Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЁТ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авраменко Т.О., Католикова Д.

Статья посвящена рассмотрению вопроса становления и развития стратегического управленческого учёта. Рассмотрены различные подходы к определению термина «стратегический управленческий учёт». Даны основные характеристики этапов его становления на пути к современному состоянию. Рассмотрены различные подходы к формированию стратегического управленческого учёта в организациях, а также их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING: BEGINNING AND MODERN CONDITION

The article is devoted to the consideration of the issue of the formation and development of strategic management accounting. Various approaches to the definition of the term "strategic management accounting" are considered. The main characteristics of the stages of its formation on the way to the present state are given. Different approaches to the formation of strategic management accounting in organizations, as well as their advantages and disadvantages are considered.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

УДК 657

Авраменко Т.О. ассистент

кафедра бухгалтерского учёта, анализа и коммерческой деятельности Католикова Д. студент 3 курса экономический факультет Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Республика Беларусь, г. Гомель СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ: СТАНОВЛЕНИЕ И

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению вопроса становления и развития стратегического управленческого учёта. Рассмотрены различные подходы к определению термина «стратегический управленческий учёт». Даны основные характеристики этапов его становления на пути к современному состоянию. Рассмотрены различные подходы к формированию стратегического управленческого учёта в организациях, а также их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: управленческий учёт, стратегический учёт, стратегическая отчётность, конкуренция, рыночная стратегия.

Avramenko T., assistant Chair of Accounting, Analysis and Commercial Activities Gomel State University named after Francis Skoryna

Republic of Belarus, Gomel Katalokova D. student

3 year, Faculty of Economics Gomel State University named after Francis Skoryna

Republic of Belarus, Gomel STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING: BEGINNING AND

MODERN CONDITION

Annotation:

The article is devoted to the consideration of the issue of the formation and development of strategic management accounting. Various approaches to the definition of the term "strategic management accounting" are considered. The main characteristics of the stages of its formation on the way to the present state are given. Different approaches to the formation of strategic management accounting in organizations, as well as their advantages and disadvantages are considered.

Keywords: management accounting, strategic accounting, strategic

reporting, competition, market strategy.

В условиях интенсивного развития бизнеса деятельность предприятий в значительной степени зависит от внешней среды. Однако имеющаяся в распоряжении информация часто является слишком обширной для принятия объективного решения. Именно поэтому появилась необходимость в стратегическом учете и отчетности.

Существует множество различных подходов к определению стратегического учета. Согласно мнению Майкла Бромвича стратегический учет - это способ анализа финансовой информации о рынках продукции, компании, издержках соперников, структурах расходов и отслеживание стратегий предприятия и стратегии соперников на этих рынках в течение нескольких отчетных периодов. Р. Рослендер считает, что стратегический учет должен обеспечивать высшее руководство предприятия информацией, для достижения и поддержания стратегическую позицию, то есть позицию лидера, на рынке по отношению к конкурентам. К. Симмондз под стратегическим учетом понимает способ анализа собственного бизнеса, а также бизнеса конкурентов, применяемый при разработке и отслеживании стратегии собственного предприятия. Некоторые авторы все же считают, что это только развивающаяся сфера и поэтому нет каких-либо границ для точного определения сущности понятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на различия во мнениях, стратегический учет направлен на то, чтобы определить сильные и слабые стороны организации посредством анализа данных за ряд лет и использовать полученную информацию для совершенствования собственной деятельности.

Развитие стратегического учета началось в Соединенных штатах Америки, а затем распространилось по всему миру.

В начале XX века началась стадия массового производства. Для усиления своих позиций и повышения конкурентоспособности необходимо было разработать такой механизм, который поможет снизить издержки при производстве продукции.

В то время предприятия имели четкое разграничение по отраслям. Поэтому появился так называемый производственный стереотип, подразумевающий одинаковый набор управленческих представлений, подходов и решений.

Ситуация начала меняться уже с 30-х годов XX века после того, как спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению. Потребители стали стремиться к большему. Поэтому организации стали уделять больше внимания маркетинговой деятельности через продвижение продукции на рынок, рекламу, организацию сбыта и некоторых других способов воздействия на выбор потребителя.

Эти изменения стали реальными, поскольку рассматривались не только изнутри самого предприятия, а извне. Однако большинство

управленцев было против этих изменений, поскольку влияли психологические, а также финансовые факторы.

Это свидетельствует о том, что имеющийся опыт был наиболее ценным для руководства. Используя его, организация могла прогнозировать ситуацию. В тот период не было необходимости в предвидении нового, поскольку все изменения происходили медленными темпами, предоставляя достаточно времени для принятия решения.

