Научная статья на тему 'Стратегическое управление развитием предприятий гостиничного бизнеса в Ростовской области'

Стратегическое управление развитием предприятий гостиничного бизнеса в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MANAGEMENT OF HOTEL BUSINESS / STRATEGIC APPROACH / STRATEGIC ANALYSIS / STRATEGIC PLANNING / ROSTOV REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Любовь Викторовна

В статье рассматривается процесс стратегического управления в сфере гостиничного бизнеса. Исследование особенностей и проблем стратегического управления проводилось посредством анкетирования руководителей гостиничных предприятий Ростовской области. По результатам исследования выявлена специфика разработки стратегий гостиничных предприятий в современных региональных условиях. Определены методы и инструменты, используемые менеджерами предприятий в процессе стратегического управления и основные проблемы, обусловленные недостатками его организации. Разработаны рекомендации, направленные на совершенствование стратегического управления на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic management of hotel enterprises development in Rostov Oblast

The paper considers the features of strategic management process in the sphere of hotel business. The study of the specifics and problems of strategic management was conducted through the questionnaire of the heads of hotel companies in the Rostov region. According to the results of the research, the specifics of the development of strategies for the development of enterprises in modern regional conditions are revealed. The methods and tools used by enterprise managers in the process of strategic management and the main problems caused by the shortcomings of its organization are defined. The recommendations aimed at improving strategic management at enterprises have been developed.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление развитием предприятий гостиничного бизнеса в Ростовской области»

тем, именно санкции помогли понять уязвимые места и перестроить экономику страны таким образом, чтоб процесс ее модернизации прошел наиболее эффективно.

Литература:

1. Аганбегян А.Г. Текущая экономическая ситуация в России: траектория развития и экономическая политика // Деньги и кредит. - 2014. -№11.-С. 56-62.

2. Бизнес клуб онлайн. Влияние санкций на экономику России // http://biznesklubonline.com/stati/ 556-/ (дата обращения 1.12.17)

3. Волков Г.Ю. Деструктивность экономико-политических санкций в условиях глобализации. -http://sociosphera.com/publication/journal/2014/ 1 б7/с1е51гик11упо51_екопогткоро1Шс11е5к111_ 5апксу_у_и51оу1уа1"1_д1оЬаП2аси/ (дата обращения 29.11.17)

4. Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А., Икоев С.К. Влияние санкций на финансовый сектор российской федерации // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2-26. - http://fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=38519. (дата обращения 29.11.17)

5. Иванова М.С. Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций // Мир науки. -2015. - №1. - http://mir-nauki.com/PDF/26EMN115. pdf (дата обращения 1.12.17)

6. Санотова A.A., Седых Н.В. Влияние экономических санкций на развитие сельского хозяйства краснодарского края // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : сб. ст. по матер. LVI Междунар. науч.-практ. конф. № 12(54). - Новосибирск : СибАК, 2015. - С. 310-316.

7. Холодков В.М. О санкциях, их влиянии на Россию и нашей экономической политике. Российский институт стратегических исследований. - http:/ /riss.ru/analitycs/11886/ (дата обращения 1.12.17)

STRA ТЕС/С MANAGEMENT OF HOTEL ENTERPRISES DEVELOPMENT IN ROSTOV OBLAST

Bondarenko Lubov Viktorovna, PhD of Economics, Institute of Service Sector and Entrepreneurship, Don State Technical University (branch), Shakhty

The paper considers the features of strategic management process in the sphere of hotel business. The study of the specifics and problems of strategic management was conducted through the questionnaire of the heads of hotel companies in the Rostov region. According to the results of the research, the specifics of the development of strategies for the development of enterprises in modern regional conditions are revealed. The methods and tools used by enterprise managers in the process of strategic management and the main problems caused by the shortcomings of its organization are defined. The recommendations aimed at improving strategic management at enterprises have been developed.

Keywords: management of hotel business; strategic approach; strategic analysis; strategic planning; Rostov region.

CTPA ТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ УДК 338.49

ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА ВАК РФ 08.00.05

В РОСТОВСКОЙ ОБЛА СТИ

В статье рассматривается процесс стратегического управления в сфере гости- © Бондаренко Л.В., 2018 ничного бизнеса. Исследование особенностей и проблем стратегического управления проводилось посредством анкетирования руководителей гостиничных предприятий Ростовской области. По результатам исследования выявлена специфика разработки стратегий гостиничных предприятий в современных региональных условиях. Определены методы и инструменты, используемые менеджерами предприятий в процессе стратегического управления и основные проблемы, обусловленные недостатками его организации. Разработаны рекомендации, направленные на совершенствование стратегического управления на предприятиях.

