http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-362-368
УДК 316.4
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ
Волчкова Л. Т., Стрельникова Т.В.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье представлено социологическое обоснование объективной необходимости стратегического планирования в современных сложных динамичных обществах. Стратегическое планирование характеризуется как общественная закономерность, как социальный процесс взаимодействий представителей государственных органов и организованных граждан. Авторами выделены и проанализированы факторы, обусловившие необходимость планирования социального развития и функции стратегического планирования. Основными факторами являются: изменение рыночного механизма, усиление взаимозависимости, загрязнение окружающей среды, возрастание консолидации групп людей. Среди основных функций стратегического планирования: аналитико-прогностическая функция (стратегическое планирование используется как инструмент согласования интересов и целей социальных групп); мотивационная и мобилизирующая функции (формирование заинтересованности в достижении договоренностей о совместных скоординированных действиях по достижению поставленных целей). Авторами предлагается рассматривать стратегическое планирование в Санкт-Петербурге как инновационную систему поведения, используя возможности его практического применения.
Ключевые слова: стратегическое планирование, публичное управление, социальное управление, стратегическое целеполага-ние, группы и команды
Стратегическое планирование - важнейшее научное достижение и социальное завоевание XX века. Стратегическое планирование унаследовал и XXI век. Стратегический план как результат стратегического планирования - инструмент социального управления. И от того, в чьих руках находится этот инструмент, зависит его результативность. Поэтому актуальным является научное осмысление объективной обусловленности стратегического планирования. В современной России стратегическое планирование появилось как антипод централизованного директивного планирования, которое существовало в СССР до его развала. Стратегические планы стали разрабатываться в 60-х годах XX века, сначала в Западной Европе, в развивающихся капиталистических странах. Впервые появившись в практике государственного управления в нашей стране, оно используется во всех цивилизованных странах. И это не случайно, существуют объективные факторы, обусловившие необходимость планирования социального развития. Прежде всего, следует указать, что человек мыслящий субъект. Поэтому его действия,
особенно взаимодействия предопределены целепола-ганием. И, чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных заранее поставленных целей. При этом планирующая работу голова имеет возможность заставить не только свои, но и чужие руки выполнять намеченную работу, получая выгоду в экономии физических и временных затрат. Стратегическая цель - желаемый конечный результат применения совокупных усилий для выигрыша, победы в сложившихся обстоятельствах, накладывающих ограничения для дальнейшего продвижения вперед. Поэтому стратегическое целеполагание как мыслительный процесс является содержательным элементом планирования. Значение стратегического планирования заключается в том, что оно выполняет анали-тико-прогностическую функцию. Стратегическое це-леполагание включает в себя не только постановку цели, но и обоснование путей и средств ее достижения. Поскольку объективно существует множество спосо-
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12
—--—■
бов достижения целей, посредством особой комбинации ресурсов, среди этого множества есть наилучший, оптимальный с точки зрения суммарной затраты ресурсов, постольку объективно необходимо планирование как метод обоснования, оценки и выбор оптимальной траектории развития. Стратегический выбор и означает выбор этой особой комбинации ресурсов для достижения стратегической цели. При этом планирование обеспечивает согласование, координацию действий для достижения стратегической цели. Человек -существо общественное. Поэтому, стратегическое це-леполагание - атрибут функционирования и развития общества как системы взаимодействий его граждан, субъектов. Одной из важнейшей закономерностей функционирования и развития общества является воспроизводство и упрочение социальных связей, обеспечивающие устойчивость и жизнеспособность общества как социального организма, как общественной системы. Поэтому стратегическое целеполагание общественного развития опирается на общее в потребностях и интересах субъектов общественной жизни. Но поскольку жизнь многогранна и противоречива, объективно существуют различия в потребностях, интересах, жизненных установках, поэтому