Научная статья на тему 'Стратегическое планирование в управлении развитием жилищного комплекса региона'

Стратегическое планирование в управлении развитием жилищного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
289
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищный комплекс / Стратегическое планирование / Государственное управление / housing complex / Strategic planning / public administration

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Спиридонова Камила Акифовна

Обосновывается необходимость применения стратегического планирования в управлении развитием регионального жилищного комплекса. Показаны инструменты, позволяющие повысить эффективность реализации региональных жилищных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Спиридонова Камила Акифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This necessity of using the strategic planning in managing the region housing complex development is grounded. The tools to enhance the effectiveness of the implementation of regional housing strategies are shown.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование в управлении развитием жилищного комплекса региона»

10. Гостенина В.И., Муратова Н.А. Особенности конфликтного поля современной России. Роль социального партнерства в разрешении конфликтов // Науч. труды Моск. пед. гос. ун-та. Гуманитарий. Сер.: История и общественные науки. М., 2003. Вып. V.

11. Гостенина В.И., Шилина С.А. Управление вербальным социолингвистическим кодом субъекта власти в коммуникативном процессе. М., 2008.

12. Schein T.N. Organization Culture // American Psychologist. 1990. Vol. 45.

13. Trice H.M., Byer J.M. Studying organizational Cultures Through Rites and Rituals // Academy of Management Review. 1984. Vol. 9.

14. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург, 2001.

15. Dial T., Kennedy A. Comporate Cultures: The Rites and Rituals of Organizational Life. Reading Mass: Addison Wesley. 1982.

16. Morse J. Organizational Characteristics and Individual Motivation // Studies in Organizational Design (eds.) Lorsch J. md Lawrence P. Homewood. Irwin and Dorsey, 1970.

17. Pettigrew A.M. The character and significance of strategy process research // Strategic Management Journal. 13. 1992. Special Issue Winter.

18. Гимпелъсон В.Е., Магун В.С. Найм и культура молодых чиновников: Идеи М. Вебера и российская социальная реальность // Россия реформирующаяся: ежегодник. М., 2004.

19. КаюмоваН.Т. Специфика выявления условий эффективной командной работы в организации // Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы докторантов, аспирантов и соискателей за 2004 г. М., 2005.

20. ЧернышМ.Ф. Социальная ответственность бизнеса и ее влияние на социальную дифференциацию // Россия реформирующаяся: ежегодник. М., 2004.

K.A. Spiridonova Strategic Planning in Managing the Development of Housing Complex in the Region

This necessity of using the strategic planning in managing the region housing complex development is grounded. The tools to enhance the effectiveness of the implementation of regional housing strategies are shown.

Key words and word-combinations: housing complex, strategic planning, public administration.

Обосновывается необходимость применения стратегического планирования в управлении развитием регионального жилищного комплекса. Показаны инструменты, позволяющие повысить эффективность реализации региональных жилищных стратегий.

Ключевые слова и словосочетания: жилищный комплекс, стратегическое планирование, государственное управление.

УДК 338.26:332.8 ББК 65.050.2

К.А. Спиридонова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Ж илищныи комплекс является одной из важнейших подсистем региональной экономики. Его значимость определяется местом и ролью жилища в системе общечеловеческих и социально-экономических ценностей: оно является необходимым условием жизнедеятельности и развития человека.

Региональный жилищный комплекс представляет собой сложную динамическую со-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

189

циапьно-экономическую систему, обеспечивающую воспроизводство жилища и формирование качественной среды жизнедеятельности человека. Текущее состояние и развитие жилищного комплекса может быть как следствием инвестиционной привлекательности региона, так и основой для его формирования. В частности, региональный жилищный комплекс может стать ключевым фактором при принятии решений инвесторами о вложении финансовых средств в производство, расположенное в определенном административно-территориальном образовании.

Стратегическое управление текущим функционированием и перспективным развитием жилищного комплекса является неотъемлемым элементом регионального хозяйства. Оно ориентировано на достижение необходимого уровня инвестиционной привлекательности, экономического роста как в целом региона, так и его структурных составляющих, а также индивидуальных и корпоративных субъектов хозяйствования. Осуществление стратегического планирования - необходимое условие взаимной согласованности отдельных действий, совершаемых на разных уровнях управления, возможность избежать хаоса разделенных операций. Эффективная социально-экономическая политика должна быть направлена на достижение координации и сотрудничества между органами управления и субъектами экономической жизни.

Идеи стратегического менеджмента уже много лет используются крупными зарубежными корпорациями, а с 1980-1990-х годов начали активно внедряться в практическую деятельность региональных и городских властей. Стратегическое планирование обеспечивает целостность деятельности, дает возможность строить ее максимально целеустремленно и эффективно, но со своей стороны требует проработанных ответов на вопросы о смысле, ориентирах и обстоятельствах деятельности. Такого рода ответы невозможно дать один раз, к их формулированию необходимо возвращаться в связи с меняющимися обстоятельствами деятельности. В этом смысле стратегия - это высший инструмент управления, содержащий в себе большую долю составляющих, не поддающихся формализации и формирующих управление как «искусство» [1, с. 17].

