Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ'

СТРАТЕГИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ / ПАЦИЕНТОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИИ / PRIMARY HEALTH CARE / STRATEGIES OF HEALTH CARE ORGANIZATIONS / A PATIENT-CENTERED APPROACH / RESOURCE-EFFICIENT TECHNOLOGIES / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Архипова С.В., Двойников С.И.

В настоящее время происходит совершенствование организации первичной медико-санитарной помощи путем создания новых моделей деятельности медицинских организаций.Актуальной проблемой трансформационных преобразований является повышение эффективности работы поликлиник с использованием пациенториентированного подхода.Цель исследования: описание эффективных, ориентированных на пациента стратегий, используемых в первичном звене российских регионов.Материалы и методы. По ключевым словам был проведен систематический обзор литературы в базах данных Google Scholar и Elibrary. Критерии включения требовали, чтобы исследования описывали отечественный опыт реализации новых стратегий в системе ПМСП с 2017 по 2023 год. В результате нашего поиска в базах данных Google Scholar и Elibrary было получено 2874 записи. После изучения рефератов найденных статей 211 остались для дальнейшей оценки. Еще 175 статей были исключены после прочтения полной статьи.Результаты. Установлено, что приоритетными для новых моделей медицинских организаций, оказывающих ПМСП, являются стратегии: расширения сестринской практики, совершенствования стационарзамещающих технологий, использования новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе с использованием дистанционных технологий.Выводы. Стратегии новых моделей амбулаторной помощи базируются на результатах успешного опыта реформирования отечественного здравоохранения. Условиями, ограничивающими распространение эффективных стратегий на современном этапе являются: необходимость построения командной работы во взаимодействии с немедицинскими работниками, невысокий уровень текущего межпрофессионального взаимодействия при оказании ПМСП, отсутствие стимулирующих факторов совершенствования стационарзамещающих технологий, нерешенная проблема маршрутизации пациентов с выбором оптимальных условий для лечения конкретного пациента, недостаточный опыт использования телемедицинских технологий в амбулаторной практике и систематизации данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Архипова С.В., Двойников С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR PRIMARY HEALTH CARE MODELS

At present, primary health care is improved by the new models of organisation’s work. All elements of the transformational change process are based on a patient-centered system of medical care that is sustainable in the long term. The urgent problem for outpatient clinics to become improve effectively using a patient-centered approach.The aim of this study was to describe the strategies on patient-centred outcomes used in primary care in Russian regions.Materials and methods. A systematic literature review was conducted in Google Scholar and Elibrary databases using keywords. According to the inclusion criteria, the studies described the experience of implementing new strategies in the Russian primary health care system between 2017 and 2023, resulted in a total of 2874 articles being found. After reviewing the abstracts of the retrieved articles, 211 were retained for further analysis. Another 175 articles were excluded after reading the full text.Results. In this article, we describe a set of priorities strategies related with a new models in primary health care: expanded role of nurses in primary health care, improvement of Ambulatory complementary technologies, use of new organizational structures of medical care, using remote technologies.Findings. The strategies of new organizational models in primary health care are based on the successful experience of reforms. Factors affecting the expansion of strategies to other health care organizations include: teamwork of medical and non-medical professionals, low level of interprofessional collaboration to ensure effective implementation and delivery of patient-centered care, lack of incentives to improve the Ambulatory complementary technologies, patient routing problem for primary health care services, systematization of experience of telemedicine technologies in outpatient practice.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-1-4-10 УДК: 614.2

СТРАТЕГИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

С.В. АрхиповааС.И. Двойниковь

b Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия. а https://orcid.org/0000-0003-4112-1311; b https://orcid.org/0000-0002-1234-2345.

И Автор для корреспонденции: Архипова С.В.

АННОТАЦИЯ

В настоящее время происходит совершенствование организации первичной медико-санитарной помощи путем создания новых моделей деятельности медицинских организаций.

Актуальной проблемой трансформационных преобразований является повышение эффективности работы поликлиник с использованием пациенториентированного подхода.