стратегическое планирование используется как инструмент согласования интересов и целей социальных групп, способ достижения консенсуса как общественный договор насчет стратегических целей. Человек не только мыслящее, сознательное, общественное, но и деятельное существо. Преобразуя окружающий его мир, человек изменяет, развивает себя и общество, и возможности этого развития безграничны. Но, как заметил в свое время Конфуций, человек может многое, пока не пожелает невозможного. Стратегическое целеполагание -искусство сочетания желаемого и возможного. Значение стратегического планирования заключается в том, что оно выполняет мотивационную, мобилизирующую функцию, заинтересовывая его участников в достижении поставленных целей посредством договоренностей о совместных скоординированных действиях по достижению поставленных целей. Объективная необходимость стратегического планирования объясняется усложнением мирохозяйственных связей, изменением самого рыночного механизма как регулятора хозяйственных обменов. Механизм свободного рынка оказывается уже неудовлетворительным с точки зрения обеспечения макроустойчивости. Механизм свободного рынка приводит к циклическим колебаниям, вследствие чего обостряются проблемы занятости, безработицы, резкого падения уровня и качества жизни. Он способен ввести экономику в состояние равновесия на более низком уровне производства и занятости при отсутствии внутренних тенденций для восстановления положения. Это позволяет заключить, что свободный рынок исчерпал свои
позитивные возможности и становится тормозом прогрессивного развития экономики и общества, усиливая экономические и социальные диспропорции и не обеспечивая выход на более высокий уровень социально-экономического развития. Необходимость стратегического планирования объясняется и усложнением общественных связей и усилением взаимозависимости обществ друг от друга. По мере развития общественного производства, изменения рыночного механизма увеличивается доля коллективного, общественного потребления. Происходит трансформация рыночных субъектов, наряду с мелкими товаропроизводителями, происходит симбиоз мелкого, среднего и крупного бизнеса, как правило, под крылом крупного бизнеса. Вместе с концентрацией и централизацией капитала и формированием мощных финансово-промышленных групп сохраняется мелкое и среднее частное предпринимательство. Количество собственников увеличивается, усиливается их консолидация, появляются ассоциации, союзы, усложняются связи между ними. В этих условиях важнейшая задача корпораций - сохранение, поддержание стабильности в ее взаимоотношениях с социально-экономической средой. Регулирование этих связей, согласование интересов было невозможно посредством старых, классических рыночных механизмов. Нужны были сознательные действия и политическая воля, заинтересованность в достижении консенсуса. Основные способы упорядочения экономической ситуации - договоры о ценах, квоты на производство между реальными конкурентами и объединение компаний единой иерархией административного управления. Традиционная иерархическая структура финансово-промышленных групп ныне все чаще заменяется многополюсной сетевой структурой, ключевым узлом которой являются самоуправляемые команды [1]. Общую дисциплину и эффективность производства поддерживает не жесткий единый центр управления, а коллективный координирующий орган крупнейших участников. Образуется многоярусная многоэтажная система, каркас которой - транснациональные монополии и финансово-промышленные группы отечественного капитала, как правило, успешно сотрудничающие с государственным аппаратом. Объективная необходимость стратегического планирования усиливается ввиду возрастания косвенных последствий производства и потребления - загрязнения окружающей среды - возрастания отходов производства и потребления. Поэтому необходимо плановое государственное регулирование с тем, чтобы ограничить эти нежелательные последствия по сравнению с тем, к чему привел бы рыночный механизм. Усиливается степень интеграции рыночных хозяйственных единиц и секторов экономики, появляются более сложные формы их взаимозависимости. В условиях удлиняющейся цепочки взаимосвязей и жесткой технологической зависимости
