Научная статья на тему 'Стратегическое партнерство с вузом как инструмент развития промышленного предприятия'

Стратегическое партнерство с вузом как инструмент развития промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Александр Михайлович, Иванов Владимир Николаевич

Как показывает мировая практика, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост в современном мире определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Механизм управления инновационной деятельностью представляет собой совокупность инструментов, методов и средств, с помощью которых получают практическое воплощение цели инновационного развития. В этой связи важную роль играет тесная взаимосвязь предприятий промышленности с высшей школой. Масштабы и динамика создания и диффузии инноваций зависят не только от наличия формальных организаций как таковых (фирмы, университеты, научные институты и т. д.), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний. Важную роль в развитии инновационной деятельности на промышленных предприятиях могут сыграть стратегические партнерства (альянсы) с вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic partnership with the university as a tool for development of industrial enterprise

As the worldwide practice shows, a high competitiveness and a stable economic growth are determined by the factors, stimulating new technologies. The management of innovations is considered as a combination of instruments, methods and ways by which the development goals are achieved and implemented in practice. In terms of this, the key role is given to the links between industries and higher education. The scale and dynamics of creating and disseminating innovations depend on the presence of formal organizations (companies, universities, institutes etc.) and their interactions with each other as elements of an entire system, which provides knowledge to be implemented.

Текст научной работы на тему «Стратегическое партнерство с вузом как инструмент развития промышленного предприятия»

Стратегическое партнерство

с вузом как инструмент развития промышленного предприятия

А. М. Макаров,

д. э. н., профессор, зав. лабораторией РЭО, Институт экономики и управления УдГУ

В. Н. Иванов,

Удмуртский государственный университет, зам. директора Центра научных исследований ГОУВПО «УдГУ»

Как показывает мировая практика, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост в современном мире определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Механизм управления инновационной деятельностью представляет собой совокупность инструментов, методов и средств, с помощью которых получают практическое воплощение цели инновационного развития. В этой связи важную роль играет тесная взаимосвязь предприятий промышленности с высшей школой. Масштабы и динамика создания и диффузии инноваций зависят не только от наличия формальных организаций как таковых (фирмы, университеты, научные институты и т. д.), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний. Важную роль в развитии инновационной деятельности на промышленных предприятиях могут сыграть стратегические партнерства (альянсы) с вузами.

Рост значения знаний для создания общественного богатства в последние десятилетия отмечается многими исследователями [9]. Сущность экономики, основанной на знаниях, отражает в первую очередь рост значения знаний для создания

As the worldwide practice shows, a high competitiveness and a stable economic growth are determined by the factors, stimulating new technologies. The management of innovations is considered as a combination of instruments, methods and ways by which the development goals are achieved and implemented in practice. In terms of this, the key role is given to the links between industries and higher education. The scale and dynamics of creating and disseminating innovations depend on the presence of formal organizations (companies, universities, institutes etc.) and their interactions with each other as elements of an entire system, which provides knowledge to be implemented.

общественного богатства, качественное изменение роли знания, обретение им функции ведущего производственного фактора. В этой связи мы выделяем следующие принципиальные особенности «экономики знаний»: применение знания не только к произ-

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

водству, но и к управлению; обретение теоретическим знанием роли непосредственного производственного фактора; доминирование знаний в формировании затрат и результатов предприятий.

Следует отметить, что многолетние глубокие исследования бурного прогресса одних стран и регионов и сравнительно медленного — других привели к выводу, что экономическое развитие обусловлено более сложной системой взаимосвязанных факторов, чем просто наличие большого числа научных организаций и высокотехнологичных предприятий. Иллюстрацией данного вывода служит, например, сравнительный анализ развития стран Восточной (включая Россию) и Западной Европы. В первом случае высокий уровень квалификации интеллектуальных работников, большое количество научных и научнотехнических организаций, высококачественный научный задел не привели к переходу экономики на новый, постиндустриальный уровень развития. Более того, в 90-е годы прошлого века падение производства в высокотехнологичных отраслях промышленности и сокращение государственных ассигнований на развитие науки и техники в России привели к резкому сокращению численности научных кадров, научных исследований и разработок.

