СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ НЕФТЯНЫХ ЗАПАСОВ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ динамики нефтегазовых доходов за последнее время, определена важность развития Арктического региона в части освоения нефтяных запасов для российской экономики, рассмотрены основные направления развития отрасли в рамках современной повестки.
Ключевые слова. Нефтегазовые доходы, арктическая нефть, Северный морской путь, минерально-сырьевой центр, государственно-частное партнерство.
Kozmenko A.S.
STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF ARCTIC OIL RESERVES IN MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS
Abstract. The article provides a comparative analysis of oil and gas revenues dynamic recently, the importance of Arctic region development is determined in part of oil reserves mastering for Russian economy, the main directions of industry development in modern conditions are considered.
Keywords. Oil and gas revenues, Аrctic oil, the Northern Sea Route, mineral resource center, public-private partnership.
Введение
Привлекательность арктического региона растет с каждый днем, но освоение Арктики - это процесс длительный и затратный, особенно в сложившихся экономических и геополитических условиях. В основе стратегического планирования освоения нефтяных арктических запасов лежит создание минерально-сырьевых центров (МСЦ), за счет которых планируется наращивание объема добычи энергетических ресурсов. Основной морской транспортной магистралью остается Северный морской путь, объединяющий акватории арктических морей. Создание МСЦ способствует укреплению государственно-частного партнерства на местах, развитию благоприятной среды в целях обеспечения экономического роста.
Нефтяные доходы и новая экономическая реальность
Стремительное изменение геополитического курса, как России, так и западных стран, вносит коррективы в стратегическое планирование развития не только арктического региона в части освоения нефтяных запасов, но и страны в целом. Энергетические ресурсы обладают влиянием не только на социально-экономическую составляющую, но и имеют государственное значение, принося доход в бюджет на разных уровнях. Зарубежные аналитики прогнозируют снижение объемов добычи российской нефти к
ГРНТИ 06.61.33 EDN YKEUIL
DOI 10.6084/m9.figshare.23994762 © Козьменко А.С., 2023
Арина Сергеевна Козьменко - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (г. Апатиты, Мурманской области).
Контактные данные для связи с автором: 184209, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24а (Russia, Apatity, Fersmana str., 24a). Тел.: +7 921 436-93-90. Е-mail: fregat306@mail.ru. Статья поступила в редакцию 22.06.2023.
2035 году до 5,5 млн баррелей в сутки и к 2050 году до 2,5 млн баррелей в сутки согласно самому пессимистичному сценарию (см.: https://rg.ru/2023/02/21/ne-burite-v-golovu.html). Причин для таких прогнозов несколько: во-первых, экономическая изоляция России, начиная с 2022 года, которая привела к санкциям в отношении импорта нефти, во-вторых, ограниченность доступа к иностранным технологиям и инвестициям. Однако любой сценарий для нашей страны может быть критичным, так как Россия является сырьевой державой.
В 2022 году доля бюджета от нефтегазовой отрасли увеличилась на 28% по сравнению с 2021 годом и составила 11 586,2 млрд рублей. Доля нефтяных доходов в структуре нефтегазовых составила в среднем 88%. В структуре нефтегазовых доходов преобладают нефтяные доходные статьи, такие как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины, налог на дополнительный доход на нефтяное сырье (НДД). Сравнение доли нефтяных доходов в структуре нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет в 2022 и 2023 гг. показано в таблице.
Таблица
Динамика поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет РФ за периоды январь-май 2022 г. и январь-май 2023 г. (млрд рублей)
Показатель январь-май 2022 январь-май 2023 % г/г Согласно закону № 466-ФЗ
Нефтегазовые доходы (всего) 5 658 2 853 -49,6 8 939
Базовые нефтегазовые доходы 2 760 3 272 (прогноз) +18,6 8 000
Нефть и нефтепродукты 4 979 2 511 -50,4 -
Источник: Минфин России, см.: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38518-predvaritelnaya_otsenka _ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar-mai_2023_goda.
По сравнению с периодом январь-май 2022 года, объем нефтегазовых доходов в федеральный бюджет снизился практически на 50%, при прогнозных значениях в 8 939 млрд рублей за год согласно Федеральному закону от 05.12.2022 г. N° 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Доля нефтяных доходов об общей структуре также уменьшилась на 50,4%, что обусловлено высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть и сокращением объемов экспорта.