Цель исследования: описание эффективных, ориентированных на пациента стратегий, используемых в первичном звене российских регионов.

Материалы и методы. По ключевым словам был проведен систематический обзор литературы в базах данных Google Scholar и Elibrary. Критерии включения требовали, чтобы исследования описывали отечественный опыт реализации новых стратегий в системе ПМСП с 2017 по 2023 год. В результате нашего поиска в базах данных Google Scholar и Elibrary было получено 2874 записи. После изучения рефератов найденных статей 211 остались для дальнейшей оценки. Еще 175 статей были исключены после прочтения полной статьи.

Результаты. Установлено, что приоритетными для новых моделей медицинских организаций, оказывающих ПМСП, являются стратегии: расширения сестринской практики, совершенствования стационарзамещающих технологий, использования новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе с использованием дистанционных технологий. Выводы. Стратегии новых моделей амбулаторной помощи базируются на результатах успешного опыта реформирования отечественного здравоохранения. Условиями, ограничивающими распространение эффективных стратегий на современном этапе являются: необходимость построения командной работы во взаимодействии с немедицинскими работниками, невысокий уровень текущего межпрофессионального взаимодействия при оказании ПМСП, отсутствие стимулирующих факторов совершенствования стационарзамещающих технологий, нерешенная проблема маршрутизации пациентов с выбором оптимальных условий для лечения конкретного пациента, недостаточный опыт использования телемедицинских технологий в амбулаторной практике и систематизации данных.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, эффективность амбулаторной помощи, пациенториентированный подход, ресурсосберегающие технологии, стратегии.

Для цитирования: Архипова С.В., Двойников С.И. Стратегии новых моделей медицинских организаций в системе первичной медико-санитарной помощи. Менеджер здравоохранения. 2024; 1:4-10. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-1-4-10

Введение

аоступная и качественная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является приоритетным направлением в системе ранения. Совершенствование ее организации в настоящее время осуществляется путем создания новых моделей деятельности медицинских организаций, оказывающих ПМСП.

В основу системных трансформационных преобразований положен пациенториентированный

подход, призванный подчеркнуть партнерские отношения между пациентами и медицинскими работниками, признать автономию пациентов, способствовать гибкости в предоставлении медицинской помощи, то есть выйти за рамки традиционного патерналистского подхода. Согласно современной концепции развития первичного звена только такой подход может обеспечить устойчивое развитие медицинских организаций в долгосрочной перспективе.

© Архипова С.В., Двойников С.И, 2024 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2024

В результате усилий по улучшению качества амбулаторной медицинской помощи в настоящее время удалось существенно улучшить материальную и сервисную составляющие: модернизировать помещения, организовать Call-центры с использованием электронной записи, внедрить электронный документооборот, снизить время ожидания получения медицинских услуг и увеличить время обслуживания пациента на приеме. Внедрение принципов бережливого производства позволило увеличить пропускную способность поликлиник и улучшить основной показатель системных преобразований - удовлетворенность пациента качеством медицинской помощи. Однако, учитывая ключевую роль новых моделей ПМСП в совершенствовании амбулаторного звена, следует отметить, что коренных изменений еще не произошло. В результате существующие проблемы, которые невозможно решить методами бережливого производства, по-прежнему требуют поиска путей повышения эффективности работы самих поликлиник [1].

В связи с этим, целью нашего обзора стало описание эффективных, ориентированных на пациента стратегий, используемых в первичном звене российских регионов.

Материалы и методы

По ключевым словам был проведен систематический обзор литературы в базах данных Google Scholar и Elibrary. Критерии включения требовали, чтобы исследования описывали отечественный опыт реализации новых стратегий в системе ПМСП с 2017 по 2023 год. В результате нашего поиска в базах данных Google Scholar и Elibrary было получено 2874 записи. После изучения рефератов найденных записей 211 остались для дальнейшей оценки. Еще 175 статей были исключены после прочтения полной статьи.

