ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
A . Ю. Ряполов
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ ПРИ СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассматриваются вопросы развития компаний в условиях рынка, слияний и поглощений (на примере Курской области). Процессы слияний и поглощений актуальны и в условиях мирового финансового кризиса, так как они являются одним из основных инструментов стратегического развития компании и наиболее быстрым способом получения дополнительных производственных и финансовых ресурсов. Определены несколько стратегий развития компаний при слияниях и поглощениях: горизонтальные, вертикальные (родовые), конгломератные, инвестиционно-стратегические, трансграничные с оптимизацией логистической деятельности.
Процессы слияния и поглощения'^ играют большую роль в стратегическом развитии как отдельного предприятия страны, так и мировой экономики в целом. Цивилизованные методы осуществления этих процессов поддерживают конкуренцию и заставляют участников рынка соответствовать высокому уровню эффективности ведения бизнеса. Несколько лет назад Президент РФ В.В. Путин назвал слияния и поглощения одним из приоритетов стратегического развития экономики России2.
Теория и практика современного экономического подхода выделяют несколько причин слияний и поглощений компаний. Основным мотивом слияний и поглощений является стремление к получению дополнительных производственных и финансовых ресурсов, необходимых для расширения производства продукции и проникновения на новые рынки, получение синергетического эффекта объединения с другой (другими) компанией, доступ к новым технологиям и др. Мотивы слияний и поглощений отражают причины, по которым компании, объединившись, получают импульс для дальнейшего стратегического развития.
Необходимость изучения института слияний и поглощений как наиболее адекватного способа решения задачи стратегического развития компаний является одним из приоритетных направлений исследований в современной мировой научной литературе. В России интерес к этому направлению появился лишь в последнее десятилетие. В регионах данная проблематика практически не изучена. В частности, в Курской области из-за мирового финансового кризиса многие компании компенсируют недостаток внутренних финансовых ресурсов преимущественно за счет банковских кредитов с высокой процентной ставкой, которая в дальнейшем приводит к банкротству предприятий. Острота проблемы доступа к финансовым ресурсам могла бы быть смягчена за счет использования механизмов слияния и поглощения. Однако вряд ли правомерно воспринимать М&А как панацею от банкротства. В любом случае направленность процесса слияния или поглощения должна соответствовать миссии и целям компании, вписываться в ее общую стратегию, входить в план мероприятий по реализации выбранной стратегии.
1 Термин «слияния и поглощения» (Mergers and Acquisitions — M&A) применяется для обозначения экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровне. Подход к идентификации процессов слияния и поглощения базируется на появлении в результате сделки новой компании, либо осуществлении процессов в рамках существующих форм.
2Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 N 69І-р.
Решение о дальнейшем развитии бизнеса диктует и тип проводимой сделки по слиянию или поглощению с учетом характеристики присоединяемой бизнес-структуры.
Если в основе стратегического решения лежит задача расширения или сохранения рынка, увеличения производственных мощностей, совершенствования технологии, то объектом сделки становится компания, реализующая аналогичные продукты на аналогичном сегменте рынка. Если в регионе преобладают подобные процессы, характерные для горизонтальной интеграции, то данное обстоятельство свидетельствует о прохождении рынком фазы первоначального раздела, а дальнейший рост возможен только за счет экономии на масштабах деятельности. В результате горизонтальной интеграции на рынке остаются только наиболее мощные игроки.
Характерным примером горизонтального слияния является история конфликта на ОАО «Курский завод «Аккумулятор». Этот завод - один из крупнейших в России производителей аккумуляторов, выпускающий стартерные и тяговые батареи для химической, автомобильной промышленности, энергетической и угледобывающей отраслей, железнодорожного транспорта.
Передел собственности на Курском аккумуляторном заводе начался в июне 2003 г., когда представители самарской группы компаний «СОК», объединяющей около 20 предприятий по сборке автомобилей и производству комплектующих к ним, начали скупку акций у миноритариев. В этот период пакет акций компании «Курский завод «Аккумулятор» был распределен между менеджментом и трудовым коллективом. Генеральный директор предприятия А. Ягерь оказал сопротивление попыткам «СОК» получить контроль над акционерным обществом. В результате «СОК», не сумев сосредоточить в своих руках контрольный пакет акций, отказался от претензий на предприятие.
