PSYCHOLOGICAL SCIENCES
СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
КОРОНАВИРУСА
Гноринская Е.В.
студентка магистратуры Филологического факультета Российского Университета Дружбы Народов
STRATEGIES FOR COPING WITH THE CRISIS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Gnorinskaya E.
graduate student Faculty of Philology Peoples' Friendship University of Russia
Аннотация
В данной работе представлен обзор некоторых зарубежных и российских публикаций по изучению способов преодоления кризисных состояний людей в условия коронавируса. Данная статья также затронет общие вопросы относительно влияния пандемии COVID-19 на психологическое благополучие людей, находящихся в условиях пандемии.
Abstract
This paper provides an overview of some foreign and Russian publications on the study of ways to overcome the crisis conditions of people in the conditions of coronavirus. This article will also address general questions regarding the impact of the COVID-19 pandemic on the psychological well-being of people in a pandemic.
Ключевые слова: тревога, совладающее поведение, коронавирус, COVID-19, посттравматический стресс.
Keywords: anxiety, coping behavior, coronavirus, COVID-19, post-traumatic stress.
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 затронула различные аспекты жизни человечества и привела к серьезным политическим, экономическим, социальным и психологическим изменениям. Являясь незаметной человеческому глазу инфекцией, она несет в себе двойную опасность. Это связано с тем, что человек может одно-времнно и болеть, и являться перносчиком этого опасного вируса, сам того не подозревая. Постоянно присутствующее чувство тревоги, страха , неизвестности будущего, а также нагнетание обстановки через средства массовой информации накладывают дополнительную нагрузку на психику человека. Стоит отметить, что исследований, посвященных психологическому состоянию различных слоев населения, не мало. Научные статьи зарубежных и российских авторов в достаточно полной мере описывают психологическое состояние людей, однако остаются не в полной мере изученными механизмы преодоления последствий пандемии ТОУГО-19.
Первым принял на себя удар пандемии СДУТО-19 Китай. 31 декабря 2019 года Комиссия по здравоохранению Ухани зарегистрировала 27 случаев вируса атипичной пневмонии. В целом, за последние 30 лет Китай неоднократно сталкивался с вирусными эпидемиями зоонозного происхождения. Передача такого вируса от человека к человеку возникла еще в 2002 году и серьезно повлияла на изменения в системе здравоохранения КНР. Китайским правительством были приняты серьезные
меры по урегулированию ситуации с пандемией, а именно введение коллективного карантина, отслеживание контактов общения заразившихся граждан, строительство отдельных специализированных больниц под заболевших коронавирусом людей , закрытие мест общественного пользования[10]. Именно благодаря этим действиям Китаю удалось минимизировать последствия пандемии и предовратить смертность. Исследуя потенциальные факторы влияния на психическое состояние людей, китайские ученые пришли к выводу, что наиболее негативное воздействие оказывал новостной информационный поток. Люди постоянно проверяли новые сведения о коронави-русе, следили за количеством заразившихся, тем самым увеличивая собственный уровень тревожности. Отсутствие сна и генерализованное тревожное расстройство было отмечено более чем у 35% людей, прошедших опрос в сети Интернет. Данные симптомы чаще наблюдались у людей младше 35 лет и у медицинских работников[8].
Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю., изучали особенности психического состояния людей в период пандемии и оценивали потребность населения в психологической помощи.
В исследовании авторов приняли участие 232 человека, среди которых 198 женщин и 34 мужчин. Анализ психопатологичекого состояния опрошенных указывает на повышенный уровень тревоги и
появления депрессивной симптоматики. В отдельных случаях происходит повышение по таким клиническим параметрам, как паранояльность и фобии. Среди опрошенных 22,3% сообщили о желании получить психологическую помощь и поддержку. Отмечается также выраженность неконструктивных копинг-стратегий в противовес конструктивным. Так, например, чаще применялся "уход от решения проблем", нежели "активное со-владание", "планирование", "позитивное переформулирование и личностный рост". Также авторы провели исследование динамики психологических реакций, которые происходят в процессе пандемии СОУГО-19. Сбор данных проводился в виде анонимного интернет-опроса 430 респондентов Москвы и других городов России в период с 22.03.2020 по 04.04.2020. В результате обнаружился рост потребности обращения к религии, где вместе с этим отмечалось снижение критического мышления и невозможность всесторонне и здраво оценить сложившуюся ситуацию[1,2].
