Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
610
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шафеев Д. И.

Статья посвящена оценке и анализу стратегий совладания с прокрастинацией в студенческой среде, их распространенности и эффективности, а также определению частоты прокрастинации в тех или иных сферах жизни. Выявлены четыре основные типа студентов, пользующихся стратегиями разной направленности, обозначенными условно как «Волевой контроль», «Планирование»,«Социальный контроль», «Поощрение и наказание». Определено, что планирование является самой продуктивной стратегией: пользующиеся ею респонденты отмечают ее эффективность и обладают наименьшим уровнем выраженности прокрастинации, тогда как молодежь, использующая социальный контроль (т. е. обращающаяся за помощью в регуляции своего поведения к другим людям), прокрастинирует чаще и отмечает низкую эффективность этого метода совладания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PROCRASTINATION IN YOUTH

The article is devoted to the assessment and analysis of established strategies for coping with procrastination in the student environment, their prevalence and effectiveness, as well as determining the frequency of procrastination in certain areas of life. Four main types of students using strategies of different directions, conventionally designated as “Volitional Control”, “Planning”, “Social Control”, “Reward and Punishment”, have been identified. It has been determined that planning is the most productive strategy: the respondents who use it note its effectiveness and have the lowest level of procrastination, while young people who use social control (that is, who seek help in regulating their behavior from other people) procrastinate more often and note low efficiency of this coping method.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2022. № 2. С. 34-40. УДК 159.923

DOI: 10.24147/2410-6364.2022.2.34-40

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Д. И. Шафеев

Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (Омск, Россия)

Статья посвящена оценке и анализу стратегий совладания с прокрастинацией в студенческой среде, их распространенности и эффективности, а также определению частоты прокрастинации в тех или иных сферах жизни. Выявлены четыре основные типа студентов, пользующихся стратегиями разной направленности, обозначенными условно как «Волевой контроль», «Планирование», «Социальный контроль», «Поощрение и наказание». Определено, что планирование является самой продуктивной стратегией: пользующиеся ею респонденты отмечают ее эффективность и обладают наименьшим уровнем выраженности прокрастинации, тогда как молодежь, использующая социальный контроль (т. е. обращающаяся за помощью в регуляции своего поведения к другим людям), прокрастинирует чаще и отмечает низкую эффективность этого метода совладания.

Ключевые слова: прокрастинация; студенты; молодежь; стратегии совладания с прокрастинацией; копинг-поведение.

THE PROBLEM OF PROCRASTINATION IN YOUTH

D. I. Shafeev

Omsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Omsk, Russia)

The article is devoted to the assessment and analysis of established strategies for coping with procrastination in the student environment, their prevalence and effectiveness, as well as determining the frequency of procrastination in certain areas of life. Four main types of students using strategies of different directions, conventionally designated as "Volitional Control", "Planning", "Social Control", "Reward and Punishment", have been identified. It has been determined that planning is the most productive strategy: the respondents who use it note its effectiveness and have the lowest level of procrastination, while young people who use social control (that is, who seek help in regulating their behavior from other people) procrastinate more often and note low efficiency of this coping method.

Keywords: procrastination; students; youth; procrastination coping strategies; coping behavior.

На протяжении нескольких десятилетий в научной среде наблюдается тенденция роста популярности темы прокрастинации - явления откладывания даже самых важных дел на наиболее поздний срок, приводящего к ухудшению как эмоционального состояния человека, так и качества выполняемой им работы [1, с. 18]. Ее исследованием активно занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые, в научных трудах многих из которых прокрастинация рассматривается как проявление защитно-совладающего поведения [2,

© Шафеев Д. И., 2022

с. 146]. Часть исследователей связывают причины ее формирования с перфекционизмом, стремлением сделать работу идеально, соответствуя невысказанным и зачастую мнимым высочайшим требованиям окружающих [3]. Так, понимая невыполнимость поставленных задач, перфекционист осознанно или нет откладывает выполнение работы на неопределенный срок, оперируя тезисом «либо идеально, либо никак» [4, с. 528]. По похожим причинам формируется связь между прокра-стинацией и личностными качествами вроде