Покрытие недополученных нефтегазовых доходов происходит за счет ФНБ в соответствии с бюджетным правилом, принятым в январе 2023 года, согласно которому до 2025 года базовой величиной нефтяных доходов определяется значение в 8 000 млрд рублей в год. Как видно из таблицы, величина полученных доходов в 2023 году не соответствует прогнозному значению Министерства финансов РФ, согласно комментариям которого, месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно стабилизируется и выйдет на базовый уровень к концу года. Тем не менее отрицательная динамика поступлений в бюджет говорит о том, что ситуация требует стратегического подхода и новых решений для укрепления экономики.
Значение Арктики в экономическом развитии России
Сегодня развитие Арктики имеет одно из первостепенных значений и актуально как никогда. Арктические льды постепенно перестают быть естественной преградой в силу действия глобального потепления, поэтому условия по освоению нефтяных ресурсов становятся более благоприятными, что стимулирует рост региональной экономики. Экономический рост, в свою очередь, дает толчок к военно-политической активности, что впоследствии замедляет развитие экономики. Основой арктической системы коммуникаций является Северный морской путь (СМП), в 2018 году Президентом России были сформулированы главные направления развития арктического региона, в том числе и основной транспортной магистрали - СМП в рамках Стратегии пространственного развития Арктического региона на период до 2025 года.
С экономической и геополитической точки зрения важность арктической зоны определяется контролем над природными ресурсами и морскими акваториями. СМП способен выполнять и транзитные функции (транспортировка грузов без захода в порты СМП), что открывает возможности для роста
транснациональных транзитных перевозок между европейскими портами, а также портами Тихоокеанского региона. Согласно современному подходу пространственного развития, для появления региональных рынков важна развитая система коммуникаций, поэтому большое внимание уделяется развитию арктического судоходства и транспортной инфраструктуре в целом с учетом климатических и географических особенностей. Приоритетным направлением является инфраструктурное развитие МСЦ, а именно создание агломераций, условий для успешного предпринимательства. В связи с этим, потенциальными функциями СМП могут быть: экспортные перевозки на мировые рынки, интеграция арктического пространства в проекты, стимулирующие экономическую активность в Северном полушарии, обеспечение обороноспособности, организация доступа к природным ископаемым.
Для того, чтобы реализовать масштабные проекты по развитию Арктики и увеличить пропускную способность СМП, планируется строительство ледоколов ЛК-60 и «Лидер» (сдача в 2027 году) в целях обеспечения круглогодичной навигации, а также строительство транспортных развязок в Мурманске и на Дальнем Востоке (см.: https://www.rosneft.ru/business/Upstream/offshore). Предполагается использование транспортной системы в первую очередь для экспорта энергетических ресурсов (СПГ, сырая нефть и уголь). Наращивание объема экспорта будет осуществляться за счет развития минерально-сырьевой базы. Около 86% запасов нефти сосредоточено в Западно-Сибирской, Тимано-Печорской и Баренцево-Карской нефтегазоносных провинциях (Н1 II), основную долю обеспечивает Западно-Сибирская НГП.
Российские топливно-энергетические компании составляют основную долю из тех, кто эксплуатирует трассы СМП. Европейские перевозчики участвуют в транспортировке в меньшей степени. Внутреннее судоходство вносит вклад в социально-экономическое развитие региона. Правительством создано девять опорных арктических зон (Мурманская область, муниципальные образования (МО) Архангельской области, Чукотский АО, арктические МО Республики Карелия, районы республики Саха, Якутия, МО Красноярского края, Ненецкий АО, Республика Коми, г. Воркута). В числе первостепенных проектов - добыча нефти на месторождении Приразломное (Ненецкий АО, ПАО «Газпром-нефть»), стационарный морской отгрузочный причал Варандей (Ненецкий АО, ПАО «Лукойл»), добыча нефти в Новопортовском, Санди-бинском, Ванкорском месторождениях (Ямало-Ненецкий АО, ПАО «Газпром-нефть», ПАО «Лукойл»), Пайяхский проект - поиск, разведка на нефть и газ, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов (Красноярский край, ООО «ННК-Таймырнефтегаздобыча»), добыча нефти в рамках проекта «Ворота Арктики» (Ямало-Ненецкий АО, ПАО «Газпром-нефть»).
