Научная статья на тему 'ЛОГИСТИКА НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТА АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ'

ЛОГИСТИКА НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТА АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
749
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НЕФТЬ И ГАЗ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ / ЛОГИСТИКА НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТА / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / OIL AND GAS OF THE RUSSIAN ARCTIC / LOGISTICS OF OIL AND GAS TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Воронина Е.П.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием нефтегазотранспорта арктического региона Российской Федерации, в контексте аналитических исследований основных транспортных маршрутов, повышения транспортно-инфраструктурного потенциала и приоритетных направлений развития. Проведен анализ состояния и стратегических тенденцийс учетом экономических, инновационных, технологических, географических, геополитических факторов. Проведенное исследование обосновывает необходимость использования подходов, опирающихся на комплексные, рациональные и системные решения на основе увязки экономических и экологических факторов, решения проблем национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS OF OIL AND GAS TRANSPORTATION IN THE ARCTIC REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PRIORITIES

The article discusses issues related to the development of oil and gas transport in the Arctic region of the Russian Federation, in the context of analytical studies of the main transport routes, increasing transport and infrastructure potential and priority areas of development. The analysis of the state and strategic trends, taking into account economic, innovative, technological, geographical, geopolitical factors, is carried out. The study substantiates the need to use approaches based on integrated, rational and systemic solutions based on linking economic and environmental factors, and solving national security problems.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИКА НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТА АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ»

ЛОГИСТИКА НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТА АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ

РАЗВИТИЯ

Е.П. Воронина, канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник Институт системного анализа ФИЦ ИУ РАН (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10891

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ №19-010-00675 «Программно-целевое управление транспортно-инфраструктурным комплексом Арктической зоны РФ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием нефтега-зотранспорта арктического региона Российской Федерации, в контексте аналитических исследований основных транспортных маршрутов, повышения транспортно-инфраструктурного потенциала и приоритетных направлений развития. Проведен анализ состояния и стратегических тенденций с учетом экономических, инновационных, технологических, географических, геополитических факторов. Проведенное исследование обосновывает необходимость использования подходов, опирающихся на комплексные, рациональные и системные решения на основе увязки экономических и экологических факторов, решения проблем национальной безопасности.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, нефть и газ российской Арктики, логистика нефтегазотранспорта.

В последнее десятилетие проблемы развития Арктики привлекают к себе большое внимание со стороны государства, бизнеса и общественности. Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) - особый регион, вместе с морской экономической зоной и континентальным шельфом занимает 30% территории страны. Арктическая зона чрезвычайно богата минерально-сырьевыми ресурсами. По данным Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Российской Федерации, в АЗРФ запасы категорий С1+2 оценены в 49,7 трлн. м3 газа и 7,3 млрд. тонн нефти, из них на шельфе - 10,4 трлн. м (20,9%) газа и 0,58 млрд. тонн (7,9%) нефти с учетом запасов открытого в 2014 г. месторождения Победа. Открыто 364 месторождения углеводородов (УВ) в пределах официально утвержденной границы АЗРФ и шельфа Арктики, из них 334 - на суше и 30 - на шельфе и в переходной зоне «суша-море». Основная часть разведанных запасов категории находится на суше, в пределах двух автономных округов: Ямало-Ненецкого (Западно-Сибирская

нефтегазовая провинция (НГП) и Ненецкого (Тимано-Печорская НГП). По состоянию на начало 2019 г. накопленная добыча газа составила 18,7 трлн. куб. метров (28,4% начальных извлекаемых запасов), а нефти - около 1,4 млрд. тонн (19,5%) [1].

Минерально-сырьевая база АЗРФ является стратегическим ресурсом России и занимает особое положение в государственных документах по обеспечению перспективного развития региона. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» указано, что важнейшим национальным интересом России в Арктике является развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации [2].

