Научная статья на тему 'Стратегическое планирование и его влияние на развитие муниципального образования'

Стратегическое планирование и его влияние на развитие муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бертдинова Юлия Сергеевна

В статье на основании анализа теоретических позиций и норм российского законодательства раскрываются вопросы стратегического планирования и его влияния на развитие муниципального образования. В статье раскрыты этапы социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование и его влияние на развитие муниципального образования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бертдинова Ю.С.

Бертдинова Юлия Сергеевна - магистрант, кафедра конституционного и международного права, юридический факультет, Уральский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье на основании анализа теоретических позиций и норм российского законодательства раскрываются вопросы стратегического планирования и его влияния на развитие муниципального образования. В статье раскрыты этапы социально-экономического развития муниципального образования. Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

Принятие федерального закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3] (далее - Закон о стратегическом планировании) предопределило развитие системы стратегического планирования на всех уровнях государственной власти: на федеральном, региональном и местном.

Развитие территорий напрямую зависит от инструментов, с помощью которых осуществляется создание и реализация долгосрочных планов муниципального образования. Одним из главных предполагаемых инструментов является стратегическое планирование социально-экономического развития.

Под социально-экономическим развитием муниципального образования следует понимать согласованные действия субъектов муниципально-правовых отношений (населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций) в различных сферах жизни муниципального образования, направленные на достижение определенного уровня развития социально-культурной и экономической сфер на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных потребностей, публичных интересов, улучшения качества жизни всех слоев населения муниципального образования [1, с. 2-3].

Социально-экономическое развитие муниципального образования состоит из несколько этапов, совокупность который дает более точный результат.

На первом этапе происходит постановка основной цели развития. Цель может отличаться в зависимости от направления развития муниципального образования, территориального расположения, потенциала возможностей и т.п. Выделяются стратегические, тактические, оперативные и приоритетные цели.

На втором этапе осуществляется выбор методов анализа существующей ситуации.

На третьем этапе осуществляется разработка и создание стратегии развития. Стратегия является базовым документом планирования, который способствуют созданию целостной системы, улучшающей взаимодействие органов управления и качества жизни населения.

Четвертый этап выражается в прогнозировании на долгосрочный и среднесрочный период вариантов развития. Присутствие прогноза в стратегическом планировании дает возможность проследить не только возможные изменения как положительные, так и отрицательные, но и позволяет, проведя определенные анализы, такие как корреляционно-регрессионный анализ, выявить взаимосвязь между показателями, влияющими на комфортную среду жизнедеятельности населения.

I 59 I

На пятом этапе происходит разработка муниципальных программ, не противоречащих государственным программам развития субъекта РФ и основанных на использовании определенных методик и инструментов [2, с. 3].

Шестой этап выражается в реализации стратегических планов. Наличие грамотно сформированной стратегии развития не гарантирует положительных изменений, а тем более решения существующих проблем. Социально-экономическое улучшение положения формируется исключительно из направлений, которые либо полностью уже реализованы, либо реализуются, находясь в системе с остальными муниципальными программами. Данный этап развития контролируют не только органы местного самоуправления, но и Правительство РФ, создающее все условия как для обязательного, законодательно закрепленного федеральным законом от 28 июня

2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3] (далее - Закон о стратегическом планировании), планирования, так и для осуществления запланированных действий.

Стратегическое планирование повсеместно развивается в Российской Федерации. Так, в Сибирском федеральном округе самый высокий охват стратегированием, доля городов-стратегов составляет 84%. Подобный эффект имели конкурсы муниципальных стратегий, проходившие в некоторых субъектах федерации в 20002003 гг. (к примеру, в Псковской, Ленинградской, Калининградской, Тверской, Ивановской областях).

В Дальневосточном федеральном округе первая долгосрочная стратегия была принята в городе Уссурийск в 1998 году. Вплоть до 2006 года другие города не принимали долгосрочных документов стратегического планирования. На данный момент 7 из 10 городов региона имеют действующие документы [4, с. 13].

В Приволжском федеральном округе первые стратегии принимались в 1999 году в городах Березники в Пермском крае и Тольятти в Самарской области. К 2007 году было утверждено 8 стратегий, затем города активизировались, и к 2015 году количество городов-стратегов достигло 2.

В Северо-Кавказском федеральном округе города занялись стратегическим планированием позднее всех. Первые стратегии были приняты только в 2009 году. На данный момент только половина крупных городов занимается планированием на срок более 5 лет [4, с. 13].

Города Северо-Западного федерального округа почти полностью охвачены стратегическим планированием. Из 12 городов региона в 10 утверждены стратегии, причем 6 из них утвердили первые стратегии ранее 2005 года. До 2007 года здесь сохранялся самый большой охват городов стратегическим планированием. Правда, на

2015 год в федеральном округе действующими были только 8 стратегий, поскольку такие города, как Северодвинск и Петрозаводск до сих пор не приняли долгосрочных документов, сроки действия которых истекли. В Уральском федеральном округе первые стратегии были приняты в Екатеринбурге и Тюмени в 2003 году, через год свои документы утвердили Курган и Новый Уренгой. Наибольшее количество стратегий было утверждено в 2009 году - четыре [4, с. 14].

Как видим, стратегическое планирование как механизм регулирования общественных отношений давно используется в Российской Федерации не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.

Отметим, что развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование [5, с. 82]. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством были направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально -экономические процессы на территориях.

I 60 |

Таким образом, в заключении отметим, что формирование механизма стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования является важным компонентом обеспечения устойчивости его развития. В тоже время разработка и реализация данного механизма должна происходить с учетом основополагающих принципов, которые способствуют обеспечению его эффективности. При этом при реализации механизма стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования важно соблюсти алгоритм этапности или последовательности, что позволит обеспечить эффективность принимаемых управленческих решений на муниципальном уровне.

Список литературы

1. Ковалева Т.Н., Мутылина К.О. Основные положения программы комплексного развития муниципального образования «город Курск» на 2016-2035 годы // Политика, экономика и инновации, 2016. № 8. С. 1-4.

2. Голованова С.П., Петрова Т.Н. Система стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации // Политика, экономика и инновации, 2017. № 5. С. 1-5.

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.

4. Кулакова Т.А., Романова Т.В. Особенности процесса стратегического планирования развития муниципальных образований в рыночных условиях // Актуальные проблемы современности: наука и общество, 2016. № 2. С. 11-14.

5. Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы в России: институциональные эффекты и ловушки // Россия и современный мир, 2012. № 1. С. 79-90.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Бертдинова Ю.С.

Бертдинова Юлия Сергеевна - магистрант, кафедра конституционного и международного права, юридический факультет, Уральский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье на основании анализа теоретических позиций и норм российского законодательства раскрывается перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Помимо этого раскрывается содержание этих полномочий, выявлены проблемы их реализации. Ключевые слова: стратегическое планирование, мониторинг и контроль стратегического планирования, муниципальное образование, стратегия социально-экономического развития муниципального образования, документы стратегического планирования, иные полномочия в сфере стратегического планирования.

Развитие территорий напрямую зависит от инструментов, с помощью которых осуществляется создание и реализация долгосрочных планов муниципального образования. Одним из главных предполагаемых инструментов является стратегическое планирование социально-экономического развития.

I 61 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.