Научная статья на тему 'Стратегии эстетического восприятия медиатекстов у аудитории'

Стратегии эстетического восприятия медиатекстов у аудитории Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA TEXT / AESTHETIC ANALYSES / TELEVISION / AESTHETIC SETTING / AESTHETIC PERCEPTION / МЕДИАТЕКСТ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлушина М. И., Андреева Ю. В.

Данная статья посвящена проблеме исследования эстетического восприятия современных медиатекстов у аудитории. Обосновывается гипотеза о том, что индивидуальная эстетическая установка играет важную роль при восприятии индивидом эстетического объекта. Целью статьи является анализ и выявление факторов влияния на эстетическое восприятие медиатекстов аудиторией на базе результатов проведенного эксперимента методом фокус-групп. В статье представлены экспериментальные выводы об особенностях индивидуального и группового эстетического восприятия медиатекстов, а также выводы о принадлежности реципиентов к определенному типу эстетического восприятия, согласно методике локуса контроля. В статье также использованы методы анализа и синтеза, сравнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF AESTHETIC PERCEPTION OF MEDIA TEXTS BY THE AUDIENCE

The article deals with a problem of studying the aesthetic perception of modern media texts by viewer. The work substantiates a hypothesis that an individual aesthetic installation plays an important role when an individual perceives an aesthetic object. The task of the research is to analyze and identify the factors influencing the aesthetic perception of media texts by the audience based on the results of the experiment conducted using the focus group method. The article presents experimental conclusions about the characteristics of individual and group aesthetic perception of media texts, as well as conclusions about the belonging of the recipients to a certain type of aesthetic perception, according to the method of locus of control. The article also uses methods of analysis, synthesis and comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Стратегии эстетического восприятия медиатекстов у аудитории»

2. Zagorovskaya O.V. Slabye i sil'nye innovacii v diplomaticheskoj leksike russkogo yazyka. Filologicheskie nauki. 2013; 12-2 (30): 75 - 77.

3. Zaripova M. Yazyk i stil' diplomaticheskih dokumentov. Vestnik KGUSTA. 2015; 2: 195 - 200.

4. Logunova K.A. Diplomaticheskij yazyk kak yazyk dlya special'nyh celej. Filologicheskie nauki. 2015; 7-1 (49): 124 - 126.

5. Magomedova L.A. Leksiko-stilisticheskaya harakteristika yazyka diplomaticheskih dokumentov XIX v. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Obschestvennye i gumanitarnye nauki. 2008; 3: 45 - 47.

6. Pencheva A.I. Leksicheskie zaimstvovaniya v oficial'no-delovoj leksike. Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kultury: Materialy XIII Kongressa MAPRYaL: V 15 t. Sostaviteli: N.M. Marusenko, M.S. Shishkov. 2015: 214 - 219.

7. Podzolkova I.R. Protokol'naya rech' kak vid politicheskogo diskursa. Aktual'nye problemy estestvennyh i gumanitarnyh nauk. 2010; 9: 228 - 233.

8. Timofeev A.A. O yazyke diplomatii. Russkaya rech'. 2016; 2: 83 - 88.

9. Chepel' N.P. Osobennosti perevoda mezhdunarodnyh diplomaticheskih dokumentov. Nauchnoe mnenie. 2015; 5-1: 158 - 161.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 80; 654.197

Pavlushina M.I., postgraduate, Television and Digital Communications Department, High School of Journalism and Media Communications (Kazan, Russia),

E-mail: margarita.pavlushina@yandex.ru

Andreeva Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Phsychology), Professor of Television and Digital Communications Department,

High School of Journalism and Media Communications (Kazan, Russia), E-mail: semenandreev@mail.ru

STRATEGIES OF AESTHETIC PERCEPTION OF MEDIA TEXTS BY THE AUDIENCE. The article deals with a problem of studying the aesthetic perception of modern media texts by viewer. The work substantiates a hypothesis that an individual aesthetic installation plays an important role when an individual perceives an aesthetic object. The task of the research is to analyze and identify the factors influencing the aesthetic perception of media texts by the audience based on the results of the experiment conducted using the focus group method. The article presents experimental conclusions about the characteristics of individual and group aesthetic perception of media texts, as well as conclusions about the belonging of the recipients to a certain type of aesthetic perception, according to the method of locus of control. The article also uses methods of analysis, synthesis and comparative analysis.

Key words: media text, aesthetic analyses, television, aesthetic setting, aesthetic perception.

