Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития организации'

Стратегическое планирование развития организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1105
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ПРОГНОЗ / PREDICTION / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / MARKET ECONOMY / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PROCEDURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боробов В.Н.

В статье рассматривается сущность стратегического планирования. Раскрываются этапы, виды планов, функции стратегического планирования и прогнозирования. Предлагаются мероприятия по совершенствованию стратегического планирования развития организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

The article considers the essence of strategic planning. Stages, types of plans, strategic planning and forecasting. The measures for the improvement of strategic planning of development of the organization

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития организации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Боробов В.Н.,

д.э.н., профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Borobia, V. N.,

doctor of Economics, Professor Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, Professor at Financial University under the Government of the _Russian Federation

STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

Аннотация. В статье рассматривается сущность стратегического планирования. Раскрываются этапы, виды планов, функции стратегического планирования и прогнозирования. Предлагаются мероприятия по совершенствованию стратегического планирования развития организации

Abstract. The article considers the essence of strategic planning. Stages, types of plans, strategic planning and forecasting. The measures for the improvement of strategic planning of development of the organization

Ключевые слова. Стратегическое планирование, организация, прогноз, рыночная экономика, рыночное хозяйство, нематериальные активы, процессуальный подход

Key words. Strategic planning, organization, prediction, market economy, market economy, intangible assets, procedural approach

Стратегическое планирование организации является основой компании, исходя из которого разрабатывается дальнейший комплекс мер по раз витию предприятия. При этом формируется основ ные направления развития предприятия (миссия) и показателей его развития на определенный период (целей), которые определяют ожидаемый результат деятельности компании. Благодаря чему формируется фундаментальное обоснование проблем, которые могут возникнуть у организации, и разрабатывается комплекс мер по их преодолению.

Стратегическое планирование даёт для организации такие преимущества как:

- возможность спрогнозировать и использовать благоприятные условия для активного роста организации;

- позволяет определить всевозможные проблемы и угрозы в процессе ведения деятельности предприятия и их наиболее оптимальное решение;

- улучшает взаимодействие всех хозяйствующих субъектов организации для достижения поставленных целей и задач;

- создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;

- формирует информационную базу для менеджеров всех звеньев для эффективного управления при реализации стратегии;

- позволяет эффективно распределить трудовые, финансовые и материальные ресурсы компании;

- выявляет перспективные не эффективные направления развития организации.

Планирование — это умение предвидеть цели предприятия (фирмы), результаты ее деятельности

и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Однако планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это способность предвидеть любые «неожиданности», которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.

Планирование для организации имеет важное значение, так как может поставить перед ней четкие задачи и цели, которые необходимо выполнить. В результате чего предприятие получит вектор, по которому может двигаться дальше. При планировании составляется четкий план, которому необходимо придерживаться для достижения роста предприятия. Необходимо грамотно его составить и следить за его исполнением. От того, на сколько успешно выполнен или перевыполнен план зависит благосостояние организации.

При планировании необходимо учитывать различный исход событий, поэтому необходимо составлять несколько видов планов:

Позитивный прогноз - при котором организация предполагает удачное стечение обстоятельств и ожидают улучшение внешнего и внутреннего экономического климата. При этом ожидается большая прибыль и рост компании (компания стремиться максимизировать прибыль).

Стабильный прогноз - при котором организация предполагает, что внешний экономический климат не развивается и остается на том же уровне. Это означает, что организация планирует сохранить текущие темпы в своём развитии. При этом организация ожидает небольшая прибыль и незначительный рост (компания стремиться закрепиться на рынке).

Негативный прогноз - при котором организация предполагает, что произойдет ухудшение экономического климата. Для организации это самый плохой исход, так как необходимо сокращать производство и расходы. При этом организация ожидает убыток (организация стремиться минимизировать потри).

Исходя из различных исходов событий, организация выбирает дальнейший вариант действий. В этом проявляется один из принципов планирования - гибкость. Компания должна постоянно следить за тенденциями рынка и вносить коррективы в существующий план.

