Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ'

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«КОРОНАВИРУСНЫЙ» КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ КЕШБЭК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воронкова Людмила Петровна

Введение. Предметом исследования являются процессы, происходящие в отечественном туризме под влиянием внешних воздействий - пандемии COVID-19 и западных санкций. Цель и задачи статьи - показать динамику восстановления российского туризма, раскрыть эффективность предпринимаемых мер и рассмотреть стратегии его развития. Материалы и методы. Основными источниками информации послужили официальные документы, отчеты зарубежных и отечественных туристских организаций. В работу включены данные профильных веб-сайтов, материалы научных монографий и статей. Применены статистический и сравнительный анализ имеющейся информации. Результаты исследования. В литературе разрабатываются различные сценарии восстановления международного туризма. Большинство специалистов полагают, что преодоление самого глубокого кризиса туристской отрасли возможно только при объединении усилий мирового сообщества. На деле поддержка восстановления туризма оказалась крайне избирательной, и прежде всего в отношении России. Обсуждение. Ситуация в российском туризме осложняется тем, что он оказался под ударом антироссийских санкций Запада. Путь, по которому пойдет туризм, зависит от многих факторов. Наиболее перспективной стратегией стало развитие внутреннего российского туризма, на восстановление которого заметное влияние оказали программы государственной поддержки. Наряду с этим стратегия развития туризма в России ориентирована на создание цифровых платформ и использование в отрасли преимуществ современных информационных технологий. Заключение. Пандемия COVID-19 и западные санкции стали катализаторами развития отечественного туризма, ускоряя решение назревших проблем и демонстрируя устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURISM IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC AND WESTERN SANCTIONS

Introduction. The subject of this article is the processes taking place in domestic tourism under the influence of external influences of the COVID-19 pandemic and Western sanctions. The purpose and objectives of the article are to show the dynamics of the recovery of Russian tourism, reveal the effectiveness of the measures taken and consider strategies for its development. Materials and methods. The main sources of information were official documents, reports of foreign and domestic tourist organizations. The work included data from specialized websites, materials from scientific monographs and articles. The study used statistical and comparative analysis of the available information. Results of the study. Various scenarios for the recovery of international tourism being developed in the literature. Most experts believe that overcoming the deepest crisis in the tourism industry is possible only with the combined efforts of the world community. In fact, support for the restoration of tourism turned out to be extremely selective, and above all, in relation to Russia. Discussion. The situation in Russian tourism is complicated by the fact that it has been hit by anti-Russian sanctions from the West. The path that tourism will take depends on many factors. The most promising development strategy was the development of domestic Russian tourism. Government support programs for tourism have had a significant impact on the recovery of domestic tourism. Along with this, the tourism development strategy in Russia is focused on the creation of digital platforms and the use of the advantages of modern information technologies in the industry. Conclusion. The COVID-19 pandemic and Western sanctions, along with the negative impact, have become catalysts for the development of domestic tourism, accelerating the solution of emerging problems and demonstrating resilience.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2022. № 4

Воронкова Людмила Петровна

докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой глобальных коммуникаций факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)

voronkova@ fgp.msu.ru

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ

Voronkova Lyudmila P.

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of Global Communications Department, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B) voronkova@fgp.msu.ru

STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURISM IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC AND WESTERN SANCTIONS

Введение. Предметом исследования являются процессы, происходящие в отечественном туризме под влиянием внешних воздействий — пандемии COVID-19 и западных санкций. Цель и задачи статьи — показать динамику восстановления российского туризма, раскрыть эффективность предпринимаемых мер и рассмотреть стратегии его развития.

Материалы и методы. Основными источниками информации послужили официальные документы, отчеты зарубежных и отечественных туристских организаций. В работу включены данные профильных веб-сайтов, материалы научных монографий и статей. Применены статистический и сравнительный анализ имеющейся информации.

Результаты исследования. В литературе разрабатываются различные сценарии восстановления международного туризма. Большинство специалистов полагают, что преодоление самого глубокого кризиса туристской отрасли возможно только при объединении усилий мирового сообщества. На деле поддержка восстановления туризма оказалась крайне избирательной, и прежде всего в отношении России.

Обсуждение. Ситуация в российском туризме осложняется тем, что он оказался под ударом антироссийских санкций Запада. Путь, по которому

пойдет туризм, зависит от многих факторов. Наиболее перспективной стратегией стало развитие внутреннего российского туризма, на восстановление которого заметное влияние оказали программы государственной поддержки. Наряду с этим стратегия развития туризма в России ориентирована на создание цифровых платформ и использование в отрасли преимуществ современных информационных технологий.

Заключение. Пандемия COVID-19 и западные санкции стали катализаторами развития отечественного туризма, ускоряя решение назревших проблем и демонстрируя устойчивость.

Ключевые слова: «коронавирусный» кризис, пандемия COVID-19, антироссийские санкции, возрождение туризма, туристский кешбэк.