темперамента или самооценки, как, например, в ситуации с заниженной самооценкой, когда неуверенность в себе, отсутствие стремления к достижениям, нерешительность и пассивность также неминуемо приводят к хронической прокрастинации [5, с. 49]. Сегодня, когда человек ежедневно встречается с четко ограниченными по времени выполнения обязанностями на работе, учебе, в повседневной жизни, проблема прокрастинации остается актуальной и носит повсеместный характер. Особенно она распространена в учебной среде, оказывая отрицательное влияние на эффективность обучения студентов, их психологическое благополучие [6, с. 60]. В этой связи интересны механизмы, которые используют юноши и девушки, чтобы справиться с этой пагубной привычкой.

Объектом нашего исследования является прокрастинация студенческой молодежи, предметом - стратегии совладания с ней.

Цель - определение стратегий и методов совладания с прокрастинацией, сформированных в студенческой среде, анализ и оценка их эффективности. Данная цель конкретизировалась в ряде задач:

1) определить уровень прокрастинации юношей и девушек в различных сферах жизни;

2) обобщить основные стратегии совла-дания с прокрастинацией у студенческой молодежи;

3) составить типологию стратегий совла-дания с прокрастинацией и оценить их эффективность.

Были применены методы тестирования, анкетирования, фокус-группового интервью. Основной методикой была шкала общей про-крастинации К. Лэя [7], также использовался план вопросов, составленный для проведения фокус-группового исследования, и авторская анкета, с помощью которой выяснялись основные стратегии совладания с прокрастина-цией. Методами математической статистики являлись первичные описательные статистики (среднее арифметическое, процентное соотношение); Н-критерий Крускалла - Уоллеса; и-критерий Манна - Уитни; факторный анализ методом главных компонент с вращением варимакс; иерархический кластерный анализ.

Исследование было организовано в три этапа:

1. На первом этапе оценивалась актуальность проблемы прокрастинации для студен-

ческой молодежи. Для этого в период с 08.12.2021 по 09.12.2021 было проведено тестирование по шкале общей прокрастинации К. Лэя, в котором приняли участие 100 респондентов - учащихся российских вузов в возрасте от 18 до 25 лет, 76 девушек и 24 юноши.

2. На втором этапе методом фокус-группового исследования в период с 21.02.22 по 25.02.22 производился сбор информации о том, в каких сферах жизни студенты прокра-стинируют чаще всего, почему это происходит, какие обстоятельства и черты характера способствуют или препятствуют развитию прокрастинации, какие стратегии молодые люди используют для совладания с ней, насколько они им кажутся эффективными. Для этого из 40 студентов (28 девушек и 12 юношей) 2-го курса Омского государственного мидицинского университета Минздрава России было сформировано четыре фокус-группы по 8-12 человек.

3. На третьем этапе использовалась разработанная нами авторская анкета, основанная на данных, полученных из фокус-группового интервью, в совокупности со шкалой общей прокрастинации К. Лэя. В ней испытуемым предлагалось оценить по шкале от 1 («никогда») до 5 («всегда») частоту, с которой они прокрастинируют в следующих сферах жизни: подготовка к семинарским занятиям, подготовка к экзаменам, зачетам, важным контрольным работам, повседневная работа, важные деловые проекты, бытовые дела, обращение в различные инстанции, лечение и профилактика заболеваний, общение с друзьями и близкими, хобби и увлечения, спорт. Также по шкале от 1 («никогда») до 5 («всегда») молодые люди оценивали, как часто они прибегают к следующим стратегиям совладания с прокрастинацией:

- «Составляю примерный план действий на определенный срок»;

- «Расписываю каждый день по часам;

- «Ставлю себе "дедлайны"»;

- «Беру пример с близкого человека, не склонного к прокрастинации»;

- «Прошу другого человека контролировать меня в выполнении работы»;

- «Стараюсь представить негативный исход моей прокрастинации»;

