Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛИНИНГОВЫЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / РЫНОК КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ КЛИНИНГОВОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рачеев А.И.

Статья посвящена вопросам определения наиболее перспективных направлений развития отечественных клининговых компаний на региональном рынке. Приводится обобщенная характеристика современного рынка клининговых услуг. Выявляется, что для отечественного рынка характерным является использование высокопрофессионального моющего оборудования и дезинфицирующих средств, обеспечивающих высокое качество оказываемых услуг, высокоинтенсивное развитие компаний и превалирование в общей структуре субъектов малого и среднего предпринимательства, высокая концентрация в центрах развития бизнеса, развитие новейших концепций оказания услуг и переход от традиционных простых моделей клининга к более сложным. Описывается опыт автора в сфере развития клинингового бизнеса, приводятся наиболее значимые конструкты, обеспечивающие формирование конкурентных преимуществ и создающие условия долгосрочного развития бизнеса. Уточняется, что для компании в области клининга первичным и предопределяющим перспективы развития этапом становится технологизация деятельности с целевым ориентиром на формирование широкого числа конкурентных преимуществ. Делается вывод о том, что оказание клининговых услуг требует создания высококонкурентного бренда, отвечающего запросам потребителя - в этом вопросе именно технологии обеспечивают не только непосредственно сами производственные мощности, но и позволяют привлекать тех клиентов, что нуждаются в систематическом получении профессиональных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF A DOMESTIC CLEANING COMPANY

The article is devoted to the issues of determining the most promising directions for the development of a domestic cleaning company in the regional market. A generalized description of the modern market of cleaning services is given. It is revealed that the domestic market is characterized by the use of highly professional washing equipment and disinfectants that ensure the high quality of services provided, the high-intensity development of companies and the prevalence in the overall structure of small and medium-sized businesses, a high concentration in business development centers, the development of the latest concepts for the provision of services and the transition from traditional simple cleaning models to more complex ones. The author's experience in the development of the cleaning business is described, the most significant constructs are given that ensure the formation of competitive advantages and create conditions for long-term business development. It is clarified that for a company in the field of cleaning, the primary and predetermining development prospects stage is the technologization of activities with a target for the formation of a wide number of competitive advantages. It is concluded that the provision of cleaning services requires the creation of a highly competitive brand that meets the needs of the consumer - in this matter, it is the technologies that provide not only the production facilities themselves, but also allow them to attract those customers who need a systematic receipt of professional services.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КЛИНИНГОВЫХ КОМПАНИЙ»

Перспективные направления развития отечественных клининговых компаний

Рачеев Александр Иванович

руководитель ИП Рачеев А.И., ООО "АИР", daklim12@gmail.com

Статья посвящена вопросам определения наиболее перспективных направлений развития отечественных клининговых компаний на региональном рынке. Приводится обобщенная характеристика современного рынка клининговых услуг. Выявляется, что для отечественного рынка характерным является использование высокопрофессионального моющего оборудования и дезинфицирующих средств, обеспечивающих высокое качество оказываемых услуг, высокоинтенсивное развитие компаний и превалирование в общей структуре субъектов малого и среднего предпринимательства, высокая концентрация в центрах развития бизнеса, развитие новейших концепций оказания услуг и переход от традиционных простых моделей клининга к более сложным. Описывается опыт автора в сфере развития клинингового бизнеса, приводятся наиболее значимые конструкты, обеспечивающие формирование конкурентных преимуществ и создающие условия долгосрочного развития бизнеса. Уточняется, что для компании в области клининга первичным и предопределяющим перспективы развития этапом становится технологизация деятельности с целевым ориентиром на формирование широкого числа конкурентных преимуществ. Делается вывод о том, что оказание клининговых услуг требует создания высококонкурентного бренда, отвечающего запросам потребителя - в этом вопросе именно технологии обеспечивают не только непосредственно сами производственные мощности, но и позволяют привлекать тех клиентов, что нуждаются в систематическом получении профессиональных услуг.

Ключевые слова: клининговый бизнес, управление развитием, рынок клининговых услуг, развитие компании, технологи-зация деятельности, развитие клинингового бизнеса.

