Научная статья на тему 'Стратегии построения межпоколенческого взаимодействия в стареющем обществе'

Стратегии построения межпоколенческого взаимодействия в стареющем обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
428
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ АССИМЕТРИИ / ЭЙДЖЕНИЗМ / ДИСТАНЦИРОВАННОСТЬ / AGING SOCIETY / INTERGENERATIONAL RELATIONS / EVALUATIVE ASYMMETRIES / AGEISM / SOCIAL DISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вараксина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются основные проблемы формирования позитивно направленных взаимодействий между представителями старшей возрастной группы и молодежью. Анализируются геронтосоциологические теории, позволяющие провести всесторонний анализ социальных, психологических, эмоциональных и интеллектуальных изменений, происходящих в старческом возрасте. Актуализируются категория «социальный статус пенсионера», проблематика эйдженизма и дистанцированности поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF INTERGENERATIONAL COOPERATION DEVELOPMENT IN THE AGING SOCIETY

The article considers principle problems of positive cooperation development between the elder group of people and the youth. The author analyzes gerontological social theories, allowing the one to carry a comprehensive research of social, psychological, emotional and intellectual changes occurring in old age. The paper updates a category of retiree’s social status, range of problems regarding ageism and social distance between generations.

Текст научной работы на тему «Стратегии построения межпоколенческого взаимодействия в стареющем обществе»

УДК 316.346.3 Вараксина Наталья Владимировна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социальных технологий,

рекламы и управления

Алтайского государственного университета

dom-hors@mail.ru

СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТАРЕЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ

Varaksina Natalya Vladimirovna

PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Technologies, Advertising and Management Subdepartment, Altai State University dom-hors@mail.ru

STRATEGIES OF INTERGENERATIONAL COOPERATION DEVELOPMENT IN THE AGING SOCIETY

Аннотация:

В статье рассматриваются основные проблемы формирования позитивно направленных взаимодействий между представителями старшей возрастной группы и молодежью. Анализируются геронтосоциологические теории, позволяющие провести всесторонний анализ социальных, психологических, эмоциональных и интеллектуальных изменений, происходящих в старческом возрасте. Актуализируются категория «социальный статус пенсионера», проблематика эйдже-низма и дистанцированности поколений.

Ключевые слова:

стареющее общество, межпоколенческие отношения, ценностные ассиметрии, эйдженизм, ди-станцированность.

Summary:

The article considers principle problems of positive cooperation development between the elder group of people and the youth. The author analyzes gerontological social theories, allowing the one to carry a comprehensive research of social, psychological, emotional and intellectual changes occurring in old age. The paper updates a category of retiree’s social status, range of problems regarding ageism and social distance between generations.

Keywords:

aging society, intergenerational relations, evaluative asymmetries, ageism, social distance.

Относительная доля престарелых граждан мирового сообщества стремительно растет, а проблемы старения и старости становятся глобальными. Старость является заключительным периодом в развитии любого организма, для человека это генетически заданное получение определенного личного социального статуса. Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов. Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей [1].

Признание демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые она открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, является отправной точкой для формирования инновационных стратегий адаптации различных слоев населения к меняющейся внешней среде.

В связи с этим актуальным направлением исследований, по мнению автора, является определение влияния старения населения на социальную структуру населения, на взаимоотношения между старшей демографической социальной группой и всеми другими возрастными группами.

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие.

Теория разъединения (Э. Каминз и У. Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют «теорией освобождения», потому что старение в данной трактовке освобождает пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу.

Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: «эйджеизм» (от английского «аде» - возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим. Согласно точке зрения Р. Батлера, эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, «бесполезности» и «смерти» [2].

В оценке межпоколенческого взаимодействия значима и теория профилизации личности. В ней анализируются стиль жизни, позиции и социокультурные ориентации каждого человека.