друг от друга рыночным силам требуется слишком много времени, чтобы обеспечить необходимую перестройку, сопровождаемыми большими потерями. Поэтому необходима сознательная перестройка, необходимо стратегическое планирование. Усилению необходимости стратегического планирования способствовало возрастание масштабов инвестиций: научные исследования, прикладные разработки в таких секторах, как промышленное жилищное, дорожное строительство, - все это требовало огромных капиталовложений, непосильных единичным собственникам, отсюда акционирование - выдвижение во главу угла корпоративного механизма хозяйствования. Возрастает консолидация групп людей, их объединений, роль так называемой коллективной социальной ткани, включаемую в общественную жизнь, охватывающую и частную жизнь. Об этом рассуждал и писал французский социолог Мишель Крозье. Понятие «коллективная ткань» является центральным его концепции общества, синтезирующим такие его характеристики, как взаимодействие, системы и игра. Под «коллективной тканью» М. Крозье подразумевает «весь ансамбль отношений (от самых спонтанных до самых институциированных) игр (более или менее формализованных) систем профессионального, экономического, социально-культурного обменов, без которых деятельность индивидов была бы невозможной» [2]. По мысли М. Крозье, современные общества неуклонно развиваются в сторону усложнения роли принудительных механизмов, образно говоря, либо сила, либо рубль, снижается. А коллективная ткань позволяет включить посредством согласованных социальных взаимодействий аналитический ум. Опираясь на логику М. Крозье, мы заключаем, что современные тенденции развития общества позволяют задействовать потенциал гражданских профессий, работников умственного труда для включения их в процесс стратегического планирования. Новые современные профессии значительно увеличивают значимость практического использования и практической направленности знаний работников умственного труда. М. Крозье пишет об этом так: «Чем более интел-лигибильным становится постиндустриальное общество, тем более традиционные ценности и морально ориентированные интеллектуальные профессии перемещаются в сферу активно, действенно социально полезных. При этом значительное количество усилий ин-теллигенций оказывается направленными и вовлеченными в процесс выработки и принятия решений» [3]. Обобщая вышеизложенное, заключаем, что стратегическое планирование социального развития объективно обусловлено. Следующим научным положением является: оно может быть охарактеризовано как закономерная деятельность человека и общества. И эта закономерность последовательно пробивает себе дорогу.
Не в наших силах отменить ее. Отказываясь от национального планирования, мы выступаем против объективной закономерности развития природы и общества. Развивая мысль о закономерности стратегического планирования социального развития, следует указать на то, что оно, планирование, характеризуется как мыслительный и социальный процессы. Как мыслительный процесс планирование «требует.. ..произвести определенные допущения о текущих реалиях, будущих вероятностях .с помощью методов выявления и оценки информации об этих реалиях и вероятностях.. .чтобы получить то, что представляется вескими выводами, которые следуют из сделанных предположений, методов и средств, использованных для оценки проблемы.планировщики делают выводы в отношении действий, необходимых для достижения желаемых результатов и изобретают стратегии для их осуществления» [4, С. 105]. Как процесс социальный стратегическое планирование имеет место в контексте человеческих взаимодействий. Процесс планирования и сами планы сформулированы, определены, ограничены или спрогнозированы силами в социополитиче-ской среде. Другими словами, планирование идет по пути, следуя которому принимаются решения - кого вовлекать в процесс, как им взаимодействовать, а также какие решения принимать [4, С. 105]. Закономерность планирования социального развития прошла длительный этап своего становления. И первоначально в своих простейших формах как единичное явление оно появилось в обществе по мере его усложнения в сферах - градостроительство, первые генеральные планы развития городов, например Петербурга, архитектора Еропкина, военное дело, общественное реформаторство. Что же касается общественного производства, то до тех пор, пока его не коснулось общественное разделение труда, планирование не было для него закономерным. Оно регулировалось законами функционирования и развития рынка. Однако, по мере усложнения рыночного механизма этот рыночный механизм стал первоначально дополняться, потом согласовываться с плановым механизмом, со стратегическим планированием. Идея о закономерности планового ведения хозяйства была воспринята и конкретизирована впервые в России, в первые месяцы существования советской власти была предпринята попытка ее практической реализации - национализация банков, крупных отраслей промышленности, текущее регулирование производства и потребления, регулирование социальных процессов. По мере национализации промышленности все острее ставилась задача перехода от регулирования хозяйственной жизни к планированию производственных и социальных процессов. Накапливался опыт разработки первых ориен-