Introduction. The subject of this article is the processes taking place in domestic tourism under the influence of external influences of the COVID-19 pandemic and Western sanctions. The purpose and objectives of the article are to show the dynamics of the recovery of Russian tourism, reveal the effectiveness of the measures taken and consider strategies for its development.

Materials and methods. The main sources of information were official documents, reports of foreign and domestic tourist organizations. The work included data from specialized websites, materials from scientific monographs and articles. The study used statistical and comparative analysis of the available information.

Results of the study. Various scenarios for the recovery of international tourism being developed in the literature. Most experts believe that overcoming the deepest crisis in the tourism industry is possible only with the combined efforts of the world community. In fact, support for the restoration of tourism turned out to be extremely selective, and above all, in relation to Russia.

Discussion. The situation in Russian tourism is complicated by the fact that it has been hit by anti-Russian sanctions from the West. The path that tourism will take depends on many factors. The most promising development strategywas the development of domestic Russian tourism. Government support programs for tourism have had a significant impact on the recovery of domestic tourism. Along with this, the tourism development strategy in Russia is focused on the creation of digital platforms and the use of the advantages of modern information technologies in the industry.

Conclusion. The COVID-19 pandemic and Western sanctions, along with the negative impact, have become catalysts for the development of domestic tourism, accelerating the solution of emerging problems and demonstrating resilience.

Key words: "coronavirus" crisis, COVID-19 pandemic, anti-Russian sanctions, tourism revival, tourist cashback.

Введение

Международный туризм достиг впечатляющих результатов в десятые годы XXI в. Произошел не только количественный рост туристских потоков, но и серьезные качественные трансформации в международном туризме, ставшем одним из крупнейших секторов мировой экономики. Расширялась география, появлялись новые виды туризма, заметными стали успехи в гостиничном и других секторах индустрии туризма. Между-

народный туризм выполнял роль драйвера экономики многих стран мира. Стимулируя развитие смежных областей, туризм занимал важное место в формировании валового внутреннего продукта, а также оказывал положительное влияние на рынок труда и способствовал появлению дополнительных рабочих мест.

Растущая значимость и влияние мировой индустрии туризма дали специалистам основание говорить о том, что XXI в. станет веком туризма. Предполагалось, что 2020 г., объявленный Всемирной туристской организацией (UNWTO) Годом развития сельского туризма, будет способствовать развитию новых туристских рекреаций, связанных с этим видом туризма, что благотворно повлияет на отрасль в целом. Кроме того, такие крупные международные события 2020 г., как летние Олимпийские игры в Токио или выставка Ехро-2020 в Дубае, должны были стимулировать экономический рост и развитие туристской индустрии.

Но этим планам не суждено было сбыться. Мир уже в конце 2019 г. столкнулся с беспрецедентной по своим масштабам трагедией. Пандемия СОУГО-19, охватившая практически все страны, нарушила привычные коммуникации между регионами и фактически обрушила мировую экономику. Одной из первых и наиболее пострадавшей от пандемии отраслью стал международный туризм. Полностью закрыли свои границы для туристских потоков 156 стран мира.

Волна пандемии СОУГО-19 накрыла и российский туризм. Предметом исследования данной статьи являются процессы, происходящие в отечественном туризме под влиянием внешних воздействий, таких как пандемия СОУГО-19 и западные санкции. Цель и задачи — показать их влияние на динамику российского туризма, на происходящие в нем структурные изменения, а также раскрыть эффективность предпринимаемых мер по восстановлению российского туризма и рассмотреть перспективные направления его развития.

Материалы и методы

Влияние пандемии СОУГО-19 на международный и национальный туризм находится в центре внимания российских ученых. Основными источниками информации для исследования послужили официальные документы правительства РФ, отчеты и статистические данные зарубежных и отечественных туристских организаций. Материалы о состоянии отечественного туризма содержатся в публикациях Ассоциации туроператоров России (АТОР), Российского союзатуриндустрии (РСТ), Российской гостиничной ассоциации (РГА) и других национальных туристских организаций. Кроме того, использованы данные профильных веб-сайтов, периодических изданий, научных монографий и статей, посвященных состоянию международного и российского туризма в условиях «коронави-русного» кризиса.

Пандемия разорвала устоявшиеся экономические связи между регионами, резко сократив туристские потоки и тем самым практически

разрушив инфраструктуру международного туризма в большинстве стран мира. За последние годы появилось немало публикаций, всесторонне изучающих последствия пандемии в разных сферах общества. Вышли в свет монографии, посвященные различным аспектам пандемии COVID-19, в частности волнообразному характеру ее развития [12]. Исследователи также уделяют внимание медико-биологическим и психологическим проблемам, связанным с пандемией [14]. В большинстве публикаций анализируется состояние мировой экономики во время и после пандемии [15]. В монографии «Пандемия COVГО-19: Вызовы, последствия, противодействие», опубликованной учеными РАН и МГИМО МИД России, на основе комплексного исследования социально-политических и демографических последствий рассматриваются пути противодействия пандемии [10]. Особый интерес вызывают публикации, посвященные влиянию пандемии на инфраструктуру туризма [1, 5, 7, 19]. Наряду с обилием статей ученых, представителей туристских организаций, прессы и просто заинтересованных лиц, данная ситуация находится под пристальным вниманием международных, региональных и национальных организаций, проводящих статистические и аналитические исследования. На протяжении 2020—2022 гг. регулярно публиковались Аналитические записки ООН, Барометры международного туризма Всемирной туристской организации, Концептуальные аналитические записки ООН по перестройке сектора туризма под влиянием пандемии [6]. Практически все международные и национальные организации внимательно отслеживают ситуацию в различных секторах сферы туризма [2, 23, 24]. В последнее время все чаще появляются публикации с анализом возможных путей восстановления международного и национального туризма [11, 20].