Результаты

В центре нашего исследования оказались медицинские организации, использующие инновационные технологии взаимодействия с основными участниками лечебно-диагностического процесса: персонала и пациента. Отличительными характеристиками таких организаций (новых моделей ПМСП) стали: расширение сестринской практики, производство новых услуг, в том числе немедицинских (социальных), совершенствование организационных форм и процессов оказания медицинской помощи. В связи с этим, нами были выделены следующие

стратегии: расширения сестринском практики, со вершенствования стационарозамещающих технологий и использования новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе с использованием дистанционных технологий.

1. Стратегия расширения сестринской практики

Одной из общепризнанных стратегий, используемых для улучшения доступа, эффективности и качества первичной медико-санитарной помощи, является расширение функций специалистов сестринского дела.

В России реализация данной стратегии началась с эксперимента новой модели деятельности медицинской сестры в 2014 году и, получив наибольшее распространение в первичном звене, превратилась в эффективный инструмент организации медицинской помощи с высокой производительностью без ухудшения качества [2].

Расширенные функции среднего медицинского персонала включили самостоятельный доврачебный прием пациента, оформление медицинской документации, обучение и консультирование пациента по вопросам профилактики, патронаж маломобильных групп населения и др.

Такая форма организации с использованием расширенных функциональных возможностей медицинской сестры, предусматривающая более продолжительный контакт с пациентом, позволила снизить нагрузку на врача. В связи с этим, данная стратегия продолжает развиваться, приобретать конкретные формы в виде стандартов оказания сестринских услуг, в том числе на дому, и контроля их качества, получать нормативно-правовую поддержку. В настоящее время использование данной стратегии осуществляется в перспективных проектах совершенствования организации ПМСП, таких как «Бережливая поликлиника», «Московский стандарт поликлиники».

В то же время опыт автономной сестринской практики показал необходимость построения эффективной командной работы во взаимодействии с другими специалистами, например, в бригадной форме оказания медицинской помощи (участковая бригада).

В отечественном здравоохранении такая форма организации труда известна с середины 80-х годов прошлого века, она была создана для повышения эффективности за счет рационального использования рабочего времени специалистов, мотивации персонала. В современных условиях помимо

С

#мс

№ 1 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

распределения функций между членами бригады и ответственности за конечный результат, данная форма работы включила использование новых моделей деятельности медицинских сестер и немедицинского персонала (медицинских регистраторов). Суть применяемого подхода заключается в том, что члены команды, имеющие различный уровень образования, могут частично или полностью выполнять задачи по уходу, оставляя время для решения профессиональных задач лечащему врачу, обеспечивая экономию времени за счет фрагментации ухода за пациентом.

Практический опыт показал, что соотношение численности врачей-терапевтов участковых и работающего с ними среднего медицинского персонала может быть различным, а распределение функций будет зависеть от соотношения числа фактически работающих врачей, фельдшеров, медицинских сестер, регистраторов.

Считается, что наиболее целесообразно использовать бригадную форму работы при оказании медицинской помощи на дому. В этом случае оптимальным размером группы будет 3-5 человек (до 9 человек). Известна так же примерная нагрузка работы в такой бригаде: на одну медицинскую сестру приходится 6-10 пациентов в день при условии обеспечения мобильности передвижения, на одну старшую медицинскую сестру (помощника врача) -20 пациентов, на одного инструктора ЛФК - 6-10 пациентов, на одну медсестру по массажу - 4-5 пациентов, на одну сиделку - 4 пациента [3].

Ожидается, что результатом взаимодействия персонала будет целостный взгляд на различные аспекты ухода и учет всех потребностей пациента, качественное и эффективное взаимодействие членов команды. В связи с этим, отмечается перспективность использования таких бригад в условиях кадрового дисбаланса, актуального для современной системы ПМСП [4, 5].

2.Стратегия совершенствования стационарозамещающих технологий и использования новых организационных форм оказания медицинской помощи

Несмотря на приоритетность развития дневных стационаров в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, проект, направленный на создание новой модели поликлиники, не является стимулирующим фактором их развития [6]. В этой связи, в первичном звене

отсутствуют отдельные экономические условия, мотивирующие медицинских работников регулировать потоки госпитализаций [7].

