Стратегии развития туризма в Калининградской области Tourism development strategies in the Kaliningrad region
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338
DOI 10.24411/2413-046X-2020-10137 Биндюкова Александра Павловна,
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Казаков Максим Евгеньевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Bindukova A.P., [email protected]
Kazakov M.E., [email protected]
Bulganina S.V., [email protected]
Lebedeva T.E., [email protected]
Аннотация. В статье описаны результаты исследования предпочтений отдыха в России, а также факторов, влияющих на этот выбор на примере города Калининград. Дан
подробный анализ развития индустрии туризма и ее составляющих в регионе за 2019 год. Авторами подробно изучены ключевые аспекты, формирующие туристский продукт: продолжительность отдыха, ценовая категория, основные виды туризма, востребованные потребителями, популярные объекты показана, типы экскурсий, которые хотели бы видеть в туристском продукте целевая аудитория. Результаты исследования, представленного в статье, являют собой основу для формирования конкурентоспособного продукта. Сделаны выводы, они соответствуют поставленным в статье целям и полученным результатам исследования.
Summary. The article describes the results of a study of vacation preferences in Russia, as well as factors influencing this choice on the example of the city of Kaliningrad. A detailed analysis of the development of the tourism industry and its components in the region for 2019 is given. The authors have studied in detail the key aspects that form the tourism product: the duration of the vacation, price category, the main types of tourism that are in demand by consumers, popular objects are shown, the types of excursions that the target audience would like to see in the tourism product. The results of the research presented in the article provide the basis for the formation of a competitive product. Conclusions are made; they correspond to the goals set in the article and the results of the study.
Ключевые слова: туризм, Калининград, привлекательность территории, факторы формирования спроса, опрос, исследование.
Keywords: tourism, Kaliningrad, the attractiveness of the territory, factors of demand formation, survey, research.
1. Введение. Внутренний рынок туризма динамично развивается и одной из территорий, которая неизменно привлекает внимание путешествующих является город Калининград, так за прошедший год количество туристов, посетивших данный регион составило 1,74 млн человек, что на 14% больше, чем годом ранее [1,5]. Такому прогрессу способствовал успешный маркетинг территории, и в первую очередь продвижение в крупных городах "миллионниках". При этом акцент в посещении Калининграда делался вовсе не на высокий сезон, а на осенне-зимний. Также не маловажную роль сыграло введение туристских электронных виз для зарубежных туристов [3].
Все это способствовало и развитию индустрии гостеприимства, так в 2019 году загрузка мест размещения выросла в сравнении с 2018 на 5% (и это, не смотря на то, в 2018 году город принимал чемпионат мира по футболу) и составляет в среднем 61%, летом она достигала 90% [2]. Рост гостиничного сегмента привел к тому, что на
01.01.2020 в городе насчитывается 273 гостиниц, отелей и гостевых домов, а общее количество мест проживания достигло 6,7 тысяч [4].
2. Материалы и методы исследования. В период 2019 года авторами было проведено исследование предпочтений отдыха в России, а также факторов, влияющих на этот выбор на примере города Калининград. В исследовании приняли участие 155 респондентов, исследование проводилось средствами google forms.
3. Результаты исследования.
Очень часто туристам и жителям задают вопрос «Какие эмоции вызывает у Вас
город.....?». Местные жители - калининградцы, отметили вдохновение, интерес,
умиротворенность, и восхищение, а туристы, в первую очередь, отметили интерес.
Если проранжировать основные эмоциональные впечатления местных жителей и туристов - они несколько различаются. Если местные жители отмечают архитектуру (дома), уют и спокойствие, а также исторические и природно-климатические особенности города, то туристы в первую очередь отмечают жизнь и молодость города, а также влияние геополитического положения на его европейский облик.
Далее обратимся к исследованию, в нем приняло участие 54,5% мужчин; 45,5% женщин, в возрасте от 18-50+ (рисунок 1).
Рисунок I - Возраст респондентов
Из рисунка 1, большее количество респондентов имеют возраст от 26 до 35 лет. 87,3% опрошенных имеют социальный статус «работающий»; 12,7% - не работают.
Из рисунка 2 видно, что 49,1% путешествуют редко; 36,4% - при первой возможности; и только 14,5% путешествуют часто.
Рисунок 2 - Возможность путешествии
При этом, 76,4% предпочитают самостоятельные путешествия в свободное время, а 23,6% - отдают предпочтение только организованные и заранее запланированные поездки.
Из опрошенных респондентов, 51% выбрали отдых на выходные и праздники с семьей; 23% - с друзьями на выходные и праздники; 26% предпочли отдыхать в одиночестве на выходные и праздники.
Если речь идет об отпуске, то 59% выбрали отдых с семьей; отпуск с друзьями - 27%; 14% выбрали вариант «один» для отдыха в отпуске.
Важным вопросом при формировании туристского продукта является продолжительность тура. Результаты исследования выявили, что 50,9% респондентов предпочитают продолжительность тура от 7 до 10 дней; 23,6% - от 4 до 6 дней; по 12,7% выбирают отдых от 1 до 3 дней, либо 14 и более дней (рисунок 3).
