Научная статья на тему 'Стратегии речевого воздействия «нечистой силы» на человека в американских художественных фильмах'

Стратегии речевого воздействия «нечистой силы» на человека в американских художественных фильмах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое воздействие / коммуникативная стратегия / «нечистая сила» / дьявол / невербальное средство / коммуникация / провокация / speech influence / speech strategy / evil spirits / devil / non-verbal means / communication / provocation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пархоменко Ольга Андреевна

Данная работа посвящена изучению психологических уловок и коммуникативных стратегий, используемых «нечистой силой», а именно дьяволом, чей персонаж массово представляется в современной киноиндустрии. В кино дьявол приходит в этот мир с целью воздействия на людей и достижения своих злых намерений. Исследование обозначенной проблемы на таком материале, с одной стороны, может помочь зафиксировать способы коммуникации, приводящие говорящего к получению желаемого результата, а с другой стороны, обеспечит поиск способов, с помощью которых можно будет оказывать сопротивление таким манипуляциям, в том случае, если их влияние негативно отражается на жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пархоменко Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evil Spirits’ Speech Strategies for Infl uencing People in American Movies

In modern society there is a strong sense of curiosity among human beings towards the supernatural world; and it is proved by modern cinema industry, continuously shooting fi lms about demons, witches, and other evil spirits. Practically always they appear in movies in human fl esh and come to this world to infl uence people achieving their deceitful and evil intentions. American pictures off er us rich material to study ways of infl uencing people and getting the desirable goals from them. This article represents a research into a series of psychological tricks and techniques used by evil spirits in movies. Skill and mastery of such techniques may turn out to be quite useful in life as in objective reality we can be aff ected by the infl uence of human beings possessing evil spirits’ qualities and our task on this occasion would be to become able to protect ourselves.

Текст научной работы на тему «Стратегии речевого воздействия «нечистой силы» на человека в американских художественных фильмах»

Научная статья УДК 808.5

DOI 10.18522/2072-0181-2024-117-134-139

СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «НЕЧИСТОЙ СИЛЫ» НА ЧЕЛОВЕКА В АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ФИЛЬМАХ

О.А. Пархоменко

EVIL SPIRITS' SPEECH STRATEGIES FOR INFLUENCING PEOPLE IN AMERICAN MOVIES

O.A. Parkhomenko

Вопрос о сущности речевого воздействия трудно отнести к числу мало разработанных, и отсчет следует, вероятно, вести еще с античных времен и концепции риторики Аристотеля. Однако традиция изучения речевого воздействия, имеющая многовековую историю, претерпела значительные изменения в конце XX и в XXI в., когда классический подход был значительно расширен за счет идей, почерпнутых из других наук: социологии, политологии, кибернетики, психологии, риторики и др. Дж. Остин, В. Врум, И.А. Стернин, В.П. Шейнов, ОС. Иссерс, В.Е. Чернявская и многие другие ученые изучали суть феномена речевого воздействия под различным углом зрения через призму разных наук [1-6], и такой подход, на наш взгляд, является на современном этапе развития общества единственно верным.

В современном российском обществе знание о речевом воздействии продолжает быть остро необходимым для совершенствования навыков межличностного и делового общения и повышения эффективности языковой коммуникации. Актуальность данной работы как раз и обусловлена необходимостью дальнейшего исследования сложного и многоликого феномена речевого воздействия, важностью изучения и выявления речевых стратегий людей, приводящих к реализации задуманного. Многими психологами, среди которых Дж. Остин, В. Врум, В.П. Шейнов, уже давно доказано, что в процес-

Пархоменко Ольга Андреевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, e-mail: rolga2007@inbox.ru, т. 89885853244.

се общения каждый человек преследует определенную цель, которая направляет его в течение всего хода коммуникации [1; 2; 4]. Мы вслед за этими выдающимися исследователями также полагаем, что человек - существо корыстное и становится инициатором общения в основном с целью извлечения собственной выгоды, которая может быть достигнута только посредством манипуляции собеседником.

