Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / инновационная стратегия / клининговые компании / услуги по уборке помещений / innovative activity / innovative strategy / cleaning companies / cleaning services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.С. Грязнов

Статья посвящена анализу специфики стратегического управления инновационной деятельностью в клининговых компаниях. Цель статьи – изучить особенности разработки и реализации инновационных стратегий компаний, работающих на рынке клининговых услуг, а также выявить и проанализировать основные тенденции инновационной деятельности на данном рынке. Исследование основано на научных трудах российских и зарубежных ученых в сфере инновационного менеджмента, а также на публикациях в специализированных печатных и Интернет-изданиях по проблемам внедрения инноваций в клининговых компаниях. В процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному. В статье рассмотрена сущность стратегического управления инновациями, описан типовой процесс разработки инновационной стратегии в клининговой компании, исследованы основные тенденции инновационной деятельности на рынке клининговых услуг. Основной акцент сделан на организационных и технологических инновациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN CLEANING COMPANIES: FEATURES AND MAIN TRENDS

The article is devoted to the analysis of strategic innovation management specifics in cleaning companies. The purpose of the article is to study the features of the development and implementation of innovative strategies in companies operating in the cleaning services market, as well as to identify and analyze the main trends of innovation activity in this market. The research is based on the scientific works of scientists in the field of innovation management, as well as publications in specialized print and online publications on the problems of innovation implementation in cleaning companies. In the process of writing the article, the following methods were used: analysis and synthesis, induction and deduction, ascent from the abstract to the concrete. The article examines the essence of strategic innovation management, describes a typical process of developing an innovation strategy in a cleaning company, and examines the main trends of innovation activity in the cleaning services market. The main focus is on organizational and technological innovations.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 338.984

doi:10.52210/2224669X_2023_1_234

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

М.С. Грязнов

Аннотация. Статья посвящена анализу специфики стратегического управления инновационной деятельностью в клининговых компаниях. Цель статьи - изучить особенности разработки и реализации инновационных стратегий компаний, работающих на рынке клининговых услуг, а также выявить и проанализировать основные тенденции инновационной деятельности на данном рынке. Исследование основано на научных трудах российских и зарубежных ученых в сфере инновационного менеджмента, а также на публикациях в специализированных печатных и Интернет-изданиях по проблемам внедрения инноваций в клининговых компаниях. В процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному. В статье рассмотрена сущность стратегического управления инновациями, описан типовой процесс разработки инновационной стратегии в клининговой компании, исследованы основные тенденции инновационной деятельности на рынке клининговых услуг. Основной акцент сделан на организационных и технологических инновациях.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная стратегия, клининговые компании, услуги по уборке помещений.

STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN CLEANING COMPANIES: FEATURES AND MAIN TRENDS

M.S. Gryaznov

Abstract. The article is devoted to the analysis of strategic innovation management specifics in cleaning companies. The purpose of the article is to study the features of the development and implementation of innovative strategies in companies operating in the cleaning services market, as well as to identify and analyze the main trends of innovation activity in this market. The research is based on the scientific works of scientists in the field of innovation management, as well as publications in specialized print and online publications on the problems of innovation implementation in cleaning companies. In the process of writing the article, the following methods were used: analysis and synthesis, induction and deduction, ascent from the abstract to the concrete. The article examines the essence of strategic innovation management, describes a typical process of developing an innovation strategy in a cleaning company, and examines the main

trends of innovation activity in the cleaning services market. The main focus is on organizational and technological innovations.

Keywords: innovative activity, innovative strategy, cleaning companies, cleaning services.

В последние годы в России наблюдаются динамичный рост рынка клининговых услуг. Он связан с развитием рынка недвижимости: ежегодно вводятся в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилья, а также множество объектов производственной, торговой и офисной недвижимости. Растут требования заказчиков к гигиеническому содержанию объектов. Соответственно, растут предложение и конкуренция в индустрии клининга.

