Научная статья на тему 'Стратегии совладающего поведения руководителей органов внутренних дел в аспекте ресурсов и профессиональных требований'

Стратегии совладающего поведения руководителей органов внутренних дел в аспекте ресурсов и профессиональных требований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стресс / стресс-факторы / ресурсы преодоления стресса / совладающее поведение / копинг-стратегии / проактивное совладание / professional stress / stress factors / resources to overcome stress / coping behavior / coping strategies / proactive coping

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Александровна Тихонова

Введение. Целью исследования явилось изучение взаимосвязей требований профессиональной деятельности, ресурсов и стратегий совладающего поведения с формированием фаз стресса у руководителей органов внутренних дел. Материалы и методы. Применялись методы анализа научной литературы, математической статистики, а также анкетирование и тестирование. В исследовании приняли участие 34 руководителя, состоящих в резерве кадров на выдвижение на вышестоящую должность МВД России, имеющих стаж в органах внутренних дел от 2 до 29 лет. Результаты и обсуждение. Опрошенные руководители в качестве основных определяющих привлекательность профессиональной деятельности назвали альтруистические (возможность помогать людям) и формальные (заработная плата, стабильность, график работы и пр.) мотивы. У 58,8% респондентов диагностируются одна или несколько сформированных фаз стресса. К ведущим стресс-факторам в деятельности руководителей относятся чрезмерный документооборот, выполнение большого объема работы в условиях дефицита времени и эмоциональная нагрузка. Установлены взаимосвязи стратегий совладающего поведения с уровнем сформированности различных фаз стресса и актуализируемыми в ситуации профессионального стресса ресурсами личности. Выводы. Полученные результаты позволили конкретизировать особенности восприятия рабочей среды и реакции на нее, оказывающие существенное влияние на формирование фаз стресса и выбор совладающего поведения руководителями органов внутренних дел. В целом руководители не в полной мере справляются со стресс-факторами профессиональной деятельности, ограниченно используют возможности внутренних ресурсов, применяя их преимущественно интуитивно, а также проактивного совладания, что негативно сказывается на их психическом состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Александровна Тихонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of Coping Behavior applied by Chief Police Officers in terms of Resources and Professional Requirements

Introduction. The purpose of the study is to examine the relationship between the requirements of professional activity, resources and coping strategies and the formation of stress phases of the chief police officers. Materials and Methods. Methods of analysis of scientific literature, mathematical statistics, as well as questioning and testing were used. The survey involved 34 chief police officers who are in the personnel reserve for promotion to a higher position in the Ministry of Internal Affairs of Russia with experience in law enforcement bodies from 2 to 29 years. Results and Discussion. The main declared motives of the interviewed chief police officers that determine the attractiveness of professional activity are altruistic (the ability to help people) and formal (salary, stability, work schedule, etc.). One or more formed phases of stress are diagnosed in 58.8% of the respondents. The leading stress factors in chief police officers’ activities involve excessive circulation of documents, performing a large amount of work under time pressure and emotional stress. The interrelationships of coping behavior strategies with the level of formation of various stress phases and personality resources actualized in a situation of professional stress have been established. Conclusions. The results obtained made it possible to concretize the peculiarities of the perception of the working environment and the reaction to it, which have a significant impact on the formation of stress phases and the choice of coping behavior made by chief police officers. In general, chief police officers do not fully cope with the stress factors of professional activity, they employ limited internal resources, using them mainly intuitively, not fully using the possibilities of proactive coping, which negatively affects their mental state.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладающего поведения руководителей органов внутренних дел в аспекте ресурсов и профессиональных требований»

Научно-практическая статья

УДК 159.99 © Е. А. Тихонова, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-33-39

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Стратегии совладающего поведения руководителей органов внутренних дел в аспекте ресурсов и профессиональных требований

Елена Александровна Тихонова \ старший преподаватель кафедры психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел; belousov-elena@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-8598-8710 ' Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия Реферат

