Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ШТАНДОРТА ГЕРМАНИИ'

СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ШТАНДОРТА ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германия / ФРГ / Европейский союз / ЕС / стратегия / стратегирование / комплексная безопасность / конкурентоспособность / пространство / экономический штандорт / ноономика / Germany / European Union / EU / strategy / strategizing / integrated security / competitiveness / space / economic Standort / noonomic

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

С объединением в 1990 г. ФРГ и ГДР возникло новое политическое и хозяйственное пространство, определяемое в Германии как социально-экономический штандорт. В течение последних трех с половиной десятилетий, особенно с середины нулевых годов, исполнительная власть в рамках различных и в основном несогласованных стратегий стремилась обеспечить его безопасность и конкурентоспособность. Единый комплексный подход к этой непростой теме до последнего времени в ФРГ отсутствовал. Решением этой задачи занялось нынешнее коалиционное правительство, разработавшее к середине 2023 г. Национальную стратегию интегрированной безопасности. Автор анализирует ее содержание, соотношение с другими стратегическими документами, в том числе в контексте теории ноономики, и оценивает перспективы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIES OF THE ECONOMIC AND POLITICAL SPACE OF GERMANY

When the two German states united in 1990, a new political and economic space emerged. In Germany, this space is referred to as a socio-economic Standort. Over the past three and a half decades, the government has been working to ensure the security of this region through various, often uncoordinated strategies. Until recently, there was no unified comprehensive approach to this important issue in Germany. However, the current coalition government has taken up this challenge and has developed an Integrated Security Strategy by mid-2023. The author analyzes the content of this document, its relationship with other strategic plans, including the context of the noonomics theory, and also evaluates the prospects for implementing this document.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ШТАНДОРТА ГЕРМАНИИ»

СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ШТАНДОРТА ГЕРМАНИИ

THE STRATEGIES OF THE ECONOMIC AND POLITICAL SPACE OF GERMANY

БЕЛОВ ВЛАДИСЛАВ БОРИСОВИЧ

Заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, в.н.с., руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН, к.э.н.

VLADISLAV B. BELOV

Candidate of sciences (Economy), Leading Researcher, Deputy Director of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences (IE RAS), Head of the Department of Country Researches and of the Center for German Studies, IE RAS.

АННОТАЦИЯ

С объединением в 1990 г. ФРГ и ГДР возникло новое политическое и хозяйственное пространство, определяемое в Германии как социально-экономический штандорт. В течение последних трёх с половиной десятилетий, особенно с середины нулевых годов, исполнительная власть в рамках различных и в основном несогласованных стратегий стремилась обеспечить его безопасность и конкурентоспособность. Единый комплексный подход к этой непростой теме до последнего времени в ФРГ отсутствовал. Решением этой задачи занялось нынешнее коалиционное правительство, разработавшее к середине 2023 г. Национальную стратегию интегрированной безопасности. Автор анализирует её содержание, соотношение с другими стратегическими документами, в т.ч. в контексте теории ноономики, и оценивает перспективы её реализации.

ABSTRACT

When the two German states united in 1990, a new political and economic space emerged. In Germany, this space is referred to as a socio-economic Standort. Over the past three and a half decades, the government has been working to ensure the security of this region through various, often uncoordinated strategies. Until recently, there was no unified comprehensive approach to this important issue in Germany. However, the current coalition government has taken up this challenge and has developed an Integrated Security Strategy by mid-2023. The author analyzes the content of this document, its relationship with other strategic plans, including the context of the noonomics theory, and also evaluates the prospects for implementing this document.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Германия, ФРГ, Европейский союз, ЕС, стратегия, стратегирование, комплексная безопасность, конкурентоспособность, пространство, экономический штандорт, ноономика.

KEYWORDS

Germany, European Union, EU, strategy, strategizing, integrated security, competitiveness, space, economic Standort, noonomic.