В конце 2003 г. московская фирма ОАО «Зинзивер-2000» выкупила часть задолженности завода на сумму 500 тыс. руб. и инициировала процедуру банкротства [1].
Процедура банкротства «Аккумулятора» началась в декабре 2003 г. В сентябре 2003 г. на предприятии было введено конкурсное производство, а б января 2005 г. состоялись торги по продаже имущественного комплекса компании «Курский завод «Аккумулятор», объявленные конкурсным управляющим М. Черным. В торгах победило ООО «Курский завод «Аккумулятор» - «стопроцентная дочка» инвестиционнофинансовой компании «Метрополь», предложившая за предприятие 265 млн. руб. «Метрополь» выкупил завод с целью включения его в холдинг «Русские аккумуляторы», которым инвестиционно-финансовая компания владела на паритетных началах с ЗАО «Пауэр Интернейшнл Холдинг».
Однако в середине января 2005 г. Управление федеральной налоговой службы (УФНС) Курской области подало в арбитражный суд иск с требованием признать торги недействительными. Судебные приставы, исполняя определение арбитража по обеспечению иска налоговой службы, 24 января 2005 г. арестовали часть имущества ОАО «Курский завод «Аккумулятор», подлежащую передаче ООО «Курский завод «Аккумулятор».
Причиной конфликта налоговой инспекции с новыми владельцами была цена, которую предложил за имущественный комплекс предприятия победитель торгов ООО «Курский завод «Аккумулятор». Первоначальную стартовую цену предприятия определили в 410 млн. руб., а продали, как было отмечено, за 265 млн. руб. [2].
В 2007 г. ГК «Метрополь» за 40 млн. долл. продала Power International 40% акций холдинга «Русские аккумуляторы» и тем самым вышла из аккумуляторного бизнеса. В результате Power International стала владельцем 80% акционерного капитала [3]. Стратегическую задачу по развитию, организации и структурированию холдинга ГК «Метрополь» выполнила. Новый владелец получил возможность по-
строения высокоэффективного бизнеса по производству аккумуляторов с выводом через 3-5 лет ОАО «Русские аккумуляторы» (собственника всех активов группы) на финансовые рынки - путем публичного размещения акций или выпуска облигационных займов.
В соответствии со стратегией деятельности ключевыми пунктами развития ОАО «Русские аккумуляторы» стали:
- формирование на базе курских активов - ООО «Курский завод «Аккумулятор» и ООО «Исток» - центральной производственной площадки, на которой в 2008 г. был вдвое увеличен выпуск автомобильных аккумуляторов (до 2,5 млн. условных батарей);
- расширение сотрудничества с американским концерном EnerSys по выпуску тяговых аккумуляторов по его технологии под брендом Hawker.
В 2009 г. холдинг ОАО «Русские аккумуляторы» направил на модернизацию производства дочернего ООО «Курский завод «Аккумулятор» 300 млн. руб., что составляло 90% стоимости программы модернизации всей группы [4], так как на Курское предприятие переведут производство автомобильных батарей из г. Подольска.
Принятая ОАО «Русские аккумуляторы» стратегия по превращению Курского района в базовый регион по производству аккумуляторов стала для области настоящим экономическим прорывом, который был достигнут путем горизонтального поглощения.
Использование вертикальной интеграции (приобретение фирмы с целью расширения продуктового ряда на том же рынке) приводит к существенному увеличению конкурентоспособности бизнес-структуры. Приобретение поставщиков или сбытовых сетей позволяет снизить собственные риски и экономить на издержках. Примером вертикального слияния с элементами рейдерства является ситуация, сложившаяся в ОАО «Курскхимволокно».
В 1990-е годы объемы выпуска продукции на предприятии «Курскхимволок-но» резко сократились. Причиной свертывания производства послужили разрыв экономических связей, высокие цены на сырье и энергоносители, сокращение потребительского спроса. В ноябре 2001 г. в результате банкротства предприятия «Курскхимволокно» было образовано ЗАО «Химволокно», которое вошло в состав финансово-промышленной группы «Нефтехимпром». Генеральным директором был назначен М. И. Васильев, возглавлявший в указанный период «Национальную нефтехимическую компанию»5, в которую позднее вошли новомосковский «Орг-синтез», тольяттинский «Синтезкаучук», Новокуйбышевский нефтехимкомбинат и Днепропетровский шинный завод» [5].
