Научная статья на тему 'Стратегическое планирование экономического развития Китая'

Стратегическое планирование экономического развития Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / стратегирование / экономическое развитие Китая / китайская стратегия / strategic planning / strategizing / economic development of China / Chinese strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Юйшань, Новикова Ирина Викторовна

Стратегическое планирование является одной из важнейших функций стратегического управления, т. е. управления стратегированием. При разработке и реализации стратегий органы власти используют разные инструменты стратегического планирования. Успешный опыт стратегирования в Китае полезен д ля изучения и перенесения лучших практик в другие страны. Целью данной статьи являлось рассмотрение основных подходов к стратегическому планированию в Китае. Объектом исследования стали успешные практики реализации стратегического планирования в Китае. Статья написана в соответствии с теорией стратегии и методологией стратегирования Иностранного члена РАН, академика В. Л. Квинта. Китайская система стратегического планирования учитывает новейшие стратегические разработки, в том числе теорию стратегии В. Л. Квинта. Действующая система стратегического планирования в КНР учитывает долго-, среднеи краткосрочное развитие и составляется с помощью экспертов Академии наук, исследовательских центров Госсовета и Комитета по делам развития и реформ КНР. Стратегии регионального развития учитывают особенности современных мировых тенденций, оценивают собственные ресурсы и темпы развития и используют оценки различных центральных и региональных ведомств. Политика в отношении каждого региона Китая отличается и определяется как объективными (география), так и субъективными факторами. Крупные инвестиции в НИОКР, хотя и необходимы для реализации стратегии, основанной на инновациях, не всегда обеспечивают их высокую эффективность и не могут гарантировать успех. Больше внимания следует уделять повышению эффективности НИОКР для увеличения эффективности инноваций. Региональная экономическая структура оказывает негативное влияние, указывая на несбалансированное региональное развитие в Китае. Восточная часть регионов страны располагает лучшим инновационным и научно-технологическим заделом, чем менее развитые регионы Центральной, Западной и СевероВосточной частей. Высокая плотность населения КНР и растущая связность территорий не формируют крупных проблем неравномерности развития и позволяют системно и централизованно управлять экономическим ростом и формированием распределенной исследовательской инфраструктуры. Опыт стратегического планирования в Китае интересен и полезен для изучения и использования другими странами. Пролонгированность стратегических интересов, целей и задач повышает их эффективность и мотивацию исполнителей. Китай развивает исследования в области теории стратегии, методологии и практики стратегирования, наращивая свой научный и инновационный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Planning of China’s Economic Development

Strategic planning is one of the most important functions of strategic management. The state uses different strategic planning tools when developing and implementing strategies. China boasts one of the most effective best practices in strategizing, which can be expanded to other countries. This review covers the main approaches to strategic planning in China. The methodology relied on the theory of strategy and methodology of strategizing developed by Vladimir L. Kvint, Dr.Sc.(Econ.), foreign member of the Russian Academy of Sciences. The Chinese system of strategic planning takes into account the latest achievements of strategizing, including Dr. Kvint’s ideas. Its long-term, medium-term, and short-term development is compiled by the Academy of Sciences, research centers of the State Council, and the Committee for Development and Reform. Chinese regional development strategies are based on the modern global trends. However, the regions evaluate their own resources and development rates, as well as use estimates from various central and regional departments. The policy differs from region to region, depending on both objective factors, e.g., geography, and various subjective features. Large investments in R&D are a necessary part of innovation-driven strategy, but they not always ensure high innovation performance. In fact, Chinese R&D needs more attention to provide innovative development. The regional economic structure fails as a result of unbalanced regional development. Eastern China has better science and technology than the less developed Central, Western, and North-Eastern regions. However, the high population density and the close interregional collaboration compensate for the uneven development for the country, as well as provide a centralized management of economic growth and distributed research infrastructure. The experience of strategic planning in China can serve as a role model for other countries. The prolonged strategic interests, goals, and objectives increase the effectiveness and motivation. In addition, China is constantly developing the field of strategizing theory, methodology, and practice, thus increasing its scientific and innovative potential.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование экономического развития Китая»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Оригинальная статья УДК 303.4+005.51(510)

Стратегическое планирование экономического развития Китая

Юйшань Ван1, И. В. Новикова2

1 2

' Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; 1vanunshan@yandex.ru; 2novikovaiv5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-3741-3031