Анализ ресурсной базы районов Арктики убедительно показывает высокую обеспеченность полезными ископаемыми, имеющими исключительно важное значение для России. По оценкам Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики

Российской Федерации, за счёт ввода в разработку крупнейших в мире нефтегазовых провинций (Варандейского и Колгу-евского нефтяных центров, Новопортов-ского нефтегазоконденсатного и Бованен-ковского газоконденсатного минерально-сырьевых месторождений) и расширения производства сжиженного природного газа (СПГ) на полуостровах Ямал и Гыдан доля нефти, добываемой в Арктике к 2030 г. увеличится до 22% от общего объема добычи нефти в России, а к 2035 г. - до 25%, доля добываемого в Арктике природного газа к 2035 г. вырастет до 92% с 82,7%, объемы производства СПГ к 2030 г. вырастут почти в 7 раз - до 73,5 млн т/год, а к 2035 г. - еще на 63% - до 120 млн т/год [3].

Есть основание полагать, что обеспеченность крупномасштабными углеводородными ресурсами является для районов Арктики, важным мотивом хозяйственного освоения, основой экономического развития некоторых регионов РФ и фактором, способным обеспечить их перспективное развитие. Основной газовой базой страны будет Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), со смещением добычи на полуостров Ямал (Бованенковское, в перспективе - Харасовейское, группа Тамбейских и другие месторождения) [4].

Перспективными центрами нефтедобычи являются в ЯНАО: вдоль трассы нефтепровода «Заполярье-Пурпе» и на базе Но-вопортовского месторождения, с дальнейшим подключением Ростовцевского месторождения. На северо-западе Красноярского края гигантское Ванкорское месторождение, введённое в разработку нефтяной компанией «Роснефть», с дальнейшим вводом в разработку Тагульского, Сузун-ского и Лодочного месторождений, расположенных в непосредственной близости от Ванкорского месторождения [4].

В арктическом регионе уже реализуется ряд нефтегазовых проектов, которые предполагают как добычу сырья на суше и на шельфе, так и их транспортировку. К таким проектам относятся «Приразлом-ное», «Ямал СПГ», освоение Новопортов-ского нефтяного месторождения, группа

Мессояхских месторождений и ряд других.

Успешность освоения арктических нефтегазовых месторождений в значительной степени зависит от системы транспортировки. Для эффективной реализации нефтегазовых проектов необходима модернизация и дальнейшее развитие на новой технической основе нефтегазотранспорт-ных систем, взвешенное планирование схем транспортировки с учетом геополитических и экономических вызовов. Основной задачей политики по освоению углеводородов АЗРФ является формирование конкурентоспособной транспортной системы, надежно и эффективно удовлетворяющей спрос на внутренних и внешних рынках с учетом ряда требований, таких как - экономические (эффективность зависит от себестоимости добычи, наличия льгот со стороны государства и мировых цен на природные ресурсы). Особенно необходимо в условиях арктической природы соблюдение жестких экологических требований, необходимость обеспечения экологической безопасности, что требует применения новейших технологий в сфере хранения и транспортировки сырья. Всё это, конечно, проявляется в росте издержек арктических проектов (увеличение себестоимости, стоимости транспортировки), в тоже время абсолютно всем ясно, что жесткие экологические требования при реализации проектов обязательны и необходимы.

В настоящее время транспортировка нефти и газа с арктических месторождений осуществляется с использованием системы локальных и магистральных неф-те- и газопроводов, морским танкерным флотом и транспортными перевозками по железным и автомобильным дорогам.

По железным дорогам нефть доставляют в регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, со станций, примыкающих к железным дорогам ОАО «Российские железные дороги» (железнодорожная линия Обская - Бованен-ково - Карская ПАО «Газпром» с выходом на Сосногорский регион Северной железной дороги; АО «Ямальская железнодорожная компания» с выходом на Сверд-

ловскую железную дорогу). Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопор-товского и Восточно-Мессояхского месторождений в период опытно-промышленной эксплуатации. Эффективность железнодорожного транспорта и автоцистерн гораздо ниже, чем у трубопроводного и танкерного способов транспортировки. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше. [5].

1. Центральный коридор (составляет трасса трубопровода Ямбург-Уренгой-Надым-Игрим-Комсомольская-Пермь-Тула-Помары-Ужгород (Украина). Вместе с газопроводной системой Нижняя Тура-Пермь-Горький составляет около 57% всех поставок российского газа на экспорт и на внутренний рынок (около 330 млрд м3) [7].

