Научная статья на тему 'Стратегии лингвосамообразования как компонент содержания формирования культуры лингвосамообразования'

Стратегии лингвосамообразования как компонент содержания формирования культуры лингвосамообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-EDUCATION ACTIVITY / КУЛЬТУРА ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ. ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE OF SELF-EDUCATION / FORMATION SPEAKING ANOTHER LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Ирина Александровна

В статье рассматриваются стратегии лингвосамообразования, реализация которых способствует формированию культуры лингвосамообразования студента при обучении иностранному языку в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy Self-education as a Component of the Maintenance of Formation of Culture Self-education

In article strategy self-education which realization promotes culture formation self-education the student at training to a foreign language in high school are considered

Текст научной работы на тему «Стратегии лингвосамообразования как компонент содержания формирования культуры лингвосамообразования»

Методика преподавания языка

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА

СТРАТЕГИИ ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ

И. А. Бобыкина

В статье рассматриваются стратегии лингвосамообразования, реализация которых способствует формированию культуры лингвосамообразования студента при обучении иностранному языку в вузе

Ключевые слова: стратегия, лингвосамообразовательная деятельность, культура лингвосамообразования. иноязычное образование.

Возросший в последнее время интерес к иностранным языкам и необходимость их изучения в современных условиях многоязычия и поликультурности требуют пересмотра организации, содержания и методов иноязычной подготовки. Ориентация современного профессионального иноязычного образования на развитие автономии обучающегося иностранному языку (ИЯ) и его личности, на формирование его культуры лингвосамообразования для совершенствования владения иностранным языком после окончания вуза возводят проблему развития индивидуальных стратегий лингвосамообразования в ранг приоритетных, требующих безотлагательного решения. Лингвосамообразование - это систематическая, добровольная самоуправляемая субъектом познавательная деятельность с целью поддержания и повышения уровня владения иноязычной культурой посредством ИЯ. Культура лингвосамообразования - личностное качество, обеспечивающее способность и готовность обучающегося ИЯ к непрерывному лингвосамообразованию.

В общетеоретическом аспекте «стратегия» определяется как генеральная программа действий, главное направление поиска и достижения результата, подчиняющее себе все остальные действия. С точки зрения Дж. Брунера «стратегией называется некоторый спо-

115

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

соб приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам» [1. С. 68]. Основным критерием идентификации явления как стратегии является наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала. По мнению Е.И. Пассова, стратегия представляет собой реализацию общей цели, в то время как тактика есть реализация подчиненных задач [2. С. 18]. В нашем понимании, наиболее общий способ действий, направленных на достижение результата в лингвосамообразовательной деятельности в долгосрочной перспективе является метастратегией лингвосамообразования. Индивидуальная система применяемых операций и действий по решению разнообразных аутометодических задач, которые обучающийся ИЯ ставит перед собой на обозримый период времени, является макростратегией лингвосамообразования. Иными словами, макростратегия, отражая взаимосвязь действий внутреннего и внешнего плана, представляет индивидуальную программу лингвосамообразования, которая осознанно осуществляется обучающимся ИЯ в определенный период. Под микростратегией лингвосамообразования мы понимаем индивидуальную последовательность действий внутреннего плана (тактик) по решению ряда однородных взаимосвязанных аутометодических задач в конкретном акте лингвосамообразования. Следуя логике рассуждения, метастратегия состоит из макростратегий и управляет ими. В свою очередь макростратегии включают микростратегии и оказывают на них регулирующее воздействие. При этом изменения макростратегий неизбежно влекут за собой изменения микростратегий, однако, изменения микростратегий не оказывает влияние на макростратегии [3. С. 219]. В структурном плане стратегия любого уровня, раскрывая индивидуальные взаимосвязи внутренних операций и внешних действий в ходе реализации конкретной задачи, включает следующие компоненты, соответствующие структуре целенаправленной лингвосамообразовательной (познавательной) деятельности: представление цели и критерии ее достижения, мотивацию, основные операции и действия по достижению результата, контроль за исполнением операций и коррекцию деятельности, фиксацию полученного результата [4].