- «Придумываю для себя вознаграждение, которое получу, когда всё выполню»;

- «Придумываю для себя наказания на тот случай, если не выполню работу»;

- «Думаю о том, что если всё сделаю сразу, то могу подольше отдохнуть потом»;

- «Стараюсь делать работу сразу после ее получения»;

- «Я осознанно откладываю работу до того момента, когда на ее выполнение остается предельное малое количество времени, чтобы максимально сфокусировать свое внимание»;

- «Ограничиваю себя от того, что может меня отвлечь от выполнения работы до тех пор, пока полностью ее не закончу»;

- «Разбиваю большую задачу на маленькие и выполняю ее по частям»;

- «Занимаюсь, постоянно чередуя работу и отдых через небольшие промежутки времени»;

- «Заставляю себя поработать первые несколько минут, чтобы влиться в рабочий процесс, после чего желание бросить начатое пропадает».

После этого испытуемым предлагалось оценить эффективность усилий, которые они прикладывают для борьбы с прокрастинацией. На этом этапе приняли участие 225 студентов российских вузов в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст - 19 лет) в период с 01.03.22 по 10.03.22, 154 девушки и 71 юноша.

Таким образом, в общей сложности в исследовании приняли участие 365 респондентов - учащихся российских вузов, 258 девушек и 107 юношей в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты исследования и их интерпретация. Результаты первого этапа исследования показали, что проблема прокрастинации в студенческой среде до сих пор остается актуальной, несмотря на достаточно широкое ее освещение в литературе и СМИ. Так, по результатам опроса было установлено, что 79 % респондентов имеют выраженную форму про-крастинации, 65 % из них имеют «средний показатель прокрастинации», а 14 % - «высокий» по шкале К. Лэя. Лишь 21 % продемонстрировали низкий уровень выраженности прокра-стинации. Таким образом, мы подтвердили актуальность нашего исследования и продолжили работу над ним.

В ходе третьего этапа, помимо прочего, на большей выборке была уточнена статистика распространенности прокрастинации среди студентов. В частности, установлено, что 85,8 % респондентов имеют выраженную форму прокрастинации, при этом у 43,1 % опрошенных «высокий показатель прокра-стинации», в то время как низкое значение

этого критерия выявлено лишь у 14,2 % студентов. Среднее значение прокрастинации по всей выборке составило 59,23 балла (по шкале от 20 до 100), что соответствует среднему уровню прокрастинации.

Сферы, в которых чаще всего прокрасти-нируют студенты, были проранжированы нами исходя из среднего балла оценки частоты откладывания дел в соответствующей сфере: подготовка к семинарским занятиям (3,47), бытовые дела (3,27), спорт (3,16), обращение в инстанции (2,96), лечение и профилактика (2,92), повседневная работа (2,88), экзамены и зачеты (2,87), важные деловые проекты (2,48), хобби и увлечения (2,48), общение с близкими (2,22). Таким образом, чаще всего прокрасти-нация проявлялась при подготовке к семинарам, что могло отражаться на эффективности учебно-профессиональной деятельности, а также в бытовых делах. Эти явления кажутся нам связанными, поскольку в медицинском университете превалируют предметы, изучение которых строится на запоминании большого объема информации, и потому студенты, испытывая усталость и информационную перегрузку, могут стремиться к откладыванию подготовки, чтобы немного отдохнуть и восполнить ресурс. Поскольку большинство из них живет с родителями, они имеют возможность осуществить отдых за счет дел, которые приносят им радость (потому в области хобби и увлечений, а также общения с близкими прокрастинация не так выражена), отложив при этом бытовые обязанности, которые могут взять на себя их родители. Интересным результатом является распространенность про-крастинации в занятиях спортом (данная сфера была выявлена нами исключительно на основе фокус-группового интервью). Откладывание тренировок «на потом», вероятно, происходит по причине той же высокой загруженности, однако важен тут сам факт того, что занятия спортом студенты выделяют как важную сферу жизни, наделяя ее статусом обязанности. Вероятно, сложившаяся ситуация связана с популяризацией сферы фитнеса, включением ее в ранг «обязательных», усилением моды на здоровый и активный образ жизни.