Аннотация: Стратегическое планирование является одной из важнейших функций стратегического управления, т. е. управления стратегированием. При разработке и реализации стратегий органы власти используют разные инструменты стратегического планирования. Успешный опыт стратегирования в Китае полезен д ля изучения и перенесения лучших практик в другие страны. Целью данной статьи являлось рассмотрение основных подходов к стратегическому планированию в Китае. Объектом исследования стали успешные практики реализации стратегического планирования в Китае. Статья написана в соответствии с теорией стратегии и методологией стратегирования Иностранного члена РАН, академика В. Л. Квинта. Китайская система стратегического планирования учитывает новейшие стратегические разработки, в том числе теорию стратегии В. Л. Квинта. Действующая система стратегического планирования в КНР учитывает долго-, средне- и краткосрочное развитие и составляется с помощью экспертов Академии наук, исследовательских центров Госсовета и Комитета по делам развития и реформ КНР. Стратегии регионального развития учитывают особенности современных мировых тенденций, оценивают собственные ресурсы и темпы развития и используют оценки различных центральных и региональных ведомств. Политика в отношении каждого региона Китая отличается и определяется как объективными (география), так и субъективными факторами. Крупные инвестиции в НИОКР, хотя и необходимы для реализации стратегии, основанной на инновациях, не всегда обеспечивают их высокую эффективность и не могут гарантировать успех. Больше внимания следует уделять повышению эффективности НИОКР для увеличения эффективности инноваций. Региональная экономическая структура оказывает негативное влияние, указывая на несбалансированное региональное развитие в Китае. Восточная часть регионов страны располагает лучшим инновационным и научно-технологическим заделом, чем менее развитые регионы Центральной, Западной и СевероВосточной частей. Высокая плотность населения КНР и растущая связность территорий не формируют крупных проблем неравномерности развития и позволяют системно и централизованно управлять экономическим ростом и формированием распределенной исследовательской инфраструктуры. Опыт стратегического планирования в Китае интересен и полезен для изучения и использования другими странами. Пролонгированность стратегических интересов, целей и задач повышает их эффективность и мотивацию исполнителей. Китай развивает исследования в области теории стратегии, методологии и практики стратегирования, наращивая свой научный и инновационный потенциал. Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегирование, экономическое развитие Китая, китайская стратегия

Цитирование: Ван Юйшань, Новикова И. В. Стратегическое планирование экономического развития Китая // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 293-303. Ьйр8://ёо1. org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303

Поступила в редакцию 26.09.2022. Прошла рецензирование 30.09.2022. Принята к печати 01.10.2022.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

© 2022. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии СС BY 4.0

293

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

original article

Strategic Planning of China's Economic Development

Yushan Wang1, Irina V. Novikova2

1 2

' Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Vanunshan@yandex.ru

2novikovaiv5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-3741-3031

Abstract: Strategic planning is one of the most important functions of strategic management. The state uses different strategic planning tools when developing and implementing strategies. China boasts one of the most effective best practices in strategizing, which can be expanded to other countries. This review covers the main approaches to strategic planning in China. The methodology relied on the theory of strategy and methodology of strategizing developed by Vladimir L. Kvint, Dr.Sc.(Econ.), foreign member of the Russian Academy of Sciences. The Chinese system of strategic planning takes into account the latest achievements of strategizing, including Dr. Kvint's ideas. Its long-term, medium-term, and short-term development is compiled by the Academy of Sciences, research centers of the State Council, and the Committee for Development and Reform. Chinese regional development strategies are based on the modern global trends. However, the regions evaluate their own resources and development rates, as well as use estimates from various central and regional departments. The policy differs from region to region, depending on both objective factors, e.g., geography, and various subjective features. Large investments in R&D are a necessary part of innovation-driven strategy, but they not always ensure high innovation performance. In fact, Chinese R&D needs more attention to provide innovative development. The regional economic structure fails as a result of unbalanced regional development. Eastern China has better science and technology than the less developed Central, Western, and North-Eastern regions. However, the high population density and the close interregional collaboration compensate for the uneven development for the country, as well as provide a centralized management of economic growth and distributed research infrastructure. The experience of strategic planning in China can serve as a role model for other countries. The prolonged strategic interests, goals, and objectives increase the effectiveness and motivation. In addition, China is constantly developing the field of strategizing theory, methodology, and practice, thus increasing its scientific and innovative potential.

Keywords: strategic planning, strategizing, economic development of China, Chinese strategy

Citation: Wang Y, Novikova IV. Strategic Planning of China's Economic Development. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(3):293-303. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303

Received 26 September 2022. Reviewed 30 September 2022. Accepted 01 October 2022.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

фш шжшштм

У^Иап иавд1, ШШШ'Ф'Ш2 1vanunshan@yandex.ru

2novikovaiv5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-3741-3031

2О22^9Л260 2О22^9Д3О0 2О22^1ОДО10

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое планирование является одной из важнейших функций стратегического управления, т. е. управления стратегированием, включающего профессиональную деятельность по формированию, разработке и контролю за ходом реализации стратегии. Система государственного стратегического планирования формировалась в разных странах с учетом их исторического опыта и проблем развития. В СССР был реализован механизм директивного планирования: принятые планы приобретали статус законов, но в ходе их подготовки учитывалось мнение экспертов и «встречные планы», выдвигаемые на местах1. Капиталистические Япония и Южная Корея несколько десятилетий использовали опыт советских «пятилеток» в пла-