Введение. На современном этапе в условиях активного роста внешнеэкономических рисков и происходящих трансформационных изменений, влияния кризисных факторов, вопросы управления развитием компании приобретают особую актуальность и значимость, обусловленную расширением спектра внешних воздействий. Опыт последних лет, связанный с пандемией COVID-19, постпандемийным восстановительным периодом, текущими санкционно-кризисными условиями, показывает, что отечественные структуры предпринимательства вне зависимости от масштабов деятельности и внутренних особенностей должны обладать повышенной трансформационной готовностью, быть гибкими и оперативно принимать стратегически значимые решения, нацеленные не только на сохранение устойчивости, но и повышение конкурентоспособности.

Актуальность исследования перспективных направлений развития отечественной клининговой компании обуславливается тем, что на современном этапе практически отсутствуют актуальные практико-ориентиро-ванные исследования, затрагивающие вопросы формирования стратегии развития бизнеса, принятия оперативных тактических решений, а также раскрывающие эффекты, полученные от принятых трансформационно-ориентированных реформ. Иными словами, настоящее исследование будет направлено на описание и комплексную характеристику управленческого опыта автора в сфере развития клинингового бизнеса на различных этапах (в том числе и кризисных), формулирование перспективных рекомендаций по управлению конкурентоспособностью клининговой компании.

Цель исследования - проанализировать перспективные направления развития отечественной клининговой компании.

Материалы и методы. Настоящее исследование базируется на открытых публикационных источниках отечественных исследователей, практическом управленческом опыте автора в сфере развития клинингового бизнеса, а также статистических данных, информации из СМИ и Интернет-ресурсов. В работе мы опираемся на такие методы, как анализ, синтез, обобщение, сопоставление, индукция и дедукция, описание и ряд других, в совокупности с материалами исследования позволяющие комплексно и исчерпывающе охарактеризовать подходы к развитию клинингового бизнеса.

Результаты и их обсуждение. Управление развитием клининговой компании - это комплексный процесс, требующий учета ключевых тенденций происходящих конъюнктурных изменений, а также специфических особенностей деятельности конкретных компаний. За последние десятилетия клининговый бизнес претерпел множественные изменения, связанные как минимум с

fO

сч о cs

сч

о ш m

X

<

m о х

X

расширением спектра производимых работ и оказываемых услуг [1]. Достаточно обширный перечень существующих направлений и специализаций рынка клинин-говых услуг представлен в исследовании А.Г. Корякова, С.Г. Басалова и Д.Н. Баранова, которые выделяют следующие элементы клининговой деятельности, характерные для отечественного рынка и клининговых компаний (рис. 1) [4]:

удаление физических, химическихи биологических загрязнений с р азличных поверхностей;

санитарная оораоотка

поверхностей констру КЦ1 юнных 11 отделочных матер] юлов;

поддержание п восстановление внешнего вида поверхности конструкционных и отделочных матер! голов;

защитная оораоотка поверхностей материалов и

элементов интерьера от физического, химического и микробиологического воздействия, скольжения:

очистка наружных и в ну тренгс к поверхностей транспортных средств;

удалей ie и сбор твердых бытовых отходов в местах

их образование разделением™ фракции для их утилизации и захоронения;

очистка кровель здании и сооружен! ш от крупного мусора, снега и наледи:

производство оборудован! и, расходных материалов, производственного инвентаря;

развитие научной оазы клининговойдеятельност

Рис. 1. Основные направления деятельности отечественных клининговых компаний [4].

Обращаясь к рис. 1, подчеркнем, что в настоящем исследовании при рассмотрении клинингового бизнеса понимается в большинстве своем именно сфера оказания услуг, связанная с комплексным предоставлением услуг клининга как для физических, так и юридических лиц. Опираясь на исследования Э.В. Зависнова [3], Е.А. Курашовой, Т.И. Тюленева [5] и А.А. Фарраховой [11], установим ряд современных особенностей клинингового бизнеса:

1. использование высокопрофессионального моющего оборудования и дезинфицирующих средств, обеспечивающих высокое качество оказываемых услуг;

2. высокоинтенсивное развитие компаний и превалирование в общей структуре субъектов малого и среднего предпринимательства;

3. высокая концентрация в центрах развития бизнеса;

4. развитие новейших концепций оказания услуг и переход от традиционных простых моделей клининга к более сложным.