В данном исследовании применены статистический и сравнительный анализ имеющейся информации. Постоянно меняющаяся ситуация в международном и отечественном туризме заставляет вносить коррективы в статистические данные и исследовательские материалы.

Результаты исследования

В современных условиях обстановка в сфере туризма в разных странах и регионах складывается не одинаково, формируя довольно пеструю картину последствий пандемии COVГО-19. Крушение международного туризма стало глобальной проблемой современности. По мере появления данных о затухании темпов распространения коронавирусной инфекции, специалисты стали задумываться над тем, как вывести туристскую отрасль из глубокого кризиса, определить возможные пути возрождения сферы международного туризма. Хотя пандемия COVГО-19 еще не ушла окончательно, в отечественной и зарубежной литературе появляются различные варианты реанимации международного туризма.

Свои сценарии восстановления туризма предложили эксперты UNWTO. Проведенные ими исследования показали, что даже вопрос о начале восстановительного периода в международном туризме оценивается по-раз-

ному. Менее 1% респондентов оптимистически полагали, что восстановление международного туризма начнется к третьему кварталу 2021 г., когда все вернется к исходному состоянию, и туризм благодаря господдержке восстановится в прежнем виде и прежних объемах. Большинство специалистов считали этот вариант маловероятным, что соответствовало реалиям. В основном преобладали пессимистичные высказывания о том, что возврат к уровню 2019 г. может занять от 2,5 до 4 лет, что отчасти связано со второй глобальной вспышкой СОУГО-19 в 2021 г. [23]. При этом 15% респондентов уверенно называли 2022 г. Большая часть респондентов (43%) склонялась к 2023 г. В августе 2022 г. началось наступление новых штаммов вируса, поэтому 41% респондентов полагали, что стабилизация ситуации произойдет не раньше 2024 г., а возможно, и позднее [22].

В настоящее время вряд ли можно найти готовый сценарий, который мог бы удовлетворить всех специалистов отрасли. Большинство из них справедливо полагают, что преодоление самого глубокого кризиса туристской отрасли возможно только при объединении усилий мирового сообщества. Это проблема стала глобальной, и решать ее надо соответствующим образом. Генеральный секретарь UNWTO З. Пололикашвили и генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) А. Гурриа выступили с совместным заявлением о том, что «крайне важны усиленное многостороннее сотрудничество и полноценная поддержка. Сотрудничество и последовательность мер по регулированию путешествий на двустороннем, региональном и международном уровнях — это средство, которое позволит безопасно перезапустить туризм, ускорит восстановление экономики и вселит надежду в миллионы людей» [11].

На деле поддержка восстановления туризма оказалась крайне избирательной. Ряд государств, такие как Литва, Польша, Словения, Украина и Гватемала, еще в апреле 2022 г. выступили с инициативой приостановки членства России во UNWTO. Российское руководство посчитало подобную политизацию туризма недопустимой и в июне того же года подписало распоряжение о выходе России из UNWTO. В истории организации есть и другие примеры, когда страны выходили и возвращались в ее состав, что не имело существенного влияния на национальный туризм, так как UNWTO в первую очередь ориентирована на достижение имиджевых целей.

Ситуация в российском туризме осложняется еще и тем, что, помимо негативного влияния «коронавирусного» кризиса, он оказался под ударом антироссийских санкций Запада.

Обсуждение

Проведение специальной военной операции РФ по защите республик Донбасса вызвало волну беспрецедентного давления на Россию со стороны США и стран Евросоюза. Наряду с оборонной и сырьевой про-

мышленностью под санкции попала и туристская отрасль. Туристские компании по всему миру стали исключать Россию из ассортимента предлагаемых туристам стран. При попытке забронировать гостиницу в любом из российских туристских городов на официальном сайте Booking.com вас встретит объявление: «В настоящее время вы не можете оформить бронирование в этом регионе через Booking.com». На этом сайте больше нельзя искать и бронировать объекты размещения туристов внутри России, но при этом бронировать отели за границей можно. С российского рынка ушел сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb. Запрещены были поездки для российских дипломатов, чиновников, бизнесменов, специалистов. Визовые санкции введены и для рядовых российских туристов.