нировании в период осуществлявшегося в этих странах «мобилизационного рывка»23. Аналогичная ситуация имела место в послевоенной Франции4. После выхода экономики этих стран на уровень развитых получила развитие система более долгосрочного и «мягкого» планирования. В США система стратегического планирования децентрализована. В национальном развитии преобладают среднесрочные планы и программы, часто увязанные с длительностью президентского срока. Однако программы научно-технического развития имеют долгосрочный стратегический характер и редко затрагиваются политическими переменами

5

при смене президента .

1 Белоусов Р. А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987. 428 с.

2 Енэмура М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики // Вопросы экономики. 1992. № 11. С. 82-92.

3 Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI века. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. 744 с.

4 Бродская И. А. Уроки французских индикативных планов (к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. 2014. № 116. С. 7-14.

5 Научно-технические программы в США - что определяет успех? Рассказывает директор Института проблемных исследований РАЕН Л. Ю. Бочаров // Электроника: наука, технология, бизнес. 2009. Т. 96. № 6. С. 16-23.

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Значительный вклад в разработку современной методологии стратегического планирования (в основном на уровне организаций) внесли представители отечественной управленческой науки, прежде всего академик О. С. Виханский6. Стратегические предложения по развитию экономики знаний в России системно разрабатывает академик С. Ю. Глазьев7. Наиболее универсальную и комплексную систему взглядов на стратегирование национального, регионального и отраслевого развития в их взаимосвязи предлагает теория стратегии и методология стратегирования Иностранного члена РАН, академика В. Л. Квинта8. В ее основе находится выявление ценностей и интересов объекта стра-тегирования, что позволяет максимально эффективно определить стратегические приоритеты развития. Академик В. В. Окрепилов в своих трудах в соавторстве с В. Л. Квинтом отмечает важность при современном стратегировании ориентации на повышение качества жизни населения9. Академик А. Г. Аганбегян, исследуя природу экономики знаний в России, подчеркивает

10

важность развития человеческого капитала . Академик В. Л. Макаров, изучая экономические процессы, выявляет важность применения такой группы показателей, как наукометрия, а также (применительно к разработке инновационных стратегий развития регионов России) математического моделирования с учетом интеллектуаль-

ного капитала регионов и готовности населения к инновациям111213. Академик А. Д. Некипелов в своих трудах рассматривает связь стратегического планирования с обеспечением национальной безопасности14. Декан Школы экономики Шанхайского университета Не Юнъю исследует роль стратегического лидерства в разработке

„15

и реализации стратегий .

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования стали успешные практики реализации стратегического планирования в Китае. Статья написана в соответствии с теорией стратегии и методологией стратеги-рования Иностранного члена РАН, академика В. Л. Квинта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Китайская система стратегического планирования учитывает новейшие стратегические разработки, в том числе теорию стратегии В. Л. Квинта, полагаясь на успешный опыт передовых стран. Действующая система стратегического планирования в КНР учитывает долго-, средне- и краткосрочное развитие и составляется с помощью экспертов Академии наук, исследовательских центров Госсовета и Комитета по делам развития и реформ КНР. Стратегии регионального развития учитывают особенности современных мировых тенденций, оценивают собственные ресурсы

6 Виханский О. С. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом // Менеджмент: век XXI / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. М.: Инфра-М, 2015. С. 17-36.

7 Глазьев С. Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 3-37.

8 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314

9 Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Сравнение роли качества жизни и ценностей в стратегии развития стран с формирующимся рынком и Запада // Инновации. 2014. Т. 191. № 9. С. 41-51.

10 Аганбегян А. Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 3. С. 66-79.

11 Макаров В. Л. Анализ и оценки возможностей инновационного развития России в работах экономистов на конкурсе РГНФ 2010 года // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. Т. 59. № 2. С. 39-41.

12 Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Л. Макаров [и др.] // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3. С. 76-90. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90

13 Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни населения / В. Л. Макаров [и др.] // Экономика региона. 2014. Т. 40. № 4. С. 9-30.

14 Некипелов А. Д. Роль стратегического планирования социально-экономического развития в обеспечении национальной безопасности // Вестник Совета безопасности Российской Федерации. 2017. Т. 49. № 2. С. 162-173.

15 Не Юнъю. Стать лидером - внутренняя логика экономической стратегии Китая. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. 238 с.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

и темпы развития и используют оценки различных центральных и региональных ведомств.

