Научная статья на тему 'СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ'

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грант / концепция / креативные индустрии / культура / проектное обучение / стратегирование / учебный курс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаадаев Виталий Константинович

цифровая трансформация экономики стимулирует спрос на сотрудников, сочетающих в себе как технические навыки, так и способности к творческому развитию – руководителей по цифровому проектированию и процессам, бизнес-архитекторов, руководителей по работе с данными и др. Цель настоящей статьи состоит в формировании концепции междисциплинарного учебно-образовательного и наставнического курса с комплексом методических мультимедиа материалов для подготовки молодых лидеров в сфере культуры, креативных и цифровых технологий. Задачи курса: понимание места и роли цифровизации в развитии креативных индустрий; изучение новых цифровых форматов взаимодействия с аудиториями креативных индустрий; применение современных информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности в креативных индустриях; развитие творческих способностей, укрепление знаний в области прикладных исследований; расширение практики создания и использования ИТ-продуктов; вовлечение российских регионов в развитие кадрового потенциала и повышение конкурентоспособности креативных индустрий. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, договор № ПФКИ-23-2-014314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ»

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ

ИНДУСТРИЙ Чаадаев В.К.

Чаадаев Виталий Константинович - ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт социальных систем имени при МГУ имени М.В. Ломоносова,

г. Москва

Аннотация: цифровая трансформация экономики стимулирует спрос на сотрудников, сочетающих в себе как технические навыки, так и способности к творческому развитию - руководителей по цифровому проектированию и процессам, бизнес-архитекторов, руководителей по работе с данными и др. Цель настоящей статьи состоит в формировании концепции междисциплинарного учебно-образовательного и наставнического курса с комплексом методических мультимедиа материалов для подготовки молодых лидеров в сфере культуры, креативных и цифровых технологий. Задачи курса: понимание места и роли цифровизации в развитии креативных индустрий; изучение новых цифровых форматов взаимодействия с аудиториями креативных индустрий; применение современных информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности в креативных индустриях; развитие творческих способностей, укрепление знаний в области прикладных исследований; расширение практики создания и использования ИТ-продуктов; вовлечение российских регионов в развитие кадрового потенциала и повышение конкурентоспособности креативных индустрий. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, договор № ПФКИ-23-2-014314. Ключевые слова: грант, концепция, креативные индустрии, культура, проектное обучение, стратегирование, учебный курс.

Введение

Творческие (креативные) индустрии определяются как «сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества». Развитие креативных индустрий несет множественные позитивные эффекты для экономики и общества, включая рост малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение качества человеческого капитала за счет привлечения талантов и формирования востребованных компетенций [1, 4, 8, 9].

В 2019 году на креативные индустрии пришлось 2,4% внутреннего валового продукта (ВВП) России, что сопоставимо с долей этой отрасли в мировом ВВП (3,1%). Близкими к России по доле креативных индустрий в ВВП оказались Мексика, Грузия, Гватемала и Турция. В креативных отраслях России было занято 4,9 млн человек, то есть 6,8% всей рабочей силы1. В 2022 году по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ) креативные индустрии составили 4,87% в ВВП страны (порядка 6,5 трлн руб.), что сопоставимо с такими секторами экономической деятельности, как строительство, финансы и страхование.

Создавая новые направления экономической деятельности, креативная индустрия формирует условия для диверсификации экономики, что требует для своей отрасли качественных специалистов. Человеческий капитал является основным ресурсом креативной экономики и должен стать движущей силой ее развития в России, однако на данный момент существует разрыв между запасами человеческого капитала и экономическим развитием -человеческий капитал не в полной мере трансформируется в экономические результаты [3, 6]. Кроме того, структура человеческого капитала не оптимальна для креативной экономики. Это отражает отсутствие ориентированности образовательной системы на креативную сферу и ставит вопрос о необходимости признания человеческого капитала в качестве одного из главных ресурсов развития страны и создания необходимых условий для реализации его потенциала внутри страны [2, 12].

В соответствии с изложенным цель настоящей статьи состоит в формировании концепции междисциплинарного учебно-образовательного и наставнического курса с комплексом методических мультимедиа материалов для подготовки молодых лидеров в сфере культуры, креативных и цифровых технологий.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, договор № ПФКИ-23-2-014314.