Ключевые слова: управление гостиничным бизнесом; стратегический подход; стратегический анализ; стратегическое планирование; Ростовская область.

Значимость вопросов методологии и инструментария управления стратегическим развитием сферы туризма и гостеприимства в настоящее время обусловлена той ролью, которая в будущем отводится туризму и гостиничному сектору в обеспечении социально-экономического прогресса регионов России.

Гостиничная индустрия является быстро развивающейся, высоко прибыльной отраслью региональной экономики. На современном этапе развития экономики Ростовской области и подготовки к проведению Чемпиона мира по футболу 2018 года актуализируется

БОНДАРЕНКО Любовь Викторовна, кандидат экономических наук, Институт сферы обслуживания и предпринимательства, Донской государственный технический университет (филиал), Шахты Bondarenko20. Об. I984@mail.ru

I

UJ

S ^

О ш

Z

О X

о

rt

■X

■X *

154

проблема размещения гостей области в комфортабельных гостиничных комплексах, с учетом требований ФИФА. Согласно государственной программе Ростовской области "Развитие и туризма" \ в регионе предполагается создание развитой гостиничной инфраструктуры, отвечающей высоким международным стандартам. Развитие номерного фонда напрямую обусловливается развитием туризма области и включает в себя мероприятия по созданию новых и реконструкции уже функционирующих инфраструктурных объектов.

Строительство дополнительного номерного фонда в ближайшие два года может усилить конкуренцию на рынке гостиничных услуг области. В то же время из-за вводимой обязательной сертификации по категории звезд небольшие игроки могут покинуть рынок, у гостиничных предприятий Ростова-на-Дону могут возникнуть проблемы с заполняемостью, которая на данный момент составляет всего 5060 %. Перспективы развития рынка гостиничных услуг Ростовской области, демонстрирующие тенденцию кувеличению позитивных социальных и экономических эффектов для региональной экономики [6; 7; 12], обуславливают необходимость выработки эффективных инструментов управления развитием туризма на региональном уровне.

Эффективность управления предприятием определяется ее руководством самостоятельно на основе собственных показателей и во многом предопределяется разработанной стратегией организации [8; 10].

Стратегические действия менеджеров многообразны, и умение выделить среди них наиболее существенные для успеха организации является ключевым управленческим навыком. Любая организация, независимо от ее типа, функционирует в определенном внешнем окружении и обладает специфическим набором внутренних ресурсов, "помещенных" в специфичные операционные системы, структуру и культуру организации. Стратегический менеджмент помогает менеджерам выявлять и координировать все эти элементы с течением времени. Менеджеры всех уровней должны понимать движущие силы стратегии и стратегических изменений в своей организации и отрасли, поскольку они призваны распространять это понимание по организации и доводить его до своих команд.

1 См. постановление правительства Ростовской области от 25.02.2013 г. № 597 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие культуры и туризма".

Важность стратегического управления бесценна для любого предприятия, и предприятия гостиничного бизнеса не является исключением [3; 4]. Гостиничные предприятия пытаются привлечь и найти "своих" клиентов, а правильно выстроенный процесс стратегического управления помогает избежать возможных ошибок, помогает сформировать конкурентные преимущества [1, с. 138; 5, с. 336; 9; 11 ].

В данной статье исследуются особенности и проблемы стратегического управления в сфере гостиничного бизнеса Ростовской области. В целях анализа мы выбрали 15 гостиничных предприятий различной "звездности". В исследовании участвовали следующие гостиничные предприятия: Вилла Дона, Меркур, Дон Кихот, Меридиан-Юг, Эрмитаж, Ростов отель, Mercure Ростов-на-Дону Центр,Западная, ВертолОтель, Амакс Конгресс-отель, Родина, Апарт-отель Грин Холл, Европа, Конгресс-отель Don-Plaza, Парадис, Topos Congress-hotel.

Проблемной областью нашего исследования стал процесс стратегического управления на предприятиях - от стратегического анализа до стратегического контроля.