Рисунок 3 - Продолжительность путешествии
Показывает, что большинство респондентов выбирает продолжительность отдыха от 7 до 10 дней, что является традиционным для туристов из европейской части России.
Результат опроса показывает, что при выборе отдыха для 58,2% ответивших важны природно-климатические факторы; 54,5% выбрали материально-технические; 50,9% ответили, что важно наличие достопримечательностей; 38,2% выбрали историко-культурные факторы, т.е. для большинства респондентов являются важными при выборе отдыха природно-климатические факторы. При формировании туристского продукта является важным наполнение продукта и отнесение его к определённой видовой группе. В результате 38,2% предпочитают культурно-познавательный вид туризма; по 21,8% выбрали приключенческий и пляжный вид туризма; 7,3% проголосовали за спортивный вид туризма; 5,5% выбрали лечебно-оздоровительный; остальные варианты выбрали по 1,8% (рисунок 4).
Рисунок 4 - Предпочитаемый вид туризма
Познавательные экскурсии интересны 69,1%; 36,4% - обзорные; 32,7% -развлекательные; 23,6% предпочитают посещение музея, и 9,1% предпочитают шопинг любой экскурсии.
Наибольший процент 45,5% респондентов отдает предпочтение включению в программу отдыха посещение парков и парковых комплексов; 43,6% - предпочитают посещение замком и крепостей; 41,8% - отдают предпочтение памятникам культуры; 34,5% предпочитают музеи и выставки; 23,6% - храмы и церкви.
Из 100% опрошенных, 58,2% считают, что город Калининград привлекает памятниками культуры и истории; 45,5% - древней архитектурой; 34,5% - близостью к Европе; 30,9% - мягким морским климатом.
Большее количество туристов считает, что город Калининград привлекателен памятниками культуры и истории.
В ходе опроса было выявлено, что 32,7% туристов для отдыха в Калининграде выбрали бы гостиницу; 30,9% - апартаменты (квартира); по 18,2% разделили между собой виды жилья - хостел и гестхаус (гостевой дом).
Относительно основных, наиболее популярных обектов показа, то результаты исследования распределились так: 50,9% в первую очередь хотели бы посетить в Калининграде уникальное природное явление - Куршская коса; 47,3% - Кёнигсбергский замок; 45,5% - остров Канта; по 34,5% - музеи и архитектурные сооружения и соборы; 25,5% - Рыбная деревня; другие ответы набрали по 2% и среди них можно отметить -«Кёнигсбергские пивные», Кладбище кораблей и т.д. Готовность трат на отдых в Калининграде представлена на рисунке 5.
• 15-20 тыс.руб
• 25-35 тыс руб
# 40-50 тыс руб
# Бог ее 50 тыс. ру 5
Рисунок 5 - Сумма трат на отдых Калининграде за неделю
Таким образом, 61,8% готовы потратить на отдых 15-20 тыс. руб.; 25,5% - от 25 до 35 тыс. руб.; 9,1% готовы потратить 40-50 тыс. руб.; и всего 3,6% - более 50 тысяч руб. за неделю отдыха в этом городе.
4. Обсуждение. Проведенный опрос позволил выявить предпочтения туристов при выборе составляющих туристского продукта, и узнать, насколько интересен к посещению Калининград, а также какие факторы и предпочтения могут повлиять на выбор отдыха в данном городе.
Как было отмечено выше, город Калининград обладает собственным самобытным социокультурным пространством. Гости и жители города ощущают старину зданий, которые обладают собственной неповторимой атмосферой. Все это способствует формированию уникального продукта, который был бы актуален как для жителей города, так и для его гостей.
5. Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, уникальность и самобытность Калининграда, объекты туристского показа (архитектура, памятники, музеи, галереи,
театры и т. д.), городские жители, с присущей им одним манерой поведения, характерная для города природная среда и т. д. являются составляющими для формирования инклюзивного продукта и включения туристкой инфраструктуры в новую форму путешествия - городской туризм.
Список литературы
1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Голованова С.О., Чихутова А.Д. Экономические факторы повышения конкурентоспособности территории//Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 74.
3. Карп Н.Н. Специфика Калининградской области//Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 12 (28). С. 299-302.
4. Корнеевец В.С., Пштыка В.В. Емкость Калининградского рынка гостиничных услуг//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 9. С. 162-168.
5. Семенова Л.В., Мутавчи Е.П. Социокультурное пространство города как ресурс развития туристской дестинации//Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т. 3. № 3. С. 65-73.
Referenœs
1. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Varivoda V.S. Sozdanie resursnoj bazy rasshireniya sektora gostinichnyh uslug v regione//Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. № 4 (8). p. 2.
2. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Golovanova S.O., CHihutova A.D. Ekonomicheskie faktory povysheniya konkurentosposobnosti territorii//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. № 13. p. 74.
3. Karp N.N. Specifika Kaliningradskoj oblasti//Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2018. № 12 (28). pp. 299-302.
4. Korneevec V.S., Pshtyka V.V. Emkost' Kaliningradskogo rynka gostinichnyh uslug//Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2011. № 9. pp. 162-168.
5. Semenova L.V., Mutavchi E.P. Sociokul'turnoe prostranstvo goroda kak resurs razvitiya turistskoj destinacii//Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa. 2017. T. 3. № 3. pp. 6573.