При этом нам удалось обнаружить статистически значимую зависимость между про-крастинацией в спорте и полом респондента. Так, средняя частота прокрастинации у девушек составила 3,4 балла, что на 16 % больше чем у мужчин - 2,6 балла (и = 3709,5***).

Можно предположить, что для мужчин занятия спортом являются более естественным способом проведения досуга, тогда как девушки могут «заставлять» себя тренироваться ради образа привлекательного тела, транслируемого в СМИ, социальных сетях, однако данное предположение достойно отдельного исследования.

Наиболее популярными стратегиями сов-ладания с прокрастинацией были следующие:

- «Думаю о том, что если всё сделаю сразу, то могу подольше отдохнуть потом» (3,7 из 5 возможных баллов);

- «Заставляю себя поработать первые несколько минут, чтобы влиться в рабочий процесс, после чего желание бросить начатое пропадает» (3,34 балла);

- «Стараюсь представить негативный исход моей прокрастинации» (3,18 балла);

- «Работаю, постоянно чередуя работу и отдых через небольшие промежутки времени» (3,15 балла);

- «Придумываю для себя вознаграждение, которое получу, когда всё выполню» (3,07 балла);

- «Ставлю себе "дедлайны"» (3,06 балла);

Реже всего молодежь пользуется стратегиями строгого планирования (расписывание дел по часам) (1,94 балла) или внешнего контроля своей деятельности со стороны другого человека (1,98 балла). Вероятно, первая стратегия отвергается по причине больших временных затрат на планирование, тогда как редкое использование второй может считаться хорошим знаком, свидетельствующим о жела-

нии взять на себя ответственность и контролировать свою деятельность самостоятельно.

Были выявлены статистически значимые гендерные различия в частоте применения стратегии «Думаю о том, что если всё сделаю сразу, то могу подольше отдохнуть потом». У девушек он составила 3,87 балла, что на 10,6 % больше, чем у мужчин - 3,34 балла (и = 4307,5**). Возможно, данный результат связан с тем, что девушки с детства приучаются к большей степени терпимости к ограничениям, они в среднем более послушны и покладисты в учебной деятельности, но уровень их усталости от ежедневных занятий ничуть не меньше, чем у юношей. И если отложить дело никак не получается, то они находят выход в том, что смещают предполагаемый отдых по временной шкале ближе к будущему, чтобы иметь некоторую долю позитивной мотивации.

Полученные нами данные о стратегиях совладания с прокрастинацией были оценены с точки зрения возможности провести факторизацию на их основе. Мера адекватности Кайзера - Мейера - Олкина составила при этом 0,69, что говорит о пригодности модели для проведения факторного анализа, критерий Бартлетта проявился на уровне значимости р < 0,001. Путем факторного анализа (кумулятивный процент дисперсии 58,2 %) полученные способы совладания с прокрасти-нацией были распределены на четыре группы - стратегии: «Волевой контроль», «Социальный контроль», «Планирование» и «Поощрение и наказание» (см. рис. 1).

Планирование

• Составляю примерный план действий на определенный срок (0,82);

• Расписываю каждый день по часам (0,81);

• Ставлю себе «дедлайны» (0,60)

Социальный контроль

• Беру пример с близкого человека, не склонного к прокрастинации (0,64);

• Прошу другого человека контролировать меня в выполнении работы (0,76);

• Стараюсь представить негативный исход моей прокрастинации (0,64)_

Поощрение и наказание

• Придумываю для себя наказания на тот случай, если не выполню работу (0,67);

• Думаю о том, что если всё сделаю сразу, то могу подольше отдохнуть потом (0,71);

• Придумываю для себя вознаграждение, которое получу, когда всё выполню (0,79)

Волевой контроль

• Стараюсь делать работу сразу после ее получения (0,58);

• Ограничиваю себя от того, что может меня отвлечь (0,71);

• Разбиваю большую задачу на маленькие (0,6);

• Заставляю себя поработать первые несколько минут, чтобы влиться в рабочий процесс (0,68)

Рис. 1. Факторы и факторные нагрузки стратегий совладания с прокрастинацией

Затем с помощью стандартизированных значений факторов, путем применения иерархического кластерного анализа все респонденты были распределены на группы в зависимости от того, какие методы борьбы с про-крастинацией они используют. Таким образом мы получили четыре кластера респондентов соответственно четырем стратегиям сов-ладания с прокрастинацией (см. табл. 1).