К ОАО «Курскхимволокно» проявило интерес ОАО «КуйбышевАзот». В декабре 2007 г. куйбышевская компания приобрела курское предприятие в целях увеличения объемов производства [6]. Необходимо отметить, что стоимость покупки не превышала 1 млн. долл. [7], а приобретение данного предприятия соответствовало долгосрочной стратегической программе развития ОАО «КуйбышевАзот» по увеличению переработки капролактама на территории России.
Однако ОАО «КуйбышевАзот» купил ОАО «Курскхимволокно» не только в целях роста производства и снижения собственных рисков. Приобретая курское предприятие, ОАО «КуйбышевАзот» был заинтересован в контроле над ОАО «Алтайский шинный комбинат» стоимостью не менее 50 млн. долл. [8]. С учетом проведенного вертикального поглощения в начале 2008 г. справедливая стоимость «КуйбышевАзот» составила порядка 780 млн. долл., а капитализация на РТС - 616 млн. долл. [9].
5 Позже компания была преобразована в производственное объединение «Нефтехимпром ».
Приведенный анализ позволяет сделать вывод, что стратегическое развитие компании заключалось в интеграции производств двух заводов с учетом рейдер-ской заинтересованности инвестора.
Стратегия развития предприятия при вертикальных слияниях повторяется и при родовых поглощениях. При таких слияниях цель фирмы - завоевание ниши на рынке путем объединения компаний, выпускающих взаимосвязанные товары.
Следующим типом стратегического развития компании являются конгломератные слияния и поглощения, которые происходят между корпорациями, абсолютно не связанными между собой ни сегментом рынка, ни производственно-снабженческими связями (таким образом, под конгломератной компанией понимается компания, внутри которой сосредоточено несколько видов бизнеса, принадлежащих разным отраслям) [10].
Однако конгломератные слияния не характерны как для России в целом, так и для Курской области в частности. Российские предприниматели ориентируются на избавление от непрофильных активов, так как при таком виде объединений компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности, а профилирующее производство при таком способе объединений принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.
Слияния и поглощения можно представить и как инструмент инвестиционностратегического развития компании, одним из примеров которого является развитие компании ОАО «Счетмаш».
В 2003 г. в результате противостояния с предыдущим руководством владельцем предприятия стало ЗАО «Группа компаний СОК». Новые собственники начали оптимизацию затрат ОАО «Счетмаш». Первым шагом явилось сокращение персонала (в 2003 г. на предприятии насчитывалось примерно б тыс. рабочих [11]). В 2004 г. был полностью ликвидирован филиал завода в Северо-западном микрорайоне Курска, филиал был размещен на базе основного предприятия.
В 2005 г. состоялся аукцион по продаже 30,38% акций ОАО «Счетмаш». Начальная цена госпакета составляла 150 млн. руб. Аффилированная с ЗАО «Группа компаний «СОК» компания приобрела этот пакет. В настоящее время, пройдя через три иностранные (Businessconnection Establishment, SHONAPOL INVESTMENTS LIMITED, VICINA INVESTMENTS LIMITED) и две российские компании (ОАО «ОСВАР», ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль»), пакет акций перешел в собственность «СОК».
Приоритетными направлениями деятельности «СОК» стали производство и реализация контрольно-кассовой техники, ранее не являвшиеся для группы «СОК» профильным видом деятельности. В настоящее время ОАО «Счетмаш» является основным поставщиком контрольно-кассовой техники в РФ с долей около 18%, в странах СНГ компании принадлежит около половины рынка4. Для осуществления сервисного обслуживания контрольно-кассовой техники в России заключены договора с 2500 сервисными организациями (ЦТО).
Кроме того, предприятие, как и 10 лет назад, разрабатывает и производит автомобильную электронику, поставляя ее ведущим автопроизводителям России. В этом сегменте ОАО «Счетмаш» занимает по разным позициям [12] от 20 до 80% рынка.