Введение. Целью исследования явилось изучение взаимосвязей требований профессиональной деятельности, ресурсов и стратегий совладающего поведения с формированием фаз стресса у руководителей органов внутренних дел. Материалы и методы. Применялись методы анализа научной литературы, математической статистики, а также анкетирование и тестирование. В исследовании приняли участие 34 руководителя, состоящих в резерве кадров на выдвижение на вышестоящую должность МВД России, имеющих стаж в органах внутренних дел от 2 до 29 лет. Результаты и обсуждение. Опрошенные руководители в качестве основных определяющих привлекательность профессиональной деятельности назвали альтруистические (возможность помогать людям) и формальные (заработная плата, стабильность, график работы и пр.) мотивы. У 58,8% респондентов диагностируются одна или несколько сформированных фаз стресса. К ведущим стресс-факторам в деятельности руководителей относятся чрезмерный документооборот, выполнение большого объема работы в условиях дефицита времени и эмоциональная нагрузка. Установлены взаимосвязи стратегий совладающего поведения с уровнем сформированности различных фаз стресса и актуализируемыми в ситуации профессионального стресса ресурсами личности. Выводы. Полученные результаты позволили конкретизировать особенности восприятия рабочей среды и реакции на нее, оказывающие существенное влияние на формирование фаз стресса и выбор совладающего поведения руководителями органов внутренних дел. В целом руководители не в полной мере справляются со стресс-факторами профессиональной деятельности, ограниченно используют возможности внутренних ресурсов, применяя их преимущественно интуитивно, а также проактивного совладания, что негативно сказывается на их психическом состоянии.

Ключевые слова: профессиональный стресс; стресс-факторы; ресурсы преодоления стресса; совладающее поведение;

копинг-стратегии; проактивное совладание

Для цитирования: ТихоноваЕ. А. Стратегии совладающего поведения руководителей органов внутренних дел в аспекте ресурсов и профессиональных требований // Психопеда-гогака в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 1(88). С. 33-39. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-33-39

Scientific and Practical article

UDC 159.99 © Е. А. mhonova, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-33-39

5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Strategies of Coping Behavior applied by Chief Police Officers in terms of Resources and Professional Requirements

Elena A. Tikhonova \ Senior Lecturer at the chair of Psychology and Pedagogy in the Activities of Internal Affairs Bodies; belousov-elena@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-8598-8710

10msk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia Abstract

Introduction. The purpose of the study is to examine the relationship between the requirements of professional activity, resources and coping strategies and the formation of stress phases of the chief police officers. Materials and Methods. Methods of analysis of scientific literature, mathematical statistics, as well as questioning and testing were used. The survey involved 34 chief police officers who are in the personnel reserve for promotion to a higher position in the Ministry of Internal Affairs of Russia with experience in law enforcement bodies from 2 to 29 years. Results and Discussion. The main declared motives of the interviewed chief police officers that determine the attractiveness of professional activity are altruistic (the ability to help people) and formal (salary, stability, work schedule, etc.). One or more formed phases of stress are diagnosed in 58.8% of the respondents. The leading stress factors in chief police officers' activities involve excessive circulation of documents, performing a large amount of work under time pressure and emotional stress. The interrelationships of coping behavior strategies with the level of formation of various stress phases and personality resources actualized in a situation of professional stress have been established. Conclusions. The results obtained made

it possible to concretize the peculiarities of the perception of the working environment and the reaction to it, which have a significant impact on the formation of stress phases and the choice of coping behavior made by chief police officers. In general, chief police officers do not fully cope with the stress factors of professional activity, they employ limited internal resources, using them mainly intuitively, not fully using the possibilities of proactive coping, which negatively affects their mental state.

Keywords: professional stress; stress factors; resources to overcome stress; coping behavior; coping strategies; proactive coping

Citation: Tikhonova E. A. Strategies of Coping Behavior applied by Chief Police Officers in terms of Resources and Professional Requirements. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 1(88). Pp. 33-39 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-33-39

Основные положения

1. Стратегии совладающего поведения необходимо рассматривать с учетом запросов профессиональной деятельности и ресурсов совладаюшего поведения. Одни и те же организационные требования способны оказывать как негативный эффект, снижая продуктивность деятельности субъекта профессиональной деятельности при недостатке ресурсов, так и положительный эффект, мобилизуя и активируя ресурсы сотрудника, тем самым способствуя поддержанию психологического благополучия и трудовой мотивации.