Далее мы исследовали эффективность стратегий совладания. Для этого были привлечены данные самооценки эффективности стратегий испытуемыми (этот вариант считаем субъективным), результаты прохождения общей шкалы прокрастинации в каждом типе (что соответствует более объективной оценке уровня прокрастинации) (см. табл. 2).

Таблица 1

Типы испутыемых согласно ведущей стратегии совладания с прокрастинацией

№ кластера Количество человек в кластере Используемые стратегии

«Планирование» «Волевой контроль» «Поощрение и наказание» «Социальный контроль»

1 32 1,31 0,39 0,46 -0,22

2 72 -0,45 -0,24 0,90 0,05

3 61 -0,31 0,77 -0,51 -0,45

4 60 0,16 -0,70 -0,80 0,52

Таблица 2

Оценка эффективности стратегий совладания с прокрастинацией у разных типов испытуемых

Используемая стратегия Объективная оценка уровня прокрастинации, балл из 100 Субъективная оценка эффективности стратегии, балл из 5

«Поощрение и наказание» 58,069 (сред. ур.) 3,023

«Волевой контроль» 57,607 (сред. ур.) 3,328

«Социальный контроль» 66,217 (выс. ур.) 2,733

«Планирование» 51,813 (сред. ур.) 3,78

Был произведен анализ значимости различий в оценке уровня эффективности в зависимости от типа с помощью Н-критерия Кру-скалла - Уоллеса: Н = 31,00*** (объективная оценка уровня прокрастинации), Н = 26,69*** (субъективная оценка эффективности стратегии). Самой эффективной как по субъективному показателю (данные самооценки), так и объективному (шкала общей прокрастинации К. Лэя) является стратегия «Планирование». Однако, если судить по количеству испытуемых, относящихся к соответствующему типу, она является слабо распространенной: лишь 14,2 % респондентов используют ее как основную. Второе место по эффективности занимает стратегия «Волевой контроль», кото-

рую применяют 27,1 % опрошенных. Третье место - стратегия «Поощрение и наказание», она представлена самой многочисленной группой, насчитывающей 32 % студентов. Четвертое, последнее место занимает стратегия «Социальный контроль», которую используют 26,7 % респондентов.

Эти данные также подтверждаются при анализе типов респондентов, использующих те или иные стратегии в различных сферах жизни (см. рис. 2). Так, те, кто использует стратегию «Планирование», прокрастиниру-ют в каждой из представленных областей реже других, в то время как респонденты из группы социального контроля, напротив, прокрастинируют чаще других.

^ 4,50 «ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о 4,00

4

н 3,50 f З,00

И 2,50 л

5 2,00 н

И 1,50

£ 1,00 а

Й 0,50 g 0,00 ¡3?

H = 23,53*

H = 20,41*

H = 10,0*

H = 22,49*

H = 8,48*'

3,93

3,47

3,06 1

3,21

Учеба

3,50

2,47

2,692,66

Экзамены

3,25

2,59

?,832,72

Работа

3,02

2,50

2,03 2,03

2,16

Деловые проекты

3,11

3,25

2,59 2,59

2,70

Обращение в инстанции

□ Планирование

Сфера деятельности

□ Волевой контроль □ Поощрение и наказание В Социальный контроль

Рис. 2. Сферы и уровень прокрастинации студентов с разными типами совладания

Резюмируем вышесказанное:

1. Большинство студентов демонстрирует высокий и средний уровни прокрастинации. Чаще всего прокрастинация проявляется в подготовке к семинарам и бытовых делах, реже - в общении с близкими, хобби. Девушки значимо чаще прокрастинируют в сфере занятий спортом, чем юноши.

