Методика преподавания языка
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА
СТРАТЕГИИ ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ
И. А. Бобыкина
В статье рассматриваются стратегии лингвосамообразования, реализация которых способствует формированию культуры лингвосамообразования студента при обучении иностранному языку в вузе
Ключевые слова: стратегия, лингвосамообразовательная деятельность, культура лингвосамообразования. иноязычное образование.
Возросший в последнее время интерес к иностранным языкам и необходимость их изучения в современных условиях многоязычия и поликультурности требуют пересмотра организации, содержания и методов иноязычной подготовки. Ориентация современного профессионального иноязычного образования на развитие автономии обучающегося иностранному языку (ИЯ) и его личности, на формирование его культуры лингвосамообразования для совершенствования владения иностранным языком после окончания вуза возводят проблему развития индивидуальных стратегий лингвосамообразования в ранг приоритетных, требующих безотлагательного решения. Лингвосамообразование - это систематическая, добровольная самоуправляемая субъектом познавательная деятельность с целью поддержания и повышения уровня владения иноязычной культурой посредством ИЯ. Культура лингвосамообразования - личностное качество, обеспечивающее способность и готовность обучающегося ИЯ к непрерывному лингвосамообразованию.
В общетеоретическом аспекте «стратегия» определяется как генеральная программа действий, главное направление поиска и достижения результата, подчиняющее себе все остальные действия. С точки зрения Дж. Брунера «стратегией называется некоторый спо-
115
Lingua mobilis № 6 (32), 2011
соб приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам» [1. С. 68]. Основным критерием идентификации явления как стратегии является наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала. По мнению Е.И. Пассова, стратегия представляет собой реализацию общей цели, в то время как тактика есть реализация подчиненных задач [2. С. 18]. В нашем понимании, наиболее общий способ действий, направленных на достижение результата в лингвосамообразовательной деятельности в долгосрочной перспективе является метастратегией лингвосамообразования. Индивидуальная система применяемых операций и действий по решению разнообразных аутометодических задач, которые обучающийся ИЯ ставит перед собой на обозримый период времени, является макростратегией лингвосамообразования. Иными словами, макростратегия, отражая взаимосвязь действий внутреннего и внешнего плана, представляет индивидуальную программу лингвосамообразования, которая осознанно осуществляется обучающимся ИЯ в определенный период. Под микростратегией лингвосамообразования мы понимаем индивидуальную последовательность действий внутреннего плана (тактик) по решению ряда однородных взаимосвязанных аутометодических задач в конкретном акте лингвосамообразования. Следуя логике рассуждения, метастратегия состоит из макростратегий и управляет ими. В свою очередь макростратегии включают микростратегии и оказывают на них регулирующее воздействие. При этом изменения макростратегий неизбежно влекут за собой изменения микростратегий, однако, изменения микростратегий не оказывает влияние на макростратегии [3. С. 219]. В структурном плане стратегия любого уровня, раскрывая индивидуальные взаимосвязи внутренних операций и внешних действий в ходе реализации конкретной задачи, включает следующие компоненты, соответствующие структуре целенаправленной лингвосамообразовательной (познавательной) деятельности: представление цели и критерии ее достижения, мотивацию, основные операции и действия по достижению результата, контроль за исполнением операций и коррекцию деятельности, фиксацию полученного результата [4].
На основе комплекса стратегий, обеспечивающих в структуре опыта лингвосамообразования связь между нижними и высшими уровнями обобщения (от микро- до метауровня) и переход действий
116
Методика преподавания языка
в способность, формируется способность к лингвосамообразованию. В психологической литературе способности трактуются как такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить быстроту и лёгкость их приобретения.
В обобщенном виде система стратегий, отражающая компонентное содержание культуры лингвосамообразования, включает мета-, мега- и микростратегии, общие и специальные стратегии.
Общие стратегии, выполняющие функции управления лингвосамообразовательной деятельностью на микро- и макроуровнях, включают подгруппу метакогнитивных, социальных и аффективных стратегий. Метакогнитивная группа стратегий реализуется с помощью умений целеполагания, мотивации, планирования, контроля и коррекции деятельности. В качестве примера можно привести такие общие макростратегии, как индивидуальная стратегия создания мотивации в лингвосамообразовании, стратегия контроля за выполнением намеченной программы лингвосамообразования, определение способов устранения выявившихся трудностей при реализации акта лингвосамообразования и т. д. Социальные стратегии включают в себя умения взаимодействия с другими людьми как в процессе изучения ИЯ, так и в ходе общения на нем. Например, стратегия самопрезентации, выбор модели поведения согласно выбранной роли и т.д. Аффективные стратегии, выполняющие мотивирующую, организующую и регулирующую функции, реализуются с помощью умений регуляции собственного эмоционального состояния (умения релаксации, «самонастроя», преодоления чувства тревожности, актуализация чувства успеха и т.д.). По мнению А. В. Щепиловой, метакогнитивные стратегии помогают обучающимся ИЯ планировать и оценивать свою деятельность, социальные стратегии способствуют организации взаимодействия, аффективные стратегии развивают настойчивость и уверенность в своих силах [5].
Специальные стратегии используются обучающимися ИЯ непосредственно при овладении изучаемым языком и охватывают как предметные, так и профессиональные действия лингвосамообразовательной деятельности. К специальным относятся когнитивные стратегии, используемые для управления и регулирования когнитивными процессами, такими как внимание, восприятие, кодирование, поиск и извлечение информации из памяти и мышление, и фор-
117
Lingua mobilis № 6 (32), 2011
мируемые в процессе иноязычного чтения, аудирования, говорения, письма.
Обобщая в данной статье все вышесказанное, отметим, что овладение стратегиями лингвосамообразования позволяет строить лингвосамообразовательную деятельность в соответствии со своими внутренними механизмами познавательных процессов и управлять ею.
Список литературы
1. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Дж. Брунер // - М. : Прогресс, 1977. - 413 с.
2. Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования [Текст] /
Е.И. Пассов // - М. : Просвещение, 2000. - 173 с.
3. Анисимов, О. С. Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах [Текст] / Сост.
В.Н. Верхоглазенко. - М., 2009. - Вып. 7. - 421 с.
4. Плигин, А. А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования [Текст] / А. А. Плигин : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2009. - 56 с.
5. Щепилова, А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному [Текст] / А. В. Щепилова. - М. : Школьная книга, 2003. - 488 с.
List of literature
1. Bruner, Dzh. Psihologija poz-nanija. Za predelami neposredst-vennoj informacii [Tekst] / Dzh. Bruner // - M. : Progress, 1977. -413 s.
2. Passov, E. I. Programma-kon-cepcija kommunikativnogo inoja-zychnogo obrazovanija [Tekst] / E.I. Passov // - M. : Prosvewenie, 2000. - 173 s.
3. Anisimov, O. S. Myshlenie strat-ega: Strategicheskoe upravlenie v shemah [Tekst] / Sost. V.N. Ver-hoglazenko. - M., 2009. - Vyp. 7.
- 421 s.
4. Pligin, A. A. Psihologi-
ja poznavatel'nyh strategy shkol'nikov v individualizacii ob-razovanija [Tekst] / A. A. Pligin : avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk.
- M., 2009. - 56 s.
5. Wepilova, A. V. Kommunikativ-no-kognitivnyj podhod k obuchen-iju francuzskomu jazyku kak vto-romu inostrannomu [Tekst] / A. V. Wepilova. - M. : Shkol'naja kniga, 2003. - 488 s.
118