Методом получения данных для исследования стал онлайн-опрос. Анкета была составлена автором с использованием инструмента Google Формы и содержала 42 открытых вопроса, которые мы объединили в 3 категории:

1) характеристика предприятия (10 вопросов),

2) стратегия и ее роль для предприятия (11 вопросов), 3) особенности стратегического управления предприятием (21 вопрос).

Для анализа данных была использована статистическая программа SPSS Statistics. Кроме того, на разных этапах исследования мы использовали различные методы оценки и интерпретации данных [2, с. 47].

Обобщим основные результаты исследования:

1. Проведенное исследование показало, что большинство предприятий используют стратегический подход в управлении своей деятельностью. Процесс стратегического управления в 63% предприятий соответствует четырем основным этапам стратегического управления. 27% предприятий используют отдельные инструменты стратегического управления, а 10% - "не считают стратегирова-ние важной частью своей управленческой деятельности". 73% предприятий имеют написанную бизнес-стратегию, 18% - стратегию и бизнес-планы, остальные 9% имеют только конкурентную стратегию. Стратегический подход в управлении с момента основания используют 56% предприятий, 35% предприятий нача-

ли внедрять различные стратегии недавно - с началом серьезных изменений на рынке, а 8%

- не используют стратегическое управление вовсе. Около 29% предприятий разработали долгосрочные стратегии, обновляемые "время от времени", 48% предприятий - краткосрочные планы развития (на срок до 1 года).

Разработка стратегии входит в компетенцию топ-менеджмента в 52% предприятий.

2. Для внешнего анализа в 8 компаниях используется STEP (STEPLE) и PEST-анализ. "Модель пяти сил" Портера для анализа отрасли используется 5 предприятиями. Анализ стратегических групп - 3 предприятиями, и это также составляет 20%. Стратегическая матрица позиционирования используется в 7% компаний. Около 15 % предприятий не проводит внешнего анализа.

Для внутреннего анализа матрица BCG используется менеджерами 5 предприятий выборки. Финансовый анализ используется лишь в 7 компаниях. Маркетинг, анализ персонала и продуктов/услуг используются 7 компаниями. Анализ внутренних ресурсов проводится в 25% компаний. 8% компаний не проводит никакого анализа. Другие методы внутреннего анализа не используются.

Для оценки сильных и слабых сторон предприятия используется SWOT-анализ. 100% предприятий заявили, что SWOT-анализ использовался в управленческой практике в том или ином виде. 51% предприятий пользуются SWOT-анализом очень редко, а остальные 49%

- считают его основным инструментом стратегического анализа.

3. Процесс разработки стратегии полностью выполняется в 8 компаниях из 15, а в 5 из них он используется частично. Несмотря на то, что в этом процессе есть слабые стороны, которые необходимо улучшить для повышения производительности - некоторые компании не следуют последовательности фундаментальных этапов стратегического управления.

Анализ показал недостаточное внимание руководства к формулированию миссии и видения компании. Поэтому начальный этап стратегического управления в компаниях не лишен недостатков. В частности, заявление о миссии предприятия (разработано в 61% компаний) в большинстве случаев содержит информацию о качестве предоставляемого сервиса и его отношении к клиентам. Отношения с партнерами описаны в 9% заявлений о миссии, а отношение к сотрудникам - в 5% случаев.

4. Поведенческий аудит, производственный и личный контроль одинаково используются на всех предприятиях. Результаты иссле-

дования показывают, что использование Balanced Score Card в качестве элемента стратегического управления на предприятиях выступает редко.

5. Результаты исследования демонстрируют многочисленные ошибки стратегического управления. Самой сложной частью реализации стратегии является преодоление сопротивления изменениям на предприятиях. В качестве второй проблемы управления мы можем указать то, что стратегический план не включает глубокий анализ практических деталей на начальном этапе, а более поздний этап реализации занимает гораздо больше времени, чем предполагалось изначально.

В этой связи нам представляется необходимым разработать некоторые рекомендации по повышению уровня использования стратегического управления предприятием:

1) этап стратегического анализа.

Основная рекомендация состоит в том, чтобы интегрировать в методику стратегического анализа больше методов и инструментов для понимания текущей ситуации в отрасли (на рынке). Это будет полезно для дальнейшего успеха предприятия. Более того, возможно будет оценить, как внешняя и внутренняя среда предприятия влияют на процесс принятия стратегических решений;

2) разработка миссии.