Объединение ФРГ и ГДР в октябре 1990 г. означало возникновение не только нового политического, но и хозяйственного пространства, определяемого в немецко-говорящей экономгеографической науке как социально-экономический и культурно-исторический штандорт . В течение последних трёх с половиной десятилетий германская исполнительная власть в рамках различных стратегических подходов стремилась обеспечить его конкурентоспособность и как её неотъемлемую часть – безопасность, которая, однако, в основном касалась военно-политических аспектов, за которые отвечало Федеральное министерство обороны. Другие министерства и государственные ведомства формулировали свои стратегии, которые наряду с указанными аспектами затрагивали прочие сферы и вопросы штандортного развития (устойчивость, преемственность, резильентность и пр.). Как правило, эти стратегические документы не были скоординированы друг с другом.

Стратегирование всех аспектов военно-политического, социально-экономического и культурно-исторического пространства до последнего времени в Германии отсутствовало. О необходимости единого подхода к этой теме в ноябре 2021 г. договорились новые коалиционеры в лице социал-демократов, зелёных и либералов, сформировавшие т.н. «светофорное» правительство. Они поставили цель разработать первый в истории немецкого государства комплексный подход ко всем сферам безопасного и конкурентного развития германского штандорта. Итогом стала Национальная стратегия интегрированной безопасности (НСБ), представленная вниманию общественности с задержкой на полгода в середине июня 2023 г. Подобного рода документ стал первым в истории германского государства. В иностранной и отечественной литературе пока отсутствуют работы, в которых анализируется содержание НСБ и предшествующих ей стратегических документов с точки зрения соответствия современным подходам к разработке государственных стратегий, последующему переходу к стратегированию и реализации намеченных целей. В данной статье автор предпринимает попытку восполнения данного пробела.

Эстафета стратегий – от А. Меркель к О. Шольцу

Активизация инициатив в принятии Германией различных стратегий относится к периоду правления коалиций во главе с А. Меркель (2005-2021 гг.). В основном, они касались климатической тематики, внешней политики, здравоохранения и цифровизации.

7 ноября 2007 г. федеральное правительство приняло Национальную стратегию в области биоразнообразия (NBS), которая соответствовала требованиям аналогичной Конвенции ООН. Документ предусматривал сохранение и восстановление разнообразия ландшафтов, растений и животных немецкого штандорта, включая его морские районы [1]. Он содержал 330 целевых установок и около 430 мер, которые должны были быть реализованы/осуществлены до конца 2020 г. Однако используемые индикаторы оценки уровня реализации показали, что многие из целей к этому году не были достигнуты и «долги» были переданы следующему правительству . 17 декабря 2008 г. Федеральное министерство охраны окружающей среды опубликовало Германскую стратегию адаптации к изменению климата, которая предусматривала несколько этапов разработки и осуществления конкретных мероприятий [2]. В феврале 2019 г. Берлин принял Национальную стратегию по сокращению пищевых отходов [3], а в 2016 г. – Германскую стратегию устойчивого развития, в которую внёс изменения в марте 2021 г. [4]. А. Меркель придавала этом документу особое значение. По её мнению, в течение последующего десятилетия он во многом определял важные направления трансформационных процессов в таких частях германского штандорта как энергетика, экономика замкнутого цикла, жилье, транспорт, питание и сельское хозяйство, образование, исследования и инновации. В августе 2019 г. внешнеполитическое ведомство (Ауссенамт) презентовало Основные направления немецкой арктической политики, в которой особое внимание наряду с климатическими аспектами уделило вопросам безопасности и ресурсному потенциалу Арктики, представляющего особый интерес для ФРГ с точки зрения диверсификации поставок сырья в будущем [5].

В феврале 2012 г. Кабинет министров подготовил Национальную стратегию по политике борьбы с наркотиками [6], а в октябре 2020 г. принял Стратегию федерального правительства в сфере глобального здравоохранения [7] – одной из основ сохранения качества человеческого капитала.

