Научная статья на тему 'Стратегии выполнения теста в структуре тестовой компетенции учащихся.'

Стратегии выполнения теста в структуре тестовой компетенции учащихся. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕСТОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матиенко Анжелика Валерьевна

Альтернативное языковое тестирование предполагает длительный мониторинг, в ходе которого отслеживаются умения пользоваться стратегиями выполнения тестов. Овладение тестовыми стратегиями до, во время и после тестирования позволяет сделать более реальным ожидание положительного результата, способствует не только росту тестовых показателей, но и усвоению предметных знаний, а также сохранению мотивации активного учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative language testing is based on longitude monitoring which helps to control testing strategies usage. Mastering before-, whileand post-testing strategies contributes not only to the raise of testing results but to the successful subject learning, active learning motivation and to the real expecting of positive results.

Текст научной работы на тему «Стратегии выполнения теста в структуре тестовой компетенции учащихся.»

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

А. В. Матиенко

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА В СТРУКТУРЕ ТЕСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Альтернативное языковое тестирование предполагает длительный мониторинг, в ходе которого отслеживаются умения пользоваться стратегиями выполнения тестов. Овладение тестовыми стратегиями до, во время и после тестирования позволяет сделать более реальным ожидание положительного результата, способствует не только росту тестовых показателей, но и усвоению предметных знаний, а также сохранению мотивации активного учения.

A. Matienko

STRATEGIES OF TEST PERFORMANCE IN THE STRUCTURE OF STUDENTS' TEST COMPETENCE

Alternative language testing is based on longitude monitoring which helps to control testing strategies usage. Mastering before-, while- and post-testing strategies contributes not only to the raise of testing results but to the successful subject learning, active learning motivation and to the real expecting of positive results.

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения стала система независимого тестирования, вошедшая в отечественную образовательную практику с середины 1990-х гг. Традиционная стандартизированная, унифицированная процедура контроля в виде тестирования, направленная в основном на повышение объективности педагогических измерений, не учитывает процесс создания благоприятных условий для самореализации личности учащихся, развития их познавательных возможностей. Поэтому в дополнение к традиционному контролю в области обучения иностранному языку, как следствие гуманистического подхода к организации педагогических измерений, предлагается альтернатива, заключающаяся в создании и использовании в учебном процессе индивидуальных учебно-тестовых портфелей учащихся, нацеленная на формирование обучающейся личности, способной к самореализации в условиях учебно-тестовой деятельности; осуществляемая посредством длительного мониторинга, преобразования тестовой ситуации в обучающую, системного анализа учебно-тестовой деятельности; формирующая и совершенству-

ющая при помощи учебно-тестового портфеля коммуникативную, тестовую и развивающую компетенции учащихся.

В ходе мониторинга языкового тестирования большое значение имеет отслеживание формирования тестовых стратегий учащихся. С этой целью выявляется динамика использования учащимися различных тестовых форматов, стратегий до, во время и после тестирования, а также раскрываются применяемые познавательные стратегии. Мониторинг учащимися своего языкового тестирования позволяет сделать вывод о росте готовности учащихся к выполнению тестовых заданий и о личностных резервах повышения результатов педагогических измерений.

Тестовая компетенция учащихся привлекает внимание исследователей, начиная с пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с тем, что на результаты тестирования влияют некоторые известные учащимся «хитрости», позволяющие «вычислить» правильный ответ1. Рассматриваемый фактор успешности выполнения теста получил в исследованиях название «фактор бета»2.

Установлено, что тестовая компетенция не сводится к уровню владения предметны-

Тестовые стратегии во время процедуры педагогических измерений имеют особое значение для успешности решения познавательных задач и демонстрации положительных результатов учения.

Исследования показывают необходимость организационных действий для наиболее полного раскрытия своих возможностей в выполнении тестовых заданий. Данные действия включают понимание задания, ранжирование заданий по трудности, принятие решения о порядке выполнения заданий, ведение черновых записей, распределение имеющегося времени.

Не менее важной является группа стратегий, связанная с распознаванием формата теста. Учащимся с опытом языкового тестирования знакомы наиболее популярные форматы, такие как различение верных и неверных суждений (true-false

discrimination), множественный выбор (multiple choice), поиск парных соответствий (matching), выстраивание логической последовательности (sequencing), заполнение пропусков в связном тексте (cloze procedure), исправление ошибок (editing), изменение предложения с заданным словом (sentence rewriting), перенос информации из текстовой формы в графическую (information transfer) и др.5

Распознавание формата тестирования оказывается для учащихся важным потому, что формат тестового задания есть одновременно и способ его выполнения. Все многообразие тестовых форматов в рецептивной речевой деятельности (а также при тестировании лексики, грамматики и фонетики) сводится к трем познавательным действиям — выбрать, заполнить/дополнить и изменить с некоторыми вариациями (рис. 2):

Рис. 2. Форматы тестирования

Познавательное действие в виде выбора может быть направлено на поиск правильного ответа из числа предложенных, различение верных и неверных суждений, вычеркивание неправильных вариантов, поиск правильных соответствий, а также отметку «галочкой» нужных пунктов в списке.