Летом 2022 г. в ряде стран Европейского союза начали обсуждать идею о запрете выдавать россиянам шенгенские визы. Эту идею активно продвигают прибалтийские страны, которые уже перешли к практической ее реализации. В Бельгии, Нидерландах, Чехии, Финляндии и на Мальте ограничили оформление краткосрочных шенгенских виз. В целом Евро-комиссия пока воздержалась от комментариев по ограничению выдачи шенгена россиянам и оставила это на усмотрение конкретных стран Евросоюза.

Западные круизные компании официально запретили заход своих лайнеров в крымские порты. Круизные операторы меняют свои маршруты, избегая российских портов. Евросоюз закрыл все воздушное пространство для всех российских авиакомпаний. Великобритания, США, Швейцария и Канада также закрылись от самолетов из РФ. Россия в ответ закрыла свое воздушное пространство для перевозчиков из недружественных стран. Кроме того, возникли проблемы с самими воздушными судами, так как парк российских авиакомпаний включает немало самолетов, взятых в лизинг у западных производителей. АТОР полагает, что это приведет к росту трудностей при формировании программ выездного туризма.

Восстановлению отечественного туризма сознательно мешают, используя механизм санкционного давления. В целом до конца 2021 г. в отечественной туристской отрасли преобладали пессимистические настроения. Постепенно, когда стала проясняться ситуация с пандемией, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) З.Догузова заявила, что в туристской отрасли начинают прорисовываться благоприятные тенденции и что в России «одна из лучших динамик восстановления внутреннего туризма в мире. По нашим предварительным прогнозам, до конца 2021 г. турпоток внутри России составит 56 млн человек — это люди, которые хотя бы на одну ночь останавливались в отелях. Это значит, что мы почти на 90% восстановим объемы внутреннего туризма к показателям 2019 г.» [16].

Путь, по которому пойдет туризм, зависит от многих факторов, прежде всего от сроков завершения пандемии и скорости выхода из порожденного ей экономического кризиса в туристской отрасли и в мире в целом.

При планировании сценариев по возрождению туризма важно учитывать то, какие меры поддержки в разных странах оказывали правительства и бизнес, и то, как в этих странах изменилась обстановка.

Наиболее перспективной стратегией в этих условиях считается развитие внутреннего российского туризма. Правительство РФ не осталось в стороне от проблем этой важной отрасли экономики. Еще в марте 2020 г. были определены отрасли, которые первыми получат государственную поддержку, в их числе туризм, гостиничный бизнес и санаторно-курортная деятельность. Предприятиям этой сферы была предоставлена отсрочка налоговых выплат на прибыль, страховых взносов и другие послабления. Были запущены программы государственной поддержки сферы туризма:

• программа субсидирования в размере 50% затрат туроператоров на организацию чартерных рейсов (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. № 799);

• программа возмещения 20% стоимости туристской путевки по России, приобретенной посредством платежной системы «Мир» (турист-скийкешбэк) (Постановление Правительства РФ от 10 августа 2020 г. № 1200);

• программа возврата 50% стоимости путевки в детский лагерь (детский кешбэк) (Постановление Правительства РФ от 19 мая 2021 г. № 759) и др.

На реализацию программ туристского и детского кешбэка были выделены средства из резервного фонда Правительства РФ. Так, на первый этап выделено 15 млрд рублей. Программы, которые регулярно реализо-вывались на протяжении 2021 г., предполагали возврат 20% с тура, круиза, проживания в отеле или санатории. Информацию об этапах программы туристского кешбэка за 2022 г. можно найти на портале Федерального агентствапотуризму [18]. Вцеломпрограммойв2021 г.воспользовались 1,7 млн, а в 2022 г. — 3,5 млн человек.

9 февраля 2021 г. вышло Постановление Правительства РФ № 141, которое дало старт программе выдачи льготных кредитов на строительство отелей, реализацию инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создание и развитие туристских кластеров [13]. Для стимулирования восстановления туристской отрасли был запущен ряд национальных проектов. В частности, в 2021 г. Правительство РФ представило проект «Туризм и индустрия гостеприимства», паспорт которого был утвержден Ростуриз-мом. На его реализацию до 2030 г. планируется выделить около 530 млрд рублей из федерального бюджета и привлечь более 70 млрд из средств регионов. В проекте предполагается участие частно-государственного партнерства. Нацпроект включает три федеральных проекта: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических услуг» и «Совершенствование управления в сфере туризма», цель которых развитие внутреннего и въездного туризма.

Хотя 2021 г. оставался еще одним годом «закрытых границ», ситуация начинала выравниваться. Постепенно восстанавливалось авиасообщение с Турцией, Италией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кубой, Мальдивами, некоторыми странами Латинской Америки, например с Мексикой.

По данным Пограничной службы ФСБ РФ, за девять месяцев 2022 г. из России с целью туризма совершено 4,7 млн поездок (таблица). Но, как отмечают специалисты ежедневной электронной газеты RATA-news, цифры по выездному турпотоку за текущий год достаточно формальные, российские туристы, летящие стыковочными рейсами в Болгарию, Вьетнам, Таиланд, Сейшелы и другие страны, в данных Пограничной службы РФ обозначены нулями. Так, если турист летел в Таиланд через Алматы, то, соответственно, он учитывался в потоке на Казахстан [9].