М.И. Павлушина, аспирант каф. телевещания и цифровых коммуникаций, Высшая школы журналистики и медиакоммуникаций,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Е-mail: margarita.pavlushina@yandex.ru

Ю.В. Андреева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф. каф. телевещания и цифровых коммуникаций, Высшая школ журналистики и

медиакоммуникаций, Казанский федеральный университет, г. Казань, Е-mail: semenandreev@mail.ru

СТРАТЕГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МЕДИАТЕКСТОВ У АУДИТОРИИ

Данная статья посвящена проблеме исследования эстетического восприятия современных медиатекстов у аудитории. Обосновывается гипотеза о том, что индивидуальная эстетическая установка играет важную роль при восприятии индивидом эстетического объекта. Целью статьи является анализ и выявление факторов влияния на эстетическое восприятие медиатекстов аудиторией на базе результатов проведенного эксперимента методом фокус-групп. В статье представлены экспериментальные выводы об особенностях индивидуального и группового эстетического восприятия медиатекстов, а также выводы о принадлежности реципиентов к определенному типу эстетического восприятия, согласно методик локуса контроля. В статье также использованы методы анализа и синтеза, сравнительного анализа.

Ключевые слова: медиатекст, эстетический анализ, эстетическая установка, эстетическое восприятие, телевидение.

Контент современных телевизионных медиатекстов выступает наглядным воплощением эстетических и этических направлений, что характеризует ценност-но-регулирующую функцию телевидения [1, с. 62], а различные формы медиа-текстов в качестве эстетических объектов непрерывно взаимодействуют с ожиданиями аудитории, реализуют прогнозирующе-предвосхищающую функцию, предопределяют и стимулируют не только эстетические установки аудитории, ее восприятие и отношение к эстетическим объектам, но также и способность индивидов к ценностной оценке, к эстетической рефлексии. Учитывая характер восприятия аудитории, медиатекст, обладающий суггестивными особенностями, способен транслировать эстетические ценности, образы и категории и возможные социальные ориентиры. Медиатекст как феномен культуры оказывает воздействие на сознание аудитории посредством различных механизмов восприятия реципиентов: эмоционального переживания, понятия семантики и смысла текста, расшифровки логической мысли и задумки автора, интерпретации художественных, исторических смыслов, ассоциативных характеристик.

В современных текстах ТВ очевидна тенденция к увеличению популярности эстетической категории безобразного: ужасающее поведение участников телепередач, обилие сюжетов о терроризме и запугивание телезрителей в криминальных новостях, диффузия гендерной принадлежности экранных персонажей, фильмы и передачи о наркомании, убийствах, пропаганда девиантных форм поведения. Исследуя эстетические образы в телевизионных медиатекстах, видим, что категории прекрасного-безобразного в телевизионных образах транслируются в соответствии с их крайними точками, другими словами, контент меди-атекстов изобилует крайне безобразными образами и категорично прекрасными (рост количества передач о моде и о внешнем виде). В своем стремлении быть крайне понятным, телевизионный медиатекст вынужден транслировать эстетические образы, относящиеся к полярным точкам категорий прекрасного-безобразного. Как видим, результатом является модификация критерия эстетичности как метакатегории, изменение вектора оценки эстетического объекта. Становится важным определить данный вектор и понять, как проистекают взаимоотношения медиатекст - аудитория? Иными словами, как аудитория воспринимает медиатекст с эстетической точки зрения? Чтобы выявить особенности восприятия аудиторией эстетических категорий прекрасного-безобразного в современных телевизионных медиатекстах, обратимся к результатам проведенного исследова-

ния методами фокус-групп, а также методами сравнительного анализа, анализа и синтеза.