В настоящее время известны следующие ресурсосберегающие формы работы: дневной стационар, стационар на дому, вечерние и ночные стационары, стационары выходного дня, стационары с режимом «частичной госпитализации», комплекс «дневной стационар-пансионат», санаторий на дому, клиника на дому.

В системе ПМСП чаще всего используются дневной стационар и стационар на дому. Данные организационные формы хорошо изучены и доступны в системе ОМС. Их экономическая эффективность обусловлена наименьшей средней стоимостью одного койко-дня по всем профилям медицинской помощи [8].

Значимость и необходимость активного использования таких форм работы в поликлиниках сейчас рассматривается с позиции развития «амбулаторно-дополняющих технологий». Под новым термином [8], применительно к первичному звену, исследователи понимают совокупность новейших методов, сформированных с учетом современных подходов, которые могут обеспечить доступность и комплексное оказание медицинской помощи всем группам населения по различным профилям с целью оптимального использования имеющихся ресурсов здравоохранения [9]. Важным преимуществом использования стацио-нарзамещающих организационных форм в системе ПМСП является возможность совмещения лечебных и профилактических мероприятий, в том числе при оказании высокотехнологичной специализированной поликлинической медицинской помощи [10].

Однако, современными проблемами использования дневных стационаров являются: низкий тариф на оплату медицинской помощи, оказываемой в ДС [11], маршрутизация пациентов с выбором оптимальных условий для лечения конкретного пациента [12].

3. Стратегия взаимодействия медицинских организаций между собой и с социальной службой

Сокращение сроков пребывания в стационаре, увеличение объемов амбулаторной помощи с учетом возросших ожиданий пациентов накладывают большую ответственность на службу ПМСП.

В связи с этим, одним из способов улучшения качества работы является содействие новым моделям оказания медицинской помощи, включающих

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег № 1

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

межпрофессиональное сотрудничество или вовлечение в команду поставщиков медицинских услуг других служб и организаций. То есть потенциал расширения доступности ПМСП, прежде всего пациентам с хроническими заболеваниями, находится в интеграции со стационарами, станциями скорой медицинской помощи, службами долечивания и реабилитации, паллиативной помощи, социальной службой.

ВОЗ описывает практику такого сотрудничества, как ситуацию, когда несколько медицинских работников с разным профессиональным опытом работают вместе с пациентами, семьями, лицами, осуществляющими уход, и сообществами для обеспечения высочайшего качества медицинской помощи в различных условиях.

Так, совершенствование организации ПМСП маломобильным группам населения, привело к появлению новой услуги - патронаж на дому. Применительно к амбулаторному звену это подразумевает работу медицинской организации, основными целями которой являются не только лечебные мероприятия, но и проведение оздоровительных и профилактических мероприятий на дому.

Цель внедряемой модели организации службы по оказанию медицинской помощи на дому в патронажной группе - обеспечение необходимым объемом медицинской помощи пациентов патронажной группы путем обеспечения планового (регулярного) медицинского сопровождения, проводимого сотрудниками медицинской организации на дому [13].

Практика патронажа на дому получает также распространение в поликлиниках для повышения эффективности диспансерного наблюдения за пациентами с высоким сердечно-сосудистым риском [14].

Повышенный спрос на амбулаторную паллиативную помощь и реабилитацию онкологических больных во взаимодействии с диспансером, предлагается обеспечивать междисциплинарной группой специалистов в условиях Центров ведения пациентов с хроническими болезнями в поликлинических медицинских организациях, располагающих необходимыми лечебно-реабилитационными и кадровыми возможностями [15].

В составе группы, под руководством куратора (онколога - для пациентов в нетерминальных стадиях болезни, специалиста по паллиативной помощи - для пациентов в терминальных стадиях) - врач общей практики, специалисты смежных специальностей, средний медицинский персонал, специалист по реабилитации, психолог, специалист по социальной работе, волонтеры.