2. Выбор стратегии совладающего поведения определяется количеством доступных ресурсов и их субъективной оценкой.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Ежедневные стрессоры, возникающие в профессиональной деятельности на протяжении длительного периода, становятся более значимыми по сравнению с острыми, но единичными травмирующими событиями. Они выступают как факторы риска для профессиональной эффективности и психического здоровья сотрудников органов внутренних дел [1]. Профессиональная деятельность руководителей органов внутренних дел определяет результативность работы целого коллектива и характеризуется наличием большого числа стресс-факторов, что предъявляет повышенные требования к их личностным качествам и стрес-соустойчивости. Оценка и формирование психоэмоциональной устойчивости к стресс-факторам несут высокую значимость для органов внутренних дел и относятся к приоритетным задачам психологического отбора и сопровождения сотрудников. В русле рассматриваемой проблемы научный и практический интерес представляет ресурсный подход. Существенный вклад в исследования внешних и внутренних ресурсов, позволяющих минимизировать негативное воздействие условий профессиональной деятельности на личность, внесли как зарубежные, так и отечественные ученые: С. Фолкман, Р. Лазарус, С. Хобфолл, Д. А. Леонтьев, В. А. Бодров, С. А. Хазова и др. [2-8]. Вместе с тем нет достаточного понимания, какие стратегии совладания со стрессом эффективны для того или иного субъекта деятельности, являются ли они индивидуализиро-

ванными или существуют типичные стратегии для

представителей конкретного вида деятельности, какие психологические ресурсы позволяют минимизировать влияние стрессоров на психику и поведение субъекта деятельности, каким образом можно целенаправленно повышать его стрессоустойчивость.

Целью исследования послужило изучение взаимосвязей требований профессиональной деятельности, ресурсов и стратегий совладающего поведения с формированием фаз стресса у руководителей органов внутренних дел.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В настоящий период ученые все чаще обращаются к роли личности, ее активности в повышении эффективности деятельности и достижении благополучия. Это связано с изменением подхода к рассмотрению личности, которая в современных исследованиях предстает как носитель активной субъектной позиции, способной ставить перед собой цели и стремящейся к их достижению [6]. Активность по достижению целей разворачивается во взаимодействии с внешней средой и часто связана с преодолением трудностей, совладать с которыми позволяют внешние и внутренние ресурсы человека.

Одним из продуктивных теоретически обоснованных подходов к пониманию совладающего со стрессом поведения является ресурсный подход.

Основоположником ресурсного подхода считается С. Хобфолл, его теория сохранения ресурсов (COR) оказалась надежной основой для понимания процессов, связанных с переживанием, совладанием и преодолением хронического и травматического стресса [3]. Согласно теории COR люди склонны защищать, добывать и сохранять ресурсы. К ресурсам С. Хобфолл относит все, что является ценным для человека, выделяя четыре категории:

— объекты (например, дом, телефон);

— условия (например, стабильная работа, хорошее здоровье);

— личные характеристики (например, оптимизм, надежда);

— энергии (например, знания).

В соответствии с теорией COR стресс возникает, когда ресурсы человека находятся под угрозой, ис-

тощаются или когда инвестиции в новые ресурсы не накапливаются должным образом [3-5].

С. А. Хазова, развивая идею С. Хобфолла о рассмотрении ресурса в аспекте его «ценности» для конкретного человека, акцентирует внимание на ментальной природе ресурсов, подчеркивая, что и внутренние характеристики, и внешние объекты начинают играть ресурсную роль тогда, когда сама личность придает им такое значение и определена их ценность для достижения личностно значимого результата [8]. С. Лю-бомирски в своих исследованиях убедительно доказал, что в том, как личность оценивает те или иные события ее жизни, особенно важны личностные характеристики, вклад объективных условий жизни составляет только 10% дисперсии [9].