В рамках цифровой трансформации немецкого народного хозяйства последний Кабинет министров А. Меркель подготовил и презентовал ряд стратегических документов, посвящённых дигитализации: Стратегию федерального правительства в области искусственного интеллекта (ноябрь 2018 г.) [8], которая в соответствии с положениями Европейского союза о двойном переходе к климатически нейтральной экономике была доработана в декабре 2020 г. [9] и августе 2021 г. [10], а также Стратегию федерального правительства по открытым данным (июль 2021 г.) [11].

В сфере внешней политики отметим изданную Федеральным министерством обороны в 2016 г. «Белую книгу политики безопасности и будущего бундесвера» [12], первая из которых вышла в 1969 г. В июне 2017 г. правительство (уже в лице Ауссенамта) уточнило его положения в «Основных направлениях политики предотвращения кризисов, разрешения конфликтов и содействия мирному развитию» [13]; в августе 2020 г. – в «Основных направлениях политики в Индо-Тихоокеанском регионе» [14]; в мае 2021 г. – в «Белой книге мультилатерализма» [15]. В декабре 2016 г. была принята Стратегия федерального правительства по интернационализации образования, науки и научных исследований [16], в которой внешняя научная политика и продвижение германского научно-образовательного штандорта рассматривается в качестве одной из основ внешнеполитической культуры ФРГ. В ноябре 2018 г. Федеральное министерство образования и научных исследований дополнило её Стратегией в отношении Африки [17]. В августе 2021 г. Федеральное министерство внутренних дел презентовало Стратегию кибербезопасности Германии [18], ставшего последним стратегическим документом, подготовленного правительством в составе ХДС/ХСС и СДПГ, находившегося у власти с 2018 по 2021 гг.

Для индустриального сектора Германии важными стали два документа, подготовленные Федеральным министерством экономики и энергетики – в конце ноября 2019 г. вышла Национальная промышленная стратегия [19], а в начале июня 2020 г. – Национальная водородная стратегия [20]. Особенностью первой стал организованный с весны по осень 2019 г. диалог между министром экономики П. Альтмайером и предпринимательскими группами интересов, представляющими как крупный, так и малый и средний бизнес. В итоге в первоначальный проект было внесено много изменений и дополнений. Среди прочего особое внимание было уделено вопросам сохранения и повышения конкурентоспособности немецкого хозяйственного штандорта, в т.ч. за счёт усиления государственного регулирования. Особенностью второй – борьба между двумя лоббистскими группами, жёсткость и продолжительность которой обусловила существенную задержку с презентацией окончательного варианта. Одна из них представляла интересы машиностроителей и экологистов, другая – газовых компаний. В первом случае, речь шла о производстве т.н. «зелёного», т.е. экологически чистого водорода из воды с использованием электролизёров, что, однако, связано с относительно высокими издержками. Во втором – о недорогом выпуске водорода из метана, при котором выделяется «нежелательный» для климата СО2. Первая группа победила. Немецкий подход Брюссель использовал при разработке аналогичной стратегии Евросоюза, которая была опубликована через месяц после немецкой.

Таким образом, за время правления коалиций с 2005 по 2021 гг. под руководством А. Меркель был подготовлен солидный задел стратегических направлений развития Германии в ведущих политических и хозяйственных сферах. Опираясь на этот фундамент «светофорное» правительство О. Шольца продолжило укреплять и развивать стратегические основы национального штандорта.

Одним из первых документов новой коалиции в этом направлении стала разработка МИДа «Создавать стабильность. Концепция внешней политики и политики безопасности для интегрированного содействия мирному развитию», опубликованная в декабре 2022 г. [21] В начале 2023 г. Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития подготовило Стратегию в отношении Африки, в которой в условиях геополитического кризиса особое внимание уделено поиску путей сближения с государствами Глобального юга [22]. В середине марта 2023 г. Кабинет министров принял анонсированную в 2022 г. и подготовленную Федеральным министерством охраны окружающей среды Национальную водную стратегию [23]. Среди прочего её необходимость была обусловлена высоким спросом на пресные источники воды со стороны производителей «зелёного» водорода – одной из основ энергетического перехода.

