Научная статья на тему 'Стратегии литературного авторства в эпоху социальных сетей'

Стратегии литературного авторства в эпоху социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Автор в социальных сетях / харизматичность / диалогизм / сотворчество / процессуальность / Author on social networks / charisma / dialogism / co-creation / processality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермолин Е.А.

Определяющим элементом творческого присутствия литератора, автора-акциониста и перформансиста, в интернете оказываются его харизматичность и медийность: площадка его высказывания определена тем, где автора находит его аудитория, отношения с которой строятся на основе растущей взаимозависимости, влекутся к сотворчеству. Художественное онлайн-высказывание автора в соцсетях тяготеет к субъективной экспрессии, к спонтанности и синхронности, к незавершенности и неокончательности. Самым достоверным предметом для писателя становится злободневное сегодня, а не вчера и не завтра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for literary authorship in the social media era

The defining element of the creative presence of a writer, an author-actionist and performance artist, on the Internet is his charisma and media: the platform of his utterance is determined by where the author finds his audience, relations with which are built on the basis of growing interdependence, are attracted to co-creation. The artistic online statement of the author in social networks tends to subjective expression, to spontaneity and synchronicity, to incompleteness and incompleteness. The most reliable subject for the writer becomes the topical today, and not yesterday and not tomorrow.

Текст научной работы на тему «Стратегии литературного авторства в эпоху социальных сетей»

Humanities and Socials sciences. - Vol 13, 2020.p. 2012-2026; Эгамбердиева, Г. М. К вопросу о синкретизме в фольклорных жанрах / Г. М. Эгамбердиева. - Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. - 2020. - № 2 (14). - С. 11-13. -URL: https://moluch.ru/th76/archive/173/5049/; Алимова Н.Х. Метод «МХАТ» на практических занятиях по литературе для направления «Русский язык и литература» в Узбекистане // Русский язык за рубежом. 2019. № 6 (277). С.75 -81; Юлдашева О.Б. Этапы становления кавказского пленника в русской литертуре// Наука и образование, 2021. - № 2.4. - С.507-515; Ротанов А. Н. Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы //Молодой ученый. - 2020. - №. 20. - С. 606-608.; Akhmedova M.M. Image of The "New Man" In Modern Literature on The Example of The Work of Zakhar Prilepin// International Journal of Academic Multidisciplinary Research (IJAMR). -Vol. 4 - Issue 12,Pages, 43-45.

3. Лейдерман Н.Л. Русскоязычная литература - перекресток культур // Филологический класс. - № 3 (41). - 2015. - С. 19-24.

4. Рубина Д. Цыганка // https://www.litres.ru/dina-rubina/cyganka/chitat-onlayn/

5. Шафранская Э.Ф. Мифопоэтика иноэтнокультурного текста в русской прозе XX - XXI вв. - Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2008. - 481 с.

6. Эткинд А. Поэтика заглавий // Revue des etudes slaves, Tome 70, fascicule 3, [65] [65]1998. - рр. 559-565.

Стратегии литературного авторства в эпоху социальных сетей

Ермолин Е.А.

ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия Strategies for literary authorship in the social media era

Ermolin E.A.

YSPU after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia

Аннотация: Определяющим элементом творческого присутствия литератора, автора-акциониста и перформансиста, в интернете оказываются его харизматичность и медийность: площадка его высказывания определена тем, где автора находит его аудитория, отношения с которой строятся на основе растущей взаимозависимости, влекутся к сотворчеству. Художественное онлайн-высказывание автора в соцсетях тяготеет к субъективной экспрессии, к спонтанности и синхронности, к незавершенности и неокончательности. Самым достоверным предметом для писателя становится злободневное сегодня, а не вчера и не завтра.

Ключевые слова: Автор в социальных сетях, харизматичность, диалогизм, сотворчество, процессуальность.