Существует много исследований, демонстрирующих позитивную роль психологических ресурсов в преодолении стрессов [10-16], в том числе связанных с профессиональной деятельностью сотрудников органов внутренних дел [7; 11; 17]. Выбор копинг-стратегии зависит от количества ресурсов, доступных для со-владания, и их субъективной оценки. В условиях ограниченных ресурсов субъект вынужденно занимает оборонительную позицию в ситуации стресса, предпочитая пассивные стратегии совладания [3-5; 13; 14; 18]. Вместе с тем оценка ситуации и ресурсов, необходимых для ее преодоления, является субъективной и основанной на имеющемся опыте.

Согласно модели рабочих требований и ресурсов (The Job Demands-Resources model, JD-R) A. B. Bakker, E. Demerouti [19], в рамках которой системно объединяются организационные факторы, индикаторы психологического благополучия и личностные характеристики сотрудников, требования профессиональной деятельности сами по себе не приводят к негативным последствиям. Одни и те же организационные требования способны оказывать как негативный эффект, снижая продуктивность деятельности субъекта профессиональной деятельности при недостатке ресурсов, так и положительный эффект, мобилизуя и активируя ресурсы сотрудника, тем самым способствуя поддержанию психологического благополучия и трудовой мотивации.

Теоретический обзор проблемы показал, что при изучении стратегий совладающего поведения необходимо рассматривать совокупный эффект требований профессиональной деятельности и ресурсов совла-даюшего поведения. Выбор стратегии совладающего поведения определяется количеством доступных ресурсов и их субъективной оценкой.

Материалы и методы

В целях сбора эмпирических данных применялись следующие методики:

— специально разработанная анкета, включающая вопросы, направленные на выявление стресс-

факторов, психологических и социальных ресурсов, уровня удовлетворенности жизнедеятельностью респондентов;

— методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко, включающая 84 вопроса и три субшкалы степени сформированности эмоционального выгорания: напряжение, резистенция, истощение;

— опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла в российской адаптации Н. Водопьяновой и Е. Старченковой, включающий 54 вопроса и субшкалы, отражающие 9 стратегий преодоления стрессовых ситуаций [20]. Опросник применялся в целях определения стрессоустойчивости руководителей. Высокие показатели по шкале «истощение» свидетельствуют о недостаточной способности справляться со стресс-факторами жизнедеятельности респондентов.

В исследовании приняли участие 34 руководителя, состоящих в резерве кадров на выдвижение на вышестоящую должность МВД России, имеющих стаж в органах внутренних дел от 2 до 29 лет, из них 12% женщин и 88% мужчин. Распределение результатов в выборке выступает нормативным, поэтому при анализе данных для выявления взаимосвязей проводился математический анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение

Оценка эффективности профессиональной деятельности руководителей. Респонденты высоко оценивают эффективность своей профессиональной деятельности: среднее значение составляет 6,2 балла по шкале от 0 до 7, где 0 — «низкая эффективность», 7 — «высокая эффективность». Кроме того, данные сотрудники состоят в кадровом резерве, что также может свидетельствовать об эффективности их профессиональной деятельности. За последний год 71% респондентов не имели дисциплинарных взысканий, в течение года, предшествовавшего исследованию, поощрялись 65% сотрудников.

Мотивы, стресс-факторы и ресурсы профессиональной деятельности руководителей. Основными декларируемыми мотивами, определяющими привлекательность для респондентов их профессиональной деятельности, являются:

— альтруистические (возможность помогать людям) — 35%;

— формальные (заработная плата, стабильность, график работы и пр.) — 29%;

— коммуникативные (общение с людьми, взаимопонимание в коллективе) — 18%;

— мотивы самореализации (творческая и интеллектуальная деятельность, творческий подход к решению служебных задач) — 12%.

К основным стресс-факторам профессиональной деятельности опрошенных руководителей относятся:

— чрезмерный документооборот (82%);

— выполнение большого объема работы в условиях дефицита времени (59%);

— эмоциональная нагрузка (41%);

— низкая мотивация подчиненных и необходимость постоянно контролировать их действия (29%);

— наличие значимых разногласий и конфликтов во взаимодействии с вышестоящим руководством (29%).