Нам не удалось получить достаточной информации от предприятий об их миссии и видении, они не представлены на веб-странице предприятий, но на основании данных, которые мы проанализировали, можно сделать вывод что осведомленность персонала о миссии и видении предприятий не высока. Мы рекомендуем предприятиям разработать четкие миссии и заявления о видении. Кроме того, необходимо своевременно и в полном объеме доводить до персонала предприятий всю информацию, касаемую миссии, видения, целей и задач компании;

3) инструменты управления изменениями.

Результаты показали, что большинство

предприятий не используют никаких инструментов для процесса внедрения изменений. Успешная реализация требует правильного согласования различных действий и процессов внутри предприятия, поэтому необходимо использовать методы и инструменты, которые позволят понять смысл реализуемых мероприятий и проводимых изменений, объяснить сложную взаимосвязь, существующую между стратегией, структурой, системой, стилем, персоналом и целями стратегии;

4) стратегический контроль. Стратегический контроль, который является конечным этапом процесса стратегического управления, в той или иной степени развит на предприятиях, но только 2 из 15 предприятий используют Balanced Scorecard в процессе стратегического управления. Разработка системы сбалансированных показателей - ССП (Balanced Scorecard - BSC) и ключевых показателей эффективности - KPI (Key Performance Indicator) поможет повысить эффективность реализуемых к предприятиями "нефинансовых" мер, таких как повышение качества услуг и сервиса.

Литература:

1. Бондаренко Л.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности рекреационно-туристких услуг //Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 2-3. - С. 137-140.

2. Валуйсков Н.В., Ветров Ю.П., Гаврилова A.B. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. - Воронеж, 2007. - Том 16.

3. Гаврилова H.A., Якушина В.В. Актуальные проблемы стратегического управления гостиничным бизнесом в России и пути их решения // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2016. - № 7 (29). - С. 29-31.

4. Горенбургов М.А. Бизнес-планирование и его роль в эффективном управлении гостиничным бизнесом // Вестник Национальной академии туризма. - 2007. - № 1 (2). - С. 27.

5. Горяева Е.Д. Стратегическое управление как основа развития предприятий индустрии гостеп-

риимства и туризма на современном этапе// Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3(55).-С. 336-339.

6. Кольпиков И.С., Радина О.И. Гостиничная индустрия Ростовской области встречает Чемпионат мира по футболу // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-1. - С. 110.

7. Казьмина Л.Н., Провоторина В.В. К вопросу о динамике развития гостиничной индустрии и туризма Ростовской области в период подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2017. -№5 (96).-С. 109-114.

8. Никифоров И.В. Стратегические основы управления гостиничным бизнесом в крупном городе // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 4. -С. 405-409.

9. Пономарева Н.В. Современные теоретические концепции и международная практика учета деловой репутации, возможность их адаптации в России // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 12-3 (53-3). - С. 540-544. Ю.Савчишкина Е.П. Формирование эффективной системы управления развитием организаций сферы гостеприимства // Региональная экономика. Юг России. - 2010. - № 11. - С. 300-310. П.Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 66. - С. 194-205.

12.Шмаков B.C., Сердюкова Ю.С. Методологические проблемы моделирования развития сельского социума // Сибирский философский журнал. -Новосибирск, 2012. - Том 10. - № 4. - С. 101 -107.

MANAGEMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ORGANIZATION

Volynskaya Olga Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Siberian State Transport University, Novosibirsk

The article is devoted to topical issues of managing investment activities of commercial organizations. The author considers the conceptual approach to self-assessment of the organization's investment attractiveness in the context of the quality management standard classification, as well as the factors influencing the investment attractiveness of the organization.

Keywords: investment attractiveness; factors; evaluation methods; self-assessment; standard quality managementintegral evaluation.

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05

© Волынская O.A., 2018

ВОЛЫНСКАЯ Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и кредита, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск volynskaya_ о!да@таН. г и

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКА ТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена актуальным вопросам управления инвестиционной деятельности коммерческих организаций. Автором рассмотрен концептуальный подход к самооценке инвестиционной привлекательности организации в контексте стандарта менеджмента качества, а также классификация факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность организации. Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; факторы; методики оценки; самооценка; стандарт менеджмент качества; интегральная оценка.

I

Для устойчивого функционирования экономики страны одним из определяющих условий является динамичное развитие инвести-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.