Научная статья на тему 'Стратегии глобализационного развития: ценностный аспект'

Стратегии глобализационного развития: ценностный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
240
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ-СИНТЕЗ / GLOBALISATION / VALUES / CULTURE / POPULAR CULTURE / CONSUMER SOCIETY / INTEGRATING SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Авдеев Евгений Александрович

В статье анализируются социальный и культурный аспекты современных глобализационных процессов. Актуализируются негативные аспекты современного глобализационного развития. Стратегии развертывания глобализации, в основе которых лежит евроатлантическая интеграционная модель, копирование западных культурных образцов без учета национальных социокультурных традиций, на сегодняшний день признаются неэффективными. Экономическое развитие, которое предполагает неограниченное увеличение потребления, противоречит объективным ресурсным и экологическим ограничениям. Дальнейшее цивилизационное развития на основе ценностей евроатлантической культуры, в том варианте, как они реализуются в обществе потребления, признается невозможным. Современная глобализация, а также связанные с ней процессы трансформации национальных, культур заключают в себе угрозу все большей унификации и замещения традиций и символов национальной культуры, являющихся выражением исторически сложившейся системы ценностных и мировоззренческих оснований, продуктами распространившейся повсеместно массовой культуры, лишенных, независимо от их происхождения, какой-либо связи с базовыми национальными, религиозными основаниями и традициями. Беспрецедентность современных глобализационных процессов, появление глобального информационного пространства, изменяют характер межцивилизационного и межкультурного взаимодействия. Стратегии глобализации, предполагающие унификацию на основе псевдоценностей, тиражируемых массовой культурой, приведут к становлению глобального атомизированного общества потребления, что исключает возможность интеграции-синтеза. Делается вывод о невозможности выработки альтернативных стратегий цивилизационного развития, которые предполагают интеграцию-синтез без сохранения ценностных основ локальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalisational development strategies: axiological aspect

Social and cultural aspects of modern globalisation processes are analysed in the article. The negative aspects of modern globalisational development are actualised at this time. Strategies of globalisation deployment, which are based on the Euro-Atlantic integration model, copying the Western cultural models, excluding the national socio-cultural traditions, are recognized as ineffective today. Economic development, which assumes unlimited increase in consumption, contradicts the objective resource and environmental constraints. The further development of civilisation based on the values of Euro-Atlantic culture, in the version as they are implemented in consumer society, is recognized impossible. Contemporary globalisation and the processes of transformation of national cultures that are associated with it, contain the threat of substitution of ever greater unification and replacing of the traditions and symbols of national culture, which is an expression of the historical system of values and ideological grounds, with ubiquitous products of mass culture, which are deprived, regardless of their origin, of any connection with the basic national and religious grounds and traditions. The unprecedented nature of contemporary globalisation processes, the emergence of global information space change the nature of intercivilisational and intercultural interaction. Globalisation strategy, which suggests the unification on the basis of false values that are replicated by mass culture, will lead to the establishment of a global atomized society of consumption, which excludes the possibility of integrating synthesis. The conclusion is made about the impossibility of generating alternative strategies of civilisational development, which involves the integrating synthesis without saving value based on local cultures.

Текст научной работы на тему «Стратегии глобализационного развития: ценностный аспект»

УДК 130.2+316.42

Авдеев Евгений Александрович

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

ewg.avdeev@yandex.ru

СТРАТЕГИИ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

В статье анализируются социальный и культурный аспекты современных гяобализационных процессов. В данный момент актуализируются негативные аспекты современного глобализационного развития. Стратегии развертывания глобализации, в основе которых лежит евроатлантическая интеграционная модель, копирование западных культурных образцов без учета национальных социокультурных традиций на сегодняшний день признаются неэффективными. Экономическое развитие, которое предполагает неограниченное увеличение потребления, противоречит объективным ресурсным и экологическим ограничениям. Дальнейшее цивилизационное развитие на основе ценностей евроатлантической культуры, в том варианте, как они реализуются в обществе потребления, признается невозможным. Современная глобализация, а также связанные с ней процессы трансформации национальных культур заключают в себе угрозу все большей унификации и замещения традиций и символов национальной культуры, являющихся выражением исторически сложившейся системы ценностных и мировоззренческих оснований, продуктами распространившейся повсеместно массовой культуры, лишенных, независимо от их происхождения, какой-либо связи с базовыми национальными, религиозными основаниями и традициями. Беспрецедентность современных глобализационных процессов, появление глобального информационного пространства изменяют характер межцивилизационного и межкультурного взаимодействия. Стратегии глобализации, предполагающие унификацию на основе псевдоценностей, тиражируемых массовой культурой, приведут к становлению глобального атомизиро-ванного общества потребления, что исключает возможность интеграции-синтеза. Делается вывод о невозможности выработки альтернативных стратегий цивилизационногоразвития, которые предполагаю интеграцию-синтез без сохранения ценностных основ локальных культур.

