Научная статья на тему 'Стратегии воздействия в экологическом дискурсе (на примере англоязычной публичной речи)'

Стратегии воздействия в экологическом дискурсе (на примере англоязычной публичной речи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
561
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ECOLOGICAL DISCOURSE / ПРОВОДНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / PUBLIC SPEECH / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / STRATEGIC APPROACH / ВОЗДЕЙСТВИЕ / PERSUASION / ECOLOGICAL AWARENESS STEWARD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маньковская Зоя Викторовна

В статье вводится понятие «экологический дискурс», определяются его параметры (жанры, функции, тематика). Предлагается стратегический подход к изучению экологического дискурса, позволяющий определить правила продуцирования публичных речей для обеспечения успешности воздействия на целевую аудиторию. Выделяется 10 стратегий логического и эмоционального воздействия и стратегии внутренней организации. Стратегический подход и воздействующий потенциал экологического дискурса иллюстрируются речью-заявлением. Материалы статьи могут использоваться при обучении публичной речи на уроках по английскому языку и подготовке докладов на конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии воздействия в экологическом дискурсе (на примере англоязычной публичной речи)»

СТРАТЕГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ) Маньковская З.В. Email: Mankovskaya17123@scientifictext.ru

Маньковская Зоя Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка для приборостроительных специальностей, Мытищинский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Мытищи

Аннотация: в статье вводится понятие «экологический дискурс», определяются его параметры (жанры, функции, тематика). Предлагается стратегический подход к изучению экологического дискурса, позволяющий определить правила продуцирования публичных речей для обеспечения успешности воздействия на целевую аудиторию. Выделяется 10 стратегий логического и эмоционального воздействия и стратегии внутренней организации. Стратегический подход и воздействующий потенциал экологического дискурса иллюстрируются речью-заявлением. Материалы статьи могут использоваться при обучении публичной речи на уроках по английскому языку и подготовке докладов на конференции.

Ключевые слова: экологический дискурс, проводник экологического знания, публичная речь, стратегический подход, воздействие.

THE USE OF PERSUASION STRATEGIES IN ECOLOGICAL DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF AMERICAN PUBLIC SPEECHES) Mankovskaya Z.V.

Mankovskaya Zoya Viktorovna - PhD in Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF THE ENGLISH LANGUAGE FOR INSTRUMENT-MAKING STUDIES, MYTISHCHY AFFILIATED BRANCH MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY AFTER N.E. BAUMAN, MYTISHCHI

Abstract: the article introduces the ecological Discourse and defines its parameters (functions, genres, content). The strategic approach to ecological discourse analysis is suggested, which allows to delineate the rules of successful public speech generation and increase their effect on target audience. 10 strategies of logical and emotional persuasion as well as a structure management strategy are described. The illocutionary force of ecological discourse is exemplified. The materials of the article can be used in teaching English public speaking on environment protection and in improving scientific reporting skills.

Keywords: ecological Discourse, ecological awareness steward, public speech, strategic approach, persuasion.

УДК 80.0

DOI: 10.20861/2304-2338-2018-123-002

Термин «дискурс» был предложен Т.А. ван Дейком в 1977 году в исследовании «Text and Context. Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse». Как указывают Ю.Н. Караулов и В.В. Петров в предисловии к сборнику статей Т.А. ван Дейка «Язык. Познание. Коммуникация», понятие устоялось не сразу, оно в течение десятилетий подвергалось уточнению, и наконец, дискурс стали понимать как сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста [1, 8; 4, 10]. Формулировки наиболее важных параметров дискурса, таких как «тема», «участники коммуникации» и «способ

развертывания дискурса», также детализировались. С течением времени под темой дискурса стали понимать сферу социального взаимодействия, в которой участники оперируют языком; в ракурс рассмотрения «участников коммуникации» включили их статусные и ролевые задачи и социально значимые отношения, в которые они вовлечены; а «способ дискурса» стал представляться как функция, выполняемая для достижения той или иной цели, а также формально-содержательная организация текста, канал его репрезентации (устный или письменный), его коммуникативная цель (побуждение, убеждение, объяснение и др.).

