Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ'

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / экономика / муниципальные образования / социология.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапов А.В.

Данная работа направлена на анализ Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований России на примере Красноярского края, Томской области и Забаровского края. Показаны сходства и различия как регионов, их экномических показателей, так и направления развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ»

УДК 332. 14

Цапов А.В. студент

Научный руководитель: Шведов В. В., к.и.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления Уральский государственный экономический университет

Российская Федерация, г.Екатеринбург

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ

Аннотация. Данная работа направлена на анализ Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований России на примере Красноярского края, Томской области и Забаровского края. Показаны сходства и различия как регионов, их экномических показателей, так и направления развития.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономика, муниципальные образования, социология.

Tsapov A. V. student

Scientific supervisor: Shvedov V. V., Ph.D.

associate professor Department of State and Municipal Administration

Ural State Economic University Russian Federation, Ekaterinburg

STRATEGIES FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL ENTITIES IN RUSSIA

Annotation. This work is aimed at analyzing the Strategies of socioeconomic development of Russian municipalities on the example of the Krasnoyarsk Territory, the Tomsk Region and the Zabarovsky Territory. The similarities and differences of both regions, their economic indicators, and the direction of development are shown.

Keywords: socio-economic development, economy, municipalities, sociology.

Введение

В данной работе рассматриваются основные аспекты стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в России, сравнивается их направленность. Стратегии социально -

экономического развития российских муниципалитетов разнообразны и зависят от размера муниципалитета, географического положения и экономического потенциала. В целом эти стратегии направлены на улучшение качества жизни населения, стимулирование экономического роста и обеспечение социальной справедливости.

В работе рассматриваются стратегии развития Красноярского края, Тюменской области, Хабаровского края. Основный целью исследования было выявление ключевых стратегий развития регионов, конкурентоспособность регионов, сильные и слабые стороны. Посредством анализа и обобщения данные цели были достигнуты. В работе использовались официальные источники данных - данные с сайта Министерства экономики и регионального развития Красноярского края, официальный интернет-портал Администрации Томской области, сайт Министерства экоономического развития Хабаровского края, публикации в рецензируемых источниках, законодательные акты.

Основная часть

Методы исследования

Исследование началось с выявления соответствующей литературы и вторичных источников по теме. Для данной работы были использованы теоретические методы исследоания - отобраны источники с описанием и анализом стратегий развития муниципальных образований. Методы теоретического исследования опубликованных стратегий регионального развития Красноярского, Тюменского и Хабаровского краев включают в себя разнообразные подходы и приемы. Эти методы используются для анализа текущей ситуации в регионах, выявления возможных путей развития и определения долгосрочных стратегических целей.

Найденные источники были критически оценены, некоторые не были отобраны для дальнейшего анализа. Актуальность и качество источников определялось по таким факторам, как репутация автора, импакт-фактор журнала, методология, объем и своевременность исследования. после выбора подходящих источников систематически были извлечены соответствующие данные и информация. Полученные данные и информация были проанализированы и интерпретированы для выявления закономерностей, тенденций и корреляций.

Одним из важнейших методов является анализ конкурентоспособности регионов. Здесь выявляются и оцениваются сильные и слабые стороны регионов, чтобы определить их место по сравнению с другими регионами. Для этого анализируются различные показатели, такие как экономические показатели, инфраструктура, образование и инновации.

Результаты анализа были обобщены и интерпретированы, чтобы найти ответы на вопросы исследования и достичь его целей.

Результаты

Как мы видим из анализа действующего законодательного акта -Федерального закона от 28. 06. 2014 N 172-ФЗ (ред. от 17. 02. 2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьи 32 «Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации», сама стратегия определяется на период, не превышающий долгосрочный прогноз социально -экономического развития субъекта. Целью стратегии является определение приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта в соответствии с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации в целом [1].

Стратегия разрабатывается с учетом законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Она включает оценку достигнутых к настоящему времени целей социально-экономического развития, приоритетов, задач, целей и направлений социально-экономической политики, показателей достижения целей, ожидаемых результатов реализации, финансовых ресурсов, государственных программ и иных положений в соответствии с законами субъекта.