Одним из факторов смены парадигмы регионального развития Китая в конце XX века стали концепция полюсов роста А. Хиршмана и идеи распространения и обратного потока Г. Мюрдаля16. Руководство и экспертное сообщество страны убедилось в необходимости упора на эффективность, а не на равенство. Концентрация ресурсов и капитала в оптимальных точках лучше их децентрализации и распределения в убыточных регионах, что приво-

17

дит к сдерживанию экономического развития . Указанные различия требуют разработки инвестиционных программ развития для каждой области в соответствии с ее обеспеченностью ресурсами и экологическим потенциалом, а также стадией ее развития, избегая равномерного распределения.

После выдвижения Китаем в 1999 г. Стратегии развития Запада западные регионы страны добились прогресса. С 2012 г. среднегодовые темпы роста ВВП в западных регионах составляли 8,9 %, что на 1,8 % пункта выше, чем темпы роста в стране. Это свидетельствует о постоянно сокращающемся разрыве в развитии между востоком и западом страны. Данные Национального бюро статистики показали, что с 2012 г. 41,7 млн человек в западном регионе вышли из бедности, а в 2018 г. доля бедных в сельской местности упала с 17,6 до 3,2 %. Как сообщает China Securities Journal, вскоре должны быть запущены новые руководящие принципы по продвижению развития западных регионов в новую эпоху, в которых больше внимания будет уделено охране окружающей среды и реализации инициативы «Один пояс, один путь».

Были предприняты усилия по оживлению северо-восточного региона страны, старой промышленной базы, которая зависит от тяжелой

и химической промышленности, энергоресурсов, сырья и большого количества государственных предприятий. Центральное правительство приняло меры, направленные на эффективное управление и производственные сдвиги, для помощи отстающим в развитии регионам.

Внешняя торговля в регионах также развивается высокими темпами. В 2018 г. объем импорта и экспорта в северо-восточных регионах достиг $179,2 млрд, увеличившись в 3,1 раза по сравнению с 2013 г., т. е. годовой темп роста составил 10,8 %. Чтобы еще больше повысить жизнеспособность западных и северо-восточных регионов, Китай поощряет иностранные инвестиции,

выпустив новый каталог выгодных отраслей

18

для их направления в эти районы .

Политика в отношении каждого региона отличается и определяется как объективными (география), так и субъективными факторами. Крупные инвестиции в НИОКР, хотя и необходимы для реализации стратегии, основанной на инновациях, не всегда обеспечивают их высокую эффективность и не могут гарантировать успех в инновациях. Больше внимания следует уделять повышению эффективности НИОКР для увеличения эффективности инноваций. Региональная экономическая структура оказывает негативное влияние, указывая на несбалансированное региональное развитие в Китае. Восточная часть регионов страны располагает лучшим инновационным и научно-технологическим заделом, чем менее развитые регионы Центральной, Западной и СевероВосточной частей. Высокая плотность населения КНР и растущая связность территорий не формируют для страны крупных проблем неравномерности развития и позволяют системно и централизованно управлять экономическим развитием и формированием распределенной исследовательской инфраструктуры.

16 Песцов С. К. Управление региональным развитием: опыт Китая // Фундаментальные исследования. 2019. № 10. С. 57-63.

17 Fan C. C. Uneven development and beyond: Regional development theory in post-Mao China // International Journal of Urban and Regional Research. 1997. Vol. 21. № 4. P. 620-639. https://doi.org/10.1111/1468-2427.00105

18 Опубликован китайский каталог отраслей для привлечения иностранных инвестиций за 2020 год - China Legal News. URL: https:// ru.chinajusticeobserver.com/a/china-s-2020-catalogue-of-industries-for-encouraged-foreign-investment-released (дата обращения: 01.07.2022).

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

В 2014 г. страна инициировала ключевую стратегию регионального кластера городов под названием «Цзин-цзинь-цзи» по координации развития Пекина, соседнего с ним портового города Тяньцзинь и провинции Хэбэй. Важной задачей стратегии «Цзин-цзинь-цзи» является перемещение из Пекина отдельных предприятий, комплексов, центров и т. д. для решения городских проблем, таких как пробки на дорогах и загрязнение окружающей среды в китайской столице. По данным Национального бюро статистики, за последние пять лет в Пекине были перемещены 2648 производственных предприятий, 581 рынок и 106 логистических центров. Годовые темпы роста располагаемого дохода на душу населения жителей Пекина,

Тяньцзиня и Хэбэя составили 8,8, 8,2 и 8,9 % 19 ТЗ

соответственно . В качестве дополнительного стимула для развития Хэбэя страна объявила о создании в 2017 г. нового района Сюнган, который находится в 100 км к юго-западу от Пекина и охватывает три округа в Хэбэе. Объявленный китайским «городом будущего» Сюнган был спроектирован так, чтобы стать зоной инноваций, цифровым городом, синхронизированным с обычным аналогом, а также жилым и благоприятным для бизнеса районом20.