2. Южный коридор (Уренгой - Сургут -Челябинск, Северные районы Тюменской области - Сургут - Омск) это примерно

13% всех поставок российского газа на экспорт и на внутренний рынок, что составляет около 90 млрд м [7].

Наиболее востребованным является трубопроводный транспорт, относящийся к системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» - АО «Транснефть-Сибирь» и АО «Транснефть-Север» или к Единой системе газоснабжения ПАО «Газпром».

Добываемый в российской Арктике газ (в Надым-Пур-Тазовском районе Ямало-Ненецкого АО, где разрабатываются крупнейшие в мире газовые и газоконден-сатные месторождения: Уренгойское, Ям-бургское, Медвежье, Заполярное) транспортируются до потребителей по системам магистральных трубопроводов в четырех направлениях (рис. 1).

3. Северный коридор (его образует трасса трубопровода «Северное сияние»: Уренгой-Надым - р. Казым-Перегребное - планово-распределительный центр Иг-рим-Комсомольская, далее одна ветка идет на Ухту, другая (с ответвлением на С.-Петербург) - на Пермь-Грязовец-Москва-Минск, далее - к западным границам Белоруссии, северные районы Тюменской области - Торжок и другие) примерно 30% всех поставок российского газа на экспорт и на внутренний рынок, что составляет около 178 млрд м [8].

4. Восточный коридор (Уренгой-Сургут-Нижневартовск-Парабель ^Том-ская область) - Анжеро-Судженск, с раз-

Рис. 1. Действующие и планированный газовые трубопроводы России [6]

ветвлением на: Томск-Новосибирск-Кемерово-Барнаул; Сургут-Тюмень-Омск-Новосибирск).

Развитие газопроводного транспорта пойдёт по пути реконструкции существующей сети, созданию новых экспортных коридоров, соединению Северного, Центрального и Южного коридоров, обеспечивающих транспортировку арктического газа на внутренние и внешние рынки. С этой целью в 2012 и 2017 гг. запущены новые проекты, транспортировка газа по новому газопроводу Бованенково - Ухта, входящую в систему транспортировки на Торжок (совокупная длина ветки составляет около 2500 км (Бованенково - Ухта -1200 км, Ухта - Торжок - 1300 км) с уникальных по запасам и высоким разведанным потенциалом месторождений (Бова-ненковское, Харасавэйское, Крузенштерн-ское) (лицензии принадлежат Группе «Газпром»). При строительстве трубопровода Бованенково - Ухта выполнен слож-

1. Центральный коридор (образуется системой нефтепроводов: ПурПе-Сургут-Демьянская-Тюмень-Уфа-Самара-Новороссийск; Нижневартовск-Демьянская-Тюмень-Альметьевск; Ниж-невартовск-Демьянская-Тюмень-Уфа-Самара с дальнейшим выходом на экспорт по нефтепроводу «Дружба», идущему на Украину и в страны Восточной Европы).

2. Северный коридор с выходом к Балтийской трубопроводной системе: с За-

ный переход через Байдарацкую губу, в дно которой заглублены две линии труб диаметром 1219 мм для защиты от повреждений ледовыми торосами и стамухами. В дальнейшем к данному трубопроводу подсоединятся другие месторождения полуострова Ямал, транзитной зоны суша -море (Харасавэйское, Крузенштернское и другие) и прилегающего шельфа Карского моря (Ленинградское, Русановское и другие) [9].

В перспективе для полноценного использования ресурсной базы Новопортов-ского месторождения (газовой части) предполагается строительство газопровода через Обскую губу до магистрального газопровода Ямбург-Уренгой-Надым и расширение установки комплексной подготовки газа месторождения [10].

Добываемая с арктических месторождений нефть транспортируется по сети нефтепроводов по следующим транспортным коридорам (рис. 2).