В середине 1950-х гг. наблюдалось ускоренное развитие событий, которые меняли всю структуру предпринимательства. Эти перемены уже нельзя было соотносить с прежними тенденциями, так как наблюдались чаще и были более непредсказуемыми.

Впервые понятие стратегического учета появилось в начале 70-х годов прошлого века. Автором считается американская консалтинговая компания «McKinsey». Впервые она была внедрена в практическую деятельность с 1972 года такими организациями как «General Electric», «Coca-Cola» и другими. К началу 1980-х годов стратегическим учетом уже пользовались 45% крупнейших корпораций США. Причиной его столь великой популярности являлся тот факт, что стратегический учет «ориентирован на рынок завтрашнего дня», поскольку является управленческой практикой, широко распространенной и проверенной опытом крупных предприятий.

В 1980-1990-х годах по немногим событиям можно принимать решения, исходя из имеющегося опыта, однако в большинстве случаев это было невозможно из-за непредсказуемости процессов в экономике[1].

В таблице 1 представлены основные характеристики нестабильности разных периодов развития стратегического учета.

Таблица 1 - Характе

шстика нестабильности ситуации

Характеристика 1900 г. 1930 г. 1950 г. 1970 г. 1990 г. - наст. время

Особенность этапа Стабильность Реакция на проблемы Предвиде ние Исследо вание Творчество

Привычность событий Привычная в пределах экстраполяции опыта Неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом Неожиданные и современно новые

Темп изменений Медленнее, чем реакция фирмы Сравнимый с реакцией фирмы Быстрее, чем реакция фирмы

Предсказуемость будущего По аналогии с прошлым Путем экстраполяции Предсказуемы серьезные проблемы и новые возможности Частичная предсказуемость по слабым сигналам

Особенность стратегического учета заключается в том, что его можно использовать на любом этапе развития предприятия вне зависимости от того, является ли она новой или длительное время функционирующей на рынке.

Основной вопрос состоит в том, чтобы определить степень его использования: системный или отдельных инструментов.

В современных условиях стратегическое управление системным способом использует незначительное количество организаций. Например, на родине стратегического учета, в США, около 20% крупнейших организаций используют стратегический учет системным способом, в свою очередь приблизительно 75% компаний используют лишь отдельные его инструменты.

Однако даже у стратегического учета есть ряд ограничений. Во-первых, с его помощью нельзя получить абсолютно точную и детальную картину развития. Использование данного вида учета позволяет лишь описать возможное, наиболее благоприятное будущее предприятия. Это не детальное описание состояния внутри организации, а лишь совокупность возможных наиболее благоприятных качественных пожеланий к положению организации в рыночных условиях, к организационной структуре и т.п. Все это в совокупности должно помочь определить, насколько будет конкурентоспособно предприятие в будущем.

Второе ограничение заключается в том, что нельзя разработать какие-то шаблонные решения ситуаций, поскольку стратегический учет предполагает скорее определенную идеологию в области управления организацией. При этом существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии.

В-третьих, возникает необходимость в том, чтобы приложить значительные усилия и затраты времени и ресурсов, чтобы в компании началось использование стратегического учета. Поскольку оно предполагает, создание служб, которые осуществляют отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга, связи с общественностью и т.п. также значимы и нуждаются в значительных дополнительных затратах.

Еще одним ограничением является усиление негативных последствий ошибок стратегического предвидения. В тех случаях, когда создается новый продукт, меняются направления вложений, появляются новые возможности для развития организации, ошибочность принятия управленческого решения может привести к значительным потерям со стороны организации.

Во многих развитых и быстро развивающихся странах крупные организации часто применяют в своей практике стратегический учет. Используя собранную информацию, они составляют стратегический отчет, в котором отражены основные проблемы и возможности, которые присущи как организации, так и всей экономики в целом.

При формировании стратегической отчетности не всегда используется только финансовая информация. Кроме этого важную роль играет информация, получаемая из других информационных систем (маркетинговой, логистической и т.п.).

Как и для самого стратегического учета, к определению стратегической отчетности существует множество подходов. Однако в общем виде ее можно представить как отчетность, которая формируется предприятием в соответствии с установленными в нем регламентами.

Стратегическую отчетность составляют производные балансовые отчеты, в состав которой входит прогнозная информация финансовой направленности, а также прогнозная отчетность стратегического характера [2].

Для разработки стратегического учета, затем и отчетности можно использовать следующие подходы:

1) Выделение стратегической дирекции в самостоятельное подразделение. Его преимущества состоят в следующем:

- снижение загруженности сотрудников путем их ориентирования на отдельный вид деятельности;

- возможность использования потенциала сотрудников дирекции для решения дополнительных задач.