Проводится анализ индивидуальных реакций в пожилом возрасте. При этом сохранение жизненной активности рассматривается как позитивный фактор, подчеркивается, что люди с активными жизненными позициями готовы к изменениям и рассматривают их не как угрозу, а скорее, как вызов своим возможностям. Квиентистская позиция (безучастие, пассивное отношение к окружающему) часто оборачивается стремлением переложить свои проблемы на кого-то другого. В результате человек постоянно выражает чувство неудовольствия, начинает искать институты и учреждения, которые решили бы его проблемы. Отмечается существование преемственности жизненных стратегий. Человек не изменяется, просто с возрастом появляются черты, которые скрывались в молодом возрасте [3].

Теория возрастных ценностных ассиметрий сосредотачивает свое внимание на анализе возрастных ценностных изменениях в обществе, речь идет о размерах и способах получения дохода, об «открытости» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы. Авторы указывают на то, что пожилые люди дистанцированы от власти, богатства и престижа и занимают маргинальное положение. Возрастная асимметрия проявляется в общественном сознании как смена приоритетов, связанных с упразднением позитивного образа респектабельной старости, престижа солидных манер пожилых и усилением значимости юношеских ценностей, спортивных игр и развлечений, преклонением перед культом богатства и успеха.

Теория взаимоотношения модусов времени утверждает, что человек существует в трех измерениях: прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека постепенно меняется с возрастом, и ее ритм приобретает плавный характер, любые факты в жизни становятся событиями, любые действия заранее планируются, а любые нарушения приводят к состоянию психологической неудовлетворенности. Для представителей «третьего возраста» характерна так называемая прозрачность временных перегородок, заключающаяся в том, что, во-первых, пожилые люди часто пересматривают и переоценивают свою прожитую жизнь; во-вторых, у них постоянно спонтанно всплывают в сознании эпизоды давно прошедшего прошлого. Возвращение в прошлое - это попытка наполнения своей жизни смыслом, а также это попытка найти точку опоры в жизни. С возрастом убыстряется время, незаметно начинают мелькать дни, месяцы, годы. Сужается пространство будущего за счет расширения пространства прошлого. Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Теория девиации является одной из продуктивных в анализе проблем взаимодействия представителей разных поколений. Их основой являются представления о некоторых нормах, пределах или идеалах развития личности. Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя рассматриваются как варианты отклоняющегося поведения. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление. Старость рассматривается как основное звено трансмиссии культуры. Здесь делаются интересные выводы об изменениях содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного общества.

Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера (чаще это люди интеллектуального труда). Эта связь может быть непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы. А может быть - опосредованной через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то минуя первый этап, человек попадает во второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков.

На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье. И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния.

И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон...). Эмоциональность и общение почти отсутствуют [4].

Как и всякая схема, эта достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором - четырех, на третьем - трех, втором - двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.

Нужно отметить, что в ХХ в. обострилась проблема единства культур. Раньше культура не делилась на «молодежную» и «взрослую» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы), а теперь у различных поколений появились серьезные отличия в ценностных ориентациях, в моде, в способах коммуникации и образе жизни в целом. Это затрудняет и осложняет общение двух поколений.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В условиях резких социальных переломов, разумеется, четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими.

Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В.Д. Альперович делает вывод о том, что ненависть к старикам никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Однако дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей [б].

Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенческих контактов воздействует на все возрастные группы. В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенческих контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

Ссылки:

1. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 1998.

2. Рыбакова H.A. Феномен старости. М., 2000.

3. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М., 2003.

4. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М., 2003.

б. Альперович В.Д. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Al'perovich V.D. Starost'. Sotsial'no-fliosofskly anailz. Rostov-na-Donu, 199S.

2. Rybakova H.A. Fenomen starostl. M., 2000.

3. Anurln V. Nekotorle probiemy sotsloiogll starostl // Pslkhoioglya starostl i starenlya: khrestomatiya / comp. by O.V. Krasnova, A.G. Lldere. M., 2003.

4. Anan'ev B.G. K probieme vozrasta v sovremennoy pslkhoiogll // Pslkhoioglya starostl i starenlya: khrestomatiya / comp. by O.V. Krasnova, A.G. Lldere. M., 2003.

б. Al'perovich V.D. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.