Кроме того, заметим, что в целом отечественный рынок клининговых услуг является достаточно емким и интенсивно развивающимся, на что указывают статистические данные (рис. 2).

Рис. 2. Динамика рынка клининговых услуг с 2012 по 2021 годы, млн. руб. [5].

Обращаясь к рис. 2, можно заметить, что за 20122021 гг. общие объемы рынка клининговых услуг в России увеличились более чем в 8 раз. Подобная интенсификация развития обуславливается тем, что отечественные бизнес-структуры активно развивали принципы корпоративного менеджмента, в том числе предполагающие поддержание профессиональной чистоты помещений, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Ко всему прочему, достаточно позитивно на развитии клинингового бизнеса сказалась реформах жилищно-коммунального хозяйства, расширившая потенциальный спектр оказываемых услуг и работ со стороны клининговых компаний.

Опыт развития клининговой компании автора берет свое начало с 2006 г., когда рынок клининговых услуг только начал формироваться как технологичный, внедрялись первые высокотехнологичные образцы моющего оборудования, позволяющие предоставлять услуги профессиональной уборки. Стратегия, принятая за основу развития бизнеса, фокусировалась на максимальной технологичности бизнес-процессов, поскольку упор в применении технологий предоставляет клининговой компании сразу несколько важнейших преимуществ [6]:

• прирост в скорости оказания клининговых услуг;

• значительное увеличение качества;

• оптимизация деятельности человеческих ресурсов.

Передовые технологии (моющее оборудование) в деятельности клининговой компании позволяют сократить время, затрачиваемое одним сотрудником на оказание той или иной услуги; вместе с тем, техническая оснащенность, технологические ресурсы и соответствующая база требуют достаточно высоких объемов финансирования, в связи с чем внедрение технологий должно осуществляться компанией поэтапно, с четким пониманием целей и возможных эффектов, с упором на рационализацию [4].

Согласимся с мнением С.А. Резновской и её соавторов, указывающих также и на особое значение вопросов развития персонала, наличие корреляции между качеством и скоростью оказываемых услуг с готовностью персонала к воспроизведению трудовых обязанностей [8]. В клининговом бизнесе важно, чтобы персонал был готов не только к использованию передового оборудования, но и принимал за основу ряд главнейших принципов, связанных с удовлетворением потребности клиентов, соблюдением этики и продвижением дополнительных услуг. Соблюдение данных правил позволяет не только увеличить прибыль компании, но и позитивно сказывается на заработной плате самих сотрудников, в случае сдельной оплаты труда [7].

Мы считаем, что основа эффективного клинингового бизнеса формируется из ряда перспективных направлений совершенствования, предполагающих реализацию широкого круга трансформаций с упором на конкретные особенности компании, её финансово-технические и кадровые ограничения:

Во-первых, технологизация деятельности с целевым ориентиром на формирование конкурентных преимуществ. Оказание клининговых услуг требует создания высококонкурентного бренда, отвечающего запросам потребителя [3, 4]. При этом, компании важно фокусироваться на широком (но вместе с тем оптимальном) числе целевых групп потребителей, что обеспечит больший приток обращений. Опыт показывает, что клининговые

услуги могут оказываться как систематически (при многократном обращении физического или юридического лица (клиента) за схожими услугами), так и единора-зово. Первоначальная задача клининговой компании -расширить число клиентов, нуждающихся в получении систематических услуг, при этом с наиболее высокой частотой обращений. В этом вопросе именно технологии становятся способом формирования конкурентного преимущества, обеспечивают не только непосредственно сами производственные мощности, но и позволяют привлекать тех клиентов, что нуждаются в оказании профессиональных услуг (например, крупные компании в сфере производства) [9].

Во-вторых, учет структуры и потребностей конкретного рынка, его возможностей и емкости, в том числе факторов размещения бизнеса. Опыт автора связан с вхождением на достаточно свободные ниши оказания клининговых услуг в республике Марий Эл; при этом учитывался первый вышеописанный фактор, что позволило в достаточно короткие сроки (за 2-3 года непрерывной деятельности) охватить свыше 50% текущего рынка и осуществить масштабирование на рынки близлежащих регионов. При этом подчеркнем, что при выходе на новые рынки компании важно учитывать целевые потребности потенциальных потребителей и специализироваться на менее концентрированной (с точки зрения наличия уже устоявшихся игроков) нише, постепенно расширять спектр оказываемых услуг и выполняемых профессиональных работ [10].