Для многих предприятий России, работающих на рынке автоэлектроники, 2008 г. оказался непростым: ОАО «Счетмаш» заявило о сокращении 250 рабочих мест [13] и понесло убытки.
Троекратное снижение выручки и рентабельности компании в 2009 г. по сравнению с 2008 г. свидетельствует о недостаточности усилий руководства «СОК» по
4Ежеквартальный отчет ОАО «Счетмаш» за II кв. 2009 г.
проведению модернизации производства, поиску новых рынков сбыта, отстаиванию интересов ОАО «Счетмаш» на федеральном уровне. В связи с принятием закона об упрощении применения контрольно-кассовой техники в 2010 г. от покупки контрольно-кассовой техники могут освободить индивидуальных предпринимателей, субъектов малого бизнеса и т.п. Следовательно, заводу придется сократить производство.
В настоящее время дальнейшее стратегическое развитие ОАО «Счетмаш» возможно только при четком выполнении соглашения о сотрудничестве, подписанного между Курской областной администрацией, Федерацией профсоюзов области и «Группой компаний «СОК» на 2009-2011 гг.
Приведенный пример является, скорее, исключением, чем правилом, для российской экономики, так как слияния, направленные на привлечение капитала, как правило, осуществляются на рынки развитых стран. Их количество зависит в основном от антимонопольного законодательства этих стран, а также наличия отраслей с разным уровнем финансовых возможностей. Отличительной чертой российской экономики является сырьевая ориентация. Нефтяные и газовые холдинги по своим финансовым возможностям превосходят все другие отрасли хозяйства и могут инвестировать в непрофильные виды деятельности.
Описанные типы стратегического развития компаний путем слияний и поглощений необходимо дополнить трансграничными слияниями для открытия рынка сбыта продукции и оптимизации логистической деятельности предприятия в выбранном регионе.
Примером является скупка российских производственных мощностей украинскими кондитерами. В 2003 г. из Украины было завезено порядка 50 тыс. т развесной карамели, что составляло почти 20% всего российского рынка. Ввоз карамели осуществлялся, несмотря на введение временной специальной пошлины (21% таможенной стоимости). Действие пошлины заканчивалось летом 2003 г. В это время российские кондитеры начали лоббировать продление пошлин, причем новая пошлина должна была быть выше 21%. При увеличении пошлины украинским предприятиям выход на рынок сбыта был бы закрыт. Для удержания рынка им пришлось бы покупать предприятия российских производителей и (или) строить собственные производственные мощности.
В 2004 г. Основным акционером ЗАО «Кондитер-Курск» становится ЗАО «Производственное объединение «Киев-Конти» (Украина). Компания «Конти» (до февраля 2006 г. - ЗАО ПО «Киев-Конти») была основана в 1997 г. В 2004 г. после вхождения в ее состав ЗАО «Кондитер-Курск» образовалась группа компаний «Конти». В ее состав вошли четыре кондитерских фабрики: три - в Украине (Кон-стантиновская, Горловская, Донецкая) и одна - в России (Курская). С помощью Курской фабрики компания планировала увеличить долю присутствия на российском рынке почти до 5%, вложив в Курское предприятие 5 млн. долл. [14].
В июне 2007 г. по открытой подписке компания полностью разместила облигации объемом 750 млн. руб. [15]. В ходе конкурса на ММВБ ставка первого купона облигаций была утверждена в размере 11,44% годовых. Ставки 2-4-го купонов равны ставке первого. Ставки 5-12-го купонов определяет эмитент [16]. Решение о выпуске облигаций было принято Советом директоров Курской кондитерской фабрики (входит в компанию «Конти») в феврале 2007 г.
В целях увеличения доли на кондитерском рынке РФ акционеры компании (группа Конти) принимают в 2008 г. решение о переименовании ЗАО «Кондитер-Курск» в ЗАО «Конти-Рус». Для оптимизации логистической деятельности в конце 2008 г. был открыт крупнейший в Центрально-Черноземном регионе логистический центр. Таким образом, стратегия компании, направленная на инвестиции в
инновационные кондитерские технологии, позволяет компании удовлетворять запросы потребителей и достигать поставленных целей. Благодаря новому логистическому центру ЗАО «Конти-Рус» смогла охватить территорию не только РФ, но и стран ближнего зарубежья (Украина, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Грузия, Молдова, Армения, Эстония, Монголия).