По данным государственной статистики, в последние годы доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции составляет около 5% (5,2% в целом в 2006 г., 7,1% по обрабатывающим производствам, 5,0% по производству машин и оборудования), что в несколько раз ниже уровня, характерного для развитых стран. Финансирование научных исследований составило в 2006 г. 2,27% от расходов федерального бюджета и 0,36% от ВВП.

Разумеется, такое положение требует срочных мер, разработки и внедрения механизмов инновационного развития. Механизм управления инновационной деятельностью представляет собой совокупность инструментов, методов и средств, с помощью, которых получают практическое воплощение цели инновационного развития. Построение механизма, трансформирующего управленческие решения в области инноватики в конечный продукт, является актуальной проблемой для отечественных предприятий.

В этой связи важную роль играет тесная взаимосвязь предприятий промышленности с высшей школой. Основной проблемой высшего образования во многих странах является недостаток местного спроса, что свидетельствует о несовершенстве и стагнации национальной инновационной системы. Реформирование системы высшего образования может способствовать построению более совершенной и динамичной инновационной системы [6]. Система высшего образования является лишь частью национальной инновационной системы. Стратегия развития промышленности должна быть направлена на развитие видов экономической деятельности, соответствующих местным особенностям с положительным обратным эффектом для образования.

Важно отметить, что масштабы и динамика создания и диффузии инноваций зависят не только от наличия формальных организаций как таковых (фир-

мы, университеты, научные институты и т. д.), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, и от их соответствия другим общественным институтам (ценностям, нормам, законодательным ограничениям и т. п.). Речь идет среди прочего об интеграции высшей школы и промышленности в деле развития инноваций.

Исторически сложилась ситуация, что в процессе своей эволюции вузы формировались как ядро научно-технического прогресса. В реализации инновационной политики вузам отводится важная роль. С участием вузов создаются различные инновационные структуры: научно-технические парки; университетские бизнес-инкубаторы; инновационно-технологические центры; центры трансфера технологий; учебно-инновационные комплексы и др. Существует ряд механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности [5].

Во-первых, это создание совместных научно-образовательных объединений в различных организационно-правовых формах — от договоров на реализацию совместных образовательных программ, где партнерами являются вузы, академические и отраслевые научные организации, до создания самостоятельных научно-образовательных центров и формирования университетских комплексов.

Во-вторых, это передача финансовых, имущественных и других ресурсов отечественных предприятий в управление университетам. Ключевым моментом, определяющим согласие передать акции или другие ресурсы предприятия в трастовое управление вузам, явится экономическая эффективность этой передачи, сопровождаемая увеличением налоговых поступлений в результате развития предприятия через созданную иннвационно-инвестиционную инфраструктуру высшей школы.

В-третьих, интеграция науки, образования и производства возможна путем создания учебно-научноинновационного комплекса (УНИК), где все входящие элементы существуют на договорных началах, но предлагается несколько иная система финансирования, связанная с перераспределением адресатов бюджетных статей. Одним из направлений модернизации системы образования, в первую очередь высшего профессионального, является создание университетских комплексов (УК), и как их разновидности — учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК). Университетские комплексы — это повышение качества подготовки специалистов на основе научной и инновационной деятельности учёных университета, интеграция университетов с реальным промышленным сектором, где необходимо претворять результаты научных работ учёных университета в реальную наукоёмкую продукцию, в товар, востребованный рынком, и на базе интегрирования науки и инноваций с промышленным сектором экономики вести подготовку специалистов по всем уровням образования. По существу, это одна из возможных моделей региональной инновационной системы.

В-четвертых, интеграция возможна через центры совершенства (передовых исследований), формиру-

емые на базе ведущих вузовских и академических научных коллективов и финансируемые на конкурсной основе. Такие центры, как показал опыт не только ведущих индустриальных стран, но в последние годы и ряда стран Центральной и Восточной Европы, могли бы стать эффективным инструментом преодоления институциональных барьеров между наукой и образованием.