В то время как стратегия скоординированного развития Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй предложила миру способ решения городских проблем, строительство экономического пояса реки Янцзы показало пример экологичного развития. Охватывая 11 провинциальных регионов Китая, экономический пояс реки Янцзы занимает примерно пятую часть территории Китая и

обеспечивает более 40 % ВВП страны21. В 2016 г. Китай принял план развития экономического пояса, в котором подчеркивается приоритет сохранения окружающей среды и зеленого развития22. По данным Национального бюро статистики, в 2018 г. 77,2 % участков поверхностных вод в экономическом поясе реки Янцзы были хорошего качества, что на 10,2 % пункта выше, чем в 2015 г.23. Улучшение экологии произошло вместе с экономическим ростом, движимым экологически чистыми отраслями, которые становятся все более важными для будущего развития страны.

В 2016 г. в стране утвержден «Национальный стратегический план инновационного развития», определяющий основные цели развития науки, технологий и инноваций на средне- и долгосрочную перспективу24. Приоритетные направления развития, перечисленные в этих стратегиях и планах, совпадают с важными направлениями научных исследований и разработок в Китае. В рейтинге на основе глобального индекса инноваций, проведенном Всемирной организацией интеллектуальной собственности в 2016 г., КНР вошла в число 25 самых инновационных стран мира25. В рамках Национального стратегического плана инновационное развитие представляет собой синтез таких инноваций, как институциональные, управленческие, бизнес-модели и культурные, являющиеся ядром научно-технических инноваций.

В 2018 г. в 17 городах Китая созданы демонстрационные базы инновационных стартапов, университетские демонстрационные базы инноваций и корпоративных инноваций, а также

19 National Bureau of Statistics of China. URL: https://www.stats.gov.cn/english (дата обращения: 12.07.2021).

20 Construction in full swing to build China's "city of the future", Xiongan. URL: https://www.scmp.com/video/china/3128446/construction-full-swing-build-chinas-city-future-xiongan (дата обращения: 12.07.2021).

21 Экономический пояс реки Янцзы - источник энергии для высококачественного развития Китая. URL: https://tass.ru/press-relizy/10019955 (дата обращения: 12.07.2021).

22 President Xi calls for building 'green, healthy, intelligent and peaceful' Silk Road. URL: https://www.scio.gov.cn/32618/Document/1481477/1481477. htm (дата обращения: 12.07.2021).

23 National Bureau of Statistics...

24 Outline of the National Innovation-Driven Development Strategy Issued by the CPC Central Committee and the State Council. URL: https://www. xinhuanet.com/politics/2016-05/19/c_1118898033.htm (дата обращения: 12.07.2021).

25 Глобальный инновационный индекс 2016 г.: в рейтингах лидируют Швейцария, Швеция, Соединенное Королевство, США, Финляндия, Сингапур; в число 25 ведущих стран вошел Китай. URL: https://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2016/article_0008.html (дата обращения: 12.07.2021).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

определены модели развития в соответствии с условиями, сложившимися в регионах.

Новый тип урбанизации способствует росту экономического пояса. Из всех 248 пилотных районов новой урбанизации по всей стране 81 район расположен в экономическом поясе реки Янцзы. В октябре 2018 г. для движения был открыт мост Гонконг - Чжухай - Макао протяженностью 55 км. В результате этого время в пути между Гонконгом и Чжухаем сократилось с 3-х часов до 45 минут, что еще больше интегрировало города в дельте Жемчужной реки. Мост, облегчающий взаимообмен между тремя районами, является модельным проектом района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао. В феврале 2019 г. Китай опубликовал Общий план развития района Большого залива, цель которого -

превратить этот регион в «образец для подража-

26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния высококачественного развития» . По состоянию на 2018 г. 6 гонконгских колледжей основали 72 научно-исследовательских учреждения в Шэньчжэне, а Гуандун и Гонконг совместно субсидировали 151 инновационную программу. Стремясь стимулировать более широкий рост, китайские власти реализовали различные целевые стратегии развития.

Коммунистическая партия Китая стремится сочетать социалистическую систему с системой рыночной экономики и «играет стратегически ориентированную роль в планировании нацио-

27

нального развития» .

В последние десятилетия экономист Лю Гогуан выдвинул и объяснил «закон распланированного и пропорционального развития». Данный закон состоит из двух частей: закона пропорциональности и закона планирования, которые связаны между собой28.

