Научная статья на тему 'Стратегическое планирование и развитие бизнес-систем в сервисной сфере'

Стратегическое планирование и развитие бизнес-систем в сервисной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / APPROACH OF THE SYSTEMS / BUSINESS-SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимагомедова К. И.

В статье показана необходимость стратегического планирования развития бизнес-систем сервисной сферы. Проанализированы основные подходы к реализации стратегии развития и выбран наиболее оптимальный для современных условий, в которых функционируют сервисные фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимагомедова К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AND DEVELOPMENT OF BUSINESS SYSTEMS IN SERVICE SPHERE

In article necessity of strategic planning of development of business systems of service sphere is shown. The basic approaches to realisation of strategy of development are analysed and the optimal is chosen for modern conditions in which service firms function.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование и развитие бизнес-систем в сервисной сфере»

АЛИМАГОМЕДОВА К.И.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМ В СЕРВИСНОЙ СФЕРЕ

В статье показана необходимость стратегического планирования развития бизнес-систем сервисной сферы. Проанализированы основные подходы к реализации стратегии развития и выбран наиболее оптимальный для современных условий, в которых функционируют сервисные фирмы.

АЫМАСОМЕИО ¥А К.1.

STRATEGIC PLANNING AND DEVELOPMENT OF BUSINESS SYSTEMS IN

SERVICE SPHERE

In article necessity of strategic planning of development of business systems of service sphere is shown. The basic approaches to realisation of strategy of development are analysed and the optimal is chosen for modern conditions in which service firms function.

Ключевые слова: бизнес-система, стратегия, стратегическое планирование, системный подход.

Keywords: business-system, strategy, strategic planning, approach of the systems.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления (оперативное, тактическое, долгосрочное). Оно предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее, что вызывает основные методологические трудности формирования стратегий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, что объясняется недостаточной развитостью теоретико-методологической базы вопроса. Классическая теория стратегического планирования и управления началась с работ Ф. Абрамса, И. Ансофора, Э. Чандлера, М. Портера, А. Томпсона и др., которые способствовали осознанию практической необходимости стратегического планирования.

Изменение системы экономических отношений в России обострила вопрос стратегического планирования бизнеса и организации управления.

Существующие сегодня концепции стратегического планирования имеют общую основу, т.к. все подчинены идее сохранения определенной организационной сущности фирмы как бизнес-единицы, бизнес-системы (тектоцентрическая парадигма). Развитие любой организационной системы должно базироваться на познании возможностей ее функциональной полезности для региона, страны в целом. С позиций системного анализа тектоцентрическая парадигма классической теории стратегического планирования - это упрощение условий решаемой задачи развития, т.к.

современные бизнес-структуры являются сложными системами и должны постоянно адаптироваться к изменениям окружающей среды, корректируя стратегию своего развития.

Эффективность бизнеса как способа целесообразной деятельности человека, направленной на создание и реализацию в обществе потребительских стоимостей с определенной коммерческой выгодой, зависит от внутрифирменных отношений, внешнего окружения, отраслевого развития, рынка.

Для обозначения такой системы отношений вводится понятие бизнес-система, которая определяет цену соответствующей бизнес-единицы. Если возможности бизнес-единицы определяют нижнюю целесообразную границу, то конечные потребности будут определять ее верхнюю целесообразную границу.

Нижняя граница - это уровень, с которого фирме целесообразно интегрировать свой бизнес в соответствующую отрасль, а верхняя граница -это уровень, до которого фирме целесообразно интегрировать свой бизнес в рынок, где рынок понимается как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация продукции (услуг) и признается общественный характер заключенного в ней труда.

При таком подходе большое значение приобретает вертикальная интеграция бизнеса, виртуальная организация бизнеса как способы встраивания сервисного бизнеса в пространстве «отрасль-рынок». Рациональная организация бизнес-системы фирмы невозможна без оптимизации целесообразных границ ее бизнеса, т.к. на развитие любой фирмы влияют макро- и микросреды, образующие определенное бизнес-пространство, внешние параметры которого определяются отраслевой и рыночной средой бизнеса. Для сервисной сферы большое значение имеет отраслевая среда как источник материальных, трудовых, информационных ресурсов, технологии производства услуг и управления, интеллектуального капитала. Рынок является той частью бизнес-пространства, где фактически происходит признание полезности и целесообразности бизнес-функции организации, а также рыночная среда характеризуется как и потенциал потребителей, эластичность спроса, уровнем риска и др.

Тип и строение бизнес-системы фактически предопределяет способом интеграции фирмы в бизнес-пространство.

В основе анализа ресурсной сбалансированности развития фирм в сервисной сфере, обеспечения адресности финансируемых мероприятий, формулирования мероприятий и их свойств на базе принципов системного подхода должна лежать комплексная стратегия развития бизнес-систем сервиса как объекта управления.

Рассматривая проблемы развития системы, которые являются предметом стратегического планирования, можно выделить ориентацию на перспективу и влияние внешних неконтролируемых факторов. В качестве главного результата стратегического планирования можно выделить определения

целей, стратегий и программ развития, а также всех видов ресурсов.

При этом стратегия характеризует общее направление, на котором необходимо искать пути достижения целей или совокупность этих направлений. Логика формирования стратегии развития строится, исходя из того, что исследуемая система функционирует в динамических условиях, открывающих новые возможности, каковыми являются рыночные условия и динамика их развития. Рыночная активность бизнес-системы способна реализовать новые возможности развития, относительно которых формулируются стратегии достижения поставленных целей, достижение желаемого состояния системы, основных параметров и развития.