Abstract: The defining element of the creative presence of a writer, an author-actionist and performance artist, on the Internet is his charisma and media: the platform of his utterance is determined by where the author finds his audience, relations with which are built on the basis of growing interdependence, are attracted to co-creation. The artistic online statement of the author in social networks tends to subjective expression, to spontaneity and synchronicity, to incompleteness and incompleteness. The most reliable subject for the writer becomes the topical today, and not yesterday and not tomorrow.

Keywords:Author on social networks, charisma, dialogism, co-creation, processality.

Новые технические средства самовыражения располагают автора к новому самопредъявлению: в социальных сетях и в блогосфере. Но исходный контекст ситуации является не сугубо технологическим, он имеет значимые социокультурные детерминанты.

Современный писатель находит себя в момент утраты больших комплиментарных ему сообществ, для которых были характерны солидарность, стабильная общность социального, мировоззренческого бэкграунда. Это момент распада ценностных иерархий и кризиса смысловых норм.

Книжная культура с ее аурой особой культурной значимости приходит в упадок. Социолог Борис Дубин, фиксируя вопрос «передачи от группы к группе, от поколения к поколению» смыслов и ценностей как центральную для культуры проблему, симптоматично заключал, что «книга исчезает <...> как идея, как образец, как ориентир, как событие» [1]. Важнейший элемент книжной культуры, «толстый журнал» с направлением, деградирует в своем культурном статусе (как среда концентрации актуальных смыслов и место объединения единомышленников) - а он был ядром российской литературной жизни, в течение двух веков объяснял жизнь и отмобилизовывал мыслящую аудиторию.

Русского философа и музыканта Владимира Мартынова кризис авторитетного слова, распад русского литературоцентризма и иссякание потенциала жанров, которые оформляют такое слово для публичного предъявления, наводят на мысль о закате литературной эпохи, «отмирании цивилизационных, экзистенциальных и метафизических импульсов к литературной деятельности» [3, c. 157.]. Он симптоматично приветствует «то, что может освободить нас от многовековой гегемонии литературы, блокирующей состояние пребывания в реальности, и открыть путь к новым горизонтам, к новым взаимоотношениям реальности с сознанием» [3, с. 149.].

Однако и в XXI веке в публичной сфере сохраняется присутствие литератора, хотя статус его парадоксален и прежних гарантий общественного признания он не имеет. Происходит обновление пространства возможностей для литературы и литератора, обновляющее и обостряющее связанные с ним риски даже в ситуации явного ослабления и отсутствия репрессивных угроз и гонений.

Как ощущает и реализует себя в новой культурной реальности производитель новых смыслов и хранитель скрижальных истин?

Одной из важных особенностей ситуации стала активная миграция актуального слова в интернет. Там писатель постепенно или сразу становится блогером, автором; возникает, думается, новый тип авторско-аудиторного взаимодействия и аудиторного соучастия в словесности.

Как происходит обживание писателем интернет-среды?

Во-первых, он осваивает новую сферу жизни тематически, при сохранении традиционного подхода к созданию текста и к его публикации за пределами сети. Популярный беллетристический формат современности -переписка в сети, знакомство в сети. В основном это обновление традиции эпистолярного романа, романа в письмах, вписывающегося в формат лав стори, жанра любовного романа. Самые яркие примеры за последние лет 15 - книги Януша Леона Вишневского «Одиночество в Сети» (2007) и «188 дней и ночей» (2009, в соавторстве с Малгожатой Домагалик), Сесилии Ахерн «Там, где заканчивается радуга» (другое название «Не верю. Не надеюсь. Люблю», 2008), Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра» (2010) и «Все семь волн» (2011), Юстейна Гордера «Замок в Пиренеях» (2009), Лады Митич «Любовь.сот» (2013), Рэйнбоу Рауэлла «Верность» (2016). Возможны тематические вариации, к примеру - юмористика корпоративных недоразумений на почве сетевой коммуникации (Мэтт Бомонт, «Мыло», 2011). На русском языке повествование строится иной раз причудливей и замысловатей, чем в переводной популярной литературе. Даже в сугубо беллетристической книге Татьяны Веденской «Виртуальные связи» (2012) есть серьезная заявка на социальный портрет: одинокие, неудовлетворенные женщины пытаются изменить жизнь, используя новый ресурс - сайты знакомств; каждая глава носит название ресурса русскоязычного сектора сети. Оригинальнее заявка в пионерской, 2005 г., книге-проекте Виктора

Пелевина «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», где автор пытается размышлять о возможности для человека заблудиться в новой онлайн-реальности. Наконец, острыми социальными контекстами наполнил свою книгу «Текст» Дмитрий Глуховский (2017), роман в электронных письмах, эсэмэсках, твиттах и постах о современном московском мстителе, своего рода графе Монте-Кристо.