В сложившейся рыночной ситуации клининговые компании для повышения прибыльности вынуждены внедрять передовые технологические и организационные инновации. Это позволяет повысить качество и скорость оказания услуг по уборке помещений, снизить затраты, продлить сроки использования оборудования. В связи с этим инновационная активность клининговых компаний очень высока. Они внедряют новые методы управления и организации труда, используют наиболее современные химикаты и оборудование, имеющее высокую продуктивность, проявляют повышенный интерес к существующим возможностям цифровизации бизнеса.

Практика инновационной деятельности в сфере услуг показывает, что внедрение новшеств не только позволяет повысить эффективность бизнеса сервисных компаний, их рентабельность и конкурентоспособность, но и способствует решению множества социальных и экономических проблем на региональном и национальном уровне, а также вносит весомый вклад в повышение качества жизни и обеспечение высокого уровня занятости населения.

На рынке клининговых услуг в эпоху цифровой трансформации общества и перехода к новому технологическому укладу происходят кардинальные изменения. Инновационные технологии управления и организации производственных процессов (процессов уборки, очистки и дезинфекции помещений) оказывают значительное влияние на стратегию и тактику клининговых компаний. Внедрение инноваций вносит весомый вклад в увеличение продаж на рынке услуг по уборке помещений: в 2023 г. прогнозируется рост ёмко-

сти мирового рынка на 2 млрд долл. по сравнению с предыдущим годом [6].

Инновационная деятельность компании должна осуществляться системно, с четкой расстановкой стратегических приоритетов. Для этого необходимо разрабатывать, утверждать на уровне высшего руководства и реализовывать инновационные стратегии. Грамотное стратегическое планирование позволяет тщательно проработать все возможные сценарии изменения факторов внутренней и внешней среды компании, изучить различные варианты внедрения инноваций и выбрать из них те, которые помогут максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе. Таким образом, стратегическое планирование инновационной деятельности в клининговых компаниях подразумевает постановку долгосрочных целей и соответствующих задач по системному использованию инноваций. Менеджмент не должен ориентироваться исключительно на краткосрочную и долгосрочную перспективу; он должен быть готовым нести убытки на начальной стадии внедрения инновационных проектов.

В то же время, в инновационной стратегии должны быть отражены различные сценарии развития компании с учётом всех ключевых факторов внутренней и внешней среды.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о высокой актуальности теоретических и практических исследований, по-свящённых проблемам стратегического управления инновациями в клининговых компаниях, что и определило выбор тематики настоящей статьи.

Цель статьи - изучить особенности разработки и реализации инновационных стратегий компаний, работающих на рынке кли-нинговых услуг, а также выявить и проанализировать основные тенденции инновационной деятельности на данном рынке.

Задачи работы:

- рассмотреть сущность стратегического управления инновациями;

- описать типовой процесс разработки инновационной стратегии в клининговой компании;

- исследовать основные тенденции инновационной деятельности на рынке клининговых услуг.

Стратегическое планирование является необходимым условием эффективной инновационной деятельности и подразумевает

комплексное управление изменениями в компании. Инновационные стратегии - важный элемент цикла инновационного менеджмента. С помощью сценарного планирования инновационных проектов компания может подготовиться к различным неблагоприятным вариантам развития событий [7].

В последнее время российские клининговые компании активно разрабатывают и реализуют инновационные стратегии. Внедряются различные организационные, технологические и маркетинговые новшества. Осуществляется цифровая трансформация бизнеса, в рамках которой компании тщательно анализируют свои бизнес-процессы и реструктурируют их. Большинство компаний, работающих на клининговом рынке, являются малыми и средними предприятиями. Поэтому инновационные стратегии, как правило, разрабатываются топ-менеджментом. Разработке стратегии предшествует тщательной анализ сильных и слабых сторон бизнеса, а также возможностей и угроз клинингового рынка, который растёт и меняется стремительными темпами.

