УДК 130.2+316.42
Авдеев Евгений Александрович
Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)
СТРАТЕГИИ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ
В статье анализируются социальный и культурный аспекты современных гяобализационных процессов. В данный момент актуализируются негативные аспекты современного глобализационного развития. Стратегии развертывания глобализации, в основе которых лежит евроатлантическая интеграционная модель, копирование западных культурных образцов без учета национальных социокультурных традиций на сегодняшний день признаются неэффективными. Экономическое развитие, которое предполагает неограниченное увеличение потребления, противоречит объективным ресурсным и экологическим ограничениям. Дальнейшее цивилизационное развитие на основе ценностей евроатлантической культуры, в том варианте, как они реализуются в обществе потребления, признается невозможным. Современная глобализация, а также связанные с ней процессы трансформации национальных культур заключают в себе угрозу все большей унификации и замещения традиций и символов национальной культуры, являющихся выражением исторически сложившейся системы ценностных и мировоззренческих оснований, продуктами распространившейся повсеместно массовой культуры, лишенных, независимо от их происхождения, какой-либо связи с базовыми национальными, религиозными основаниями и традициями. Беспрецедентность современных глобализационных процессов, появление глобального информационного пространства изменяют характер межцивилизационного и межкультурного взаимодействия. Стратегии глобализации, предполагающие унификацию на основе псевдоценностей, тиражируемых массовой культурой, приведут к становлению глобального атомизиро-ванного общества потребления, что исключает возможность интеграции-синтеза. Делается вывод о невозможности выработки альтернативных стратегий цивилизационногоразвития, которые предполагаю интеграцию-синтез без сохранения ценностных основ локальных культур.
Ключевые слова: глобализация, ценности, культура, массовая культура, общество потребления, интеграция-синтез.
Сегодня в гуманитарном и философском дискурсе все большее место занимает проблема поиска новых ценностных ориентиров и мировоззренческих образов. Осознание необходимости поиска новых стратегий глобального развития, рассмотрение многообразных форм осуществления глобализации как мегатрен-да современного общества приводит к признанию проблематичности дальнейшего глобального развития на основе ценностей современной западной культуры.
Эффективность стратегий осуществления глобализации, основанных на становлении мировой экономической системы, разделившей мир на центр (Запад) и догоняющую периферию (Восток), и трансляции массовой культуры, утверждающей ценности «проекта модерн», видоизмененные в эпоху общества потребления, сегодня подвергаются все большему сомнению. Это связано, во-первых, с неэффективностью «подражательной» модернизации, предполагающей копирование западных культурных образцов без учета национальных социокультурных традиций. Во-вторых, с осознанием проблематичности дальнейшего развития на основе ценностей евроатлантической культуры, в том варианте, как они реализуются в обществе потребления.
При этом, несмотря на значительные сдвиги в современных развитых странах, которые связаны с переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, капитализм и общество потребления по-прежнему сохраняются. Постиндустриальное общество не становится ни постэкономическим - свободным от экономических проб-
лем, ни посткапиталистическим. «Напротив, идея прибыли и вера в то, что сегодня можно купить все, и за все надо платить, - несколько превосходит корыстные намерения капитализма предшествующего этапа» [7]. З. Бауман характеризует новый «символический» тип консьюмеризма следующим образом: «Имя потребительской игре - не столько жадность к приобретательству и владению... сколько страсть к новым, доселе не испытанным ощущениям. Потребители - это в первую очередь коллекционеры ощущений; они собирают вещи лишь во вторую очередь, как следствие» [1, с. 120]. Э. Фромм отмечает, что потребление из средства для достижения цели, т.е. счастья, теперь «превратилось в самоцель» [9, с. 157]. У Бек, говоря об изменениях в культуре и обществе, являющихся следствиями интеграции в мировое экономическое пространство, обращает внимание на то, что возникающий таким образом «единый товарный мир» по существу отрицает «многообразие и взаимную открытость. В этом мире локальные культуры и идентичности утрачивают корни и заменяются символами товарного мира» [2, с. 82]. По существу, происходит разрушение традиционных (локальных) культур и присущих им функций по формированию высших ценностей в сознании человека, превращение индивида в идеального потребителя.
Другой аспект экономоцентризма, связанный с идеалом неограниченного экономического роста, основанного на увеличении потребления, стимулирующего спрос и, соответственно, развитие экономики, заключается в невозможности бесконечного увеличения потребления в связи с объективными ресурсными и экологическими ограничениями [6,
136
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014
© Авдеев Е.А., 2014
Стратегии глобализационного развития: ценностный аспект
с. 8-10]. По словам В.В. Миронова, безудержное экономическое и технологическое развитие без включения механизма рационального регулирования потребностей приведет к катастрофе, связанной с «варварским использованием ресурсов планеты и ресурсов сосуществования разных культур, которые на этой планете сложились» [8, с. 14]. Реализуемая на сегодняшний день стратегия глобализации предполагает модель общественного устройства, основанного на идеале свободы, ассоциирующейся с ростом прибыли, увеличением роли материальной составляющей [4, с. 13]. При этом объективность процесса развития глобализации часто смешивалась с представлением о его позитивном характере и безальтернативности.