На основе комплекса стратегий, обеспечивающих в структуре опыта лингвосамообразования связь между нижними и высшими уровнями обобщения (от микро- до метауровня) и переход действий

116

Методика преподавания языка

в способность, формируется способность к лингвосамообразованию. В психологической литературе способности трактуются как такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить быстроту и лёгкость их приобретения.

В обобщенном виде система стратегий, отражающая компонентное содержание культуры лингвосамообразования, включает мета-, мега- и микростратегии, общие и специальные стратегии.

Общие стратегии, выполняющие функции управления лингвосамообразовательной деятельностью на микро- и макроуровнях, включают подгруппу метакогнитивных, социальных и аффективных стратегий. Метакогнитивная группа стратегий реализуется с помощью умений целеполагания, мотивации, планирования, контроля и коррекции деятельности. В качестве примера можно привести такие общие макростратегии, как индивидуальная стратегия создания мотивации в лингвосамообразовании, стратегия контроля за выполнением намеченной программы лингвосамообразования, определение способов устранения выявившихся трудностей при реализации акта лингвосамообразования и т. д. Социальные стратегии включают в себя умения взаимодействия с другими людьми как в процессе изучения ИЯ, так и в ходе общения на нем. Например, стратегия самопрезентации, выбор модели поведения согласно выбранной роли и т.д. Аффективные стратегии, выполняющие мотивирующую, организующую и регулирующую функции, реализуются с помощью умений регуляции собственного эмоционального состояния (умения релаксации, «самонастроя», преодоления чувства тревожности, актуализация чувства успеха и т.д.). По мнению А. В. Щепиловой, метакогнитивные стратегии помогают обучающимся ИЯ планировать и оценивать свою деятельность, социальные стратегии способствуют организации взаимодействия, аффективные стратегии развивают настойчивость и уверенность в своих силах [5].

Специальные стратегии используются обучающимися ИЯ непосредственно при овладении изучаемым языком и охватывают как предметные, так и профессиональные действия лингвосамообразовательной деятельности. К специальным относятся когнитивные стратегии, используемые для управления и регулирования когнитивными процессами, такими как внимание, восприятие, кодирование, поиск и извлечение информации из памяти и мышление, и фор-

117

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

мируемые в процессе иноязычного чтения, аудирования, говорения, письма.

Обобщая в данной статье все вышесказанное, отметим, что овладение стратегиями лингвосамообразования позволяет строить лингвосамообразовательную деятельность в соответствии со своими внутренними механизмами познавательных процессов и управлять ею.

Список литературы

1. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Дж. Брунер // - М. : Прогресс, 1977. - 413 с.

2. Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования [Текст] /

Е.И. Пассов // - М. : Просвещение, 2000. - 173 с.

3. Анисимов, О. С. Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах [Текст] / Сост.

В.Н. Верхоглазенко. - М., 2009. - Вып. 7. - 421 с.

4. Плигин, А. А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования [Текст] / А. А. Плигин : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2009. - 56 с.

5. Щепилова, А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному [Текст] / А. В. Щепилова. - М. : Школьная книга, 2003. - 488 с.

List of literature

1. Bruner, Dzh. Psihologija poz-nanija. Za predelami neposredst-vennoj informacii [Tekst] / Dzh. Bruner // - M. : Progress, 1977. -413 s.

2. Passov, E. I. Programma-kon-cepcija kommunikativnogo inoja-zychnogo obrazovanija [Tekst] / E.I. Passov // - M. : Prosvewenie, 2000. - 173 s.

3. Anisimov, O. S. Myshlenie strat-ega: Strategicheskoe upravlenie v shemah [Tekst] / Sost. V.N. Ver-hoglazenko. - M., 2009. - Vyp. 7.

- 421 s.

4. Pligin, A. A. Psihologi-

ja poznavatel'nyh strategy shkol'nikov v individualizacii ob-razovanija [Tekst] / A. A. Pligin : avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk.

- M., 2009. - 56 s.

5. Wepilova, A. V. Kommunikativ-no-kognitivnyj podhod k obuchen-iju francuzskomu jazyku kak vto-romu inostrannomu [Tekst] / A. V. Wepilova. - M. : Shkol'naja kniga, 2003. - 488 s.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.