vol. 80. P. 201-213. DOI 10.1016/j.indmarman.2017.12.010.

23. Птуха А. Что отличает реалистичную маркетинговую стратегию от книжной // Вопросы культурологии. 2019. № 7. C. 61-66.

24. Grand S., Scher B. N. Diss. University of St. Gallen, 2020. 188 p.

25. Никонова А. А. Методологические аспекты стратегирования научно-технологического развития нестационарной экономики vs практика стратегического планирования и проектирования в РФ // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник, вып. 16. М.: ИНИОН РАН, 2021. Ч. 1. С. 203-209.

26. Bryson J. M., Crosby B. C., Seo D. Strategizing on behalf of social enterprises: the case of the Metropolitan Economic Development Association and Catalyst // Public management review. 2022. Vol. 24, iss. 1. P. 124-141. DOI 10.1080/14719037.2020.1798128.

Менеджмент, предпринимательство, инжиниринг: модели, обзоры, эксперименты

Management, Entrepreneurship, Engineering: Models, Reviews, Experiments

27.Andrews K. R. The concept of corporate strategy. Revised edition. Homewood: Richard D. Irwin, 1971. 245 p.

28.Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

29. Виханский О. С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. 292 с.

30. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. 224 с.

31. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

32. Дворядкина Е.Б., Простова Д.М. Региональные стратегические приоритеты развития и социально ориентированные некоммерческие организации // Управленец. 2021. Т. 12, № 4. С. 106-119. DOI: 10.29141/2218-5003- 2021-12-4-8.

Ярошевич Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: iarnat@mail.ru.

Information about the author

Natalya Yu. Yaroshevich, Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Enterprises Economics Dept. Ural State University of Economics, 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: iarnat@mail.ru.

Информация об авторе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.