Для исследования эстетического восприятие аудитории на предмет ее реакции, направленности самого акта «чтения» медиатекста, стимуляции читательского чувства, активации творческих способностей аудитории, необходимо обратиться к рецептивной эстетике. В данной парадигме взаимодействие текста и реципиента осуществляется при творческой интенции последнего. Отношения «текст - читатель» становятся диалогом смыслового содержания и контекстов, конструирующим многомерность медиатекста [2, с. 323]. Аудитория посредством эстетического восприятия запускает механизм движения элементов текста, в связи с чем у неё формируются образы, представления, смыслы, и текст становится воспринятым в качестве эстетического объекта. В. Бычков выделяет 4 этапа эстетического восприятия объекта индивидом. Эстетическая установка, как начальная фаза, представляет собой некий волевой акт человека, настроенность его на эстетическое восприятие [3]. Вторая фаза характеризуется первичными переживанием - комплексом эмоционально-психических процессов и возбуждением радостного ожидания последующего развития контакта с эстетическим объектом. Третью фазу В. Бычков определяет духовно-эйдетическим этапом эстетического восприятия. Но эстетическое наслаждение и катарсис происходят, по мнению ученого, на малодоступной большинству фазе - эстетического созерцания. Целю эстетического акта, согласно Бычкову, является актуализация эстетической ценности, «жизненно необходимой человеку для полной реализации себя в мире в качестве свободной и полноценной личности» [3, с. 187]. Таким образом, осуществляя эстетическое восприятие объекта, индивид испытывает различные чувства, ощущения, эмоции. В зависимости от фазы восприятия, качества эстетического объекта, а самое главное - от изначально сформированной эстетической установки у индивида складывается то или иное впечатление от объекта. Подобную совокупность сложившихся заранее ощущений у реципиента феноменолог П Яусс называет «горизонтом ожидания» [4]. Производство и трансляция меди-атекста всегда предполагает наличие реципиента, «читателя». Текст вне автора - это лишь плоская речь, но как только он оказывается во власти интерпретатора, обретает как авторский контекст, так и субъективный, исследовательский, он «оживает» и становится носителем диалога, заложенного в нем изначально [4, с. 64]. Таким образом, в парадигме рецептивной эстетики в диалогических от-

ношениях реципиента и автора, субъекту отведена главная роль обозначения актуальности и содержательного смысла текста в процессе эстетического восприятия, а эстетической установке как этапу эстетического восприятия решающее место. По словам отечественного психолога С. Рубинштейна, установка индивида - это позиция, заключающаяся в определенном отношении к целям и задачам, стоящих перед ним и побуждающая готовность к действию для их осуществления [5]. Д. Узнадзе в своей работе «Экспериментальные основы психологии установки» определяет понятие установки как поведения, определяющегося «...влиянием окружающей действительности не напрямую, а прежде всего - опосредованно - через целостное отражение этой последней в субъекте деятельности, то есть через его установку Отдельные акты поведения и вся психическая деятельность - явления вторичного происхождения» [6]. Таким образом, для того чтобы выяснить силу воздействия «горизонта ожидания», эстетической установки на аудиторию, а также определить, возможно ли оказать влияние на её эстетическое восприятие, обратимся к изучению направленности индивида - на внешний - т.е. экстернальный (мнение окружающих) или внутренний - т. е. интернальный (установки) факторы. Для данного исследования был выбран метод измерения ло-куса контроля фокус-группы, предложенный Дж. Роттером [7]. Представленный эксперимент подразумевает изучение трансформации эстетического отношения аудитории к категориям прекрасного-безобразного в образах телевизионных медиатекстов, а также представление выводов относительно причастности респондентов к интегральному (внутреннему) и экстернальному (внешнему) типам локуса контроля [8]. В ходе исследования и интерпретации эмпирических данных эксперимента методом фокус-групп, были проанализированы ответы респондентов, касающиеся оценки предложенных медиатекстов.

В процессе эксперимента аудитории был предложен просмотр серии телевизионных медиатекстов, отличных между собой уровнем причастности к эстетическим категориям прекрасного-безобразного. Для данного исследования были выбраны 3 медиатекста: видеоматериал криминальной хроники новостной передачи, олицетворяющий категорию «безобразного», программа развлекательного жанра, находящаяся на стыке категорий, и модное шоу, презентующее категорию

Библиографический список

«прекрасного». В ходе исследования респондентам было предложено оценить с эстетической точки зрения медиатексты: 1) на основе первого впечатления, 2) после обсуждения, под воздействием мнения группы, 3) после приведенных некоторых решающих доводов лидером группы. Эксперимент и его результаты позволили сделать выводы относительно вектора направленности эстетического восприятия медиатекстов аудиторией. Так изначальный просмотр выбранных медиатекстов респондентами индивидуально, вызвал у них предполагаемую реакцию: 95% восприняло «ужасный» медиатекст (криминальный сюжет) негативно, нейтрально - медиатекст, наделенный и категорией прекрасного, и категорией безобразного (развлекательное ток-шоу), позитивная и восторженная реакция респондентов сопровождала просмотр «прекрасного» медиатекста (модное шоу). Анализ эстетического восприятия респондентов медиатекстов после обсуждения в группе показал, что мнение окружающих и лидеров не играет никакой роли (1% влияния) и не отражается на отношении индивидов к просмотренному медиатексту. Исследование выявило, что, во-первых, большая часть аудитории телевизионных медиатекстов традиционно воспринимает критерии изображаемых на экране категорий прекрасного-безобразного. Во-вторых, эстетическое восприятие аудитории образов, находящихся в полярных точках представленных категорий, оказалось не подвластным влиянию внешних факторов, что указывает на действие эстетической установки у индивидов.