Заполнение (дополнение) предъявленного вербального или графического материала может означать заполнение пропус-

ков или дополнение предложения, заполнение пропусков в связном содержательном тексте, перенос информации из текста в таблицу, график или схему.

Изменение текстового материала может предполагать исправление преднамеренно сделанных ошибок, перефразирование предложений с заданными словами, выстраивание логической последовательности предложений или абзацев.

Изучая материалы сделанного теста, учащиеся получают возможность классифицировать свои ошибки. В соответствии с известной классификацией, ошибки можно подразделить на «ошибки знания» (errors) и «случайные ошибки» (mistakes)9. Подобная классификация помогает учащимся сориентироваться в причинах снижения результатов теста. Еще более подробной является классификация, в соответствии с которой выделяются ошибки формы, содержания, смысла, логики и контекста10. К ошибкам формы относятся случаи неправильного употребления грамматических, лексических и фонетических средств. Ошибки содержания связаны с недостаточным владением конкретным фактическим материалом, включая даты, события, имена, обстоятельства и пр. Ошибки смысла возникают, когда учащиеся неточно отвечают на поставленный вопрос или когда написанное эссе не соответствует заданной теме. Ошибка логики нередко встречается в устных и письменных высказываниях, где нарушается соответствие между причиной и следствием, тезисом и аргументом, данным и новым, общим и частным и т. д. Ошибка контекста чаще всего связана с недостаточным знанием культуры общения, ошибочно выбранным коммуникативным стилем, недостаточным уважением к собеседнику и др.

Материалы проведенного тестирования указывают на необходимость ликвидировать пробелы в знаниях. Для этого требуется как повторение недостаточно усвоенного языкового и фактического материала, так и дополнительная тренировка в выполнении тестовых заданий определенного формата.

Завершающей стратегией на этапе после выполнения теста является повторное самотестирование (self-retest). Обычно повторное

тестирование применяется для того, чтобы убедиться в надежности теста как инструмента педагогических измерений11. Повторное самотестирование позволяет учащимся убедиться в надежности и устойчивости дополненных, упроченных и уточненных знаний.

Тестовые стратегии представляют собой особую область исследований в теории и практике языкового тестирования. Обучения тестовым стратегиям не лишено противоречий, поскольку высокий уровень «тестовой умудренности» учащихся может снижать надежность педагогических измерений. Вместе с тем тестовые стратегии необходимы тестируемым для более успешного выполнения тестовых заданий. Овладение тестовыми стратегиями до, во время и после тестирования позволяет повысить уверенность учащихся в собственных силах, сделать более реальным ожидание положительного результата, способствует не только росту тестовых показателей, но и усвоению предметных знаний, а также сохранению мотивации активного учения.

Мы постарались обобщить и систематизировать исследования в области существующих тестовых стратегий, а также выработать алгоритм их использования в учебном процессе. Естественно, что наполнение индивидуального учебно-тестового портфеля учащихся будет различаться, набор заданий будет зависеть от индивидуальных показателей учащихся (индивидуального опыта, познавательных затруднений). Здесь нельзя дать готовый рецепт, и в каждом конкретном случае конечный результат будет зависеть от профессионализма преподавателя, его умения скорректировать содержание учебно-тестового портфеля каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными потребностями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Thorndike E. L. Reliability. In Educational Measurement / E. L. Thorndike. — Washington, DC: American Council on Education, 1951. — P. 560—620.

2 Roznowsky M. Training test-wiseness and flawed item types / M. Roznowsky J. Bassett // Applied Measurement in Education. - 1992. - Vol. 5 (1). - P. 35-48.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

3 Millman J. An analysis of test-wiseness. Educational and Psychological Measurement / J. Millman, G. Bishop, R. Ebel. - 1965. - Vol. 25. - P. 707-726.

4 AnastasiA. Coaching, test-sophistication, and developed abilities / A. Anastasi // American Psychologist. -1981. - Vol. 36. - P. 1086-1093.

5 Hughes A. Testing for Language Teachers / A. Hughes. - Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

6 Fucher G. Testing tasks: issues in task design / G. Fucher // Language Testing. - 1996. - Vol. 13 (1). -P. 23-51.

7 Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование / В. А. Коккота. - М.: Высшая школа, 1989.

8 Yang P. Effects of Test-Wiseness upon Performance on the Test of English as a Foreign Language: PhD dissertation / P.Yang. - Edmontom: University of Alberta, 2000.

9 Ellis R The Study of Second Language Acquisition / R. Ellis. - Oxford: Oxford University Press, 1994.

10 Мильруд Р. П. Теория ошибок в методике обучения иностранному языку [Текст] / Р. П. Миль-руд, Н. Н. Кондакова // Гаудеамус. - 2005. - № 1 (7). - С. 128-135.

11 Hughes A. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.