Роль и значение креативных индустрий, актуальность программ проектного обучения

1 Министерство экономического развития Российской Федерации. Подведены итоги Международного года креативной экономики. URL:

https://www.economy.gov.ru/material/news/podvedeny_itogi_mezhdunarodnogo_goda_kreativnoy_ekonomiki.himl#:~:text=%D0% 92%202019%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5,%2C8%25%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D0% B0%D0%B 1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B9%20%D1%81 %D0%B8%D0%BB%D1%8B (дата обращения: 04.04.2024)

Роль креативных индустрий и культурного наследия проявляется в трендах, обеспечивающих формирование качественных характеристик человеческого капитала, а именно, в растущей ориентации на ценности благополучия состояния благополучия современного человека «здесь и сейчас», как в профессиональной, так и досуговой деятельности, а также в динамичном развитии типа образования, основанного на развлечении и формировании интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения. При этом, в цифровой экономике инновационного типа большое значение имеет постоянный рост числа успешно реализованных проектов, обеспечивающих высокую добавленную стоимость [5, 17]. То есть, современная образовательная среда должна быть источником креативности, где студенты не только обучаются, но и разрабатывают творческие стартапы и инновационные продукты. Однако несмотря на широкий спектр образовательных программ, которые предлагают различные учебные заведения для обучения за счет бюджетных средств, спрос на платные образовательные программы в сфере креативных индустрии достаточно высокий. Таким образом, подготовка специалистов за счет бюджетных средств для отраслей цифровой экономики ограничена и сосредоточена преимущественно в секторе традиционных специальностей, а перспективные креативные компетенции в основном приобретаются за счет платного образования и получение востребованных рынком навыков зависит от уровня доходов семей и от региона проживания [14].

Доступность образовательных программ в сфере креативных индустрий и цифровых технологий независимо от места проживания, уровня дохода и социального статуса учащегося, представляется критически важным для обеспечения конкурентоспособности и технологической независимости национальной экономики. Кроме прочего, немаловажным представляется поиск и выявление лидеров креативной экономики, обладающих комплексом соответствующих знаний и умений: стратегический менеджмент, цифровые технологии и маркетинг, коммуникативные навыки, способных организовать работу в команде, правильно выстроить стратегию жизненного цикла производства цифровых продуктов.

Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала НИУ Высшая школа экономики проведена оценка востребованности разных групп навыков креативного класса для выпускников программ высшего и среднего профессионального образования, чья первая работа была связана с творческой профессией. Наиболее важными оказались профессиональные (технические) навыки, непосредственно относящиеся к работе, навыки использования профессиональной документации, а также цифровые компетенции (рис. 1). Эти же группы навыков оказались в целом наиболее дефицитными.

Технологическая грамотность

Продвинутые компьютерные навыки

Навыки использования профессиональной документации

Профессиональные (технические) навыки

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 ■ Востребованные ■ Дефицитные

Рис. 1. Доля выпускников, оценивших специальные профессиональные навыки как дефицитные и востребованные для их

первой работы в творческой профессии: 2021, % [10, с. 9].

Среди универсальных навыков наибольшим спросом на «творческом рабочем месте» пользовались многозадачность, умение принимать решение, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость (рис. 2). Некоторые из них (многозадачность и стрессоустойчивость) оказались и наиболее дефицитными. При этом в наибольшей степени выпускники испытывали недостаток навыков самоконтроля и организации. Востребованность и важность названных компетенций обусловлена особенностями креативной деятельности, которая часто сопряжена с повышенными нагрузками, необходимостью вести несколько дел одновременно и быстро принимать решение.

Самоконтроль, организация

Знание иностранного языка

Навыки поиска новых идей

Умение принимать решения

Стрессоустойчивость Многозадачность

0 5 10 15 20 25 30 ■ Востребованные ■ Дефицитные

Рис. 2. Доля выпускников, оценивших универсальные навыки как дефицитные или востребованные для их первой работы в

творческой профессии: 2021, % [10, с. 9].

Преодоление дефицита высококвалифицированных специалистов для сферы креативных индустрий требует образовательных программ, формирующих у обучаемых стратегическое опережающее мышление. Формат обучения должен быть простроен не просто как чтение лекций и проведение семинары, а моделирование ситуаций и разбор реальных задач, успешных проектов. Подобный подход должен обеспечить развитие нужных для креативной экономики компетенций у исполнителей и воспитание лидеров инноваций [11, 13, 14].