За последние несколько десятилетий в мире возник массовый интерес к изучению потусторонней реальности. Начали появляться статьи, книги, фильмы, посвященные описанию «нечистой силы» и ее опасного влияния на человека [7; 8]. Исследованию сверхъестественных явлений посвятили свои труды ученые многих областей науки: физики, астрологии, парапсихологии и др. Многие люди хотят понять, что на самом деле происходит в мире паранормальных явлений, и как они связаны с реальностью. Очевидно, что изучение паранормального находится вне компетенции науки лингвистики, однако определенные представления и знания человека о сверхъестественном находят свое отражение в кино и литературе, которые и предлагают лингвисту богатый материал для исследования. В работе впервые была предпринята попытка осуществить анализ стратегий речевого воздействия «нечистой силы» на человека на материале американского художественного кино, где субъектом нечистой силы выступал дьявол.

Olga Parkhomenko - Southern Federal University, 93, Universitetskiy lane, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: rolga2007@inbox.ru, t. +79885853244.

Цель данного исследования заключается в выявлении коммуникативных стратегий и тактик, используемых дьяволом в художественном кино, и анализе их как средств, с помощью которых можно добиться желаемого. Достижение этой цели подразумевает решение следующих задач: определить понятие речевого воздействия в лингвистике и указать его основные типы; вывести определение «нечистой силы» и ее основного субъекта - дьявола; установить коммуникативные стратегии речевого воздействия дьявола на человека и дать их психолингвистическую интерпретацию.

Примеры были отобраны методом сплошной выборки из субтитров художественных фильмов «Адвокат дьявола» ("Devil's Advocate", 1997) и «Паганини: скрипач дьявола» ("Paganini: the Devil's Violinist", 2013). В работе также использовались описательный метод, включающий в себя приемы наблюдения, интерпретации, систематизации, обобщения; метод классификации; метод коммуникативно-прагматического анализа дискурса, метод контекстуального анализа.

Из проанализированных нами источников фактического материала становится понятным, что субъекты «нечистой силы», скрывая свой истинный облик, оказывают воздействие на людей для достижения собственных целей [7-9]. Зачастую они маскируются под обычных людей и с помощью определенных средств манипуляции оказывают психологическое давление на объект своего влияния. Разумеется, подобное воздействие «нечистой силы» не является научно доказанным фактом, однако очевидным является то, что обычные люди с не самыми благородными помыслами могут оказывать такое же влияние на других людей с целью достижения своих корыстных целей. В большинстве случаев черты поведения «нечистой силы» и злонамеренного человека будут идентичными. Поэтому в данном случае можно сделать вывод о практической ценности исследования, вытекающей из положения о том, что в современном мире человек должен уметь выявлять различного рода психологические воздействия, оказываемые на него как «нечистой силой», так и обычными людьми, а главное - уметь защитить себя от подобного влияния.

Речевое воздействие определяется в лингвистике как «воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение человека/людей, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами - с помощью сообщений на естественном языке»

[10, с. 105]. Различаются вербальный и невербальный способы речевого воздействия. «При вербальном воздействии важно, в какой речевой форме выражена мысль, в каких словах, в какой последовательности представлены те или иные факты, а также само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, использование определенных приемов и т. д. Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи средств, которые сопровождают речь, то есть интонация, жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.» [3, с. 24].

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения; таким образом реализуются коммуникативные стратегии этого воздействия. «Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели» [5, с. 162].

«Нечистая сила - собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, демонов, водяных, оборотней, нежити и т. д. Общим для них всех является принадлежность к "нечистому", "отрицательному", потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям» [11]. Существует множество легенд по поводу возникновения «нечистой силы». В христианской религии все проявления нечисти списывают «на падших ангелов, которые в свое время примкнули к взбунтовавшемуся против Господа ангелу Деннице (Дьяволу)» [12].

«Дьявол - религиозно-мифологический персонаж, верховный дух зла, властелин Ада, подстрекатель людей к совершению греха. Ему приписывается ненависть к человечеству и вообще созданиям божьим, противостояние Богу, распространение лжи и хаоса в людских душах» [11]. Он «ненавидит праведность и добродетели, стремится всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет его рабом. Питается дьявол энергиями человека, когда он предаётся грешным занятиям, например, энергиями гнева, сладострастия, ненависти, гордыни, жадности, зависти, корысти» [13; 14].