Формулирование стратегии при этом представляет собой фактически целевые нормативы, редуцированные к параметрам системы. Однако в настоящих условиях наибольший интерес представляют бизнес-системы, ориентированные не только на активную рыночную экономику, но и на поддержание сбалансированных и гибких взаимоотношений с внешней (региональной) средой, на достижение целей развития и реализацию собственных интересов функционирования.

Любая плановая стратегия состоит из двух составляющих: целевой и ресурсной. Первая составляющая (целевая) рассматривается как анализ и конкретизация целевых установок развития системы относительно решения конкретной проблемы. Выбор определенного варианта использования ресурсов, их соотношения и способов применения характеризует ресурсную часть стратегии, которая рассматривается в территориальном, функциональном, качественном и временном разрезах. При разработке стратегии рассматриваются принципиальные направления решения проблем развития: увеличение объемов производства услуг за счет экстенсивных и интенсивных факторов развития, снижение потребности в ресурсах за счет повышения эффективности и использования и др.

В процессе формирования стратегии развития системы возникают задачи разработки альтернативных вариантов изменения характеристик ее отдельных элементов. Для реализации этих задач наиболее оптимальным является системный подход к развитию бизнеса в сфере сервиса как объекту планирования. Его может дополнять формально-логистический подход, который задает структуру стратегии, наполняемый конкретным содержанием с помощью эвристических методов. Подходы к формированию стратегии, базирующиеся на структурно-операционной схеме функционирования исследуемой системы, можно считать морфологическими.

Однако до настоящего времени нельзя говорить о полной регламентации процесса стратегии развития конкретной бизнес-системы, т.к. речь идет лишь о возможном упорядочении этого процесса. В основе такого упорядочения лежит предположение о том, что при конкретном определении стратегии развития бизнес-единиц, стратегия рассматривается как совокупность действий, осуществляемых над элементами исследуемой бизнес-системы с целью изменения ее функциональных характеристик, а также над элементами и внешнего окружения с целью изменения внешних условий

функционирования системы. Такое определение этого процесса предопределяет необходимость тщательного проведения стратегического анализа исследуемой бизнес-системы и окружающей ее внешней среды, что позволяет сформировать более обоснованную и логичную стратегию развития.

Бизнес-системы сервисной сферы независимо от отраслевой направленности своей деятельности должны формировать определенную бизнес-стратегию. Функциональные виды стратегий обеспечивают реализацию генеральной стратегии бизнес-единиц по отдельным направлениям их деятельности (экономической, финансовой, инновационной, информационной и др.) Основным отличием от корпоративных и бизнес-стратегий является внутрифирменная направленность. Для сервисных фирм большое значение имеет стратегия коммерческой деятельности, которая является составляющей бизнес-стратегии, совпадающей в этом случае с общей стратегией бизнес-системы. Стратегия коммерческой деятельности предприятий и фирм в сервисной сфере - это качественно определенные направления развития их взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, обеспечивающие достижение стратегических целей на рынке услуг..

Центральным объектом стратегического управления коммерческой деятельностью бизнес-системы на рынке услуг является выбранная ассортиментная концепция, основной целью которой в современных условиях хозяйствования является определение набора услуг, обеспечивающих рентабельность продаж. Разработка и реализация ассортиментной концепции требует соблюдения четкого представления о стратегии системы на потребительском рынке, знания требований потребителей и рынка, учета собственных возможностей и ресурсов на перспективу.

Разработка стратегии развития бизнес-системы сервисной сферы, стратегии устранения негативных условий необходима для обеспечения достижения сформированных целей и задач. Анализ стратегий, направленных на изменение существующего состояния, ведется по параметрам изменений по отношению к базовому варианту развития, основанному на результате экстраполяции сложившихся тенденций и возможностей их осуществления. При этом важна концепция развития, для формирования которой необходимо определение системы переменных параметров, характеризующих структуру стратегий и целевых нормативов для разработки мероприятий по их реализации. Рациональное управленческое решение по реализации стратегий возможно лишь при создании системы управления, способной обеспечить этот процесс и имеющей более широкий спектр управляющих воздействий, чем имеющийся на сегодняшний день у бизнес-единиц (фирм), входящих в бизнес-систему. Это предопределяет необходимость расширения области возможных управлений путем увеличения объекта управления или за счет нового субъекта управления, в компетенции которого будет находиться принятие решений по реализации процессов развития бизнес-систем в целом.

При этом необходимо участие органов регионального управления, особенно в сферах научно-технического, информационного, инфраструктурного и социального развития.

Реализация стратегии развития бизнес-системы сферы сервиса осуществляется в процессе ее самореализации как сложной социально-экономической системы, что обусловлено высокой изменчивостью внешней среды, неэффективностью внешнего регулирования хозяйственной деятельности. Самоорганизация может осуществляться в форме структурного, административного и информационного механизмов, обладающих своими материальными, информационными и управленческими ресурсами.

При системном подходе функция выступает в роли системообразующего фактора, определяющего состав, назначение и взаимодействие всех элементов системы.

Литература

1. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование //Менеджмент в России и за рубежом. - 2001, №2.

2. Большой энциклопедический словарь под. ред. А.Н. Адрилияна. 2-е изд., доп. и пер. - М.: ИНЭ, 1997г.

3. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ -М.: Наука, 1990г.

4. Жучкевич О.Н. Совершенствование управления на основе стратегического управления //Весник БДЭУ, 1998, №3.

5. Беляев А.А. Системология организации. - М.: ИНФРА, 2000, С.182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.