Во-вторых, возникает новая концептуализация авторства, когда писатель перемещается - полностью или частично - в пространство интернета.

Простая возможность: интернет используется как база, место размещения своего текста и - иногда - киоск продаж. Пример - яркий проект сайта Орешрасе (Сока) os.colta.ru: современные поэты читают по два стихотворения, одно свое и одно чужое. Упомянутый прозаик Дмитрий Глуховский в начале нашего века едва ли не первым в России продуманно реализовал стратегию продвижения своих книг среди читателей - сначала просто участников навигации по сайтам, связанным с литературой, потом блогеров-лидеров мнений в соцсетях.

Более тонкий подход: интернет осознается как креативная среда творчества. Поиски начались давно и ранние опыты давно известны. Начиная с проекта Романа Лейбова «Роман» [2].

Новый этап - присутствие и активность писателя в социальных сетях. Автор и его читатели находят друг друга на новой публичной площадке. Тот же Дмитрий Глуховский работает над продвижением текстом и коммуницирует в этой связи с читательской группой поддержки и соучастия, наиболее сосредоточенно и целеустремленно - среди участников сети ВКонтакте.

Попытаюсь в этом контексте в четырех ракурсах обозначить новые особенности соотношения текста и его автора.

1. Принципиальный момент: отныне акцент делается не на текст, а на личность автора, его харизматичность.

Конститутивный признак новой словесности - влечение к уникально-персональному. Минимизируется формат, максимализируется личное присутствие, личный трепет или надрыв. Автор являет себя как человек незавершенного поиска, обнаженных нервов, человек смятения и страсти как воплощение тревожной и взыскательной духовности, бродильный фермент ищущего духа. Главную роль начинает играть впечатление от личности автора, причем воспринятой не обязательно в качестве социального агента, но как как экзистенциальная данность, иероглиф личностно состоявшегося бытия, иногда сопрягаемый с тем, что мы заранее, исходно знаем об авторе, а иногда и нет.

Текст существует теперь в письменном виде, или аудиализируется и визуализируется за счет исполнения Он может быть даже опубликован в печатном издании и известен публике. А с другой стороны, он может быть на Ютубе услышан впервые и недопонят, слово рождается и умирает в момент произнесения, не гарантируя глубокого его понимания. Мы не всегда его схватываем, недослышим, а иногда неверно понимаем. Но для нас значимы индивидуальная, неповторимая манера исполнения, мимика, авторский жест, тембр голоса и его модуляции, смех и слезы... Широкий диапазон возможных вероятностей позволяет писателю предъявить себя личностно в роли, вмещающей в себя традиционные литературные средства и элементы перформанса, выйти на контакт со слушателем и читателем.

Наблюдения за динамикой авторского присутствия в Живом Журнале, в Фейсбуке, ВКонтакте, на Ютубе показывают, что харизматическое лидерство не стало в полном смысле пережитком, а духовные и интеллектуальные прорывы, эмоциональные спазмы творческой личности находят отзвук и распространяются через систему лайков и каментов непредсказуемыми по направлению и амплитуде маршрутами.