В конце апреля 2023 г. Федеральное министерство цифровизации и транспорта опубликовало обновлённую Стратегию дигитализации, направленную на дальнейшее укрепление цифрового и технологического суверенитета Германии в целях сохранения международной конкурентной и инновационной способности немецкого штандорта [24]. Среди прочего в ней упомянуты18 проектов-маяков, которые правительство намерено реализовать до конца 2025 г. и тем самым доказать свои компетенции в сфере цифровой трансформации / двойного перехода германского народного хозяйства.

Национальная стратегия безопасности

Но основным событием двадцатого легислатурного периода в сфере стратегических разработок немецкого государства стала публикация Национальной стратегии безопасности [25, 26, 27], которую ожидали в конце 2022 г. При её разработке «светофорная» коалиция исходила из того, что комплексный подход к обеспечению интегрированной безопасности германского штандорта позволит «эффективно противостоять актуальным вызовам». Было заявлено, что стратегический документ предполагает взаимодействие всех заинтересованных сторон, субъектов, имеющихся средств, ресурсов и инструментов для всесторонней поддержки и укрепления безопасного развития ФРГ. На первый план государство, как и прежде, выдвинуло военно-политический фактор (wehrhaft) – Германия должна быть сильной в военном отношении и обладать всеми возможностями, чтобы защищать себя и своих союзников. Экономика оказалась на втором месте – немецкое общество и национальное хозяйство должны быть устойчивыми (resilient), способными к адаптации, защите и сохранению основ своего существования, а также к последовательному развитию (nachhaltig).

Авторы выдвинули тезис, что интегрированная безопасность выходит за рамки обычной координации и взаимодействия, будучи ориентированной «на эффективные ответы на сложные угрозы, объединяя различные области политики и определяя необходимые инструменты». Предпринята попытка наряду с военно-техническими аспектами охватить все сферы германского штандорта – политическую, хозяйственную, социальную, экологическую, миграционную и др. – с учётом специфики уже принятых и будущих стратегий в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, финансов, образования, науки, здравоохранения, экологии и т.д. Поставлена стратегическая задача: выявить взаимовлияние, взаимосвязи актуальных рисков и определить механизмы сетевого (в т.ч. интегрированного) взаимодействия / управления ими на всех уровнях государства и народного хозяйства. В этом контексте НСБ можно рассматривать как формальную дорожную карту продолжения уже ранее принятых и подготовки ряда новых стратегий, направленных на укрепление безопасности и противодействие внешним и внутренним угрозам различным общественно-политическим и хозяйственным нишам.

Так, в ней речь идёт о разработке федеральными ведомствами Стратегии сильной, оборонительной демократии и открытого и разнообразного общества; Стратегии борьбы с дезинформацией; Концепции повышения устойчивости в образовательных учреждениях; Стратегии повышения способности действовать против гибридных угроз; Стратегии борьбы с организованной преступностью. В целях обеспечения экономической и финансовой устойчивости экономики, а также гарантированного доступа экономических субъектов к сырьевым ресурсам заявлена подготовка следующих стратегических документов: Национальная стратегия защиты экономики; Стратегия поставок сырья на условиях их безопасности, диверсификации, устойчивости и инноваций; Стратегия импорта водорода. Государственные ведомства также разрабатывают Стратегию безопасности космического пространства, Стратегию климатических аспектов внешней политики. Обновляются Национальные стратегии – сохранения биологического разнообразия и водная, а также стратегический подход к развитию промышленных отраслей сферы обороны и безопасности.

