Научная статья на тему 'Стратегии российских домохозяйств по улучшению жилищных условий'

Стратегии российских домохозяйств по улучшению жилищных условий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ / ДОМОХОЗЯЙСТВО / ТИПЫ ПОСЕЛЕНИЙ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМЕЙ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / HOUSING CONDITIONS / HOUSEHOLD / SETTLEMENT TYPES / DEMOGRAPHIC TYPES OF FAMILIES / HOUSING CONSTRUCTION / SOURCES OF FUNDING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гузанова Алла Константиновна

По данным обследования Росстата 2011 г. «Комплексное наблюдение условий жизни населения» проведен анализ жилищных условий, планов и намерений российских домохозяйств. Выявлены территориальные различия в обеспеченности домохозяйств жильем и острота жилищной проблемы в семьях разного демографического типа. Наиболее сложная ситуация с доступностью жилья в мегаполисах. Активность и заинтересованность в строительстве нового жилья в большей степени проявляют семьи с детьми, где жилищные проблемы являются наиболее острыми. Рассмотрены способы улучшения жилищных условий домохозяйствами и финансовые источники на эти цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of Russian households for improvement of their housing conditions

On the data from the 2011 Rosstat survey “ Integrated monitoring of living conditions” was conducted analysis of the housing conditions, plans and intentions of the Russian households. There were identified territorial differences in the housing provision and acuteness of the housing problem in families of different types. The most complicated situation with affordability of housing is in megalopolises. Active and interested in construction of new housing are mainly families with children, where the housing problems are the most acute. The author considers the ways to improvement of the housing conditions of households and the sources of funding.

Текст научной работы на тему «Стратегии российских домохозяйств по улучшению жилищных условий»

Уровень и качество жизни

Азербайджан является членом международных финансовых и банковских структур. Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк контролируют социальные нормативы и параметры финансово-кредитной системы. Как член этих организаций, Республика принимает ряд законов и нормативных актов для регулирования уровня бедности и повышения уровня доходов малообеспеченных групп населения. Программа устойчивого развития Республики, увеличение прожиточного минимума и адресная социальная помощь направлены

на снижение масштабов бедности.

С ростом экономики и повышением доходов государства совершенствуется система социальной защиты населения. За счет нефтяного дохода в Республике образован резервный фонд, который на нынешнем этапе развития составляет около 50 млрд долл. Эти средства, как и нефтяной доход, приносят дивиденды и используются для инвестиций в государственные кредитные проекты, обеспечения первоочередных нужд беженцев и малообеспеченных групп населения.

А. К Гузанова

Стратегии российским ЗомомозяистВ по улучшению жилищных условий

Проблема улучшения жилищных условий актуальна для многих российских семей. Практический уход государства от решения социальных вопросов в жилищной сфере привел к тому, что жилищный рынок стал работать преимущественно ориентируясь на строительство жилья для самых богатых. Значительная часть российских семей вынуждена проживать в тесном, неблагоустроенном, а порой и ветхом жилье, что привело к заметной дифференциации жилищных условий. Так, по данным Росстата, при средней обеспеченности жильем 22,8 кв. м на человека [1. С. 11] в домохозяйствах с самыми низкими

располагаемыми ресурсами (первый дециль) она составляла 14,9 кв. м, а с самыми высокими (десятый де-циль) - 29,6 кв. м [2. С. 11].

Вместе с тем заметно возросли потребности населения в благоустроенном и просторном жилье. В семейной жизни это зачастую приводило к ориентации на одного ребенка. Не последнюю роль в изменении репродуктивного поведения и ограничении рождаемости играл именно нерешенный жилищный вопрос. Так, рождение второго ребенка (не говоря уже о третьем и последующих) резко ухудшало жилищные условия семей, делало их далекими не

только от современных стандартов, но и социальных норм.

Рыночные механизмы не справляются с клубком наболевших и острых жилищных проблем. При выработке новых направлений социально ориентированной жилищной политики могут использоваться разные подходы — с учетом целесообразности, прошлого отечественного и зарубежного опыта, минимальных социальных стандартов, материальной поддержки бедного населения и пр. В этой связи представляется весьма важным изучение практического опыта россиян, которые, несмотря на сложное материальное положение, тем или иным способом решали свои жилищные вопросы. Источником информации служили данные обследования домо-хозяйств «Комплексное наблюдение условий жизни населения», проведенного Росстатом в ноябре 2011 г. [3].

Согласно данным этого обследования, обеспеченность населения жилплощадью составляет в среднем 17,2 кв. м на члена семьи (в городах — 16,2 кв. м и в сельской местности — 20,4 кв. м). Чем крупнее город, тем

более тесно становится в нем жить. Особенно критичным является положение в городах-миллионниках, где средняя обеспеченность жилплощадью опустилась до 13,6 кв. м. Анализ показывает, что в Москве это прежде всего вызвано значительным ростом численности населения за счет притока мигрантов.

Остаются существенными, и даже увеличились различия в жилищной обеспеченности по демографическим типам домохозяйств. Значительная часть российских домохозяйств — это сложные семьи, доля которых и в последние годы увеличилась, что связано в определенной степени с трудностями в приобретении дополнительного жилья. Семьи с детьми проживают в 2 раза более тесно по сравнению с домохозяйствами без детей, особенно тяжелым является положение многодетных (табл. 1). Относительно низкая обеспеченность жильем у неполных и молодых семей.