падно-Сибирской нефтегазовой провинции образуется нефтепроводом ПурПе-Сургут-Пермь-Клин-Полоцк (Белоруссия) с ответвлением в Приморск); с Тима-но-Печорской нефтегазовой провинции транспортировка с нефтяных месторождений (Харьягинского, Возейского, Арда-линского, Тэдинского, Южно-Шапкинское и других) осуществляется по нефтепроводу Харьяга - Усинск, далее по магистральному нефтепроводу Усинск - Ухта -

Ярославль - Кириши - Приморск, входящему в Балтийскую трубопроводную систему (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 г., а в 2012 г. запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга. Транспортировка нефти в сторону Северного морского пути осуществляется с терминала Север-ТЭК (Харьяга) на пункт сдачи-приема нефти Южное Хыльчую с последующей сдачей нефти в межпромысловый нефтепровод Южное Хыльчую-Варандей, далее на терминал Варандей на побережье Баренцева моря с целью поставки нефти морским путем напрямую в Западную Европу. На Ва-рандейском направлении реализован уникальный проект транспортной системы, позволяющий проводить в условиях Арктики круглогодичную погрузку нефти при высоком уровне экологической безопасности.

3. Восточный коридор образуется нефтепроводами Усть-Балык-Омск и Нижне-вартовск-Александровское-Анжеро-Судженск-Новосибирск-Красноярск-Ангарск.

С нефтяных месторождений Ханты-Мансийского АО - Югра, Ямало-Ненецкого АО и северных территорий Красноярского края (с месторождений Су-зунского и Русского, Мессояхинского и Пякяхинского, Тазовкого и Заполярного) был построен нефтепровод Заполярье -Пурпе, который является самой северной нефтяной магистралью в России и представляет часть транспортной системы За-полярье-Пурпе-Самотлор. Уникальность данного трубопровода состоит в том, что маршрут трассы проходит по болотистой местности и участкам сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов, в связи с эти была произведена надземная прокладка нефтепровода. Учитывая инженерно-техническую сложность данного нефтепровода, для его строительства использовались новейшие технологические и технические решения, современное оборудование и современные комплектующие материалы, так надземная часть нефтепрово-

да строилась на опорах трех видов, для сохранения температурных свойств нефти используется подогрев и при этом для недопущения изменения грунта применена специальная технология монтажа и термоизоляции труб (эпоксидное покрытие, пенополиуретан, металлополимерная оболочка из оцинковки) и сварных швов на трубопроводе, разработанных специально для этого проекта. Для предотвращения экологической катастрофы и исключения размораживания вечной мерзлоты в летнее время, используются термостабилизаторы, линейная часть нефтепровода оснащена системой обнаружения утечек нефти.

Для освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» был построен напорный нефтепровод (98 км) для доставки нефти от месторождения до системы магистрального трубопровода «Транснефти» Заполярье -Пурпе в сложнейших природно-климатических условиях. При проектировании трубопровода необходимо было учитывались не только суровые климатические условия региона и сложный рельеф местности, но и влияние проекта на жизнь коренного населения, перемещение оленьих стад и наличие рек Мудуйяху и Ин-дикъяху, по руслам которых летом двигаются маломерные суда. Через реки Му-дуйяху и Индикъяху трубопровод проходит под землей, не нарушая русла, изготовленный методом «труба в трубе»: рабочий нефтепровод диаметром 530 мм в теплоизоляции помещен в защитный кожух диаметром 1020 мм [11].

Новая магистраль Заполярье - Пурпе -Самотлор призвана связать арктические месторождения с нефтепроводами в западном и в восточном направлениях.

В восточном направлении в нефтепро-водном транспорте предусматривается завершение формирования Восточного коридора Трубопровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) с выходами в Корею, Китай и Японию. Для обеспечения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов с месторождений нефти для дальнейшей поставки на внутренний рынок, а также на экспорт, в эксплуатацию введен нефтепровод Куюмба-Тайшет (Иркутская

область), далее нефтепровод соединяет Тайшет с городом Сковородино на российско-китайской границе и идет до порта Козьмино в Приморском крае (рис. 2).