Поучительный пример - поэтический онлайн-проект «Гражданин поэт» с участием поэтов Дмитрия Быкова и Орлуши. На фронтире тенденции - поэт Вера Полозкова. Феномен Полозковой становится особенно поучительным на фоне кризиса традиционных форм контакта поэта с аудиторией. Она - явление актуальной литературы, продукта современной культурной ситуации, аналогичного тому, что обычно называют актуальным искусством. Ее способ жизни в искусстве последовательно и бескомпромиссно не пересекается с

традиционными литературными маршрутами. Полозкова вошла в литературу не так, как обычно входили раньше - через литературные судии, редакции толстых журналов, семинары молодых писателей. Игнорируя мнение экспертного сообщества и литературно-критического бомонда, не обращая особого внимания на собратьев по перу, критиков и издателей, принадлежащих к традиционной литературной инфраструктуре, Полозкова сменила среду существования литературы. Свои тексты она с самого начала размещала в интернете, причем не в литературных гетто Рунета, куда не забредает случайный читатель, а в самом эффективном средстве коммуникации 2000 -х гг., Живом Журнале. Еще в 2002 г. она завела блог в ЖЖ (сначала vero4ka -Miss Understanding, а потом mantrabox). Затем она развивает коммуникацию в сети ВКонтакте, присутствует в Фейсбуке. На февраль 2014 г. в ее блоге ЖЖ было 30400 читателей, а в трех фан-клубах ВКонтакте - 107300, 107700 и 24000 поклонников и поклонниц. В 2021 г. в основной группе ВКонтакте у Полозковой 284 тысячи подписчиков. Характерно, что Полозкова предпочла слову записанному и напечатанному - слово звучащее, синтезируя свои искусство с музыкой, шансоном, театром, превращая чтения в специфическую мелодекламацию. И закономерно пришла в т.ч. в инетский интерактив, ее можно услышать, на Ютубе.

Вообще Ютуб развивается как пространство, где пытается визуализировать себя поэт, учитывающий популярность ресурса за счет возможности дистанционного и отдаленного по времени прослушивания и просмотра видеороликов ресурса на любой странице в Интернете. Здесь ищут себя популярные сетевые русские поэты - Татьяна Вольтская, Вадим Жук.

В прозе характерный пример - работа в Фейсбуке Дениса Драгунского. Не переставая публиковаться в традиционных изданиях и в традиционных жанрах, он предпринял опыт внедрения в социальную сеть, которая стала «местом встречи», клубом свободомыслящей русскоязычной общественности. Жанровая форма его постов синтезирует признаки колонки, микроэссе, афоризма, микроновеллы, лирической миниатюры. Регулярно, в среднем раз в сутки, он делится соображениями свободного стиля, которые, как правило, вызывают активный сетевой резонанс. У Драгунского 5000 френдов, это нормативный максимум.

2. Диалогизм, прямое обращение писателя к аудитории. Аудитория воспринимается как собеседник. Отсюда освоение писателем соцсетей и готовность общаться, обеспеченная техническими предпосылками коммуникации. В сетевом интерактиве формируется порядок литературной демократии - литературный отклик на кажущееся отмирание самого иерархического принципа в современной культуре, динамичную перестройку социокультурного пространства по сетевой логике. По словам Бориса Дубина, «элиты в интернете невозможны <...> -там не нужен никто, кто говорит: это хорошо, а это - плохо» [1]. Писатель теряет присвоенное ему и освоенное им некогда право монопольного творца/конструктора/интерпретатора истины. Статус и роль писателя как обладателя особого призвания, авторитетной миссии, связанных с путеводительством, наставничеством, духовным

руководством меняются на статус и роль собеседника, в принципе равноправного с любым потенциальным участником беседы. Автор не декларирует, а общается, контактирует, пребывает в диалоге, теряя преимущества, связанные с авторитарно-монологическим способом вещания. Это не стабильное лидерство, а постоянно обновляемая инициатива, получающая или не получающая отклик, имеющая резонанс.

3.Сотворчество. Соучастие аудитории в творческом процессе, который отчасти происходит у нее на глазах в ситуации синхронной коммуникации. Литературное высказывание становится катализатором реакции, поводом к сотворчеству, креативной коммуникативной ситуации, объединяющей неограниченный круг лиц вокруг творческого процесса и общих представлений о жизни, ментального бэкграунда. По утверждению того же Бориса Дубина, «то, что есть в интернете, - не книга, а текст, а это совсем другая вещь: текст вставлен в нашу коммуникацию с такими же, как мы» [1].