Для того, чтобы выявить коммуникативные стратегии речевого воздействия «нечистой силы» на человека, мы исследовали особенности речевого поведения дьявола:

1) в лице Джона Милтона, под влияние которого попали молодой подающий большие надежды адвокат Кевин и его жена Мэри Энн [Devil's Advocate];

2) в лице Урбани, под влияние которого попал молодой талантливый амбициозный музыкант Паганини [Paganini: the Devil's Violinist].

В ходе настоящего исследования нам удалось выявить следующие коммуникативные стратегии речевого воздействия на человека, используемые дьяволом в корыстных целях.

1. «Провокация». Данная стратегия помогает дьяволу выявить слабости «объекта» для того, чтобы потом выгодно использовать их в своих целях.

How is that like? One day you put them away, the next day you set them free... Takes a little getting used to. Pays better thou, doesn't it? - Yes, yes, it does. - You think your guy was guilty? -1 didn't say that... I began the case with clear conscience [Devil's Advocate: 22:38]. В данной ситуации Мил-тон провоцирует Кевина на признание в том, что за большие гонорары он способен защищать виновных. С помощью этой стратегии Милтон узнает, что Кевин отлично умеет подавлять в себе и тщательно скрывать муки совести в обмен на большие деньги, а значит, он готов пойти и на совершение более неправильных поступков ради славы и наживы, а именно это качество в Кевине Милтону больше всех и пригодится.

2. «Я, я и еще раз я!» Для того чтобы манипулировать своим собеседником, нужно сначала завоевать его уважение, показать, что Вы именно тот человек, которого он должен слушать и на кого должен равняться. Данная стратегия заключается в перечислении говорящим своих достижений, которые должны произвести впечатление на собеседника и дать ему почувствовать превосходство своего оппонента. Только в этом случае говорящий сможет незаметно заставить собеседника играть по своим правилам.

Eddie's got himself in trouble again. And he wants me to save him, only this time I can't. I warned him, Kevin. I warned him every step of the way [Devil's Advocate: 1:30:13]. Милтон рассказывает Кевину, сколько раз он предупреждал Эдди Бар-зуна, сколько раз он вытаскивал его из передряг, однако он все равно остался верен себе, за что и должен поплатиться. Милтон выставляет себя в образе наставника, патрона, который много раз спасал человека своими советами и поступками, тем самым значительно возвеличивая себя в глазах Кевина. Данной ситуацией он хочет показать Кевину, к чему приводит нежелание людей при-

слушиваться к нему и подчиняться его воле, чтобы у Кевина не было даже мыслей о том, чтобы действовать и принимать какие-либо решения самостоятельно, без его ведома.

3. «Владеешь информацией - владеешь миром!» Суть данной стратегии заключается в том, что чем большей информацией о своем собеседнике владеет говорящий, тем больше преимуществ он имеет перед ним, так как может применить известные ему факты для достижения своих целей.

She will be back. With the bill. - It's not what you think. - The bill will be for a child. - How would you know so much? - It was ever thus! [Paganini: the Devil's Violinist: 07:10]. Дьявол впервые пришел к Паганини с целью подтолкнуть его на заключение сделки. С целью заинтересовать и произвести впечатление на скрипача он предвещает ему события, которые должны произойти с ним в ближайшем будущем. Дьявол сообщает музыканту, что скоро к нему придет его жена и попросит денег на содержание ребенка. Паганини шокирован владением незнакомца такими знаниями. Если сначала он хотел выставить его за дверь, то теперь намерен продолжать общение.

4. «На контрасте». Данная стратегия построена на приеме противопоставления. При сравнении полярных понятий или ситуаций, как правило, достоинства одного проявляются наиболее ярко на фоне недостатков другого. Используя данную стратегию, говорящий может склонить собеседника к принятию выгодного для него самого решения, так как на психологическом уровне выбор между двумя вариантами выглядит более очевидным, когда они противоположны друг другу.

