Научная статья на тему 'Стратегии развития дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь в условиях сотрудничества с вузами Европы'

Стратегии развития дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь в условиях сотрудничества с вузами Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь в условиях сотрудничества с вузами Европы»

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА С ВУЗАМИ ЕВРОПЫ

М. П. Жигалова

В настоящее время система дополнительного образования взрослых Беларуси развивается в условиях свободы научного творчества. Освобождение от жёсткого идеологического диктата и «директив сверху» советского прошлого открыло возможности объективного изучения аспектов мирового опыта, позволило по-новому подойти к освоению богатейшего исторического наследия теории и практики отечественного образования взрослых. Вместе с тем выяснилось, что работать в условиях свободы творчества стало намного сложнее и ответственней, потому что свобода это не вседозволенность, а конкретная ответственность учёного, преподавателя, управленца за результаты своего труда.

Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» [5] освоение образовательных программ дополнительного образования взрослых (а их 12), направлено на то, чтобы формировать мотивацию слушателя к постоянному совершенствованию знаний и мыслительной деятельности, осознанной потребности в получении знаний «через всю жизнь». И в этой связи дополнительное образование взрослых является одним из стратегических направлений повышения конкурентоспособности специалиста, его востребованности на рынке труда. Неудивительно, что школьное и вузовское образование первой и второй ступени обучения в современной образовательной среде любого государства обязательно дополняется: «дополнительным образованием взрослых», как в Республике Беларусь, «последипломным», как в России, или «непрерывным», как в Германии, без чего немыслим ни процесс модернизации производства, ни процесс интеллектуального развития социума в целом. На всех ступенях обучения в высшей школе, в том числе и в системе дополнительного образования взрослых, происходит преодоление репродуктивного стиля преподавания и переход к новой образовательной парадигме. Она носит творческий характер и обеспечивает познавательную активность и самостоятельность мышления, мобильность слушателей в получении и использовании постоянно обновляющейся информации, направленной на улучшение качества подготовки специалистов для отраслей динамично развивающейся социально-экономической сферы. Неслучайно к дополнительному образованию взрослых предъявляются в обществе новые требования. Оно должно быть практико-ориентированным и разновекторным, где каждый слушатель смог бы получать образование по специальности, выбрать его согласно своему желанию и интеллекту, запросам и способностям, востребованности на рынке труда. В этом плане в системе дополнительного образования взрослых достаточно перспективными нам кажутся вопросы, связанные как с созданием совместных образовательных услуг в рамках поликультурного образовании, так и с сотрудничеством с вузами Европы.

124

В связи с этим думается, что в условиях интенсивно развивающихся реформационных процессов, осуществляемых Министерством образования Республики Беларусь и университетами, творческими коллективами в сотрудничестве с учёными - педагогами, психологами, управленцами, резко возрастает роль и значимость научно-теоретического, в том числе и философско-методического осмысления новых образовательных реалий и процессов. Потому сотрудничество в области оказания взаимовыгодных образовательных услуг для слушателей разных государств можно рассматривать как один из эффективных ресурсов повышения качества дополнительного образования взрослых. Для этого желательно было бы создать в рамках сотрудничества между университетами Европы и стран СНГ совместный международный научно-методический и учебный центр, куда приглашать для постоянной работы ведущих ученых: правоведов, психологов, педагогов, например, России, Беларуси, Польши, Германии и др. В рамках этого центра могли бы разрабатываться и постоянно корректироваться международные правовые и научно-методические документы, регламентирующие деятельность и функционирование научных лабораторий, школ, консультационных пунктов, созданных на местах.

Большое значение для дополнительного образования взрослых, особенно в свете последних событий в Украине, приобретает в рамках международного сотрудничества культурологическая концепция содержания образования [3]. Она стала бы несущей конструкцией всей работы по модернизации содержания образования в мультикультурном пространстве Беларуси, России, Европы и мира, направленного на консолидацию поликультурного социума. В русле предложенных нами международных научно-методических и учебных лабораторий по оказанию совместных образовательных услуг в системе дополнительного образования взрослых каждого из государств можно разрабатывать такие учебные программы по совершенствованию профессиональных навыков, которые будут включать и вопросы обязательного изучения национальной и инонациональной культуры, её функционирования в этнической среде слушателя. Это позволит учёным всех стран совместно на взаимовыгодных условиях разрабатывать и своевременно внедрять научные и методические исследовательские проекты, знакомить разные народы не только с достижениями в экономике, но и с культурой их использования в своей этнической среде. Реализуя содержание учебных программ, можно будет обмениваться специфическими подходами в преподавании гуманитарных и естественно-математических дисциплин в инонациональной среде, пропагандировать лучший опыт, тем самым повышая интерес к инновациям.

