Данилина Е. А. Стратегии обучения иностранному языку при компетентностно-модуль-ной организации учебного процесса (бакалавриат, неязыковой вуз) / Е. А. Данилина // Научный диалог. - 2014. - № 2 (26) : Педагогика. - С. 18-25.
УДК 378.147:81’243+371.321.3
Стратегии обучения иностранному языку при компетентностно-модульной организации учебного процесса (бакалавриат, неязыковой вуз)
Е. А. Данилина
Статья посвящена стратегиям обучения иностранному языку для осуществления профессиональной деятельности. Приводятся определения понятия «стратегия обучения», актуализированного в области языкового образования. Дается классификация обучающих стратегий с учетом принципов компетентностно-модульной организации учебного процесса. Предлагается выделять следующие стратегии обучения бакалавров английскому языку: языковые, коммуникативные, интегративные творческие стратегии. Данные стратегии рекомендуется считать эффективными для бакалавриата неязыкового вуза. Стратегии соотносятся с компетенциями, формированию которых они способствуют, а также с категорией «умения». Языковые умения предполагают накопление специальной терминологии по специальности; активное освоение грамматических конструкций, характерных для делового стиля. Коммуникативные умения - это умения обрабатывать и интерпретировать информацию; владеть речевым этикетом, вести переписку на английском языке; использовать страноведческие и культурные фоновые знания. Интегративные умения заключаются в способностях самостоятельно находить различные источники информации на иностранном языке; обрабатывать, интерпретировать информацию; реализовывать продукт с использованием коммуникационных и информационных технологий; эффективно общаться с потребителем, коллегами, представите-
лями вышестоящих организаций. Рассматриваются вопросы, связанные с организацией обучения через систему упражнений. Стратегии, компетенции (умения) и упражнения представлены системно взимосвязанными.
Ключевые слова: стратегии обучения иностранному языку; обучающие упражнения; компетентностно-модульная организация учебного процесса; иноязычная профессиональная деятельность.
В современных условиях очевидна необходимость пересмотра подходов к подготовке квалифицированных специалистов. В вузах, где иностранный язык не является профилирующим предметом, вопрос выбора обучающих стратегий остается актуальным. Процесс изучения иностранного языка организован в интенсивном режиме в связи с кратковременностью сроков освоения языка, при этом содержание курсов носит профессионально-ориентированный характер.
Во второй половине XX века в методике обучения иностранному языку параллельно с разнообразными подходами, теориями и технологиями обучения начала формироваться новая предметная область. В центре внимания оказываются стратегии обучения языку, нацеленные на повышение качества обучения, на поиск более эффективных путей и способов развития иноязычного общения.
Они становятся предметом живого обсуждения, за основу берутся разные критерии их выделения.
Приведем некоторые дефиниции термина стратегии изучения иностранного языка. Так, Н. И. Рамза обращается к зарубежной методической литературе и приводит ряд определений: в работе А. Венден и Дж. Рубин под стратегией понимается «любой набор действий, шагов, планов, рутин, применяемых студентом для получения, хранения, доступа и использования информации»; Д. Ричардс и Д. Платт трактуют обучающую стратегию как «целенаправленное мышление и поведение с целью запоминания и понимания новой информации в процессе обучения»; К. Фаерх и Г. Каспер говорят о стратегии как «попытке разви-
вать в себе лингвистическую и социолингвистическую компетенцию средствами изучаемого иностранного языка» [Рамза, 2007, с. 242]. Для нас особенно важно, что Дж. Рубин различает среди стратегий изучения языка такие виды, как стратегии изучения языка (непосредственно стратегии учения) и стратегии использования языка (коммуникативные и социальные стратегии) [Там же].
Современные исследователи предлагают выделять стратегии с учетом деятельностного характера обучения:
- деятельностные стратегии обучения иностранному языку предполагают взаимодействие педагога и обучающегося, нацеленное на комплексное развитие личности студента в процессе овладения речевой деятельностью, а именно на развитие коммуникативной, когнитивной, регулирующей функций речевой деятельности учащегося, совершенствование эмоционально-волевой и ментальной сфер личности [Маякова, 2006, с. 4-6];
- личностно-деятельностные стратегии заявляются как способ организации упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, а также учащихся внутри группы в процессе речевой деятельности [Орловская, 2013];
- интерактивные стратегии, направленные на повышение эффективности и интенсивности обучения иностранному языку посредством непрерывного общения между участниками образовательного процесса, в том числе с применением компьютерных и Интернет-технологий [Примак, 2012, с. 91-94].
Опираясь на имеющиеся подходы к описанию стратегий и известные принципы обучения при компетентностно-модульной организации учебного процесса (паритетность, сознательность и ответственность обучаемого за результаты обучения, индивидуализация обучения), мы предлагаем выделять следующие стратегии обучения бакалавров английскому языку: языковые, коммуникативные, интегративные творческие стратегии. Необходимо отметить, что в процессе обучения бакалавров английскому языку в вузе все вы-
деленные нами стратегии обучения носят профессионально-ориентированный характер.
Языковые стратегии, применяемые при обучении английскому языку для формирования языковой компетенции, занимают ведущее место в процессе достижения основной цели обучения иностранному языку - способности к коммуникации на иностранном языке. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют лексические и грамматические навыки и умения.
Коммуникативные стратегии необходимо применять при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, то есть уделять внимание не только формальной стороне грамматического навыка, но и функциональной стороне: те или иные лексические и грамматические явления следует выбирать и включать речь адекватно поставленным коммуникативным задачам. Поэтому применение языковых стратегий обучения английскому языку немыслимо без внедрения коммуникативных стратегий, они составляют единое целое.
