СТРАТЕГИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ
ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Н.С. Горбатенко, магистрант
Научный руководитель: С.В. Харитонова, канд. пед. наук, доцент Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Россия, г. Магнитогорск)
Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности коммуникативного поведения в межкультурном деловом общении и анализирует стратегии, которых могут придерживаться коммуниканты. Особенно автором выделен поэтапный алгоритм разработки стратегии коммуникативного поведения для повышения эффективности общения и достижения целей, которые ставят перед собой все участники коммуникации.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, коммуникативное поведение, стратегия коммуникативного поведения, деловое общение.
Каждый народ, определенная социальная группа и даже отдельно взятая личность в процессе своего общения друг с другом придерживается определенных форм, норм и традиций, сложившихся в данном социуме. Совокупность таких норм и традиций общения, а также форм общения называется коммуникативным поведением.
Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован И.А. Стерниным в 1989 г. в работе «О понятии коммуникативного поведения» и относил-ся к национальному коммуникативному поведению,
Таблица 1.
Дополнением к типологии коммуникативных стратегий является оппозиция, как якобы отдельный тип коммуникативной стратегии. Однако оппозиция не является самостоятельной стратегией и находится внутри манипуляционного типа коммуникативной стратегии. Оппозиция - это своеобразная реакция контрагента на ма-нипуляционные действия агента влияния. Сама по себе оппозиция не является конструктивной, она создает реакционную
под которым понималась совокупность норм и традиций общения народа [4].
Коммуниканты в процессе общения преследуют определенные цели. Для достижения коммуникативных целей могут использоваться различные приемы, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникатив-ными стратегиями, тактиками и навыками. Рассмотрим существующие коммуникативные стратегии, которые выделены в три основных типа. Эти типы концептуально описывают основные социальные процессы, собственно порождающие коммуникационные действия:
структуру коммуникации. Иначе говоря, смысловое пространство, создаваемое при использовании оппозиционной стратегии, всегда находится внутри манипуляционно-го коммуникативного пространства. Эти пространства постоянно противодействуют, но никогда оппозиционное пространство принципиально не преодолевает ма-нипуляционное коммуникативное пространство [2].
Тип коммуникативной стратегии Краткая характеристика Основными средствами Основная цель
Презентация Пассивная коммуникация Послание Сообщение определенных знаний целевой категории людей
Манипуляция Активная коммуникация Сообщение Управление ситуацией через управление поведением людей
Конвенция Интерактивная коммуникация Диалог Управление ситуацией через взаимодействие и согласование поведения людей
Целью конвенциональной коммуникативной стратегии речи является обеспечение коммуникации между различными сегментами аудитории этой речи. В результате целой цепи консенсусов получают, как результат, конвенцию - содержательный договор внутри определенного сегмента или даже целого общества.
Конвенциональная коммуникативная стратегия может быть представлена в трех связанных друг с другом шагах: создание текста, презентация, глобальные (массовые) консультации, которые называются делиберативным процессом [1]. Так, к примеру, в деловом общении на английском языке следует придерживаться общих правил:
1. Обращайтесь к собеседнику по фамилии, употребляя вежливое «мистер», «миссис» или «мисс, используйте фразы: «Да, сэр» и «Нет, сэр», «Да, мэм» и «Нет, мэм».
2. Покажите вашему собеседнику, что он ценен для вас («Для нас большая честь работать с eaMU»,"It's an honor to work with you"), после беседы поблагодарите его за потраченное время («Спасибо за ваше время»," Thank you for your time").
3. Не перебивайте и показывайте собеседнику, что вы его услышали и поняли. Скажите, например: «Спасибо, что подметили это, согласен с вами» ("Thank you for telling me that and I agree with you").
4. Говорить: «Я не знаю» — непрофессионально, более того, это невежливо. Лучше отвечайте: «Хороший вопрос, я обязательно уточню это и дам вам знать», ("Great question, I will do my best to find out for you"). Так вы продемонстрируете свое желание быть полезным.
Презентационные стратегии представляют собой способ производства коммуникативного пространства и способ представления этого пространства в среде общения за счет работы по изменению структуры этой среды. Мы выделяем их в отдельный тип только потому, что презентационная стратегия всегда является относительно самостоятельным и, в некотором роде, самодостаточным этапом коммуникации [3].