Следует отметить, что при всей значимости данной организационной стратегии для удовлетворения потребности населения в непрерывной высококачественной медицинской помощи, текущий уровень межпрофессионального взаимодействия при оказании ПМСП оценивается экспертами как невысокий [16].

4. Стратегия расширения амбулаторной практики путем использования дистанционных технологий

Дистанционные медицинские технологии открывают новые возможности для развития ПМСП. Предварительные оценки показывают, что обслуживание пациентов с использованием ресурсов электронного здравоохранения является эффективным инструментом расширения охвата населения доступной медицинской помощью, а стратегии самоконтроля все чаще признаются важным компонентом лечения хронических заболеваний и вторичной профилактики.

В связи с этим, в настоящее время расширяется применение амбулаторных телемедицинских технологий. Примером является инициатива Министерства здравоохранения Российской Федерации по внедрению дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом. В основе реализуемых мероприятий лежит использование тонометров и глюкометров с онлайн-передачей показателей артериального давления и сахара в крови.

Доказательств эффективности используемых технологий становится больше [17, 18].

Помимо контроля жизненно важных показателей с использованием персональных носимых устройств, они включают также видео- и телеконсультации, телефонный мониторинг. Расширение и использование данных достижений предоставляет возможность для создания безопасных и стандартизированных подходов по уходу, в том числе на дому.

Исходя из современных возможностей, направленных на предотвращение госпитализаций и снижение расходов на здравоохранение, руководителям амбулаторного звена следует обратить внимание на совершенствование профилактических программ с информационной поддержкой пациентов, повышение приверженности к лечению и непрерывность реабилитационных процессов как на альтернативу личных посещений, усиливающих потенциал новой модели ПМСП.

С

«КС

№ 1 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Дальнейшая трансформация в сфере здравоохранения с использованием цифровых технологий, связанная с поиском эффективных стратегий укрепления здоровья населения, создст условия для внедрения новых мобильных моделей ухода, объединяющих возможности первичного звена и стационара для удовлетворения потребностей и ожиданий пациента.

Выводы

Стратегии новых моделей амбулаторной помощи базируются на результатах успешного опыта реформирования отечественного здравоохранения.

Условия, ограничивающие распространение эффективных стратегий на современном этапе включают: необходимость построения командной работы во взаимодействии с немедицинскими работниками, невысокий уровень текущего межпрофессионального взаимодействия при оказании ПМСП, отсутствие стимулирующих факторов совершенствования стационарзамещающих технологий, нерешенную проблему маршрутизации пациентов с выбором оптимальных условий для лечения конкретного пациента, недостаточный опыт использования телемедицинских технологий в амбулаторной практике и систематизации данных.

1. Шевский В.И., Шейман И.М., Шишкин С.В. Новые модели первичной медико-санитарной помощи: зарубежный опыт и российские перспективы. Социальные аспекты здоровья населения.2022; 68(2): 2.

2. Сон И.М. и др. Обзор региональных практик по расширению функций среднего медицинского персонала. Социальные аспекты здоровья населения. 2021;67(4):11.

3. Матвейчик Т.В. Медицинская помощь и модели ее оказания медицинскими сестрами в современных условиях. Медицинские новости. 2017; 3. URL: https://cybeHeninka.ru/artide/n/meditsinskaya-pomosch-i-modeli-ee-okazaniya-meditsinskimi-sestrami-v-sovremennyh-usloviyah (Дата обращения: 21.07.2023).

4. Меньшикова Л.И. и др. Проблемы организации первичной медико-санитарной помощи в условиях кадрового дисбаланса врачей-терапевтов участковых и пути их решения (обзор литературы). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023; 2: 771-803.

5. Мадьянова В.В. и др. Анализ возможности организации медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам на принципах государственно-частного партнерства. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 9(10):54-61.

6. Калининская А.А. и др. Стационарзамещающие технологии: состояние и стратегические задачи развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(3): 438-443.

