Научная статья на тему 'Стратегии ценообразования строительной продукции в современных рыночных условиях'

Стратегии ценообразования строительной продукции в современных рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев А. Н., Малов А. Н.

Рассматриваются вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве в связи с внедрением рыночных отношений и отказом по формальным причинам Министерства юстиции РФ в государственной регистрации основных документов Госстроя РФ по ценообразованию и сметному нормированию. Как результат, на сегодня формально строители РФ остались без ранее действующих с разными коэффициентами инфляции стоимостных баз. С учетом анализа рыночных стратегий ценообразования на современном сложном этапе авторы вносят конкретные предложения по совершенствованию ценообразования в сфере строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy formation of the price of building production in modem market conditions

The questions of pricing and budget normalization in construction are considered in connection with an intrusion of the market relations and refusal for formal reasons of the Ministry of justice of Russian Federation in state recording of the fundamental documents State committee on construction of Russian Federation on pricing and budget normalization. As the result, on today formally the builders of Russian Federation remained without inflation, earlier acting with different factors, of cost bases. In view of the analysis of the market strategies of pricing at a modern complex stage the authors deposit the particular proposals on perfecting of pricing in sphere of building production.

Текст научной работы на тему «Стратегии ценообразования строительной продукции в современных рыночных условиях»

УДК 666.967

СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ

УСЛОВИЯХ

А.Н. Григорьев, А.Н. Малое

Кафедра проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений Российского университета дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

Рассматриваются вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве в связи с внедрением рыночных отношений и отказом по формальным причинам Министерства юстиции РФ в государственной регистрации основных документов Госстроя РФ по ценообразованию и сметному нормированию. Как результат, на сегодня формально строители РФ остались без ранее действующих с разными коэффициентами инфляции стоимостных баз. С учетом анализа рыночных стратегий ценообразования на современном сложном этапе авторы вносят конкретные предложения по совершенствованию ценообразования в сфере строительной продукции.

Строительная продукция в современных условиях является специфическим товаром, на который распространяются сложившиеся в рыночной экономике принципы и методы ценообразования. Базовая цена на строительную продукцию учитывает практически все затраты на этапах выполнения строительно-монтажных работ, монтажа оборудования и т.д. Конкретно показатели базовых цен содержатся в «инвесторских» сметах, которые ныне - важнейший элемент взаиморасчетов между подрядчиком и заказчиком. Инвесторская смета собирается из локальных и объектных смет, с учетом поправок на накладные расходы и плановых накоплений. Нормативную базу ценообразования определяют государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН -81. Данная нормативная база содержит десятки тысяч элементных сметных норм. При этом под сметной нормой понимается совокупность ресурсов - затрат труда работников, затрат на механизацию, нормы расхода материальных ресурсов. Сметная прибыль устанавливается в количестве 12 % от сметной себестоимости работ. Накладные расходы находятся в пределах 18...25% от прямых затрат. Элементные сметные нормативы разрабатывались на 01.01.84 г., на 01.01.91 г. До 2002 года эти нормативы действовали, имея разные поправочные коэффициенты. Например, в Москве коэффициент инфляции на 01.01.2002 г. составляет 30...32 - к ценам на 01.01.84 г., цены на

01.01.91 г. корректируются с помощью коэффициента инфляции 6,2. Коэффициенты инфляции корректируются специальной межведомственной комиссией при Правительстве Москвы с периодичностью примерно один раз в квартал.