Стратегия социально-экономического развития служит основой для разработки государственных программ, территориальных планов и планов мероприятий по реализации стратегии. Разработка и корректировка стратегии осуществляется при поддержке федерального органа исполнительной власти и утверждается законодательным или высшим исполнительным органом субъекта в соответствии с законом субъекта. Конкретный порядок разработки и корректировки стратегии определяется законами или нормативными правовыми актами субъекта. Координация и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Также отмечается, что в отдельных случаях могут разрабатываться отдельные стратегии для отдельных частей территории субъекта, если того требуют социально-экономические условия [1].

В статье [2] рассматривается стратегическое планирование муниципалитетов в Российской Федерации. Авторы подчеркивают, что ценность стратегического планирования заключается не в постановке красивых и важных целей, а в его целесообразности, выполнимости и эффективности. Стратегическое планирование должно основываться на процессах обратной связи, чтобы оценивать изменения в меняющихся обстоятельствах и быстро реагировать на них. Автор работы [2] также отмечает, что стратегическое планирование направлено на повышение эффективности деятельности муниципалитетов и основано на грамотном

применении инструментов государственного, регионального и муниципального управления. Стратегический план - это реалистичное представление направлений изменений объекта планирования (страны или государства), включая доходы и расходы, методы и сроки их реализации. Стратегическое планирование является неотъемлемой частью стратегического государственного управления и формирует основу для реализации стратегических планов [2].

Согласно другому исследованию [3], концепция стратегического развития, подразумевает необходимость содействия качественным изменениям в социально-экономическом развитии регионов в условиях современной экономики Российской Федерации. Проведение экономических реформ привело к усилению дифференциации социально-экономической ситуации в регионах, что привело к ухудшению развития некоторых регионов. Это, в свою очередь, привело к усилению социальных различий между богатыми и бедными регионами и способствовало развитию процессов сегментации рыночных территорий и развитию отдельных регионов [3]. В этой же работе [3] термин стратегии социально-экономического развития в России сводится к определению подробного, всеобъемлющего и комплексного плана, который обеспечивает достижение поставленных целей муниципалитетов. Также подчеркивается, что стратегическая деятельность может осуществляться в населенных пунктах, где органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципалитета рассматривается как долгосрочное планирование, направленное на достижение целей муниципального управления и социально-экономического развития на длительный период.

Балансовая система стратегического планирования увязывает финансовые ресурсы объекта планирования с потребностями развития на основе анализа тенденций социально-экономического развития. Она определяет пропорции распределения ресурсов между объектом и его развитием и реализует принципы сбалансированности и пропорциональности в стратегическом планировании [2].

Процесс реализации таких стратегий хорошо отображены в плане Красноярского края.

Рисунок 1

Как мы можем заключить, в документах Стратегий социально -экономического развития обязательно присутствут характеристика рассматриваемого региона:

В состав Хабаровского края входят 232 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 17 городских районов, 22 городских поселения и 191 сельское поселение. Крупнейшие города края - Хабаровск и Комсомольск на Амуре. Хабаровский край расположен в умеренном поясе северного полушария и протянулся на 1 780 км с юга на север и на 125 -750 км с запада на восток. [4]

Красноярский край - важный и развивающийся регион России. Его площадь составляет более 2,3 миллиона квадратных километров, это второй по величине регион в стране. На начало 2017 года численность населения края составляла около 2 875 300 человек, что ставит его на 14-е место среди субъектов Российской Федерации по численности населения [6 ].

Хабаровский край известен своими богатыми лесными ресурсами и является одним из крупнейших лесных районов страны. Он входит в число наиболее лесистых регионов Российской Федерации, на его долю приходится 6,6 % запасов древесины в стране и 25,1 % запасов древесины в Дальневосточном федеральном округе. В регионе произрастает более 300 видов деревьев и кустарников, основными лесообразующими породами являются даурская лиственница и аянская ель. В регионе также произрастают такие ценные породы, как бархат амурский, тис, орех маньчжурский, лимонник китайский и актинидия.

Для сравнения, Красноярский край является экономически сильным регионом с высоким уровнем промышленного производства. Валовой региональный продукт (ВРП) края выше среднего по регионам России, а по показателю ВРП на душу населения на 61,1 % превышает аналогичный показатель других субъектов федерации Сибирского федерального округа.