Как видим, индивидуальный «горизонт ожидания» аудитории, характеризующий предвосхищение эстетического опыта, играет решающую роль в восприятии эстетических категорий прекрасного-безобразного в медиатекстах и направлен внутрь, на сформированные установки и ценности личности. Из чего следует, что эстетическое восприятие большей части аудитории осуществляется по ин-тернальному типу. Таким образом, различные виды и форматы медиатекстов непрерывно ориентируются и взаимодействуют с эстетическими ожиданиями аудитории, тем самым реализуя прогнозирующе-предвосхищающую функцию, предопределяют и стимулируют не только эстетические установки аудитории, ее восприятие и отношение к эстетическим объектам, но также и способность индивидов к эстетической рефлексии и оценке.

1. Фомичева И.Д Социология СМИ. Москва: Аспект Пресс, 2007.

2. Барт Р S/Z. Вступительная статья Г К. Косикова, Москва: Эдиториал УРСС, 2001.

3. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта. Вестник славянских культур. Философия. 2015; 2: 179 - 194.

4. Яусс Х.Р История литературы как провокация литературоведения. Предисл. и пер. c нем. Н.А. Зоркой. Нов. лит. обозрение. Москва, 1995; 12: 34 - 84.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2015.

6. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Москва, 1949.

7. Rotter J.B. Internal Versus External Control of Reinforcement. A Case History of a Variable. American Psychologist. 1990; Vol. 45; No. 4: 489 - 493.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

References

1. Fomicheva I.D. Sociologiya SMI. Moskva: Aspekt Press, 2007.

2. Bart R. S/Z. Vstupitel'naya stat'ya G.K. Kosikova, Moskva: 'Editorial URSS, 2001.

3. Bychkov V.V., Man'kovskaya N.B. Fenomenologo-receptivnye aspekty 'esteticheskogo opyta. Vestnikslavyanskih kul'tur. Filosofiya. 2015; 2: 179 - 194.

4. Yauss H.R. Istoriya literatury kakprovokaciya literaturovedeniya. Predisl. i per. c nem. N.A. Zorkoj. Nov. lit. obozrenie. Moskva, 1995; 12: 34 - 84.

5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.

6. Uznadze D.N. 'Eksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki. Moskva, 1949.

7. Rotter J.B. Internal Versus External Control of Reinforcement. A Case History of a Variable. American Psychologist. 1990; Vol. 45; No. 4: 489 - 493.

8. Stolyarenko L.D. Osnovy psihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 2000.

Статья поступила в редакцию 29.01.19

УДК 882

Ramazanova P.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Caucasian Institute UGWU (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

(Makhachkala, Russia), E-mail: Patee1@mail.ru

CATEGORY OF TIME IN THE BOOK BY R. GAMZATOV "MY DAGESTAN". The article analyzes features of the composition of R. Gamzatov's book "My Dagestan" associated with the genre originality. The category of time is considered in detail. The researcher notes the presence of the motif of time in epigraphs, in the exposition, and in the whole book. Drawing certain events, R. Gamzatov characterizes the time of the depicted events. "My Dagestan" presents both open and closed temporary images, and open images prevail. In the book Rasul Gamzatov has repeatedly resorted to cyclic time: spring and morning act as artistic time, symbolizing the beginning. The depicted time does not coincide with the real time in the work. The book presents epic, lyrical and calendar times.

Key words: motive of time, time length, past and future, open and closed temporary images, epic time, lyrical and calendar.

П.К. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., Северо-Кавказский институт ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, E-mail: Patee1@mail.ru

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В КНИГЕ Р. ГАМЗАТОВА «МОЙ ДАГЕСТАН»

В статье анализируются особенности композиции книги Р Гамзатова «Мой Дагестан», связанные с жанровым своеобразием. Подробно рассматривается категория времени. Автор отмечает наличие мотива времени и в эпиграфах, и в экспозиции, и во всей книге. Рисуя те или иные события, Р. Гамзатов характеризует время изображаемых событий. В книге «Мой Дагестан» представлены как открытые, так и закрытые временные образы, причем преобладают открытые образы. Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» не раз прибегает к циклическому времени: весна и утро выступают в роли художественного времени, символизирующего собой начало. Изображаемое время не совпадает с реальным в произведении. В книге «Мой Дагестан» представлены эпическое время, лирическое и календарное.

Ключевые слова: мотив времени, временная протяженность, прошлое и будущее, открытые и закрытые временные образы, эпическое время, лирическое и календарное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.