При реализации стратегических инициатив, на основе тщательного маркетингового анализа разрабатываются конкретные инновационные проекты, в которых даётся детальное технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий. В случае, если прогнозируемые денежные потоки проекта являются приемлемыми, он принимается к реализации. При разработке инновационных стратегий и конкретных проектов необходимо ориентироваться на повышение конкурентоспособности компании и эффективности деятельности её функциональных подразделений [8].

Также следует отметить, что при разработке инновационной стратегии клининговой компании следует найти баланс между такими важными факторами, как доходность, риск, имидж предприятия, лояльность потребителей, конъюнктура рынка, наличие у компании необходимых ресурсов для внедрения новых технологий управления и обслуживания клиентов.

На завершающей стадии разработки стратегии её необходимо оценить по следующим направлениям:

1. Соответствие инновационной стратегии текущей и перспективной конъюнктуре рынка и запросам клиентов. Предприятие должно определить, насколько разработанная стратегия

в сложившихся обстоятельствах поможет бизнесу завоевать или укрепить конкурентные преимущества и добиться желаемых рыночных позиций.

2. Наличие у компании необходимого ресурсного обеспечения для реализации стратегии. Следует просчитать потребность в кадровых, финансовых, материальных и информационных ресурсах. В случае выявления несоответствий планируются мероприятия по поиску недостающих ресурсов внутри компании или во внешней среде либо вносятся корректировки в стратегию.

3. Уровень рисков стратегии. Риски оцениваются по трём основным направлениям: наличие реальных предпосылок для различных элементов стратегии, вероятность наступления рисковых событий в результате реализации стратегии и возможные последствия для бизнеса, мероприятия по нивелированию или избеганию рисков, а также по компенсации возможного ущерба.

Можно выделить следующие виды эффектов от реализации инновационной стратегии:

- экономический эффект - выражается в виде влияния стратегии на финансовые результаты компании, на рентабельность активов, отдачу от инвестиций и т.д.;

- экологический эффект - проявляется в виде применения более экологичных материалов для чистки и уборки, в виде снижения уровня загрязнения окружающей среды;

- социальный эффект - положительное влияние на уровень занятости населения и на качество жизни;

- технологический эффект - повышение уровня технологичности процессов по уборке помещений, позволяющее ускорить данные процессы, а также сэкономить материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Отдельно следует упомянуть синергетический эффект, который проявляется во взаимовлиянии прогрессивных изменений в различных сферах деятельности клининговой компании в результате внедрения инноваций. Общий эффект от этих изменений за счёт наложения и взаимного усиления получается больше суммы частных эффектов.

По результатам анализа информации о внутренней и внешней среде и оценки потенциальной эффективности различных страте-

гических альтернатив менеджмент клинингового предприятия выбирает оптимальную инновационную стратегию.

Далее рассмотрим наиболее важные тенденции инновационного развития клининговой отрасли и их связь с процессами стратегического планирования.

В последнее время в отрасли широко внедряются новые технологии, которые позволяют повысить качество и скорость уборки, а также снизить текущие затраты. Особое место в инновационных стратегиях клининговых компаний занимают именно технологические инновации. При этом отметим, что бурное технологическое развитие отрасли началось относительно недавно, по сравнению, например, с промышленным производством.

Многие предприятия, работающие на рынке услуг по уборке помещений, стали использовать одноступенчатый метод протирания вместо двухступенчатого. Это позволило сделать процесс уборки более быстрым и экономичным без потери качества. Для двухступенчатого метода характерны значительные затраты времени. Кроме того, он не позволяет использовать совместно широкий арсенал современных чистящих средств [4].

На рынке активно внедряются инновационные материалы для протирания, новые уборочные тележки, обтяжки и швабры. Например, хлопчатобумажные обтяжки стремительно теряют свою популярность и замещаются обтяжками из микроволокна, при использовании которых поверхности высыхают гораздо быстрее. Новые расходные материалы играют важную роль в повышении эффективности бизнеса клининговых компаний.