Ключевые слова: глобализация, ценности, культура, массовая культура, общество потребления, интеграция-синтез.

Сегодня в гуманитарном и философском дискурсе все большее место занимает проблема поиска новых ценностных ориентиров и мировоззренческих образов. Осознание необходимости поиска новых стратегий глобального развития, рассмотрение многообразных форм осуществления глобализации как мегатрен-да современного общества приводит к признанию проблематичности дальнейшего глобального развития на основе ценностей современной западной культуры.

Эффективность стратегий осуществления глобализации, основанных на становлении мировой экономической системы, разделившей мир на центр (Запад) и догоняющую периферию (Восток), и трансляции массовой культуры, утверждающей ценности «проекта модерн», видоизмененные в эпоху общества потребления, сегодня подвергаются все большему сомнению. Это связано, во-первых, с неэффективностью «подражательной» модернизации, предполагающей копирование западных культурных образцов без учета национальных социокультурных традиций. Во-вторых, с осознанием проблематичности дальнейшего развития на основе ценностей евроатлантической культуры, в том варианте, как они реализуются в обществе потребления.

При этом, несмотря на значительные сдвиги в современных развитых странах, которые связаны с переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, капитализм и общество потребления по-прежнему сохраняются. Постиндустриальное общество не становится ни постэкономическим - свободным от экономических проб-

лем, ни посткапиталистическим. «Напротив, идея прибыли и вера в то, что сегодня можно купить все, и за все надо платить, - несколько превосходит корыстные намерения капитализма предшествующего этапа» [7]. З. Бауман характеризует новый «символический» тип консьюмеризма следующим образом: «Имя потребительской игре - не столько жадность к приобретательству и владению... сколько страсть к новым, доселе не испытанным ощущениям. Потребители - это в первую очередь коллекционеры ощущений; они собирают вещи лишь во вторую очередь, как следствие» [1, с. 120]. Э. Фромм отмечает, что потребление из средства для достижения цели, т.е. счастья, теперь «превратилось в самоцель» [9, с. 157]. У Бек, говоря об изменениях в культуре и обществе, являющихся следствиями интеграции в мировое экономическое пространство, обращает внимание на то, что возникающий таким образом «единый товарный мир» по существу отрицает «многообразие и взаимную открытость. В этом мире локальные культуры и идентичности утрачивают корни и заменяются символами товарного мира» [2, с. 82]. По существу, происходит разрушение традиционных (локальных) культур и присущих им функций по формированию высших ценностей в сознании человека, превращение индивида в идеального потребителя.

Другой аспект экономоцентризма, связанный с идеалом неограниченного экономического роста, основанного на увеличении потребления, стимулирующего спрос и, соответственно, развитие экономики, заключается в невозможности бесконечного увеличения потребления в связи с объективными ресурсными и экологическими ограничениями [6,

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

© Авдеев Е.А., 2014

Стратегии глобализационного развития: ценностный аспект

с. 8-10]. По словам В.В. Миронова, безудержное экономическое и технологическое развитие без включения механизма рационального регулирования потребностей приведет к катастрофе, связанной с «варварским использованием ресурсов планеты и ресурсов сосуществования разных культур, которые на этой планете сложились» [8, с. 14]. Реализуемая на сегодняшний день стратегия глобализации предполагает модель общественного устройства, основанного на идеале свободы, ассоциирующейся с ростом прибыли, увеличением роли материальной составляющей [4, с. 13]. При этом объективность процесса развития глобализации часто смешивалась с представлением о его позитивном характере и безальтернативности.

Объективность развертывания процесса глобализации, которая реализуется в закономерной связи между определенными событиями, не означает его позитивной оценочной характеристики. Представление о прогрессивном характере общественного развития в целом, основанное исключительно на современных научно-технических достижениях и их повсеместном распространении, можно трактовать как заблуждение, как следствие смешения понятий объективности и позитивности. Позитивность является оценкой результата с позиции субъекта - индивида или общества в целом. В этой связи проблема ценностных оснований, определяющих характер социально-экономических процессов, выходит на первый план. Из технических и экономических достижений постиндустриальных обществ не следует улучшение в моральном и гуманистическом отношении. Осознание кризиса развития современного общества актуализирует необходимость философского анализа понятия ценностей и генерации новых ценностных приоритетов с опорой на опыт традиционных культур.