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—■
тировочных планов. Этот первый опыт послужил импульсом для реализации идеи о едином хозяйственном плане, обеспечивающем возрождение и развитие крупной промышленности, мощный скачок в развитии производительных сил России и формирование на этой основе социалистических производственных отношений. Данная идея была воплощена в плане ГОЭЛРО. Внутренний смысл и логика его построения определялись наиболее общей целевой установкой - «подъем в возможно короткий срок производительности народного труда с расходом минимума трудовых единиц и материальных ресурсов страны» [5, С. 43]. От формулировки этой цели, конкретизированной в главных задачах - преодоление кризиса топлива, продовольствия и транспорта, орудий и предметов труда и безработицы - осуществляется переход к определению факторов и условий их решения, а затем к нахождению путей достижения поставленных задач и выбору из них наиболее эффективного. При этом давалась оценка ожидаемых результатов, которые, как правило, богаче исходной установки. Поэтому в качестве них рассматривался не только скачок в развитии производительных сил, но и важнейший социальный результат - формирование производственных отношений, соответствующих политическому укладу.
Ведущим звеном плана ГОЭЛРО являлась электрификация. Его обоснование исходило из энергетической концепции развития общественного производства, основанной на трудосбережении. Электрификация, обеспечивая интенсификацию, механизацию и рационализацию труда формирует прочный базис для максимального роста его производительности как условия повышения благосостояния всех граждан страны. Энергетическая концепция плана ГОЭЛРО и была стратегией социального управления молодого советского государства.
Для обоснования тезиса о закономерности стратегического планирования социального развития в национальных масштабах обратимся к истории макропланирования за рубежом. Впервые более или менее конкретные идеи о планировании в национальных масштабах появились в 30-х годах под влиянием экономического кризиса. В начале 30-х годов группа ученых, входящих в Трудовую партию Норвегии, разработала конкретные предложения по реорганизации экономики для создания базы, обеспечивающей национальное экономическое планирование. В 1932 году в Германии появился план ВТБ, названный в честь экономистов В.С. Войтинского, Ф. Тарнова и Ф. Бааде. Это был план борьбы с массовой безработицей, поддержанный федерацией профсоюзов. Появление и развитие кейн-сианских идей, исследования таких экономистов, как Р. Фриш в Норвегии, Я. Тинберген в Нидерландах, представителей «шведской школы» указывали общие пути сознательного использования правительством
финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики с целью воздействия на динамику макроэкономических показателей. Особый интерес представляет формирование взглядов на макропланирование в США, поскольку там была сформирована теория индикативного планирования. С 1937 года там начали выпускать сборники под названием «Плановое общество».
Итак, первым стратегическим планом в советской России был план ГОЭЛРО, хотя именовался он как долгосрочный, поскольку тогда еще не использовался термин стратегический, в послевоенное время, уже в сложные 60-е годы стал употребляться термин стратегическое управление, соответственно стратегическое планирование. Долгосрочное планирование связано с его горизонтом. Содержание определения «долгосрочный» во многом зависит от условий, в которых осуществляется это планирование. Как пишут В. Кинг и Д. Клиланд, термин «стратегическое планирование», не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования, а указывает на важность этой работы [6, С. 26]. Ввиду этого осмелимся заявить, что военные эвакуационные планы из восточных городов СССР, в годы Второй мировой войны, Великой Отечественной войны против фашистской Германии, были стратегическими планами по переброске оборудования, техники и людей и налаживания производства военной техники, самолетов, боеприпасов, необходимых для фронта, тогда было неважно, как они называются. Важным для современного осмысления было то, как решались вопросы об особой комбинации факторов производства, научного, кадрового, сырьевого, именно эта особая комбинация объективных факторов производства давала мультипликационный стратегический эффект - выигрыш в производстве военной техники и всего того, что нужно было для фронта, для победы. Первый стратегический план Санкт Петербурга был разработан, когда стало очевидным, что отказ от планового управления, ставка только на рынок как основной регулятор социально-экономических процессов бесперспективны, порождает острые социальные коллизии.