Разрабатываются и выводятся на рынок инновационные чистящие средства, имеющие высокую эффективность. В настоящее время компаниям доступен широкий спектр средств для решения любых задач по чистке и уборке.

Совершенствуются технологии химической чистки изделий. На текущий момент профессиональной чистке могут подвергаться любые материалы без ущерба их функциональным и эстетическим характеристикам [4].

На рынке получают широкое распространение пробиотические чистящие средства, которые позволяют не только ликвидировать загрязнения путём воздействия на них полезными бактериями,

но и дезинфицировать обрабатываемые помещения и устранять неприятные запахи, формировать благоприятную микробиологическую среду на объектах клининга [1].

Следующее интересное инновационное направление - разработка эффективных химикатов и технологий создания блеска (полировки). Для полировки в последнее время всё чаще используются высокоскоростные полотёры, способные усилить даже матовый блеск. В конструкции самих полотёров постоянно вносятся прогрессивные изменения.

Также следует отметить широкое распространение на рынке новых эффективных средств для ароматизации воздуха и нейтрализации неприятных запахов с продолжительным сроком действия.

Меняются средства отжима (отжимные прессы). В настоящее время применяются в основном плоские средства, которые являются более эффективными и лучше сочетается с другими инструментами уборки.

Особую роль в рассматриваемой отрасли играют инновационные технические средства для уборки помещений. В частности, динамично растёт спрос на специализированную роботизированную технику, которая, по сути, устроила революцию на рынке клинин-говых услуг. Применение «умных» машин, которые работают в соответствии с заложенными алгоритмами выполнения различных режимов уборки, дают возможность значительно повысить эффективность производственных процессов клининговых компаний.

Можно выделить следующие основные преимущества использования компаниями роботизированной техники при профессиональной уборке помещений [3]:

- снижение затрат на заработную плату;

- возможность более эффективно использовать и распределять по объектам трудовые ресурсы;

- снижение расхода воды, чистящих и моющих средств и прочих материалов;

- повышение качества и производительности труда.

На текущий момент умную клининговую технику закупают преимущественно крупные компании, которые обладают значительным ресурсным и инновационным потенциалом. Однако с увеличением объёмов производства роботизированная техника дешевеет

и становится более доступной для представителей малого и среднего бизнеса. Как результат, в большинстве клининговых компаний, независимо от их размера, растёт качество и скорость уборки на объектах различного уровня сложности, снижаются затраты на кадровые, финансовые и материальные ресурсы.

Знаковой тенденцией развития рынка клининговых услуг является широкое внедрение технологий на основе Интернета вещей. Эти технологии дают сотрудникам компаний возможность отслеживать в реальном времени наличие на объектах различных расходных материалов и инвентаря: мыла в дозаторах, бумаги, полотенец и т.д. При определённых критических значениях менеджеры получают сигнал на компьютер или мобильное устройство о необходимости восполнить запасы [9]. Одним из наиболее распространённых программных продуктов с таким функционалом является Tork EasyCube (SCA) [2].

Умные решения способны значительно повысить потенциал клининговых предприятий, так как они позволяют организовать производственные и управленческие процессы на принципиально новом уровне.

Важным направлением инновационной деятельности кли-нинговых компаний являются автоматизация управления бизнесом. Компании, в зависимости от специфики деятельности и наличия необходимых ресурсов, внедряют для этой цели программные продукты различного функционала и уровня сложности: ERP (планирование ресурсов предприятия), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), специализированное программное обеспечение для управления бизнес-процессами, проектами, логистикой, маркетингом, финансами и т.д. Затраты на информационные системы при условии грамотного подбора конфигурации и эффективного внедрения в большинстве случаев окупаются и приносят клинин-говым компаниям дополнительную прибыль.

Примерно 80 % общих затрат клининговых компаний приходится на выплаты персоналу [2]. В связи с этим многие компании активно внедряют цифровые системы, позволяющие контролировать рабочее время сотрудников, составлять и корректировать при необходимости рабочие графики и разрешать конфликтные ситуации с персоналом. Одной из Наиболее известных систем такого профиля является iQonnect (Vileda Professional).