Наиболее важными для сферы креативных индустрий являются личностные навыки каждого человека, которые проявляются в отношениях с самим собой и окружающими. Умение коммуницировать с разными людьми, распознавать эмоции, осознавать себя и окружающих, критически мыслить и оценивать востребованность профессий. Основополагающей составляющей в программе обучения должны быть знания по менеджменту, маркетингу и возможностям цифровых технологий - это тот базис, на который будет опираться будущий специалист в творческих индустриях.

Методология

Основой создания успешной учебно-образовательного курса является формальное объективное представление его места в системе образования. Формирование предметной информационной базы такого плана, представляет собой системный анализ внешних и внутренних факторов, что позволяет принимать обоснованные решения [7]. Определение приоритетных направлений подготовки специалистов и лидеров в сфере креативных (творческих) индустрий и цифровых технологий, формализация цели и конкретизация задач образовательной программы наиболее целесообразно проводить при помощи SWOT-анализа (табл. 1) с учетом поправок академика В.Л. Квинта - «лучше начинать свой анализ с внешней среды объекта, то есть, с возможностей и угроз, а не с сильных и слабых сторон внутренней среды. OTSW-анализ - на самом деле намного лучше соответствует процессу формирования стратегического видения, приоритетов и целеполагания, так как более эффективно подготавливает к неожиданно возникающим возможностям или угрозам» [18, с. 15].

Таблица 1. Матрица OTSW-анализа подготовки специалистов в сфере креативных индустрий.

Возможности Угрозы

Целевая государственная поддержка. Развитая система коммуникаций (платформы для общения с высокоскоростным доступом к сети Интернет). Укрепление позиций университетской науки, углубление междисциплинарных исследований. Отсутствие в профильных учебных заведениях программ по подготовке специалистов нужного профиля. Миграция квалифицированных специалистов из-за неблагоприятных прогнозов социально-экономического развития.

Высокий инновационный потенциал, сложившихся научных школ. Развитие частно-государственного партнерства. Обмен знаниями между субъектами экономической деятельности, доступ к базам данных. Ухудшение демографической ситуации, сокращение числа бюджетных мест в учебных заведениях. Рассогласование между потребностями рынка труда региона и инфраструктурой образовательных учреждений.

Сильные стороны Слабые стороны

Развитие частно-государственного партнерства. Осознанное восприятие бизнесом необходимости повышения качества человеческого потенциала. Практикоориентированность подготовки специалистов. Снижение издержек получения цифровых компетенций. Технические и медиа возможности доведения информации. Ограниченность ресурсов для организации масштабного обучения и переподготовки кадров. Появление доступных обучающих курсов низкого качества. Старение профессорско-преподавательского состава. Недостаточная интеграция науки с производством и бизнесом. Низкий уровень коммерциализации научных исследований и разработок.

Источник: составлено авторами.

Результаты

По результатам OTSW-анализа разработана концепция учебного курса, относящегося к вариативной части системы дополнительного профессионального образования и ориентированного на содействие росту количественных и качественных показателей национальной экономики посредством получения специалистами сферы креативных индустрий компетенций в области цифровых технологий и компьютерных наук.

«Лови будущее!» - собирательное название междисциплинарного учебно-образовательного курса наиболее полно и емко характеризует его сущность. Отличительной особенностью курса является междисциплинарный подход, объединяющим традиции советской и современной российской научной и просветительской школ, результатом которого являются приобретаемые знания и навыки, использование которых позволит эффективно и осмысленно реализовывать проекты в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, а также развитие личных и управленческих качеств, мотивации к успеху.

Отдельные акценты курса предполагают выявление и подготовку молодых лидеров в сфере культуры, искусства и креативных индустрий, становление которых происходит в эпоху глобальной цифровизации, что требует постоянного совершенствования навыков, умения адаптироваться под запросы целевых аудиторий культурных проектов. В процессе курса будут развиваться способности к самообучению и критическому мышлению, навыки работы в режиме многозадачности - условиях, в которых часто приходится работать человеку культуры, искусства и креативных индустрий.

Учебно-образовательный и наставнический курс с комплексом методических мультимедиа материалов для подготовки молодых лидеров в сфере культуры, креативных и цифровых технологий основан на следующих базовых принципах:

- целостное представление креативных (творческих) индустриях, понимание экономических, социальных и культурных проблем, связанных с цифровой трансформацией экономики и общества;

- теория управления предприятием (процессный подход, проектное управление, коммуникации, экономика и технологии);

- разработка и производство ИТ-продуктов;

- маркетинг (анализ больших данных и использование результатов для реализации ИТ-продуктов);

- интеграция прикладных навыков из разных сфер, например искусственный интеллект в создании визуальных образов предметов искусства или технологии дополненной реальности в проектировании рекреационных пространств).