Поставлена цель сокращения критических зависимостей германского штандорта, которая должна быть достигнута благодаря дальнейшему развитию циркулярной экономики, повышения эффективности ресурсопользования, увеличению собственной добычи сырья при одновременной диверсификации зарубежных поставщиков энергоносителей и, по возможности, максимальной обработке первичных ресурсов с странах-партнёрах с последующей поставкой обогащённого сырья в ФРГ. Должны быть повышена безопасность критически важных цепочек поставок, усилен контроль за иностранными прямыми инвестициями, продолжено совершенствование механизмов защиты национального хозяйства, включая принятие зонтичного закона по защите критической инфраструктуры KRITIS.

В целях обеспечения технологического и цифрового суверенитета германского экономического штандорта предусмотрено развивать новые «высоко-инновационные» технологии, стандарты – за эту сферу отвечает Федеральное агентство прорывных технологий (SPRIND). Одновременно государство создаёт Немецкое агентство трансфера и инноваций (DATI), ориентированное на поддержку прикладных НИОКР и развитие региональных и межрегиональных инновационных систем

Один из самых проработанных разделов посвящён кибербезопасности. С точки зрения авторов, это обусловлено актуальными геополитическими вызовами и связанными с ними угрозами. Они обратили внимание на то, что успех в её обеспечении связан с основными штандортными принципами – организацией результативного взаимодействия всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса, науки и общества и с объединением внешних и внутренних факторов. Речь идёт о «кибердипломатии», «внешней киберполитике», кибердирективах ЕС (NIS2-Richtlinie), об опоре на сотрудничество немецких промышленных концернов с международными организациями, в т.ч. в сфере прорывных технологий, включая искусственный интеллект и квантовые технологии, об усилении борьбы с киберпреступностью в кооперации с международными партнёрами и союзниками Германии (основная угроза – вирусные программы), о совершенствовании действующей национальной стратегии кибербезопасности, а также межведомственном взаимодействии, в т.ч. органов разведки. Вместе взятые эти факторы, по их мнению, должны обеспечить «высшую степень защиты от возможных кибернападений». Функцию координатора должен взять на себя Национальный центр киберзащиты. Формально такой подход должен обеспечить достижение поставленных целей. Насколько это удастся на самом деле – покажет практика. Очевидно, что объективной информации касательно этой специфичной сферы будет минимум.

В основном НСБ представляет набор общих положений, пожеланий, заявлений. О механизмах их интеграции ничего на сказано. Заявленный комплексный подход – формальный. За отдельными блоками прослеживаются интересы отдельных министерств и ведомств, окрашенные в соответствующие партийные цвета их руководства. Новые прорывные положения с учётом изменившейся геополитический ситуации и множественных кризисов отсутствуют. Нет конкретики в отношении сроков, ответственных за выполнение структур и ведомств, не определены механизмы взаимодействия между ними (за исключением сферы кибербезопасности). Очевидно, что министерства и ведомства так и не согласовали их и исходят из того, что в будущем «по мере надобности» смогут их определять. Но это вызывает сомнения. Стратегия не предусматривает механизмы контроля за её выполнением и не содержит хотя бы приблизительных оценок финансирования заявленных проектов. Создаётся впечатление, что она была написана «на злобу политического дня» и призвана показать способность коалиции договариваться по стратегически важным вопросам и поэтому минимально ориентирована на вызовы будущего [26].

Реализация положений НСБ в 2023-2024 гг. Перспективы Стратегии.

Реализация заявленных в НСБ планов началась уже через месяц. В середине июля 2023 г. была презентована не менее долгожданная Стратегия в отношении Китая, построенная на триедином подходе к ведущему вне коллективного Запада государству в двусторонних отношениях ФРГ – партнёрстве, конкуренции и системно-ценностном соперничестве [28]. Предложен комплекс компромиссных мер по снижению рисков в двусторонних отношениях и недопущении центробежных процессов во взаимодействии германского и китайского хозяйственных пространств [29].