А.Ш. Тхостов и Е.И. Рассказова в своей работе связывают различные виды тревоги в ситуации пандемии коронавируса с поиском информации о нем и защитными действиями. Авторы соотносят понятия "пандемия" и "инфодемия", и говорят о том, что существенную долю угрозы обществу несут средства массовой информации. В структуре действий по защите от вируса отмечаются дезинфекция рук, ношение масок и перчаток. Данные действия доказали свою эффективность в борьбе с вирусом. Также авторы обратили внимание на нетипичные стратегии, которые включают в себя медицинские и физические попытки поддержания иммунитета, а именно, покупка продуктов и медикаментов впрок. Структура тревоги представлена двумя важными аспектами - это страх заражения и тревога по поводу экономических последствий пандемии. В целом, авторы считают, что целенаправленный контроль и ограничение поступающей информации о коронавирусе может способствовать снижению уровня тревоги населения[4].
И. Риччи-Кабелло с соавторами обобщили 61 исследование по изучению влияния эпидемии атипичной пневмонии на психическое здоровье и выявили, что основными факторами риска развития психических нарушений являются отсутствие социальной поддержки, стигматизация и работа в условиях повышенного риска. Отмечено также, что в зоне опасности находятся люди младшего возраста и представители женского пола[9].
Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., изучая связь субъективного благополучия с совла-данием и тревогой в ситуации пандемии, пришли к выводу, что наиболее часто используемыми стратегиями являлись переосмысление, личностный рост, юмор, активное совладание, принятие ситуации и планирование. То есть преобладали конструктивные стратегии. Реже использовались такие средства как алкоголизация, обращение к религии и отрицание проблемы. Как показало исследование, женщины чаще концентрируются на эмоциях и ищут
социальной поддержки, нежели мужчины. У тех испытуемых, кто использует позитивные стратегии совладания с кризисной ситуацией, отмечался более высокий уровень психологического благополучия. Что же касается эффективности применяемых копинг-стратегий по отношению к тревоге о коро-навирусе, то без исследований, проведенных в лон-гитюде, выводы об их эффективности преждевременны. В кризисной ситуации, связанной с риском заражения, фокусировка на эмоциональном состоянии и принятие ситуации могут быть и конструктивными стратегиями из-за остутствия связи с ухудшением общего благополучия[3].
Кафедра психологии женского колледжа, входящего в состав университета Дели, изучала психосоциальные факторы стресса индейцев в условиях пандемии коронавируса. В данном исследовании принимали участие 1009 респондентов. Оценивали стратегии преодоления, которые чаще использовали индейцы. В результате выяснилось, что поиск социальной поддержки был наиболее предпочтительной стратегией преодоления стрессовых последствий коронавируса[6].
Нидерландский исследователь Йохан Хаве-наар сравнил в своем исследовании ядерные катастрофы и последствия СОУШ-19. Вирус является невидимой угрозой, как и в случае ядерных катастроф. При масштабных происшествиях наблюдаются определенные фазы психических реакций человека, а именно: фаза отрицания серьезности ситуации, фаза потери иллюзий, сопровождающаяся нарастанием неопределенности , появлением депрессивных состояний, и фаза принятия новых реалий жизни. Последняя еще глубоко не изучена, но проходит она достаточно долго, и ее прохождение зависит от многих факторов, таких как смерть близких от коронавируса, уровень социального благополучия и других причин[5].
Доктор Беллан совместно с коллегами исследовали пациентов с перенесенным коронавирусом, спустя 4 месяца после выписки из больницы. В результате выяснили, что симптомы посттравматического стресса наблюдались у 17% исследуемых. Прежде всего, это связано с остаточными последствиями перенесенного заболевания, которые повлияли на состояние здоровья и общее самочувствие испытуемых[7].