Справляться с трудными жизненными ситуациями респондентам помогают занятия спортом (88%), смена деятельности и обстановки (71%), сон (65%), расслабляющие и оздоровительные процедуры (53%), общение с друзьями и коллегами (53%), а также в кругу семьи (47%), отсутствие активной деятельности (35%), развлечения (29%), обсуждение с другими людьми возникшей проблемы (18%), курение (12%), компьютерные игры (12%).

Ни один из опрошенных не указал как способ справляться с трудными ситуациями целенаправленную психологическую работу: обращение к психологу или специалисту по решению конкретной проблемы, использование специальных приемов (релаксация, медитация, дыхательные упражнения), посещение семинаров и тренингов, мысленное конструирование самого события и/или будущего и пр. В целом респондентам было сложно дифференцировать и вербализовать внутренние ресурсы (в отличие от внешних ресурсов), привлекаемые для решения трудных ситуаций профессиональной деятельности. Большинство респондентов предпочитает преодолевать сложные жизненные ситуации, опираясь на внешние и внутренние ресурсы, которыми располагают в текущий момент.

Взаимосвязь уровня сформированности фаз стресса со стратегиями совладающего поведения и ресурсами руководителей. Среди моделей совладающего поведения в исследуемой группе наиболее представлены по степени выраженности импульсивные действия — у 47% респондентов; ассертивные действия — 41,2%; поиск социальной поддержки — 41,2%; вступление в социальные контакты и асоциальные действия — по 35,3%. Менее выражены такие модели совладающего поведения, как избегание и манипуля-тивные действия. При этом общий индекс конструктивности высокий у всех участников исследования.

Выявлены взаимосвязи между предпочитаемыми способами снятия психоэмоционального напряжения в трудных жизненных ситуациях и стратегиями совладающего поведения:

— стратегия «ассертивные действия» положительно связана со сменой деятельности и обстановки (г=0,39, р<0,05);

— стратегия «поиск социального контакта» — с занятиями спортом (г=0,44, р<0,05);

— стратегия «поиск социальной поддержки» положительно взаимосвязана с потребностью в общении

в кругу семьи (r=0,36, p<0,05) и отрицательно — со сменой деятельности и обстановки (r=-0,43, p<0,05);

— стратегия «осторожность» отрицательно взаимосвязана с общением с друзьями, коллегами, знакомыми (r=-0,38, p<0,05);

— стратегия «избегание» отрицательно взаимосвязана с занятиями спортом (r=-0,40, p<0,05);

— стратегии «манипулирование» (r=0,46, p<0,01), «асоциальные действия» (r=0,36, p<0,05), «агрессия» (r=0,49, p<0,01) положительно взаимосвязаны с компьютерными играми;

— стратегия «агрессия» положительно связана с самостоятельным поиском информации в сети Интернет, специальной литературе, нормативных правовых актах (r=0,38, p<0,05).

Выявлена слабая положительная зависимость между сном как способом снимать напряжение в трудных жизненных ситуациях и степенью сформированности фаз стресса «истощение» (r=0,38; p<0,05) и «резистенция» (r=0,41; p<0,05), а также слабая отрицательная взаимосвязь между общением в кругу семьи как способом снимать напряжение в трудных жизненных ситуациях и степенью сформированности фазы стресса «истощение» (r=-0,4; p<0,05).

Полученные результаты позволяют предположить, что сон, субъективно рассматриваемый респондентами как ресурс, есть следствие падения общего тонуса и ослабленности нервной системы, т. е. повышенная потребность во сне и придание сну субъективной значимости служат симптомом сформированности фазы стресса «истощение». Общение в кругу семьи выступает как ресурс совладающего со стрессом поведения.

Кроме того, с помощью коэффициента корреляции Пирсона выявлена прямая положительная зависимость между степенью сформированности фаз стресса и стратегиями преодоления стрессовых ситуаций (табл.).

