Научная статья на тему 'Стратегии поиска и обработки информации'

Стратегии поиска и обработки информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2039
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии поиска и обработки информации»

и профессионального образования, в организации досуга молодежи.

Полученная картина отношения студенчества к феномену экстремизма нацеливает на углубление его анализа.

Литература

1. Бааль Н. Явление молодежного политического экстремизма // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.

Е. ЧЕРНЫШЕВА, зав. отделом НТБ Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

В данной статье ставится задача выделить некоторые компоненты информационно-коммуникативной культуры в вузе, проявляющейся в повседневных библиотечных коммуникациях. Выводы построены на результатах исследования, проводившегося в течение 2002-2006 гг. автором персонально, а также при участии коллектива отдела информационного менеджмента и маркетинга научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) им. В.Г. Шухова. В фокусе нашего внимания было, в частности, гендерное измерение информационно-коммуникативной культуры, так как различные социальные роли и гендер-ные стереотипы оказывают значительное влияние на ее формирование.

В роли информантов и информанток выступали читатели (потенциальные и реальные) и сотрудники научно-технической библиотеки БГТУ. Стратегией исследования был выбран метод кейс-стади (case study - исследование случая). Это позволило использовать обыденный язык и избежать формализованных ответов. Всего опрошено 398 респондентов (228 мужчин и 170 женщин), в том числе 371 студент, 11 преподавателей, 16 экспертов.

Отметим, что термины «информационная культура» и «коммуникативная культура» зачастую применяют для обозначения видов культуры, связанных с разными сферами человеческой деятельности. На

Стратегии поиска и обработки информации

наш взгляд, более правомерно использовать категорию «информационно-коммуникативная культура», потому что информация неразрывно связана с коммуникативными процессами.

Среди текстов интервью можно выделить два основных подхода к использованию понятия «информационная культура»: 1) как набора специальных умений и навыков, позволяющих успешно работать с информацией; 2) как совокупности многосторонних знаний, составляющих «информированность», «эрудированность» человека. Иными словами, первый подход предполагает владение технологией поиска и обработки информации, а второй - обладание самой информацией.

Первый подход демонстрирует следующее высказывание: «Информационная культура представителя моей специальности - это умение быстро находить нужную информацию, умение ее обрабатывать, а также способность выделять главное в целом». Эту же точку зрения разделяют и большинство библиотечных экспертов. Второй подход: «На мой взгляд, «информационная культура» представителя моей специальности - это обладание наиболее полной информацией из разных областей знаний, соответствующих наук моей специальности ».

Кстати, определения в специальной литературе также отражают вышеупомянутые тенденции. Первой соответствует оп-

ределение Э.Л. Семенюк: «Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении [выделено мною. -Е.Ч.], накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» [1, с. 3]. Вторую отражает точка зрения Е.А. Медведевой: «Информационная культура

- уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [2, с. 59].

Некоторые респонденты рассматривают информационную культуру с позиций соблюдения норм поведения в информационной среде: «По моему мнению, информационная культура - это поведение пользователя в информационной среде. Это сравнимо с обыденной жизнью. Культура в обыденной жизни - воспитанность, уровень познания, умение вести себя в различных ситуациях. Информационная культура -то же самое, только применительно к сфере информационных технологий. Например, в онлайновом режиме происходит такое же общение между людьми. С ростом знаний в области ИТ растут возможности человека, связанные с действиями надкомпьютером другого человека». Данный подход сходен с определением М.Г. -Вохрышевой: «Информационная культура

- область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [3, с. 57].

В целом студенты и студентки называют следующие категории, связанные с информационной культурой в вузе: «стремление к познанию информации»; «умение собирать и применять, оформлять и вносить в систему информацию, выделять нужные аспекты»; «нормы поведения, этикет.»; «своевременная, достоверная, постоянно обновляющаяся и легкодос-

тупнаяинформация»; «передача, распространение информации »; «наличие учебных пособий либо общественных мест (библиотек, читальных залов, Интернет-клубов и т.д.)»; «хорошие преподаватели»; «престижный вуз с международной аттестацией»; «наличие свободного времени для самоподготовки »; «общение. в первую очередь с теми, кто заинтересован в решении проблем и задач, аналогичных вашим».

Как показывают тексты, при описании информационной культуры неизбежно отражаются ее коммуникативные аспекты: «получение», «передача», «функционирование в обществе», «общение между людьми». На наш взгляд, понятие информационной культуры многомерно и несводимо к простому перечню информационных знаний, умений и навыков, поэтому говорить об уровне либо состоянии информационной культуры не совсем правомерно.