Значительный вклад в ВРП вносит промышленный комплекс региона, на долю которого приходится около 60 %. Промышленное производство в регионе стабильно растет и увеличилось в 2,7 раза, опережая рост по России в целом. Регион также активно участвует во внешней торговле: в 2016 году объем экспорта составил 4,9 млрд долларов США, а импорта - 1,2 млрд долларов США.

Томская область, в свою очередь, является важным нефтегазовым регионом России. На долю топливно -энергетического комплекса приходится более 30 % валового национального продукта и более 40 % инвестиций. Регион стремится уйти от зависимости от нефтегазового сектора и развивает альтернативную топливно-энергетическую отрасль. Регион также добился успеха в развитии обрабатывающей промышленности и производств с высокой добавленной стоимостью. Здесь расположен один из лучших университетов России и создана сложная экосистема для развития малого инновационного бизнеса [5].

В регультате анализа стратегий развития каждого муниципального образования было выявлено, что Красноярский край, Томская область и Хабаровский край имеют некоторые различия и сходства с точки зрения стратегического развития. Основные сходства стратегий рассматриваемых муниципальных образований можено выделить, как следующие:

- Все три региона уделяют особое внимание развитию инновационных технологий и продвижению инновационного сектора в своих отраслях экономики.

- Все они приняли меры по созданию инфраструктуры для поддержки и продвижения инноваций, а также по развитию сотрудничества между компаниями, университетами и исследовательскими институтами.

- Все три региона уделяют особое внимание созданию кластеров для улучшения сотрудничества и координации между компаниями и учреждениями в конкретных секторах.

- Все они предприняли инициативы по увеличению экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции и росту числа компаний -экспортеров.

Отличия:

- Красноярский край уделяет приоритетное внимание укреплению и развитию человеческого капитала, и созданию комфортной среды обитания для населения. Это соответствует стремлению повысить уровень материального благосостояния жителей.

- В Томской области внедрена концепция территориального инновационного центра "ИНО Томск", который играет центральную роль в реализации инновационной стратегии и создает связь между региональными и федеральными приоритетами.

- В Хабаровском крае особое внимание уделяется повышению уровня смертности, увеличению рождаемости и сокращению эмиграции для

улучшения структуры населения. Здесь также создан альянс венчурных капиталистов для подготовки инновационных проектов с целью привлечения инвестиций.

В целом все три региона стремятся поставить свою экономику на путь интенсивного развития с упором на инновационные технологии и высококачественные ресурсы. Они работают над созданием инфраструктуры для поддержки инноваций и развивают сотрудничество между компаниями, университетами и исследовательскими институтами. Однако у каждого из них свои приоритеты и задачи с учетом конкретных условий и целей развития. Заключение

Подводя итог, можно сказать, что все три региона имеют свои сильные стороны и цели развития. Красноярский край характеризуется высокими экономическими показателями, большим объемом инвестиций, низким уровнем безработицы и передовыми исследованиями, и разработками. Томская область улучшила свои позиции по валовому внутреннему продукту и сосредоточилась на диверсификации своей экономики. Хабаровский край обладает богатыми лесными ресурсами и способен удовлетворить самый большой спрос на древесное сырье, хотя оптимальное управление лесами затруднено из-за их возрастной структуры.

Следует отметить, что во всех рассматриваемых регионах демографическая ситуация практические критическая и требуется улучшения, на что и направлены меры социально-экономических стратерий развития муниципальных образований.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 28. 06. 2014 N 172-ФЗ (ред. от 17. 02. 2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

2. А. В. Меркулов Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования: управленческий аспект // ЕГИ. 2020. №2 (28). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnogo-obrazovaniya-upravlencheskiy-aspekt (дата обращения: 23. 01. 2024)

3. Суранова, Е. А. and Борисова, О. В., 2020. Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований. Вестник ГГУ, (3), pp. 66-78.

4. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, Утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. № 215-пр

5. Стратегия социально-экономического развития Томской области на период до 2030 года Приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 01. 07. 2021 № 2988

6. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, Приложение к Постановлению Правительства Красноярского края от 30. 10. 2018 №647-п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.