В первые десятилетия своего развития КНР училась у Советского Союза социалистичес-

кому строительству. Современная научно-инновационная система Китая ориентируется на опыт СССР (ведущая роль национальной академии наук, ориентация на решение конкретных общегосударственных, региональных и экономических задач) и является прямым результатом его творческого развития. В начале 1980-х в качестве базовой модели дальнейшего роста была взята венгерская модель социализма, которая преобразовалась в китайскую модель плановой рыночной экономики, курс на которую был взят в 1984 г. на III Пленуме КПК. Она предполагала расширение общественной собственности и снижение директивности планирования и уровня ценового регулирования государством, а также самостоятельность предприятий. Китай изучил и использовал опыт развитых стран и сделал свой рынок более либеральным, но без применения «принципа невмешательства». В своей речи от 30 января 2018 г. Си Цзиньпин разъяснил содержание и базовые рамки современной экономической системы, включая

„ 29

концепцию «шесть систем, один строй» .

Четкость и афористичность формулировок целей, долгосрочность стратегий и единство государственного аппарата, науки и общества в их достижении являются отличительными чертами китайской системы стратегического планирования. Основное свойство системы - это успешность в достижении обозначенных целей на всех этапах развития в последние 40 лет. Однако постепенное исчерпание возможностей для быстрого роста является одной из проблем развития экономики КНР, которую руководство осознает в условиях начавшегося мирового политического и очередной волны экономического кризисов. Поэтому вопрос об эффективности стратегий и систем стратегического планирования представляется важным.

26 Китай обнародовал тезисы плана развития региона «Большого залива» Гуандун - Сянган - Аомэнь. URL: https://news.rambler.ru/asia/41742115/?utm (дата обращения: 12.07.2021).

27 Си Цзиньпин. Победа во всестороннем построении среднезажиточного общества приведет к великой победе социализма с китайской спецификой в новую эпоху.

28 Лю Гогуан. О роли правительства и рынка в распределении ресурсов.

29 ЖЯЙШШЙШШ^ШФ^ URL: https://www.gov.cn/xinwen/2018-02/01/content_5263002.htm (дата обращения: 12.07.2021).

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Нельзя не отметить более высокий уровень взаимной интеграции стратегической деятельности госуправления, науки и общества в Китае, являющийся отражением консолидации общества в достижении целей развития, что является преимуществом КНР.

Как указывает В. Л. Квинт, необходима согласованность стратегических приоритетов всех уровней - от глобального до местного. Региональное звено национальных экономических систем становится наиболее сложным для стра-тегирования, поскольку на данном уровне процесс должен учитывать широкий набор факторов, намерений, тенденций и обстоятельств глобального, национального и локального уровней, а также стратегии взаимодействующих регионов. Мерилом качества региональных стратегий выступает согласованность интересов всех сторон «от глобальных до личных». При ее недостатке или отсутствии происходят социально-экономические дисбалансы, которые могут вылиться (и выливаются) в политическую

30

плоскость .

Ученые из Китая и западных стран разделяют общую точку зрения на качественное развитие, согласно которой разрушение старого экономического имульса и создание нового может стимулировать дальнейший экономический рост. Согласно статистическим результатам Всемирного банка ослабление первоначальной движущей силы является основной причиной замедления экономического роста страны при переходе от среднего к высокому уровню доходов, тогда как отмечается отсутствие новой

31

движущей силы .

На основе этого нового определения китайские ученые провели исследования и представили предложения о том, как культивировать новый экономический импульс. Было показано, что массовое предпринимательство и инновации являются новыми двигателями для поддержания стабильного экономического роста, преобразования и модернизации экономики32. Выявлено, что развитие и расширение нового экономического импульса, зависящего от технологических инноваций, представлено «тремя двигателями» со стороны предложения: институциональная реформа, структурная оптимизация и модернизация факторов производства33. Данные исследования отражают смысл нового экономического импульса в качественном развитии Китая.

Новый экономический импульс в инновационном развитии регионов КНР предполагает технологические инновации, институциональные реформы, общую социально-экономическую трансформацию и модернизацию, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на эффективность регионального развития. Прямое влияние технологических инноваций, преобразований и модернизации сильнее, чем косвенное. Однако в различных регионах прямые и косвенные эффекты проявляются по-разному в зависимости от свойств территории и ее социально-экономических характеристик. Эта модернизация имеет несколько политико-стратегических последствий для правительства Китая в отношении трансформации нового и старого экономических импульсов, глубокой оптимизации распределения местных ресурсов и скоординированного и высококачественного развития региональных экономик Китая34.

30 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

31 Growth slowdowns and the middle-income trap / S. Aiyar [et al.] // Japan and the World Economy 2018. Vol. 48. P. 22-37. https://doi.org/10.1016/j. japwor.2018.07.001

32 Gu S. The strategic thinking of promoting entrepreneurship and innovation to cultivate new driving forces and realize economic transformation // International Journal of Software Science and Computational Intelligence. 2017. Vol. 12. P. 1-4.