Помимо достоинств данный подход имеет недостатки. К ним относятся:

- недостаточность знаний у сотрудников стратегической дирекции существующих проблем и возможностей предпринимательства, отсутствие или недостаточные контакты с функциональными службами;

- перенос ответственности за развитие компании на стратегическую дирекцию;

- недопонимание персоналом логики и целей проектов развития и, как следствие, снижение мотивации.

2) Проектный подход. К его достоинствам относятся следующие:

- повышение эффективности в случае привлечения квалифицированного персонала;

- наилучшая реализация при непосредственном участии инициаторов проектов в разработке стратегии;

- снижение риска несоответствия проектов развития стратегии существующим проблемам и возможностям предприятия.

К основным недостаткам относят:

- сложность совмещения задач развития и текущего управления со стороны организации;

- отсутствие единого органа, ответственного за развитие;

- возможность конфликта между проектной группой и функциональными структурами компании.

3) Работа с консультантами выгодна, поскольку:

- у предприятия отсутствует опыт разработки стратегии;

- консультанты могут передать сотрудникам компании методики, используемые при разработке стратегии;

- появляется возможность воспользоваться преимуществами «взгляда

со стороны» на предпринимательскую деятельность компании;

- руководство компании не в состоянии выделить достаточные ресурсы для разработки стратегии;

- необходима разработка стратегии, которая будет представлена стратегическому инвестору;

- ожидается, что консультанты смогут не только обеспечить подготовку качественной стратегии, но и профессионально подготовят презентацию проекта.

К недостаткам реализации данного подхода относятся:

- подготовка «некачественной» стратегии;

- значительные финансовые затраты;

- отсутствие взаимного доверия, то есть неэффективное взаимодействие с консультантами.

При разработке стратегических планов в Республике Беларусь необходимо учитывать такие риски как:

- Конкуренция с ведущими мировыми компаниями, действующими на территории страны. Это опасность присуща многим государствам с открытой экономикой, в том числе и для Беларуси.

- Низкая эффективность белорусского персонала. Под этим подразумевается как техническое отставание, которое снижает производительность труда, так и недостаточность образования, подразумевающее неумение использовать современную технику.

- Производственные мощности не соответствуют современным требованиям и не способствуют повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и некоторые другие.

К сожалению, на данном этапе развития в Республике Беларусь стратегический учет практически не используется различными предприятиями и организациями.

К возможным причинам, по которым данная практика не распространена на территории нашей страны, могут быть следующими:

- Отсутствие понимания необходимости стратегического учета и создание отчетности, если нет ощутимого результата на данный момент.

- Непривычность нового вида деятельности

- Трудность в оценке отдачи и времени ее наступления

- Недостаточность располагаемых ресурсов и др.

Исходя из рассмотренных выше данных, можно сделать вывод, что использование стратегического учета для предприятий в Республике Беларусь также необходимо, как и в развитых странах.

Использованные источники:

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф; пер. с англ. под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2009

2. Евстафьева, Е.М. Анализ современных методик формирования прогнозной финансовой информации и отчетности в системе управленческого учета

коммерческих организаций / Е.М. Евстафьева, Д.В. Богатый // Международный бухгалтерский учет, 2013, № 48. - с. 2-16.

УДК 336.763

Азюкова З.Ф. студент 3 курса 3 группы экономический факультет специальность «Экономическая безопасность»

Бадашин Д.С. студент 3 курса 3 группы экономический факультет специальность «Экономическая безопасность»

УлГАУим. П.А. Столыпина научный руководитель: Нуретдинов И.Г.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Россия, г. Ульяновск

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ И ИХ

РАЗНОВИДНОСТИ

Аннотация: В данной статье рассматривается фьючерсный контракт, его история возникновения и основные разновидности. Особое внимание уделяется наиболее актуальным видам фьючерсных контрактов. Целью статьи является ознакомление читателя с сущностью и предназначением данного биржевого инструмента.

Ключевые слова: Фьючерсный контракт; поставочный фьючерс; расчётный фьючерс; товарный фьючерс; финансовый фьючерс; процентный фьючерс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Azyukova Z.F., 3rd year student of the 3rd group of the economic faculty

specialty "Economic security" Badashin D.S., 3rd year student of the 3rd group of the economic faculty

specialty "Economic security" UlGAUthem. P.A. Stolypin Russia, Ulyanovsk

Supervisor: Nurdddinov Ildar Gabbasovich, Associate Professor of the

Department of Finance and Credit THE HISTORY OF THE EMERGENCE OF FUTURES CONTRACTS AND THEIR DIVERSITY

Abstract: This article deals with the futures contract, its history of origin and the main varieties. Particular attention is paid to the most relevant types of futures contracts. The purpose of the article is to familiarize the reader with the essence and purpose of this exchange instrument.

Keywords: Futures contract; delivery futures; settlement futures; commodity futures; financial futures; interest futures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.