Научная статья на тему 'Стратегический подход к развитию туристического сектора северного региона (на примере Магаданской области)'

Стратегический подход к развитию туристического сектора северного региона (на примере Магаданской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
358
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЯ / REGION ECONOMY / TOURISM / STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шестаков Алексей Андреевич

Проведен анализ развития туристического сектора Магаданской области. Изложены основные направления стратегии развития туристического комплекса в Магаданской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шестаков Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH IN TOURISM DEVELOPMENT IN THE NORTH REGION (AS AN EXAMPLE IS MAGADAN REGION)

Development of the tourist sector in Magadan Oblast is discussed. Key directions of strategic development of the tourist complex in Magadan are described.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к развитию туристического сектора северного региона (на примере Магаданской области)»

анализ по рассматриваемой совокупности предприятий, который позволяет определить, какая из составляющих компонента экономического потенциала данного предприятия является узким местом, негативно влияющим на развитие предприятия.

Данная методика апробирована на примере сельскохозяйственных предприятий Приморского края. Анализ показывает, что сельскохозяйственные предприятия Приморского края практически не занимаются инновационной деятельностью. В воспроизводственной структуре основных фондов исследуемых предприятий все сильнее проявляется тенденция к повышению расходов на капитальный ремонт, «съедающий» до 40% объема инвестиций в основной капитал. До 70—80% инвестиционного спроса предъявляется на компоненты технического оборудования, которые можно заменить

без долгосрочных инвестиций в основной капитал, т.е. за счет оборотного капитала. Это ограничивает возможности предприятий не только в плане осуществления их радикальной структурно-технологической реконструкции, связанной с запросами рынка, но и в плане масштабного технического перевооружения для поддержания воспроизводственной структуры мощностей, подготовки кадров и т.д. Такая практика в долговременном аспекте приводит к экономической и технологической стагнации.

Примечания

1 Медведева O.E. Методические принципы экономической оценки биологических ресурсов на примере Московской области // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1999. № 4. С. 91-107.

2 Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб. М., 2003.

A.A. ШЕСТАКОВ

аспирант Северного международного университета

(г. Магадан)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ подход к развитию туристического сектора северного региона

(на примере Магаданской области)

Северные территории, к которым относится и Магаданская область, обладают богатым природно-ресурсным потенциалом, на основе которого может активно развиваться современный сектор региональной экономики — туризм.

Ресурсы Магаданской области позволяют формировать разнообразный туристический продукт. Уникальный природно-рекреацион-ный потенциал и культурно-историческое наследие при наличии развитой инфраструктуры могут быть использованы для организации современного туристического сектора и, как следствие, для развития региональной экономики в целом. Магаданская область обладает потенциалом для развития охотничьего и рыболовного видов туризма, круглогодичного лыжного спортивного туризма, орнитологического туризма, дайвинга, старательского туризма в поисках «своего самородка», этнографического туризма по изучению жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, исторического туризма по

объектам ГУЛАГа, экстремального туризма с использованием автотранспорта и собачьих упряжек с достижением «полюса холода».

Развитие туристического сектора Магаданской области может стать новым направлением в реструктуризации экономики региона, которая на сегодняшний день имеет ярко выраженную ресурсную направленность.

В настоящий момент туристическая индустрия Магаданской области характеризуется низким уровнем развития инфраструктуры. К основным проблемам развития туристической инфраструктуры следует отнести: низкое качество предложения общих и специализированных средств размещения, узость спектра транспортных услуг, неразвитость сферы развлечений.

Согласно областной целевой программе «Развитие туризма в Магаданской области на 2004—2007 гг.», объем финансовых ресурсов для развития инфраструктуры (строительства новых объектов туризма и реконструкции существующих) необходим на начальном

© A.A. Шестаков, 2006

А.А. ШЕСТАКОВ

этапе в размере более 335 млн р., причем из средств регионального бюджета и местных бюджетов на эти цели выделяется около 34 млн р., а на внебюджетные источники приходится 90% финансирования; следовательно, основное финансирование осуществляется за счет инвестиционных ресурсов.

На сегодняшний момент отношение к туристическому сектору в регионе недостаточно серьезное. Как администрация Магаданской области, так и предпринимательские структуры не видят возможности получения прибыли в данном секторе. Это можно подтвердить следующими данными: поток туристов в регион ежегодно в среднем составляет от тысячи до нескольких тысяч человек в год.

Развитию туризма препятствует ряд проблем, для решения которых требуется комплексный подход. В настоящее время назрела необходимость в консолидации усилий всех заинтересованных ведомств и организаций с целью реализации государственной политики развития туризма в регионе.