Стратегическое планирование развития охватывает длительный промежуток времени, из-за чего прогноз имеет вероятностный характер, так как невозможно угадать какая будет ситуация через несколько лет в будущем. Поэтому данный тип планирования затрагивает глобальные механизмы в организации. Его еще можно представить с макроэкономическим планом развития компании, при котором идет воздействия на ключевые рычаги управления компании.

По степени неопределенности в планировании различают:

- детерминированные системы, действующие в полностью предсказуемой среде и не имеющие недостатка в информации. Данный тип присущ оперативному и краткосрочному планированию, при котором легко представить, что будет через некоторый промежуток времени;

- вероятностные (стохастические) системы, которые основываются на изменениях рынка и других факторах. При этом используют различные инструменты для того, чтобы проанализировать текущую ситуацию, выявить тенденцию и сделать прогноз.

В основе разработки стратегии находится прогноз т.е. система обоснованных предположений о направлениях развития и будущем состоянии компании. В основе прогноза лежит: специальные обследования, другие прогнозы, математический анализ и анализ временных рядов, "мозговой штурм", мнения экспертов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

При составлении прогнозов:

- анализируется совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих в организации и ее окружении, связи между ними;

- оценивается сложившаяся ситуация и выявляются узловые проблемы;

- формируются представления о будущем организации и условиях его достижения.

Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных характеристик объекта, количественных (точечных и интервальных) оценок, показателей вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности той или иной ситуации.

Прогноз является сложным процессом в стратегическом планировании организации, но крайне

важным, так как на его основе делается план дальнейшего развития компании. При прогнозировании показатели настоящего и прошлого периодов лежат в основе прогнозных значений. Эти значения имеют вероятностный характер, на основе которых делаются заключения и выводы.

В условиях рыночной экономики роль такой процедуры стратегического менеджмента как прогнозирование является определяющей. Связано это с двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, рыночная экономика характерна своими постоянными колебаниями конъюнктуры, непосредственно отражающейся на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, иногда непоправимых ошибок, необходимо оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится неотъемлемым элементом создания стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования - от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до отраслей народного хозяйства, субъектов федерации и общества в целом.

Во-вторых, в рыночном хозяйстве важнейшие факторы воспроизводства (природные процессы, продуктивность с/х, изменения в численности и структуре населения, спрос на товары, конъюнктура рынка и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому оценить их воздействие на социально-экономическое развитие можно лишь на основе прогноза, который выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ и планов.

Таким образом, прогнозирование - это важнейшая процедура стратегического планирования, заключающаяся в предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент в будущем.

Эта процедура основывается на анализе тенденций развития объекта за определенный период времени в прошлом и экстраполяции полученных данных в будущее (генетический подход) или на использовании нормативных расчетов (нормативный или телеологический подход).

Под стратегическим прогнозом понимается эмпирически или теоретически обоснованное суждение о возможном состоянии объекта прогнозирования в будущем, о путях и сроках его достижения.

Стратегическое прогнозирование выполняет две важнейшие функции. Первая из них - предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, -предсказательная, которая помогает предвидеть возможные изменения в будущем. Все эти функции дают организации возможность, для совершения "маневров" в своей деятельности (уход с рынка, поиск новых тенденций на рынке, шанс завоевать рынок и т.д.).

Для организации крайне важно, чтобы стратегический план и прогнозы, на которых он основы-

вается, были достоверными (или максимально приближенными к реальности). Для этого необходимо предпринимать комплекс мер, по повышению точности прогнозов.

Для того, чтобы сделать план, необходимо выявить тенденцию в развитии экономических показателей и рынка.