Кроме трубопроводного транспорта, значительную роль в транспортировке жидких углеводородный ресурсов (УР) с месторождений российской Арктики играет Северный морской путь (СМП), соединяющий северо-западные, северные и

дальневосточные порты, и представляющий собой важнейший экспортный коридоров России. В акватории Северного морского пути сформировались логистические схемы, обеспечивающие круглогодичную и сезонную транспортировку добываемых и производимых в Арктической зоне России углеводородных ресурсов (рис. 3).

Рис. 3. Схема размещения арктических нефтегазовых проектов с морской транспортировкой [12]

Танкерный вывоз УВ осуществляется из ряда крупнейших портов, способными принимать и отправлять нефть и нефтепродукты, являются Мурманск, Витино и Архангельск, Сабетта на востоке полуострова Ямал, который позволяет экспортировать сжиженный природный газ (СНГ). Круглогодичная навигация обеспечивает вывоз нефти с терминалов Печорского моря («Варандей» и «Приразломная»), из акватории Карского моря обеспечивается вывоз нефти с Новопортовского месторождения и конденсата Неляткинского месторождения. В период сезонной летне-осенней навигации нефть вывозится с острова Колгуев в Баренцевом море и с пункта Нумги на Оби (рис. 1). Следует отметить, что вывоз жидких углеводородов до

настоящего времени производится в основном в западном направлении.

Вывоз нефти с терминала «Варандея», Приразломного и Новопортовского месторождения производился по челночной схеме с перевалкой в Кольском заливе, где к началу 2018 г. сформировалась система перевалки, состоящая из двух рейдовых перевалочных комплексов РПК «Норд» и РПК «ЛК «Волга» на основе танкеров типоразмера ULCC «Умба» и «Кола» [12]. Кроме того, следует отметить, что благодаря наличию трех выделенных для обработки нефти сегрегаций танкера нефть Приразломного месторождения (сорт нефти ARCO) обрабатывается отдельно от нефти Новопортовского месторождения (сорт нефти Novy Port). Затем нефть перегружается на конвенциональные суда без

ледовых усилений и отправляется стандартными партиями (объемом примерно 100 тыс. т.) на внешние рынки. Кроме того, часть нефти (в рамках сезонной навигации), а также конденсат и СПГ проекта Ямал СПГ вывозится на мировой рынок напрямую без перевалки.

Отгрузка нефти с Новопортовского месторождения «Газпромнефть-Ямал» транспортируется с терминала «Ворота Арктики», введенного в эксплуатацию в мае 2016 г. Уникальность логистической транспортной схемы состоит в том, что нефть с промысла до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью 105 км., затем через подводный трубопровод на стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти «Ворота Арктики», так как нефтеналивной терминал размещен в море - в 3,5 км от берега [13]. При этом следует заметить, что оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что является важным условием для экологической безопасности Арктики. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Для этих целей специально построены 6 танкеров дедвейтом 41 тыс. т ледового класса Агс 7 и 2 ледокола обеспечения (ледовый класс по РМРС - Icebreaker 8) с уникальными обводами корпуса [14]. Флот проекта обеспечил в 2017 г. большую часть перевозок - 83%, перевезя 5 млн т нефти, в 2018 г. - 7,1 млн т нефти сорта Novy Port. Средний размер грузовых партий танкеров проекта составил 36 тыс. т.

Один из ключевых проектов арктического региона РФ - вывоз СПГ Южно-Тамбейского месторождения через отгрузочную технологическую эстакаду СПГ с двумя причалами в порту Сабетта, который обеспечивает отгрузку продукции ОАО «Ямал СПГ». Отгрузка конденсата началась в январе 2018 г. судами ледового класса Аге 7 дедвейт 97 тыс. т. В общей

сложности в 2018 г. было вывезено 222,7 тыс. т СПГ. Средний размер грузовой партии составил 74,2 тыс. т. Вывоз СПГ производился в Европу прямыми рейсами с перевалкой в различных портах на конвенциональные газовозы. Дальнейшее развитие логистических схем вывоза СПГ проекта «Ямал СПГ» и в дальнейшем проекта «Арктик СПГ 2» предполагается создание перевалочных комплексов за пределами покрытых льдом акваторий СМП (на территории РФ в Мурманске и Камчатке), что, во-первых, уменьшает продолжительность времени следования судов высоких ледовых классов, а во-вторых, позволит использовать конвенциональные суда без ледовых усилений.