Попытаемся обозначить особенности процесса поиска и обработки информации среди студентов и студенток вуза. Выделим две основные стратегии поиска и обработки информации. Первую обозначим как стратегия «аналитической обработки информации». Ей соответствует высокий уровень информационно-коммуникативных знаний, умений и навыков (информационно-коммуникативной компетентности). Вторая - стратегия «получения готовой информации». В ее рамках можно выделить средний и низкий уровни информационно-коммуникативной компетентности. Следует отметить, что вышеозначенные стратегии ситуативны, в первую очередь зависят от характера требующейся информации и личного отношения коммуникантов.

Стратегия «аналитической обработки информации» в студенческой среде практикуется нечасто. Ее применяют при подготовке работ, требующих значительной доли ответственности и самостоятельности (курсовых, дипломных и т.п.). Кроме того, следование данной стратегии зависит

от отношения к своей работе и предмету. Последовательность действий примерно такова: 1) «составить план работы»: «четко определить вопросы, рассматриваемые в работе», «определить, какие именно темы и какую информацию необходимо искать»; 2) «поискинформации» (в библиотеке, Интернете и пр.); 3) «подобрав источники информации, необходимо постараться выделить самое главное (основную информацию)», «сформулировать тему работы, четко поставить задачу», «в соответствии с поставленной задачей подбирается литература, выбирается из нее самое важное (основное)», «затем в соответствии с планом компонуется полученная информация ».

В рамках данной стратегии библиотека занимает доминирующее положение среди других источников информации. Тем не менее доля студентов и студенток, прибегающих к помощи Интернета, также велика.

Высокому уровню информационно-коммуникативной компетентности соответствует наличие следующих знаний, умений и навыков. Требуется осуществление самостоятельного поиска информации в библиотеках. Для этого в первую очередь необходимо умение пользоваться электронным и традиционным каталогами: «Поиск начинается с работы с алфавитными каталогами в зависимости от того, что известно - название книги или ее авторы.. Затем, узнав, в каком зале она находится, идем туда и, взяв книгу, извлекаем необходимую информацию». Также важно четко формулировать свой информационный запрос библиотечному работнику, грамотно строить деловую коммуникацию, выбирать нужную информацию в найденных источниках. Требуется привлечение всех возможных источников информации: Интернета, электронных данных, книжных магазинов, использование социальных связей (друзей, родственников, знакомых, старшекурсников, сокурсников, преподавателей), информации, находящейся в собственном распоряжении. На основе каче-

ственного анализа и синтеза полученной информации, в результате переосмысления «чужих» текстов и собственных представлений создается качественно новый, «свой» текст: «Собранную информацию обобщаю и пишу своим «языком», более понятным для меня». Очень важными требованиями к информационной компетентности являются умения логически строить текст, четко формулировать свои мысли, грамотно делать ссылки на использованные источники, составлять библиографический список.

Стратегия «заимствования готовой информации» чаще применяется тогда, когда не требуется глубокая аналитическая проработка материала (например, при написании докладов, рефератов, сообщений и т.п.), при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам, экзаменам и т.д., в случае не совсем «серьезного» отношения к предмету. В данной стратегии прослеживается следующая последовательность действий.

Для поиска готовой информации Интернет оказывает незаменимую помощь: «Я пойду домой, включу свой компьютер, подключусь к Интернету и буду искать нужную мне тему». Если же результат окажется недостигнутым, «то придется идти в библиотеку, хотя сам поход туда не очень радует». Таким образом, в рамках данной стратегии библиотека уступает свое первенствующее место другим источникам информации, позволяющим более быстро и «комфортно» получать необходимую информацию: «Необходимую информацию нахожу в сети Интернет, т.к. на поиск необходимой информации уходит меньше времени. Библиотеки работают в дневное время суток, а днем обычно не бывает времени, поэтому поиск произвожу в ночное время суток».

Даже в том случае, когда выбор сделан в пользу библиотеки, читатели и читательницы пытаются упростить путь к документу, минуя поиск в каталогах: «Процесс поиска нужной информации чаще всего ограничивается оглашением своей просьбы

библиотекарю... Процесс поиска: захожу в библиотеку, спрашиваю у библиотекаря нужные мне книги, если их нет в наличии, то ухожу».