Санкт-Петербург, первый в России город, где был разработан и принят в декабре 1997 года стратегический план. Это город, где разворачивалось социальное планирование конца 60-х, начала 70-х годов. В СССР социальное планирование зародилось как инициатива снизу, в числе пионеров социального планирования было Ленинградское объединение электронного приборостроения «Светлана», Львовский телевизионный завод, Пермский телефонный завод, производственный профиль данных предприятий свидетельствует об их принадлежности к передовым в техническом отношении отраслям промышленности, работники характе-
ризовались высоким культурно-техническим, образовательным и профессионально-квалификационным уровнем, богатыми новаторскими традициями. Наряду с планами социального развития трудовых коллективов стали разрабатываться планы социального развития районов Ленинграда, что положило начало становления регионального социального планирования. Разработка стратегического плана Санкт-Петербурга было инновацией в осмыслении опыта социального планирования в Российской Федерации, стратегического долгосрочного планирования в России. По существу, это триумфальное возвращение государственного национального планирования, не восстановление директивного социалистического планирования, а именно возвращение, поскольку национальное планирование связано с идеей социальной гармонии и порядка в будущем. Сам стратегический план воспринимался как договор общественного согласия, понимаемым нами как культурное единение. Планирование является научным достижением и социальным завоеванием XX века. Стратегическое планирование в Санкт-Петербурге мы трактуем как культурную инновацию XXI века, поскольку именно в этом процессе была сделана заявка на публичное социальное планирование, которое выступает реальным содержанием публичного управления, понимаемом на Западе как Public Administration.
Анализ практики социального планирования в Санкт-Петербурге показал, что в процесс разработки стратегического плана были задействованы как государственные структуры специально созданное на базе Леонтьевского центра проектное бюро, городская администрация, крепкие хозяйственники, производственники, влиятельные политики, Ассоциация промышленных предприятий, общественная организация Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, а также население, граждане города, использовались для этого новые прогрессивные технологии, интернет сайт Стратегии, на котором собирались предложения по вопросам стратегии, эти предложения обобщались и анализировались, они вошли в информационную базу и учитывались в процессе разработки Стратегического плана. Работа с населением включала «проведение социологических опросов населения и специалистов для формирования стратегических целей и средств их достижения, фокус групп по проблемам и приоритетам развития города» [7]. Гласность, открытость, публичность обеспечивалась системой общественных слушаний обсуждаемых вопросов, включаемых в план. Однако, публичность была скорее заявлена, чем являлась реальной данностью, в процессе разработки стратегического плана улавливаются лишь зачатки публичности, робкие ее попытки, необходима активизация социальной энергии населения города и
направление ее в позитивное русло, чтобы граждане города с энтузиазмом включались в процесс его стратегического планирования в качестве активных субъектов. Нужен постоянный диалог между властью и населением города, нужны социальные взаимодействия между субъектами плановых практик. Более того, необходимо чтобы стратегическое планирование как система социальных взаимодействий между администрацией и общественностью институционализировались, то есть упорядочивались на научной основе, поскольку, как мы уже отмечали ранее, именно процесс институционализации превращает социальные отношения, складывающиеся в процессе социальных взаимодействий, в упорядоченные, в регламентированные с установленными правилами. Эти взаимодействия регламентируются закрепленными в правовом поле социальными нормами, правилами статусами и ролями, процесс институционализации социальных взаимодействий между субъектами плановых практик приводит их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Важную роль в этом процессе сыграл закон от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который был принят государственной думой 20 июня 2014 года. Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования, регламентации полномочий федеральных органов власти и управления, органов государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными организациями в сфере стратегического планирования. Принятие закона о стратегическом планировании, означает формализацию правил взаимодействий субъектов публичного управления и планирования. Но в процессе стратегического планирования вырабатываются и неформальные правила взаимодействия. Эти неформальные правила вырабатываются в культурном пространстве ассоциированного субъекта публичного управления и планирования. Культурное пространство - это совокупность обычаев и норм поведения, это совокупность достижений всего человечества в общественном, умственном, нравственном и физическом развитии, это организованная система поведения. Поэтому стратегическое планирование в Санкт-Петербурге мы трактуем как инновационную систему поведения, инновацию в системе социальных взаимодействий между представителями власти и представителями организованной общественности, как прочную, следовательно закономерную тенденцию социального планового управления.