Вывоз небольших объемов газового конденсата Пеляткинского месторождения осуществляется через фронтальный нефтеналивной причал в порту Дудинка, принадлежащий ГМК «Норильский никель». Порт обеспечивает круглогодичную отгрузку газового конденсата. Основной вывоз осуществляется танкером «Енисей» ледового класса Аге 7 дедвейтом 19 тыс. т Заполярного транспортного филиала компании. В 2017 г. танкером была перевезена 101 тыс. т конденсата - 37 тыс. т из них с перевалкой в порту Мурманск и 64 тыс. т были доставлены в Европу прямыми рейсами.

Применительно к морской транспортировке, есть основания полагать, что наличие ледокольного флота позволяет транспортировать жидкие углеводородные ресурсы (нефть, конденсат, нефтепродукты и сжиженный газ) на рынки Европы, США и в страны Тихоокеанского региона. За счет круглогодичной отгрузки жидких УВ в сопровождении ледоколов маршрут в западном направлении будет состоять из постоянно используемых отрезков Севморпути, что может оживить экономику прибрежных регионов и способствовать их социально-экономическому развитию.

Проведенный анализ логистики нефте-газотранспорта с арктических месторождений показывает, что задача возведения логистической транспортной системы одна из наиболее трудоемких, капиталоемких и сложных. Дальнейшие вовлечение место-

рождений арктических углеводородный ресурсов в хозяйственный оборот и наращивание объемов их добычи все настоятельнее требует успешного решения логистических проблем вывоза продукции с учетом региональных специфических особенностей (сложные природно-климатические условия, отсутствие инфраструктуры и другое). Ярким примером эффективного логистически транспортного решения является строительство магистрального нефтепровода Заполярье -Пурпе, который дал импульс для вовлечения в разработку месторождений севера ЯНАО и Красноярского края.

Решение логистической задачи и использование оптимальных схем транспортировки для обеспечения потребностей добычи, для эффективной транспортировки углеводородных ресурсов на внутренние и внешние рынки - это один из главных факторов успешности и экономической эффективности проекта освоения арктических месторождения. Применительно к использующимся схемам транспортники с Восточно-Мессояхского и Но-вопортовского месторождений расположенных на разных берегах Обской губы, можно констатировать, что для Новопор-товского месторождения оптимальной логистической схемой вывоза сырья является танкерная перевозка с использованием ледокольного флота по Обской губе и Северному морскому пути - решение, обусловлено спецификой актива и удалённостью (700 км) от существующей трубопроводной инфраструктуры. С Восточно-Мессояхского месторождения оптимальная схема транспортировки - трубопроводная, по причине близости к существующей системе нефтепроводов и вводу в эксплуатацию напорного нефтепровода (98 км), а также магистрального трубопровода Заполярье - Пурпе.

Специфика освоения арктических ресурсов состоит в том, что на всех этапах разработки, обустройства нефтегазовых месторождений и их транспортировки требуется наукоёмкое, высокотехнологичное оборудование, что должно способствовать запуску процесса инновационного развития, перехода от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной модели хозяйство-

вания. Создание арктической базы углеводородов может стать хорошей основой для формирования нескольких крупных центров экономического роста на инновационной основе.

К сказанному следует добавить, что следует учитывать особенность арктической экономики, которая в основном зависит от эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов. По мнению ученых, именно использование природных ресурсов Арктики определяется в первую очередь стратегическими интересами государства и является системным стержнем, финансовой основой социально-экономического развития арктических регионов Российской Федерации [15]. Речь идет о мультипликативном эффекте: через заказы ТЭК происходит реструктуризация и обновление экономики, создаются условия для развития социальной структуры арктических регионов, что способствует комплексному социально-экономическому развитию арктических субъектов Российской Федерации.