При эффективном использовании рекреационного потенциала можно обеспечить развитие туризма в Магаданской области, который будет стимулировать рост различных отраслей экономики региона, так как туризм обладает мощным мультипликативным эффектом, выражающимся в увеличении валового регионального продукта посредством туристических расходов.

В связи со сказанным отметим, что существует задача разработки стратегического плана, в котором возможно оценить все экзогенные и эндогенные факторы и альтернативные варианты развития туристического сектора. Стратегия должна быть направлена на эффективное использование природно-рекреационного потенциала, повышение конкурентоспособности экономики региона, прежде всего за счет совершенствования сферы услуг.

Главная цель разработки стратегии развития туризма — создание механизма формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего значительный вклад в экономику региона.

Направлениями реализации стратегии развития туризма в регионе должны стать: создание экономических механизмов стимулирования роста предпринимательства в туристическом секторе и совершенствование

нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту; привлечение инвестиций и применение различных мер государственной поддержки (налоговые и таможенные льготы) в режиме особой экономической зоны; формирование благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных, гостиничных и других организаций с целью высокотехнологичного обслуживания туристов.

Базовая стратегия развития туристического сектора северного региона должна основываться на оценке рекреационного потенциала территории, потенциальной возможности привлечения потока туристов и возможностей развития инфраструктуры туризма. Реализация базовой стратегии развития туристического сектора региональной экономики может быть достигнута за счет реализации функциональных стратегий, сформированных по отдельным контурам управления, в каждом из которых присутствуют своя цель, субъект и объект управления.

При разработке функциональных стратегий развития туристического комплекса в Магаданской области необходимо правильно выбрать направления вложения организационных, материальных и финансовых ресурсов, решив следующие задачи:

— формирование современного туристического продукта с внедрением современных маркетинговых технологий туристического обслуживания, освоения новых видов туризма и интеграции региона в систему российского туристического рынка на основе развития международного сотрудничества;

— развитие туристической инфраструктуры региона на основе создания условий для привлечения государственных и частных капиталовложений;

— обеспечение приоритетности развития туристической отрасли на уровне региона со стороны государственных органов власти, создание системы подготовки кадров для отрасли туризма.

Производственная функциональная стратегия — развитие инфраструктуры (строительство баз отдыха, гостиниц, разработка новых маршрутов, экскурсий, анимационных программ, укомплектование необходимым оборудованием и снаряжением) — позволит применить в туристическом секторе новые технологии обслуживания и увеличить долю въездного туризма за счет иностранных туристов.

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

Финансовая функциональная стратегия развития туризма в регионе должна базироваться на прямой государственной поддержке с предоставлением туристическим компаниям льгот по ряду налогов, платежей, пошлин и сборов, с организацией фондов поддержки малого предпринимательства в туризме.

Маркетинговая функциональная стратегия должна быть нацелена на устранение дефицита информации о туристических возможностях Магаданской области, изучение спроса на туристические услуги среди различных групп потребителей.

Целесообразно в качестве экологической функциональной стратегии выбрать районирование территории с использованием геоинформационных систем, а также зонирование по критерию максимально допустимой антропогенной нагрузки и устойчивого развития, применение геоинформационных систем органами власти для принятия решений в сфере туризма.

Законодательная функциональная стратегия должна предусматривать усовершенствование законодательной базы и устранение административных барьеров.

Социально-культурная функциональная стратегия развития туристического сектора должна обеспечить развитие социальной сферы как элемента косвенного влияния туризма на региональном и федеральном уровнях: рост числа культурно-образовательных, развлекательных и оздоровительных центров, улучшение состояния окружающей среды населенных пунктов и рекреационных зон.

Определяющей среди всех функциональных стратегий является кадровая стратегия. Человек как субъект управления всеми ресурсами туристического сектора, а также как непосредственный исполнитель туристических операций должен обладать высоким уровнем образованности, креативности и физического здоровья.

Успешной реализации базовой и функциональных стратегий развития туризма будет способствовать, на наш взгляд, режим особой экономической зоны как конкурентного фактора региональной экономики, создающего преференциальные условия для развития предпринимательства за счет льгот по налоговым и таможенным сборам. Учитывая положительный опыт оптимизации хозяйственной деятельности в регионе на основе концепции «точек роста» особой экономической зоны, позволившей в сложное время рыночных реформ решить множество проблем региона с учетом северных условий, Правительством РФ принято решение продлить срок ее функционирования с дополнительным включением элементов производящей, научно-технической и рекреационной зон, что благоприятно скажется на развитии туризма.

Использование стратегического подхода к развитию туристического сектора позволит обосновать его инвестиционную привлекательность, а также будет способствовать разработке долгосрочной программы для администрации Магаданской области, в которой наряду с развитием туристического сектора будет предусмотрено развитие обеспечивающих туризм отраслей.

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.