Согласно указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российский Федерации до 2024 года», «Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года и 2030 года», «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» частное предпринимательство и государство разделят между собой зоны ответственности. Государство занимается модернизацией государственной собственности (реконструкция порта Певек, строительство каналов к порту Саббета) (см.: https://morvesti.ru/themes/1698/84876). Также пул мероприятий направлен на развитие вспомогательного флота, обеспечение безопасности мореплавания посредством космических технологий. К концу 2025 года на орбиту планируется вывести три космических аппарата «Ресурс-ПМ» и «Кондор-ФКА» и гидрометеорологическую станцию, что необходимо для построения точных прогнозов изменения ледового покрытия и расчета точной навигации. Программу разрабатывает компания Росатом.
Также в рамках развития инфраструктуры реализуется ряд задач по увеличению грузооборота портов Мурманск, Певек, Беринговский. К 2035 году запланировано расширение коридоров СМП - в него будут включены порты Мурманск, Архангельск, Онега, Кандалакша - на западе, Петропавловск-Камчатский - на востоке. Эти меры необходимы для реализации регулярных и безопасных перевозок (см.: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/743841-pravitelstvo-rf-razrabotalo-plan-razvitiya-smp-na-perюd-do-2035-g). В будущем планируется создание индустриальных парков нефтегазовой отрасли, медицинских и цифровых кластеров. Для развития инфраструктуры на местах, безусловно, важно создать комфортные условия для жизнедеятельности. Поэтому на территории Арктики активно реализуются проекты по газификации, электрификации, строительству дорог, разрабатывается система утилизации бытовых отходов и т.д.
Такой план действий позволит вывести арктический регион на новый уровень развития, что позитивно скажется как на динамике освоения энергетических ресурсов, так и на качестве жизни населения.
В конечном счете, Арктика влияет как на оборонную способность страны, так и на социальную и экономическую составляющую, поэтому при создании развитой системы коммуникаций, слаженной инфраструктуры на стадиях добычи и реализации энергетических ресурсов, посредством развития не только технологической базы в нефтяной промышленности, но и за счет развития системы населенных мест, можно добиться устойчивого экономического роста.
Объединение арктической системы коммуникаций в минерально-сырьевые центры освоения нефти Катализатором развития региональной экономики является рациональное освоение минерально-сырьевой базы, создание устойчивой транспортной системы [2]. Ввиду наличия сырьевого потенциала, растущего интереса к региону, а также в целях реализации стратегических задач в пределах существующих горизонтов планирования целесообразно создание минерально-сырьевого центра нефти на базе единого пункта отгрузки в федеральную или мировую транспортную систему в акватории Кольского залива. В состав минерально-сырьевого центра входят три действующих нефтяных проекта Западной Арктики: Варандей, Ворота Арктики и Приразломное, рейдовый перевалочный комплекс «Кола» и «Норд» с танкерами-накопителями «Кола» и «Умба». Схематично структура Кольского МСЦ показана на рисунке.
Акватории Печорского, Карского, Баренцева морей
Региональное пространство
Территории Мурманской обл., Ненецкого АО, Ямало-Ненецкого АО
Рис. Структура Кольского минерально -сырьевого центра
Варандейский терминал (оператор НК «Лукойл») введен в эксплуатацию в 2008 году. Стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал (СМОП) установлен на глубине 17 метров, высота конструкции - более 50 метров. Терминал оснащен флотом из челночных танкеров «Василий Динков», «Капитан Готский», «Тимофей Гуженко» общим дедвейтом в 213 тыс. тонн и вспомогательными судами (ледокол «Варандей», буксир «Тобой» общим дедвейтом в 6,53 тыс. тонн). На Варандейском терминале проходит перевалка и смешивание нефти для получения более дорогой марки «варандейская смесь», которая относится к категории легкой нефти, торгуется с премией относительно марки Brent Blent. Для дальнейшего экспорта используется танкер-накопитель «Кола», пропускная способность которого составляет 12 млн тонн в год.