Помимо определения понятия «дискурс» и его основных параметров широко обсуждалась проблема выделения типов дискурса. Многие лингвисты утверждают, что разновидностей дискурсов столько, сколько видов деятельности человека, поскольку, каждый вид деятельности порождает свой собственный вид дискурса с присущей ему внутренней организацией. Таким образом, основным критерием типологизации дискурса является тема.

Параметр «тема» позволяет выделить следующие виды дискурса: педагогический, политический, экономический, научный, критический, этический, юридический, военный, медицинский и т.д. Как видно, этот список имеет открытый характер.

Именно по параметру «тема» выделяется экологический дискурс. К нему можно отнести множество стилей и жанров, от монографий до произведений популярной и художественной литературы, в которых обсуждаются проблемы, связанные с состоянием окружающей среды, представляются экологические знания и формируется экологическая компетенция. Как самостоятельный вид коммуникации экологический дискурс появился в результате «экологизации» науки, когда произошел «экологический поворот» и экологическая проблематика получила широкое распространение в средствах массовой информации в связи с возрастанием роли экологических знаний и пониманием того, что влияние человеческой деятельности на окружающую среду угрожает самому существованию человечества.

Делая обзор подходов к изучению экологического дискурса, Бергман (http:www.agnuz.info) описал культурно-исторические, естественно-научные, философские, этические, эстетические, социологические воззрения на предмет. Среди существующих подходов к исследованию экологического дискурса выделяется лингвистический подход, связанный с появлением особой дисциплины «эколингвистики» или «лингвистической экологии». Эта дисциплина учитывает знания социальных наук, психологические факторы (проблемы речевого воздействия) и философские обобщения о закономерностях развития общества и познания.

Являясь многогранной наукой, экологическая лингвистика занимается, с одной стороны, изучением взаимовлияния языков друг на друга, метафорически перенося экологическую терминологию, включая само понятие экологии, экосистемы, на изучение экологии языка, а, с другой стороны, способов выражения экологических тем и исследованием роли языка в описании актуальных проблем окружающего мира. Экологический дискурс является объектом изучения в рамках второго направления, которое в качестве материала исследования использует тексты, созданные непосредственно экологами (научные статьи, монографии), публицистические тексты, созданные журналистами и распространяемые в средствах массовой информации, тексты религиозно-проповеднического характера на темы экологии и художественные тексты. Ядро экологического дискурса, бесспорно, составляют тексты научного содержания, которые в наибольшей степени соответствуют целям, ценностям и социальным функциям экологического дискурса. Ближнюю периферию составляют тексты, соотносящиеся с медийным дискурсом [3, 4], а на дальней периферии находятся художественные тексты и разного рода письма и обращения, адресованные политикам или государственным учреждениям, бытовые разговоры на экологические темы.

Экологический дискурс выполняет важнейшую функцию в формировании отношения людей к природе. Достаточно назвать несколько направлений воздействия

экологического дискурса на экологическую картину мира представителей определенного сообщества. Это - образовательная, воспитательная, развивающая, объясняющая, организующая и контролирующая функции. Образовательная функция связана с формированием системы экологических знаний и осознанием экологических проблем. Воспитательная роль заключается в создании основ экологически целесообразного поведения. Развивающая задача состоит в изучении состояния окружающей среды и ее улучшении. Объясняющая функция направлена на комментирование происходящих в окружающей среде изменений и прогнозировании возможных последствий человеческого воздействия на окружающую среду. Организующая роль экологического дискурса отвечает за привлечение участников дискурса к совместным действиям. И, наконец, контролирующая функция обеспечивает сбор информации о результатах предпринимаемых мер в отношении улучшения состояния окружающей среды и получение обратной связи от населения о проведении экологической политики местными органами власти.