Таблица. Взаимосвязь уровня сформированности фаз стресса (по В. В. Бойко) и стратегий преодоления стрессовых ситуаций (по С. Хобфоллу в адаптации Н. Водопьяновой и Е. Старченковой)

(ТаЫе. Correlation between the level of formed stages of stress (according to Boyko V. V.) and strategies to overcome

stressful situations (according to Hobfoll S. E. adapted

by Vodopyanova N. and Starchenkova Е.))

Фазы стресса по В. В. Бойко Стратегии преодоления стрессовых ситуаций

социальный контакт социальная поддержка осторожность импульсивность избегание

Тревожное напряжение -0,28 0,03 0,15 0,46** 0,53**

Резистенция -0,49** -0,39* 0,36* 0,26 0,4*

Истощение -0,38* -0,25 0,34 0,3 0,58**

Примечание. Уровень значимости коэффициента корреляции: * p<0,05; ** p<0,01.

Степень сформированности фазы стресса «рези-стенция» положительно коррелирует со стратегиями совладающего поведения «осторожность» и «избегание», отрицательно — со стратегиями «социальный контакт» и «социальная поддержка». «Тревожное напряжение» положительно взаимосвязано со стратегиями «избегание» и «импульсивность». «Избегание» является стратегией преодоления стрессовых ситуаций, связанной со всеми фазами стресса: чем ярче представлена стратегия «избегание» в совладающем поведении сотрудника, тем больше сформированы каждая из фаз стресса.

Современные исследования углубляют понимание механизмов совладающего поведения и рассматривают его как адаптивное поведение, позволяющее привести в соответствие ситуации требования и личностные особенности [13]. Вместе с тем отличие зрелого ко-пинга — поливариантность, деструктивные эффекты применения стратегий совладающего поведения чаще всего связаны с сужением репертуара стратегий совладающего поведения.

Можно отметить деструктивное влияние преобладания пассивной, ориентированной на избегание стратегии совладающего поведения руководителей органов внутренних дел, о чем свидетельствуют выявленные взаимосвязи предпочтения этой стратегии с формированием трех фаз стресса, что согласуется с исследованиями С. Фолкмана, Р. Лазаруса, Т. Л. Крюковой, Т. В. Гущиной и др. [2; 13].

Проведенное исследование базировалось на принципах системно-деятельностного подхода, рассматривающего элемент в совокупности системных связей с другими элементами. Противоречие, возникающее в системе «личность — требования среды», должно изучаться не только с точки зрения стратегий совладающего поведения, но и во взаимосвязи с требованиями среды и ресурсами, имеющимися в распоряжении субъекта деятельности, и смыслами, которыми он наделяет данную ситуацию [21-23].

Стратегии совладающего поведения руководителя не могут рассматриваться в отрыве от конкретной ситуации профессиональной деятельности и контекста, в котором находится руководитель. Контекст может быть задан как требования или стресс-факторы профессиональной деятельности [23, с. 102].

В ходе исследования, направленного на выявление особенностей стратегий и ресурсов совладающего поведения руководителей органов внутренних дел, актуализируемых в ответ на требования организационной среды, установлена тесная связь уровня

сформированности всех фаз стресса со стратегией

совладающего поведения «избегание», которая связана с отсутствием необходимых ресурсов, позволяющих справиться с трудной ситуацией. Полученные данные согласуются с результатами, представленными в работах других авторов [3-5], относящих «избегание» к дисфункциональным стратегиям совладания.

Недостаточная осведомленность о своих внутренних ресурсах, выявленная в процессе исследования, негативно сказывается на вторичной оценке стресс-фактора, реализуемой в ответе на вопрос «Смогу ли я справиться?» [2], что, вероятно, приводит к предпочтению стратегии «избегание» и неблагоприятно влияет не только на состояние руководителя, но и на эффективность его профессиональной деятельности.

Выводы

1. Полученные результаты позволили конкретизировать особенности восприятия рабочей среды и реакции на нее, оказывающие существенное влияние на формирование фаз стресса и выбор совладающего поведения руководителями органов внутренних дел.