Интегративные творческие стратегии обучения направлены на формирование компетенций, необходимых для самостоятельного решения поставленных задач (познавательных, практических, творческих), через критическое переосмысление полученной информации и приумножение знаний и умений. Применение данных стратегий позволяет обучающимся в условиях учебных ситуаций приобрести и применить универсальные познавательные действия через создание атмосферы сотворчества в общении, посредством включения эмоциональной сферы студента, личной заинтересованности, самооценивания и самокоррекции.
Проанализировав требования к выпускникам бакалавриата, приняв в расчет компетенции, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе изучений иностранного языка в вузе и взяв за основу принципы компетентностно-модульной организации
обучения, мы пришли к выводу, что управление учебным процессом предполагает формирование определенных умений. Они подразделяются в соответствии с предложенным делением стратегий обучения. Языковые умения предполагают накопление специальной терминологии по специальности (тезауруса); активное освоение грамматических конструкций, характерных для делового стиля. Коммуникативные умения - это умения обрабатывать и интерпретировать полученную из текста информацию; владеть речевым этикетом и ориентироваться в ситуациях общения, вести переписку на английском языке; использовать страноведческие и культурные фоновые знания. Интегративные умения заключаются в способностях самостоятельно находить различные источники информации на иностранном языке; обрабатывать, интерпретировать, использовать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; реализовывать продукт с использованием коммуникационных и информационных технологий; эффективно общаться с потребителем, коллегами, представителями вышестоящих организаций [Данилина, 2013, с. 104].
Очевидно, что успех обучения речевой деятельности зависит от тех заданий и упражнений, которые предлагаются студентам. Упражнения, применяемые для профессионально-ориентированного обучения иноязычному общению, чрезвычайно многоплановы, объемны и многофакторны. В соответствии с предложенными нами стратегиями обучения иностранному языку на основе компетентностно-модуль-ной организации целесообразно выделить три типа обучающих упражнений.
- подготовительные;
- коммуникативные;
- креативные.
Следует отметить, что упражнения всех типов должны, во-первых, отражать максимально широко аспекты иноязычной культуры, во-вторых, быть комплексными (полифункциональными), то
есть отражать процесс взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, в-третьих, соответствовать принципам компе-тентностно-модульного обучения иностранному языку [Пассов и др., 2002, с. 17].
Рассмотрим подробнее каждый их трех типов упражнений с точки зрения использования их в обучении бакалавров английскому языку при компетентностно-модульной организации учебного процесса.
Подготовительные упражнения направлены на формирование умений посредством языковых стратегий. Речь идет о лексико-грамматических упражнениях, направленных на накопление специальной лексики, и упражнениях с текстовым материалом, которые побуждают студента к построению высказывания в устной или письменной речи, а также формируют навыки самостоятельной научной работы с источниками информации на основе определенных правил [Гальскова, 2000, с. 40].
Коммуникативными мы называем упражнения, направленные на формирование умений посредством коммуникативных стратегий, основанных на имитации речевой коммуникации в учебных условиях. Такие упражнения наиболее эффективны для целенаправленного формирования коммуникативной компетенции. Примеры заданий: 1) описать ситуации, используя определенные конструкции; 2) спросить своего товарища по предложенной теме, используя активную лексику и грамматический материал модуля; 3) назвать, используя карту, важнейшие города и реки страны изучаемого языка (употребление артикля с именами собственными); 4) высказать свое мнение о том, где летом лучше - в городе или в деревне, и объяснить, почему (безличные и неопределенно-личные предложения) и т. д.
Креативными мы называем упражнения, подразумевающие естественную коммуникацию с обращением к различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письму). Под естественной речевой коммуникацией понимается обмен информа-
цией с определенными целями в предлагаемых ситуациях [Данилина, 2013, с. 124].
В «искусственных условиях» обучения иностранному языку креативные упражнения наиболее сложны, поэтому они завершают всю систему упражнений и используются, как правило, для развития речевых умений.
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком, но их эффективность зависит от соотнесенности качеств упражнения с намеченной целью и условиями ее достижения [Пассов и др., 2002, с. 26].
В заключение подчеркнем, что именно реализация в образовательном процессе различных обучающих стратегий создает благоприятные условия для активной, творческой и продуктивной деятельности студентов, что не может не дать положительных результатов при обучении иностранному языку.
Литература
1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. / Н. Д. Гальскова. - Москва : Аркти-Глосса, 2000. - 97 с.
2. Данилина Е. А. Обучение студентов вуза английскому языку на основе компетентностно-модульной организации учебного процесса (направление подготовки «Туризм», бакалавриат) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Е. А. Данилина. - Н. Новгород, 2013. - 249 с.
3. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. - Минск : Тетра система, 2007. - 352 с.
4. Маякова Е. В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка) : автореферат диссертации... кандидата педагогическх наук : 13.00.02 / Е. В. Маякова ; Моск. город. пед. ун-т. - Москва, 2006. - 22 с.
5. Орловская И. С. Личностно-деятельностная стратегия обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / И. С. Орловская. - Режим доступа : http://www.nmc-penza.org/index.php/metod/in-yaz/749-lichnostno-deyatelnostnaya-strategiya-obucheniya-inostrannomu-yazyku.
6. Пассов Е. И. Упражнения как средства обучения / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. - Воронеж : НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
7. Примак В. В. Активные стратегии обучения иностранным языкам / В. В. Примак // Русский язык за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 91-94.
8. Рамза Н. И. Тренинговые стратегии обучения иностранным языкам : зарубежный опыт / Н. И. Рамза. // Известия Калининградского государственного технического университета. - 2007. - № 11. - С. 242-246.
© Данилина Елена Александровна (2014), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков и межкультурной коммуникации, Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова (Россия), [email protected].