УДК 330.331
СТРАТЕГИИ В ДИНАМИКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
© Владислав Михайлович Юрьев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail: [email protected] © Вилен Гургенович Бабаян Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат химических наук, доцент кафедры математического моделирования бизнес-процессов, e-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы формирования российского общества знания, построенного с учетом идеологических и моральных установок, систем табу, истинно религиозной культуры.
Ключевые слова: религиозная культура; идеология; инновации; интеллектуальная игра.
Одна из загадок человеческого бытии и общества - это понятие времени, за которым скрывается некоторая последовательность событий, иногда повторяющихся, а иногда и неожиданных. Естествознание, оперируя
этим понятием с разных позиций вводило разные характеристики времени, в том числе «стрелу времени» как принципиальную необратимость всех явлений (время Бергсона). В то же время чутье историков подсказывало, что не только в астрономических явлениях существует циклические процессы. Изобретатели древних шахмат намекали, что и в общественных процессах, при всей сложности, существуют закономерности и правила, соблюдая которые можно продлить жизнь короля (государства, общества), а экономистами австрийской школы (Й. Шумпетер) предложена яркая формула для общественных процессов - Storming - Forming -Norming - Performing.
Введением в состав социально-экономических систем (СЭС) различных профессиональных групп, оформленных в виде 4-х блоков - рынок, государство, религия, массовое сознание, мы ни в коей мере не утверждали одновременность их зарождения в той или иной форме. Предполагалась возможность дальнейшей детализации когнитивной карты СЭС, появление новых профессиональных групп. Общественность и административные органы страны активно обсуждают потребности в нового типа инженерных кадров, специалистов в области генной инженерии и нанотехнологий. Все эти потребности очевидны и без особых дискуссий.
Труднее бывает заметить те подводные течения, которые неожиданно могут выходить на поверхность и переворачивать не только здания и сооружения, но и облик целых государств, как это мы видим в арабском мире начала 2011г. Понятно, что мы имеем в виду и катастрофы естественной природы, предсказать которые пока не берутся ученые.
Конечно, профессиональные группы функционируют довольно замкнуто и в течение весьма продолжительных промежутков времени. Но вот на наших глазах происходит «переформатирование» целой профессиональной группы (милиция - полиция) и этот процесс задевает интересы сотен тысяч людей. Многие видные представители отечественной науки с настороженностью следят за развитием событий вокруг РАН, фундаментальной науки. Академик В. Макаров в статье «Становится ли человеческое общество стабильнее» с тревогой замечает: «Как раз положение о ненужности фундаментальных знаний как якобы знаний, которые никому, кроме самих ученых, не понадобятся, которые бесполезны для экономики, иллюстрируют тупиковость пути в направлении тотальности общества потребления» [1]. В другой интересной статье «Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»» В.Горохов задает иронический вопрос: «В чем тогда смысл науки как профессии в современном мире?». И сам же отвечает: «По мнению М. Вебера, самый простой ответ на этот вопрос дал Л. Толстой: она лишена смысла, потому что не дает никакого ответа на единственно важные для нас
вопросы - Что делать? Как нам жить?». Эти вопросы, несмотря на иронию, имеют смысл вполне реальной тревоги: «Обнаруживается целый комок таких противоречий как глобализация и традиции; массовость и элитарность; секретность, коммерческая тайна и всеобщая доступность знания» [2].
На эти важные для СЭС проблемы накладываются не менее важные проблемы «асоциального капитала» [3]. Наибольшую активность в рассмотрении этих проблем в последнее время проявляет журнал «Вопросы философии». Так, в статье «Дар данайцев: феномен свободы в современной России» А.Юревич приводит такую статистику: «Количество убийств на 100тыс. жителей в современной России в 4 раза больше, чем в США, и в 10 раз больше, чем в странах ЕЭС. По индексу коррупции страна находится на 147 месте в мире, общий объем коррупции 250-300 млрд долл./год. Численность жертв несчастных случаев, таких как отравление алкоголем и ДТП, свидетельствует о безразличном отношении наших сограждан к своей и чужой жизни. По числу разводов занимаем первое место в Европе, по индексу Джини -1-е место среди стран с переходной экономикой» [4]. Общество, в целом, согласно с тем, что российское телевидение не способствует укреплению культуры внутреннего самоконтроля и 80 % предлагает введение общественной цензуры на ТВ. А. Ципко, академик, известный политолог, совершенно категоричен: «Как только погибли старые советские институты, институты обуздания нечеловеческого в человеке, и миллионы людей оказались предоставлены сами себе, выяснилось, что многие просто не в состоянии стать полноценными людьми» [4, с. 19].