2. Руководители не в полной мере справляются со стресс-факторами профессиональной деятельности, ограниченно задействуют внутренние ресурсы, применяя их преимущественно интуитивно, не используют в достаточной степени возможности про-активного совладания, что негативно сказывается на их психическом состоянии.

3. В исследовании не выявлено значимых связей декларируемых мотивов профессиональной деятельности со стратегиями совладающего поведения и уровнем сформированности фаз стресса. Вероятно, это направление для дополнительных расширенных исследований.

4. Установлено, что большинство руководителей предпочитают преодолевать трудные жизненные ситуации, опираясь на внешние и внутренние ресурсы, которыми располагают в текущий момент, и не склонны осознанно и целенаправленно их формировать и накапливать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы. Дальнейшие пути исследования могут заключаться в поиске моделей целенаправленного и персонифицированного формирования и развития психологических ресурсов руководящего состава органов внутренних дел, проактивного совладания, основанного на предвосхищении стрессорных воздействий за счет накопления внешних и внутренних ресурсов, позволяющих справляться с профессиональным стрессом, повышая психоэмоциональную устойчивость к стресс-факторам.

Список источников

1. Еремеев С. Г., Тюфяков Н. А., Шахматов А. В. Влияние особенностей профессиональной деятельности на психофизиологическое состояние сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 4(83). С. 383-389. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14003.

2. Folkman S. and Lazarus R. S. Coping and emotion. Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y., 1991. Pp. 207-227.

3. Hobfoll S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress. American Psychologist. 1989. Vol. 44. Pp. 513-524.

4. Hobfoll S. E. Social and psychological resources and adaptation. Review of General psychology. 2002. Vol. 6, № 4. Pp. 307-324.

5. Hobfoll S. E. Conservation of resource caravans and engaged settings. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Vol. 84. Pp. 116-122.

6. Леонтьев Д. А. Развитие личности в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 3. С. 97-106.

7. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.

8. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды : дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2014. 540 с.

9. Lyubomirsky S. The HOW of happiness: A practical approach to getting the life you want. Penguin, 2007. 384 p.

10. Кожевникова Е. Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации : дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 247 с.

11. Мальцева Т. В. Основные направления совершенствования методов оптимизации функциональных состояний в целях активизации психологических ресурсов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. мат-лов IV междунар. конф. М., 2020. С. 239-241.

12. Воищева Н. М., Слабинский В. Ю. Совладающее поведение и профессиональное выгорание: уровневый подход // Медицинская психология в России. 2020. T. 12, № 5(64). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 30.09.2021).

13. Крюкова Т. Л., Гущина Т. В. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения. Кострома, 2015. 236 с.

14. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 100-111.

15. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М., 2008. С. 67-83.

16. Старченкова Е. С. Феномен проактивного совладающего поведения в психологии профессионального здоровья (на англ. яз.) // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 156-183. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 30.09.2021).

17. Лебедев И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 432 с.

18. Schwarzer R., Knoll N. Proactive Coping. The Encyclopedia of Positive Psychology / ed. by S.J. Lopez. Oxford, UK; Malden, MA: Wiley-Blackwell. 2009. Vol. II. Pp. 781-784.

19. Bakker A. B., Demerouti E. The Job Demands-Resources Model: state of art. Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 22, № 3. Pp. 309-328.

20. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с.

21. Плющева О. А., Махнач А. В. Жизнеспособность специалиста помогающей профессии в организационной среде // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 2. С. 124-153. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 30.09.2021).

22. Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Диагностика факторов копинга: апробация опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 1. С. 97-111.

23. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85-121. URL: http://orgpsyjournal. hse.ru (дата обращения: 30.09.2021).

Поступила 28.10.2021; одобрена после рецензирования 20.11.2021; принята в печать 30.11.2021.

References

1. Eremeev S. G., Tyufyakov N. A., Shakhmatov A. V. Influence of features of professional activity on the psychophysiological state of police officers. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No. 4(83). Рp. 383-389. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14003. (In Russ.)

2. Folkman S. and Lazarus R. S. Coping and emotion. Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y., 1991.

3. Hobfoll S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress. American Psychologist. 1989. Vol. 44. Pp. 513-524.