Объективность развертывания процесса глобализации, которая реализуется в закономерной связи между определенными событиями, не означает его позитивной оценочной характеристики. Представление о прогрессивном характере общественного развития в целом, основанное исключительно на современных научно-технических достижениях и их повсеместном распространении, можно трактовать как заблуждение, как следствие смешения понятий объективности и позитивности. Позитивность является оценкой результата с позиции субъекта - индивида или общества в целом. В этой связи проблема ценностных оснований, определяющих характер социально-экономических процессов, выходит на первый план. Из технических и экономических достижений постиндустриальных обществ не следует улучшение в моральном и гуманистическом отношении. Осознание кризиса развития современного общества актуализирует необходимость философского анализа понятия ценностей и генерации новых ценностных приоритетов с опорой на опыт традиционных культур.
Ценности являются одними из базисных элементов идеациональной составляющей культуры. Идеациональное содержание культуры заключается в наборе надындивидуальных регуляторов отношений в системе человек - социальная (шире социоприродная) система, включающая других членов сообщества [3, с. 48]. Здесь под ценностями понимается то, что определяет характер отношения человека к социальной системе, осуществление ценностей происходит посредством различных видов человеческой деятельности. В основе любой деятельности лежит предварительная оценка акта деятельности с точки зрения результата. Трансформации в системе ценностей приводят к изменению характера отношений между индивидом и социальной средой. В этой связи социальные и культурные трансформации могут быть рассмотрены как результат взаимовлияния индивидуального сознания и надындивидуального набора регуляти-вов, составляющих социально-исторический опыт многих поколений. Фиксация, хранение, трансля-
ция и генерация социально-исторического опыта происходит в рамках той или иной культуры.
Глобализация и связанные с ней процессы трансформации национальных (локальных, традиционных) культур заключают в себе угрозу все большей унификации и замещения традиций и символов национальной культуры, являющихся выражением исторически сложившейся системы ценностных и мироззренческих оснований, продуктами распространившейся повсеместно массовой культуры (глобальной поп-культуры), лишенных, независимо от их происхождения, какой-либо связи с базовыми национальными, религиозными основаниями и традициями. Основой производства и потребления продуктов массовой культуры является бесконечная тиражируемость и оперативность распространения. Результатом этого, по словам В.В. Миронова, является «бесконечное приумножение сферы удовольствий», превращение современного общества в «фабрику развлечений» и одновременно их потребителя [5, с. 150]. Спецификой современной ситуации является разрушение традиционных систем ценностей и их замещение императивами массовой культуры, ориентирующими индивида на бесконечное потребление ради самого потребления. Когда «желание не желает удовлетворения. Напротив, желание желает желания» [1, с. 120].
В этой связи следует обратиться к понятию «глобализация», прежде всего к ее историческому аспекту, что позволит выявить специфику современных социальных процессов, а также историческую динамику взаимодействия и трансформации ценностных оснований различных культур. В этой связи необходимо подчеркнуть объективный и исторически обусловленный характер глобали-зационных процессов. Большинство исследователей в области глобалистики подчеркивает превалирование интегративных тенденций в истории. Как, отмечает А.Н. Чумаков, глобализация - это многовековой естественноисторический процесс, глобальные проблемы являются закономерным результатом этого процесса [10, с. 6]. Таким образом, ни одна культура не являлась и не является полностью изолированной, - она целостная, но не замкнутая система. Это определяет принципиальную открытость любой системы культуры, возможность межкультурной коммуникации и адаптации элементов других культур.
С другой стороны, беспрецедентность современных глобализационных процессов заключается в появлении глобального информационного пространства, в рамках которого прежний характер межцивилизационного и межкультурного взаимодействия становится невозможным. В этих условиях происходит не интеграция-синтез различных ценностных систем, а их разрушение и замещение символами, не имеющими глубинной смысловой связи с национальными и религиозными основани-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014
137
ями. В этом заключается одна из основных глобальных угроз: интеграция на основе псевдоценностей, тиражируемых массовой культурой и приводящих к становлению глобального атомизированного (лишенного традиционных социальных связей), одномерного общества потребления.
Реализация альтернативных стратегий глобализации - «интеграции-синтеза», предполагающая возможность дальнейшего успешного цивилизаци-онного развития за счет переоценки ряда фундаментальных ценностных и этических регулятивов, при сохранении присущей западной культуре гуманистической направленности, предполагает обращение к традиционным типам культур, генерация новых ценностей, учитывающих социально-исторических опыт традиционных культур. Реализация альтернативных стратегий развития возможна только в случае успешного преодоления современной ситуации обесценивания ценностей, потребительских и сугубо прагматических императивов.
Библиографический список
1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.
2. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-традиция, 2001. - 304 с.
3. Беломестнова Н.В., Плебанек О.В. Сознание и культура в естественно-научной картине мира // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 43-54.
4. Малыгина Г.В. Трансформация ценностей в эпоху глобализации как социально-философская проблема // Гуманитарные и социальные науки. -
2010. - № 2. - С. 12-18.
5. Миронов В.В. Трансформация культуры: угрозы диалогу // Личность. Культура. Общество. -
2011. - Т. XIII. - Вып. 3. (№65-66). - С. 144-152.
6. Степин В.С. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. - 2011. -№ 2. - С. 8-17.
7. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.intelros.org/lib/statyi/ fedotova2.htm (дата обращения: 22.02.2015).
8. Философские искания: Московско-Петербургский сборник / В.В. Миронов, В.В. Прозер-ский, К.Х. Момджян и др. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 312 с.
9. Фромм Э. Здоровое общество. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 571 с.
10. Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. -
2012. - № 7. - С. 3-17.
138
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014