You want to rule over the empire greater than Napoleon's from Paris to Vienna, from Rome to London. You want to be recognized as the greatest violinist that ever lived.You are content to be the lackey in some noble men's house? To be the performing monkey while they chatter and eat? Look how low you had to sink just to get their attention last night! [Paganini: the Devil's Violinist: 07:58]. Урбани противопоставляет стремления и желания Паганини тому, что он имеет на данный момент. Он мечтает о славе и мировом признании, как у Наполеона, а в реальности не удостаивается аплодисментов даже в местном театре. Жизнь музыканта дьявол сравнивает с существованием лакея, который уже рад прислуживать богачам в дворянском доме. На фоне высоких амбиций скрипача его реальность кажется ему еще более мерзкой и унизительной для молодого

гения. Подобное осознание должно подтолкнуть его на совершение более решительных действий на пути к мечте. Урбани понимает, что, вызвав такими громкими словами сидящую глубоко внутри него жажду славы и справедливости, он с легкостью подтолкнет скрипача к подписанию контракта.

5. «Не веришь мне, поверь ему!» Стратегия отсылки к авторитету часто играла ключевую роль в воздействии на человека и манипулировании им. Авторитет подразумевает абсолютное уважение, доверие и беспрекословное подчинение.

Your mother... - She's a preacher's daughter... She's got a church she really like... - Behold, I send you out as sheep amidst the wolves [Devil's Advocate: 24:34]. Хоть сам Кевин атеист, но для него человек, цитирующий Библию, вызывает у него глубокое уважение, так как Библия слишком значима для его матери, которая постоянно посещает церковь и является дочерью проповедника. Используя данную стратегию, Милтон по капле завоевывает доверие и уважение Кевина.

6. «А тебе слабо?» Когда в человека начинают верить и ставят перед ним настоящий вызов, он будет стараться изо всех сил, чтобы показать, на что он способен, и доказать, что в нем не ошиблись.

Some people, you squeeze them, they focus. Others fold. Can you summon your talent at will? Can you deliver on a deadline? Can you sleep at night? [Devil's Advocate: 25:56]. В этой реплике Милтон делает вид, что сомневается в силах, способностях и воли Кевина, специально демонстрирует, что он считает, что Кевин не справится как морально, так и физически с такой высокой и ответственной должностью, которую он собирается ему предложить. Таким образом он бросает Кевину вызов, на который тот с достоинством отвечает. Главная задача Милтона - сделать так, чтобы все решения, ведущие к его собственному краху, Кевин принял самостоятельно, а когда он поставит карьеру выше семьи, назад дороги уже не будет, и ему останется только принять все то, что подготовил для него Милтон.

7. «Либо по-моему, либо никак!» Данная стратегия заключается в лишении собеседника права выбора. Она осуществляется путем сильного эмоционального давления со стороны говорящего на более слабого собеседника, когда ему ничего не остается, как только повиноваться и выполнять указания патронирующего его человека.

We are to leave tomorrow. I want to be the master of all Europe you say, remember? London is the new capital of the world, you must conquer it. You have the public here at your feet but it won't last forever [Paganini: the Devil's Violinist: 18:25]. Используя довольно весомые аргументы, Урба-ни давит на Паганини, не оставляя ему выбора, заставляя его исполнить волю дьявола. Урбани не хочет слушать отговорки скрипача и идти на поводу у его лени. Своим упорством и настойчивостью Урбани заставляет скрипача делать то, что он должен, ведь только при условии выполнения первой части договора, согласно которой Урбани должен сделать Паганини музыкантом, известным на весь мир, он сможет потребовать от него выполнения второй части договора после смерти.