Подводя итоги, стоит отметить, что ученым еще предстоит оценить последствия новой корона-вирусной инфекции для всего человечества. Для этого необходимы исследования в лонгитюде. Что же касается основных стратегий преодоления кризисных состояний в условиях пандемии, то отмечено преобладание неконструктивных механизмов поведения. Чаще других наблюдается уход от решения проблем и обращение к религии. Более высокий уровень тревоги по поводу пандемии тесно связан с низким уровнем удовлетворенности жизнью.
Список литературы
1. Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 70, C. 1.
2. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. C. 108-126. D01:10.17759/psyedu.2020120207
3. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90—108. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205
4. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 70-89. doi:10.17759/cpp.2020280204
5. COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 190-196. doi:10.17759/cpp.2020280211
6. Ahuja. K.K (2020). Psychosocial landscape after COVID-19: glimpses into a better future. International Journal of Indian Psychology, 8(2), 77-85. DIP:18.01.210/20200802, D01:10.25215/0802.210
7. Bellan M, Soddu D, Balbo PE, et al. Respiratory and Psychophysical Sequelae Among Patients With COVID-19 Four Months After Hospital Discharge. JAMA Netw Open. 2021;4(1):e2036142. doi:10.1001/jamanetworkopen.2020.36142
8. Huang Y, Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: a web-based cross-sectional survey. Psychiatry Res. 2020 Jun;288:112954. doi: 10.1016/j.psychres.2020.112954. Epub 2020 Apr 12. PMID: 32325383; PMCID: PMC7152913.
9. Impact of viral epidemic outbreaks on mental health of healthcare workers: a rapid systematic review Ignacio Ricci-Cabello, Jose F. Meneses-Echavez, Maria Jesús Serrano--Ripoll, David Fraile-Navarro, Maria Antonia Fiol de Roque, Guadalupe Pastor Moreno, Adoración Castro, Isabel Ruiz-Pérez, Rocío Zamanillo Campos, Daniela Gongalves-Bradley medRxiv 2020.04.02.20048892; doi: https://doi.org/10.1101/2020.04.02.20048892
10. Zanin M, Xiao C, Liang T, Ling S, Zhao F, Huang Z, Lin F, Lin X, Jiang Z, Wong SS. The public health response to the COVID-19 outbreak in mainland China: a narrative review. J Thorac Dis 2020;12(8):4434-4449. doi: 10.21037/jtd-20-2363
CHARACTERISTICS OF WAYS TO SOLVE PROBLEMS BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Zak A.
Leading Researcher, Psychological Institute RAE, Moscow, Russia
Abstract
The article describes the content of the study of the features of the methods of solving problems by pupils of the 3rd and 4th grades of primary school. As a result of individual experiments according to the author's methodology "Alternation", the theoretical and empirical methods of solving problems are characterized. It is shown that teaching in the fourth grade significantly contributes to the development of the theoretical method of solving problems by children.
Keywords: students of grades 3 and 4, search problems, theoretical and empirical methods of solving problems.
1. Introduction
According to the provisions of the new FSES of primary general education [6], the mastering of the basic educational program by children in the primary grades of school should lead not only to the achievement of subject educational results based on the assimilation of the content of the programs of specific academic disciplines, but also to the achievement of meta-subject results, reflecting, in particular, cognitive competencies.
The subject of our research was the cognitive competence associated with the development of methods for solving problems of a search nature. The purpose of the study was to develop a methodology to determine the formation of the named cognitive competence in primary school graduates.
1.1. Methodological basis
In understanding the characteristics of methods for solving problems of a search nature, we relied on the concept of two types of cognitive activity, developed in the dialectical theory of knowledge (see, for example, [5]) and implemented in the works of V.V. Davydov (see, for example, [1 ]).
According to these ideas, a person's cognition of the surrounding world can be aimed at reflecting the internal connections of objects and phenomena (theoretical, meaningful, reasonable knowledge) and at reflecting their external connections (empirical, formal, rational knowledge).
In the first case, cognitive activity is effective, since its result is an understanding of the reasons for changing the objects of knowledge. In the second case, cognitive activity is ineffective, since its result is only