В-пятых, для успешной коммерциализации результатов исследований и разработок следует содействовать созданию и поддержке малых стартовых фирм, являющихся элементами инновационной системы и обеспечивающих разработку и передачу новых технологий, в том числе путем предоставления им стартового капитала (по опыту американской программы БВШ) и налоговых льгот, оказания правовой и информационной поддержки, а также организации центров передачи технологий, ответственных за продвижение разработанных в вузах объектов интеллектуальной собственности в производство, проведение патентных и маркетинговых исследований.

Наконец, в-шестых, взаимодействие высшей школы и производства возможно через создание центров коллективного пользования научным оборудованием и телекоммуникационных сетей, совместных испытательных центров и полигонов, научных и технологических парков, научно-технических и инновационных фирм, совместных специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе ведущих вузов и НИИ.

Перспективной формой взаимодействия между предприятиями и вузами являются так называемые стратегические партнерства (альянсы). Стратегическое партнерство (альянс) — это форма кооперации между двумя и более юридически независимыми организациями, в рамках которой они разделяют риски, объединяют свои сильные стороны и интегрируют бизнес-функции для достижения взаимной выгоды. Каждый из партнеров по альянсу остается самостоятельным субъектом, в отличие от слияния или поглощения. Стратегический альянс, как правило, является сетью закрытого типа, поскольку специфическое сочетание партнеров выступает одним из главных конкурентных преимуществ. Для стратегических альянсов характерно совпадение только некоторых целей контрагентов и, зачастую, только на определенный отрезок времени, при этом партнеры по альянсу зачастую остаются конкурентами во всех сферах деятельности, не касающихся совместно преследуемой цели. Участники альянсов не склонны к существенному инвестированию в специфические активы. Двусторонний альянс можно рассматривать также как первую ступень развития партнерских отношений, которая в дальнейшем может преобразоваться в сетевое взаимодействие.

В широком смысле к стратегическим альянсам относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытноконструкторским работам (НИОКР), развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные

предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия). В качестве примера можно привести «Консорциум Центров трансфера технологий ВУЗов Приволжского федерального округа».

Стратегический альянс, или соглашение о кооперации, может принимать различные формы, такие как: совместные предприятия, созданные для осуществления определенных проектов; инвестиции в компании, вписывающиеся в технологические цепочки бизнеса; лицензионные соглашения, когда компания, обладающая определенной технологией в одной стране, дает лицензию компании, владеющей большой долей рынка в другой стране.

Причины, побуждающие к созданию стратегических альянсов, сводятся к следующему: потребность в объединении усилий и ресурсов в области НИОКР, освоения рынков и реализации иных крупных проектов; необходимость привлечения крупных инвестиций; необходимость привлечения команды менеджеров с опытом реализации определенных проектов. Существует четыре основных фактора, определяющих успешность альянсов — качество менеджмента знаний, внешняя прозрачность, внутренняя координация и ответственность (подотчетность).

Стратегические альянсы признаются экспертами наиболее эффективной формой взаимодействия промышленного предприятия с научной организацией или вузом, однако здесь возникает ряд проблем. Среди них — различия в критериях оценки уровня готовности научно-прикладной разработки к промышленному освоению у научной организации и промышленного предприятия, а также возможность доступа к льготным финансовым ресурсам на адаптацию научных разработок к условиям промышленного предприятия.

В качестве примера успешного стратегического партнерства в области инновационной деятельности можно рассматривать опыт взаимодействия ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» с ОАО «Элеконд» (г. Сарапул, Удмуртия). ОАО «Эле-конд» — предприятие основной производитель и поставщик на российский рынок алюминиевых, электролитических, ниобиевых и танталовых конденсаторов. Потребителями ОАО «Элеконд» являются более 2000 предприятий России и стран СНГ. Продукция завода используется при создании аудио-, видеоаппаратуры, средств электро- и железнодорожного транспорта, энергосберегающих систем, а также в сложнейшей аппаратуре авиакосмического и военнопромышленного комплекса.

С наступлением 1992 года и в течение последующих двух лет российской электронной промышленности практически не стало. Это коснулось всех предприятий, выпускающих электролитические конденсаторы. Из двадцати заводов бывшего СССР на сегодняшний день работают три предприятия. До 1992 года завод получал разработки новых изделий из НИИ «Гириконд» (г. Санкт-Петербург), в связи с отсутствием бюджетного финансирования, институт практически прекратил разработку новых изделий.