Из массива собранной информации компонуется текст: «Как всегда, скачаю много материала, чтобы было откуда выбрать, и начну данный материал собирать в определенный доклад из того списка литературы, который мне порекомендовали». Собственный анализзанимает довольно незначительную долю: «Прочитываю и выбираю самое главное и нужное и от себя делаю маленький анализ или вывод».

При написании конспектов важно умение выбирать самые основные мысли. Многие информанты обоего пола отмечают отсутствие у себя этого качества: «Конспект должен содержать самое главное... Думаю, что у меня в этом и заключается проблема, неумение находить главное».

При этом студенты и студентки ощущают себя «привязанными» к «готовым» текстам, выражая сомнения в своих способностях создавать собственные тексты: «Если и там мне ничего не найдут [в библиотеке], то придется опять менять тему, если и потом ничего не получится, то лучше оставить эту затею, т.к. сама, без каких-либо источников (или ссылок на них) я вряд ли смогу что-то сочинить». Кроме того, они хотели бы, чтобы перед ними был «образец для подражания»: «Ищу подобную работу, после изучения составляю свой текст или беру из литературы, как правило, в электронном виде». Как справедливо отмечает Э. Гид-денс, само по себе следование традициям необходимо, так как «они придают жизни естественность и форму», «без интеллектуальных традиций идеи утратили бы четкость и направление» [4, с. 61]. Однако неотъемлемой частью научной жизни является «непрерывное исследование пределов этих традиций и поощрение их активного взаимообмена», традиции «прекрасно можно отстаивать нетрадиционным способом - и в этом кроется их будущее» [Там

же]. Здесь обнаруживается гендерная асимметрия.

Среди информантов получил распространение сценарий получения готовой информации без какой-либо аналитической проработки: «Доклад находится за несколько минут, и причем уже готовый. У готового доклада меняется титульный лист, и все - можно распечатывать и отдавать, только надо не забыть его прочитать». В кругу информанток подобного отношения к получению информации обнаружено не было. В целом у студентов гораздо чаще, чем у студенток, встречался ироничный стиль написания текстов, многие из них ограничивались односложными ответами на вопросы, в то время как студентки подробно и добросовестно отвечали по каждому вопросу.

Среднему уровню информационно-коммуникативной компетентности соответствуют: наличие неполного пакета навыков поиска информации в различных вариациях, умения осуществлять деловую коммуникацию, делать информационную «выборку», анализировать полученную информацию, обобщать ее - с некоторыми элементами способности создавать качественно новую информацию, определенные навыки составления библиографии.

Низкий уровень информационно-коммуникативной компетентности предполагает минимальные навыки поиска информации, потребительские отношения в комму-никации,неумение анализировать полученную информацию, использование ее в «готовом» виде.

Поясним, что вышеописанные характеристики информационно-коммуникативной компетентности и стратегии поиска и обработки информации были выделены нами на основе анализа рассказов информантов и информанток о своих действиях при написании курсовых работ, рефератов, докладов, подготовке конспектов из книг, сообщений, к семинарским занятиям, посещении библиотек.

Компьютер расширяет возможности ра-

боты с текстом. С одной стороны, многие информанты обоего пола отмечают нехватку навыков, связанных с использованием информационных технологий: «Сейчас появляется большое количество новой информации, поэтому необходимо успевать за всем этим и учиться. Я бы хотела еще побольше узнать о возможностях обработки информации на компьютере». С другой стороны, владение всеми видами информационных технологий еще не означает наличие высокого уровня информационно-коммуникативной компетентности, не приближает, а, скорее, удаляет участников библиотечной коммуникации от стратегии «аналитической обработки информации». Этот фактявляется свидетельством необходимости обучения систематизации информации, а также организации успешных, партнерских деловых коммуникаций. Данная проблема является актуальной как для студентов, так и для преподавателей, ученых и библиотекарей обоего пола.

Преподаватели вуза, библиотекари используют в своей деятельности стратегии поиска и обработки информации, аналогичные тем, что применяют студенты. И не всегда уровень их информационно-коммуникативной компетентности является достаточно высоким: многие владеют в совершенстве каким-либо одним информационно-коммуникативным навыком, не желая или не видя потребности в использовании других. Библиотекари, работающие в сфере обслуживания читателей, чаще всего практикуют стратегию «заимствования готовой информации». Для них работа превращается в рутинную деятельность, поэтому они не чувствуют необходимости в каком-либо анализе своей деятельности. Даже руководители подразделений ограничиваются обобщением количественных показателей, оставляя качественные данные без внимания. Немногие библиотечные менеджеры и лишь единицы из рядовых сотрудников используют стратегию «аналитической обработки информации» и обладают высоким уровнем информационной

компетентности. Так, например, только 30% библиотечных экспертов считают себя достаточно компетентными для создания на основе имеющейся информации качественно новой. Большинство из них все еще предпочитают работать с традиционными видами информации (63%), использовать прежние способы поиска информации (69%), не прибегая к помощи новых информационных технологий.