В-третьих, оптимизация бизнеса и доведение внутренних процессов до показателей максимальной эффективности. Немаловажным фактором, определяющим развитие клинингового бизнеса, становится формирование оптимальных моделей взаимодействия, реагирования на клиентский запрос (сервис и обслуживание), непосредственной реализации услуги (увеличение скорости при сохранении качества, подбор наиболее оптимальных моющих средств, обновление технологий работы и др.), а также постпродажного обслуживания (анализ удовлетворенности, качества выполненной услуги, контроль за исполнением) [2]. Их интеграция в рамках единой бизнес-модели обеспечивает рост лояльности клиентов, а постоянный контроль процессов позволяет своевременно определять нарушения в области качества и принимать действенные меры реагирования.

В-четвертых, масштабирование бизнеса может осуществляться не только в рамках выбранного направления, но и в ряде других секторов с упором на корреляцию. Так, наиболее перспективными и качественными направлениями расширения клинингового бизнеса становятся: учреждение торговой компании, осуществляющей продажу профессионального моющего оборудования (что позволяет не только развить новое направление бизнеса, но и создать условия приобретения актуального оборудования по закупочной стоимости), строительного бизнеса (производство стройматериалов, реализация товаров в сфере строительства, оказание услуг и др., в рамках которого клининговый бизнес может послужить эффективным дополнением-сопровождением услуги), текстильного бизнеса и др. Важно понимать, что выбранное дополнительное направление деятельность должно эффективно и гармонично интегрироваться с клининговым бизнесом, формируя устойчивую модель оказания комплексных услуг, что в перспективе позволяет достичь синергического эффекта [6].

В-пятых, учет текущих реалий развития рынка и его конъюнктуры. Так, например, в период пандемии COVID-19 многие клининговые компании испытывали дополнительный приток заказов за счет обращения за услугами по дезинфекции помещений [2]. В этом вопросе опыт автора связан с разработкой системы дезинфицирования, обеззараживания и санитарной обработки на предприятиях мясоперерабатывающих комплексов с учётом всех рисков попадания вирусов в человеческий организм. Эта система была встроена в технологические процессы клининга с учётом специфических особенностей работы (большое скопление людей, влага, биологические отходы и т. д.) и текущих санитарно-эпидемиологических требований. Принятые меры позволили исключить распространение заболеваемости среди сотрудников предприятий мясной сети за счет оперативного внедрения эффективных мер по противовирусной защите - в перспективе это сохранило персонал на предприятиях, сократило убытки партнеров.

В-шестых, ориентация на процессы совершенствования с упором на научно-исследовательскую деятельность компании. Бизнес может стать достаточно оптимальной площадкой для реализации научно-исследовательских инициатив и проектов; сотрудничество с образовательными организациями по различным направлениям позволяет внедрить в процессы клининга новые знания и технологии, оптимизировать бизнес-процессы внутри компании, сделать эффективным и быстрым принятие управленческих решений. Открытость компании в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы становится одним из способов обеспечения притока не только качественных идей, но и перспективных квалифицированных кадров, заинтересованных в развитии компании и трудоустройстве.

В дополнение к вышесказанному, в качестве достаточно перспективного направления выступает непрерывное совершенствование системы внутреннего менеджмента, строящееся на мониторинге основных показателей деятельности компании и отслеживании характера и качества функционирования. Так, например, достаточно значимыми выступают системы оценки эффективности работы сотрудников, позволяющие обеспечить стабильный (оптимальный, планируемый) результат, а также создать условия для профессионального роста.

Немаловажно учитывать и вопросы внедрения инструментов цифровой трансформации в деятельность клининговой компании: например, достаточно высокоэффективными становятся системы планирования, управления взаимоотношениями с клиентами, интернет-страницы в сети, имеющие собственные достоинства и возможности применения. Для клининговой компании важно осуществлять регулярное продвижение собственных услуг - и при этом максимизировать возможности извлечения потенциальных преимуществ.

Так, сгруппируем вышеописанные перспективные направления развития клинингового бизнеса и опишем систему вероятных эффектов от них (рис. 3).