Тематика текстов, составляющих экологический дискурс, разнообразна. Она охватывает проблемы, связанные с охраной атмосферы, сохранением чистоты водного пространства мирового океана, предотвращением последствий вырубки лесов и уничтожения находящихся под угрозой вымирания видов животных и растений, энергетические проблемы и разработки в сфере получения «энергии будущего», а также проблемы утилизации бытовых, радиоактивных и ядерных отходов и, шире, проблемы экологически-ответственного бизнеса.

Большой процент экологического дискурса составляют проблемы изменения климата и вытекающие из нее проблемы засухи, таяния ледяного покрова Арктики, наводнений, глобального потепления и голода.

Экологический дискурс реализуется в его жанрах, к которым относятся обзорная журнальная статья, научный доклад или выступление на конференции или экологическом форуме, публичная лекция, отчет о проделанной работе, комментарии и точки зрения на тему опубликованных материалов, обращения и интервью, обсуждения во время официальных и рабочих встреч глав правительств, письма рядовых граждан с просьбой о содействии в вопросах нарушения экологических норм. При этом может варьироваться как уровень официальности и канал репрезентации (устный или письменный), так и форма общения (монологическая или диалогическая). Каждый жанр определяет отбор лексических, грамматических и стилистических средств для достижения необходимого эффекта воздействия, и, в конечном итоге, своеобразие внутренней организации экологического дискурса.

В роли проводников экологического знания могут выступать выдающиеся ораторы, известные общественные и политические деятели, ученые, климатологи.

Одним из подходов к анализу экологического дискурса в жанре публичных выступлений (т.е. его медийной разновидности), который составляет цель данной статьи, является стратегический подход, позволяющий определить общие цели публичного выступления и соотнести их с конкретными шагами или тактиками, предпринимаемыми оратором для их достижения. Стратегический подход также обеспечивает возможность сформулировать основные критерии успешного публичного выступления, общие правила продуцирования речей, отбор лексико-грамматических и стилистических средств, оценить их приемлемость и эффективность для конкретной аудитории.

В процессе анализа публичных речей по экологии и охране окружающей среды было выделено 10 стратегий, выполняющих функции логического и эмоционального воздействия, с одной стороны, и внутренней организации речи, с другой [2, 6]. К стратегиям, обеспечивающим логическое воздействие, можно отнести: аргументативную (the argumentative strategy), референциальную (the reference strategy), соревновательную (the contention strategy), реабилитационную (the reconciliation strategy), стратегию представления новой точки зрения (the imposition strategy),

стратегию выражения приверженности определенной точке зрения (the dedication strategy). Стратегии эмоционального воздействия включают риторическую стратегию (the rhetorical strategy) и стратегию солидарности (the solidarity strategy). Организационную функцию в построении речей (наиболее ярко проявляющуюся в жанре интервью и публичных лекций) выполняют стратегия соблюдения очередности высказывания (the turn-taking strategy) и стратегия управления процессом воздействия на аудиторию (the public-lecture-management-strategy).

Некоторые из вышеперечисленных стратегий можно соотнести с определенным типом речи или публичного выступления. Например, референциальная стратегия наиболее часто востребована в речах-комментариях (remarks), где необходимо сопоставить реальное положение вещей с определенными людьми, событиями, территориями. Соревновательная стратегия более характерна для парламентских дебатов по вопросам окружающей среды, которые отличаются борьбой двух точек зрения, антагонизмом и разночтением в восприятии одних и тех же событий. Эта стратегия демонстрирует конфликт идей, который приводит к использованию приема противопоставления позитивного и негативного.

Реабилитационная стратегия используется в речах-заявлениях (statements), часто направленных на снятие обвинений в адрес публичных людей, которые предъявляются им в результате экологических катаклизмов. Данная стратегия имеет отношение к поиску частичных оправданий виновных и примирению противоположных сторон.

Стратегия выражения приверженности определенной точке зрения является лидирующей в речах-обращениях (addresses), где необходимо выразить отношение к людям, которые внесли существенный вклад в сохранение окружающей среды и закрепить их деяния в памяти последующих поколений.