Субъективная оценка показала, что испытывают стесненность в проживании 28% обследованных домохозяйств (в том числе 19% — на селе и 39% —

Таблица 1

Жилищные условия и стратегии домохозяйств разного состава

Состав домохозяйств Жилая площадь, кв. м на человека Испытывают стесненность в проживании, % Намерены улучшить жилищные условия, % Строят квартиру или дом, % Строят дачу, %

Все домохозяйства 17,2 28,2 11,4 1,6 0,5

Одинокие граждане 34,3 7,9 5,2 0,5 0,0

Семьи без детей 21,8 17,9 7,3 0,9 0,5

Семьи с детьми 12,3 49,8 20,1 2,9 0,7

Семьи с 3 и более детьми 9,4 72,0 36,5 5,6 2,2

Неполные семьи 13,6 47,7 12,0 0,4 0,4

Молодые семьи нуклеарные 12,4 39,1 31,2 1,2 0,5

Молодые семьи, живущие 12,4 66,1 29,4 4,3 4,2

с родственниками

Уровень и качество жизни

в городах с населением более 1 млн человек). Четко просматривается связь с составом домохозяйств: среди одиноких граждан на тесноту указали всего 8%, среди семей без детей — 18%, а в семьях с детьми число неудовлетворенных площадью жилья доходит до половины (49,8%, в том числе до 72% среди многодетных домохозяйств). Молодые семьи также часто отмечают большую стесненность в проживании. При этом при одинаково низкой жилищной обеспеченности молодых семей, проживающих отдельно и совместно с родственниками, недовольных гораздо больше среди последних (66% против 39%).

Несмотря на тесное и неблагоустроенное жилье, всего 11,4% до-мохозяйств высказали намерения в улучшении жилищных условий. По сравнению с тем, что было 2—3 года назад, наметились некоторые сдвиги в лучшую сторону: в 2009 г., по данным бюджетного обследования Росстата, таковых было 8,6%, в 2010 г. — 10,2% [2. С. 98]. Положительные тенденции характерны для крупных городов и села, а отрицательные — для мегаполисов (там эта доля снизилась с 12% до 9%). В середине 1990-х годов доля городских домохозяйств с намерениями по улучшению своих жилищных условий была значительно больше — 20—25% [4. С. 127—133].

По разным оценкам, число тех, кто недоволен своим жильем и имеет потребность в его улучшении, составляет порядка 40—60% домохозяйств. Чем острее жилищная проблема, тем больше доля домохозяйств, собирающихся улучшить свои условия проживания: в семьях с детьми таких 20% (в том числе среди многодетных — 37%), среди молодых семей — 30% (табл. 1). Способы, какими семьи планируют

улучшить жилищные условия, различны: довольно большая группа (18%) надеется получить жилье «по очереди» или в связи со сносом дома. 1/3 домохозяйств (32%) предполагают купить или построить новое жилье, и немногим более 40% опрошенных собираются решить эту проблему «по-другому». Каждое 10-е домохозяйство уже ведет жилищное строительство (в том числе участвует в долевом строительстве).

Планы жителей села по большей части (в 60% случаев) связаны с расширением уже имеющегося жилья. В средних и крупных городах больше (45%) тех, кто предполагает купить или построить жилье. В мегаполисах, где более активно ведется строительство, в том числе и жилищное, положение меняется — 37% респондентов рассчитывают на «очередь» или снос дома и только 30% — купить или построить дом.

Что касается средств для решения жилищной проблемы, то семьи рассчитывают и на продажу собственного жилья (37%), и на ипотечный кредит (31%), и на собственные средства (41%). Довольно многие (20%) возлагают свои надежды на материнский капитал (на селе это отметили 29% респондентов). Его собираются использовать 1/3 семей с детьми (в том числе половина многодетных домохо-зяйств). Молодые семьи (72%) думают взять ипотечный кредит.

На момент обследования занимались строительством всего 2,1% опрошенных домохозяйств, из них строили квартиры или индивидуальные дома — 1,6%, дачи — 0,5%. Среди них самую большую активность проявляли семьи с детьми и молодые семьи, проживающие с родственниками. Однако их доля составляет всего около 5% в каждой демографической группе.

Что касается финансирования строительства, то 26% домохозяйств использовали кредиты (высказывали такое намерение 37%). В реальной жизни реже использовался и материнский капитал (4% против 20% заявленных намерений). Большая часть респондентов (59%) назвали другие источники для приобретения жилья.

Согласно данным обследования, общая площадь нового жилья составляла в среднем 57 кв. м (61 кв. м — в городе и 46,3 кв. м — на селе). Это немного выше среднего размера квартир по России — 53 кв. м [5. С. 62]. В целом же жилища, построенные в последние годы населением за счет собственных и заемных средств, по данным Росста-та, были гораздо большего размера — 133-139 кв. м [6. С. 312].

Представленная картина наглядно отражает роль финансовых ограничений при решении жилищной проблемы и показывает разницу между тем, что строят обычные семьи и те, на запросы которых сегодня работает жилищный рынок.

Намерения семей в улучшении жилищных условий остаются весьма скромными и далеки от мировых стандартов (40 кв. м на человека). Домохозяйства, для которых жилищные проблемы стояли наиболее остро, — это семьи с детьми, многодетные, неполные, и молодые и сложные. Все они, за исключением неполных семей, выделялись повышенной заинтересованностью и активностью в строительстве своего жилья, в первую очередь — индивидуальных домов для семейного проживания.

1. Россия 2012: Стат. справочник. Росстат, 2012.

2. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011.

3. Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012.

А. К. Перспективы решения жилищной проблемы в оценках российских семей // Проблемы прогнозирования. 1998. № 2.

5. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011.

6. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011.М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012.

Литература — М.: 4. Гузанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.