Выезд россиян за рубеж с целью туризма, тыс. поездок [20]

Страна 2022 (девять месяцев) 2021 2020 2019

Турция 2750,6 2891,4 960,1 4490,2

ОАЭ 548,6 276,2 252,3 457,7

Египет 490,5 214,2 3,2 9,2

Армения 199,2 63,5 21,4 124,8

Казахстан 87,5 4,2 13,6 53,8

По данным Аналитической службы АТОР, наиболее востребованными и доступными были Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Кипр и Мальдивы.

Всего в указанное время, включая страны ближнего (Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Абхазия, Таджикистан) и дальнего (Мальдивы, Катар, Венгрия, Сербия, Израиль, Индия, Финляндия) зарубежья, с целью туризма в 2022 г. выехали 4,7 млн, в 2021 — 4,62 млн, в 2019 — 14,2 млн россиян. В целом выездной туризм за девять месяцев 2022 г. восстановился больше чем на треть от объема 2019 г.

Наиболее пострадавшим от пандемических ограничений и западных санкций и пока слабо восстанавливающимся направлением стал въездной туризм. В первом полугодии 2022 г. началось его оживление. По данным Пограничной службы ФСБ РФ, за этот период в Россию с целью туризма въехало на 26,5% больше, чем за соответствующий период 2021 г., но все же на 96% меньше, чем за тот же период 2019 г. [4].

Безусловно, развитие въездного туризма потребует специальных усилий на всех уровнях и во всех направлениях — от поддержки компаний, которые специализируются на приеме иностранных туристов, до введения электронных виз и др. России для возврата к уровню 2019 г. по числу прибытий из-за рубежа потребуется, по мнению специалистов, от 2,5 до 4 лет.

Прорывным направлением 2021 г. стало развитие внутреннего туризма. В стране происходило увеличение турпотока, возрастала запол-няемость гостиниц, возрождались чартерные программы в регионы. Возросший спрос на путешествия внутри страны был связан с санкционными и антиковидными ограничениями. Важную роль в развитии внутреннего туризма сыграли принятые государственные программы, разработка новых туристских направлений, реализация кластерного подхода в туристских регионах.

Согласно «Национальному туристическому рейтингу — 2021», составленному по результатам исследования, проведенного в седьмой раз журналом «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», были выделены регионы, обладающие большей туристской привлекательностью. При подсчете баллов учитывалось мнение представителей туриндустрии и органов власти и другие показатели развития региона. Из «Золотой двадцатки» высокорейтинговых регионов России по баллам в ТОП-5 вошли Краснодарский край (120,3), Московская область (119,8), Москва (118,3), Республика Крым (117,8) и Санкт-Петербург (112,4).

Краснодарский край и Республика Крым показали хорошие результаты благодаря Черноморскому побережью, прекрасным курортам и другим видам туристской привлекательности. Они могли бы улучшить показатели до конца года, если бы в разгар сезона не вынуждены были пойти на усиление антиковидных ограничений, в частности на заселение только со справками о прививке [8]. Большая часть возрождения интереса туристов пришлась на Байкал, Карелию, Дальний Восток, Республику Алтай и другие регионы России, где не только восстанавливались прежние маршруты, но и расширялась география туристских потоков, появлялись новые предложения. В 2021 г. начали возобновляться круизные маршруты по внутренним рекам страны. Привлекательными для туристов стали и новые туристские маршруты, в том числе и такие экзотические, как в Арктику и Антарктиду. В целом по итогам 2021 г. динамика организованного внутреннего туризма выросла на 30% по сравнению с 2020 г. Следующий, 2022 г. ознаменовался дальнейшим развитием программ внутринационального туризма. Наиболее популярными российскими направлениями для отдыха в бархатный сезон 2022 г. стали курорты Краснодарского края, Республики Крым, Кавказских Минеральных Вод и другие курортные регионы. Все чаще туристы пользуются инновационными программами, в частности «постковидными путешествиями», суть которых заключается в специальных восстановительных программах, ориентированных на переболевших коронавирусной инфекцией.

Важным направлением восстановления отечественного туризма является использование преимуществ современных информационных технологий. В индустрии туризма цифровизация началась задолго до пандемии. Практически туризм был одной из первых отраслей народного хозяйства, которая стала активно использовать различные онлайн-системы брони-

рования и резервирования, системы автоматизации работы туристского офиса и пр.

С целью дальнейшего разворачивания программ российского туризма и повышения его конкурентоспособности важно доработать и запустить отечественные цифровые платформы. Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. ориентирована на создание «туристского маркетплейса» — цифровой платформы по предоставлению информации, бронированию и приобретению туристских продуктов на территории Российской Федерации [17]. Дальнейшая цифровизация — важное направление постпандемийного развития туризма, которое ориентируется на создание необходимых условий для инновационных программ устойчивости экономики туризма [3].