Стратегия соблюдения очередности высказывания (the turn-taking strategy) реализуется в жанре интервью на экологические темы. Данная стратегия содействует организации общения двух или нескольких участников, направляя интервью к конечной цели, помогая организовать его в единое логическое и эмоциональное целое, предотвращая разрозненность отдельных реплик.

Однако указанные стратегии не всегда привязаны к отдельным видам речей. Они могут реализовываться одновременно и по отдельности. Рассмотрим воздействующий потенциал указанных стратегий на примере речи-заявления, произнесенной заместителем министра Отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды Департамента сельского хозяйства США в палате представителей комитета по ресурсам и подкомитета по лесам и проблемам здоровья леса Джеймсом Лайонс 14 марта 2000 года (http://roadless.fs.fed.us/documents/31400_roadless_lyons.htm).

Речь направлена на внедрение в сознание членов комиссии идеи о том, что необходимо сохранять бездорожные территории для уменьшения экологического следа, являющегося результатом человеческой деятельности, и привлекать широкие слои населения к решению этой проблемы. Сама по себе идея не нова, но требует изменения отношения членов общества к проблеме. Предложения комитета об ограничении различных видов деятельности на охраняемых территориях (например, строительства новых дорог) и использования их в рекреационных целях вызывает неприятие и критику.

Критика официальной политики, частично признаваемой палатой, содержится в предложении "In recent years, the public has rightfully questioned whether the Forest Service should build new roads into controversial roadless areas when the agency has difficulty maintaining its existing road system". В нем звучит сомнение в целесообразности проводимой Лесной Службой политики, на что указывает словосочетание the public questioned.

С целью актуализации своей идеи, оратор прибегает к стратегии выражения приверженности новой точке зрения (the imposition strategy). Ее новизна подчеркивается лексически при помощи существительного initiative и глагола embark.

"Thirty years of local planning efforts (...) have not solved the issue (...). As a result, the Forest Service has embarked on a national initiative to determine how the American people want these lands managed."

Одной из тактик демонстрации приверженности данной идее является использование прескриптивных речевых актов с глаголом need.

"Roadless areas on national forests need to be viewed from a broader context."

"The American people need to know the consequences of continuing to develop these roadless areas".

Использование перформативного глагола assure с семой «уверенности» также способствует достижению цели оратора.

"I assure you that when we release the draft environmental impact statement and offer alternatives, we will conduct even more public meetings and provide opportunities for public involvement."

Убедительность оратора усиливается за счет интимизации сообщения. Оратор использует лексические и синтаксические приемы воздействия на аудиторию. Местоимение I и параллельные конструкции "I want to make abundantly clear that this rule is not intended to block access to national forests.", "I want to make it clear that the roadless area rulemaking will not close any roads or trails." делают мысль более доступной и эмоциональной.

Стратегия выражения приверженности основной мысли выступления также поддерживается употреблением форм будущего времени, выражающих обещание.

"Our alternatives will examine a range of prohibitions in inventoried roadless areas such as limitations to road construction.. "

"Alternatives will also consist of procedures and criteria to determine what activities are consistent with the social and ecological values..."

"The final rule will delineate a framework for this forest-by-forest implementation process."

Новая мысль воспринимается более убедительно, если она подтверждается опытом предыдущих поколений. С этой целью оратор использует референциальную стратегию (the reference strategy) и соответствующих тактик напоминания о событиях прошлого, описания личного опыта, ссылок на высказывания известных публичных людей, то есть все, что предшествовало речи. Например:

"As President Clinton emphasized during his announcement in October, more and more, the American people recognize the inextricable link between the quality of their lives and the health of the lands and waters that surround them."

"Almost two years ago, I watched as the House of Representatives came within a single vote of cutting $42 million out of Forest Service roads budget because of these issues."