Нефть поступает из месторождений Ненецкого АО (Южно-Хыльчуюское, Р. Требса и А. Титова на севере Тимано-Печорской НГП). Извлекаемые запасы составляют 140 млн тонн нефти, общий фонд бурения 228 скважин. Предполагается, что данная логистическая схема позволит увеличить экспорт данной марки нефти, улучшить производительность, снизив транспортную нагрузку. До 2018 года РПК
в Мурманской области не существовало, крупные танкеры без усиленного ледового класса были вынуждены ждать челночные танкеры с сырьем для дальнейшей перевалки (до 2017 года перевалка производилась в норвежском порту Киркенес).
В проектах «Ворота Арктики» (оператор ООО «Газпром нефтешиппинг») и «Приразломное» (оператор «Совкомфлот») предполагается работа РПК «Норд», находящегося южнее РПК «Кола» и танкера-накопителя «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн и пропускной способностью до 15 млн тонн нефти в год.
Танкер «Умба» имеет несколько грузовых танков, способных к приемке, хранению, швартовке с двух бортов, своевременному оформлению судов и осуществляет свою работу с 2016 года. С танкера производится отгрузка нефти марки ARCO (относится к классу тяжелой нефти, торгуется с дисконтом относительно Brent Blent). В транспортировке нефти из акватории Печорского моря задействованы танкеры усиленного ледового класса Arc6 «Михаил Ульянов», «Кирилл Лавров» (общий дедвейт 70 тыс. тонн), многофункциональные суда снабжения «Владислав Стрижов», «Юрий Топчев», способные осуществлять деятельность при толщине ледовой поверхности в 1,8 метров.
Таким образом, в рамках проекта «Приразломное» сформирован транспортный коридор, обеспечивающий круглогодичную поставку нефти до 6 млн тонн в год. Нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» - первый и единственный проект по добыче нефти на арктическом шельфе, расстояние от месторождения до суши составляет 60 км. Нефть добывается методом горизонтального бурения на глубине 20 метров.
В акватории Обской губы располагается проект «Ворота Арктики» (Новопортовское месторождение) [1]. Транспортировка нефти осуществляется ледоколами усиленного ледового класса Icebreaker8 «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», способными маневрировать на ледовой поверхности толщиной до 2 метров; челночным флотом из шести танкеров ледового класса Arc7 «Штурман Малыгин», «Штурман Альбанов», «Штурман Овцын», «Штурман Скуратов», «Штурман Щербинин», «Михаил Лазарев», также проект оснащен двумя нефтепроводами производительностью 5,5 млн тонн в год. Нефть марки Novy Port торгуется с премией относительно Brent Blent и относится к категории легкой нефти.
Стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал (СМЛОТ) Ворота Арктики - единственный в мире нефтеналивной терминал, располагающийся в пресных водах за Полярным кругом. Терминал реализует круглогодичную перевозку нефти по СМП. Пропускная способность - 8,5 млн тонн нефти в год. Береговая инфраструктура имеет два сухопутных нефтепровода длиной 3 км; два утепленных подводных нефтепровода длиной около 8 км и систему перегрева нефти во время отгрузки; насосно-перекачивающие станции, предотвращающие потерю герметизации.
Создание МСЦ окажет позитивное влияние не только на непосредственную добычу и реализацию нефтяных запасов, но и поспособствует развитию инфраструктуры на местах, росту экономического развития регионов и благосостояния населения. Перспективы освоения нефтяных запасов
В качестве еще одного перспективного центра освоения нефти можно выделить Енисейский МСЦ, который располагается в зонах Енисей-Хатангской и Пур-Тазовской НГП, что соответствует таким опорным зонам, как Воркутинская и Таймыро-Турухтанская. Суммарные извлекаемые запасы составляют 2,45 млн тонн нефти, ресурсы нефти - 1,95 млн тонн. Реализация нефти может происходить за счет проведения нефтепроводов, которые будут связывать месторождения. Также необходимо возведение нефтеналивного терминала, к которому будет доставляться нефть по магистральному нефтепроводу. Интегрирование Ванкорского терминала в систему МСЦ позволит поставлять нефть по нефтяной магистрали «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), соединяющей месторождения Восточной и Западной Сибири с международными рынками.
Реализация данного проекта требует объемных капиталовложений, которые включают в себя инвестиции в геологоразведочные работы, организацию транспортной и производственной инфраструктуры. Впоследствии проект окажет высокий мультипликативный эффект на смежные отрасли и региональное развитие Красноярского края. Для государства - это налоговые поступления в бюджет, рост ВВП и уровня доходов населения, торговая загруженность СМП. Для бизнеса - это рост капитализации, налоговые преференции, рост инвестирования в отрасль.