Приведенное исследование позволяет утверждать, что в современных условиях для освоения, эксплуатации и транспортировки арктических УВ необходим концептуальный подход, под которым понимается систематизированная последовательность оценки сырьевой базы, качества технической обеспеченности, экономической эффективности, соблюдения мер экологической безопасности и состояния транспортной инфраструктуры. Осуществление хозяйственной деятельности в Арктике требует определенной последовательности и тщательного выстраивания логистических схем, выстраивание транспортной и социальной инфраструктуры, что обусловлено тем, что вся экономическая деятельность в АЗРФ всегда привязана к проектам и требует четкого планирования. Это сложная задача, требующая огромных инвестиций и связанная с большими геополитическими и экономическими рисками. Для этого необходимы принципиально новые технологии, научные разработки, обоснованные управленческие решения на основе системного подхода с взаимоувязкой социальных, экономических, экологических факторов, решения проблем национальной безопасности.

Библиографический список

1. Ежегодный доклад за 2018 год «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической Зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». - М.: Издание Совета Федерации. 2019. - 523 с.

2. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (утверждены Президентом Российской Федерации 5 марта 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003050019

3. Минвостокразвития направило на согласование проект Стратегии развития Арктики до 2035 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://neftegaz.rn/news/gosreg/521642-minvostokrazvitiya-napravilo-na-soglasovanie-proekt-strategii-razvitiya-arktiki-do-2035-goda/

4. Конторович А.Э. Пути освоения ресурсов нефти и газа российского сектора Арктики // Вестник РАН. - 2015. - № 5-6. - С. 420-430.

5. Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oaiuc65dfj.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2016-december-projects/1115541/

6. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bigpowernews.ru/photos/0/0_VRc2gmahshnVmUyvHERk6mfFdtsrGkwC.pdf

7. Трубопроводы магистральные. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/truboprovody-magistralnye

8. Системы транспорта углеводородов в Арктике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/arctic-petroleum-transport]

9. Богоявленский В.И. Нефтегазотранспортные системы в арктическом регионе России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.arcticinfo.eu/ru/features/86-oil-and-gas-transportation-systems-in-the-russian-arctic

10. Идет освоение северных недр. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/03/osvoenie-nefti-i-gaza-arktiki-ostaetsia-drajverom-razvitiia-tek-rossii.html

11. Ввод в эксплуатацию Восточно-Мессояхского месторождения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://24ri.ru/down/open/vvod-v-ekspluataciju-vostochno-messojahskogo-mestorozhdenija.html

12. Григорьев М.Н. Прогноз развития минерально-сырьевых центров нефти и газа Арктической зоны с морской схемой транспортировки // Neftegaz.RU. (№5, Май 2018). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://magazine.neftegaz.ru/articles/transportirovka/520663-prognoz-razvitiya-mineralno-syrevykh-tsentrov-nefti-i-gaza-arkticheskoy-zony-s-morskoy-skhemoy-trans/

13. Ворота Арктики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://24ri.ru/down/open/vorota-arktiki.html

14. «Газпром нефть» придумала уникальную логистическую схему. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gasandmoney.ru/novosti/gazprom-neft-pridumala-unikalnuyu-! ogisticheskuyu- shemu/

15. Скуфьина Т.П. Многофакторные вызовы развития Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и управление. - 2019. - №3 (161). - С. 17-22.

LOGISTICS OF OIL AND GAS TRANSPORTATION IN THE ARCTIC REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT

PRIORITIES

E.P.Voronina, Candidate of Economic Sciences, Associated Professor, Senior Researcher Institute of System Analysis of FITs IU of the Russian Academy of Sciences (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses issues related to the development of oil and gas transport in the Arctic region of the Russian Federation, in the context of analytical studies of the main transport routes, increasing transport and infrastructure potential and priority areas of development. The analysis of the state and strategic trends, taking into account economic, innovative, technological, geographical, geopolitical factors, is carried out. The study substantiates the need to use approaches based on integrated, rational and systemic solutions based on linking economic and environmental factors, and solving national security problems.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, oil and gas of the Russian Arctic, logistics of oil and gas transportation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.