Для этого в организации создается специальный отдел, который занимается расчетами в этой сфере. Для того, чтобы повысить качество и точность расчётов, необходимо набрать квалифицированный персонал, который будет обрабатывать большой массив данных. Для этого необходимо снабдить их необходимыми техническими средствами и программным обеспечением. Совершенствование оборудования и нематериальных активов позволит уменьшить время, которое необходимо специалистам на обработку данных, что обеспечит рост качества анализа.

Для того, чтобы улучшить навыки и квалификацию персонала, их можно направлять на различные курсы и тренинги по повышению их способностей. Менеджерам необходимо мониторить изменения в сфере анализа данных и прогнозирования, дабы повышать не только квалификацию персонала, но и свою. Им необходимо быть новаторами в этой области, так как в рыночной экономике происходят постоянные изменения.

Отдел, который занимается расчетами для аналитиков, является фундаментом в процессе стратегического планирования, так как на основе полученных значений строятся заключения экспертов. Поэтому допускать ошибки в расчетах из-за человеческих или технических факторов нельзя, ведь в дальнейшем это вызовет неверное представление общей картины происходящего.

Данные расчетного отдела поступают к аналитикам, которые на основе полученных показателей могут сделать выводы и принять решения для дальнейшего решения. Только квалифицированные специалисты могут увидеть среди различных показателей пути развития компании. Именно аналитики могут сказать, какой путь является наиболее оптимальным для организации и какие трудности и опасности могут подстерегать компанию. Поэтому на данном этапе всё зависит только от квалификации и опыта сотрудника.

Для повышения качества анализа в большей степени зависит способность аналитика принимать различные решения. Поэтому для улучшения стратегического прогнозирования необходимо поддерживать квалификацию специалистов на высоком уровне.

Еще одним важным способом улучшения прогнозирования является мотивация сотрудников в этой области. Для этого можно использовать различные подходы к мотивированию специалистов:

- содержательный подход - базируется на потребностях человека, которые являются ключом для повышения качества работы;

- процессуальный подход - рассматривают не только потребности человека, но и на восприятии и ожидании работника.

Данные подходы очень важны, так как на основе их можно поднять мотивацию работников к

выполнению своих обязанностей не только качественно, но и быстро. При более оперативном выполнении своих обязанностей у компании не будет задержек в принятии различного рода решений.

При этом нельзя забывать, что в процесс разработки стратегического плана должны вовлекаться не только сотрудники, которые этим непосредственно занимаются, но и другие отделы. Для того, что бы составить максимально правдивый прогноз, необходимо собрать различного рода внутреннюю информацию (бухгалтерскую, статистическую и т.д.). Эта информация должна быть достоверной, в полном объеме и в срок предоставляться аналитическому отделу.

Принятие стратегических решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.

Потенциал организации и стратегические возможности определяются её структурой и качеством персонала. Не имея достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

Поэтому для улучшения стратегического планирования необходимо оптимизировать каналы передачи информации между различными отделами для их своевременного анализа. Необходимо осуществлять контроль на всех этапах "создания" информации, так как от достоверности будет зависеть правильность расчетов и дальнейшее принятие решений. Для этого необходимо автоматизировать процесс сбора и передачи информации, что приведет к более быстрому и простому её передачу. Так же это позволит снизить количество ошибок, ведь снижается человеческий фактор.

Таким образом, у топ-менеджеров есть большое количество рычагов, которые позволят повысить качество стратегического планирования развития организации.

Список использованной литературы.

1. Олехнович С.А. Основы управленческой деятельности (Практикум). СПб: Университет ИТМО, 2015. - 140 с.

2. Родионова В. Н. Стратегический менеджмент (Учебное пособие). ИНФРА-М, 2016. - 80 с.

3. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. - М.: Финансы и статистика,2012. - 200с.

4. Афоничкин А. И. Управленческие решения в экономических системах : учебник / А. И. Афо-ничкин Д. Г. Михаленко. - СПб. : Питер, 2011. -480с.

5. Антикризисное управление : учебник / ред. Э. М. Коротков. - М. : ИНФРА-М, 2011 - 620с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.