В октябре 2023 г. Федеральное министерство экономики и защиты климата опубликовало обновлённую версию промышленной политики с учётом влияния поликризисов, включая геополитический, на экономику Германии [30]. Поставлена задача укрепления конкурентоспособности немецкого индустриального штандорта и обеспечения его хозяйственно-политической безопасности в условиях актуальных вызовов.

В декабре 2023 г. Министерство образования и научных исследований опубликовало отчёт о промежуточных результатах реализации Стратегии будущего инноваций [31]. В мае 2024 г. МВД приняло Стратегию защиты демократии и борьбы с экстремизмом [32]. С точки зрения коалиции, предусмотренные в ней меры должны гарантировать устойчивость общественного развития как одной из предпосылок поступательного характера экономического развития германского штандорта.

Анализ НСБ и предшествующих ей стратегических документов, подтверждают правоту С.Д. Бодрунова и В.Л. Квинта, справедливо указывающих на то, что при разработке национальных и региональных стратегий авторские коллективы нередко игнорируют / не принимают во внимание стратегические установки отечественных и иностранных экономических субъектов, действующих в рамках их хозяйственных штандортов. Они подчёркивают, что именно от них зависит успех или неуспех реализации разрабатываемых государственными министерствами и ведомствами стратегий. Ориентация на положительный результат предполагает субординированность предпринимательского и государственного подхода, а также последующую координацию, построенную не на принуждении, а на механизмах мотивации, заинтересованности и инициативы всех участников процесса разработки как стратегии, так и стратегирования [33].

Именно в таком взвешенном и продуманном подходе мы видим важнейшую предпосылку обеспечения не только интегрированной безопасности, но и непосредственно связанной с ней конкурентоспособностью современных национальных хозяйственно-политических пространств. В Германии, которая, казалось бы, является одним из основных разработчиков штандортного подхода, являющегося неотъемлемой частью подготовки стратегий как народнохозяйственного комплекса в целом, так и его отдельных частей, нынешняя федеральная исполнительная власть нередко игнорирует его основные постулаты – как с точки зрения межведомственной координации / мониторинга, так организации конструктивного диалога не только с бизнесом, но и представителями науки, образования и активной части гражданского общества. В этом отношении НСБ вряд ли станет прорывом в государственном подходе к комплексному стратегическому развитию германского хозяйственного штандорта.

Более того, «светофорное» правительство, не учитывая стратегирование малых, средних и крупных экономических игроков, грубо вмешивается в рыночные процессы, в т.ч. вводя внешнеэкономические запреты (например, на ввоз первичных энергоносителей из России и вывоз товаров, внесённых в санкционные списки) и тем самым разрушая сформированные в течение десятилетий кооперационные связи на уровне предприятий. Следствием становится адекватная – негативная – реакция рыночных механизмов. Рост цен, издержек, нестабильности объективно ведут к снижению экономической безопасности и конкурентоспособности немецкого штандорта, соответственно к изменению стратегических подходов указанных игроков к использованию / размещению капиталов, рабочей силы и услуг. Похоже, что монография В.Л. Квинта «Концепции стратегии. Импульсы для руководителей», переведённая в 2021 г. на немецкий язык [34], пока не стала бестселлером среди немецких чиновников, которые предпочитают с завидной регулярностью наступать на одни и те же грабли одностороннего подхода к стратегическим документам.

Отметим ещё положение С. Бодрунова и В.Л. Квинта, весьма для разработки стратегий. Оно касается разрабатываемой ими теории ноономики, которая пока не нашла адекватного отражения в немецком экономическом дискурсе. Речь идёт о том, что ноономический подход даёт возможность оценить значение на первый взгляд малозначимых трендов, которым на самом деле принадлежит основное место в определении будущих долгосрочных процессов. Нам представляется принципиально важным указание этих учёных на тренд, согласно которому экономические критерии деятельности человека будут ослабевать, а значение культурных – возрастать [33]. По нашему мнению, крайне важно учитывать его в актуальных национальных стратегиях хозяйственных штандортов, в которых до сих пор культурно-исторические особенности, как правило, игнорировались. Россия может стать первой из стран, которая благодаря использованию положений ноономики имеет шанс достигнуть качественного прорыва в своих стратегиях.