Следует иметь в виду, что использование некоторых речевых тактик приводит к
типичному неоднозначному толкованию коммуникативных намерений. Например, похвала реализует стратегию положительной оценки. Однако убеждение, что похвала - это нечто позитивное, далеко не всегда соответствует действительности. Психологи отмечают, что похвала часто воспринимается слушателями негативно, рождает ощущение дискомфорта, неловкости и смущения, пробуждая оборонительные реакции. Так, психолог-практик М. Беркли-Ален провела эксперимент, попросив слушателей своего семинара написать, что они ощущают, когда их хвалят. Приведем некоторые из ответов: «Когда кто-то, особенно мой начальник, меня хвалит, я воспринимаю это как попытку мною манипулировать»; «В голове у меня сквозит мысль: это он говорит, чтоб я еще больше работал»; «Я чувствую смущение». Участники опроса ощущали, что похвала - это нечто, чему надо противостоять, на что надо отвечать. Это происходит оттого, что люди понимают: если кто-то дает положительную оценку, то в другой раз он может дать и отрицательную - сам факт оценивания подразумевает превосходство. Поэтому возможна реакция на похвалу со злостью, особенно если похвала не совпадает с восприятием данного человека.
Для повышения эффективности значимого для вас коммуникативного акта необходимо тщательно подготовиться и, желательно, разработать стратегию вашего коммуникативного поведения:
1. Четко определить цели и поставленные задачи предстоящей коммуникации.
2. Изучить коммуникативные особенности лингвокультурной общности, представителем которой является ваш собеседник. Следует обратить внимание на нормы и традиции общения, как вербального (связанные с речевым оформлением, тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях), так и невербального общения (связанные с невербальными сигналами -жестами, мимикой, взглядами, позами, дистанцией, расположением относительно собеседника и др.).
3. Проанализировать полученную информацию и выбрать стратегию, которая будет преобладать в коммуникативном поведении на определенном этапе. На начальном этапе коммуникативного акта можно использовать презентационную стратегию, чтобы донести до собеседника необходимую информацию. В дальнейшем, следует придерживаться стратегии конвенции для того, чтобы равноправно обсудить все спорные моменты, решить все возникшие вопросы и прийти к взаимному пониманию и соглашению.
4. Спрогнозировать возможные конфликтные ситуации и пути их решения.
Библиографический список
1. Введение в теорию коммуникации [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост.: Т.Я. Котлярова. - Костанай: Костан. фил. ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2013. - 158 с.
2. Дацюк С. Коммуникативные стратегии. [Электронный ресурс] / С. Дацюк. - Режим доступа: http://korolewstvo.narod.ru/psychostat/comstr.htm.
3. Крутушкина О.В. Сущность и типы коммуникационных стратегий [Электронный ресурс] / О.В. Крутушкина. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_SSN_2008/Economics/34703.doc.htm
4. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. - С. 279-282.
После применения стратегии на практике особенно важно проанализировать результаты и сделать выводы для корректировки своего поведения в будущем.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что все стратегии коммуникативного поведения тесно связаны между собой, и сложно, а порой даже невозможно, использовать только одну конкретную стратегию. Эффективнее всего комбинировать стратегии, сочетая их между собой на определенных этапах в зависимости от цели.
THE STRATEGY OF COMMUNICATIVE BEHAVIOR IN INTERCULTURAL
BUSINESS COMMUNICATION
N.S. Gorbatenko, student
Supervisor: S.V. Kharitonov, candidate of pedagogical sciences, associate professor Magnitogorsk state technical University named after G.I. Nosov (Russia, Magnitogorsk)
Abstract. In this article the author examines the characteristics of communicative behavior in intercultural business communication, and analyzes the strategies, the communicants can adhere to. The author suggests an algorithm for developing of communicative behavior strategies in order to improve the efficiency of the communicative act and ensure achievement of goals the communicants set themselves.
Keywords: Philology, intercultural communication, communicative behavior, communicative behavior strategy, business communication.