7. Шейман И.М., Шевский В.И., Сажина С.В. Приоритет первичной медико-санитарной помощи - декларация или реальность? Социальные аспекты здоровья населения.2019;1(65).URL: https://cyberleninka. ru/article/n/prioritet-pervichnoy-mediko-anitarnoy-pomoschi-deklaratsiya-ili-realnost (Дата обращения: 25.11.2023).

8. Карайланов М.Г. Новая терминология в первичном звене здравоохранения. Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике. 2023:313-315.

9. Карайланов М.Г. и др. Эффективность применения стационарозамещающих технологий в амбулаторной практике. Medline. ru. Российский биомедицинский журнал. 2015; 16(4): 998-1006.

10. Геворкян А.Р. Стационарзамещающая помощь в условиях поликлиники на примере биопсии простаты. Инновационные научные исследования в современном мире. 2023: 165-172.

11. Сон И.М. и др. Итоги и проблемы развития стационарозамещающих технологий при оказании медицинской помощи детскому населению. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019;2:173-196.

12. Ходжаев Н.С. и др. Оценка потребности населения с заболеванием катаракта в специализированной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения.2020;1: 30-34.

13. Гришина Н.К. и др. Оценка эффективности проекта «Патронаж на дому» в Москве. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(3): 492-496.

14. Бойцов С.А., Драпкина О.М. Современное содержание и совершенствование стратегии высокого сердечно-сосудистого риска в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Терапевтический архив.2021;93(1): 4-6.

15. Еругина М.В. и др. К вопросу о паллиативной помощи больным онкологического профиля. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2020;15(4): 580-581.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Селезнева Е.В., Синявская О.В., Горват Е.С. Интеграция медицинского и социального обслуживания пожилых в России: успехи и барьеры. Вопросы государственного и муниципального управления. 2022; 1: 148-169.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2024

17. Федоткина С.А., Хугаева Э.В. Анализ эффективности применения инновационных методов наблюдений за артериальной гипертензией. Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества. 2022: 6-15.

18. Сиротина А.С. и др. Удаленный мониторинг состояния здоровья. Аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения. 2022; 68(2):

ORIGINAL PAPER

STRATEGIES FOR PRIMARY HEALTH CARE MODELS

S.V. Arkhipovaa , S.I. Dvoynikov b

a- b Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Samara, Russia.

a https://orcid.org/0000-0003-4112-1311; b https://orcid.org/0000-0002-1234-2345.

H Corresponding author: Arkhipova S. V.

ABSTRACT

At present, primary health care is improved by the new models of organisation's work. All elements of the transformational change process are based on a patient-centered system of medical care that is sustainable in the long term. The urgent problem for outpatient clinics to become improve effectively using a patient-centered approach.

The aim of this study was to describe the strategies on patient-centred outcomes used in primary care in Russian regions. Materials and methods. A systematic literature review was conducted in Google Scholar and Elibrary databases using keywords. According to the inclusion criteria, the studies described the experience of implementing new strategies in the Russian primary health care system between 2017 and 2023, resulted in a total of 2874 articles being found. After reviewing the abstracts of the retrieved articles, 211 were retained for further analysis. Another 175 articles were excluded after reading the full text.

Results. In this article, we describe a set of priorities strategies related with a new models in primary health care: expanded role of nurses in primary health care, improvement of Ambulatory complementary technologies, use of new organizational structures of medical care, using remote technologies.

Findings. The strategies of new organizational models in primary health care are based on the successful experience of reforms. Factors affecting the expansion of strategies to other health care organizations include: teamwork of medical and non-medical professionals, low level of interprofessional collaboration to ensure effective implementation and delivery of patient-centered care, lack of incentives to improve the Ambulatory complementary technologies, patient routing problem for primary health care services, systematization of experience of telemedicine technologies in outpatient practice.

Keywords: primary health care, strategies of health care organizations, a patient-centered approach, resource-efficient technologies, strategies.