В результате анализа и подсчета фактических примеров из американского художественного кино мы пришли к выводу, что речевыми стратегиями, к которым наиболее часто прибегает дьявол, являются «Провокация», «А тебе слабо?» и «На контрасте». Таких примеров оказалось большинство, около 50% в сумме трех стратегий. Тактики «Провокация» и «А тебе слабо?» имеют схожий смысл, отличаясь тем, что используя стратегию «Провокация», дьявол пробуждает в сознании жертвы низменные чувства и толкает на непристойные поступки (прелюбодеяние, взяточничество, легкая нажива, нечестная игра и т.д.), а в ходе приема «А тебе слабо?» дьявол провоцирует человека на героические, достойные поступки, которые могут быть выгодны дьяволу, но конкретному человеку совсем не по силам. Это два наиболее распространенных приема «нечистой силы», используемых с целью воздействия на человека, их частотность в нашей выборке примеров около 30 % в целом. Стратегия «На контрасте» тоже часто употребляемая тактика, как в кино, так и в жизни. Это своего рода прием сравнения, который всегда был известен своей воздействующей силой. При помощи этого приема манипуляторы формируют в сознании своей жертвы образы других людей, на фоне которых человек может либо «выигрывать», либо «проигрывать» по своим качествам, что, как правило, вызывает у него разные чувства - зависть, гордость, ревность, обиду, сожаление, чувство неполноценности или наоборот превосходства и т.д., и такие сильные чувства как раз и толкают человека на отчаянные поступки. Частотность функционирования этой стратегии около 20% случаев в нашей выборке.

Важнейшую роль в оказании влияния на собеседника играют также невербальные речевые стратегии. Слова часто несут на себе основной груз информации, в то время как мимика, жесты, тембр голоса в большинстве случаев отвечают за эмотивную функцию. Если слова -это инструмент общения нашего разума, то невербальные средства - язык, на котором говорит подсознание. Наиболее умелые речевые стратегии, которые встретились нам в ходе исследования, часто сопровождаются невербальными средствами коммуникации, среди которых можно отметить следующие.

1. Продолжительный взгляд. Согласно психологам, долгий прямой взгляд в глаза обычно выражает открытость говорящего и его желание осуществлять беседу в русле честности, искренности и взаимного доверия [15, с. 23].

John Milton. - Nice to meet you! [Devil's Advocate: 21:30]. Используя прием продолжительного взгляда во время рукопожатия, Джон Мил-тон ставит перед собой цель расположить к себе Кевина и создать благоприятную атмосферу для знакомства и дальнейшего сотрудничества. Этим действием он дает понять Кевину, что он абсолютно открыт перед ним, и ему нечего скрывать.

2. Жест «совмещенные ладони». В религии данный жест используется при осуществлении обряда молитвы, а за стенами церкви его используют при прошении, клянченье с целью демонстрации важности выполнения просьбы.

You should pull your hair back... Pleeeease... [Devil's Advocate: 45:44]. Милтон применяет этот жест в течение разговора с Мэри Энн, он успешно срабатывает, и девушка соглашается собрать волосы сзади.

3. Изменение тембра голоса. Изменение тембра голоса всегда производит эффект акцентирования внимания.

Милтон понижает свой голос практически до шепота и произносит на ухо Мэри Энн то, что он, как мужчина, считает лучшим в женщинах: A woman's shoulders are the frontlines of her mystique [Devil's Advocate: 46:20]. Эта фраза, произнесенная так, словно это большая тайна, только прибавила девушке осознания того, что ей необходимо сменить прическу. Так как Милтон имел сексуальные намерения по отношению к Мэри Энн, то таким образом он нашел способ изменить ее внешность в соответствии со своим вкусом.

Таким образом, комплексное изучение коммуникативных средств и тактик, применяемых «нечистой силой» в американских художественных фильмах, дает возможность прийти к

выводу о том, что обращение паранормального к человеку приводило к получению желаемого результата, а отказ от их использования в большинстве случаев мог бы закончиться недостижением цели говорящего. Отмеченные нами такие невербальные речевые стратегии, как продолжительный взгляд, жест «совмещенные ладони», изменение тембра голоса также играют немаловажную роль в оказании влияния на собеседника. Предпринятая нами попытка исследования стратегий речевого воздействия и различных видов речевых манипуляций позволяет обеспечить поиск способов, с помощью которых можно будет оказывать сопротивление таким манипуляциям, в том случае, если их влияние может негативно отразиться на жизни человека. Дальнейшее изучение данной проблемы, по нашему мнению, может способствовать росту эффективности коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Austin J.L. How to Do things with Words. 2nd edition. Ed. by J.O. Urmson. Harvard: Harvard University Press, 1975. 192 p.

2. Vroom V.H. Some Personality Determinants of the Effects of Participation. 1st ed. N.Y.: Prentice-Hall, 1960. 91 p.

3. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2018. 272 с.