Госстроем РФ выполнена крупная межведомственная работа по составлению на 01.01.2001 г. новых сметных нормативов. Актуальность выполненной работы очевидна. Она обусловлена изменениями материалоемкости работ, внедрением новых технологий и организационных форм управления строительством. В розничную продажу поступили большинство государственных элементных сметных норм, разработанных и тиражированных согласно постановлению Госстроя РФ от 11.02.98 г. № 18-15 «О переходе на новую сметнонормативную базу ценообразования взамен сметно-нормативных баз 1984 и 1991 годов». Кроме того, изданы «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» - «МДС 81-1.99». В данных методических указаниях (с. 6-8) приведен полный состав нормативной базы сметного нормирования строительства на федеральном уровне. Кроме этого, предусматривается, что в регионах (министерствах и ведомствах) будут дополнительно разработаны территориальные сметные нормативы (ТСН - 81) и введены в действие органами исполнительной власти субъектов РФ, а по отдельным министерствам и ведомствам - соответствующим руководством. В эту базу входят сметные цены на местные строительные материалы, поэлементные сметные нормы с применением местных материалов и учетом региональных схем их доставки, укрупненные ресурсные нормативы по объектам жилищно-гражданского строительства, регулируемые базовые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения.

При командно-административной системе цену на строительную продукцию определяли проектные организации на основе смет. Вновь выявленные объемы работ финансировались

отдельными решениями органов заказчика. Предполагалось, что сметная стоимость строительства - это сумма денежных средств, необходимых для осуществления проекта. В новых рыночных условиях сметная стоимость начала носить характер базовой (восстановительной) цены. Рыночная стоимость строительной продукции определяется на конкурсной основе. Тем не менее сметы прижились и в рыночной экономике. Они получили несколько другое название - «инвесторские сметы». На основе инвесторских смет осуществляются расчеты за выполненные отдельные конструктивные элементы (формы - 2, 3); ведется учет и оценка деятельности строительных фирм, а также определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям. Принятая Госстроем РФ методология формирования сметных цен допускает функционирование «рыночных свободных договорных цен». Эти цены рождаются на специальных конкурсах - «тендерах». В конкурентной борьбе, как правило, побеждают организации с более высоким организационно-техническим уровнем, и, как результат, цена - свободная договорная цена -может быть даже ниже сметной (на 5... 30 %). Недавно многолетняя работа Госстроя РФ по формированию сметных нормативов, в том числе поэлементных, оказалась объектом критики разных секторов экономической и строительной общественности. В июне 2001 года Министерство юстиции РФ отказало в государственной регистрации основных документов Госстроя РФ по ценообразованию и сметному нормированию [1]. В качестве основной причины выдвинуты не технико-экономические аспекты и вопросы, а «превышение полномочий...»??! И как результат, на сегодня формально строители РФ остались без трех ранее действующих с разными коэффициентами инфляции стоимостных баз на 01.01.84, на

01.01.91 и на 01.01.2001. От многих известных строителей РФ поступили конкретные предложения по вопросам ценообразования в сфере строительной продукции. По их мнению необходимо продолжить корректировку поэлементной сметной базы - «2000» с целью исключения устаревших норм 4-й части СНиП, уточнить нормативы сметной прибыли, не допустить крупных удорожаний стоимости строительных объектов, под руководством Гос-строя РФ обеспечить разработку базовых производственных норм расхода материалов, откорректировать и конкретизировать единую техническую политику при автоматизации сметных расчетов.

На данном этапе важнейшим считаем фактор «выработки стратегий ценообразования в рыночных условиях», характерных при практическом определении стоимости любого товара, то есть типичных. При этом ценовая политика в значительной мере зависит от рынка и его конкурентной структуры.

Рынок свободной конкуренции характеризуется большим количеством продавцов и покупателей, а также схожими взаимозаменяемыми товарами. Ни у кого нет «контрольного пакета», ни один производитель не может оказать долговременного влияния на уровень цен, которые формируются спросом и предложением. Участники рынка довольствуются сложившимся уровнем цен, роль маркетинговых исследований сведена до минимума.

Рынок монополистической конкуренции также характеризуется большим количеством продавцов и покупателей, но рынку здесь предложены товары, отличающиеся теми или иными свойствами (качеством, внешним оформлением, сопутствующими услугами). Разница в свойствах товаров влечет разницу в ценах. Рынку свойственна высокая конкуренция, относительная легкость проникновения на него. Зона маркетинга - разработка предложений для потребителя разных сегментов рынка.

Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов высокотехнологичных производств. Они весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга; ограниченность числа продавцов связана с тем, что новым претендентам трудно найти свободную «нишу» рынка. Преобладающая цель маркетинговых исследований - непрерывный анализ цен и товаров конкурентов.

Рынок чистой монополии - на рынке всего один продавец. В наших условиях это может быть один из так называемых естественных монополистов, например, МПС, «Газпром». Ценообразование здесь может складываться по-разному, но почти всегда не без влияния в той или иной степени государственной политики цен. В этом случае государство может разрешить монополии устанавливать цены, обеспечивающие для нее получение «справед-

ливой нормы прибыли», а может на какой-то период установить цены по себестоимости, и даже на основе правительственных регламентов - ниже себестоимости продукции.

Пройдя все этапы установления базовой цены на основе производственных поэлементных нормативов, проанализировав кривую спроса, рассчитав валовые издержки, зная цены конкурентов, фирма может приступить к определению цены на свой товар. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение прибыли. Возможны три направления установления уровня цены: минимальный уровень цены, определяемый затратами; максимальный уровень цены, сформированный спросом; оптимальный уровень цены. Существует несколько основных методов расчета цены, и в каждом фирма стремиться учесть хотя бы одно из направлений установления цены.

Метод «издержки плюс фиксированная прибыль». Это наиболее простой и распространенный метод. Величина наценки, добавляемой фирмой, может быть стандартной для каждого вида товара и широко дифференцируется в зависимости от вида товара, стоимости продукции и объемов продаж.

Метод, ориентированный на спрос. Этот метод также основан на издержках и исходит из получения целевой прибыли. В этом случае цена устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Практически этот метод ориентирован на спрос, так как при фиксированной цене объем прибыли определяется однозначно объемом продаж.

Метод «цена, ориентированная на конкурентов». Здесь фирма отталкивается в основном от показателей конкурентов, назначая цену с учетом сложившегося уровня текущих цен, и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Этот метод довольно популярен. В случае, когда эластичность спроса с трудом поддается оценке, фирмам кажется, что сложившийся на рынке и принятый фирмой уровень текущих цен -залог получения «справедливой нормы прибыли». Кроме того, они полагают, что придерживаться такого уровня цен - значит сохранять нормальное равновесие рынка.

Стратегия формирования цены продукции на конкурентной основе - «тендерное ценообразование». В строительстве этот вид ценообразования получил наибольшее распространение. По каждому из строительных тендеров участвует много фирм. Широко применяются тендеры на выполнение отдельных конструктивных элементов. Вместе с тем научно-методическое обоснование выбора победителя конкурса нуждается в совершенствовании. При работе тендерной комиссии по ведущим этапам и конструктивным элементам выделяются баллы, напоминающие необоснованные цены в затратной российской экономике -«франко-потолок». Полагаем, что в дальнейшем будут применены современные методы анализа «деревьев целей», статистические, - например, по методу Дельфи, и другие. При совершенствовании методик тендерных комиссий целесообразно также опираться на современные международные системы управления качеством 180.9.

С учетом анализа рыночных стратегий ценообразования на современном сложном этапе полагали бы целесообразным:

1. Сохранить сложившуюся десятилетиями систему разработки сметных нормативов под руководством Госстроя РФ. Если современным рыночникам неубедительна и недостаточна роль Госстроя РФ, то ее нужно усилить одним из новых общероссийских регламентов, в том числе с привлечением Государственной Думы РФ.

2. После этапа массового непризнания проектных организаций, обеспечить повышение их роли по формированию инвесторских смет.