33 Li Z. Accelerating the transformation of new and new kinetic energy and promoting economic transformation and upgrading // Leading Scientific Forum. 2017. Vol. 18. P. 66-82.

34 Hong Y., Liu W., Song H. Spatial econometric analysis of effect of New economic momentum on China's high-quality development // Research in International Business and Finance. 2022. Vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2022.101621

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

ВЫВОДЫ

Китай - страна с продолжительным успешным опытом реализации стратегического планирования. В стране сформирована эффективная инфраструктура, соединяющая научные идеи с производственными и политическими интересами, направленными на долгосрочное эффективное развитие. Сокращение региональной

ЛИТЕРАТУРА

Аганбегян А. Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономи-ческого роста // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 3. С. 66-79. Белоусов Р. А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987. 428 с. Бродская И. А. Уроки французских индикативных планов (к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. 2014. № 116. С. 7-14. Виханский О. С. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом // Менеджмент: век XXI / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. М.: Инфра-М, 2015. С. 17-36.

Глазьев С. Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал.

2013. № 3. С. 3-37.

Енэмура М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики // Вопросы экономики. 1992. № 11. С. 82-92. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909 Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Сравнение роли качества жизни и ценностей в стратегии развития стран с формирующимся рынком и Запада // Инновации.

2014. Т. 191. № 9. С. 41-51.

Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI века. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. 744 с.

дифференциации повышает уровень и качество жизни населения, включая улучшение экологической ситуации. Применение успешного опыта реализации теории стратегии и методологии стратегирования требует дальнейшего изучения и исследования, а также использования другими странами.

Макаров В. Л. Анализ и оценки возможностей инновационного развития России в работах экономистов на конкурсе РГНФ 2010 года // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. Т. 59. № 2. С. 39-41.

Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Л. Макаров [и др.] // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3. С. 76-90. https:// doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90

Научно-технические программы в США - что определяет успех? Рассказывает директор Института проблемных исследований РАЕН Л. Ю. Бочаров // Электроника: наука, технология, бизнес. 2009. Т. 96. № 6. С. 16-23.

Не Юнъю. Стать лидером - внутренняя логика экономической стратегии Китая. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. 238 с.

Некипелов А. Д. Роль стратегического планирования социально-экономического развития в обеспечении национальной безопасности // Вестник Совета безопасности Российской Федерации. 2017. Т. 49. № 2. С. 162-173.

Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни населения / В. Л. Макаров [и др.] // Экономика региона. 2014. Т. 40. № 4. С. 9-30.

Песцов С. К. Управление региональным развитием: опыт Китая // Фундаментальные исследования. 2019. № 10. С. 57-63.

Fan C. C. Uneven development and beyond: Regional development theory in post-Mao China / International Journal of Urban and Regional Research. 1997.

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Vol. 21. № 4. P. 620-639. https://doi.org/10.1111/ 1468-2427.00105

Growth slowdowns and the middle-income trap / S. Aiyar [et al.] // Japan and the World Economy. 2018. Vol. 48. P. 22-37. https://doi.org/10.1016/ j.japwor.2018.07.001

Gu S. The strategic thinking of promoting entreprene-urship and innovation to cultivate new driving forces and realize economic transformation // International Journal of Software Science and Computational Intelligence. 2017. Vol. 12. P. 1-4.

REFERENCES

Aganbegyan AG. Human capital and its main component - the "knowledge economy" sphere as the main source of socio-economic growth. Economic Strategies. 2017;19(3):66-79. (In Russ.)

Belousov RA. Istoricheskiy opyt planovogo upravleniya ehkonomikoy SSSR [Historical experience of planned economic management in the USSR]. Moscow: Mysl'; 1987. 428 p. (In Russ.)

Brodskaya IA. Lessons of French indicative plans (to the elaboration Russian conception macroeconomic planning). Economic Sciences. 2014;(116):7-14. (In Russ.)

Vikhanskiy OS. K voprosu o smene paradigmy upravleniya biznesom [The changing paradigm of business management]. In: Vikhanskiy OS, Naumov AI, editors. Menedzhment: vek XXI [Management: XXI century]. Moscow: Infra-M; 2015. pp. 17-36. (In Russ.)

Glaziev SYu. Once again on alternative state policy of national economy modernization and development (suggestions for 2013-2014). Russian Economic Journal. 2013;(3):3-37. (In Russ.)

Enehmura M, Tsukamoto Kh. Opyt poslevoennoy Yaponii v reformirovanii ehkonomiki [The reforming experience of post-war Japan]. Voprosy Ekonomiki. 1992;(11):82-92. (In Russ.)