Заключение

Проведённый анализ стратегических подходов исполнительной власти ФРГ за последние два десятилетия позволяет сделать делает вывод о смещении приоритетов от военно-политических к хозяйственно-политическим и социально-экологическим вопросам безопасного развития германского штандорта. В Германии отсутствуют действенные механизмы мониторинга и госконтроля за согласованным между ведомствами выполнением поставленных в национальных стратегиях задач, включая обеспечение заявленных устойчивости, последовательности и стабильности ожидаемых результатов. У правящей коалиции нет проработанного инструментария взаимодействия с основными отечественными группами интересов, что ставит под вопрос успешное достижение большинства поставленных в Национальной стратегии интегрированной безопасности (как, впрочем, и в других немецких стратегиях) целей.

Представляется крайне важным использование обновлённым в мае 2024 г. составом правительства РФ разработанного российскими учёными ноономического инструментария в стратегическом целеполагании и планировании на федеральном и региональном уровнях. Наряду с критическим анализом опыта ФРГ в разработке и реализации национальных стратегий это даёт хорошие шансы для качественного прорыва в отечественном стратегическом мышлении с выходом на новые горизонты за пределы актуальной повестки. Одновременно необходимо использовать системный анализ подсистем объекта стратегирования, осуществлять контроль и мониторинг взаимодействия между собой при обязательном учёте особенностей функционирующих в народном хозяйстве на фоне инновационных трансформаций традиционных производственно-технологических систем.

Библиографический список / References

1. Nationale Strategie zur biologischen Vielfalt. Deutscher Bundestag. Drucksache 16/7082. 07. 11. 2007. Berlin. – 108 S.

2. Deutsche Anpassungsstrategie an den Klimawandel beschlossen vom Bundeskabinett am 17. Dezember 2008. BMUV. Berlin. Dezember 2008. – 78 S.

3. Nationale Strategie zur Reduzierung der Lebensmittelverschwendung. BMEL. Februar 2019. Berlin. – 20 S.

4. Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie Weiterentwicklung 2021, Die Bundesregierung. März 2021. Berlin. – 391 S.

5. Leitlinien deutscher Arktispolitik. Verantwortung übernehmen, Vertrauen schaffen, Zukunft gestalten. Auswärtiges Amt. August 2019. Berlin. – 25 S.

6. Nationale Strategie zu Drogen- und Suchtpolitik. Die Drogenbeauftragte der Bundesregierung. Bundesministerium für Gesundheit. Februar 2019. Berlin. – 70 S.

7. Strategie der Bundesregierung zur globalen Gesundheit. Verantwortung – Innovation – Partnerschaft: Globale Gesundheit gemeinsam gestalten. BMG. Oktober 2020. Berlin. – 44 S.

8. Strategie Künstliche Intelligenz der Bundesregierung 2018. Bundesregierung. November 2018. Berlin. – 47 S.

9. Strategie Künstliche Intelligenz der Bundesregierung - Fortschreibung 2020. Bundesregierung. Dezember 2020. Berlin. – 35 S.

10. Eckpunktepapier „Digitalpolitik der Bundesregierung: Neuordnung digitalpolitischer Zuständigkeiten“. Bundesregierung. 31.08.2021. Berlin. – 4 S.

11. Open-Data-Strategie der Bundesregierung. BMI. Juli 2021. Berlin. – 32 S.

12. Weissbuch 2016. Zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. BMVG. Juni 2016. Berlin. – 143 S.

13. Krisen verhindern, Konflikte bewältigen, Frieden fördern. Leitlinien der Bundesregierung. Auswärtiges Amt. Juni 2017. Berlin. – 160 S.