Не остается в стороне и популярный общественный журнал «Наука и религия». В статье-беседе с известным русским социологом и футурологом И.В. Бестужевым-Лада «Нам нужны «новое небо» и «новая земля»» мы читаем: «Лишь единицы из молодых людей действительно христиане или мусульмане, или иной веры. У них нет сколько-нибудь устойчивого мировоззрения. Они имеют смутное представление о научных знаниях. У них нет внутреннего запрета совести -«нельзя», - сила религиозных заповедей явно слабеет от года к году» [5]. В то же время ученый сомневается в эффективности новых
идеологических установок, рассчитанных на религиозных людей («у нас половина населения - атеисты»). При этом подчеркивает: « Потенциальная роль религии огромна. Религиозная культура по сей день является ключевой в развитии этической, эстетической, правовой, политической, вообще мировоззренческой, и даже научной культуры...». Действительно, статистика показывает, что доля нобелевских лауреатов в Израиле, стране высочайшей религиозной культуры, превышает таковую для европейских стран, имеющих более высокие объемы ВВП на душу населения. В Израиле чрезвычайно высока доля малых инновационных предприятий. Их способность отбирать по всему миру потенциально наиболее ценные для коммерциализации изобретения удивляет всех специалистов. После такой фильтрации мировые гиганты бизнеса уверенно приобретаю у израильских фирм весь необходимый пакет документов за немалые деньги.
Религия - это, несомненно, не просто слепая вера. Это определенный и сложный комплекс идей, моральных установок, внутренней кодировки, системы табу, укрепляющих общество. Кажущиеся самоочевидными требования экономики не должны заслонять потребность большинства в обществе в идейной и идеологической подпитке, даже в модернизированной форме. Безусловно, указать признаки этой формы проще, чем дать ей определение; можно напомнить, что в начале ХХ в. в России популярным было модернистское движение под названием «новое религиозное сознание» [6]. На наш взгляд, такое сознание никоим образом не противоречит идеологии РПЦ и только будет способствовать ослаблению напряженности в среде деятелей культуры, музейщиков в связи с вопросами передачи собственности их истинным хозяевам.
В связи со сказанным несомненный интерес представляют многие идеи А. Прохорова, приведенные в его книге «Русская модель управления». Обсуждая тему места религиозного сознания в России, автор подмечает: «С точки зрения здравого смысла кажется странным, что в структурах мышления, менталитете, образе жизни, в идеологии общества нет защитных механизмов, препятствующих смене состояния системы управления... В большинстве стран роль «якоря-
стабилизатора» выполняет идеологическая сфера, в качестве которой на протяжении большей части истории человечества выступает религия» [7, с. 128]. И добавляет: «Западный человек вырастает в убеждении, что идеология не зависит от власти, от государства в целом и от сиюминутных обстоятельств». В то же время автор справедливо подмечает: «Убежденность во всемирно-
историческом значении всего, что происходит в России, пронизывает всю русскую культуру и даже обыденное сознание».
Эту убежденность, которую поддерживали величайшие умы России можно и нужно использовать, чтобы не снижая планку преодолеть устаревшие стереотипы и войти в общество знания, которое основано не только на культуре материальных вещей, но и ценностей знаний, смыслов, идей. «Слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю», - считает известный русский психолог и философ В. Зинченко [8]. Слова, действительно, появляются потом и расставляются и переставляются так, как это представляется более корректным. Но время созревания мыслей трудно предсказать. В теории сложных систем, как и в сложной интеллектуальной игре, трудно предсказать, какой ход сделает «противник» через несколько ходов, а самое главное, какими изменениями отзовется своя СЭС к этому времени. Великому австрийскому экономисту и социологу Й. Шумпетеру принадлежит важная мысль о том, что так называемый прогресс является, скорее, вероятным, чем неизбежным, а развитие «по спирали» не предполагается непрерывным, а «включает возвращения, напрасные усилия, тупики и более напоминает тропический лес, чем здание,
воздвигнутое согласно чертежу» [9]. В соответствие с формулой Шумпетера Россия перешла стадию Performing (перестройка), в основном, прошла стадию Storming и вступила в стадию Forming. И хотя эта стадия совпала с большой мировой неопределенностью, в России достаточно воли и экономических возможностей вернуть себе статус успешной страны.
1. Макаров В.Л. Становится ли человеческое общество стабильнее // Вопросы философии. 2010. № 8.
2. Горохов В.Г. Как возможна наука и научное образование в эпоху «академического капитализма» // Вопросы философии. 2010. № 12.
3. Юрьев В.М., Бабаян В.Г. Проблемы асоциального капитала // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2.
4. Юревич А. Дар данайцев: феномен свободы в современной России // Вопросы философии. 2010. № 10.
5. Бестужев-Лада И.В. Нужны «новое небо» и «новая земля» // Наука и религия. 2011. № 1.
6. Воронцов И. В. Основополагающие черты христианского модернизма (конец XIX - начало XX века) // Вопросы философии. 2010. № 10.
7. Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2007.
8. Зинченко В.П. Опыт думания о думании // Вопросы философии. 2010. № 11.
9. Винарчик Л. Спасение идей: Й. Шумпетер и ключевые проблемы противоборствующих экономических теорий // Вопросы экономики. 2003. № 11.
Поступила в редакцию 1.02.2011 г.
UDC 330.331
STRATEGIES IN DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMICAL SYSTEMS
Vladislav Mikhailovich Yuryev, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Economics, Professor, Rector, Honoured Worker of Science of Russian Federation, e-mail: [email protected]
Vilen Gurgenovich Babayan, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Chemistry; Associate Professor of Mathematical Modeling of Business Processes Department, e-mail: [email protected] The problems of formation of Russian society’s knowledge built taking into account the ideology and moral orientations, taboo systems, truly religious culture.
Key words: religious culture; ideology; innovations; intellectual game.