Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СНАБЖЕНИЯ: ОПЫТ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ'

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СНАБЖЕНИЯ: ОПЫТ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
снабжение / российские компании / зарубежные компании / закупки / функции снабжения. / supply / Russian companies / foreign companies / procurement / supply functions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниэль Ольга Александровна

в статье анализируется зарубежный и российский опыт в области повышения эффективности снабженческих функций предприятия. На данный момент существует достаточное количество стратегий в этой области, тем не менее, наблюдаются проблемы, связанные с организацией функций снабжения. Так, иностранные компании интегрируют функции управления поставками и общего управления бизнесом для повышения эффективности функций снабжения, российским компаниям необходимо перенимать данный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SUPPLY FUNCTIONS: EXPERIENCE OF LEADING DOMESTIC AND FOREIGN COMPANIES

the article analyzes foreign and Russian experience in the field of improving the efficiency of the enterprise's supply functions. At the moment, there are a sufficient number of strategies in this area, however, there are problems associated with the organization of supply functions. Thus, foreign companies integrate supply management and general business management functions to improve the efficiency of supply functions, Russian companies need to learn from this experience.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СНАБЖЕНИЯ: ОПЫТ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ»

STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SUPPLY FUNCTIONS: EXPERIENCE OF LEADING DOMESTIC AND FOREIGN COMPANIES

Daniel O.A. (Russian Federation)

Daniel Olga Alexandrovna - master's Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND LAW, BRANCH

FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SOUTH URAL STATE UNIVERSITY (NRU), NIZHNEVARTOVSK

Abstract: the article analyzes foreign and Russian experience in the field of improving the efficiency of the enterprise's supply functions. At the moment, there are a sufficient number of strategies in this area, however, there are problems associated with the organization of supply functions. Thus, foreign companies integrate supply management and general business management functions to improve the efficiency of supply functions, Russian companies need to learn from this experience.

Keywords: supply, Russian companies, foreign companies, procurement, supply functions.

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СНАБЖЕНИЯ: ОПЫТ ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ Даниэль О.А. (Российская Федерация)

Даниэль Ольга Александровна - магистрант, кафедра экономики, менеджмента и права, филиал

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Нижневартовск

Аннотация: в статье анализируется зарубежный и российский опыт в области повышения эффективности снабженческих функций предприятия. На данный момент существует достаточное количество стратегий в этой области, тем не менее, наблюдаются проблемы, связанные с организацией функций снабжения. Так, иностранные компании интегрируют функции управления поставками и общего управления бизнесом для повышения эффективности функций снабжения, российским компаниям необходимо перенимать данный опыт.

Ключевые слова: снабжение, российские компании, зарубежные компании, закупки, функции снабжения.

Независимо от того, к какой сфере услуг относится организация, она в той или иной степени нуждается в материалах, сырье и услугах, предоставляемых другими компаниями, поэтому осуществление снабжения является одной из важных функций.

Актуальность изучения вопроса обусловлено тем, что многие организации не имеют четкой общей экономической стратегии в условиях рыночной конкуренции, что значительно усложняет организацию корпоративной закупочной деятельности. Опыт указывает на то, что в отечественных организациях часто имеет место несовпадение интересов определенных участников логистической цепочки поставок товарно-материальных ценностей, что приводит к различным нарушениям в работе логистики, высоким закупочным затратам, повышению или снижению цен, и экономической прибыли предприятия.

Любая закупка на предприятии связана с определением потребности компании в ресурсах. Сначала определяется, что именно покупать и в каких объемах, с каким поставщиком заключать договоры и на каких условиях [1, с. 125].

Прямая покупка материальных ресурсов производится при высоком объеме потребления, при этом товары могут закупаться небольшим партиями, но в срочном режиме. В развитых странах мира компании-посредники имеют возможность доставлять товары быстрее, чем производители. В зарубежном опыте закупка товаров с помощью аукционов является распространенной практикой, особенно для компаний пищевой, текстильной и сельскохозяйственной промышленности.

Существуют различные способы закупок, которые различаются в зависимости от характера закупок, но на российском рынке в основном используются закупки «в срок» и «по требованию». Подход «в срок» значительно снижает уровень запасов из-за частичных поставок. Этот метод широко используется как российскими, так и зарубежными предприятиями, так как он позволяет повысить эффективность за счет минимизации отходов и улучшения координации [2, с. 58].

В настоящее время ведущие иностранные компании интегрируют функции управления поставками и общего управления бизнесом. Многие компании меняют название функции с управления закупками на управление поставками, чтобы отразить переход от одноразовой функции, ориентированной на быстрые транзакции, к стратегической функции, ориентированной на полномасштабный процесс.

Структурно, отделы управления товарами, товарные группы и отделы с межфункциональными функциями закупок и снабжения сегодня находят себя все чаще в зарубежных компаниях. Сам процесс в меньшей степени ориентирован на проведение сделок, опирается на применение информационных систем, а также на установление более тесных отношений с небольшим числом поставщиков. Для выбора конкретных поставщиков компания проводит процесс отборки, который может происходить на практике, после чего составляет список наиболее подходящих продавцов и пользуется их услугами на постоянной основе [3, с. 49].

В пример можно привести опыт компании ITT Cannon North America (США). В структуре управления создана система выбора поставщиков, в состав которой входят представители системы управления, финансовых служб и производственных подразделений [4, с. 132].

Команда выбирает в качестве поставщиков только тех, кто соответствует всем требованиям. Уровень запроса, сделанного компанией. Группа выдвигает технические требования к предметам закупок, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которые передаются поставщику. При рассмотрении возможностей поставщика в первую очередь определяются следующие требования:

- наличие оборудования для выпуска продукции требуемого качества и необходимого количества;

- возможность проводить проверки качества по заданной методике и с помощью необходимых инструментов;

- ведение контроля и аттестации всех материальных ресурсов;

- наличие необходимой документации и инструкций для работы с продукцией их контролем над ней;

- наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых производственных и контрольных операций [5, с. 115].

В России многие компании активно работают в данном направлении, но ярких примеров о полном раскрытии оптимизированного потенциала закупок нет. В то же время, опыт проведения аукциона в области закупок запасов, отбор поставщиков по критериям начал широко распространяться в последние несколько лет.

Список литературы /References

1. Груздев Г.В., Жиряков С.Н. Стратегическая функция закупочной деятельности предприятий. ЖУРНАЛ "Азимут научных исследований: экономика и управление", 2019. С. 125-126.

2. Алексеева Н.И., Алёхина Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности, 2019. Т. 1. № 5 (5). С. 56-59.

3. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами/Дж. Шрайбфедер; пер. с англ. Ю. Орлова. Изд-во Альпина Паблишер, 2019. 304 с.

4. Храмцова О.О. Анализ товарных запасов системе управления товарооборотом кооперативной организации / О.О. Храмцова, Т.Г. Храмцова // Современные тенденции развития науки и технологий, 2019. № 6-8. С. 130-134.

5. Сутягин В.Ю. Сбалансированная система показателей как эффективный инструмент реализации стратегии развития предприятия / В.Ю. Сутягин, М.А. Турлачева // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2018. № 5-6. С. 112-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.