«gib*

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ещё одна тенденция рынка клининговых услуг - активное внедрение «зелёных» технологий. Многие компании склонны комплексно внедрять экологические инновации (которые касаются используемых чистящих средств, оборудования и технологий уборки). Экологические требования к уборке заложены в общепризнанной международной системе рейтингования «зелёных» помещений LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). Соответствие данным требованиям может преподноситься клининговыми компаниями как важное конкурентное преимущество [10]. Сертификация на соответствие требованиям LEED способна значительно повысить деловую репутацию компании.

Под «зелёным» клинингом понимается экологически чистая уборка, которая является полностью безопасной для обитателей помещения, и подразумевает полную дезинфекцию и обеззараживание, а также использование чистящих средств, не содержащих аллергенов. Более того, средства, используемые при «зелёном» клининге, способствуют формированию в помещении самоочищающейся среды. Такой инновационный подход позволил вывести услуги по уборке на качественно новый уровень [5].

Итак, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время российские клинин-говые компании, как и хозяйствующие субъекты во многих других отраслях, вынуждены работать в условиях макроэкономической нестабильности и сложностей, связанных с санкционным давлением на нашу страну. В таких условиях для выживания и развития клинин-говому бизнесу необходимо внедрять прогрессивные управленческие и технологические инновации, позволяющие повышать качество услуг и экономить ресурсы. Инновации необходимо внедрять системно, на основе стратегического планирования.

В ходе исследования был представлен порядок и процедуры разработки инновационной стратегии клининговой компании, а также рассмотрены наиболее важные тенденции инновационного развития отрасли.

В последние годы большинство российских клининговых компаний осознали необходимость интенсивной инновационной деятельности, активного внедрения передовых достижений науки и техники, что будет способствовать стабильному развитию отрасли в обозримой перспективе.

Библиографический список

1. Инновации в клининге «Мир клининга» («CLEANING»). URL: https:// clean-press.ru/innovaczii-v-klininge.html (дата обращения: 05.03.2023).

2. Инновации в клининге. Добро пожаловать в будущее!. URL: https:// proffadmin.ru/novosti/reportazhi/innovatsii-v-klininge-dobro-pozhalovat-v-budushchee/ (дата обращения: 05.03.2023).

3. Инновационные методы клининга и уборки помещений. URL: https:// climatstar.ru/articles/innovatsii-v-klininge/ (дата обращения: 05.03.2023).

4. Инновационные решения в уборке помещений и развитие клининга в России. URL: https://cleanarea.ru/articles/innovation-and-the-development-of-the-market-of-cleaning-services.php (дата обращения: 05.03.2023).

5. Клининг и инновации. ООО Первая Клининговая Служба. URL: http:// klining-msk.ru/stati/klining-i-innovacii (дата обращения: 05.03.2023).

6. CobleA.E. Cleaning up: the transformation of domestic service in twentieth century. New York; London, 2020.

7. Colombo M.G. What drives the delegation of innovation decisions? The roles of firm innovation strategy and the nature of external knowledge // Research policy. 2021. Vol. 50. № 1. Р. 14-23.

8. Fitzgerald T. Innovation search strategy and predictable returns // Management science. 2021. Vol. 67. № 2. Р. 1109-1137.

9. How the Cleaning Industry is approaching Innovation: Facts, Trends and Outlook for Europe. URL: https://www.fm-house.com/wp-content/ uploads/2020/11/How-the-Cleaning-Industry-is-approaching-Innovation-Facts-Trends-and-Outlook-for-Europe.pdf (дата обращения: 05.03.2023).

10. Worden K. Using LEED green rating systems to promote population health // Building and environment. 2020. Vol. 172. Р 45-49.

М.С. Гоязнов

генеральный директор

ООО «Экспресс-Клининг», г. Москва

Е-mail: gryaznov.mikhail@internet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.