Важное значение для определения направлений восстановления туризма имеет понимание того, что изменится не только туризм, но и сами туристы. Пандемия COVID-19 способствовала появлению нового их класса — «цифровых кочевников», которые благодаря современным технологиям работают удаленно и могут совмещать отдых, пребывание в курортных местах с выполнением своих должностных обязанностей в любой точке мира. Более того, они начинают объединяться в сообщества — Digital Nomads, ориентированные на совместное решение задач и достижение целей [21].

В целом российский туризм на современном этапе идет в русле мировых тенденций и при выходе из «коронавируского» кризиса демонстрирует устойчивость и достаточно четкую картину восстановления.

Заключение

Пандемия COVID-19 и западные санкции имели неоднозначное воздействие на российскую туриндустрию. Существуют разные точки зрения на то, что более негативно повлияло на туризм. Одни исследователи полагают, что политические факторы оказывают большее воздействие на развитие туризма, чем пандемия, другие считают наоборот. При этом практически все специалисты единодушны во мнении, что возвращение к «доковидному» туризму маловероятно.

В целом трудности в туристской сфере, наряду с негативными моментами, способствовали ускорению обсуждения и решения назревавших в отечественном туризме проблем. Российский туризм, испытавший давление западных санкций и последствия пандемии COVID-19, определился в основных направлениях восстановления, сделав приоритетным внутренний туризм. Возросло внимание правительства к нуждам туристской отрасли, увеличились внутрироссийские туристские потоки, стала активнее развиваться цифровизация. Если в 2021 г. внутренний турпоток составил 56,5 млн, то по итогам 2022 г., по данным Ростуризма, внутренний турпоток составит более 61 млн человек. При этом существенно поменялась его структура. Внутренний туризм все еще испытывает существенные проблемы, связанные с дороговизной и отсутствием

в некоторых случаях необходимого комфорта. Сочетание цены и качества пока остается не в пользу отечественных курортов. Если эти проблемы не будут решены, то потоки внутреннего туризма могут оказаться неустойчивыми и непостоянными, особенно при изменении внешней конъюнктуры.

Разразившийся в туриндустрии кризис не только обнажил все проблемы, но и раскрыл новые возможности перед отраслью, которая быстрыми темпами переориентировалась на использование новых технологий, открывая для себя новые векторы развития. Туризм обладает возможностями, позволяющими не только реанимироваться самому, но и помочь восстановлению экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Ю.А. Влияние пандемии COVID-19 на международный туризм // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14, № 1. URL: https://esj.today/PDF/ 10ECVN122.pdf (дата обращения: 08.08.2022).

2. Вестник МОТ: COVID-19 и сфера труда. Вып. 8: Обновленные оценки и анализ. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_827161.pdf (дата обращения: 03.08.2022).

3. Володина А. Д., Подольская Т.В. Роль цифровых технологий в восстановлении мировой экономики после пандемии COVID-19 // Экономика высокотехнологичных производств. 2021. Т. 2, № 4. С. 359—368.

4. Въездной туризм проснулся и зашевелился, но — ненадолго // RATA-news. URL: https://ratanews.ru/news/news_4082022_3.stm (дата обращения: 26.11.2022).

5.Жуковская И.Ф., Овчинников А.Ю. Туризм и COVID-19: Анализ проблем и перспективы развития после пандемии // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3(55). С. 24—27.

6. Концептуальная записка: COVID-19 и перестройка сектора туризма // ООН. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020/10/policy_brief_covid-19_and_ transforming_tourism_russian.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

7. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: Вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. С. 49—65.

8. Национальный туристический рейтинг — 2021. URL: https://rustur.ru/ nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2021 (дата обращения: 03.09.2022).

9. Официальные цифры по выездному турпотоку мало соответствуют реальности //RATA-news. URL: https://ratanews.ru/news/news_7112022_1.stml (дата обращения: 26.11.2022).

10. Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие / Под ред. А.В. Торкунова и др. М.: Аспект Пресс, 2021.

11. Пололикашвили З, Гурриа А. Оказание поддержки и помощи в координации в интересах безопасного и устойчивого восстановления туризма. URL: https://www.unwto.org/ru/news/ (дата обращения: 21.09.2022).

12. Последствия пандемии COVID-19 / Под ред. Н.А. Белякова, С.Ф. Багнен-ко. СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2022.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2021 г. № 141. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102160025 (дата обращения: 21.09.2022).

14. Психологическое сопровождение пандемии COVID-19/Под ред. Ю.П. Зин-ченко. М.: Издательство Московского университета, 2021.

15. Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: Вызовы и возможности / Под ред. Е.С. Вылковой. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020.

16. Ростуризм: Внутренний турпоток восстановился на 90% по отношению к показателям 2019 года. URL: https://welcometimes.ru/news/ (дата обращения: 03.09.2022).

17. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 21.08.2022).

18. Федеральное агентство по туризму. URL: https://мирпутешествий.рф (дата обращения: 21.09.2022).

19. Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: Особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15, № 3. С. 199—208.

20. Чертов Д.Г., Матвеевская А.С. Особенности восстановления международного туризма после пандемии в России // Россия в глобальном мире. 2021. № 18(41). С. 33—42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Digital Nomads — ваш надежный партнер в цифровом пространстве. URL: https:// digitalnomads.software/AboutUs (дата обращения: 09.10.2022).