Цель учебно-образовательного курса - формирование понятийного аппарата, развитие теоретического и проективного мышления в области цифровизации творческих индустрий, понимание основ проектного управления при разработке ИТ-продуктов и глобальных тенденций развития креативной экономики.

Задачи: понимание места и роли цифровизации в развитии креативных индустрий; изучение новых цифровых форматов взаимодействия с аудиториями креативных индустрий; применение современных информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности в креативных индустриях; развитие творческих способностей, укрепление знаний в области прикладных исследований; расширение практики создания и использования ИТ-продуктов; вовлечение российских регионов в развитие кадрового потенциала и повышение конкурентоспособности креативных индустрий.

Заключение

Изучение курса «Лови будущее!» (https://obr.niiss.ru/) базируется на знаниях, умениях и компетенциях слушателя в области таких дисциплин как: «Экономика и экономическая культура», «Информационные системы менеджмента», «Маркетинговые исследования», «Управление человеческими ресурсами».

Получаемые слушателями курса компетенции:

- способность принимать организационно-управленческие решения;

- способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

- способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способность решать профессиональные задачи на основе знания экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления;

- способен к разработке и осуществлению проектной деятельности в сфере культуры, креативных и цифровых технологий;

- готовность к выявлению и удовлетворению запросов потребителей в сфере креативных индустрий, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций.

Общий объем курса составляет 2 зачетных единицы (72 академических часа) в том числе 36 академических часов - контактная работа с преподавателем, 36 академических часов - самостоятельная работа обучающихся:

- занятия лекционного типа - 12 академических часов (6 лекций);

- семинарские и практические занятия - 24 академических часа (8 занятий);

- самостоятельная работа - 34 академических часа (6 домашних заданий и реферат);

- аттестация по итогам прохождения курса - 2 академических часа.

Мероприятия по реализации осуществляются за счет средств грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив (https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3 ahhcl4ay9hsa.xn--p 1 ai/).

Список литературы

1. Акимова О.Е., Волков С.К., Симонов А.Б. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 1. С. 96-114. DOI: 10.38050/01300105202215.

2. Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 2(54). С. 213-220. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-12.

3. Барышников А.В., Трепольская Д.С. Образовательный потенциал в творческих индустриях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4, № 10(118). С. 51-62. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.10.04.008

4. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Подходы к исследованию креативных индустрий для управления в цифровой экономике // Russian Journal of Economics and Law. 2023. Т. 17, № 1. С. 63-89. - DOI: 10.21202/27822923.2023.1.63-89.

5. Деревянко К.И., Орловская В.П., Филиппова И.Г. Креативное мышление как элемент Soft Skills специалиста индустрии событий // Экономика и управление. 2022. Т. 28, № 3. С. 267-280. DOI: 10.35854/1998-1627-20223-267-280.

6. Иванов М.И., Медведева О.В. Роль человеческого капитала и его креативного компонента в обеспечении регионального развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11, № 2-1. С. 72-80. DOI: 10.34670/AR.2021.36.94.008.

7. Квинт В.Л.Концепция стратегирования: монография. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. - 170 с.

8. Коровникова Н.А. Культура в экономическом дискурсе: становление и современное состояние // Вестник культурологии. 2022. № 4 (103). С. 72-87. DOI: 10.31249/hoc/2022.04.05.

9. Королева И.Б., Соколова И.Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).14.

10. Креативный класс в России: портрет в цифрах. Научный дайджест, спецвыпуск / М.А. Гершман, А.В. Демьянова, Е.Ю. Полякова и др. Москва: НИУ ВШЭ, Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, 2021. 17 с.

11. Кузьмина С.Н. Специфика подготовки кадров творческих индустрий в контексте их цифровой трансформации // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 60-69.

12.Молчанов И.Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15, № 2. С. 52-62. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-52-62.

13. Новикова И.В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1, № 1(1). С. 57-65. DOI: 10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65.

14. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы. Научный дайджест № 1 / С.В. Бредихин, В.В. Власова, Н.В. Гаврилова и др. Москва: НИУ ВШЭ, Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, 2021. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.