Обращаясь к рис. 3, определим систему конкретизированных эффектов от реализации соответствующих мероприятий (на примере опыта автора) (рис. 4).

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

со

Ci CS

0

CS

сч

01

ü ш m

I

<

m

0

1 I

Рис. 3. Перспективные направления развития клинингового бизнеса.

Техническое оснащение, технологические ресурсы и техническая база

•JüuqjcTBOHa рынке, конкурентоспособность (долярынка свыше.50%)

Применение прогрессивных технологий, грамотное сочетание с сществующими процессами

•Снижение расходовводыи злектроэнершина 30°ьи 15% соответственно

Глубокое изучение процессов промышленного клининга

• С'окр а щей те вр емени и энергозатрат, увеличение эффективности работывЗ-4 раза (сокращение нор ма швной мойки с 14 -1 б смен до 4 без потерн качества)

Внедрение технологии

озонирования

помещений

•Включение процедурыв стандартный копииекс киининтовых услугввиду болеедлтиепьного сохранещи эффекта чистоты

Рис. 4. Система эффектов от реализации некоторых направлений развития клинингового бизнеса.

Обращаясь к рис. 4, подчеркнем, что развитие клинингового бизнеса является следствием сочетания ряда удачных с точки зрения обеспечения конкурентоспособности решений с эффективной управленческой практикой. Внедрение современных инструментов и подходов к управлению становится также одним из главных преимуществ, создающих все необходимые условия для развития клинингового бизнеса. Первичным в обеспечении конкурентоспособности клининговой компании является обеспечение полной технической оснащенности,

формирование необходимых технологических ресурсов, а также технической базы на уровне текущего рынка, для покрытия спроса. Немаловажным становится и создание системы оказания профессиональных услуг, в которых бы были заинтересованы такие субъекты, как крупные промышленные предприятия, компании из сферы услуг, органы власти и др. При создании стратегии клининговой компании важно опираться на возможности повышения количества систематически заинтересованных в услугах клиентов, снижать количество еди-норазовых обращений, создавать условия комплексного обслуживания и сопровождения клиента, для формирования уникального опыта. Все эти и многие другие перспективные направления, выстраивающиеся с учетом особенностей и состояния рынка на текущем этапе, закладываются в основу перспективной бизнес-модели и концепции клининговой компании.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа можно установить,что:

1. Современный рынок клининга в России характеризуется рядом особенностей: использование высокопрофессионального моющего оборудования и дезинфицирующих средств, обеспечивающих высокое качество оказываемых услуг, высокоинтенсивное развитие компаний и превалирование в общей структуре субъектов малого и среднего предпринимательства, высокая концентрация в центрах развития бизнеса, развитие новейших концепций оказания услуг и переход от традиционных простых моделей клининга к более сложным.

2. Для рядовой компании в области клининга первичным и предопределяющим перспективы развития этапом становится технологизация деятельности с целевым ориентиром на формирование широкого числа конкурентных преимуществ. Оказание клининговых услуг требует создания высококонкурентного бренда, отвечающего запросам потребителя - в этом вопросе именно технологии обеспечивают не только непосредственно сами производственные мощности, но и позволяют привлекать тех клиентов, что нуждаются в систематическом получении профессиональных услуг.

3. Опыт автора указывает на достаточно высокие перспективы сочетания принципов передового менеджмента, обучения персонала, отслеживания его эффективности, создания условий комплексного обслуживания клиентов (от оформления заказа до постпродажного обслуживания), диверсификации направлений деятельности компании, цифровизации и технологизации, отладки внутренних бизнес-процессов и многих других. Подобные направления создают условия долгосрочного развития клининговой компании, могут лечь в основу перспективной стратегии вхождения на рынок.

Литература

1. Баранов Д.Н. Финансовый механизм кругооборота капитала клининговой компании. Теоретический аспект // ТДР. 2015. №2. С. 46-49.

2. Доротов П.А. Стратегия развития клинингового бизнеса в условиях пандемии и карантина // Образование и право. 2020. №10. С. 223-224.

3. Зависнов Э.В. Анализ современного состояния рынка клининговых услуг в Российской Федерации // Евразийский научный журнал. 2022. №9. С. 45-49.