22.UNWTO: Худший год в истории туризма. Падение международного потока туристов оценивается в 1 миллиард в 2020. URL: https://www.tohology.com/ hospitality/industry/unwto-padenie-potoka-turistov/ (дата обращения: 25.09.2022).

23. Impact assessment of the COVID-19 outbreak on international tourism. Updated December 2020. URL: https://www.unwto.org/impact-assessment-of-the-covid-19-outbreak-on-international-tourism (дата обращения: 03.09.2022).

24. Tourism and COVID-19 — unprecedented economic impacts. URL: https:// www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts (дата обращения: 15.09.2022).

REFERENCES

1. Andreev Yu.A. 2022. "Impact of the COVID-19 pandemic on international tourism". Bulletin of Eurasian Science, vol. 14, no. 1. Available at: https://esj.today/PDF/ 10ECVN122.pdf (accessed: 08.08.2022). (In Russ.)

2. ILO Newsletter: COVID-19 and the world of work, issue 8, Updated estimates and analysis. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_827161.pdf (accessed: 03.08.2022). (In Russ.)

3.Volodina A.D., Podolskaya T.V 2021. "The role of digital technologies in the recovery of the global economy after the COVID-19 pandemic". Economics of high-tech industries, vol. 2, no. 4, pp. 359—368. (In Russ.)

4. Inbound tourism woke up and stirred, but not forlong. 2022. Available at: https:// ratanews.ru/news/news_4082022_3.stm (accessed: 11.26.2022). (In Russ.)

5. Zhukovskaya I.F., Ovchinnikov A.Yu. 2020. "Tourism and COVID-19: analysis of problems and development prospects after the pandemic". Bulletin of the National Academy of Tourism, no. 3(55), pp. 24—27. (In Russ.)

6. Concept note: COVID-19 and the restructuring of the tourism sector. 2020. Available at: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020/10/policy_brief_covid-19_ and_transforming_tourism_russian.pdf. P. 5. (accessed: 21.08.2022). (In Russ.)

7. Loguntsova I.V 2020. "The tourism industry in the context of the coronavirus pandemic: challenges and prospects". State Administration. Electronic Bulletin, no. 80, pp. 49—65. (In Russ.)

8. National tourism rating — 2021. Available at: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2021 (accessed: 09.03.2022). (In Russ.)

9. The official figures for outbound tourist traffic do not correspond much to reality. 2022. Available at: https://ratanews.ru/news/news_7112022_1.stml (accessed: 11.26.2022). (In Russ.)

10.TorkunovA.V, Ryazantsev SV., LevashovV.K. (eds.).2021. Pandemic COVID-19: Challenges, consequences, counteraction. Moscow, Aspect Press. (In Russ.)

11. Pololikashvili Z., Gurria A. 2020. Provide support and assistance in coordination for a safe and sustainable tourism recovery. Available at: https://www.unwto.org/ ru/news/ (accessed: 21.09.2022). (In Russ.)

12. Belyakova N.A., Bagnenko S.F. (eds.). 2022. Consequences of the COVID-19 pandemic. St. Petersburg, Baltic Medical Educational Center. (In Russ.)

13. Decree of the Government of the Russian Federation N 141 dated February 9, 2021. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102160025 (accessed: 21.09.2022). (In Russ.)

14. Zinchenko Yu.P. (ed.). 2021. Psychological support of the COVID-19 pandemic. Moscow, Moscow University Publishing House. (In Russ.)

15.Vylkova E.S. (ed.). 2020. Russia and the world during and after the COVID-19 pandemic: challenges and opportunities. St. Petersburg, Publishing and polygraph.association of higher education institutions. (In Russ.)

16. Rostourism: domestic tourist flow recovered by 90% compared to 2019. Available at: https://welcometimes.ru/news/ (accessed: 03.09.2022). (In Russ.)

17. Tourism Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019, N 2129-r. Available at: http://government.ru/docs/37906/ (accessed: 21.08.2022). (In Russ.)

18. Federal Agency for Tourism. Available at: https://worldtravel.rf (accessed: 21.09.2022). (In Russ.)

19. Khanina A.V. 2021. "The COVID-19 pandemic and sanctions: features of the impact on the tourism industry in Russia". Service in Russia and abroad, vol. 15, no. 3, pp. 199—208. (In Russ.)

20. Chertov D.G., Matveevskaya A.S. 2021. "Features of the recovery of international tourism after the pandemic in Russia". Russia in the global world, no. 18(41), pp. 33—42. (In Russ.)

21. Digital Nomads is your reliable partner in the digital space. Available at: https:// digitalnomads.software/AboutUs (accessed: 09.10.2022). (In Russ.)

22. UNWTO: Worst year in tourism history. The fall in the international flow of tourists is estimated at 1 billion in 2020. 2021. Available at: https://www.tohology.com/ hospitality/industry/unwto-padenie-potoka-turistov/(accessed: 09.25.2022). (In Russ.)