2. Основные стратегии совладания с про-крастинацией у студенческой молодежи можно свести к четырем: «Социальный контроль», «Волевой контроль», «Поощрение и наказание», «Планирование».

3. Были обнаружены четыре кластера студенческой молодежи, согласно выбранной ими одной из четырех вышеописанных стратегий. При этом кластер, выбравший стратегию «Планирование», оказался самым малочисленным, тогда как соответствующая стратегия - самой высокоэффективной в борьбе с прокрастинацией. Наиболее склонны к про-крастинации молодые люди, использующие социальный контроль в качестве способа сов-ладания с ней.

Следует отметить, что наши выводы о том, что представители определенных типов прокрастинируют реже, не сводятся к линейной причинно-следственной связи, при которой применение определенной стратегии неизменно влечет за собой устранение прокрастинации. По объективным данным, полученным при оценке прокрастинации, можно заключить, что молодежь, использующая планирование как стратегию совладания, в целом

не склонна к прокрастинации и, возможно, имеет черты характера, которые связаны с частым применением стратегии планирования и умением реализовывать свои планы (такие, как педантичность, ответственность, пунктуальность). Студенты с высоким уровнем прокрастинации, вероятно, прибегают к стратегиям привлечения внешнего «контролера», поскольку сами не способны справиться с задачей по организации своей деятельности и, возможно, еще не сформировали должный уровень самостоятельности. К стратегии волевого контроля прибегают люди, обладающие хорошей саморегуляцией, и, хотя уровень их прокрастинации высок, они отмечают, что эффективно умеют справляться с ним, если это необходимо. Стратегия поощрения и наказания носит промежуточный характер между внешним и внутренним контролем: с ее помощью молодежь, чувствуя недостаточность ресурсов воли, может самостоятельно замотивировать себя (как положительно, так и отрицательно) и успешно справиться с задачей. Данные выводы носят, однако, характер гипотетической интерпретации и нуждаются в дополнительной проверке с привлечением соответствующего психодиагностического комплекса, в чем можно увидеть перспективное направление в изучении темы студенческой прокрастинации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернышева Н. А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы

изучения // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. -2016. - № 1. - С. 17-26.

2. Ивутина Е. П., Шуракова Е. С. Академическая прокрастинация как проявление за-щитно-совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013. -№ 4 (1). - С. 146-151.

3. Ларских М. В., Матюхина Н. Г. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинаци-ей у студентов // Universum: психология и образование. - 2015. - № 7 (17). - С. 5.

4. Дубровина С. В., Домитрак Е. С., Фирос-ва А. В. Взаимосвязь перфекционизма и

Информация о статье Дата поступления 30 апреля 2022 Дата принятия в печать 14 июня 2022

Сведения об авторе

Шафеев Даниил Игоревич - студент 2-го курса лечебного факультета Омского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Шафеев Д. И. Стратегии совладания с про-крастинацией у студенческой молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2022. - № 2. - С. 34-40. - DOI: 10.24147/2410-6364.2022.2.34-40.

прокрастинации у студентов медицинского вуза // Инновационные технологии в фармации. - 2019. - № 6. - С. 522-529.

5. Валлиулина Е. В. Влияние самооценки на уровень прокрастинации // ДИСКУРС. -2018. - № 6 (20). - С. 45-50.

6. Микляева А. В., Реброва Д. С., Савин-ская А. С. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - № 19 - С. 59-66.

7. Шкала общей прокрастинации. - URL: http://www.yorku.ca/rokada/psyctest/prcrast s.pdf (дата обращения: 06.12.2021).

Article info

Received April 30, 2022 Accepted June 14, 2022

About the author

Shafeev Daniil Igorevich - 2nd year student of the Medical Faculty, Omsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Shafeev D.I. The Problem of Procrastination in Youth. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2022, no. 2, pp. 34-40. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.2.34-40. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.