Освоение нефтяных запасов в последнее время замедляется из-за зависимости отрасли от иностранных технологий и разработок, а также санкционных ограничений. Вследствие этого дальнейшие прогнозы по темпам освоения нефти важно строить исходя из динамики цен на нефть, геополитической
обстановки и модернизации отечественных технологий, последнее позволит расширить производство на долгосрочную перспективу. Трудноизвлекаемые запасы тяжелой нефти Западной Сибири могут стать альтернативой арктическому шельфу. В данном случае увеличатся расходы ввиду снижения качества нефти, так как получение легкой (рентабельной) нефти предполагает использование дорогостоящего оборудования. Государство поощряет разработку таких месторождений, но доступ к ним ограничен по геологическим и климатическим причинам.
Порог рентабельности арктической нефти находится в отрезке от 65 до 110 долл./баррель в зависимости от условий добычи. Для континентальных месторождений - 65-71 долл./баррель, для морских месторождений континентального шельфа - 100-110 долл./баррель. Согласно программе социально-экономического развития арктического региона РФ, до 2025 года планируется создание опорных зон, каждая из которых будет интегрировать в себя совокупность отраслей, что в дальнейшем станет региональным проектом. То есть опорная зона - это часть арктического пространства, на территории которого реализуются взаимосвязанные проекты, направленные на развитие региона.
Морские нефтяные лицензионные участки распределены между ПАО «Газпром» и ПАО НК «Роснефть», более 20 из них находятся на территории Западной Арктики и входят в Кольский МСЦ по региональному признаку. В число лицензионных участков Баренцева и Карского морей входят СевероКарский, Восточно-Приновоземельский - 1/2/3, Варкенский, Альбановский, Русский, Южно-Русский, Северо-Поморский - 1/2, Поморский, Персеевский, Центрально-Баренцевский, Федынский (см.: https://pikabu.ru/story/severnyiy_morskoy_put_smp_infografika_ria_novosti_6637720). В большинстве случаев лицензионные участки находятся за пределами транзитной зоны (глубина более 20 метров), на сегодняшний день не существует или требуют доработок технологии, способные добывать нефть на таких глубинах в суровых арктических условиях. Основные ресурсы нефти сконцентрированы в акватории Тимано-Печорской НГП и на континентальном шельфе Печорского моря.
Для того, чтобы реализовать проект Кольского МСЦ, разрабатываются два нефтяных месторождения: Медынское-море (максимальный уровень добычи к 2025 году 5,5 млн тонн нефти в год) и Варан-дей-море (максимальный уровень добычи к 2032 году 2,2 млн тонн нефти). То есть суммарный объем добычи на шельфе Печорского моря будет находиться на уровне 2021 года и составит 5,5 млн тонн нефти. Через порт Витино предполагается производить перевалку нефтепродуктов объемом до 4 млн тонн с дальнейшей транспортировкой по СМП.
В пределах актуальных горизонтов планирования основными источниками пополнения минерально-сырьевой базы остаются: месторождения, относящиеся к Кольскому МСЦ (перспективными участками освоения нефти являются Печорский, Обско-Тазовский, Байдарацкий районы, в которых сконцентрированы все необходимые условия для развития инфраструктуры), проект «Приразломное», запасы Тимано-Печорской и Западно-Сибирской НГП, шельфовые месторождения транзитной зоны «суша-море» Карского и Печорского морей. Заключение
Реализация рациональной пространственной организации освоения арктических нефтяных запасов, то есть создание минерально-сырьевых центров, как с правовой, так и с экономической точки зрения позволит решить множество задач в рамках социально-экономического, геополитического, оборонного направлений, а также обеспечения поступления доходов в государственный бюджет. Прогнозы развития перспективных проектов не всегда однозначны, но для освоения каждого из них в первую очередь необходимы современные технологии и развитая инфраструктура. Благодарности
Работа выполнена в рамках темы FMEZ-2023-0009 «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Ворота Арктики - терминал отгрузки нефти // Нефть онлайн. 2023. 23 апреля.
2. Серова В.А., Серова Н.А. Транспортная инфраструктура Российской Арктики: специфика функционирования и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2021. № 2. С. 142-150.