Базисом культурного пространства выступает духовность. Духовность - это культурное пространство строительства личности как гражданина. Духовность
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—
присуща человеку разумному, что выделяет его из животного мира. Духовность - качественно своеобразная духовная энергия - источник творчества. На наш взгляд, духовность - это состояние целенаправленной возвышенной творческой деятельности. Такое понимание духовности подводит нас к оценке потенциала публичного управления и планирования. Оно может быть направлено как на созидание, на прогрессивное развитие общества, а может быть разрушительной силой, если используется в корыстных интересах, не служит прогрессивному развитию общества в целом и каждого его члена. Духовность как состояние целенаправленной возвышенной творческой деятельности во благо человека может возникнуть только в упорядоченной, планируемой среде. Без порядка в повседневной жизни невозможно расти духовно, поскольку порядок базируется на понимании окружающего мира и осознании своего места в нем, на гармонизации социальных взаимодействий субъектов плановых практик. Гармония - это благозвучие, единение в своих притязаниях на совокупный, региональный продукт, это своеобразный порядок, сила осознания себя человеком. Человек, по мысли А. Турена, должен подготовиться к возвращению к действию, к взаимодействию, к включению в общественное движение или культурную инновацию. В этом свою роль играет, по логике А.Турена, метод социологической интервенции, который стремится заполнить пустоту, незнание. Исходный пункт социологической интервенции заключается в создании групп интервенции, состоящих из действующих лиц - активистов, которые, не прекращая аналитической деятельности, включаются в аналитическую
работу - для обнаружения самого глубокого смысла действия.
Неформальные правила взаимодействия артикулируются в кодексе этического и профессионального поведения плановиков. В России, ввиду того, что стратегическое планирование только возрождается, и можно вести речь о становлении института публичного стратегического планирования. В связи с этим интересен опыт западных зарубежных стран. В кодексе этического и профессионального поведения Американского института дипломированных плановиков 1981 года записано: «первейшей обязанностью плановика является служение общественным интересам. Плановик должен прилежно, творчески независимо и компетентно выполнять свои обязанности в интересах своих клиентов или нанимателей. Плановик должен приносить пользу своей профессии [8, С. 54-55]. Документом, обеспечивающим организационный порядок, является регламент взаимодействий субъектов стратегического планирования. Регламент - это документ, подтверждающий включенность субъектов стратегического планирования в культурное пространство. В социологии управления вопрос организации публичного управления, стратегического планирования звучит в постановочном варианте, мы считаем, что регламент социальных взаимодействий субъектов стратегического планирования должен опираться на циркулярную организацию как разновидности демократической иерархии. Циркулярная организация, по мысли Р. Акоффа, такая форма организации, которая поощряет вклад каждого участника управленческой деятельности в совместное определение целей и рациональных способов их достижения.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
[2]
[3]
Борисов А.Ф., Стрельникова Т.В. Концепция организационного самоуправления в современном социогума-нитарном дискурсе // Журнал научных статей "Здоровье и образование в 21 веке". 2016. № 3. С. 154-159. URL: http://dmical-journaL co.uk/gallery/print_2016-18-3_p.154-159.pdf (дата обращения 30.11.2017) Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье) - М., 1997. URL: http://philosophy1.narod.ru/www/html/iphras/library/spiri d.html (дата обращения: 30.11.2017) От индустриального общества к постиндустриальному: кризис «технократической рациональности» социального действия. URL:
https://studfiles.net/preview/4083204/page:13 (дата обращения: 30.11.2017)
[4] Саати Т, Кернс К. Аналитическое планирование: организация систем. - М.: Радио и связь, 1991. - 224 с.