Стратегическое управление, в отличие от текущего и перспективного, воздействует на жилищный комплекс посредством реализации мер экономического, социального, инновационного, инвестиционного, структурно-организационного, маркетингового и иного характера. Они осуществляются в рамках обобщающей (базовой) и функциональных стратегий с целью нейтрализации, нивелирования и локализации, а также устранения последствий воздействий в неопределенном времени факторов внешней и внутренней сред на социально-экономическое развитие структурной или территориальной составляющей народного хозяйства.

Стратегический менеджмент, определяющий последовательное достижение намеченных или необходимых ориентиров результативности развития жилищного комплекса в долгосрочной (стратегической) перспективе, формируется на основе определенной последовательности выполнения процедур и правил. Для использования его потенциала определяется стратегическое видение и заявляются соответствующие стратегические цели, формулируется предназначение

190 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

(миссия) жилищного комплекса, проводится анализ функционирования внешней и внутренней среды, осуществляется разработка обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегий, производится их реализация и корректировка в процессе управления в составе системы управления развитием жилищного комплекса.

Анализ существующих стратегий и программ развития жилищного комплекса, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что в настоящее время стратегический подход к развитию жилищного комплекса практически не применяется. Имеющиеся во многих регионах и муниципальных образованиях программы реформирования и развития жилищного и коммунального хозяйства разработаны без применения стратегического метода, зачастую не имеют четко сформулированных целей, задач и набора количественных или качественных показателей, позволяющих отследить динамику преобразований и достижение конечных результатов.

Разработанные региональные стратегии чаще всего носят формальный характер, не имеют практической реализации. Мероприятия, намеченные в программах, расходятся с текущими планами, преимущества стратегического развития нивелируются. Сущность стратегических документов сводится к простому декларированию представлений о желаемом будущем состоянии жилищного и коммунального хозяйства и о системе мер и ресурсов, используемых региональными органами и органами местного самоуправления для приближения этого будущего. Большинство стратегических документов регионального и муниципального уровня не имеют увязки со стратегическими документами межрегионального (федеральных округов) и федерального уровня. В общей сложности разработанные документы зачастую не подкреплены источниками финансирования.

Этот недостаток характерен и для федерального уровня. Федеральные целевые программы нередко не согласованы между собой, а также с имеющимися региональными стратегиями, некоторые механизмы и мероприятия по решению прописанных в них задач дублируют друг друга. В итоге финансовые ресурсы распыляются, базовые цели не достигаются [2].

На наш взгляд, основными причинами низкой эффективности реализации региональных / муниципальных жилищных стратегий и программ на практике являются: отсутствие «сквозной» системы целеполагания «от стратегических целей развития жилищного комплекса региона / муниципалитета - до конкретной услуги конечному потребителю»; отсутствие единого управленческого процесса, охватывающего реализацию всех стратегических целей и четко разграничивающего зоны ответственность участников на каждом этапе; отсутствие полной интеграции между двумя основными процессами - стратегического планирования и формирования бюджета; наличие большого количества обязательных компонентов и инструментов, используемых при экономическом и финансовом планировании, с одной стороны, и полное отсутствие их формализации и порядка взаимосвязи - с другой.

Преодолению ряда указанных недостатков в государственном стратегическом управлении, по нашему мнению, может способствовать создание ком-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

191

плексной системы государственного стратегического планирования развития жилищного комплекса страны. Для этого необходимо:

во-первых, принять федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», в котором будут определены теоретические и методологические основы стратегического государственного и регионального планирования, разработаны законодательные механизмы взаимодействия при разработке и реализации документов социально-экономического и территориального планирования всех уровней - федерального, регионального и муниципального; в законе была четко отражена ответственность за выполнение стратегических документов;

во-вторых, самое серьезное внимание уделить разработке и утверждению Министерством регионального развития РФ методических рекомендаций и типовых макетов документов планирования развития жилищного комплекса, сочетающих разумную гибкость формы с обязательностью требований по функциональному содержанию, системе контрольных и прогнозных параметров, структуре сценариев; стратегии должны стать более реалистичными, менее шаблонными, необходимо прорабатывать больше сценариев; создаваемые методические рамки для стратегического планирования должны обеспечить надежные процедуры согласования интересов федерального центра, регионов и местного самоуправления в процессе выработки и реализации стратегий развития жилищной сферы всех уровней;

в-третьих, жилищному комплексу РФ необходима четко сформулированная стратегия развития, отражающая цели, принципы и механизмы сбалансированной государственной жилищной политики; стратегия должна содержать не только мероприятия, направленные на стимулирование спроса путем развития ипотечного кредитования, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, но и предложения по формированию условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе строительных кооперативов, развития легального рынка наемного коммерческого жилья, развития промышленной базы строй-индустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций; механизм реализации Стратегии должен предполагать в наличии: систему рабочих групп, семинаров, советов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана; базу стратегической и точной информации, регулярно пополняемую и обновляемую за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике.

Федеральная стратегия развития жилищного комплекса должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне. В рамках системы стратегического управления различные по направленности меры по достижению необходимой результативности развития жилищного комплекса должны осуществляться последовательно.