4. Шейнов В. П. Большая книга убеждения и манипулирования: приемы воздействия - скрытого и явного. М.: АСТ, 2016. 384 с.

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 8-е испр. и доп. М.: Ле-нанд, 2017. 308 с.

6. Чернявская В.Е., Молодыченко Е.Н. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе: учебник для магистратуры. М.: ЛЕНАНД, 2017. 176 с.

7. Valdesolo P. The Psychological Power of Satan // www.scientificamerican.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.scientificamerican.com/ article/psychological-power-satan/ (дата обращения 04.11.2023).

8. The Concept of Evil. Contemporary Theories of Evil Character. Personhood // plato.stanford.edu (The Stanford Encyclopedia of Philosophy). [Электронный ресурс]. URL: https://plato.stanford.edu/en-tries/concept-evil/ (дата обращения 14.11.2023).

9. Held V. The Language of Evil // Controversies in Feminism. Edю by J. Sterba. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers Inc, 2001. P. 107-110.

10. Баранов А.Н., Паршин, П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительно с-

ти как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М.: ИНИОН, 1986. С. 100-143.

11. Быков А.И. Нечистая сила // https://factruz.ru/ [Электронный ресурс]. URL: Архивы Нечистая сила - Тайны, загадки, факты (factruz.ru) (дата обращения 06.11.2023).

12. Березенко И.В. Кто такие демоны и их влияние на людей // https://bogistina.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://bogistina.ru/iszeleniye/iscelenie. shtml (дата обращения 06.11.2023).

13. Байков Э.А. Символика сновидений, мифов и мистицизма. М.: ЛитРес, 2022. 150 с.

14. Goldberg Z.J. A Relational Approach to Evil Action: Vulnerability and its Exploitation // Journal of Value Inquiry. 2019. 53 (1). P. 33-53.

15. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Ленанд, 2023. 112 с.

REFERENCES

1. Austin J.L. How to Do things with Words. 2nd edition. Ed. by J.O. Urmson. Harvard: Harvard University Press, 1975. 192 p.

2. Vroom VH. Some Personality Determinants of the Effects of Participation. 1st ed. New York: Prentice-Hall, 1960. 91 p.

3. Sternin I. A. Practical Rhetoric. Moscow: Academia, 2018. 272 p.

4. Shejnov V.P. The Big Book of Persuasion andManip-ulation: Techniques of Influence Hidden and Explicit. Moscow: AST, 2016. 384 p.

5. Issers O.S. Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech. Moscow: Lenand, 2017. 308 p.

6. Chernyavskaya VE., Molodychenko E.N. Speech Impact in Political, Asdvertising and Internet discourse. Moscow: LENAND, 2017. 176 p.

7. Valdesolo P. Scientific American. Available at: https:// www.scientificamerican.com/article/psychological-power-satan/ (accessed November 4, 2023).

8. The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Available at: https ://plato. stanford. edu/entries/concept-evil/ (accessed November 14, 2023).

9. Held V. Controversies in Feminism. Ed. by J. Sterba. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers Inc, 2001. P. 107-110.

10. Baranov A.N., Parshin P.B. Language Role in Mass Media. Moscow: INION, 1986. P. 100-143.

11. Bykov A.I. Evil Spirit. Available at: https://factruz. ru/ (accessed November 6 2023).

12. Berezenko I.V. Godtruth. Available at: https://bogis-tina.ru/iszeleniye/iscelenie.shtml (accessed 6 November 2023).

13. Bajkov E.A. The Symbolism of Dreams, Myths and Mysticism. Moscow: LitRes, 2022. 150 p.

14. Goldberg Z.J. A Relational Approach to Evil Action: Vulnerability and its Exploitation. Journal of Value Inquiry. 2019. Vol. 53 (1). P. 33-53.

15. Gorelov I.N. Nonverbal components of communication. Moscow: Lenand, 2023. 112 с.

Статья поступила в редакцию 12.12.2024;

одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 25.03.2024.

The article was submitted 12.12.2024;

approved after reviewing 18.03.2024; accepted for

publication 25.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.