В результате проведенной модернизации производства, маркетинговой политики и принятой стратегии развития компании Курское предприятие получило прибыль во II кв. 2009 г. в размере 80 099 тыс. руб. Выручка возросла на 26,01%, что связано с увеличением объемов реализации новых видов высокорентабельной продукции.
Исходя из динамики показателей деятельности за II кв. 2009 г., можно сделать вывод, что общая положительная тенденция показателей сохранится и в будущем.
В настоящее время лидером на рынке кондитерских изделий в РФ является холдинг «Объединенные Кондитеры» (с долей порядка 11%). В десятке лидеров присутствует семь транснациональных компаний: Рошен, Nestle, Mars, КОНТИ, United Bakers, Сладко и Kraft Foods; их доля в общем объеме продаж с каждым годом растет и в 2008 г. достигла 25% в натуральном и около 33% в денежном выражении5.
Приведенный пример подтверждает общую тенденцию стратегического развития компании с помощью трансграничных слияний - крупные холдинги поглощают меньшие компании, тем самым увеличивая долю в сегментах, где они уже присутствуют, или выходя на новые сегменты.
Проведенный анализ структурных изменений российской экономики на примере предприятий Курской области позволяет сделать вывод о том, что сделки слияний и поглощений выступают не только эффективным механизмом конкурентной борьбы, но в первую очередь важным средством модернизации компаний, инструментом повышения их доходности, инвестиционной привлекательности и ликвидности. Слияния и поглощения региональных предприятий представляют собой один из инструментов решения задач стратегического развития компании и перераспределения ресурсов организации между различными сферами деятельности. В то же время покупка компании при слияниях и поглощениях - это покупка доли рынка - мирового, регионального или местного. Сделки M&A являются одним из самых быстрых способов выхода на новый рынок, либо закрепления на существующем, что и подтверждает приведенный анализ наиболее значимых сделок по слиянию и поглощению на примере Курской области.
Литература
1. Арепьев М. Курский директор попытался отбиться от «СОКа» // Коммерсантъ (Воронеж). 2005. № 151.
2. Арепьев М. Курские налоговики решили не торговаться //Коммерсантъ (Воронеж). 2005. № 21.
5. Черваков А. «Аккумулятор» ждет подзарядка //Коммерсантъ (Воронеж). 2007. № 50.
4. Кузьмин И. «Аккумулятор» запитают от Подольска // Коммерсантъ (Воронеж). 2009. № 54.
5 Бозров Р. Закончено расследование в отношении главы «Нефтехимпрома» //Время новостей. 25.07.2007.
6. httv://www.mersers.ru
7. Карабут Т. Губернатор сдал «Курскхимволокно» //Коммерсантъ(Воронеж). 2008. № 2.
8. Лямин В. Ключ к большему // СО. 20.09.2007.
9. Карабут Т. Волоконный интерес //Коммерсантъ(Воронеж). 2007. № 170.
10. Рудык Н. Б. Конгломератные слияния и поглощения // Кн-ига о пользе и вреде непрофильных активов. Учебное пособие. М.: Дело, 2005.
11. Гаджиев Н. И вновь испаряется СОК? //Газета «.Народный журналист». 2004.
12. Богословская О. ОАО «Счетмаш » — 60 лет // Курская правда. 2008. № 615.
15. Моргунов Ю. Курск кризисный (сокращения, рост цен и слухи) // Газета «Регион46». 05.12.2008.
14. Чебытарев А. Киевскую карамель будут делать в Курске //Коммерсант. 16.05.2004.
15. Карабут Т. «Кондитер-Курск» прохладно встретили» //Коммерсант. 07.06.2007.
16. Столетов П. ФСФР зарегистрировала отчет об итогах выпуска облигаций серии 01 ЗАО «Кондитер-Курск» // РосБизнесКонсалтинг. 29.06.2007.
5 Ежеквартальный отчет ЗАО «Конти-рус» за II кв. 2009 г.