В целях повышения эффективности применения региональных и муниципальных жилищных стратегий и программ на практике предлагается автор-

192 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ская технология реализации последовательных этапов в рамках элементных составляющих системы стратегического управления развитием жилищного комплекса. Региональные органы власти и органы местного самоуправления при реформировании жилищной сферы региона должны учитывать эту технологию (рисунок).

Схема реализации последовательных мер в рамках элементных составляющих стратегического управления развитием жилищного комплекса региона

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

193

Предложенная технология исключает дублирование предпринимаемых управленческих воздействий на социально-экономическое развитие жилищного комплекса и обеспечивает эффективное ресурсопотребление в условиях нестабильности внешней и внутренней среды. Так, начальный этап реализации мер в системе стратегического планирования должен представлять комплексный анализ состояния жилищного комплекса региона, по результатам которого определяются уровни текущей инвестиционной привлекательности, социальной активности, состояние окружающей среды. Если же один из параметров является неудовлетворительным с позиций текущего состояния внешней и внутренней среды экономического, медицинского, экологического характера, а также потребительских ожиданий конечных пользователей жилищных и коммунальных услуг, то должно приниматься решение о возможности использования имеющегося инвестиционного потенциала для модернизации и реконструкции объектов жилищного комплекса. Если указанные параметры не соответствуют имеющемуся нормативно-правовому обеспечению, то необходимо принятие решения о достижении устанавливаемого уровня развития жилищного комплекса в стратегическом периоде [3, с. 144].

После принятия решения о необходимости модернизации и реконструкции и в целом реформирования жилищного комплекса следует определить количественные, если они не определены текущим законодательством, параметры, которые могут быть достигнуты в ходе реформирования в стратегическом и перспективном периоде. Дальнейшие меры в рамках системы управления развитием жилищного комплекса региона должны осуществляться в форме программ, которые должны привести к достижению заданных стратегических и перспективных ориентиров социальной и экономической результативности развития жилищного комплекса региона.

В соответствии с разработанными вариантами программ реформирования и развития региональной структуры жилищного комплекса, на следующем этапе реализации мер в рамках стратегического управления необходимо уточнение возможности достижения заданных стратегических показателей экономической и социальной результативности развития регионального жилищного комплекса в соответствии с имеющимся инвестиционным потенциалом и объемами привлечения заемных средств для целей модернизации, обновления объектов и в целом реформирования жилищного комплекса региона. В связи с неоднородностью элементного состава регионального жилищного комплекса необходимо создание механизма взаимодействия жилищных и коммунальных предприятий региона, на которые направлен процесс реформирования, с целью обеспечения системности социально-экономического развития административно-территориального образования в целом и его жилищной сферы в частности [4, с. 221].

В развитии социально-экономических систем существует вероятность возникновения кризисных ситуаций как под воздействием внутренних факторов (отсутствие необходимого уровня квалификации персонала, недостаточность ресурсов), так и под влиянием внешних (мировая, общенациональная, отрас-

194 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

левая, экономико-политическая ситуация). В связи с этим реформирование жилищного комплекса в регионе способно привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Последние могут нарушить социальное равновесие и вызвать существенный спад инвестиционной активности в регионе, а вместе с тем и уменьшение денежных поступлений в бюджет. Поэтому представляется целесообразным принятие комплекса мер по повышению степени адаптации населения и работников предприятий жилищного комплекса к возможным негативным последствиям. Необходима также реализация комплекса мер социально-психологического, нормативно-правового, кадрового, организационного, технического, информационного, финансового характера, направленных на достижение поставленных стратегических ориентиров в экономической и социальной результативности развития жилищного комплекса региона.

На заключительном этапе осуществления комплексных мер в рамках элементных составляющих системы текущего, перспективного и стратегического управления жилищного комплекса региона проверяется готовность разработанных мероприятий к реализации и принимается решение об их практическом осуществлении (см. рисунок).

Указанная последовательность осуществления мер воздействия субъектом управления жилищным комплексом региона выступает частью взаимодействия элементов системы стратегического управления жилищным комплексом региона.

Таким образом, для эффективного государственного управления развитием жилищного комплекса региона необходимо создание целостной системы формирования, координации и мониторинга реализации стратегических документов, которыми определяются основные направления деятельности органов государственной власти в жилищной сфере. Эффективно решить проблемы жилищного и коммунального хозяйства можно только реализуя политику, объединяющую различные уровни власти, предполагающую региональное и межмуниципальное партнерство, учитывающую интересы частного бизнеса и населения.

Библиографический список

1. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб., 2005.

2. Анохина Е.М. Региональные риски в системе стратегического управления регионами России // Материалы IX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». URL: http://www.2010.forumstrategov.ru/upload/documents/anokhina.pdf

3. Основы бизнеса на рынке недвижимости: учебник для вузов / сост. С.Н. Максимов. СПб., 2003.

4. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности реформируемых предприятий жилищно-коммунального комплекса // Аудит и финансовый анализ. 2006. № 1. С. 208-254.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.