4. Hobfoll S. E. Social and psychological resources and adaptation. Review of General psychology. 2002. Vol. 6, No 4. Pp. 307-324.

5. Hobfoll S. E. Conservation of resource caravans and engaged settings. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Vol. 84. Pp. 116-122.

6. Leontiev D. A. Personality development in difficult conditions. Cultural-Historical Psychology. 2014. Vol. 10, No 3. Рp. 97-106. (In Russ.)

7. Bodrov V. A. Psychological stress: development and overcoming. Moscow, 2006. 528 с. (In Russ.)

8. Khazova S. A. Mental resources of the subject in different age periods. Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Kostroma, 2014. 540 р. (In Russ.)

9. Lyubomirsky S. The HOW of happiness: A practical approach to getting the life you want. Penguin, 2007. 384 p.

10. Kozhevnikova E. Yu. Personal resources for overcoming the situation of socio-economic deprivation. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Krasnodar, 2006. 247 р. (In Russ.)

11. Maltseva T. V. The main directions of improving methods of optimizing functional states in order to activate the psychological resources of law enforcement officers of the Russian Federation. Professional education of law enforcement officers. Pedagogy and Psychology of Service Activity: State and Prospects. Collected articles (materials of the 4th international conference). Moscow, 2020. Pp. 239-241. (In Russ.)

12. Voishcheva N. M., Slabinsky V. Yu. Coping behavior and professional burnout: a level approach. Medical Psychology in Russia: electronic scientific journal. 2020. Vol. 12, No. 5(64). URL: http://mprj.ru (accessed: 30.09.2021). (In Russ.)

13. Kryukova T. L., Gushchina T. V. Culture, stress and coping: socio-cultural contextualization of coping behavior. Kostroma, 2015. 236 p. (in Russ.)

14. Muzdybaev K. Strategies for coping with life difficulties. Journal of Sociology and Social Anthropology. 1998. Vol. 1, No. 2. Pp. 100-111. (In Russ.)

15. Sergienko E. A. Subject regulation of coping behavior. Coping behavior: Current state and prospects. Ed. by Zhuravlev A. L., Kryukova T. L., Sergienko E. A. Moscow, 2008. Pp. 67-83. (In Russ.)

16. Starchenkova E. S. The phenomenon of proactive coping behavior in the psychology of professional health (in English). Organizational psychology. 2020. Vol. 10, No. 4. Pp. 156-183. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (accessed: 30.09.2021). (In Russ.)

17. Lebedev I. B. Psychological mechanisms, strategies and resources of stress overcoming behavior (coping behavior) of extreme profile specialists (on the example of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2002. 432 p. (In Russ.)

18. Schwarzer R., Knoll N. Proactive Coping. The Encyclopedia of Positive Psychology. Ed. by S.J. Lopez. Oxford, UK; Malden, MA: Wiley-Blackwell. 2009. Vol. II. Pp. 781-784.

19. Bakker A. B., Demerouti E. The Job Demands-Resources Model: state of art. Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 22. No. 3. Pp. 309-328.

20. Vodopyanova N. E. Psychodiagnostics of stress. St. Petersburg, 2009. 336 p. (In Russ.)

21. Plyushcheva O. A., Makhnach A. V. Viability of a specialist in a helping profession in an organizational environment. Organizational Psychology. 2021. Vol. 11, No. 2. Pp. 124-153. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (accessed: 30.09.2021). (In Russ.)

22. Bityutskaya E. V. Korneev A. A. Diagnostics of coping factors: testing the questionnaire "Types of orientations in difficult situations". Psychological Journal. 2020. Vol. 41, No. 1. Pp. 97-111. (In Russ.)

23. Ivanova T. Yu., Leontiev D. A., Osin E. N., Rasskazova E. I., Kosheleva N. V. Modern problems of studying personal resources in professional activity. Organizational psychology. 2018. Vol. 8, No. 1. Pp. 85-121. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (accessed: 30.09.2021). (In Russ.)

Submitted: 28.10.2021; approved after reviewing: 20.11.2021; accepted for publication: 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.