Новой базисной данностью становится френдлента: текучая, зыбкая, ускользающая, ситуационная общность неопределенного множества факультативных высказываний, коллективный продукт перманентного, уходящего в бесконечность интерактива. Содержание высказываний может быть любым, вес же каждого из них зависит не столько от него самого, сколько от размеров реакции на него в сетях.

4.Процессуальность. Процесс важнее результата. В современной ситуации авторское высказывание неизбежно сопрягается с сиюминутным активизмом, с перманентным продуцированием злободневных смыслов, с ежедневно возобновляемой харизмой. Так это сложилось в актуальном искусстве второй половины ХХ века. До поры, до времени литература оставалась пространством авторитетных суждений о бытии и тормозила, не шла на поводу у доминирующего культурно-художественного тренда. Но и ее захватывает и увлекает вектор актуального искусства и актуальной публичной рефлексии вообще.

Литературная жизнь в итоге сгустилась в точке сегодня. Все менее мыслимо отложить актуальное на потом. Будущее туманно, непредсказуемо, непрогнозируемо; оно не дает искомой ясности. Также и отступление в прошлое - обычно скорее прием для свободной рефлексии о моделях вполне актуального сознания и поведения. Авторский текст становится пульсирующим высказыванием (постом, каментом) в потоках актуального бытия: злободневной репликой, испускаемой в свободное реактивное пространство, отзывающееся (или не отзывающееся) лайками и ответными репликами-каментами на стене. Это уже даже не «история современности», это летучая симптоматика актуального. В новых медийных средствах моментальное обычно доминирует, а стабильно-глобальные смыслы растворяются в завязанном на злобу момента коктейле единственного «настоящего».

Мысль и образ рождаются иначе, чем прежде, в конкретике ситуативных поводов, из которых состоит поток сквозного бытия, они имеют текуче -дискретную, часто трагико-экзистенциальную природу, в них есть поисковая незавершенность, есть риск провала и мистика интуитивного прорыва к сути.

Литература

1. Дубин Б. «Сейчас - период прощания с книгой» // Уроки истории. ХХ век. 26.08.2013. - URL: https://urokiistorii.ru/article/51820

2. [Лейбов Р.] Книга для всех и ни для кого [Интервью Дмитрия Попова с Р. Лейбовым]. - URL: http://www.kulichki.com/classic/leybov.htm

3. Мартынов В. И. Автоархеология. 1952-1972. Москва : Издательский дом «Классика-XXI», 2011. - 240 с.

Способ создания образа маленького человека в рассказе Р.Сенчина

«Персен»

Камилова С.Э.

НУУз, Ташкент

The way of creating the image of a little man in the story "Persen"

by R. Senchin

Kamilova S.E.

NUUz, Tashkent

Аннотация: В данной статье представлен анализ рассказа «Персен» современного российского прозаика, яркого представителя «нового реализма» Романа Сенчина. Писатель в данном произведении создает образ маленького человека, опираясь на классические традиции русской литературы. При помощи разного рода повторяющихся и «говорящих» деталей Сенчину удается нарисовать не только картину современной действительности, но и образ современного маленького человека

Ключевые слова: малая проза, рассказ, современная русская литература, Роман Сенчин, деталь.

Abstract: This article presents an analysis of the story "Persen" by the modern Russian prose writer, a prominent representative of the "new realism" Roman Senchin. In this work, the writer creates the image of a little man, relying on the classical traditions of Russian literature. With the help of various repetitive and "speaking" details, Senchin manages to draw not only a picture of modern reality, but also an image of a modern little man

Key words: short prose, story, contemporary Russian literature, Roman Senchin, detail

Роман Сенчин известен больше читателю как автор романов «Лед под ногами» и «Елтышевы». Его, как представителя «нового реализма», активно изучает современная литературная критика. Однако его малая проза редко становится объектом исследования, хотя именно они дают полное представление о повествовательной стратегии писателя. В рамках данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.