"Madam Chairman, this initiative seems wholly consistent with the direction that Gifford Pinchot provided to a young Forest Service nearly a century ago when he stated, "National forests are made for and owned by the people. They should be managed by people..."

Упоминание имен президента Клинтона и ученого Гиффорда Пинчота, посвятивших свою жизнь природоохранной деятельности, а также цитирование выступлений лидеров экологического движения и использование своих собственных наблюдений за развитием проблемы делают речь более предметной и конкретной, а, следовательно, более убедительной.

Аргументативная стратегия оратора реализуется в данной речи в виде цепочки ассертивных высказываний, представляющих собой аргументы, которые носят категорический/непротиворечивый характер, типа:

"Roadless areas provide clean drinking water, habitat for fish and wildlife, abundant hunting and fishing, recreation opportunities, and reference areas for research."

"They act as a barrier against noxious invasive plant and animal species..." "Many roadless areas also act as ecological anchors allowing nearby federal, state, and private lands to be developed for economic purposes."

"For example, between 1992 and 1997, nearly 16 million acres of forest, farms, and open space were converted to urban or other uses. This helps to explain how the American people want their remaining wild and undeveloped roadless areas managed."

Аргументы представлены наименованиями тех преимуществ, которые будут доступны людям при сохранении заповедных зон, объяснениями и комментариями, приведением статистических данных, соединением логического и эмоционального. Их концентрация в одном сверхфразовом единстве, а также краткий, практически телеграфный, но, вместе с тем, всеохватывающий способ презентации, синтаксический параллелизм и эмоциональность, создаваемая употреблением лексем abundant, noxious, дает возможность оратору подвести аудиторию к важному выводу о необходимости приступить к практическим действиям. Аргументативная стратегия реализуется параллельно с риторической стратегией (rhetorical strategy), которая позволяет акцентировать наиболее существенные моменты речи и запечатлеть их в памяти аудитории. Путем использования частичного повтора наиболее значимых слов "The current national forest., the agency currently has a road reconstruction and maintenance backlog." в ближайшем контексте, эмотивных конструкций "For too long, others, such as the courts system and interest groups, have controlled the debate over long-term management of roadless areas", "This too is an unprecedented public outreach effort of the agency" оратор усиливает воздействие на аудиторию, направляя ее восприятие в нужное русло.

Не менее важной в реализации конечной цели речи является стратегия солидарности (the solidarity strategy). Чтобы сделать членов комиссии соучастниками происходящего и вовлечь их в процесс совместного размышления над проблемой, оратор прибегает к общему фонду знаний и коллективному опыту участников заседания "as you know", "as far as you are aware", представляет общий результат деятельности комиссии как личный вклад каждого в продвижение экологического знания "We have already received 500,000 comments.", соединяя личное и общественное в одно целое "As we move forward with the rulemaking and develop the draft environmental impact statement, I anticipate that.". Приобщение к текущему моменту происходит за счет употребления личных местоимений you, we, I.

Таким образом, мы рассмотрели, как в одной из жанровых разновидностей экологического дискурса - публичном выступлении - соотносятся различные стратегии воздействия на аудиторию, иногда выступая параллельно, иногда накладываясь друг на друга, целенаправленно подводя ее к запланированному оратором эффекту.

Список литературы /References

1. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. / Сборник статей. М.: Прогресс, 1989. 311 с.

2. Маньковская З.В. Стратегии речевого воздействия (на материале английских и американских публичных выступлений по проблемам защиты леса и охраны окружающей среды): уч. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. 106 с.

3. Миронова Н.Н. «Термин "дискурс" в лингвистической парадигме // Когнитология в конце ХХ века / Сб. материалов межд. конф. Минск: МГПИИЯ, 1997. 16 с.

4. Dijk T.A. van. Text and Context. Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse. London: Longman, 1977.

5. Документы Федеральной Лесной Службы Департамента сельского хозяйства США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fs.usda.gov/Internet/FSE_ DOCUMENTS/fsm8_036245.html/ (дата обращения: 09.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.