For citation: Arkhipova S.V., Dvoinikov S.I. Strategies for primary health care models. Manager Zdravookhranenia. 2024; 1:4-10. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-1-4-10

REFERENCES

1. Shevsky V.l, Sheiman I.M, Shishkin S.V. New models of primary health care: foreign experience and Russian prospects. Social aspects of population health. 2022; 68(2): 2.

2. Son I.M. et al. Review of regional practices to expand the functions of nursing staff. Social Aspects of Population Health.2021;67(4):11.

3. Matveychik T.V. Medical care and models of its provision by nurses in modern conditions.Medical News. 2017;

3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-pomosch-i-modeli-ee-okazaniya-meditsinskimi-sestrami-v-sovremennyh-usloviyah (Accessed: 21.07.2023).

4. Menshikova L.I. et al. Problems of organisation of primary health care in conditions of staffing imbalance of district therapists and ways of their solution (literature review). Modern problems of public health and medical statistics. 2023; 2: 771-803.

5. Madyanova B.B. et al. Analysis of the possibility of organising medical and social assistance to elderly and immobile citizens on the principles of public-private partnership. Problems of standardisation in healthcare. 2021; 9(10):54-61.

6. Kalininskaya A.A. et al. Inpatient substitution technologies: state and strategic tasks of development. Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020;28(3): 438-443.

7. Sheyman I.M, Shevsky V.I, Sazhina S.V. Priority of primary health care - declaration or reality? Social Aspects of Population Health. 2019; 1(65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritet-pervichnoy-mediko-anitarnoy-pomoschi-deklaratsiya-ili-realnost (Accessed 25.11.2023).

8. KaraylanovM.G. New terminology in primary health care. World trends and prospects of science development in the era of change: from theory to practice. 2023:313-315.

№ 1 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

9. Karaylanov M.G. et al. Effectiveness of inpatient substitution technologies in outpatient practice. Medline. ru. Russian biomedical journal. 2015; 16(4): 998-1006.

10. Gevorkyan A.R. Inpatient substitute care in polyclinic conditions by the example of prostate biopsy. Innovative scientific research in the modern world. 2023: 165-172.

11. Son I.M. et al. Results and problems of development of inpatient substitution technologies in providing medical care to the paediatric population. Modern problems of public health and medical statistics. 2019;2:173-196.

12. Hodjaev N.S. et al. Assessment of the need of the population with cataract disease in specialised medical care.Healthcare Manager.2020;1:30-34.

13. Grishina N.K. et al. Evaluation of the effectiveness of the Patronage at Home project in Moscow. Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021; 29(3): 492-496.

14. Boitsov S.A., Drapkina O.M. Modern content and improvement of high cardiovascular risk strategy in reducing mortality from cardiovascular diseases. Therapeuticarchiv.2021;93(1): 4-6.

15. Erugina MV. et al. On the question of palliative care for oncological patients. Medical Bulletin of the North Caucasus. 2020;15(4): 580-581.

16. Selezneva E.V., Sinyavskaya O.V., Horvat E.C. Integration of medical and social services for the elderly in Russia: successes and barriers. Voprosy gosudarstvennogo i municipalnogo upravleniya. 2022;1: 148-169.

17. Fedotkina S.A., Khugaeva E.V. Analysing the effectiveness of innovative methods of arterial hypertension surveillance. Scientific and technological progress as a mechanism of development of modern society.2022: 6-15.

18. Sirotina A.S. et al. Remote monitoring of health status. An analytical review. Social aspects of population health. 2022; 68(2): 1.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Архипова Светлана Викторовна - канд. мед. наук, доцент кафедры сестринского дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия.

Svetlana V. Arkhipova - Ph.D. (Medicine), Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Samara, Russia. E-mail: s.v.arkhipova@samsmu.ru

Двойников Сергей Иванович - д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры сестринского дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия.

Sergey I. Dvoinikov - D.Sc. (Medicine), Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Samara, Russia. E-mail: s.i.dvojnikov@samsmu.ru

Менеджер / Meneger № 1

здравоохранения / ZdrevoochreneniB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.