Таким образом, начиная с 1999 года ОАО «Эле-конд» был вынужден приступить к самостоятельно-

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

му выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и освоению новых типов конденсаторов. Результатом этих работ стало освоение и производство 15 новых видов изделий конденсаторов. Справедливости ради следует отметить тот факт, что с самого начала организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ОАО «Эле-конд» не стал ограничиваться собственным научным потенциалом, а предпринял попытки вовлечение в процесс представителей научной общественности региона. С этой целью в 2000 году после предварительных переговоров и постановки совместных задач было заключено соглашение о совместной деятельности в областях: физики, химии, теплоэнергетики.

В рамках действующего по сей день соглашения специалистами ГОУ ВПО УдГУ был выполнен ряд работ:

• Полный энергоаудит предприятия. В результате обследования были выявлены недостатки энергетической системы, разработаны рекомендации по улучшению ее работы. Проведенные мероприятия позволили значительно сократить потери всех видов энергии.

• Исследование коррозионной устойчивости образцов легированной стали и сварных швов в электролитах электрохимического производства алюминиевой фольги. В результате исследования была выявлена закономерность растворения оболочки ванн формовки при электрохимической алюминиевой фольги.

• Проведение сравнительного анализа образцов исходных алюминиевых фольг различных компаний, исследование структур и составов алюминиевых фольг. В результате исследования было установлено, что фольги зарубежного производства, в отличии от отечественных имеют на 95% кубическую структуру. Фольга с таким строением позволяет изготавливать конденсаторы с повышенными характеристиками, уровня зарубежных образцов. Для работы с зарубежными фольгами было приобретено оборудование фирмы ЕРСОБ. Кроме того были сформулированы предложения для ОАО «Русал» по организации производства

алюминиевых фольг с данными характеристиками в России.

В целом необходимо отметить, что степень и качество университетско-промышленных отношений стали чрезвычайно важными. В результате во многих странах подобное сотрудничество стало центральной задачей правительственной промышленной политики [1]. При этом развитие официальных связей — особенно тех, которые имеют форму научных исследований, проводимых по контрактам, совместных патентов, лицензий и сопутствующих результатов научных исследований — может рассматриваться как верхушка айсберга, в основании которого лежит множество неоформленных соглашений, а также мобильность исследователей и информации между этими сферами. Поэтому развитие промышленно-научных отношений должно стать неотъемлемой частью стратегии инновационной политики государства.

Литература

1. П. Битенкорт, М. Рапини, Д. Брито, Ж. Кассиолато. Отношения между предприятиями и университетами в экономически развитых регионах Бразилии//Материалы 5-ой международной конференции «Глобеликс-Россия 2007». Т. 3. Саратов: СГТУ, 2007.

2. А. А. Дагаев. Международные стратегические альянсы в автомобильной промышленности России//Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001.

3. Д. Х. Дайер, П. Кэйл, Х. Синкх. Как сделать так, чтобы стратегический альянс работал в интересах компании. СПб., 1999.

4. Н. Р. Кельчевская, Л. А. Романова. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала//Университетское управление, № 3, 2004.

5. Д. А. Клименко. Концепция развития инновационной деятельности на уровне региона//Управление экономикой: методы, модели, технологии: Третья Всероссийская научно-методическая конференция: Материалы конференции. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2003.

6. Б.-А. Лундвалл. Высшее образование, инновации и экономическое развитие//Материалы 5-ой международной конференции «Глобеликс-Россия 2007». Т. 3. Саратов: СГТУ, 2007.

7. А. М. Макаров. Преобразующий менеджмент в хозяйственной организации (монография). Екатеринбург: Изд-во УРО РАН, 2004.

8. А. М. Макаров. Состояние интеллектуального капитала предприятий Удмуртии: результаты эксплоративного исследова-ния//Менеджмент: теория и практика, № 3-4, Ижевск, 2004.

9. B. Meier. Mobile Wirtschaft — immobile Gesellschaft: gesellschaftliche Konsequenzen der Globalisierung. Koeln: DIV, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.