К сожалению, сегодня решение таких вопросов в странах СНГ и Европы пока остаётся открытым. Достаточно сказать, что в системе дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь, например, на изучение отечественной и инонациональной культуры, число часов достаточно ограничено. Лишь на специальностях переподготовки, например «Туроператорская и турагентская деятельность» предусмотрен курс «Культурология и религиоведение» (28 ч, 16 из которых аудиторные, 12 - самостоятельная работа), а на специальности «Русский язык как иностранный» читается курс «Поликультурное образование молодёжи» (50 ч, из них 26 аудиторных). Конечно, такое по-

125

верхностное знакомство с национальной и инонациональной литературой и культурой, где описан опыт многих поколений и цивилизаций, снижает интерес к внутреннему миру человека. Происходит замена душевных качеств сухим прагматизмом и расчётом, что в конечном итоге приводит к обесцениванию и невостребованности тех качеств, которые во все времена составляли основу и гордость любой нации, любого государства: совести и ответственности, чести и достоинства личности. Поэтому сегодня, в эпоху технологизации, необходимо в рамках сотрудничества между университетами Европы и стран СНГ реанимировать преподавание гуманитарных дисциплин на всех ступенях обучения специалистов любого профиля, в том числе и в системе дополнительного образования, иначе последствия могут быть необратимыми.

Важно отметить, что в любом государстве мира система дополнительного образования взрослых очень специфична и требует создания специальных учебно-методических материалов, рассчитанных уже на опытного специ-алиста-профессионала. Поэтому совместная работа учёных из разных государств мира в рамках международного научно-методического и учебного центра помогла бы решить и эту проблему. В международных научных лабораториях можно было бы проводить совместные исследования в образовательном социуме взрослых, создавать учебные материалы для специфической мультикультурной среды, выполнять совместные научные практикоориентированные проекты, проводить научные конференции, семинары, тренинги. Например, по такой актуальной сегодня для любого государства мира теме, как «Семья и социум» можно было бы эффективно работать на белорусско-русском, белорусско-украинском, белорусско-польском, белорусско-польско-германском пограничье. Это позволило бы решать общие для этих регионов проблемы коммуникации и воспитания в поликультурной семье, информированности и коммуникации, проблемы помощи людям, зависимым от табакокурения, наркотиков, проблемы неполной и молодой семьи.

Не менее значимой для сотрудничества между университетами Беларуси, Польши и Германии является и проблема коммуникации, в том числе изучения славянских языков как языков делового пограничного общения. Несмотря на то что эта проблема положительно решается в нашем Институте повышения квалификации и переподготовки, было бы целесообразно совместно решать ещё и проблему организации стажировки в языковой среде.

Сегодня необходимо «сделать» педагогическим и само пространство институтов повышения квалификации, где учатся специалисты различных отраслей, принципиально изменить организацию всего учебного процесса. Значимым, на наш взгляд, является процесс организации самообразования слушателей, определения специальных баз для прохождения стажировок, соответствующих всем современным требованиям. Это должны быть лучшие учреждения и предприятия города, в которых работают творческие профессионалы, способные личным примером вызвать интерес слушателя-практиканта к делу; продемонстрировать любовь и уважение к личности обучающегося. Важно позаботиться и об адаптации специалиста-стажёра, создать ему условия для творчества. Следует понять, какие факторы определяют восприимчивость потенциальных заказчиков (предприятий и учреждений) дополнительного образования взрослых к новшествам, от чего зависит

126

эффективность их внедрения. Для Беларуси, которая сегодня активно обучает и иностранных студентов, проблемы развития поликультурного образования [2] также актуальны, в том числе и для системы дополнительного образования взрослых. Здесь нужны новые подходы в обучении, основанные на уважительном отношении к культурам и характерам разных народов.

На современном этапе невозможно игнорировать и мировые процессы в бизнес-образовании [4], поскольку выпускники будут работать уже в условиях глобального бизнеса. Это потребует от системы образования новых подходов, развития у специалистов-слушателей необходимых навыков и компетенций, а также разработки актуальных проблем, тесно связанных с практикой бизнеса [1].

Список литературы

1. Апанасович В. В. Перспективы развития белорусского бизнес-образования (по итогам 9 Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы бизнес-образования» // Вышэй-шая шк. - 2012. - № 3.

2. Гукаленко О. В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодёжи // Известия Акад. пед. и социальных наук. Вып. IX. - М., 2005.

3. Жигалова М. П. Дополнительное образование взрослых как стратегический ресурс развития личности // Весык адукацьп. - 2013. - № 5.

4. Косинец А. 1навацыйная адукацыя - галоуны рэсурс канкурэнтназдольнай эканомш дзяржавы // Вышэйшая шк. - 2007. - № 6.

5. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Мн.: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2011.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.