4. Коряков А.Г., Басалов С.Г., Баранов Д.Н. Элементы модели рынка клининга в Российской Федерации

// Russian Journal of Entrepreneurship. 2016. №17 (9). С. 1083-1092.

5. Курашова Е.А., Тюленева Т.И. Анализ российского рынка клининговых услуг // Russian Economic Bulletin. 2022. № 2. С. 76-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Огурцов К. В. Управления качеством проектов предоставления комплексных услуг // ТДР. 2006. №12-IV. С. 91-92.

7. Пронюшкина Т.Г. Эффективность управления персоналом // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №9 (65). С. 161-170.

8. Резновская С.А., Такахо Б.Р., Захарова Л.Н. Особенности управления персоналом в организациях сферы услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №10-2. С. 78-81.

9. Симикян Н.А., Перерва О.Л. Оценка эффективности управления персоналом // АНИ: экономика и управление. 2016. №4 (17). С. 336-338.

10. Трач Д. М., Мельничук Л. Д. Управленческий персонал - эффективность и оценка // Вестник ГУУ. 2019. №11. С. 42-48.

11. Фаррахова А.А. Отраслевая специфика инновационного развития сектора промышленных услуг // Экономика и управление. 2011. №5 (67). С. 138-141.

Perspective directions of development of a domestic cleaning company Racheev A.I. "AIR" LLC

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The article is devoted to the issues of determining the most promising directions for the development of a domestic cleaning company in the regional market. A generalized description of the modern market of cleaning services is given. It is revealed that the domestic market is characterized by the use of highly professional washing equipment and disinfectants that ensure the high quality of services provided, the high-intensity development of companies and the prevalence in the overall structure of small and medium-sized businesses, a high concentration in business development centers, the development of the latest concepts for the provision of services and the transition from traditional simple cleaning models to

more complex ones. The author's experience in the development of the cleaning business is described, the most significant constructs are given that ensure the formation of competitive advantages and create conditions for long-term business development. It is clarified that for a company in the field of cleaning, the primary and predetermining development prospects stage is the technologization of activities with a target for the formation of a wide number of competitive advantages. It is concluded that the provision of cleaning services requires the creation of a highly competitive brand that meets the needs of the consumer - in this matter, it is the technologies that provide not only the production facilities themselves, but also allow them to attract those customers who need a systematic receipt of professional services. Keywords: cleaning business, development management, cleaning services market, company development, technologization of activities, cleaning business development. References

1. Baranov D.N. The financial mechanism of the capital circulation of a clean-

ing company. Theoretical aspect // TDR. 2015. №2. pp. 46-49.

2. Dorotov P.A. Strategy for the development of cleaning business in a pan-

demic and quarantine // Education and Law. 2020. No. 10. pp. 223-224.

3. Zavisnov E.V. Analysis of the current state of the cleaning services market

in the Russian Federation // Eurasian scientific journal. 2022. No. 9. pp. 45-49.

4. Koryakov A.G., Basalov S.G., Baranov D.N. Elements of the cleaning mar-

ket model in the Russian Federation // Russian Journal of Entrepreneur-ship. 2016. No. 17 (9). pp. 1083-1092.

5. Kurashova E.A., Tyuleneva T.I. Analysis of the Russian market of cleaning

services // Russian Economic Bulletin. 2022. No. 2. S. 76-81.

6. Ogurtsov KV Management of the quality of projects for the provision of

complex services // TDR. 2006. No. 12-IV. pp. 91-92.

7. Pronyushkina T.G. Efficiency of personnel management // Russian Journal

of Education and Psychology. 2016. No. 9 (65). pp. 161-170.

8. Reznovskaya S.A., Takaho B.R., Zakharova L.N. Peculiarities of personnel

management in service organizations // Economics and business: theory and practice. 2021. No. 10-2. pp. 78-81.

9. Simikyan N.A., Pererva O.L. Evaluation of the effectiveness of personnel

management // API: economics and management. 2016. No. 4 (17). pp. 336-338.

10. Trach D. M., Melnichuk L. D. Management personnel - efficiency and eval-

uation // Bulletin of the State University of Management. 2019. No. 11. pp. 42-48.

11. Farrahova A.A. Sector specifics of innovative development of the industrial services sector // Economics and Management. 2011. No. 5 (67). pp. 138-141.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

2 О

to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.