Ценности являются одними из базисных элементов идеациональной составляющей культуры. Идеациональное содержание культуры заключается в наборе надындивидуальных регуляторов отношений в системе человек - социальная (шире социоприродная) система, включающая других членов сообщества [3, с. 48]. Здесь под ценностями понимается то, что определяет характер отношения человека к социальной системе, осуществление ценностей происходит посредством различных видов человеческой деятельности. В основе любой деятельности лежит предварительная оценка акта деятельности с точки зрения результата. Трансформации в системе ценностей приводят к изменению характера отношений между индивидом и социальной средой. В этой связи социальные и культурные трансформации могут быть рассмотрены как результат взаимовлияния индивидуального сознания и надындивидуального набора регуляти-вов, составляющих социально-исторический опыт многих поколений. Фиксация, хранение, трансля-

ция и генерация социально-исторического опыта происходит в рамках той или иной культуры.

Глобализация и связанные с ней процессы трансформации национальных (локальных, традиционных) культур заключают в себе угрозу все большей унификации и замещения традиций и символов национальной культуры, являющихся выражением исторически сложившейся системы ценностных и мироззренческих оснований, продуктами распространившейся повсеместно массовой культуры (глобальной поп-культуры), лишенных, независимо от их происхождения, какой-либо связи с базовыми национальными, религиозными основаниями и традициями. Основой производства и потребления продуктов массовой культуры является бесконечная тиражируемость и оперативность распространения. Результатом этого, по словам В.В. Миронова, является «бесконечное приумножение сферы удовольствий», превращение современного общества в «фабрику развлечений» и одновременно их потребителя [5, с. 150]. Спецификой современной ситуации является разрушение традиционных систем ценностей и их замещение императивами массовой культуры, ориентирующими индивида на бесконечное потребление ради самого потребления. Когда «желание не желает удовлетворения. Напротив, желание желает желания» [1, с. 120].

В этой связи следует обратиться к понятию «глобализация», прежде всего к ее историческому аспекту, что позволит выявить специфику современных социальных процессов, а также историческую динамику взаимодействия и трансформации ценностных оснований различных культур. В этой связи необходимо подчеркнуть объективный и исторически обусловленный характер глобали-зационных процессов. Большинство исследователей в области глобалистики подчеркивает превалирование интегративных тенденций в истории. Как, отмечает А.Н. Чумаков, глобализация - это многовековой естественноисторический процесс, глобальные проблемы являются закономерным результатом этого процесса [10, с. 6]. Таким образом, ни одна культура не являлась и не является полностью изолированной, - она целостная, но не замкнутая система. Это определяет принципиальную открытость любой системы культуры, возможность межкультурной коммуникации и адаптации элементов других культур.

С другой стороны, беспрецедентность современных глобализационных процессов заключается в появлении глобального информационного пространства, в рамках которого прежний характер межцивилизационного и межкультурного взаимодействия становится невозможным. В этих условиях происходит не интеграция-синтез различных ценностных систем, а их разрушение и замещение символами, не имеющими глубинной смысловой связи с национальными и религиозными основани-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014

137

ями. В этом заключается одна из основных глобальных угроз: интеграция на основе псевдоценностей, тиражируемых массовой культурой и приводящих к становлению глобального атомизированного (лишенного традиционных социальных связей), одномерного общества потребления.

Реализация альтернативных стратегий глобализации - «интеграции-синтеза», предполагающая возможность дальнейшего успешного цивилизаци-онного развития за счет переоценки ряда фундаментальных ценностных и этических регулятивов, при сохранении присущей западной культуре гуманистической направленности, предполагает обращение к традиционным типам культур, генерация новых ценностей, учитывающих социально-исторических опыт традиционных культур. Реализация альтернативных стратегий развития возможна только в случае успешного преодоления современной ситуации обесценивания ценностей, потребительских и сугубо прагматических императивов.

Библиографический список

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.

2. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-традиция, 2001. - 304 с.

3. Беломестнова Н.В., Плебанек О.В. Сознание и культура в естественно-научной картине мира // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 43-54.

4. Малыгина Г.В. Трансформация ценностей в эпоху глобализации как социально-философская проблема // Гуманитарные и социальные науки. -

2010. - № 2. - С. 12-18.

5. Миронов В.В. Трансформация культуры: угрозы диалогу // Личность. Культура. Общество. -

2011. - Т. XIII. - Вып. 3. (№65-66). - С. 144-152.

6. Степин В.С. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. - 2011. -№ 2. - С. 8-17.

7. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.intelros.org/lib/statyi/ fedotova2.htm (дата обращения: 22.02.2015).

8. Философские искания: Московско-Петербургский сборник / В.В. Миронов, В.В. Прозер-ский, К.Х. Момджян и др. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 312 с.

9. Фромм Э. Здоровое общество. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 571 с.

10. Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. -

2012. - № 7. - С. 3-17.

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.