23. Impact assessment of the COVID-19 outbreak on international tourism. 2020. Available at: https://www.unwto.org/impact-assessment-of-the-covid-19-outbreak-on-international-tourism (accessed: 03.09.2022).

24. Tourism and COVID-19 — unprecedented economic impacts. Available at: https:// www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts (accessed: 15.09.2022).

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ

1. Andreev Ju.A. Vlijanie pandemii COVID-19 na mezhdunarodnyj turizm //Vest-nik evrazijskoj nauki. 2022. T. 14, № 1. URL: https://esj.today/PDF/10ECVN122.pdf (data obrascheniya: 08.08.2022).

2.Vestnik MOT: COVID-19 i sfera truda. 8 vypusk. Obnovlennye ocenki i ana-liz. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_827161.pdf (data obrascheniya: 03.08.2022).

3. Volodina A.D., Podol'skaja T.V. Rol' cifrovyh tehnologij v vosstanovlenii miro-voj jekonomiki posle pandemii COVID-19 // Jekonomika vysokotehnologichnyh pro-izodstv. 2021. T. 2, № 4. S. 359—368.

4. Vyezdnoj turizm prosnulsja i zashevelilsja, no — nenadolgo //RATA-news. URL: https://ratanews.ru/news/news_4082022_3.stm (data obrascheniya: 26.11.2022).

5. Zhukovsaja I.F., Ovchinnikov A.Ju. Turizm i COVID-19: Analiz problem i pers-pektivy razvitija posle pandemii//Vestnik Nacional'noj akademii turizma.2020. № 3 (55). S. 24—27.

6. Konceptual'naja zapiska: COVID-19 i perestrojka sektora turizma // OON. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020/10/policy_brief_covid-19_and_ transforming_tourism_russian.pdf. S. 5. (data obrascheniya: 21.08.2022).

7. Loguncova I.V. Industrija turizma v uslovijah pandemii koronavirusa: Vyzo-vy i perspektivy // Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. 2020. № 80. S. 49—65.

8. Nacional'nyj turisticheskij rejting — 2021. URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2021 (data obrascheniya: 03.09.2022).

9. Oficial'nye cifry po vyezdnomu turpotoku malo sootvetstvujut real'nosti // RATA-news. URL: https://ratanews.ru/news/news_7112022_1.stml (data obrascheniya: 26.11.2022).

10. Pandemija COVID-19: Vyzovy, posledstvija, protivodejstvie/ Pod red. AV Tor-kunova i dr. M.: Aspekt Press, 2021.

11. Pololikashvili Z, Gurria A. Okazanie podderzhki i pomoshhi v koordinacii v in-teresah bezopasnogo i ustojchivogo vosstanovlenija turizma. URL: https://www.unwto. org/ru/news/ (data obrascheniya: 21.09.2022).

12. Posledstvija pandemii COVID-19 / Pod red. N.A. Beljakova, S.F. Bagnenko. SPb.: Bbaltijskij medicinskij obrazovatel'nyj centr, 2022.

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 9 fevralya 2021 g. № 141. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102160025 (data obrascheniya: 21.09.2022).

14. Psihologicheskoe soprovozhdenie pandemii COVID-19 / Pod red. Ju.P. Zin-chenko. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2021.

15. Rossija i mir vo vremja i posle pandemii COVID-19: Vyzovy i vozmozhnosti / Pod red. E.S.Vylkovoj. SPb.: Izdatel'sko-poligraficheskaya associacija vysshih ucheb-nih zavedenij, 2020.

16. Rosturizm: Vnutrennij turpotok vosstanovilsja na 90% po otnosheniju k pokazateljam 2019 goda. URL: https://welcometimes.ru/news/ (data obrascheniya: 03.09.2022).

17. Strategija razvitija turizma Rossijskoj Federacii na period do 2035 g., utverzh-dena Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 20 sentjabrja 2019 g. № 2129-r. URL: http:// government.ru/docs/37906/ (data obrascheniya: 21.08.2022).

18. Federal'noe agentstvo po turizmu. URL: https://mirputeshestvij.rf (data ob-rascheniya: 21.09.2022).

19. Hanina A.V. Pandemija COVID-19 i sankcii: Osobennosti vlijanija na turisti-cheskuju otrasl' Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2021. T. 15. № 3. S. 199—208.

20. Chertov D.G., Matveevskaja A.S. Osobennosti vosstanovlenija mezhdunarod-nogo turizma posle pandemii v Rossii // Rossija v global'nom mire. 2021. № 18(41). S.33—42.

21. Digital Nomads — vash nadyozhnyj partnyor v cifrovom prostranstve. URL: https://digitalnomads.software/AboutUs (data obrascheniya: 09.10.2022).

22. UNWTO: Hudshij god v istorii turizma. Padenie mezhdunarodnogo potoka turistov ocenivaetsya v 1 milliard v 2020. URL: https://www.tohology.com/hospitality/ industry/unwto-padenie-potoka-turistov/ (data obrascheniya: 25.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.