[5] План электрификации РСФСР: Доклад VIII съезду Советов Государственной комиссии по электрификации России. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. - 660 с.
[6] Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. - 400 с.
[7] Стратегическое планирование в Санкт-Петербурге. URL: www.stratplan.leontief.ru (дата обращения: 31.11.2017)
[8] Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. -М.: «Прогресс»; «Универс», 1994. - 304 с.
STRATEGIC PLANNING IN CONDITIONS OF NEW SOCIAL PERSPECTIVE: SOCIAL REGULARITY OF SOCIAL MANAGEMENT OF MODERN SOCIETY
Volchkova L. T, Strelnikova T. V.
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation Saint - Petersburg State university of telecommunications, Saint Petersburg, Russian Federation
Annotation. This article presents sociological substantiation of objective necessity of strategic planning in modern complicated and dynamic societies. Strategic planning is characterized as a social regularity, as a social process of interaction of state organs and organized citizens. Authors emphasize and analyze factors which stipulated the necessity of social development planning and functions of strategic planning. The main factors are: changes in market mechanism, strengthening of interdependence, environmental pollution, increasing consolidation of groups of people. The main functions of strategic planning are: analytical and forward-looking function (strategic planning is used as an instrument for coordination of interests and goals of social groups); motivational and mobilizing function (creation of interest in getting to an agreement to coordinate mutual activity in order to achieve the goals). Authors suggest to consider strategic planning in Saint-Petersburg as an innovative course of conduct, using the possibilities of its practical use. Keywords: strategic planning, public management, social management, strategic goal-setting, groups and teams
REFERENCES
[1] Borisov A.F., Strelnikova T.V. The concept of organizational self-management in the modern social and humanitarian discourse // The journal of scientific articles "Health and millenium Education". 2016. № 3. S. 154159 Available at: URL: http://clinical-jour-nal.co.uk/gallery/print_2016-18-3_p.154-159.pdf (Accessed 30 November 2017) (in Russian)
[2] Spiridonova V.I. Bjurokratija i reforma (analiz koncep-cii M. Kroz'e) - M., 1997. Available at: URL: http://philosophy 1 .narod.ru/www/html/iphras/li-brary/spirid.html (Accessed 30 November 2017) (in Russian)
[3] Ot industrial'nogo obshhestva k postindustrial'nomu: krizis «tehnokraticheskoj racional'nosti» social'nogo dejstvija. Available at: URL: https://studfiles.net/pre-view/4083204/page:13 (Accessed 30 November 2017) (in Russian)
[4] Saati T, Kerns K. Analiticheskoe planirovanie: organi-zacija sistem. - M.: Radio i svjaz', 1991. - 224 s.
[5] Plan jelektrifikacii RSFSR: Doklad VIII s'ezdu Sovetov Gosudarstvennoj komissii po jelektrifikacii Rossii. 2-e izd. M.: Gospolitizdat, 1955. - 660 s.
[6] King U., Kliland D. Strategicheskoe planirovanie i hozjajstvennaja politika. M.: Progress, 1982. - 400 s.
[7] Strategicheskoe planirovanie v Sankt-Peterburge. Available at: URL: www.stratplan.leontief.ru (Accessed 30 November 2017) (in Russian)
[8] Benveniste G. Ovladenie politikoj planirovanija. - M.: «Progress»; «Univers», 1994. - 304 s.