14. Leitlinien zum Indo-Pazifik. Deutschland – Europa – Asien. Das 21. Jahrhundert gemeinsam gestalten. Die Bundesregierung. Auswärtiges Amt. August 2020. Berlin. – 72 S.

15. Weißbuch Multilateralismus der Bundesregierung - Gemeinsam für die Menschen. Bundestag. Drucksache 19/30294. Mai 2021. Berlin. – 148 S.

16. Internationalisierung von Bildung, Wissenschaft und Forschung. Strategie der Bundesregierung. BMBF. Dezember 2016. Berlin. – 114 S.

17. Afrika-Strategie des BMBF. Perspektiven schaffen! Neue Impulse für die Kooperation mit afrikanischen Partnern in Bildung, Wissenschaft und Forschung. BMBF. November 2018. Berlin. – 28 S.

18. Cybersicherheitsstrategie für Deutschland 2021. BMI. September 2021. Berlin. – 142 S.

19. Nationale Industriestrategie 2030. Strategische Leitlinien für eine deutsche und europäische Industriepolitik. BMWi // Schlaglichter der Wirtschaftspolitik – Monatsbericht März 2019. Berlin. – 12 S.

20. Nationale Wasserstoffstrategie. BMUV. Juni 2020. Berlin. – 29 S.

21. Stabilisierung gestalten Außen- und sicherheitspolitisches Konzept für ein integriertes Friedensengagement. Auswärtiges Amt. Dezember 2022. Berlin. – 58 S.

22. Gemeinsam mit Afrika Zukunft gestalten Die Afrika-Strategie des BMZ. BMZ. Januar 2023. Berlin. – 36 S.

23. Nationale Wasserstrategie. BMUV. März 2023. Berlin. – 120 S.

24. Digitalstrategie. Gemeinsam digitale Werte schöpfen. BMDV. April 2023. Berlin. – 54 S.

25. Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland. Nationale Sicherheitsstrategie. Auswärtiges Amt. Juni 2023. Berlin. – 76 S.

26. Белов В.Б. Первая в истории Германии комплексная Стратегия национальной безопасности // Аналитические записки Института Европы РАН. №13, 2023. – С. 44-53. DOI: 10.15211/analytics21320234453

27. Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177. DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-166-177

28. China-Strategie der Bundesregierung. Auswärtiges Amt. 2023. Berlin. – 64 S.

29. Белов В.Б. О новой стратегии Германии по отношению к Китаю // Аналитические записки Института Европы РАН. – № 3. – 2023 – С. 16–24. DOI: 10.15211/analytics31620231624

30. Industriepolitik in der Zeitenwende. Industriestandort sichern, Wohlstand erneuern, Wirtschaftssicherheit stärken. BMWK. Oktober 2023. Berlin. – 60 S.

31. Umsetzung der Zukunftsstrategie Forschung und Innovation. Bericht der Bundesregierung. BMBF. Dezember 2023. Berlin. – 23 S.

32. Gemeinsam für Demokratie und gegen Extremismus. Strategie der Bundesregierung für eine starke, wehrhafte Demokratie und eine offene und vielfältige Gesellschaft. BMI. Berlin. Mai 2024. Berlin – 58 S.

33. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика /Монография/ – СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. – 351 с.

34. Kvint Vladimir L. Konzepte der Strategie. Impulse für Führungskräfte. UVK Verlag 2021 – 110 S. ISBN 9783739801247

Контактная информация / Contact information

ФГБНУ «Институт Европы Российской академии наук»

125009, Москва, ул. Моховая, 11-3

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, 11-3, Mokhovaja Str., Moscow, 125009, Russia.

Белов Владислав Борисович / Vladislav B. Belov

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.