Ввиду сложности единую комплексную базу вряд ли возможно создать из Центра. Корректировка элементных сметных нормативов должна вестись постоянно на уровне взаимодействия заказчика - генподрядчика и проектной организации. Действительно, многие нормативы 4-й части СНиП устарели. Программа автоматизированного выпуска смет (АВС-3 РС и другие) недостаточно использует рабочие чертежи. Физические объемы определяет смета. На практике проектные организации безвозмездно могут передавать в строительные организации ведомости потребностей в ресурсах и распечатку непереработанных строк -«индексированные» расценки. Перечень этих расценок достигает 8... 10% от их общего ко-

личества. Их недоучет может привести к просчетам. Близкие по стоимости оценки дают досадные ресурсные ошибки.

3. Через все регламенты сметного ценообразования красной нитью должна пройти идея о том, что инвесторская смета определяет только базовую стоимость объекта.

На ее основе могут разворачиваться рыночные стратегии ценообразования, способные частично снизить общую стоимость строительной продукции. Экономическая реформа своими регламентами предоставляет право инвестору, исполнителям и другим заинтересованным организациям определить величину «свободной договорной цены». Если условия работ изменились, то по согласованию сторон цена строительной продукции может быть откорректирована. Хотелось бы сказать, что методология отдельно взятых «свободных договорных цен» без базовых (сметных) может привести к крупным просчетам и удорожаниям. Проблемы ценообразования строительной продукции в своей основе являются типичными по всем отраслям промышленности. Современные рыночные стратегии ценообразования адекватно отражают изменения и предотвращают ошибки. Научно-методическое обеспечение ценообразования целесообразно сохранить в одних руках - у Госстроя РФ.

4. Строительные организации обязаны через инвесторские сметы и контракты возмещать свои затраты и получать прибыль.

В связи с широким применением инвесторских смет возрастают требования к контрактам и договорам подряда. При низком уровне экономической работы и предприимчивости строительные фирмы могут недополучить от инвестора (заказчика) значительные средства -резерв инвестиций, премии за досрочный ввод объектов в эксплуатацию, плановая прибыль, средства на НИВ и ОКВ и другие.

Методы и порядок получения заказанных средств должны быть оговорены в особых требованиях к контракту. Контракт - открытое двустороннее соглашение, в котором, на наш взгляд, можно обозначить общую величину свободной договорной цены возводимого объекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козъмин Г.Ф. К вопросу о ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. //Строительный эксперт, 2002. - № 24 (115). - С. 18.

STRATEGY FORMATION OF THE PRICE OF BUILDING PRODUCTION IN MODERN MARKET CONDITIONS

A.N. Grigoriev, A.N. Malov

Department of Design and Construction of Industrial and Civil Structures

r

Peoples Friendship University of Russian Miklukho- Maklaya str., 6,117198 Moscow, Russia.

The questions of pricing and budget normalization in construction are considered in connection with an intrusion of the market relations and refusal for formal reasons of the Ministry of justice of Russian Federation in state recording of the fundamental documents State committee on construction of Russian Federation on pricing and budget normalization. As the result, on today formally the builders of Russian Federation remained without inflation, earlier acting with different factors, of cost bases. In view of the analysis of the market strategies of pricing at a modem complex stage the authors deposit the particular proposals on perfecting of pricing in sphere of building production.

Анатолий Николаевич Григорьев родился в 1941 г. Окончил политехнический институт, г. Саратов.. Кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений. Автор более 220 научных работ.

A.N. Grigoriev (b. 1941) graduated from Saratov Politechnic Institute. PhD(eng), Ass. professor of Department of Design and Construction of Industrial and Civil Structures of Peoples' Friendship University of Russian. Author of more than 220 publications.

Аркадий Николаевич Малов родился в 1940 г. Окончил МИСИ им. Куйбышева. Кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений. Автор 40 научных работ.

A.N. Malov (b. 1940) graduated from Moscow Institute of Building Engineers. PhD(eng), Ass. professor of Department of Design and Construction of Industrial and Civil Structures of Peoples' Friendship University of Russian. Author of 40 publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.