Таким образом, обновление социокультурной информационной среды вступает в противоречие с деятельностью конкретных людей, обладающих разной информационно-коммуникативной культурой. Это относится к информационно-коммуникативной культуре как читателей, так и персонала библиотеки. Поэтому проблемой становится не только доступ к информации, но и способность конструктивного восприятия ее массивов, а также построения успешной коммуникации. Именно это является проблемой современного образования и, соответственно, проблемой современных библиотек. Наиболее важными условиями повышения статуса библиотечной профессии должны стать, по всей видимости, возвращение библиотечных сотрудников к совмещению библиотечной и научно-исследовательской деятельности на качественно новом уровне и дефеми-низация библиотечной сферы.

Вузовская библиотека как центр информационно-коммуникативной культуры может и должна учить искать, обрабатывать и использовать полученную информацию, способствуя тем самым формированию специалиста, умеющего адаптироваться к изменяющимся социальным реалиям. Одним из условий развития человека «созидающего» является переход к новой модели библиотеки, построенной на основе субъект-субъектных, партнерских отношений.

Литература

1. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ, Сер. 1. - 1994. - №7.

2. Медведева Е.А. Основы информационной

культуры // Социол. исслед. - 1994. - № 11.

3. Вохрышева М.Г. Формирование науки об

информационной культуре // Проблемы

информационной культуры. Вып. 6. - М., 1997.

4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. - М., 2004.

О. ПОНУКАЛИНА, доцент Саратовский государственный социально-экономический университет

Наличие свободного времени и возможность интересно его провести за рамками жестко детерминированных производственных и сервисных процессов ценится сегодня не менее, чем, например, хорошая работа. Особое значение и актуальность эта тема приобретает для молодежи. Как справедливо полагает Е. Омельченко, вся молодежная культура в целом ассоциируется прежде всего с досугом и отдыхом. Можно даже утверждать, что именно данная сфера общественной жизни интегрирует молодежь в особую социальную группу. Именно здесь она ведет себя необычным образом, особенно независимо, выражая отличительно не-взрослые вкусы и ценности [1]. Таким образом, досуг - это наиболее доступный для исследования предмет социологии молодежи.

Выбор того или иного способа проведения досуга обусловлен, с одной стороны, уровнем культурного развития самого человека, что проявляется в системе его запросов и целевых установок, а с другой стороны, теми возможностями, которые социум предоставляет ему для реализации интересов. Возможности раскрываются в системе условий, точнее, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности.

Ученые отмечают, что следствием перехода на конвейерное производство стало появление совершенно нового, ранее неизвестного типа человека, способного реагировать на напряжение не мобилизацией, а, напротив, «отключением» сознания, что и

Специфика досуга

современной

молодежи

послужило началом для новой индустрии -индустрии досуга, породившей «цивилизацию досуга». Начиная с 60-х гг. ХХ столетия происходит становление сферы досуга, во многих западных странах наблюдается «рекреационный бум», и досуг утверждается как автономная, самоценная, привлекательная сфера жизнедеятельности человека. Производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, стало одной из наиболее прибыльных форм бизнеса и предпринимательства в нашей стране. Даже в условиях экономического кризиса эта сфера продолжала успешно развиваться. Ночные клубы и игорный бизнес, игровые автоматы и компьютерные игры, туристические и образовательные поездки за рубеж и шоу-бизнес - вот далеко не полный перечень тех форм предпринимательства, которые активно зарождаются и развиваются в России начиная с 80-90-х гг. ХХ столетия. Многие из этих предложений ориентированы именно на молодежь.

Как проводят свое свободное время студенты современного российского города, что предпочитают делать на досуге и чем определяется их выбор? В течение 20002001 гг. и в 2006-2007 гг. под руководством автора была проведена серия социологических исследований, направленных на выявление приоритетов досуговой активности студентов трех крупных вузов Саратова. Были применены методы анкетирования, неформализованного интервью, кейс-ста-ди, наблюдения. Выборочная совокупность респондентов составила 1325 человек; в нее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.