Kvint VL, Novikova IV, Alimuradov MK. Alignment of global and national interest with regional strategic priorities. Economics and Management. 2021;27(11): 900-909. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

Hong Y., Liu W., Song H. Spatial econometric analysis of effect of New economic momentum on China's high-quality development // Research in International Business and Finance. 2022. Vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2022.101621 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314 Li Z. Accelerating the transformation of new and new kinetic energy and promoting economic transformation and upgrading // Leading Scientific Forum. 2017. Vol. 18. P. 66-82.

Kvint VL, Okrepilov VV. Comparing the role of quality of life and values in the development strategy of both emerging market countries and in the west. Innovations. 2014;191(9):41-51. (In Russ.) Kurbanov SO. Istoriya Korei: s drevnosti do nachala XXI veka [History of Korea: from antiquity to the early XXI century]. St. Petersburg: St Petersburg University; 2018. 744 p. (In Russ.) Makarov VL. Analiz i otsenki vozmozhnostey innovat-sionnogo razvitiya Rossii v rabotakh ehkonomistov na konkurse RGNF 2010 goda [Analysis and assessment of the possibilities of Russia's innovative development in the works of economists at the Russian Humanitarian Science Foundation 2010]. Vestnik Rossiyskogo gumani-tarnogo nauchnogo fonda [Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Fund]. 2010;59(2):39-41. (In Russ.)

Makarov V, Ayvazyan S, Afanasyev M, Bakhtizin A, Nanavyan A. Modeling the development of regional economy and an innovation space efficiency. Forsajt. 2016;10(3):76-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/ 1995-459X.2016.3.76.90 Nauchno-tekhnicheskie programmy v SSHA - chto opre-delyaet uspekh? Rasskazyvaet direktor Instituta prob-lemnykh issledovaniy RAEN L.Yu. Bocharov [Science and technology programs in the US: what determines success? Interview with L.Yu. Bocharov, Director of the Institute for Problem Research of the Russian Academy of Natural Sciences]. Electronics: Science, Technology, Business. 2009;96(6):16-23. (In Russ.)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

Nie Yongyou. Stat' liderom - vnutrennyaya logika ehko-nomicheskoy strategii Kitaya [Becoming a leader is the internal logic of China's economic strategy]. St. Petersburg: IPTS SZIU RANKhiGS; 2022. 238 p. (In Russ.)

Nekipelov AD. Rol' strategicheskogo planirovaniya sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya v obespeche-nii natsional'noy bezopasnosti [The role of strategic planning of socio-economic development in the national security]. Vestnik Soveta bezopasnosti Rossiys-koy Federatsii [Bulletin of the Security Council of the Russian Federation]. 2017;49(2):162-173. (In Russ.)

Makarov VL, Ayvazyan SA, Afanasyev MYu, Bakhtizin AR, Nanavyan AM. The estimation of the regions' efficiency of the russian federation including the intellectual capital, the characteristics of readiness for innovation, level of well-being, and quality of life. Economy of Regions. 2014;40(4):9-30. (In Russ.) Pestsov SK. Regional development management: China's experience. Fundamental Research. 2019;(10):57-63. (In Russ.)

Fan CC. Uneven development and beyond: Regional development theory in post-Mao China. International

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/ или публикации данной статьи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Ван Юйшань, аспирант Высшей школы государственного администрирования, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; vanunshan@yandex.ru Новикова Ирина Викторовна, д-р экон. наук, доцент, заведующая аспирантурой Высшей школы государственного администрирования, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; novikovaiv5@ gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-3741-3031

Journal of Urban and Regional Research. 1997;21(4):620-639. https://doi.org/10.1111/1468-2427.00105 Aiyar S, Duval R, Puy D, Wu Y, Zhang L. Growth slowdowns and the middle-income trap. Japan and the World Economy. 2018;48:22-37. https://doi.org/10.1016/j. japwor.2018.07.001 Gu S. The strategic thinking of promoting entrepre-neurship and innovation to cultivate new driving forces and realize economic transformation. International Journal of Software Science and Computational Intelligence. 2017;12:1-4. Hong Y, Liu W, Song H. Spatial econometric analysis of effect of New economic momentum on China's high-quality development. Research in International Business and Finance. 2022;61. https://doi. org/10.1016/j.ribaf.2022.101621 Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge; 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314 Li Z. Accelerating the transformation of new and new kinetic energy and promoting economic transformation and upgrading. Leading Scientific Forum. 2017;18:66-82.

CONFLICTS OF INTEREST: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.

ABOUT AUTHORS: Yushan Wang, PhD student of the Higher School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; vanunshan@yandex.ru Irina V. Novikova, Dr.Sci.(Econ.), Assistant Professor, Head of Postgraduate Studies of the Higher School of Public Administration, Lomono-sov Moscow State University, Moscow, Russia; novikovaiv5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-3741-3031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.